«Космос». Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста
Инна Ткаченко
«Космос». Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Космос».
Задачи: 1. Активизация и обогащение предметного, глагольного и словаря
наречий по теме.
2. Закрепление употребления слов-антонимов.
3. Закрепление навыка согласования существительных с
числительными в роде, числе и падеже.
4. Совершенствовать навык употребления простых и сложных
5. Развивать память, внимание, мышление.
6. Воспитывать навыки сотрудничества на занятии, инициативность,
Оборудование: сюжетная картинка «Космонавты»; предметные картинки по
теме «Космос»; мяч.
1. Организационный момент.
— Сядет тот, кто назовет свою картинку и разделит ее название на слоги.
— Ра – ке – та. В этом слове три слога.
— Спут – ник. В этом слове два слога.
— Кос – мо – навт. В этом слове три слога.
— Лу – на. В этом слове два слога.
2. Беседа, этап обучения.
— Уважаемые пассажиры! Посмотрите, пожалуйста, в иллюминаторы. Кого вы там видите? (Мы видим космонавтов.)
— Как выглядят космонавты? (На них серебристые скафандры.)
— Для чего нужны скафандры? (Они защищают космонавтов.)
— Что делают космонавты? (Они работают в открытом космосе.)
— Чем они заняты? (Они монтируют оборудование.)
— Где космонавты монтируют оборудование? (На орбитальной станции.)
— Это оборудование необходимо космонавтам для исследования космоса.
— Как вы думаете, какая работа у космонавтов? (Трудная, интересная, важная, опасная.)
— Правильно. Космонавты выполняют очень важную работу. Благодаря этой работе на Земле развиваются наука и техника.
Игра «Что делает?»
— Давайте поиграем в игру «Что делает?». Я бросаю мяч одному из вас и начинаю предложение. Вы ловите мяч, заканчиваете предложение и возвращаете мяч мне. Командир … управляет космическим кораблем.
— Спутник … передает сигналы на Землю.
— Орбитальная станция … мчится в космосе.
— Космонавты … проводят опыты.
Игра «Скажи наоборот».
— Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот». В солнечный день очень светло, а в космосе … темно.
— Летом на солнце очень жарко, а в космосе … холодно.
— На Земле люди совершают движения быстро, а в космосе … медленно.
— На Земле работать легко, а в космосе … тяжело.
— Молодцы, справились с заданием.
3. Динамическая пауза. (Речь с движениями.)
А сейчас мы с вами, дети, (Маршируют по кругу.)
Улетаем на ракете.
На носки поднимись, (Поднимаются на носки, тянут руки
вверх, сомкнув их.)
А потом руки вниз. (Опускают руки.)
Раз, два, потянись. (Вновь тянутся вверх.)
Вот летит ракета ввысь! (Бегут по кругу на носочках.)
4. Этап закрепления.
Игра «Посмотри и назови».
— Возьмите по одной картинке и скажите, что на ней нарисовано.
Составление предложение по картинкам
(употребление простых и сложных предлогов).
— Рассмотрите картинки. Расскажите, что на них происходит?
— Космонавт идет к космическому кораблю.
— Космонавт стоит около космического корабля.
— Космонавт входит в космический корабль.
— Космонавт смотрит из иллюминатора… И т. д.
Дается оценка деятельности каждого ребенка.
«Весна». Конспект итогового мероприятия по образовательной области «Коммуникация» Конспект итогового мероприятия по образовательной области «Коммуникация» Возрастная группа: Старшая группа компенсирующей направленности.
Презентация: «Космос» Тема » Космос» очень интересна для детей. В преддверии дня космонавтики будет логично провести занятие по развитию речи на космическую тему.
Источник
Лексико — грамматические игры и задания по теме космос
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Игры и упражнения по теме » Космос» для детей старших и подготовительных групп
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
лексико — грамматические игры и упражнения для детей ст. и подгот. гр по теме «Космос» | 167.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Составитель : учитель – логопед Шубина А.И.
Имена существительные : Космос, космонавт, ракета, планета, корабль, спутник, полет, звезда, комета, метеорит, созвездие, луна, солнце, Марс, Меркурий, Юпитер, Сатурн, Венера, Земля;. Команда, галактика, планетарий станция (орбитальная), орбита, вселенная, солнечная система, притяжение, спутник, обсерватория, метеориты
Глаголы: Лететь, падать, взлетать, приземляться, прилуняться, отражать. Осваивать, запускать, подниматься, выходить; взвешивать
Имена прилагательные : Солнечный, лунный, земной, звездный, космический, искусственный, межзвездный, межпланетный, первый, орбитальный, галактический, метеоритный, искусственный, небесный, далекий.
Наречия: Старательно, слаженно, умело, аккуратно, культурно, быстро, бережно.
— образование существ. единств. и множественного числа имен. падежа: космонавт – космонавты, спутник – спутники, ракета – ракеты…и т. д.
Источник
Конспект занятия в старшей группе по развитию лексико-грамматических категорий на тему «Космос»
Ольга Гончаренко
Конспект занятия в старшей группе по развитию лексико-грамматических категорий на тему «Космос»
Конспект занятия на тему: Полет в Космос
Цель: формирование знаний детей о Космосе, Дне Космонавтики.
коррекционно –образовательные: — познакомить детей с праздником — День Космонавтики;
— формировать умение различать правую и левую руку;
коррекционно – развивающие: — развивать знания детей о Космосе, планетах и других космических телах, о первом полете человека в Космос;
-совершенствовать навыки согласования существительных с прилагательными и числительными от 1 до 5;
— формировать умение расшифровать предложения, возвращая им правильный смысл;
— развивать аналитические способности детей (деление слов на слоги, определение количества слов в предложении);
— развивать мелкую моторику пальцев.
коррекционно –воспитательные: — воспитывать у детей интерес к событиям в истории родной страны, воспитывать гордость за страну и ее героев.
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие».
Оборудование: задание «Найди различия» (тема «Космос», колючие мячики, предметные картинки с изображением планет, космических тел, космонавтом, фотография Ю. А. Гагарина.
Ход занятия:
I. Организационный момент. Дети здороваются с Топ – Топом, тот предлагает им найти отличия между картинками (на космическую тему).
II. Основная часть.
1. Объявление темы.
— Послушайте стихотворение и расскажите о чем оно.
В темном небе звезды светят,
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
Горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной,
Шар земной – наш дом родной.
— Сегодня на занятии мы поговорим о Космосе, о том, что можно увидеть в Космосе.
2. Вводная беседа.
С давних пор человека интересовало то, что находится в небе. Люди смотрели на небо и гадали, что же находится там, за облаками, у Солнца.
Время шло. Люди узнали, что они живут на планете и называется она Земля. Земля крутится вокруг огромной раскаленной звезды – Солнце. Кроме нашей планеты есть и другие планеты, которые кружатся вокруг Солнца – Венера, Юпитер, Нептун, Марс, Плутон, Меркурий, Сатурн, Уран. Эти планеты разного размера, разного цвета, они состоят из разных частиц. Только на Земле есть жизнь, на Земле живут люди, животные, птицы, насекомые, рыбы.
Люди узнали названия всех планет Солнечной Системы, узнали, что у планет есть спутники, например, у Земли – спутник Луна, которую мы может увидеть ночью. 12 апреля 1961 года впервые человек – Ю. А, Гагарин совершил полет в Космос на космическом корабле «Восток».
3. Развитие лексико – грамматических категорий.
3.1. Игра «Подбери признак».
— Расскажите, какие эти предметы.
Солнце – огромное, яркое, горячее, раскаленное, далекое …
Космонавт –
3.2. Игра «Сосчитай-ка».
— Посчитайте от 1до 5 слова.Например: Одна комета, две кометы, три кометы, четыре кометы, пять комет.
Космонавт
4. Физкультминутка «Полетели!».
(поочередно разгибают большой,, указательный и средний палец на обеих руках)
(большим пальцем на обеих руках «нажимаем» на кнопку)
В космос полетели мы.
(руки опускаем вдоль туловища, ноги ставим вместе)
Полетели на ракета,
(сводят руки над головой)
Оказались на планете.
(рисуют вытянутыми руками круглую планету)
Здесь цветут цветы,
(поочередно загибают пальцы на правой, а потом на левой руке на каждую строчку)
Много здесь воды,
Птицы распевают здесь
Растет здесь дивный лес,
В лесу полно чудес,
Животных самых разных
В лесу не перечесть.
И знает каждый малый,
(попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь)
(делают движения указательным пальцем два раза от себя и один раз на себя)
(рисуют круг перед собой)
(разводят руки перед собой)
5. Развитие аналитических способностей, мышления, грамматически правильной речи и словаря.
5.1. Игра «Посчитай количество слогов в слове».
Солнце Луна космонавт
Земля луноход комета
Планета ракета звезды
5.2. Игра «Расшифруй предложение».
— Расшифруйте ошибки Незнайки и посчитайте количество слов в каждом предложении.
Луна прилетела с Лунтика. Земля — это спутник Луны. Планеты учили Мишу. Ночью на звездах сверкает небо. Марс стартовал на ракету. Плутон рисовал Володю.
5.3. Игра «Скажи наоборот» (с колючим мячиком).
— Возьмите мяч в правую руку, повторите за мной слово и подберите слово наоборот, назовите его, переложив мячик в левую руку.
Далекий – близкий высокий —
III. Итог занятия.
— Вспомните, о чем мы говорили на сегодняшнем занятии. Как называется наша планета? Какие еще планеты вы запомнили? Какой транспорт может полететь в Космос?
Акция «Мирный космос» Цель: познакомить детей с российским праздником — День космонавтики, с первыми космонавтами. План работы. Беседа с детьми «Первые в космосе».
Проект «Космос» — знакомство детей младшей группы с праздником День космонавтики. Проект «Космос»Паспорт проекта: 1. тема проекта: 12 апреля – день космонавтики. 2. Тип проекта: творческий, краткосрочный, групповой. 3.
Источник
Конспект НОД по развитию лексико-грамматических средств языка на тему «Космос»
Ирина Степанова
Конспект НОД по развитию лексико-грамматических средств языка на тему «Космос»
Цель: Закрепить знания детей по теме «Космос».
• Уточнять и расширять знания детей о космосе;
• Активизировать словарь по данной теме;
• Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
Коррекционно-развивающие:
• Развивать познавательный интерес детей, внимание, память;
• Развивать интерес к выполнению заданий;
• Развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
• Воспитывать у детей бережное отношение к нашей планете.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Рассматривание иллюстраций на тему «Космос», беседа о космосе, чтение стихов и рассказов о космосе.
Материалы и оборудование:
зрительная гимнастика, шарики Су-Джок, презентация «Космос», глобус
Ход НОД:
1.Логопед обращается к детям:
— Ребята, сегодня к нам пришли гости, поздоровайтесь с ними…
Скажите, какое у вас сегодня настроение? (хорошее, веселое, радостное)
Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
— Ребята, какой праздник мы отмечали 12 апреля?
Послушайте и отгадайте мою загадку:
Человек сидит в ракете,
Смело в небо он летит.
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит.
— Правильно, это космонавт. Кто такой космонавт?. Каким должен быть космонавт? (Сильным, отважным, здоровым, знающим, умным, мужественным, выносливым, крепким, находчивым.)
Кто сможет назвать фамилию человека, который первым полетел в космос? СЛАЙД 1
Правильно, это Ю. А, Гагарин. 12 апреля 1961г. он впервые полетел в космос и поэтому 12 апреля стали считать Днём космонавтики.
В космической ракете,
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звездам смог!
— А вы хотели бы стать космонавтами? (да). Тогда я приглашаю вас в школу будущих космонавтов, где вы пройдёте специальную подготовку!
— Ребята, мы уже сказали, чтобы стать космонавтом нужно быть и смелым и отважным, умным…и конечно же здоровым! Что делают космонавты, чтобы быть здоровыми?
(Поэтому космонавты каждый день закаляют свой организм — делают зарядку, умываются холодной водой, разминают все мышцы.)
Давайте и мы начнем с массажа и разомнем пальцы рук с помощью специальных тренажеров (Су-Джок) .
Будем с шариком играть — (катаем шарик горизонтально)
И ладошки согревать.
Раз катаем, два катаем —(катаем шарик вертикально)
И ладошки согреваем.
В ручку правую возьмём,
В кулачок его сожмём.
Раз сжимаем, два сжимаем
Шарик мы не выпускаем. (Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)
В ручку левую возьмём,
В кулачок его сожмём.
Раз сжимаем, два сжимаем
Шарик мы не выпускаем. (Выполняем движения в соответствии с текстом)
Мы положим шар на стол
И посмотрим на ладошки,
И похлопаем немножко.
-Кроме хорошего здоровья, космонавты должны быть еще и умными, согласны?
Поэтому я предлагаю вам выполнить следующие задания.
— Итак, 1е задание! На ваших карточках, а они в виде звездного неба, нарисовано много разных букв. Нужно среди них найти буквы, которые обозначают гласные звуки и обвести их в красный круг.
Какие буквы вы обвели красным цветом? (спросить нескольких детей). Как вы догадались, что эти буквы обозначают гласные звуки? (можно спеть, когда их произносим, звук не встречает препятствия).
2-е задание: Кто загадку отгадает, тот со мною поиграет…
Не дойти до них ногами,
Не достать до них руками,
Их не видно ясным днём,
В темноте горят огнём.
— Говорят, что звезды очень трудно считать, давайте проверим это – посчитаем их!
СЛАЙД 2 Д/игра «Веселый счет» Ребята, сколько звезд в этом созвездии?
А здесь? Сколько тут звезд? Молодцы.
В школе будущих космонавтов, как и в обычной школе, бывают перемены. Давайте и мы отдохнем.
Комплекс двигательных упражнений «Будем космонавтами»
Вот выходит на парад Дети маршируют по кругу.
Наш космический отряд.
Руки в стороны — к плечам, И. п. — стоя, ноги вместе, руки к плечам.
Дружно мы покажем вам. На счет «раз» — руки в стороны, на счет «два» — вернуться в и. п
На пояс обе руки ставим И. п. — стоя, руки на поясе, ноги на ширине плеч.
И наклоны выполняем. Наклоны вправо и влево.
Руки за голову — и вот И. п. — стоя, руки за голову, ноги на ширине плеч.
Наклоняемся вперед. Наклоны вперед, держа спину прямо.
Приседаем и встаем И. п. — стоя, руки на поясе. На счет «раз» — присесть,
И ничуть не устаем. руки вперед, на счет «два» — вернуться в и. п.
Раз — прыжок, два — прыжок, Прыжки на обеих ногах вправо-влево,
Ногу ставим на носок.
И опять шагаем, Ходьба по кругу, поднимая и опуская руки.
-Прежде чем отправиться в полет космонавты отрабатывают свой полет на специальных тренажерах.
Я приглашаю вас в тренажерный зал.
Фонопедические упражнения «Ракета»
Проверяем топливо. Дети произносят «ш-ш-ш.».
Открываем и закрываем люки. Делают glissando вверх и вниз на звук [а].
Проверяем радио. Произносят короткие и острые звуки [у] в разных регистрах.
Логопед показывает высоту звука рукой.
Включаем двигатель. Произносят звук [р] и вращают кулачками перед грудью
Игра «Куда летит самолет?»
В тренажерном зале космонавты отрабатывают свой полет на самолетах.
Посмотрите внимательно на картинки в верхнем ряду. Ребята, куда летит самолет на первой картинке? Как вы это определили?
(нос самолета смотрит вверх) Я предлагаю вам найди стрелку в нижнем ряду, которая показывает «вверх» и поставить на нее желтый квадрат. Молодцы. Остальные квадраты расставьте самостоятельно.
Молодцы, все учебные задания вы выполнили на «отлично».
-Ребята, я вижу необычные планеты. Как вы думаете, кто живет на этих планетах? Чья это планета?
— Молодцы! Следующее задание – нам нужно вспомнить и расшифровать вот это стихотворение. Давайте хором его расскажем!
Чтение стихотворения по мнемотаблице «Космонавт»
В темном небе звезды светят,
Космонавт летит в ракете…
День летит, и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
Горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной.
Шар земной – наш дом родной!
Ребята, какую планету мы называем нашим домом? Правильно, Земля. По форме она похожа на шар. Перед вами глобус — модель нашей Земли (показываю глобус). Что обозначено на глобусе синим цветом? А зеленым -?
Кроме Земли какие ещё планеты вы знаете?
Посмотрите, вот они какие, каждая из них движется вокруг солнца по своей орбите, т. е. по своему кругу.
Ребята, вы все справились со всеми заданиями в космической школе, и в будущем, я думаю, из вас получатся настоящие космонавты.
Есть такая примета — если увидишь падающую звезду и загадаешь желание, то она обязательно сбудется.
Однажды я попала под такой звездопад и собрала для вас много маленьких звездочек. Я хочу с вами ими поделиться…Загадайте желание и оно обязательно сбудется.
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка Конспект фронтального занятия по формированию лексико — грамматических средств языка в подготовительной группе детей с ОНР Тема: «Мебель».
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе «Дикие животные» Тема: «Дикие животные» Цели: Коррекционно-образовательные: формировать словообразовательную функцию речи на основе упражнения детей в образовании.
Конспект НОД по формированию лексико — грамматических средств и развитию связной речи на тему: «Фрукты» Тема: «Фрукты» Коррекционно – образовательные цели: закрепление представлений о фруктах; уточнение, расширение и активизация словаря по.
Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи на тему: «Выручим Чиполино из беды» Тема: «Овощи» Коррекционно – образовательные цели: закрепление представлений об овощах; уточнение, расширение и активизация словаря по теме:.
Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе по теме «Зима» Цель: формирование лексико – грамматических средств языка Коррекционно — образовательные задачи: Обобщить знания детей по теме «Зима»,.
«Животные жарких стран». Конспект занятия по развитию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе КОНСПЕКТ интегрированного занятия в подготовительной группе «Кораблик» по развитию лексико — грамматических средств языка и элементам обучения.
НОД по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи детей с ТНР в подготовительной группе «Домашние животные» Тема: «Домашние животные» Цель: Уточнение и расширение знаний детей о домашних животных. Развитие навыка составления описательного рассказа.
НОД по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи детей с ТНР в подготовительной группе «Первый снег» Цель: Уточнение и расширение представлений детей о зиме и типичных явлениях в природе. Образовательные задачи: Закрепление представлений.
НОД по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи детей с ТНР в подготовительной группе «В зимнем лесу» Цель: Развитие навыка составления описательного рассказа по картине. Образовательные задачи: Закрепление представлений о смене времён года.
Источник