Меню

Лесной вселенной вид связи

Виды связей в словосочетаниях

О чем эта статья:

Понятие словосочетания

Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.

Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.

В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.

Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:

  • при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;
  • при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;
  • по смыслу: бегает (как?) быстро.

Основные виды словосочетаний

По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.

Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.

Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:

1. словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;

2. словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;

3. комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.

Существует три вида связи между словами в словосочетании:

  • согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;
  • управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;
  • примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.

По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:

  • синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;
  • синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.

Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:

    Чей?, Какой?, Который? — определительные.

Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.

Кого?, Чего? — объектные.

Подарок (кому?) подруге.

Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.

Гулять (где?) в парке.

Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.

Глагольные словосочетания

1. Глагольные словосочетания с именем существительным:

  • беспредложные (читать книгу),
  • предложные (говорить об искусстве).

2. Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).

3. Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).

В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).

Именные словосочетания

Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:

1. С именами существительными:

  • беспредложные (письмо родителям);
  • предложные (прогулка по лесу).

2. С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).

Читайте также:  Детская вселенная для вас

3. С наречиями (прогулка верхом).

4. С инфинитивом (желание учиться).

Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:

1. С именами существительными:

  • беспредложные (довольный ответом);
  • предложные ( способный к музыке).

2. С наречиями (очень интересный).

3. С инфинитивом (способный работать).

Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.

Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).

Наречные словосочетания

1. Словосочетания с наречием (очень удачно).

2. Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).

К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:

  • Подлежащее и сказуемое: ветер дует.
  • Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.
  • Слова с предлогами: около стола, возле дома.
  • Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.
  • Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.
  • Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.
  • Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.

Примеры словосочетаний со связью согласования

Существительное + прилагательное:

  • дождливым утром
  • легкомысленный человек
  • трудная дорога
  • у соседнего двора
  • с веселой песней

Существительное + причастие:

  • перед цветущим полем
  • опавшей листвой
  • запеченное яблоко
  • беспрерывная беседа
  • разбросанные вещи

Существительное + порядковое числительное:

  • на седьмое небо
  • первая скрипка
  • возле третьего подъезда
  • через девятый этаж

Существительное + местоимение:

  • каждый человек
  • любого прохожего
  • какой-то человек
  • ничья вещь
  • о целом дне
  • у того столба

Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:

  • кислое мороженое
  • в чистой столовой
  • в белой ванной

Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):

  • о ком-то чужом
  • с чем-то веселым
  • над чем-нибудь неясным
  • с нашим знакомым
  • перед этим зевающим

Существительное + существительное (приложение):

  • мышь-полевка
  • художник-поэт
  • журналист-интервьюер
  • дуб-великан

Примеры словосочетаний со связью управления

Глагол + существительное:

  • разозлиться на шутку
  • купить хлеба
  • вернемся на рассвете
  • бегу в шапке
  • беседую с другом

Прилагательное + местоимение:

  • никому не рад
  • не согласен ни с кем
  • не должен никому
  • уверен в нём

Прилагательное + существительное:

  • румяный от мороза
  • сладкий на вкус
  • злой на соседей
  • довольный результатом

Существительное + существительное:

  • директор театра
  • увлечение рыбалкой
  • радость от встречи
  • продолжение жизни
  • поле цветов
  • грудь в медалях

Наречие + существительное:

  • смешно до слез
  • вниз по улице
  • впереди у моста

Числительное + существительное:

  • семеро козлят
  • двенадцать месяцев
  • три капли

Деепричастие + существительное, местоимение:

  • идя по двору
  • шагая по тропинке
  • следя за ним
  • следя за ним

Примеры словосочетаний со связью примыкания

Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:

  • позволил уйти
  • любит смеяться
  • наука мыслить
  • намерен читать
  • должен договориться

Глагол + наречие:

  • читать медленно
  • ответил впопыхах
  • вернемся поздно
  • уедем завтра
  • сказал сгоряча

Глагол + деепричастие:

  • рисовал стоя у мольберта
  • ответил улыбаясь мне

Существительное + наречие:

  • пальто нараспашку
  • взгляд исподлобья
  • поворот налево
  • разговор начистоту

Существительное + несклоняемое прилагательное:

Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:

  • следить внимательнее
  • работаю лучше
  • по дороге длиннее
  • справа повыше
  • вдали левее

Прилагательное + наречие:

  • очень веселый
  • совсем неглупый
  • весьма любопытный
Читайте также:  Ролики про нашей вселенной

Наречие + наречие:

  • слишком поздно
  • весьма прилично
  • крайне осторожно

Деепричастие + наречие:

  • улыбаясь застенчиво
  • стоя внизу
  • поднявшись наверх

Источник

Контрольная работа по русскому языку по теме «Односоставные предложения». 8 класс

Контрольная работа по русскому языку по теме

«Односоставные предложения». 8 класс

1. Работа с текстом.

(1)Есть в русской пр..роде особе(н,нн)ый день когда на б..рёзах нач..нает ра..пускат..ся мол..дая листва. (2)Выйд..шь на волю и радос..но ахн..шь; зелё(н, нн)ой нежной дымкой п..крылись л..сные опушки. (3)Пройдет день-другой – и все б..рёзы п..кроют..ся мол..дой густой свеж..й листвою.

(4)В летн..е знойн..е дни хорош.. бр..дить в б..рёзовой рощ.. . (5)Тёплый ветер ш..лестит над гол..вой зелё(н, нн)ой листвою. (6)Пахн..т грибами спелой душ..стой земл..никой. (7)Сквозь густую листву прорывают..ся солнечные лучи. (8)Хорош.. л..жать в чист..й тр..ве з..кинув на гол..ву руки см..треть (в) высоту где над верш..нами б..рёз по голубому летн..му небу плывут и плывут точно белые лебеди высокие обл..ка.

(По И. Соколову-Микитову)

Запишите текст, решая орфографические задачи, расставляя пропущенные знаки препинания.

Выпишите из предложения 5 словосочетание со связью управление.

Определите вид связи в словосочетании по голубому небу .

Определите тип сказуемого в предложении 5.

Выпишите из предложения 7 грамматическую основу.

Найдите безличные предложения (в том числе в составе сложных), укажите номера предложений.

Определите вид односоставного предложения: Выйдешь на волю и радостно ахнешь .

Составьте и запишите неопределенно-личное предложение.

Разберите синтаксически предложение 2.

2. Прочитайте. Выпишите односоставные предложения, подчеркните в них главный член, укажите способ его выражения. Обозначьте графически вид односоставных предложений: о/л, н/л, б/л, н.

1) Прости меня, милая мама!

2) Жизнь понимаю как движение к совершенствованию духа.

4) Раннее теплое утро.

5) Над нами – высокое голубое небо.

6) Крепко морозило.

7) Летний вечер тих и ясен.

8) Ночь была теплая.

9) Для друга семь вёрст не околица.

10) Утро вечера мудренее.

11) А вот и первые холода.

12) Мне в душу повеяло жизнью и волей.

13) Липким запахом веет полынь.

14) Пахнет сено летом, солнцем и дождями.

15) После октября летом не пахнет.

16) Одно дерево ещё не сад.

17) Травы скашивают рано утром.

Найдите двусоставное неполное предложение. Укажите его номер.

3. Прочитайте данное ниже предложение.

Скоро в магазин привезут новые товары.

Как изменится данное предложение, если слово привезут заменить словом поступят ? Дайте развернутый ответ.

Контрольная работа по русскому языку по теме

«Односоставные предложения». 8 класс

1. Работа с текстом.

(1)Утро и белый туман. (2)Туман в..сёлый весь со..нцем прониз..н. (3)Весь мир ут..нул в туман.. !

(4)Но вот всё поплыло заколыхал..сь – и прос..яло! (5)Дали ч..ткие краски яркие звуки звонкие.

(6)На тр..ве р..са. (7)Р..синки др..жат на кон..чиках листьев.

(8)В гамач..ках паути(н, нн)ых ртутные бусы. (9)А сети пауч..и с..звездия в л..сной вс..ленной.

(10)Струит..ся парок над тр..пинкой. (11)Син..е лучики пр..ткнули ч..щу. (12)От радост.. п..визгивают др..зды. (13)Радос..но и у меня на душе.

Читайте также:  Какими бывают звезды во вселенной

Запишите текст, решая орфографические задачи, расставляя пропущенные знаки препинания.

Определите вид связи слов в словосочетании в лесной вселенной .

Из предложения 9 выпишите грамматическую основу.

Определите тип сказуемого в предложении 5.

Выпишите из текста назывное (-ые) предложение (-ия).

Определите вид предложения 8 по составу грамматической основы.

Найдите простое безличное предложение, напишите его номер.

Разберите синтаксически предложение 9.

Составьте и запишите неопределенно-личное предложение.

2. Прочитайте. Выпишите односоставные предложения, подчеркните в них главный член, укажите способ его выражения. Обозначьте графически вид односоставных предложений: о/л, н/л, б/л, н.

1) Прости меня, милая мама!

2) Жизнь понимаю как движение к совершенствованию духа.

4) Раннее теплое утро.

5) Над нами – высокое голубое небо.

6) Крепко морозило.

7) Летний вечер тих и ясен.

8) Ночь была теплая.

9) Для друга семь вёрст не околица.

10) Утро вечера мудренее.

11) А вот и первые холода.

12) Мне в душу повеяло жизнью и волей.

13) Липким запахом веет полынь.

14) Пахнет сено летом, солнцем и дождями.

15) После октября летом не пахнет.

16) Одно дерево ещё не сад.

17) Травы скашивают рано утром.

Найдите двусоставное неполное предложение. Укажите его номер.

3. Прочитайте данное ниже предложение.

Скоро в магазин привезут новые товары.

Как изменится данное предложение, если слово привезут заменить словом поступят ? Дайте развернутый ответ.

Задание 1 . (2 – шелестит над головой; 3 – согласование; 4 – простое глагольное; 5 – лучи прорываются; 6 – 4,6,8; 7 – определенно-личное)

Задание 2. (Односоставные предложения – 1( о/л), 2 (о/л), 4 (н), 6 (б/л), 11 (н), 12 (б/л), 15 (б/л), 17 (н/л))

Двусоставное неполное предложение — 4

Задание 3. Предложение Скоро в магазин привезут новые товары является односоставным неопределенно-личным предложением, в нем только сказуемое в форме 3-го лица множественного числа, слово товары – дополнение.

Если мы заменим в данном предложении слово привезут словом поступят , то изменится структура предложения: оно станет двусоставным: Скоро в магазин поступят новые товары . Грамматическая основа – товары поступят .

Таким образом, в результате замены слова привезут словом поступят изменится тип предложения и синтаксическая функция слова товары .

Задание 1 . (2 – согласование; 3 – сети – созвездия; 4 – составное именное; 5 – Утро и белый туман; 6 – двусоставное неполное; 7 – 13)

Задание 2. (Односоставные предложения – 1( о/л), 2 (о/л), 4 (н), 6 (б/л), 11 (н), 12 (б/л), 15 (б/л), 17 (н/л))

Двусоставное неполное предложение — 4

Задание 3. Предложение Скоро в магазин привезут новые товары является односоставным неопределенно-личным предложением, в нем только сказуемое в форме 3-го лица множественного числа, слово товары – дополнение.

Если мы заменим в данном предложении слово привезут словом поступят , то изменится структура предложения: оно станет двусоставным: Скоро в магазин поступят новые товары . Грамматическая основа – товары поступят .

Таким образом, в результате замены слова привезут словом поступят изменится тип предложения и синтаксическая функция слова товары .

Источник

Adblock
detector