Дольмены Лесо-Кяфарь (республика Карачаево-Черкесия).
Дольмены Лесо-Кяфарь (республика Карачаево-Черкесия).
Хутор Лесо-Кяфарь находится в Карачаево-Черкесии, Зеленчукском райне в 30 минутах от трассы через станицу Сторожевую. Кяфарское ущелье — самое малонаселенное из всех ущелий Карачаево-Черкесии. Название оно получило по реке Кяфарь, которая здесь протекает. На карачаевском языке слово «кяфарь» означает «неверный», то есть это местность, которую населяли не мусульмане. Здесь особый горный воздух, по целебным свойствам совсем не уступающий архызскому, так же в ущелье гораздо теплее, чем в других горных районах. Это благодаря местным горам: они совсем невысокие, без ледников и снежных шапок, да и само ущелье расположено невысоко. Поэтому и пейзажи здесь не такие суровые, как в Тебердинском или Архызском ущельях. Вместо густых тёмных сосен растут лиственные деревья, по преимуществу ивы и буки, так что леса светлые, хоть местами образуют дремучие чащи. Ущелье имеет вид широкой пологой долины, и нет ощущения, что горы смыкаются, сдавливают со всех сторон, стремясь поглотить неосторожно забредшего путника. А ещё Лесо-Кяфарь не просто поселок, а место, рядом с которым находится загадочное Лесо-Кяфарское городище, речь о котором пойдёт ниже.
На протяжении нескольких километров к хутору Лесо-Кяфарь обочины грунтовой дороги насколько хватает глаз, вплоть до самых подошв тянущихся вдали холмов, усеивают искорёженные, вывернутые деревья, словно жестокий великан, забавляясь, накручивал стволы на корявый палец. Что и неудивительно, ибо в этих местах в незапамятные времена пролегал защитный купол, установленный атлантами над Городом Солнца. И сейчас, по прошествии стольких тысячелетий и эпох, отголоски тех мощных энергий всё ещё ощущаются во впитавшей их земле.
К городищу поднимаемся по глубокой балке, в непогоду несущей бурные дождевые воды, сворачивающие с места солидные булыжники и с грохотом увлекающие их в низину, а осенью обильно засыпанной павшей листвой, скрывающей россыпи вкусных орешков, так называемых чинариков. По очереди минуем храмы Очищения, Мира ( первое и второе фото вверху ), храм Экзорцизма, где из души извлекается всё нечистое да чуждое, и, заворачивая ещё правее, выходим к храму Солнца. Тому самому храму, где живительная солнечная энергия бурлила, искрясь и переливаясь, и переполняла сакральную чашу, выполненную в виде цветка, в центре ротонды окружённой струящимися ввысь белоснежными колоннами в те стародавние времена, когда жизненные токи били ключом, а вибрации ощутимо наполняли воздух.
И вот через храм Семьи выходим к величественно вздымающейся Скале Совета.
Ещё одной из бесчисленных достопримечательностей Лесо-Кяфари является храм Верховного Жреца с прекрасно сохранившейся каменной ритуальной площадкой и вздымающейся вертикально вверх массивной гладко обтёсанной стеной позади. Справа в ней имеется узкая щель, словно разрез ножом в теле храма, это так называемая Пещера Очищения, в которой иссушённые душевными паразитами паломники освобождаются от сковавших их блоков, терзавших невзгод и хворей.
А ещё Лесо-Кяфарь это ещё и храмы женского здоровья, дольмены, водопады и бесконечное калейдоскопическое множество мистического интересного да непознанного, которое лишь ждёт неотступного в своей цели путника, чтобы открыться во всей красе и тайне.
Источник
Карачаево-Черкесская республика. Лесо-Кяфарь: описание, как проехать, отзывы
Порой загадочные и малоизученные места обрастают легендами. Одно из таких мест – городище Лесо-Кяфарь. На этом месте неоднократно проводились раскопки. И археологи, судя по найденным предметам быта и артефактам, предполагают, что это памятник аланской или сарматской культур. Эзотерики обратили внимание на наличие мест силы в Лесо-Кяфарском городище и выдвигают свои гипотезы о пребывании в этих местах атлантов. Но, по всей вероятности, правда находится где-то посредине.
Если перенестись в прошлое
В Карачаево-Черкесской республике находится малоизученное и труднодоступное место городище Лесо-Кяфарь. По предположениям археологов, оно было когда-то древним затерянным городом, выстроенным на высоком хребте, который находился между реками Кяфарь и Кривая. На всей протяженности хребта, называемого Шпилем, просматриваются разрушенные временем дома, крепостные стены и улицы. Дольмены, каменные фигурки, кресты, надписи, похожие на руны, наскальные изображения людей и животных – все это наслоения друг на друга нескольких эпох. Кстати, в переводе с карачаевского языка «кяфарь» – «неверный», то есть жившие христиане здесь до мусульман.
Таких памятников, как это труднодоступное, уходящее корнями в глубину веков, городище, вряд ли можно найти в России. По своей исторической значимости оно должно быть заповедным, но здесь не проводятся, ни серьезные раскопки, ни научные исследования. Естественно, и нет у него охранного статуса, который мог бы уберечь его от вандализма.
Вид городища
Как выглядит в настоящее время, некогда существовавший в этих местах город? Добравшиеся из хутора Лесо-Кяфарь в этот район группы туристов видят на протяжении почти двух километров руины домов, какие-то каменные фигуры и крепостные стены, от времени врытые в землю. Также есть здесь дольмены, их насчитывается девятнадцать. Если начать более детально всматриваться в тропинки и уложенные камни, можно рассмотреть в них схожесть с улицами, ведущими к площади почти в центре города.
Вот такой, казалось бы, интересный материал должен заинтересовать историков, археологов и ученых. Основательных археологических экспедиций в этих краях не было. Тех исследований, которые были осуществлены небольшими группами заинтересованных педагогов, историков, археологов было недостаточно.
Кое-что об исследованиях
Первое исследование городища было осуществлено в 1952-1953 годах студентами Пятигорского педагогического института П.Г. Акритас и В.А. Кузнецовым. Спустя двадцать лет изучением Иорданских дольменов занялся В.И. Марковин. Еще через десять лет в 1985 году проводились раскопки на Шпиле, исследовались разрушенные дома. Основываясь на результатах проведенных раскопок и исследований полученного материала, заговорили о Кяфарском городище, как о предполагаемом месте правления в Алании в XI веке Дургулеля Великого. В 90-х годах была осуществлена экспедиция с целью изучения культовой части городища и составлена его карта.
Некоторые выводы экспедиций
В результате археологических раскопок был получен материал, на основании которого были сделаны выводы, что возведение основной части городища относится к XI веку, а фрагменты дольменов указывают на возраст, который значительно старше городища. Их появление относят ко II веку до н. э. Однако точно никто не сказал, был ли это просто город аланов, или все-таки это был большой культовый комплекс. По сути, ученые исследовали очень малую часть городища. А по той части исследований, которая была проведена, материалы не были опубликованы.
Таким образом, научную пустоту заполняют всевозможные гипотезы, появляются мистические домыслы о космической энергии, которая или исходит из дольменов, или льется на них с неба.
О дольменах Кяфара
На подступах к городищу создается впечатление, что находишься в заколдованном лесу со скалами, растущими прямо из-под земли, плитами с наскальными надписями, заросшими травой кладками каменных стен, и дольменами – глыбами непонятного назначения (так думают некоторые туристы) с руническими символами. Дольмены Лесо-Кяфарь до сих пор остаются недостаточно исследованными, и, как следствие, обрастают мифами и легендами. В основном, сюда приезжают люди в поисках места силы, занимающиеся эзотерикой. Они рассказывают, что городище Кяфарь находится на разломе земной коры в геопатогенной зоне. Дольмены в этих местах являются единственным сохранившимся некрополем в Европе. Неофициальное название которого «Город Солнца».
Дольмены – загадка науки
Дольмены и сейчас являются загадкой для науки. Зачем строили эти каменные сооружения, и кто их строил науке неизвестно. Есть предположение, что те, кто их строил, были первыми жителями Лесо-Кяфарского городища. Когда пришли аланы (ираноязычные кочевники) также не известно. Артефакты, найденные при раскопках, свидетельствуют о том, что аланы могли проживать в этих местах с VII до XIII вв. Самый большой богато украшенный дольмен с Лесо-Кяфарского городища в настоящее время является экспонатом Ставропольского краеведческого музея. Он считается мавзолеем аланского вождя.
О назначении дольменов бытует несколько версий. К наиболее известным версиям можно отнести следующие:
- Дольмены – часть единой всепланетарной системы. Они являются проводниками с информационной решеткой.
- Дольмены – последнее пристанище старейшин, которые обладали знаниями. Они были уважаемыми своим народом. Было такое поверье: отшельник умрет без пищи и воды, а его дух останется в дольмене. И на духовном плане сможет передать потомкам знания, которым обладал его народ.
- Дольмены – это гробницы для захоронения знатных членов общества.
- Возможно, они применялись для психического воздействия на человека.
Именные дольмены
Можно верить или не верить в силу дольменов, но равнодушные люди сюда в Лесо-Кяфарь не приезжают. Свидетельством служит присвоение дольменам названий. Дают их и эзотерики, и просто туристы. Как они говорят в своих отзывах о Лесо-Кяфарь, названия идут по ощущениям. Так, например, дольменом любви назван каменный склеп, куда ушла девушка, у которой погиб ее жених до свадьбы. На его камнях отчетливо видно руническое письмо с фигурками людей и оленей. Скалой советов назван дольмен, около которого, по преданиям, собиралась община и обращалась к духам предков.
Обязательно пришедшие в городище туристы идут к дороге Переосмысления. Говорят те, кто там побывал, что на этом месте можно задать волнующий тебя вопрос и получить ответ. Имеется в виду получение знаков и их распознавание.
Как попасть на городище?
Можно проехать в Лесо-Кяфарь как на автомобиле, так и автобусом из станицы Зеленчукской до подъема к городищу. Это порядка двух километров. Дорога проходит рядом с рекой Кяфарь. После заболоченного участка на реке нужно свернуть в лес. С этого места уже можно видеть городище. Расположено оно на узком мысе, которой называется Шпилем. Дальше подъем вверх влево от дороги. Артефакты при подъеме лежат буквально под ногами. У входа в городище лежит камень вавилон. На нем вписанные друг в друга квадраты. Предполагается, что на «вавилонах» жрецы гадали. Дальше идут плиты с рисунками.
На многих плитах городища нарисованы олени и кресты. Именно поэтому считается, что переселившиеся в эти края мусульмане назвали речку Кяфарь – река неверных. Когда было принято христианство, перед жертвенником была построена церковь, фрагменты которой сохранились.
Еще во время экспедиции И.А. Аржанцевой была найдена камера со ступенями вниз. Вход был замурован. В самой камере были найдены кости человека и фрагменты керамики.
Чуть выше перед путником предстают две останцовые скалы. Одна как столб (примерно 5 метров) находится в двух метрах от большой скалы. Дальше идут ступени на площадку с огромными камнями. От скал тропа ведет дальше вверх. Очень похожа дорожка на центральную улицу, ограниченную каменной кладкой с останками древних строений по обочинам. Стены этих построек сохранились по высоте до 1,5 метров. Сложены они без раствора, всухую. В центральной части городища остатки стен отличаются тем, что камни обтесаны и плотно уложены.
Аланский могильник Иордан
Большая часть дольменов и аланский могильник находятся за Шпилем. Этот участок городища назван по имени монаха-отшельника Иордана (Ордана). Есть на этом участке полуподземные склепы. По предположениям историков, в них производили захоронения аланов, не принадлежащих к знати. В дольменах, которых на Иордане около полутора десятков, хоронили знать. Валуны для них брались на другом берегу речки Кривой. Около каменоломни есть грот, а также мощеная древняя дорога, ведущая к другому городищу, которое существовало в это же время, Нижне-Архызскому.
Хотелось бы верить, что исследования городища продолжатся, так как еще много тайн хранит эта земля.
Источник
Дольмены реки Кяфар (Лесо-Кяфарском городище , КЧР)
Координаты: N 41°25’53.46″; E 43°45’56,52″
Уже несколько лет мечтали побывать в Лесо-Кяфарском городище (КЧР). Что же так привлекло наше внимание к этому уголку Кавказа? Ответ кроется на поверхности и описан во многих путеводителях по республике. Здесь располагаются особенные дольмены. Если обращаться к первоисточнику — В.И.Морковин «Дольмены Западного Кавказа», к слову, это первая и самая полная моногорафия о кавказских дольменах, другие авторы берут из Морковина целые куски и пересказывают на свой лад. Так вот обращаясь к В.И.Морковину дольмены Лясо-Кяфарского городища отличаются по форме, архитектурным особенностям и размерам от своих каменных «братьев» Абхазии, Краснодарского края и республики Адыгея.
Где располагаются Кяфарские дольмены?
Река Кяфар берет начало из одноименного озера. Долина весьма живописна. В верховьях вода преодолевает каменные каньоны, заросли вековых пихт, наконец долина расширяется и Кяфар впадает в Большой Зеленчук. Здесь, недалеко от слияния, находятся развалины крупного городища — «Лесо-Кяфарского», в состав которого входит и дольменная группа. Административно участок принадлежит Зеленчукскому району Карачаево–Черкесской Республики. Ближайший населенный пункт с асфальтовым покрытием — станица Сторожевая. От Станицы до поселка Лесо-Кяфар около 12 (двенадцати) километров грунтовой дороги с выбоенами и колдобинами. Далее еще около 1 (одного) км грунтовки к началу пешеходной тропы, ведущей к городищу. А потом только горы, девственные леса и отсутствие жилья. Этот участок самый капризный, он то спускается в русло Кяфара, то проходит рядом с болотом. Иногда лучше поостеречься и оставить машину где-то около дороги и пройти оставшийся путь пешком, чем утопить автомобиль в реке.
Раритетный участок городища распожен на возвышенности, шириной около 200 (двухста) метров между реками Кяфарь и Кривая. К городищу подходит пешеходная тропа. Начинается за небольшим болотцем, поднимается от правого (орогафически) берега реки Кяфар на холм, петляя между каменных глыб песчаника. Тропа широкая, протоптанная ногами тысяч людей стремящихся посетить этот таинственный уголок Кавказа. При подходе к тропе Вы пересекаете сухое русло горной речки. Внимание! В случае обильных осадков этот участок аварийноопасен и проходить его не рекомендуется. Скромная речка-ручеек превращается в беснующийся водный поток.
Объек посещения располагается на двух холмах: Шпиль и Иордан (Ордан), соедененных между собой небольшой перемычкой.
Топоним Иордан (Ордан) имя собственное, происходит от имени монаха-отшельника, обитавшего когда-то здесь среди старых могил.
Чтобы попасть к дольменам надо пройти все городище. Сначало тропа будет широкая, торная. Затем превратиться в узкую ленту, проходящую среди разрушенных стен и могил. Заканчивается городище каменным уступом-обрывом, для того чтобы попасть на Иордан (второй холм) следует вернуться чуть назад и поискать тропу в сторону реки Кяфар (справа по ходу движения). Незначительно сбрасывая высоту она уходит на седловину между возвышенностями, а затем начинает подниматься серпантином на склон Иордана.
Широкая тропа к городищу, проходящая в веселом буковом лесу
Дольменный комплекс располагается на широком выполаживании Иордана с юго-восточной стороны хребта. К комплексу ведет малозаметная тропинка. Она петляет среди средневековых могильников, местами около тропы лежат балочки разрушенных дольменов. Чтобы свернуть к дольменной группе надо быть очень внимательным, около тропы стоит сложенный из камней турик. Если Вы прошли поворот — тропа поднимет Вас на вершину холма. Здесь расположены многочисленные могильники и широкие солнечные поляны, где можно отдохнуть и перевести дух от жуткой энергетики древнего клатбища.
Если Вы попали на дорожку к дольменам, то заблудиться уже невозможно тропинка набита сотнями ног любознательных туристов.
Описание городища Лесо-Кяфарь
На полянах перед холмом около русла реки Кяфар был неукрепленный посад и фруктовый сад. Городище же раскинулось на склонах холма Шпиль.
Протяженность самого городища около 2 (двух) километров. Большинство построек относятся к XI веку, но некоторые фрагменты датируются II тыс. до н.э. По периметру старинный населенный пункт был окружен каменной широкой стеной, местами она очень хорошо сохранилась. Но в большинстве время и люди не пощадили строения. От домов осталась кладка фундаментов, полуразвалившиеся могильники. В этом мертвом городе отражена жизнь нескольких эпох. Археологи относят его расцвет к периоду аланской и сарматской культур. Но так же на городище можно встретить следы более ранних и более поздних культурных слоев. Мощь и объем представленного археологического материала говорят о богатстве и большой культурной жизни населенного пункта в период расцвета.
Часто встречающееся на фотографиях туристов место городища — два останца, стоящие близко друг от друга. Между ними археологами экспедиции Ирины Аркадьевны Аржанцевой в 1990 году была раскопана замурованная камера. Её назначение до сих под не ясно. То ли погребальная, то ли тюремная. Во время раскопок в камере были найдены керамика и кости. К камере ведет несколько ступеней. В настоящее время комната погребена под землей и можно пройти осмотреть останец снизу. Честно сказать, впечатление останцы производят самое искусстенное, какжется, что не природа, а рука древнего мастера сложила эти стены из камня.
Два скальных останца, вид со стороны реки Кяфар. Хорошо видно ступени, ведущие в камеру
Верхняя часть правого останца
Жертвенные чаши на плоской плите правого останца
Вершина правого останца плоская, на ней предположительно проводились древними религиозные обряды и жертвоприношения. На плитах четко видны «вавилоны» — вписанные друг в друга квадраты вокруг центрального углубления — жертвенной чаши. Такие камни жрецы использовали для гаданий.
Останцы представляли собой культовый комплекс. После принятия христианства рядом со скалами была постороена церковь, ее фундамент хорошо различим в траве.
Тем не менее искусственная крепостная стена в городище тоже присутствовала. Высотой в 3 (три) метра она защищала населенный пункт со стороны реки Кривой. Частично она была обвалована. Выше стены Шпить выполаживался. На этой площадке представлены фундаменты зданий. Плотная застройка хорошо показана на планах, составленных экспедицией И.А.Аржанцевой.
Топоним Кяфарь переводится с тюркского — неверный.
Это говорит о доминирующей религии местного населения. Алланы первыми приняли христианство на Северном склоне Кавказского хребта. Значит на территории городища можно встретить памятники христианской и яыческой симбиотики.
Впечатление Лесо-Кяфарское городище производит весьма жуткое: каменная кладка, старые вязанки хвороста (местные жители на Шпиле одно время заготавливали дрова), обвалившиеся стенки могильников. Чем-то местечко напоминает место съемок фильма «Сонная лощина». Городище сильно пострадало в период строительства станицы Сторожевой. Каменные стены были разобраны, из них казаки сложили себе укрепительные сооружения. На территории городища сохранилось 4 (четыре) дольмена, относящиеся к I –II тысячелетию до н.э.
Остатки каменной кладки старинных домов
Остатки каменной кладки старинных домов
Остатки дольменов на Шпиле
Крайняя точка городища каменный уступ, он защищал жителей от врагов, служил природной крепостной стеной. Над обрывистым краем в сторону реки Кривой находится один сохранившийся и два полуразрушенных дольменов. На плоской поверхности городища — развалины домов, остатки двух небольших церквей.
Каменный уступ — крайняя оконечность городища (вид со строны Иордана). Тропа проходит слава под скалой
Дорога на Иордан (Ордан)
На Иордане расположено 15 (пятнадцать) дольменов относящихся к XIII века до н.э.
Изучение исторического материала
Первое литературное упоминание о Лесо-Кяфарском городище случилось в 1860 году в Военном сборнике №1. Анонимный автор описывает множество статуй, могильников, большое здание с росписями по стенам и орнаментами с фигурами животных. Так же древнюю крепость вспоминает в своих записках участник строительства в 1843 году Надеждинского укрепления станицы Соторожевой на реке Кяфар Дмитрий Васильевич Ракович.
Дмитрий Васильевич Ракович (1865 — 1918) — полковник русской армии. Военный историк-кавказовед и этнограф. Действительны член Императорского русского географического общества. Офицер-воспитатель Псковского (1899), а затем Владикавказского (1902) кадетского корпуса.
В 1882 году Евгений Дмитриевич Фелицин по поручению Московского археологического общества проводит опись каменных гробниц, могильников, склепов и скульптур на территории Лесо-Кяфарского городища; наносит древние укрепления Кафар на карту. В том же году городище Кяфарь отмечают на археологической карте Кубанской области изданной Московским архиологическим обществом.
Евгений Дмитриевич Фелицин (1848 — 1903) — русский учёный историк, кавказовед и кубановед, археолог, этнограф, картограф, библиограф, статистик, биограф, геолог, минералог, энтомолог; общественный деятель; войсковой старшина Кубанского казачьего войска; участник Кавказской и Русско-турецкой (1877—1878) войн. Его имя носит исторический музей Краснодарского края.
Научные изыскания в районе Лесо-Кяфар проводились в 1952 — 1953 годах Пятигорским педагогическим институтам студенческой бригадой под руководством своих согрупников П.Г.Акритасаи и В.А.Кузнецова.
К сожалению современных серьезных исследований данного исторического поселения не проводится, лишь в период с 1974 по 1986 года в ходе общей экспедиции Карачаево–Черкесского института по изучению средневековых поселений были выполнены разветка и частичная раскопка объекта.
Детальное описание дольменных групп было произведено В.И.Морковиным в 1972 и 1975 годах. Ученый доказал их строительство в период поздней бронзы.
Остатки дольмена (Иордан)
Средневековые могильники на Иордане
Средневековые могильники (Иордан)
1985, 1988 годы — раскопки Ханафи Хаджимурадовича Биджиева. Раскрыты несколько жилых строений. Один из домов отличался размерами, что дало повод предположить его назначение, как родовой замок правителя Алании Дургулея Великого.
1991 — 1994 годы, экспедиция И.А.Аржинцевой. Ведется изучение культового комплекса Шпиля. Сочтавляется подробная топографическая карта городища.
В 1996 году произошла трагедия. Бульдозер Сторожевского лесхоза срыл главную улицу городища. Судебное разбирательство закончилось ни чем…
Охранного статуса Лесо-Кяфарское городище до сих пор не имеет. Тем не менее понятно что городище многослойно: древние слои II тыс. до н.э. имеют на себе налет более поздних эпох, в том числе и периода аланского царства.
Мистическое рядом. Город Солнца. Дольмены Кяфара
Ученые исследовали только малую толику городища. Большинство археологического материала так и не было раскрыто широкой общественности. В результате городище стало обрастать слухами и легендами, имеющими не только околонаучное, а скорее совсем ненаучное значение. Так особо одаренные изотерики нарекают городище вторым «Бермудским треугольником» с льющейся на землю космической энергией. На просторах интернета встречается совсем дикая гипотеза о принадлежности городища атлантам (не путать с аланами)…
Самые прогрессивные изотерики считаются дольмены реки Кяфар — «Городом Солнца». Это не сильно отличается от исторической правды, т.к. дольменые сооружения относятся языческой культуре солнцепоклонником. Сюда устремляются люди увлеченные эзотерикой, мистикой и древним поклонением верховному божеству — Солнцу. Течений этих достаточно много: солнцееды, анастасиевцы, йоги, сувары, последователи Коловрата и зооастрийцы. Сама атмосфера этого места наталкивает на духовное переосмысление и поклонение солнцу, ведь культовые сооружения минувших эпох связаны именно с этим божеством.
Как и большинство сооружений подобного типа, город расположен в геопатогенной зоне, на линии разлома земной коры. Наверно Вы помните, как в начале 90-х мы всей страной ходили с металлической проволокой, согнутой П-образно, и измеряли магнитное поле Земли по ее отклонению или притяжению в местах магнитной аномалии. Так вот именно здесь, в мертвом-городе рамка просто сходит с ума, не может найти себе постоянного направления.
Часто рядом с дольменами и старыми могильниками можно увидеть группы людей, которые медитируют и заряжаются энергией этого места.
Что же особенного в дольменах реки Кяфар?
Архитектурный облик кяфарских дольменов сильно отличается от традиционного: квадратный каменный домик с отверстием на фронтальной гране, обращенным на солнечный диск. Здесь↓ можно более подробно прочитать о дольменной архитектуре. Кяфарские сооружения невысокие, ступенчатые, сложенные из отделных балочек, опирающихся на фронтальную плиту. Передняя и задняя плиты имеют по верхней грани уступы — опоры для перекрытий. На передей гране отверстие, традиционно ориентированное на солнечный диск. Стены сохранили изображения крестов, животных, солярных знаков, рунические письмена. Символика, скорее всего, носила ритуальный характер.
Дольмены на Иордане (Ордане)
Дольмены на Иордане (Ордане)
Дольмены на территории КЧР сильно разрушены. За тысячилетия вросли в землю. Большинство рисунков стерлось.
Один из дольменов еще в 50-е годы XX века был перевезен в Ставрополь и установлне около исторического музея. Он хорошо сохранился. Его стены имеют изображения людей, животных, бытовых сцен и мифических существ. Такой могильник мог иметь только очень богаты и знатный человек.
Ученые установили, что большинство дольменов отностится к II тыс. до.н.э. Но в XVI веке древние гробницы использовались знатными аланами для захоронения. Не знатных же жителей хоронили в полуподземных склепах-погребальнях, многочисленные остатки которых встречаются повсюду на Иордане. Каменный материал (песчаник) строители брали в каменоломне, расположенной на правом берегу реки Кривой недалеко от входа в городище.
Немного истории
Первые жители этого местечка оставили богатый архитектурный материал, относящийся к I тыс. до н.э. Язычники поклонялись культу солнца, возводили каменные гробницы — дольмены. Затем на какое-то время местность опустела и стала обитаема только с приходом сарматов. Данная гипотеза имеет место быть по аналогии с ниждеархызским городищем, где присутствие сарматов доказано.
Точная дата прихода алан (ираноязычных кочевников) в долину Кяфара не известна. Официально же наука называет общую дату появления алан на Кавказе — I век н.э. Через несколько веков они начинают вести оседлый образ жизни в предгорьях Главного Кавказского хребта. Археологи датируют находки аланского периода Лесо-Кяфарского городища VII веком н.э. — первой половиной VIII веков н.э. Этот же временной отрезок дает находки золотоардынской керамики. Вы наверно знаете, что Кавказ не избежал нашествия Золотой Орды.
Детальные раскопки Шпиля в 1985 и 1988 году дали обширный материал. Был раскопан дом, по размерам и форме значительно превосходящий сопутствующие постройки. Учитывая временные критерии материала историки предположили, что Кяфарское городище — фамильный замок известного правителя Алании XI века Дергулея Великого. Пока данная гипотеза подтверждения не нашла.
Аланы заселяли городище вплоть до нашествия Тамерлана в XIV веке. Орды монголов просто смели с лица земли города и разрушили цивилизацию аланов.
В период Кавказской войны в долину Кяфара заселяли адыги (черкессы).
Особенности осмотра памятника архитектуры
Городище и дольмены комфортнее осматривать в теплое время года. Зимой артефакты скрыты под снегом. Ни какой хронологической последовательности расположения объектов нет. После осмотра городища можно продолжить путешествие путем древних алан через от хребет. На этом пути есть даже участок старой мощеной дороги. Она ведет к Нижнеархызскому городищу. Говорят, что пешком такой путь совершить даже быстрее чем на машине в объезд.
Если проследить древние дороги, то можно найти еще одну тропу. Она шла мимо Ордана на хребет Мыцешта в сторону Старого жилища (поселок Архыз) и далее через перевалы Пхия на Лабу к морю миную перевал Дамхурц.
Источник