Меню

Летом солнце яркое зимой

Конспект занятия по развитию речи для подготовительной группы «Привет из Сибири»

Екатерина Сорокина
Конспект занятия по развитию речи для подготовительной группы «Привет из Сибири»

Тема: Привет из Сибири

Развивать связную речь, формировать навыки творческого рассказывания по картине.

— Учить составлять схему предложения.

— Учить образовывать притяжательные прилагательные.

— Продолжать обогащение лексики словами – признаками, закрепить навыки согласования их с существительными.

— Систематизировать знания детей о зиме и зимних явлениях.

— Активизировать словарь поданной теме.

— Воспитывать интерес к сезонным изменениям в природе, развивать слуховое и зрительное внимание, навыки работы в коллективе; воспитывать доброту и отзывчивость.

Оборудование и материал: Муляж письма, муляж видеокамеры, «снежок», бубен, картина о зиме, схемы предложения, снежинки, изображение зимней одежды для раскрашивания детьми, цветные карандаши.

Предварительная работа: рассматривание картины, составление схем предложения, беседа о зиме.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Ребята, сегодня утром к нам пришел почтальон и принес письмо. Давайте вместе его откроем и прочитаем.

Воспитатель читает письмо.

Здравствуйте, дорогие ребята.

Меня зовут Анфиса, я живу в жаркой Африке.

У нас всегда жарко, и летом и зимой.

Недавно узнала, что у вас зима совсем другая, необыкновенная.

У вас бывает какой-то Снегопад и непонятный Гололёд.

Расскажите мне, пожалуйста, о своей зиме и как вы развлекаетесь, мне очень интересно.

С уважением, Анфиса.

Ребята давайте отправим Анфисе в Африку видеописьмо – сегодня снимем на видеокамеру наш рассказ, а завтра нарисуем рисунки и отправим по почте.

Ребята, какое сейчас время года?

Назовите зимние месяцы.

Какое время года было перед зимой? Какое время года будет после зимы?

Какие изменения произошли в природе с наступлением зимы?

2. Введение в тему.

Также в кругу со «снежком»

Упр. «Какая? Что делает?»

Давайте поиграем со снежком – я буду спрашивать, а вы отвечайте.

Зима (какая) – холодная, снежная, морозная, долгая.

Без чего не бывает зимы? (без снега)

Снег (какой) – рыхлый, белый, блестящий, воздушный.

Снежинки (какие) – маленькие, красивые.

Лёд (какой) – холодный, твердый.

Снежинки зимой (что делают) – падают, вьются, кружатся, искрятся, блестят, тают.

Лед на солнце (что делает) – блестит, тает.

Мороз (что делает) – щиплет, морозит.

Дети на зимней прогулке (что делают) – играют, катаются.

Выпал беленький снежок

Собираемся в кружок

Снег, снег, белый снег

Засыпает он нас всех

Не боимся мы пороши,

Ловим снег – хлопок в ладоши

Руки в стороны, по швам,

Снега хватит нам и вам!

4. Рассматривание картины.

Дети садятся за столы.

Ребята, чтобы мы с вами ещё много смогли рассказать о зиме и ничего не забыть, предлагаю воспользоваться картиной.

Выставляется картина «Дети на зимней прогулке»

Внимательно рассмотрите картину и придумайте к ней по одному предложению:

Кто изображен на ней? Чем занимаются? О чем разговаривают? Какая погода? Что можно сказать об окружающей природе.

(5 человек составляют предложения)

Ребята предлагаю вам оживить какое-нибудь одно предложение.

Упр. «Живое предложение»

Например: Девочка Соня катается на санках с горы. (– 8 чел)

(С детьми обговаривается почему первый поднял руку, почему последний подпрыгнул)

Теперь давайте из тех предложений, которые вы называли, составим за столом по схеме одного предложения.

(Используется раздаточный материал)

Предлагается 2 детям составить на доске.

Теперь давайте озаглавим эту картину.

Кто хочет составить рассказ по картине (1 ребенок)

5. Пальчиковая гимнастика.

Давай дружок, смелей дружок

Кати по снегу свой снежок

Он превратится в толстый ком

И станет ком снеговиком

Его улыбка так ярка

Два глаза, шапка, нос, метла

Но солнце припечет слегка

Увы, и нет снеговика.

Дети садятся за столы.

Ребята хочу вам рассказать сказку про одну очень хорошую девочку Настю, а вы мне будете помогать.

Упр. «Закончи предложение»

Жила-была девочка и звали её Настей. Однажды Насте купили снегокат.

На снегокате Настя к горке подъехала.

На горку въехала.

С горки съехала.

Вокруг горки объехала.

Из парка уехала.

Упр. «Из чего – какой?»

Горка из снега (какая) – снежная.

Дорожка изо льда – ледяная.

Читайте также:  Яркое солнце над домом

Погода с морозом – морозная.

Ребята, в письме Анфиса просила объяснить что такое Гололёд и Снегопад.

Дети объясняют значение слов 1) Гололёд, 2) Снегопад.

7. Дыхательная гимнастика.

С помощью снежинок изображают снегопад.

Давайте, чтобы зима не морозила нас, и мы могли погулять, скажем ей ласковые слова.

Упр. «Назови ласково»

Я буду бросать вам волшебный снежок и говорить слово. А чтобы снежок вас не заморозил, надо быстро сказать это слово ласково и бросить снежок мне.

Упр. «Подбери предмет» (упражнение с бубном)

Наступает (что) – Зима

Упр. «Скажи наоборот»

Летом дни жаркие, а зимой – холодные.

Летом небо светлое, а зимой – темное.

Летом день длинный, а зимой – короткий.

Летом солнце яркое, а зимой – тусклое.

Весной лёд на реке тонкий, а зимой – толстый.

Снег мягкий, а лёд – твердый.

Одни сосульки длинные, а другие – короткие.

Снежинка, снеговик, снегирь, шайба, клюшка.

8. Работа за столом + прослушивание музыкального сопровождения «Звуки Зимы».

На столе заранее приготовлены карандаши и раздаточный материал с картинками-раскрасками одежды.

Задание: Выберите на картинке зимнюю одежд, обувь, головные уборы и раскрасить их цветными карандашами.

9. Подведение итога.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий «Дикие животные» Цель: Учить образовывать притяжательные прилагательные от существительных и правильно использовать их в речи. Задачи: уточнить и систематизировать.

Памятка для воспитателей по развитию словотворчества у детей Главная задача в словотворчестве – овладение детьми основными способами словообразования в дошкольном возрасте в самых элементарных, доступных.

Источник

Почему летом жарко, а зимой холодно?

Тогда почему наступают зима, весна, лето, осень?

Дело в том, что ось вращения Земли наклонена к плоскости экватора, угол наклона составляет 23,5 градуса. Из-за того, что направление оси вращения всё время остаётся постоянным, Земля движется вокруг Солнца как бы «бочком», по-разному подставляя солнечным лучам свою поверхность на разных участках орбиты, то есть в разное время года. Поэтому мы видим, что летом в Северном полушарии Солнце поднимается над горизонтом гораздо выше, чем зимой. А от угла падения солнечных лучей зависит, насколько сильно они отражаются от земной поверхности и насколько сильно поглощаются. Чем больше солнечных лучей поглощает поверхность, тем сильнее она нагревается. Если угол падения невелик (зимой), то солнечные лучи гораздо сильнее отражаются, а поглощаются гораздо хуже. И значит, зимой холодно. В высоких арктических широтах Солнце поднимается над горизонтом всего на несколько градусов, его лучи скользят вдоль земной поверхности, почти не поглощаясь и не нагревая её. Затем Солнце и вовсе скрывается под горизонтом на долгих полгода — наступает арктическая ночь.

После 21—22 декабря начинается астрономическая зима, и продолжается она до тех пор, пока день опять не сравняется по продолжительности с ночью. 20 марта наступает день весеннего равноденствия, астрономическая зима заканчивается, и начинается весна. Солнце вновь пересекает плоскость земной орбиты и оказывается в Северной полусфере. С каждым днём оно будет подниматься всё выше, дни станут длиннее и теплее.

Заканчивается астрономическая весна в день летнего солнцестояния — 20—21 июня. Этот день самый длинный, а ночь самая короткая в году. После него начинается астрономическое лето, которое продолжается до 22—23 сентября, дня осеннего равноденствия.

Разумеется, в Южном полушарии всё наоборот: в сентябре там наступает астрономическое лето, а в марте — астрономическая зима. И лишь в дни равноденствий продолжительность дня и ночи одинакова на всей планете.

Если бы экватор Земли точно совпадал с плоскостью орбиты, то есть наклона оси не было бы, Солнце во всех широтах (и в Северном полушарии, и в Южном) поднималось бы всегда на одинаковую высоту. На экваторе оно каждый день в полдень находилось бы точно в зените — там царило бы вечное лето, а на полюсах постоянно двигалось вдоль линии горизонта, не опускаясь и не поднимаясь, — там была бы вечная зима и вечные сумерки. В средних широтах тоже никакой смены времён года не происходило бы.

Кстати, тот факт, что орбита Земли не совсем круговая и разница в расстоянии до Солнца в афелии и перигелии составляет около 3%, всё-таки оказывает своё влияние: зимы в Южном полушарии чуть-чуть холоднее, чем в Северном, а летние месяцы чуть-чуть жарче.

Читайте также:  Солнце зашло за тучу холод

А происходит ли смена времён года на других планетах Солнечной системы?

Самая близкая к Солнцу планета Меркурий — единственная в Солнечной системе, у которой плоскость экватора в точности совпадает с плоскостью эклиптики. Орбита Меркурия довольно вытянутая (эксцентриситет составляет 0,21). Именно поэтому смена времён года определяется расстоянием планеты до Солнца. «Летом» — в перигелии — температура на освещённой Солнцем поверхности Меркурия может достигать 400 градусов Цельсия, а «зимой» — в афелии — опускаться до 100 градусов.

Венера вращается вокруг оси так медленно, что сутки оказываются длиннее года: год продолжается 224,7 дня, а сутки примерно 243 дня, и вращение происходит против орбитального движения планеты. Ось вращения Венеры почти перпендикулярна плоскости эклиптики, поэтому смены времён года на ней практически нет. Да и какие уж там времена года, если средняя температура на поверхности больше 400 градусов Цельсия, а давление 90 атмосфер.

Орбита Марса близка к круговой, но всё же её вытянутость больше, чем у орбиты Земли (эксцентриситет равен 0,093). Расстояние от Марса до Солнца в перигелии 206,6 млн км, а в афелии 249,2 млн км. Разница примерно в 40 млн км. Но, как и на Земле, зима и лето на Марсе сменяются в основном из-за наклона оси вращения. Плоскость экватора Марса наклонена к плоскости его орбиты под углом 25,2 градуса (у Земли, напомним, 23,5). Потому и смена времён года происходит примерно так же, как на Земле, если, конечно, учесть, что год на Марсе продолжается 1,88 земного года. В экваториальной и средней полосе смена времён года проявляется в смене температур, а в приполярных областях зимой появляются белые полярные шапки. Но это не лёд, а по большей части замёрзшая от зимних холодов углекислота. Ведь атмосфера Марса в основном из углекислого газа и состоит.

Нужно отметить, что на Марсе гораздо больше, чем на Земле, сказывается разница в расстоянии до Солнца в перигелии и афелии. 40 млн км — это всё же не 3%, а в шесть раз больше. Поэтому в разных полушариях Марса зима и лето довольно сильно отличаются. В южном полушарии лето короче и теплее, чем в северном, потому что именно в это время планета проходит через перигелий. А зима в южном полушарии — длиннее и холоднее (из-за того, что Марс находится в афелии).

Эксцентриситет орбиты Юпитера тоже невелик, вдвое меньше, чем у Марса. Наклон экватора Юпитера к плоскости его орбиты составляет всего 3,1 градуса — это очень мало, и даже будь Юпитер обычной планетой с твёрдой поверхностью, говорить о смене времён года не имело бы смысла: на полюсах царила бы вечная зима, а на экваторе вечное лето с промежуточными значениями температуры на других широтах. Южное полушарие в этом смысле не отличалось бы от северного. Но Юпитер — газовый гигант, у него нет твёрдой поверхности, и «погода» на разных его широтах практически не зависит ни от расстояния до Солнца, ни от наклона оси вращения. «Погоду» на Юпитере определяют мощные турбулентные движения в водородно-гелиевой атмосфере и быстрое вращение (сутки на Юпитере продолжаются всего 10 часов).

Эта планета во многом похожа на Юпитер. Орбита Сатурна примерно так же вытянута, сутки примерно такие же (всего на полчаса больше, чем на Юпитере). Но наклон оси вращения по отношению к плоскости орбитального движения близок к земному — отличается всего на 3 градуса. Казалось бы, что и смена времён года на Сатурне должна быть похожа на земную (конечно, с учётом, что год на Сатурне в 29 раз длиннее земного), и она должна происходить не раз в три месяца, а раз в семь с четвертью земных лет. Но Сатурн, как и Юпитер, — газовый гигант. Да, Солнце дважды в течение сатурнианского года пересекает плоскость орбиты, и тогда, как и на Земле, случаются равноденствия и, как и на Земле, бывают самые длинные «дни» и самые длинные «ночи», вот только на климат и тем более на «погоду» всё это не оказывает практически никакого влияния. На Сатурне, как и на Юпитере, главное воздействие на атмосферные явления оказывают мощные атмосферные бури и вихри, и о смене времён года можно говорить только в астрономическом, но никак не в климатическом смысле.

Читайте также:  Схема обращение земли вокруг солнца

Уран вращается вокруг Солнца «лёжа на боку» — ось вращения планеты отклоняется от плоскости эклиптики на 8 градусов. У планет Солнечной системы много странностей, хотя, казалось бы, они должны не очень отличаться друг от друга, поскольку произошли из одного протопланетного облака, которое, сгущаясь, вращалось вокруг Солнца в том же направлении, что и само светило. В процессе сжатия отдельные «куски» протопланетного облака сталкивались друг с другом, одни разваливались совсем, другие становились больше, у одних вращение вокруг оси ускорялось, у других замедлялось. И массы будущих планет оказались разными. Это понятно и естественно. Но почему, к примеру, плоскость экватора Урана наклонена к плоскости эклиптики под углом 98 градусов? Что произошло в те далёкие времена, когда планеты только формировались? У космогонистов есть ответ на этот вопрос (хотя вариаций в нём множество). Протопланетные сгущения и недавно образовавшиеся планеты часто (по астрономическим понятиям, конечно!) сталкивались, причём под разными углами и с разными скоростями. В результате одного из таких столкновений Земля обзавелась спутником — Луной. В результате другого — будущая планета Уран получила такой удар по касательной, что ось её вращения «опрокинулась», и планета «легла на бок».

Год на Уране в 84 раза длиннее земного. Попробуем представить, как там происходит смена времён года. Если вы находитесь на одном из его полюсов, то в разгар лета ось планеты направлена почти точно на Солнце, находящееся в зените. Но проходит несколько земных лет. Солнце по спирали, делая один оборот за урановые сутки (17,2 часа), постепенно опускается к горизонту и, наконец, в день, который жители Урана, если бы они существовали, назвали бы началом календарной зимы, заходит и появляется вновь только через половину уранового года. А в это время на противоположном полюсе планеты Солнце появляется из-под горизонта и по спирали поднимается к зениту, куда доберётся к середине лета.

Если бы вы оказались на экваторе Урана, то смена времён года происходила бы так. Солнце всходило бы и заходило каждый день, будто на Земле. Но в разгар урановой зимы оно будто бы катилось вдоль горизонта, на половину суток скрываясь неглубоко, всего градусов на восемь (если учесть рефракцию, достаточно сильную в плотной уранианской атмосфере, то и не скрываясь вовсе), а на вторую половину суток невысоко (градусов на восемь) поднимаясь в небо. В разгар лета Солнце будет подниматься почти к зениту. Однако намного теплее от этого не станет, да нам, впрочем, всё равно, ведь лето и зима на планете Уран интересуют нас только как астрономические явления, возникающие из-за его странного «лежачего» обращения вокруг Солнца.

Самая далёкая из планет Солнечной системы — Нептун — обращается вокруг Солнца за 165 лет. По вытянутости орбиты и наклону оси вращения Нептун мало отличается от других планет, и если бы по массе был похож на Землю, можно было бы говорить, что четыре времени года сменяют здесь друг друга через каждые 41 земной год. С астрономической точки зрения так оно и есть: на Нептуне происходят летние и зимние солнцестояния, дважды в год случаются равноденствия. Но, конечно, физические условия сказываются: Нептун — такой же газовый гигант, как Юпитер, Сатурн и Уран, а потому похож на них природными условиями.

Плутон — совсем другое дело! У него и наклон орбиты отличается от всех других планет (17 градусов), и вращается он в противоположную сторону. Но в число планет Солнечной системы он уже не входит. С 2006 года Плутон носит менее «почётное» звание «карликовой планеты», одного из многих таких объектов пояса Койпера.

Источник

Adblock
detector