Меню

Левитан е п физика вселенной

Астрофизика — школьникам

Пособие для учащихся

HAШA PEKЛAMA:
500 советских радиоспектаклей в MP3 на 9-ти DVD или на карте 64GB

ОГЛАВЛЕНИЕ

Юному любителю астрономии 3
Литература 4
Солнце — наша звезда 5
Немного истории —
Солнце как небесное тело 8
Солнце — плазменный шар 12
Явления, наблюдаемые на Солнце 13
Солнечное излучение и его влияние на Землю 18
Внутреннее строение и «модели» Солнца 23
Источники энергии Солнца 27
Обзор физических процессов на Солнце 30
Мир солнц — звезды 34
Природа звезд —
Закономерности в мире звезд 42
Звезды, не похожие на Солнце 45
Наша Галактика 50
Удивительные пульсары 54
Другие галактики 63
Метагалактика и беспредельная Вселенная 66
Загадочные квазары 72
Рождение, жизнь и смерть звезд 79
Планеты — спутники звезд 87
Происхождение планет 88
Атмосферы планет 91
Поверхности Луны и планет 98
Внутреннее строение и магнитные поля планет 105
Планеты и жизнь 110

ЮНОМУ ЛЮБИТЕЛЮ АСТРОНОМИИ
Тайны Вселенной всегда привлекали к себе внимание молодежи. Но наше время особенное — ведь нам выпало счастье быть современниками первых лет космической эры. Невозможно не интересоваться астрономией в стране, прославившейся многими достижениями в освоении космоса. Невозможно оставаться равнодушным, когда весь мир с волнением следит за полетом космонавтов или ждет вестей от автоматических устройств, доставленных на Луну и другие планеты.
Успехи космонавтики важны для многих отраслей народного хозяйства, науки и техники. Эти успехи не только порождены невиданным ранее научно-техническим прогрессом, но и служат ему. Благодаря космонавтике «вторую молодость» переживает древнейшая из наук — наука о Вселенной.
Один из ведущих разделов современной астрономии — астрофизика. Изучая природу небесных тел и процессов в космосе, человек узнает о новых источниках энергии, об удивительных свойствах вещества при сверхвысоких и сверхнизких температурах, давлениях, плотностях. В «космической лаборатории» можно наблюдать проявление гигантских сил тяготения, исследовать вещество в условиях неосуществимых на Земле гравитационных и магнитных полей. Вместе с тем изучение мира звезд и галактик обогащает нас новыми знаниями о строении Вселенной, а это имеет важное значение для формирования научного мировоззрения.
Перед вами не учебник, а книга для чтения. Она написана не по учебной программе, но с учетом ее основных идей.
Эта книга познакомит бас с основами фундаментальных теорий и принципов астрофизики, с эволюционными идеями, которые, по словам выдающегося советского астрофизика В. А. Амбарцумяна, буквально пронизывают современную астрофизику. Вы узнаете о методах наблюдений и теоретических исследований, например, получите представление о методе «моделей». И конечно, в книге не забыты те замечательные и неожиданные открытия, которые находятся на переднем крае астрофизики 70-х годов XX в., о которых вы наверняка кое-что слышали и желаете узнать больше.
Читать придется внимательно, так как в книге почти не повторяется то, о чем можно узнать из школьного учебника, и, кроме того, по ходу чтения вам п-ридется выполнить немало упражнений. Не пропускайте эти вопросы и задачи: они включены в текст не случайно, ибо «пока нет вопроса, нет работы мысли». Очень возможно, что для ответа на вопросы вам придется заглянуть в учебники по астрономии и физике. Еще лучше, если, не ограничиваясь чтением и решением задач, вы, пользуясь рекомендуемой литературой, сами начнете выполнять астрономические наблюдения. Все вместе взятое поможет вам углубить свои знания по астрономии и физике, а главное — будет способствовать дальнейшему развитию у вас интереса к науке, интереса к изучению природы. Ради этого и написана книга.
Автор глубоко признателен доценту МГУ А. В. Засову и учительнице физики и астрономии школы № 397 Москвы Т. А. Таскиной за помощь в работе над рукописью этой книги.
Автор

I. Учебная, справочная, пособия и руководства для наблюдений
Воронцов-Вельяминов Б. А. Астрономия. Учебник для 10 класса средней школы. Изд. 10-е. М., «Просвещение», 1976.
Бакулин П. И., Кононович Э. В., Мороз В. И. Курс общей астрономии. Изд. 3-е. М., «Наука», 1974.
Да гаев М. М. Наблюдения звездного неба. Изд. 2-е. М., «Наука», 1973.
Куликовский П. Г. Справочник любителя астрономии. Изд. 4-е. М., «Наука», 1971.
Зигель Ф. Ю. Сокровища звездного неба. Изд. 3-е. М., «Наука», 1976.
Цесевич В. П. Что и как наблюдать на небе. Изд. 5-е. М., «Наука», 1973.
Школьный астрономический календарь (ежегодник). М., «Просвещение».

II. Научно-популярные книги, брошюры, статьи
Воронцов-Вельяминов Б. А. Очерки о Вселенной. Изд. 6-е. М., «Наука», 1969.
Гинзбург В. Л. Современная астрофизика. М., «Наука», 1970.
Гурштейн А. А. Извечные тайны неба. М., «Просвещение», 1973.
Зельдович Я. Б., Новиков И. Д., Старобинский А. А. Черные и белые дыры.— «Природа», 1976, № 1.
Зигель Ф. Ю. Лунные горизонты. М., «Просвещение», 1976.
Ефремов Ю. Н. В глубины Вселенной. М., «Наука», 1972.
Жарков В. Н. Внутреннее строение Земли, Луны и планет. М., «Знание», 1973.
Каплан С. А. Физика звезд. Изд. 2-е. М., «Наука», 1970.
Ксанфомалити Л. В. Меркурий — брат Луны.— «Земля и Вселенная», 1976, № 1.
Левитан Е. П. Физика Вселенной. М., «Наука», 1976.
Маров М. Я. Венера: что о ней известно сегодня.—«Земля и Вселенная», 1976, № 3.
Маров М. Я. Новое о Марсе и Юпитере.— «Земля и Вселенная», 1977, № 2.
Шкловский И. С. Вселенная, жизнь, разум. Изд. 3-е. М., «Наука», 1973.

III. Научно-популярная периодическая литература
«Земля и Вселенная» — научно-популярный журнал АН СССР, пропагандирующий достижения астрономии, космонавтики и геофизики.
«Наука и жизнь» — научно-популярный журнал, в котором, кроме больших проблемных статей, интересующимся астрономией адресован постоянный раздел «Любителям астрономии».
«Космонавтика, астрономия» — серия брошюр, выпускаемых Всесоюзным обществом «Знание». Брошюры выходят ежемесячно.

Когда бы смертным толь высоко
Возможно было возлететь,
Чтоб к Солнцу бренно наше око
Могло, приблизившись, воззреть,
Тогда б со всех открылся стран
Горящий вечно Океан.
Там огненны валы стремятся
И не находят берегов;
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков;
Там камни, как вода, кипят,
Горящи там дожди шумят.
М. В. Ломоносов

Солнце — центральное тело Солнечной системы — играет исключительную роль в жизни Земли. Несколько миллиардов лет назад вокруг него сформировались планеты и в их числе Земля. Впоследствии весь органический мир нашей планеты стал обязан Солнцу своим существованием. Солнце не только источник света и тепла, но и первоначальный источник многих других видов энергии (энергии нефти, угля, воды, ветра). С ним не связаны лишь сейсмические процессы на Земле, небольшой приток тепла из недр Земли, энергия, выделяющаяся в результате лунных приливов и при падении метеоритов, а также ничтожное количество энергии, поступающей на Землю от других небесных тел.

НЕМНОГО ИСТОРИИ
Солнце—самое знакомое каждому небесное тело. Некоторые из вас даже думают, что они уже давно о Солнце знают все. Это, конечно, совсем не так! Солнце всегда привлекало к себе внимание людей, но и сегодня ученым приходится признавать, что Солнце таит в себе немало загадок.
Издавна у разных народов Солнце было предметом поклонения. Используя очевидную роль Солнца как источника жизни на Земле, представители церкви способствовали развитию поклонения Солнцу, культу Солнца. Солнце обожествлялось различными народами (Гелиос — греческий бог Солнца, Митра — бог Солнца у персов, Ра — у египтян, Яр или Ярило — у наших предков славян, Молох —у древних карфагенян и др.). Чтобы задобрить могущественного бога Солнца, люди приносили ему в жертву богатые дары, а нередко и человеческие жизни.
Современному представлению о Солнце предшествовал трудный многовековой путь человека от незнания к знанию, от явления к сущности, от обожествления Солнца к практическому использованию его энергии. Было время, когда люди ничего не знали о размерах Солнца и его температуре, состоянии вещества Солнца и т. д. Не зная о расстоянии до Солнца, древние принимали видимые размеры за действительные. Гераклит, например, полагал, что «Солнце имеет ширину в ступню человеческую», Анаксагор весьма неуверенно допускал, что Солнце может быть большим, чем оно кажется, и сравнивал его. с Пелопоннесским полуостровом. Совершенно неясной оставалась картина физической природы Солнца. Пифагорейцы, например, его относили к планетам и наделяли хрустальной сферой. Один из учеников Пифагора — Филолай (V в. до н. э.), допускавший мысль о движении Земли, считал, что Солнце не имеет никакого отношения к «центральному огню», вокруг которого оно, по его мнению, само вращается вместе с Землей, Луной и пятью планетами (и вымышленным небесным телом — «противоземлей») и который остается невидимым для жителей Земли. Следует отметить, что подобные выдуманные представления о движении Земли нельзя смешивать с первыми научными догадками о движении Земли, принадлежащими, по-видимому, Аристарху Самосскому (III в. до н. э.), который впервые дал метод определения сравнительных расстояний до Солнца и Луны. Несмотря на неудовлетворительность полученных результатов (было найдено, что Солнце находится в 19—20 раз дальше от Земли, чем Луна), мировоззренческое и научное значение их очень велико, так как впервые был научно поставлен и отчасти решен вопрос об определении расстояния до Солнца. Без принципиально правильного разрешения этого вопроса не могло быть и речи о выяснении истинных размеров Солнца. Во II в. до н. э. Гиппарх находит, что параллакс Солнца (т. е. угол, под которым с расстояния Солнца виден радиус Земли) равен 3′, что соответствует расстоянию до него в 1200 земных радиусов, и это считалось верным почти восемнадцать веков — до работ Кеплера, Гевелия, Галлея, Гюйгенса. Последнему (XVII в.) принадлежит наиболее точное определение расстояния до Солнца (160 млн. км). В дальнейшем исследователи отказываются от непосредственного определения параллакса Солнца и применяют косвенные методы. Так, например, довольно точное значение горизонтального параллакса получали из наблюдений Марса в противостоянии или Венеры во время ее прохождения по диску Солнца.
В XX в. успешные измерения солнечного параллакса выполнялись при наблюдениях астероидов. Была достигнута значительная точность в определении параллакса Солнца. Солнечный параллакс измеряли и разнообразными другими методами, из которых наиболее точными оказались радиолокационные наблюдения Меркурия и Венеры выполненные советскими и американскими учеными в начале 60-х годов.
В настоящее время принято считать, что (. ). Ему соответствует расстояние до Солнца, вычисленное по известной вам формуле (. )
где — экваториальный радиус Земли; D = 149,6 x 10 в 6ст. км (современное значение астрономической единицы расстояний). Знать с большой точностью величину астрономической единицы важно не только для определения размеров Солнца. Астроно-мическая единица — основная масштабная единица расстояний в Солнечной системе, она имеет фундаментальное значение для астрономии и космонавтики. Сегодня мы знаем ее величину с очень большой точностью. Достоверность наших знаний подтверждается тем, что результаты получены многими различными и независимыми методами.
К началу XVII в. относятся знаменитые телескопические наблюдения Галилеем солнечных пятен, его борьба за доказательство того, что пятна находятся на поверхности Солнца. Было открыто вращение Солнца, накоплены данные о ядрах и полутени пятен, обнаружены пятнообразовательные зоны на Солнце. Тем не менее пятна еще долгое время принимали за вершины гор или продукты вулканических извержений. Более полувека признавалась фантастическая теория Вильяма Гершеля, предложенная им в 1795 г., которая основывалась на подтвердившихся впоследствии представлениях А. Вилсона о том, что пятна — это углубления в солнечной поверхности. Согласно теории Гершеля, внутреннее ядро Солнца — холодное, твердое, темное тело, окруженное двумя слоями: внешний облачный слой — это фотосфера, а внутренний — играет роль защитного экрана (защищающего ядро от действия огнедышащей фотосферы). Тень пятна — это просвет холодного ядра Солнца сквозь облачные слои, а полутень — просветы внутреннего облачного слоя. Гершель сделал следующий общий вывод из своей теории: «С этой новой точки зрения Солнце представляется мне необычно величественной, огромной и яркой планетой; очевидно, это первое или, точнее говоря, единственное первичное тело нашей системы. всего вероятнее, что оно обитаемо, подобно остальным планетам, существами, органы которых приноровлены к особенным условиям, господствующим на этом громадном шаре». Как не похожи эти наивные представления о Солнце на гениальные мысли Ломоносова о природе нашего дневного светила!
Давно ушло в прошлое религиозное поклонение светилу. Сейчас ученые изучают природу Солнца, выясняют его влияние на Землю, работают над проблемой практического применения
неиссякаемой солнечной энергии. Важно и то, что Солнце — ближайшая к нам звезда, единственная звезда в Солнечной системе. Поэтому, изучая Солнце, мы узнаем о многих явлениях и процессах, присущих звездам и недоступных детальному наблюдению из-за огромной удаленности звезд.

Источник

Физика Вселенной: Экскурс в проблему

Описание книги

Книга состоит из трех глав — «Ньютоновское тяготение», «Земная физика в космической лаборатории» и «Вселенная с точки зрения общей теории относительности». Важнейшие классические результаты и выдающиеся астрофизические открытия последних лет рассматриваются на основе фундаментальных законов физики. Широкий круг затронутых автором проблем позволит читателю почувствовать масштабы и плодотворные результаты взаимопроникновения физики и астрономии. Книга адресована преподавателям физики и астрон.

Книга состоит из трех глав — «Ньютоновское тяготение», «Земная физика в космической лаборатории» и «Вселенная с точки зрения общей теории относительности». Важнейшие классические результаты и выдающиеся астрофизические открытия последних лет рассматриваются на основе фундаментальных законов физики. Широкий круг затронутых автором проблем позволит читателю почувствовать масштабы и плодотворные результаты взаимопроникновения физики и астрономии.

Книга адресована преподавателям физики и астрономии, студентам астрономических и физических специальностей, а также всем, кто любит размышлять о вечных проблемах и удивительной гармонии мироздания. Книга «Физика Вселенной: Экскурс в проблему» автора Ефрем Левитан оценена посетителями КнигоГид, и её читательский рейтинг составил 8.60 из 10.
Для бесплатного просмотра предоставляются: аннотация, публикация, отзывы, а также файлы для скачивания.

Источник

Книги Ефрема Левитана

Ефрем Левитан — автор 36 книг. Из известных произведений можно выделить: Малышам о звёздах и планетах, Сказочная Вселенная, Тайны нашего солнышка. Все книги можно читать онлайн и бесплатно скачивать на нашем портале.

Солнце, Луна, далекие звезды и Земля, на которой мы живем, — все это привлекает внимание ребенка с первых лет жизни. Помочь родителям в доступной и увлекательной форме дать малышам первоначальное представление о Вселенной, развить их наблюдательность и любознательность — цель книги. Красочно иллюстрированная книга познакомит дошкольников с различными небесными телами и астрономическими явлениями. .

Можно ли просто и увлекательно рассказать о сложной науке астрономии? Как проникнуть в тайны рождения и жизни далеких звезд и планет? Почему людей так интересуют Солнце, Луна, планеты, звезды и загадочные черные дыры? В этой книге Ефрем Павлович Левитан, известный российский педагог и автор множества книг по астрономии для детей, отвечает на самые популярные и самые сложные вопросы. Вместе с главн.

Можно ли просто и увлекательно рассказать о такой сложной науке как астрономия? Знаменитому педагогу Ефрему Павловичу Левитану всегда казалось, что не только можно, но и нужно. В доказательство он написал множество книг о тайнах звезд и планет для маленьких читателей, а героями этих сказочных историй он сделал собственных детей — Альку и Свету. Мальчик и девочка шаг за шагом погружаются в сказку, .

Герою этой сказки необыкновенно повезло! С ним разговаривали Солнце и Луна, кометы и звёзды, луч света и повелитель времени. От них-то он и узнал о том, как устроена наша прекрасная Вселенная. Об этом узнает и наш читатель. И о многом другом, что не даёт покоя, когда глядишь на небо и звёзды. Для среднего школьного возраста.

Двум детям — Альке и Свете — очень повезло с Папой: он создал для них настоящую сказку. В этой сказке можно полететь к любой планете в компании весьма необычного, но лучшего на свете учителя — гнома Кнопкина. В этой сказке можно посмеяться над сумбурными познаниями гнома Недоучкина, а главное, можно открыть для себя целый мир. Совсем не сказочный — настоящий. Нашу с вами вселенную. Познакомившис.

Порадуйте своих детей этой необычной книжкой. Ее героине, Машеньке, очень повезло. Она подружилась с Луной и звездами, побывала в гостях у самого Солнца. О том, что узнала девочка о небесных светилах, и рассказывается в этой книжке-сказке по астрономии. Книжку с интересом прочитают дети дома с родителями, в старших группах детского сада, в классах начальной школы. 3-е издание.

Дети папы-астронома — любознательные Света и Алька — уже знакомы читателю по книге «Тайны нашего Солнышка». На ее страницах герои успели подружиться с мудрым гномом Кнопкиным и его рассеянным «коллегой» Недоучкиным. От гномов Света и Алька узнали много интересного об устройстве Солнца и с головой окунулись в новую для себя науку — астрономию. И конечно, им захотелось узнать как можно больше и о др.

В книге необычно и просто рассказывается об астрономии и полетах в космос. Вместе с героями космических сказок дети узнают о тайнах планет, звезд и галактик, путешествиях в пространстве и даже во времени. Автор ведет читателя через сказку к науке, стремясь заинтересовать его астрономией и космонавтикой. Книгу можно использовать при изучении школьного курса «Окружающий мир» и факультативов по астр.

Источник

Читайте также:  Неисчислимое множество звезд вселенной 7 букв

Космос, солнце и луна © 2023
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector