Описание картины «Март», Левитан, 1895
Описание картины:
Великий русский пейзажист не любил зиму. Как всякий художник конца 19 века, он с большим удовольствием писал переходные времена года — весну и осень. Именно в это время русская природа взрывается буйством красок и тысячами всевозможных сочетаний оттенков и полутонов. Едва ли не единственное исключение — эта работа. Правда, в полном смысле «зимним» этот пейзаж назвать нельзя, все вокруг предвещает скорую весну.
Тверская губерния — любимое место творчества мастера. Вот и здесь зрителю представлен «задний двор» загородного имения. Остановив свою телегу, запряженную худой лошаденкой, крестьянин ушел обсуждать с барином предстоящий рабочий сезон. А старая лошадь, обрадовавшись первому робкому солнечному теплу, стоит неподвижно, боясь спугнуть этот редкий миг отдыха.
Весна на картине практически не вступила в права. Тяжелый и лишь слегка подтаявший снег лежит толстым ковром. Только снеговая шапка на крыше заднего крыльца готова упасть и рассыпаться. Если молодые березки освещены ярким солнцем, то мрачные сосны остаются в тени, словно не желая так скоро уступать наступающему теплу.
Но весну никак не скрыть. Ее выдает безупречно чистое небо, синие тени на снегу, скворечник на вершине березы уже готов принять веселое и шумное птичье семейство.
Дороги уже практически избавились от снега. Охристый цвет проступающего наезженного пути также создает совершенно весеннее и приподнятое настроение, а залитая солнцем стена деревянного господского дома кажется жадно впитывает в себя тепло, истосковавшись по свету за долгую зиму. Дорожка следов, убегающая в лес, напоминает сказку о снегурочки, что пряталась от грозного Ярила-Солнца.
Вся работа пронизана атмосферой нетерпеливого ожидания расцвета и цветения. Пробудившись, весна медленно, но верно преображает все вокруг.
Известно, что великий пейзажист написал эту работу необыкновенно быстро, всего за несколько сеансов. Автор всеми силами старается приблизить наступление тепла и пору цветения.
Сочетание зеленого, синего и белого цветов, создали уникальный и радостный колорит работы. До мастера подобным образом зиму никто не писал. Поэтому эта работа стала источником вдохновения целого поколения русских художников. Автор сумел увидеть в обычном мартовском пейзаже летнюю радость, красочность и веселость. Во всем чувствуется некоторая незаконченность, недосказанность. Стремительные перемены в природе, наступающее тепло создают иллюзию движения в картине, так мастерски переданную художником.
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
- живопись (9857)
- зарубежные творцы (7465)
- русские творцы (3522)
- фотография (2464)
- графика (1554)
- прикладное творчество (1190)
- музыка (1151)
- интересные статьи (1089)
- культурные события (761)
- архитектура (743)
- скульптура (698)
- поэзия (674)
- литература (603)
- ссылки (581)
- «документальное» (576)
- дизайн (551)
- кинематограф (490)
- ретро (407)
- история стилей (407)
- Компьютерное искусство (384)
- юмор (309)
- театр (243)
- календарь (180)
- обсуждения,вопросы и пр. (178)
- анимация (175)
- термины и техники (98)
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
И.Левитан.Картина «Март».
Шахма все записи автора Март
«Март» — хрестоматийный[1] пейзаж Исаака Левитана (1860—1900), написанный в 1895 году. Картина является частью собрания Государственной Третьяковской галереи (инв. 1489). Размер — 60 × 75 см[2][3].
Картина была написана Левитаном в марте 1895 года, когда он жил в усадьбе Горка в Тверской губернии. Она экспонировалась на выставках 1896 года, и в том же году была куплена Павлом Третьяковым[2].
Картина «Март» считается одним из наиболее известных и ярких образцов пейзажного наследия Левитана[4]. Она также служит примером влияния импрессионизма на творчество художника[5].
Этот жизнеутверждающий пейзаж, сочетающий в себе живописное изображение снега, весеннего неба и деревьев, считается «открытием в русской пейзажной живописи». Впоследствии этот мотив стал популярной темой у многих русских пейзажистов XX века — Игоря Грабаря, Константина Юона и других[6][7].
В 1894—1895 годах Левитан прожил несколько месяцев в усадьбе Горка, расположенной в полутора километрах от деревни Островно, в то время находившейся на территории Вышневолоцкого уезда Тверской губернии, а ныне входящей в состав Удомельского района Тверской области. Усадьба принадлежала тайному советнику Ивану Николаевичу Турчанинову, и там часто проводила время его жена Анна Николаевна с дочерьми Варварой, Софьей и Анной[8][9][10]. Главным зданием усадьбы был двухэтажный дом с мезонином, окрашенный в желтоватый цвет. Он-то и изображён на картине «Март», а также на более ранней пастели Левитана «Осень. Усадьба» (1894)[10], которая в настоящее время является частью коллекции Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля[11][12].
Левитан познакомился с Анной Николаевной Турчаниновой летом 1894 года в Островно, где он гостил в имении Ушаковых вместе со своей спутницей — художницей Софьей Кувшинниковой. У Левитана и Турчаниновой завязался роман, который привёл к ссоре и разрыву отношений с Кувшинниковой. После этого Левитан переехал в усадьбу Горка и жил там в августе и сентябре 1894 года, а затем вернулся туда ранней весной следующего года[13][14]. Специально для него на территории имения был построен двухэтажный дом-мастерская, расположенный на берегу озера[10
Именно тогда, в марте 1895 года, и была создана картина «Март». Она была написана полностью с натуры, без предварительных этюдов, за несколько сеансов. Свидетельницей работы Левитана над картиной была младшая дочь Турчаниновых Аня (в семье её называли Люлю), которая помогала художнику носить ящик с красками, слушала его рассказы о красоте природы и любовалась тем, как создавался будущий шедевр[15].
В тот же период Левитаном была написана ещё одна картина — «Весна. Последний снег», которая впоследствии находилась в собрании московского мецената Владимира Шмаровина. В настоящее время её местонахождение неизвестно, но сохранился одноимённый этюд (25,5 × 33,3 см, холст, масло, ГРМ, инв. Ж-4261)[16].
Картина «Март» экспонировалась на 24-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), проходившей в 1896—1897 годах в Санкт-Петербурге и Москве, а также на Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде. В 1896 году картина была приобретена у автора Павлом Третьяковым[2].
Усадьба Горка не пережила революционных потрясений начала XX века. В 1904 году сгорел дом-мастерская, в котором в середине 1890-х годов работал Левитан. В 1914 году имение Горка было продано купцу второй гильдии Аггею Аггеевичу Маркову. Через несколько лет после революции, в июне 1923 года, здание усадьбы было уничтожено пожаром (по-видимому, в результате поджога)[10].
Сюжет и описание.
Левитан писал картину на задворках усадьбы Горка, стена главного дома которой видна в самой правой части картины[10]. Солнечный мартовский день, начавший уже таять снег, деревья и просёлочная дорога, подходящая к крыльцу, у которого, греясь на солнышке, смирно стоит лошадь с дровнями[17]. Дианка — так звали лошадку с усадьбы Горка — стоит в центре пейзажа и составляет его неотъемлемую часть[8][15].
Мажорный, жизнеутверждающий мотив картины показывает борьбу уходящей зимы и наступающей весны, солнечного света и холодного снега. Это подчёркивается цветовым контрастом между тёмными соснами на заднем плане и светлыми, освещёнными солнечным светом стволами осин перед ними, которые своими ветками будто бы тянутся к весеннему солнцу[18]. В частности, это стремление вверх дополняется очень высоким расположением скворечника на одном из деревьев, так что даже создаётся впечатление, что он приделан к слишком тонкой ветке[17].
Оттенки снега, синие тени деревьев и голубое небо создают очень живописную картину — сюжет, который потом не раз повторялся в пейзажах других русских художников[19]. По словам Алексея Фёдорова-Давыдова, «после Левитана подобный мотив стал любимой темой русской пейзажной живописи, занявшей большое место в творчестве Игоря Грабаря, Константина Юона и других»[6][7].
Будучи близкой по сюжету к известной картине Алексея Саврасова «Грачи прилетели» (1871, ГТГ), «Март» значительно отличается от неё по живописи[20]. Картина «Март» является ярким образцом так называемого «левитановского пейзажа», в котором, даже изображая «ликующее состояние природы», художнику удалось сохранить в картине лирический оттенок переживания и грусти[4].
Считается, что написанные в 1895 году картины «Март» и «Золотая осень» наиболее ярко демонстрируют влияние импрессионизма на творчество художника[5]. Действительно, в картине «Март» есть присущая импрессионизму «нервность и пастозность мазка», но в то же время отсутствует «импрессионистическая случайность». Толщина красочного слоя неравномерна: для изображения снега используются рельефные мазки, небо написано более равномерным слоем, а во многих других местах проступает фактура холста[18].
Иногда в качестве предвестника картины «Март» упоминают пейзаж русского художника-импрессиониста Константина Коровина «Зимой» (1894, ГТГ), где также изображена лошадка с санями, стоящая у деревенского дома. Правда, в отличие от солнечно-весеннего полотна Левитана, на картине Коровина изображён хмурый зимний день[21]
Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал в своей статье о творчестве Исаака Левитана, что художник «редко писал зиму и вообще снег, чаще изображая его остатки в весенних пейзажах», но в 1895 году он взялся за такой сюжет[6][7]:
« Речь идет о картине «Март», в которой всё только дышит предчувствием весны и которая является изображением ещё зимнего солнечного дня. Обратившись к этому новому для себя мотиву, Левитан создал пейзаж, ставший открытием в русской пейзажной живописи. Так цветно и живописно, с голубыми тенями, никто до него не писал снег, освещённый солнцем; никто так не изображал весеннее небо и деревья. »
Художник Борис Иогансон писал, что каждый раз при виде картины «Март» он «как зачарованный» стоит перед этим чудом, и когда ему «удаётся в марте быть на природе или же сидеть в городе на бульваре в солнечное мартовское утро, то в мыслях мелькает шуточный парадокс: „Как удивительно природа подражает «Марту» Левитана“»[22].
В своих воспоминаниях художник Василий Бакшеев писал, что Левитан остался в его памяти «как художник, неразрывно связанный с русской национальной школой пейзажа», при этом «глубоко любящий родную природу, без устали её изучающий и с большим мастерством воплощающий эту природу в своих работах». Далее, оценивая картину «Март», он писал[23][24]:
« Я считаю его произведение «Март» одним из лучших произведений нашей школы. Это такая же жемчужина, как «Оттепель» Васильева, как «Грачи прилетели» Саврасова. В этом пейзаже так много весеннего тепла, так много света, согревающего солнца. Это одна из лучших работ Левитана.
Фрагменты картины «Март»
1.
Лошадка с дровнями.
2.
Снег на крыше крыльца.
3.
Ветки осин и скворечник.
Рубрики: | русские творцы история стилей живопись интересные статьи ретро |
Метки: живопись Левитана.Март.
Процитировано 5 раз
Понравилось: 10 пользователям
Источник
Описание картины «март», левитан, 1895
«Март» 1895 г. 60 x 75 см. Масло, холст. Третьяковская галерея, Москва, Россия.
Описание картины Левитана И.И. «Март»
Картина «Март», написанная Исааком Левитаном в начале 1895 года, ныне находится в Третьяковской галерее в Москве.
Ландшафт зимы не часто прельщал музу Левитана, но на этом холсте зимний пейзаж отступает перед первыми признаками весны.
Яркое весеннее солнце светит, снег тает, становится рыхлым. Художник изумительно изобразил зиму, сверкание снега, в левитановском «Марте» деревья еще не проснулись от зимней стужи.
Лошадь, запряженная в сани, стоит у дверей дома, греясь под первыми теплыми и еще робкими лучами солнца.
На заднем плане картины изображены еще угрюмые деревья. На березах кое-где еще не сброшена осенняя листва.
В глубине леса еще виднеется много снега, в воздухе витает морозец. Перелетных птиц еще не видно, но уже заметно, что солнце хорошо пригревает, снег в последний раз ярко сверкает на солнце. Вся природа замерла в ожидании весны.
Картина наполняет ее созерцателей радостью и ожиданием перемен, благодаря тому, что художник на картине применяет светлые тона красок.
Лучшие картины Левитана И.И.
Еще русские художники передвижники. Биографии. Картины
Корзухин А.И. Алексей Иванович Корзухин родился 11 марта 1835 года в селе Уктус Пермской губернии. Его отец был крепостным промывальщиком золота. Способности к рисованию у мальчика проявились еще в ранние годы. Он брал уроки рисования у местных иконописцев, писал портреты родственников. Корзухин в этот период принимал участие в создании икон для Преображенской церкви. |
Крамской И.Н. Иван Николаевич Крамской родился 27 мая 1837 года в городе Острогожске Воронежской области. Он окончил Острогожское училище в 1839 году. В это же время умер отец будущего художника, служивший писарем в думе. Крамской также работал писарем, посредником по полюбовному межеванию. Талант Крамского проявился уже в юные годы. На мальчика обратил внимание фотограф Александровский. Вскоре Крамской поступил к нему на службу в качестве ретушера. |
Картина Левитана «Март»: описание и анализ :
Картина Левитана «Март» – неожиданный пейзаж в творчестве художника, потому что он не любил рисовать снег и зиму, предпочитая осень и лето.
Тверская губерния
В поисках подходящей натуры художник вместе с С. П. Кувшинниковой приехал в Тверскую губернию в 1893 году и остановился в усадьбе Островно. Его приняли очень радушно и поселили на втором этаже в светлых комнатах с прекрасными видами на озеро и закат. Живописец много и плодотворно работал.
Здесь в Удомле он написал свой шедевр – «Над вечным покоем»: на бугре стоит деревянная церквушка, вросшая в землю, и заросшее, заброшенное, забытое кладбище с покосившимися крестами. Картина Левитана «Март» даже еще не была задумана. Жизнь в усадьбе текла размеренно и мирно: катались на лодке на озере, ходили за грибами, вечерами С. Кувшинникова играла на рояле Бетховена, Грига, Листа, Шумана.
Визит соседей Турчаниновых
В середине лета 1894 года из соседней усадьбы Горки, которая была всего в двух верстах от Островно по другую сторону озера, приехали соседи якобы с визитом к Софье Петровне, но в действительности им хотелось познакомиться с И. Левитаном. Глава семейства И. Н.
Турчанинов был сенатором в Петербурге. Его супруга Анна Николаевна 39 лет от роду была настоящей выдержанной светской дамой в корректных туалетах, у которой подрастали три дочери. Она на 4 года была старше Левитана, что не помешало ему глубоко увлечься Анной Николаевной.
Он переехал в Горки и вдруг стал писать натюрморты с цветами.
Они так хороши изысканностью и свежестью. Шло лето, и картина Левитана «Март» ему еще даже не приходила в голову. Зато букетов цветов Левитан написал невиданно много. Потому что художник просто потерял голову от стильной, утонченной и умной Анны Николаевны. «Васильки» он подарил Варе, старшей дочери Турчаниновой, которая влюбилась в художника первой пылкой любовью, что ему очень мешало. Ни до Горок, ни после художник не обратится к теме натюрмотов.
События в доме Турчаниновых
Чтобы у Левитана было отдельное помещение для работы, его поселили в обустроенной под мастерскую баньке. В Горках пейзажист прожил до глубокой осени 1894 года. Это был плодотворный период. Кроме натюрмортов с цветами, он изобразит пастелью двухэтажный дом Турчаниновых с мезонином в произведении «Осень. Усадьба» (1894 год).
Картина Левитана «Март» также покажет линию его фронтона. В 1895 году, в середине марта, художник снова приезжает в Горки и за кратчайшее время пишет полотно «Март» – невероятную новаторскую картину. До него никто не видел ни такого снега, ни синих теней от деревьев, ни яркого солнечного неба поразительной голубизны. Картина Левитана «Март» стала образцом для многих русских художников. Они в своих пейзажах использовали ее мотивы.
Левитан, «Март»: описание картины
Свежий холодный воздух и начинающаяся радостная весна, казалось, хлынули с полотна. Мажорна по своему настроению картина Левитана «Март». Фото (репродукция) показывает ликование природы. Перефразируя самого Исаака Ильича, можно коротко сказать, что пейзаж – это часть природы, которая прошла через характер и чувства художника. Так надо рассматривать это произведение. Картина Исаака Левитана «Март» – это его чудесное открытие, ранее никем не замеченное. Солнышко уже пригревает по-весеннему. Растаял снег на дороге, которая подходит к дому.
Рядом стоит лошадь, запряженная в сани, и мирно греется под теплыми лучами. Зима не хочет сдаваться весне и уходить. Еще глубоки сугробы под деревьями, но вся природа с нетерпением ждет пробуждения. Сосны темны, от них падают насыщенные ультрамариновые тени. По контрасту с ними сияют светлые стволы осин, залитые солнечным светом, к которому они тянутся.
Тему пробуждения природы художник развивал не раз. Тревожное пробуждение, встречу «утра года» показывает этюд «Весна. Последний снег». Он появился в то же время, когда Левитан написал картину «Март».
Колористическое решение и композиция
Колорит предвещает уход зимы. Наезженный путь, прописанный охрой, первый подчеркивает скорое избавление от нее. Лежащие рядом тяжелые яркие белоснежные снеговые сугробы с синими тенями лишь подчеркивают мажорное настроение, которое овладело художником. Они написаны густыми мазками, в противоположность небу, которое покрыто тонким слоем краски.
Весна во всем: в ярком голубом небе, в скворечнике, который ждет гостей, в купающемся в солнечных лучах светло-желтом деревянном доме, в снеговой шапке, которая вот-вот соскользнет с козырька.
Колорит выдержан в белых, зеленых и синих тонах. Анализ картины Левитана «Март» следует продолжить, сказав о ее композиции. Она смела своей простотой. Четырехугольник двора художник ограничивает стеной дома с одной стороны и снегом с другой. Снеговая поляна перед лесом делит полотно пополам. Получается, что перед зрителем талый снег, а перед лесом еще стойко держится зима. Весна не за горами. Движение, изгиб дороги помогают «войти в март» и почувствовать прелесть этого тихого, безветренного, теплого места.
Приступ неврастении
Когда наступила цветущая весна, то Левитан совсем запутался в своих отношениях с матерью и дочерью. Варвара упрашивала его убежать с ней. В муках меланхолии художник выходит из дома и в июне на озере стреляется. Это была имитация самоубийства, потому что художник вернулся в дом и, как на сцене, бросил под ноги хозяйке убитую им чайку. Это видел сам А.
Чехов, который прибыл по приглашению Анны Николаевны поддержать Исаака Ильича и привести его нервы в порядок. Писатель-врач, однако, не нашел ничего серьезного, особенно в той ране, на которую жаловался И. Левитан. Жизнь и драмы в Горках он позже описал в повести «Дом с мезонином» и комедии «Чайка».
Писатель никому не назовет, кто был прообразом Тригорина и Аркадиной, но окружение и так все поняло. Левитан впоследствии очень обидится, увидев себя вновь в произведении Чехова, но позже, как всегда, помирится с Антоном Павловичем. Более того, увидев «Чайку» на сцене, он оценил ее глубину и правдивость. В имении Чехов пробыл пять дней и очень скучал.
Его ждали неотложные дела в Лопасне. Писатель приглашал друга к себе в Мелихово, но тот отказался. Его увлек новый сюжет «Ненюфары».
Смерть И. Левитана
В конце концов его больное сердце не выдержало тех волнений, в которых он постоянно пребывал. Отпечаток на болезнь сердца наложил вторично перенесенный тиф в 1896 году. К 39 годам он ходил, задыхаясь, с палкой в руках. Анна Николаевна за ним ухаживала, но сделать уже было ничего невозможно. Так он и умер у нее на руках, оставив в мастерской десятки незаконченных картин и сотни этюдов.
Прах Левитана теперь покоится на Новодевичьем кладбище неподалеку от его друга, который пережил его лишь на четыре года. В кабинете А. Чехова в Мелихово висит этюд Левитана «Озеро Островно».
Левитан Март Описание Картины
Мы сегодня обогащаем свои знания оЛевитане, черпаем богатый материал дляпредстоящего сочинения – описания покартине «Март». –сегодня мы будемработать над сочинением-описанием. Будем строить эту работу на материалепейзажа (по картине И. Левитана Март). Урок развития речи. Основная цел урока: учить писать сочинения на материале непосредственных наблюдений формировать умение строить текст в определённой композиционной форме, систематизировать с. :подготовить учащихся к написаниюсочинения – описания по картине вхудожественном стиле, продолжитьзнакомство с творчеством И. Левитана, активизировать в речи школьниковлексические и синтаксические формы, необходимые для написания сочинения –описания репродукция картины И. Левитана «Март», репродукциидругих картин художника, компьютер, слайды, альбом П. И. Чайковского «Временагода».
Описание картины Исаака Левитана «Март»
А вот освещенный яркими лучами дом с распахнутой уже дверью готов встретить новое радостное время года. – Какую местность изобразил художник. Исаак Ильич Левитан родился в августе 1860года в небольшом литовском городке Кибартай. На крыше крыльца он подтаял.
Множество цветовых оттенков вносят разнообразие живописное и придают легкое очарование картине. Современники называли его мастером пейзажа состояний и настроений. Молодые деревья протягивают свои тонкие ветви, точно руки, к теплу и солнцу. За 25 лет написал около тысячи картин, рисунков, эскизов.
Сочинение: описание картины Левитана 8220Март8221
Что онзаставляет всматриваться в природу, пристально наблюдать и запоминать. Картины Левитана можно назватьпатриотическими, заключается СилаЛевитана в том.
Кто же сумел забраться туда, чтобы повесить этот домик для птиц, словно устремленный ввысь и выглядывающий своих пернатых жильцов. Какие чувства хотел выразить художник. Слева перед нами предстаёт лес, ожидающий весну.
О каждой изкартин можно написать исследование ипоэму.
Скоро это произойдёт, ведь на дворе – март. Исаак Левитан написал картину «Март» в 1895 году. Всё ожидает прихода нового тёплого сезона. Отчетливые тени деревьев лишь нежность подчеркивают красок весеннего дня. Высоко-высоко на березе скворечник, Темные. Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году. Яркое солнце щедро льет свои благодатные лучи и деревья тянутся к свету.
Сочинение по картине Левитана «Март»
Творчество Левитана оказало заметное воздействие на следующее поколение пейзажистов. Не шелохнувшись, Лошадка в ожидании хозяина стоит, подставляя солнцу ласковому бока и спину. Золотой свет заливает стену и крыльцо двухэтажного деревянного дома. Звонкое пение птиц, капанье капели, шум ветра, кажется разбудили землю. Картина полна воздуха, солнца, движения.
Картина полна воздуха, солнца, движения. Дом освещен яркими лучами весеннего солнца, отчего стена его кажется оранжевой. Хвойная зелень отбрасывает тёмные тени.
Все это крупицы, из которых создается великолепноецелое, что зовется Родиной. В усадьбе Горка творил знаменитый художник в специально доме-мастерской построенном на берегу озера, в Тверской губернии.
Где зрителюбы стало зябко, На всей картине практически холодных нет тенистых мест, все залито теплым ярким солнцем или изображено теплыми тонами. Он рано остался сиротой. – Какие композиционные особенности в построении картины вы заметили.
Радостно щебечут на разные голоса лесные птахи.
И. И. Левитан талантливый представитель русской пейзажной живописи. – Что изображено на картине. Картина И. И. Левитана полна жизни. Когда Исаак Ильич учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, ему часто приходилось голодать.
Сочинение по картине Левитана 8220Март8221 – лучшее сочинение
Уже в 13 лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Настроение же –явление подвижное, склонное к изменчивости. Картина создана в 1895 году (холст, масло, находится в Государственной Третьяковскойгалерее.
) Накартине Март художник изобразилраннюю весну, время пробуждения природы. Снег еще лежит везде: перед домом, влесу, на крыше крыльца. Стал плотным. Однако изображенный на заднем плане лес темный не по-весеннему, там зима еще не сдает своих позиций.
Всюживописность самого обычного, Левитанпоказал глубокое очарование – таящеесяв русского просторе пейзажа.
– Как художник сумел передать, что это действительно конец зимы, середина дня. Скоро это произойдёт, ведь на дворе – март. За свою двадцатилетнюю творческую деятельность Левитаном создано было несколько сотен картин. Исаак Ильич Левитан – один из великих русских художников пейзажистов. Он выбирал такие моменты, когда в природе происходили изменения. Картина здесь разительно отличается.
Составьте текст 8212 описания про картину Левитана 171Март187
Вдали виднеется густой хвойный лес. Слева перед нами предстаёт лес, ожидающий весну. Дом освещен яркимилучами весеннего солнца, отчего стенаего кажется оранжевой.
И весна тихо входит в дом неслышными шагами, Дверь раскрыта, высокое бирюзовое небо отражается на снегу ноздреватом голубыми бликами, неся свежесть и радость. Звенящее. Родился в бедной семье. Снег осел.
Мы видим только что открытую дверь.
Исаак Ильич Левитан – выдающийся художник конца 19 века. Что ни одно дуновение ветерка не касается белых березок, Кажется, по-весеннему небу, высокому протянувших свои тонкие ветви к чистому.
Обрамленная елями и соснами, Ясно представляется лесная поляна, с которых падают временами тяжелые комья снега. Он никогда не вспоминал о своем прошлом.
Он даже ночевал в училище, так как не имел своего угла.
Описание картины Левитана 171Март187
Художник хорошо чувствовал жизнь природы. Он родился в небогатой семье, отец его был железнодорожным служащим. Но несмотря на все тяготы жизни, Левитан был мягким и отзывчивым человеком. И вот уже среди пожухлой листвы пробивается зеленый росточек. И цвет снегауже не такой, как зимой.
Что в последствии он старался никогда не вспоминать о нём, детство Его было настолько тяжёлым. Что он заставляет всматриваться в природу, Сила Левитана в том, наблюдать пристально и запоминать.
Березка была еще совсем маленькой, Наверное, а теперь она выросла так, деревенские когда ребятишки приколотили к ее верхушке скворечник, что гладит своими веточками небо.
И люди еще ездятв санях. Художник рано остался сиротой. Стал плотным. Реально изображая пронзительное весеннее небо деревья и Никто до него не писал снег и солнце так живописно, будто их ветви вот-вот закачаются от свежего ветерка, глядя на которые кажется. Как будто бы из незначительныхвещей, Чувство Родинырождается, как стоящие сани, запряженные хотя лошадью, бы таких.
Хвойная зелень отбрасывает тёмные тени. Картины художника «Золотая осень» и «Март», написанные в 1895 году, знаменуют высшую точку в развитии русского лирического пейзажа. Учился у знаменитых художников В. Г. Перова, А. К. Саврасова, В. Д. Поленова. Очевидно, что в лесу царит зимний холод, краски мрачные и тёмные.
Добиваясь ясности выражения замысла, Картины писал страстно увлеченно и пейзажист, простоты и совершенства. — Назовите синонимы к слову художник / автор, мастер пейзажа/. Каждой веткой онитянутся к солнцу и теплу.
Мокрая земля пробивается островками отдельными под воздействием теплого солнца, На картине «Март» снег уже не покрывает землю целиком. Воздух прозрачен.
Он обогатил русскую пейзажную живопись невиданным ранее разнообразием тем. Рано потеряв отца и мать, Левитан остался без всяких средств к существованию. В центре картины на дороге смирно стоит лошадь, греясь на солнышке, с упряжкой саней.
Около тысячи неповторимых произведений создал художник за свою короткую, но яркую жизнь. – Кто изображен на картине. От них ложатся на снег синие тени. Таящееся в просторерусского пейзажа, Художнику создавать же картинупомогают тщательно подобранные краски. Левитан сумел своими картинами показатьглубокое очарование.
И цвет снега уже не такой, как зимой. Рассказ о художнике И. И. Левитане и его картинах. Он стал серым, а на дороге смешался с землей, почернел и пропитался водой.
Сочинение – описание картины Левитана Март
Ветер ласково треплет вершины деревьев и они отвечают ему монотонным гулом. И снежная глыба вот-вот соскользнет вниз.
Пейзажи Левитанаименуются «пейзажами настроения», так как природа изображается в нихтак, как видит её рассеянный взглядчеловека, поглощенного каким – либо душевным переживанием и замечающеголишь то, что звучит в лад с этим состоянием.
– Какое настроение вызывает картина. Все видимоепревращается в эхо настроений – тревогимеланхолии, скорби.
И его мысли, Он часть пробуждающейся природы, И. Левитан позволяет и нам прикоснуться к ее чарующей красоте, надежды тоже связаны с весной.
Умело погружаясь в созерцание внутренней жизни природы, разглядеть в безлюдном пейзаже человеческое присутствие, услышать в весеннего тишине дня песню пробуждения природы. К своей творческой работе относился очень строго. Однако материальные лишения не убили в Левитане любви к Родине.
От них ложатся наснег синие тени. Замечательныестроки. На высоком голубом небе ни облачка. Пейзажи Левитана именуютсяпейзажами настроения.
У дома несколько белоствольных берез. А так хочется, Солнечные лучи мартовские ещё не успели обогреть хмурые сине-зелёные ели, чтобы солнце ярко-золотым светом озарило их насупившиеся кроны.
Весна по-хозяйски вступает в свои права.
Птицы не вернулись из далеких стран, Повсюду еще лежит снег и деревья, но теплое весеннее уже солнышко гладит своими лучами и землю и деревенскую лошадку, запряженную в сани.
Небо высокое, в воздухе много света. Левитан любил стихи русского поэта Евгения Баратынского. Что он заставляетвсматриваться в природу, Сила заключается Левитана в том, пристальнонаблюдать и запоминать. – Что чувствуете вы и о чем думаете, когда смотрите на этот пейзаж.
обучение умению составлять план и описывать картину
Но где же люди. Но, несмотря на все тяготы жизни, Левитан был мягким и отзывчивым человеком. – Какие краски выбрал художник, чтобы показать пробуждение природы. Картина здесь разительно отличается. На верхушке одного тополя заботливые хозяева повесили скворечник.
Родился в 1860 году. Он даже ночевал в училище, так как не имел своего угла. Все вокруг готово к пробуждению от зимнего сна.
Подтаявшая дорога и несброшенная осенняя листва на деревьях ждут перемен. Очевидно, что в лесу царит зимний холод, краски мрачные и тёмные. У дверей на проталине стоит рыжая лошадка, запряжённая в сани. В пьесе А.
Вивальди мы слышим праздничную атмосферу пробуждения природы от зимнего сна. К своей творческой работе относился очень строго. В источниках сохранилось даже имя этой лошади 8212 Дианка. Он спешил жить и работать.
Написанные в 1895 году, Картины художника и «Золотая осень» «Март», знаменуют высшую точку в развитии русского лирического пейзажа.
Автору произведения удалось естественно запечатлеть реальный мир, Под воздействием зарождающегося нового направления в – живописи импрессионизма, связанных с пробуждением весны, чудеса изменений в природе.
Совсем скоро зажурчат ручьи и загалдят вернувшиеся птицы. Без предварительных этюдных зарисовок, Живописный шедевр был создан с всего натуры, за несколько сеансов.
За 25 лет написал около тысячи картин, рисунков, эскизов. А так хочется, Солнечные мартовские лучи ещё не успели обогреть хмурые сине-зелёные ели, чтобы солнце ярко-золотым светом их озарило насупившиеся кроны. Снег осел. На крышекрыльца он подтаял.
Его богатая и восприимчивая душа помогала ему тонко чувствовать изменение состояний природы, передавать в своих картинах различные ее настроения. В картине «Март» художник изображает самое начало весны.
На картине мы не видим человека, однако постоянно ощущаем его присутствие.
И про него самого можно было сказать словами этого же поэта:. – Почему картина называется «Март». Ведь художник совершил настоящее открытие русской в пейзажной живописи, Сегодня полотно Левитана занимает особое место в Третьяковской галерее. Подтаявшая дорога и несброшенная осенняя листва на деревьях ждут перемен.
У дома несколькобелоствольных берез. Природа нежится в тёплых солнечных лучах. Для своих произведений он выбирал такие моменты, когда в природе происходили изменения.
Поэт из многих тысяч слов подобралте, которые ярче всего описали приходвесны. Ваяния и зодчества, Когда Исаак Ильич учился в училище Московском живописи, ему часто приходилось голодать.
Каждой веткой они тянутся к солнцу и теплу. Снег уже напитался влагой, стал серым.
На картине Март художник изобразил раннюю весну, время пробуждения природы. Всё ожидает прихода нового тёплого сезона. От густых тёмно-зелёных елей по нему протянулись длинные синие тени. Его детство и юность были полны лишений и унижений. Но по всему уже видно, что идет весна. С ранних лет узнал унижение и нищету. Природа замерла, прислушиваясь к весне.
Мы чувствуем его на жёлтой стене дома и светлых стволах тополей. И снежная глыбавот-вот соскользнет вниз. Не имея денег на то, в студенческие годы Левитан, нередко ночевать оставался в пустых классах училища живописи, чтобыснять комнату, прячась от сторожей, а его обед и ужин состоял из булки и стакана чая.
Как видит еерассеянный взгляд человека, в Природаизображается нем так, что звучитв лад с этим состоянием, поглощенногокаким-либо душевным состоянием изамечающего вокруг лишь то. Беседа по картине И. И. Левитана «Март».
Голубое небо напоминает о начале пробуждения природы, Яркий скворечник на свежих ветках ждет березы прилета весенних птиц.
Самостоятельная работа обучающихся по написанию сочинения по картине
Весеннее солнце льёт на землю яркий золотистый свет. Почти нет сведений о детстве художника. Все краски картины отражают радость входящей в силу весны. Снег еще лежит везде: перед домом, в лесу, на крыше крыльца.
– Как вы думаете, что было дорого самому художнику, когда он писал эту картину. Снежная шапка над крыльцом подтаяла и вот-вот сползёт на землю.
На картине «Март» снег уже не покрывает землю целиком, мокрая земля пробивается отдельными островками под воздействием теплого солнца.
Здесь и тихие грустные летние сумерки и необозримая водная гладь и неисчерпаемое буйство красок золотой осени. (слайды с репродукциями картин «Тишина», «Весна.
Что впоследствии он старался никогда вспоминать не о нем, Его детство было настолько тяжелым. Небо высокое, ввоздухе много света. Природа нежится в тёплых солнечных лучах.
Человек где-то рядом, по дороге протоптанной к крыльцу – как приоткрыта дверь, По тому, по молчаливому ожиданию лошади мы чувствуем.
Вдали виднеютсятемно-зеленые ели. Но по всему уже видно, что идетвесна. Большая вода», «Золотая осень») А какова глубина и богатство выраженных в его картинах чувств и размышлений.
Глубокие синие тени деревьев, Белый еще не сильно осевший снег синими с оттенками неба, по-весеннему желтые ветви белоствольных берез и яркое прозрачное голубое небо создают очень живописный сюжет.
Он стал серым, а на дороге смешался с землей, почернели пропитался водой.
Сочинение-описание по картине Поленова «Московский дворик»
И люди еще ездят в санях. Вдали виднеются темно-зеленые ели.
Описание картины Левитана «Март»
«Март» — это одна из самых известных картин художника Исаака Левитана. Картина была написана в марте 1895 года, полностью с натуры, без предварительных этюдов, за несколько сеансов.
На картине И. И. Левитана «Март» изображена ранняя весна, март. Мы видим угол дома, лошадь, запряжённую в сани, деревья, сугробы и грязную, изъезженную дорогу.
Эта картина полна движения: лошадка, которая, похоже переминается с ноги на ногу, деревья немного раскачиваются от лёгкого ветерка.Также в картине много звуков.
Чувствуется поскрипывание половиц под ногами человека в доме. Капает подтаявший снег с крыши, а когда лошадка слегка переминается, слышится лёгкое похрустывание.
Можно почувствовать запах леса, а точнее хвои, запах деревни, лошадки и свежий воздух.
В этой картине есть мотив ожидания. Лошадка как бы ждёт человека. Скворечник ждёт своих хозяев, скворцов.Всё ожидает прихода весны и тепла. И кажется, когда придёт весна, всё придёт в движение.
В картине И.И.Левитана «Март» чувствуется присутствие человека.Об этом говорит беспечно раскрытая дверь, небрежно снятые ставни первого этажа и оставленная лошадь, запряжённая в сани. О присутствии человека также говорит и тропинка, ведущая в лес, и истоптанная, грязная дорога.
В картине много белого цвета, который передаёт снег, но в некоторых местах он чуть темнее, а где-то совсем серый от того, что он тает.Зелёным цветом изображены деревья.Ветки берёз жёлто-коричневые.Где-то он темнее, а где-то светлее.Лазурное небо без единого облака.Почти фиолетовым цветом изображены тени.
В этой картине, хотя она не осенняя, огромное количество жёлтых красок. Так художник передаёт солнечный свет.Солнца не видно, но всё пронизано его лучами.
Снег на картине «Март» голубоватый, местами жёлтый, а в тени синий и даже фиолетовый.Снег истоптан, на нём много следов.Он покрыт корочкой, настом.Снег на картине ноздриватый, я бы сказала даже пористый.
На картине много деревьев.Видно, что на деревьях почки только начали набухать.Ветки берёз похожи на паутину, потому что они почти прозрачные.Прозрачность веток придаёт картине воздушность, даже беспечность.
В правой части картины изображена часть дома.Она имеет жёлтоватый оттенок от солнца.На крыше крыльца лежит кучка снега, как бы обкусанная солнцем.
Дорога изъезженная, с лужами и талым снегом.Она грязная и посыпана песком или соломой.Дорога заворачивает за сугроб.
Лошадь стоит у самого крыльца.Эта простая, деревенская лошадка, привыкшая к работе.Она ожидает хозяина, который либо распряжёт её , либо поедет на ней куда-то, так как она запряжена в сани.
Эту прекрасную картину можно увидеть в Москве в Государственной Третьяковской галерее.
Март. Описание картины И.Левитана
Картина была написана художником в марте 1895 года с натуры за несколько сеансов без использования каких-либо предварительных наброском или этюдов.
Левитан в это время жил в усадьбе Тверской губернии, которая принадлежала его другу — тайному советнику Ивану Турчанинову.
Главное здание этой усадьбы мы и видим на картине: это двухэтажный деревянный дом с мезонином, окрашенный в желтоватый цвет.
Левитан писал полотно на задворках усадьбы у лесочка. Желтая стена усадьбы с крылечком и окнами двух этажей и изображена в правой части картины.
Стоит яркий солнечный мартовский день. Прозрачный воздух кажется безветренным и теплым. Снег уже начал таять, обнажив рыжеватые прогалины на дороге перед домом.
Деревья и просёлочная дорога, подходящая к крыльцу, ярко освещены солнцем.
На всей картине практически нет холодных тенистых мест, где зрителюбы стало зябко, все залито теплым ярким солнцем или изображено теплыми тонами. В центре картины на дороге смирно стоит лошадь, греясь на солнышке, с упряжкой саней.
В источниках сохранилось даже имя этой лошади — Дианка. Все краски картины отражают радость входящей в силу весны.
Белый еще не сильно осевший снег с синими оттенками неба, глубокие синие тени деревьев, по-весеннему желтые ветви белоствольных берез и яркое прозрачное голубое небо создают очень живописный сюжет.
И все же весна смело отгоняет зиму прочь.
На небе ни облачка, уютно стоящая, греющаяся на солнце лошадка Дианка, теплый насыщенный жизнерадостный зеленый цвет сосен и елей вдали, желтые стволы берез, даже крашеная желтой краской деревянная стена дома — все дает ощущение радости, тепла и приятного покоя после долгой зимы. К стене стоит прислоненная на зиму деревянная кадушка, которую к лету ставят под капель.
И зимние сани, и эта кадушка у стены дают понять, что весна и солнце только начали теснить зиму прочь, а солнечный день, такой яркий — наверное, один из первых после зимы. Общая композиция картины и красочные тона вселяют бодрость и оптимизм, а залитый солнечным светом пейзаж вызывает желание прищуриться от яркого весеннего солнца.
Сочинение по картине Левитана Март 4 и 5 классы (описание)
Март
На этом полотне художника предстает то время, когда во всем ощущается скорый приход весны. Это первый календарный весенний месяц – март. Еще лежат кругом сугробы снега, но безоблачная голубизна неба как бы говорит о том, что, хоть и не отступили еще совсем холода, но довольно скоро уже солнце будет пригревать намного сильнее. И уже пригревает понемногу.
Один из таких ясных солнечных дней и запечатлел художник. На картине мы видим безоблачно-ясное небо. Кругом – сугробы. Видим и дорогу, на которой снег подтаял, но, скорее, не столько от солнечного тепла, сколько от того, что по ней, наверное, часто ездят.
По правую сторону от нее стоит деревянный большой дом. Видна лишь его часть. Видно, что дом в два этажа. Перед входной дверью – крыльцо под козырьком, на котором лежит еще снег. Крышу дома видно частично.
Неподалеку от крыльца, стоит на дороге лошадь, запряженная в небольшие санки. Снежные сугробы на картине со слегка серовато-голубым оттенком. Видны на них чьи-то следы и тени от деревьев. Красуются кругом березки.
На одной из них, которая растет подле дома, висит скворечник, он в ожидании скорых весенних гостей. Не случайно, наверное, затесался он в этот пейзаж.
Ведь глядя на него, сразу же думаешь о птицах, которые должны будут скоро вернуться после зимнего путешествия, возвещая приход весны. А березок много стоит возле дома и напротив – через дорогу.
Дальше виднеется сосновый бор, в который ведет тропа, едва виднеющаяся на картине. Все пронизано солнечным светом. Погода этим мартовским днем стоит, как создается впечатление, довольно теплая для этого времени. С картины так и веет приближающейся весной. Вся природа в ожидании этих дней.
Простота изображения того, что каждый постоянно наблюдает, очень живописна на картине Левитана. А яркость и солнечность используемых им цветов создает из этой, такой привычной и часто наблюдаемой картины, какой-то особый бодрящий настрой.
Сочинение описание картины Март Левитана
Художник Исаак Левитан написал свою весеннюю картину «Март» в 1895 году, и по праву её можно считать одним из лучших его творений.
Полотно изображает любимое время года Левитана – весну, месяц март. Как тонко и многогранно он передает обычный погожий весенний денек!
На переднем плане – дорога, прогретая солнечным теплом. Она уже освобождается от плена холодного снега, который отступил под первыми теплыми лучиками ласкового солнышка. На ней множество следов и проталин.
Сугробы по правую и левую сторону рыхлые, вот-вот превратятся в звенящие ручейки и побегут наперегонки с друг другом навстречу большой воде.
Они ярко сверкают и переливаются всеми цветами радуги на солнце, словно калейдоскоп, и кажется, что если посмотришь на них, то в глазах зарябит.
В центре картины, запряженная в сани пегая лошадка, разгруженная, она отдыхают у порога аккуратного бежевого дома в два этажа. Дверь открыта, наверняка сейчас оттуда выйдет хозяин и вновь погонит животинку по лесной тропинке в глубь леса.
Лес охраняют могучие пушистые ели, откидывающие большие и расплывчатые синеватые тени. Словно стражи, угрюмо насупившись, молчаливо бдят на своём посту.
Не скоро еще растает весь снег. Стройные робкие березки, еще только готовятся принарядиться в свои летние наряды, а пока набираются сил, растят почки. На одной из красавиц-берез – скворечник, ожидающий новоселов из далеких краев. Зазвенит стройной песней капель, и запоют на разные лады птицы, дождавшиеся прихода долгожданного тепла.
Яркое чистое синее небо над головой без единой тучки или облачка, изображено невероятно глубоко и реально. Оно словно дышит весенней свежестью и лазурной прохладой, не предвещая непогоды.
Палитра художника полна холодных оттенков – голубого, черного, коричневого, темно-зеленого, но, несмотря на это, пейзаж притягивает взор, своим задорным настроением, очаровывает житейской радостью, небывалой гармонией, таящейся в каждом мазке его кисти. Яркий контраст белого подчеркивает красоту и чистоту природы, её утонченность, пронизанную чарующим волшебством и магией этого чудного местечка на опушке леса.
На полотне нет ничего лишнего – каждая деталь и оттенок прорисованы скрупулезно, точно, с чувством. Чувствуется что-то родное в этом пейзаже, что волнует сердце и трогает душу.
Весна – время разительных перемен, перерождения и зарождения новой жизни – именно это хотел передать Исаак Левитан.
4 и 5 классы. 2, 3, 6, 7 класс
Другие интересные картины
← Ранняя весна↑ Левитан И.И.Лесистый берег →
Описание картины Исаака Левитана «Март»
Любовь способна толкать на подвиги, любовь вдохновляет и становится музой. Нечто подобное произошло с художником Левитаном. Хоть он был женат, но его сердце покорило одно прелестное создание, и этим толкнуло его на целый ряд художественных композиций. Картина «Март» также плод чувств и проявлений эмоций художника, к своей соседке по даче.
Теплое весеннее солнышко топит рыхлый снежок. Поскольку деревья еще покрыты снегом и листьев еще нет, можно просмотреть присутствие скворечника на дереве. Все это предшествует скорому наступлению лета. Вскоре можно будет разгуливать по лесу, со своими друзьями, наслаждаясь красотой природы.
Друзья приехали на короткое время, и у подъезда стоят, уставшие от дороги, лошади. Какая приятная картина, сколько в ней радости и надежды. Только это картина художника отражает такие светлые мысли и чувств. Она единственная, и больше он не напишет ничего подобного.
Как и у каждого художника, у Левитана были свои особенности. Например, он крайне редко писал зимнюю тематику, предпочитая весну или осень. Но картина март является исключением.
Зимний пейзаж, изображенный Левитаном, стал поворотным моментом в истории российской живописи. Удивительно, но так красиво описал зиму, сияние снега, деревья и небо, в зимнем великолепии, только этот человек. До него, не было подобного произведения, с таким красочным описанием зимы.
В картине нет присутствия ожидания. Лошадь греется от солнечных лучей, не ожидая своих господ. Веки лошади прикрыты, и она наслаждается теплом солнечных лучей.
Отличие картины «Март» заключается в точности, простоте и ясности этой картины. Зритель погружается в состояние, переданное на полотне. Видя полосы дороги, на которой оттаял снег, видя деревянный домик перед собой, кажется, будто ты тоже присутствуешь на самой картине. Характер картины уютный, и в этом его особенность.
Часть картины, на которой изображено снежное поле, разделяет полотно на две половины, при этом вносит долю умиротворения и спокойствия. Передняя часть картины отражает приятное томление. Например, стена дома, крыльцо, крыша, они разогреты лучиками солнца. Лошадь томится под солнцем, дорого согретая и оттаявшая. А на задней половине видно вовсе другое описание.
Деревья, хмурого состояния, березы с листвой, не сброшенной в предзимье, и еще не потревоженный солнцем снег. Делаем вывод о том, в чем идея и замысел мастера. Хоть и наступает период теплоты, но не все пережило зимнее и хмурое состояние. То есть, тяготы и заботы, груз проблем и печалей, не покинул полностью. Смысл в том, что к временам возрождения не всегда легко подготовится.
Картина, изображенная в этом шедевре естественная и правдивая, простая и незамысловатая. Но все же в картине присутствует и полная завершенность мысли художника.
Картина дня: «Март» Исаака Левитана
- Художник: Исаак Левитан
- Картина: “Март”
- Дата написания картины: Март 1895 года
- Размер холста: 60 х 75 см
- Место постоянного экспонирования: Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Глядя на шедевр Исаака Левитана “Март” несомненно, мы проникаемся тем настроением, которое нам хотел передать художник. Картина проникнута чувством ожидания. Об этом говорит и смиренная лошадь с санями, одиноко стоящая неподалёку дома, которая ждёт своего хозяина.
Озарённая солнцем, очевидно, она задремала от тепла ласкающих нежных весенних лучей.
Портрет Исаака Левитана кисти Валентина Серова. 1892 год
На переднем плане мы видим крыльцо и короткую желтую стену дома. Жёлтый цвет придаёт картине больше тепла и солнечного света.
На шапке крыльца лежит снег, но создаётся такое впечатление, что снег – тёплый, ведь он озарён яркими солнечными лучами.
Скоро по железному стоку зазвенит капель! Дверь дома открыта, с минуты на минуту выйдет хозяин, которого так заждалась лошадка, и отправится в путь.
Но главное, что нас привлекает в этой картине – это ожидающая весну природа.
Левитановский зал в Третьяковской галерее
Небо безупречного голубого цвета говорит нам о том, что метелей не предвидится. Неужели пришла весна? Подтаявшая дорога и несброшенная осенняя листва на деревьях ждут перемен. Всё ожидает прихода нового тёплого сезона. Природа нежится в тёплых солнечных лучах. Слева перед нами предстаёт лес, ожидающий весну.
Картина здесь разительно отличается. Хвойная зелень отбрасывает тёмные тени. Очевидно, что в лесу царит зимний холод, краски мрачные и тёмные. Солнечные мартовские лучи ещё не успели обогреть хмурые сине-зелёные ели, а так хочется, чтобы солнце ярко-золотым светом озарило их насупившиеся кроны.
Скоро это произойдёт, ведь на дворе – март!
Валентин Серов пишет портрет Исаака Левитана. Фотография 1892 года
Картина «Март» считается одним из наиболее известных и ярких образцов пейзажного наследия Левитана.
Этот жизнеутверждающий пейзаж, сочетающий в себе живописное изображение снега, весеннего неба и деревьев, считается «открытием в русской пейзажной живописи». Впоследствии этот мотив стал популярной темой у многих русских пейзажистов XX века — Игоря Грабаря, Константина Юона и многих других.
История создания картины
В 1894—1895 годах Левитан прожил несколько месяцев в усадьбе Горка, расположенной в полутора километрах от деревни Островно Тверской губернии.
Усадьба принадлежала тайному советнику Ивану Николаевичу Турчанинову, и там часто проводила время его жена Анна Николаевна с дочерьми Варварой, Софьей и Анной. Главным зданием усадьбы был двухэтажный дом с мезонином, окрашенный в желтоватый цвет.
Он и изображён на картине «Март», а также на более ранней пастели Левитана «Осень. Усадьба» (1894), которая в настоящее время является частью коллекции.
Исаак Левитан. “Март”
Левитан познакомился с Анной Николаевной Турчаниновой летом 1894 года в Островно, где он гостил в имении Ушаковых вместе со своей спутницей — художницей Софьей Петровной Кувшинниковой.
У Левитана и Турчаниновой завязался роман, который привёл к ссоре и разрыву отношений с Кувшинниковой. После этого Левитан переехал в усадьбу Горка и жил там в августе и сентябре 1894 года, а затем вернулся туда ранней весной следующего года.
Специально для него на территории имения был построен двухэтажный дом-мастерская, расположенный на берегу озера.
Исаак Левитан. Портрет Софьи Кувшинниковой. 1888
Именно тогда, в марте 1895 года, и была создана картина «Март». Она была написана полностью с натуры, без предварительных этюдов, за несколько сеансов. Свидетельницей работы Левитана над картиной была младшая дочь Турчаниновых Аня, которая помогала художнику носить ящик с красками, слушала его рассказы о красоте природы и любовалась тем, как создавался будущий шедевр.
Исаак Левитан. Фотография 1898 года
В тот же период Левитаном была написана ещё одна картина — «Весна. Последний снег», которая впоследствии находилась в собрании московского мецената Владимира Шмаровина. В настоящее время её местонахождение неизвестно, но сохранился одноимённый этюд (25,5 × 33,3 см, холст, масло, Русский музей).
Картина «Март» экспонировалась на 24-й выставке «передвижников», проходившей в 1896—1897 годах в Санкт-Петербурге и Москве, а также на Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде. В том же 1896 году картина была приобретена у автора Павлом Третьяковым.
Исаак Левитан. Весна. Последний снег. Этюд. 1895
Усадьба Горка не пережила революционных потрясений начала XX века. В 1904 году сгорел дом-мастерская, в котором в середине 1890-х годов работал Левитан. В 1914 году имение Горка было продано другому владельцу. Уже после революции, в июне 1923 года, здание усадьбы было уничтожено пожаром (по-видимому, в результате поджога).
Сюжет картины
35-летний Левитан писал картину на задворках усадьбы Горка, стена главного дома которой видна в самой правой части картины.
Солнечный мартовский день, начавший уже таять снег, деревья и просёлочная дорога, подходящая к крыльцу, у которого, греясь на солнышке, смирно стоит лошадь с дровнями.
Дианка — так звали лошадку с усадьбы Горка — стоит в центре пейзажа и составляет его неотъемлемую часть.
Исаак Левитан. Осень. Усадьба (1894)
Мажорный, жизнеутверждающий мотив картины показывает борьбу уходящей зимы и наступающей весны, солнечного света и холодного снега.
Это подчёркивается цветовым контрастом между тёмными соснами на заднем плане и светлыми, освещёнными солнечным светом стволами осин перед ними, которые своими ветками будто бы тянутся к весеннему солнцу.
В частности, это стремление вверх дополняется очень высоким расположением скворечника на одном из деревьев, так что даже создаётся впечатление, что он приделан к слишком тонкой ветке.
Оттенки снега, синие тени деревьев и голубое небо создают очень живописную картину — сюжет, который потом не раз повторялся в пейзажах других русских художников.
Картина «Март» является ярким образцом так называемого «левитановского пейзажа», в котором, даже изображая «ликующее состояние природы», художнику удалось сохранить в картине лирический оттенок переживания.
Исаак Ильич Левитан Март: Описание произведения
Весна 1895 года. Левитану осталось жить не более пяти лет, но он еще не знает об этом. Короткая счастливая передышка: тяжелые приступы депрессии с попыткой суицида – позади, смертельный порок сердца, который выявят через пару лет, еще не диагностирован.
Левитан едет в Удомельский край, в имение Горка, принадлежащее его любимой женщине Анне Николаевне Турчаниновой. Здесь за несколько сеансов будет написан «Март» – самое мажорное и радостное по духу произведение Левитана.
Левитану 35. Он знаменит и наконец-то не беден. Сейчас каждая его картина становится событием. Он кумир начинающих пейзажистов.
Художник Яков Минченков вспоминал, как после товарищеского парадного обеда Левитан, обычно хандрящий, неожиданно воодушевлённо говорит: «Надо жить, и жить красиво! Надо побороть и забыть свои страдания, надо пользоваться жизнью, её светом, её радостью, как блеском солнечного дня.
Мы еще успеем сойти, об этом нечего и думать, а сейчас выпьем последние сладкие остатки из жизненного бокала, упьемся всем лучшим, что может дать нам жизнь. »
Полгода назад, в конце лета 1894-го, Анна Турчанинова, отбившая Левитана у «женщины его жизни» Софьи Кувшинниковой, сделала всё, чтобы художнику было удобно работать в Горке, окружила его вниманием и заботой.
Здесь живописно и красиво – название имение получило по своему расположению на небольшой возвышенности на южной стороне озера Островно. В том месте, где ручей впадает в озеро, помещение бани переоборудовали для Левитана в удобную мастерскую.
Левитан прожил здесь с августа по декабрь.
Зимние месяцы 1895 года Левитан провёл в Москве, в уютном особняке в Трехсвятительском переулке с изящной обстановкой и удобной мастерской. Ему было комфортно там, но к концу зимы стало так не хватать солнца. Он не любил зимы, почти никогда ее не писал.
Как только пришла весна, Левитан собрался снова ехать в Горку – он знал: его там ждут. И Анна Николаевна, жена важного петербургского сенатора, отдавшая Левитану своё сердце. И пробуждающаяся природа – то, что Левитан ценил больше всего на свете.
Он ехал и вспоминал слова своего любимого учителя, Алексея Саврасова, автора знаменитых «Грачей»: «Лови всегда весну, не просыпай солнечных восходов, раннего утра. Природа никогда не бывает более разнообразной и богатой.
Пиши ее так, чтобы жаворонков не видно было на картине, а пение жаворонков было слышно».
Приблизившись к деревянной усадьбе Турчаниновых, которую он писал осенью и помнил серой и хмурой, Левитан едва не зажмурился.
Покрашенные в желтый и разогретые на солнце стены дома как будто светились, заливая сиянием всё вокруг – и стволы берёз, и рыхлый подтаявший снег, и бурые бока так хорошо знакомой Левитану лошадки Дианки…
На этот раз художнику не придётся углубляться в лес, чтобы нащупать нужный мотив – он сам явился перед его глазами: деревянный дом, где Левитана любят и ждут, и весеннее солнце.
«Март» называют одним из самых значительных пейзажей русского импрессионизма. Все цвета здесь насыщены светом, контраст желтых и голубых оттенков звучит звонко и радостно. Золотые рефлексы от желтой стены согревают даже холодные краски, рождают ощущение ликования. Искусствоведы отмечают интересное композиционное решение: симметричные стволы берёз образуют своего рода кулисы, за которыми открываются пожухшие за зиму деревья соснового бора. Особенно мастерски написан снег под лучами весеннего солнца. Известно, что Левитан во время работы над «Мартом» прибегал к сравнительно новому техническому изобретению – фотографии: он проверял соотношения светотени по фотоснимкам.
Источник