Русский язык. 6 класс
Конспект урока
Перечень рассматриваемых вопросов
1. Значение безличных глаголов, формы употребления.
2. Отличие безличных глаголов от личных.
3. Употребление безличных глаголов.
Безличные глаголы – это глаголы, называющие действие без действующего лица.
Его лихорадит от ужаса.
1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2015. – 175 с.
1. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку.6 класс. – М.:ВАКО, 2017. – 416 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Обычно действие, которое обозначает глагол, связано с кем-то или чем-то. Например:
А как же быть с предложениями, где лицо, которое совершает, действие, не указано?
Хочется на природу.
Мы видим, что в русском языке существуют глаголы, которые обозначают действие, происходящее само по себе, без действующего лица (предмета). Это безличные глаголы.
Светает, подморозило, не спится, легко дышится, лихорадит, нездоровится, не достаёт.
Они могут входить в состав фразеологизмов (пришло в голову).
В предложении с безличными глаголами нет подлежащего.
Необходимо запомнить, формы безличных глаголов:
1. могут иметь форму третьего лица единственного числа настоящего и будущего времени (за окном светает);
2. могут иметь форму среднего рода единственного числа прошедшего времени (подморозило; все дорожки замело).
Довольно часто безличные глаголы образуются от личных с помощью суффикса -ся. Сравним предложения:
Ребёнок не спит. Ему не спится.
В первом предложении глагол личный, здесь есть подлежащее, лицо, производящее это действие. Во втором предложении глагол безличный, но он образован от личного с помощью суффикса -ся.
Запомните, что в значении безличных могут употребляться и личные глаголы.
Дерево темнеет вдали.
Темнеет – личный глагол.
А вот в предложении:
В лесу быстро темнеет.
Темнеет – личный глагол в значении безличного.
Рассмотрим предложения с личными и безличными глаголами.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Прочитайте предложения, подчеркните, безличные глаголы.
За окном смеркается.
Пожар зари над ним краснеет.
Во влажной почве лист сухой /
Без звука тонет под ногой.
За окном смеркается.
Пожар зари над ним краснеет.
Во влажной почве лист сухой /
Без звука тонет под ногой.
Сортировка элементов по категориям
Распределите глаголы из предложений в таблицу.
Источник
Синтаксический разбор предложения в тексте
Чтобы сделать синтаксический разбор предложений в тексте, введите текст в текстовое поле и нажмите кнопку разобрать.
Как программа делает разбор предложений?
Программа разбивает весь текст по словам и предложениям, далее разбирает каждое слово по отдельности, выделяет морфологические признаки и начальную форму слова.
Оцените нашу программу ниже, оставляйте комментарии, мы обязательно ответим.
Символов в тексте
- Показать все 9
- Глагол в личной форме 1
- Существительное 3
- Предлог 1
- Наречие 1
- Союз 1
- Инфинитив 1
- Прилагательное 1
Слово может быть разобрано в 4-х вариантах
Характеристика предложения
По цели высказывания |
---|
По интонации (по эмоциональной окраске) |
По количеству грамматических основ |
По количеству главных членов предложения |
По наличию второстепенных членов |
— |
О инструменте
После того как вы нажмете кнопку «Разобрать», вы получите результат синтаксического разбора предложения. Сверху результата будет указано количество символов в тексте и количество слов.
Каждая часть речи подсвечивается отдельным цветом, если вы хотите отображать только определенные части речи в предложении, выберите в панели инструментов нужную вам часть.
Какой вариант разбора выбрать?
Омонимы — это слова одинаковые по написанию, но разные по значению, такие слова могут попасться в предложении и программа не может определить какой смысл несет слово. Здесь нужно выбрать подходящей разбор слова в предложение, смотрите по контексту.
Для этого вам помогут морфологические признаки слова, чтобы их увидеть наведите на слово и в раскрывающемся меню выберите «Все характеристики».
Часть речи сверху слова
Чтобы показывать часть речи сверху слова, включите соответствующею функцию в настройке разбора.
Источник
Распределите словосочетания по группам. с личными глаголами с безличными глаголами очень радует улыбается солнцу легко дышится утром подморозило не сидит спокойно прогремело вдали не сидится дома потемнело небо пахнет сирень тихо звучит пахнет сиренью пишет письмо вокруг потемнело
Ответы
мне лично вот что ответили: d
во первых я была бы ласковой,но в тоже время строгойнаучила бы вести себя.наказывала(лет до 8-10)но не сильнообъяснила бы что хорошо а что плохо.-чтобы понимал.покупала бы подарки,хорошие-чтобы ребенок не завидовал.разговаривала каждый день-просто разговаривала,интересовалась его делами,настроением.что-нибудь рассказывала интересное.не давила бы.и по выходным мы бы гуляли,ходили во всякие общественные места(зоопарк,кино,театры,музеи и т.п.)если ребенок нагрубил,и т.д.то сразу же объяснила что не так,мягко но твердо.
1. вовремя не сдержавшись, не подумав, в запале можешь наговорить того, о чем позже придется сожалеть, подумай прежде чем сказать
2. следи за своей речью, не роняй понапрасну лишних слов
3. если написанное стало известно, то этого уже не изменишь, не исправишь.
сначала подумай, прежде чем писать
4. решение твое и намерение сразу же или вскоре должно всегда выполняться, слово не должно расходиться с делом.
5. слушай внимательно
Безличные:очень радует,улыбается солнцу, легко дышится, утром подморозило, не сидит спокойно, прогремело вдали, не сидится дома,тихо звучит, пахнет сиренью, пишет письмо, вокруг потемнело
Источник
Глагольные словосочетания
Глагольные словосочетания составляют глагол или его формы, связанные подчинительной связью с зависимым словом.
Приведем примеры глагольных словосочетаний.
Понятие о словосочетании
В словосочетание объединяются два слова, одно из которых является главным, а второе — зависимым. Главное слово управляет зависимым, требует от него определенной грамматической формы или соединяется с ним по смыслу:
- писать (что?) письмо (сущ. в форме винительного падежа);
- восхищаться (чем?) музыкой (сущ. в форме творительного падежа);
- готовый (к чему?) к выступлению (сущ. в форме дательного падежа).
Такая неравноправная синтаксическая связь между словами называется подчинительной.
Что такое глагольное словосочетание?
В зависимости от того, словом какой части речи является главная лексема, различают три типа словосочетаний:
Стержневым словом в глагольном словосочетании является глагол в различных формах, деепричастие или причастие.
Глагол может предопределять выбор формы зависимого слова, требовать определенного косвенного падежа существительного, местоимения, то есть управляет ими:
Такая подчинительная связь между глаголом и зависимым словом называется управлением.
Глагол и его формы могут соединяться с зависимым неизменяемым словом только по смыслу, то есть примыкать:
Рассмотрим подробно, с какими словами сочетаются глагол и его формы и составляют с ними глагольные словосочетания.
Примеры глагольных словосочетаний
Главное слово — глагол
1. Глагол + существительное (с предлогом и без него)
- утвердить постановление;
- обсудить привилегии;
- написать записку;
- стыдить притворщика;
- блестеть на солнце;
- приплыть к берегу;
- смотреться в зеркало;
- прилечь на диване;
- зайти в дом;
- остаться без поддержки.
2. Глагол + глагол (инфинитив)
3. Глагол + местоимение
4. Глагол + наречие
5. Глагол + деепричастие
Главное слово — причастие
1. Причастие + существительное
- лелеемый бабушкой;
- любимый детьми;
- блеснувший в траве;
- заржавевший от сырости;
- подвешенный над костром;
- замотанный шарфом;
- просеянный сквозь сито;
- вышитый нитками;
- растертый в порошок.
2. Причастие + наречие
Главное слово — деепричастие
1. Деепричастие + существительное
- блестя на солнце;
- выйдя за дверь;
- падая хлопьями;
- расстилаясь ковром;
- побледнев от страха;
- повернув за угол;
- разговаривая по телефону;
- увлекшись идеей;
- прогуливаясь по берегу.
Источник
» Глагол»
Содержимое публикации
Укажи глаголы настоящего времени:
Укажи глаголы неопределённой формы:
Укажи глаголы 1 лица:
Укажи глаголы I спряжения:
Укажи глаголы с ь перед — СЯ:
Укажи глаголы с окончанием — ут (- ют) в 3-ем лице множ. числа:
Укажи глаголы 3 лица единственного числа настоящего времени:
Укажи глаголы с «е» в окончании:
Укажи предложения с глаголом 2 лица единственного числа:
В наш дом часто приходят гости.
Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч.
По утрам в лесу часто слышится песня жаворонка.
В лесу бродишь летом целый день, ищешь грибы.
А вы делаете зарядку по утрам?
Высоко в небе плывут облака.
Укажи предложения с однородными сказуемыми:
На смелого собака лает, а трусливого кусает.
Медведь питается плодами, почками, мясом.
В густой траве и в кустах заяц прячется от врагов.
Зубы у белки то стираются, то опять подрастают.
Запорошила зима снегом поля, завалила сугробами луга.
Свет солнца проникал сквозь листву, кусты и травы.
Укажи глаголы прошедшего времени:
Укажи глаголы неопределённой формы:
Укажи глаголы 3 лица:
Укажи глаголы II спряжения:
Укажи глаголы с ь перед — СЯ:
Укажи глаголы с окончанием — ат (- ят) в 3-ем лице множ. числа:
Укажи глаголы 2 лица множественного числа:
Укажи глаголы с «и» в окончании:
Укажи предложения с глаголами 1 лица множественного числа:
С полей и огородов люди получают урожай.
Руки не протянешь, с полки не достанешь.
Дома не люблю сидеть, люблю ходить, люблю глядеть.
Моем, моем трубочиста, чисто — чисто…
На коньках начнём кататься здесь на звонком льду.
Над морем стоит сильный туман.
Укажи предложения с однородными сказуемыми:
Солнце нагревает землю, дождь даёт влагу.
Ветер крутиться в верхушках деревьев, срывает листья.
И днём, и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом.
Мы покидаем убежище и плутаем до рассвета.
Дядя Игнат быстро и умело запряг лошадь.
Международный конкурс детско-юношеского творчества для детей с ОВЗ «СОЛНЦЕ В КАЖДОМ »
Международный профессиональный конкурс для музыкальных руководителей «МУЗЫКАЛЬНАЯ МОЗАИКА »
Всероссийская интеллектуальная викторина «ОВОЩИ И ФРУКТЫ — ПОЛЕЗНЫЕ ПРОДУКТЫ »
Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях 🙂
Источник