Меню

Лишь одни ветлы тяжело нависшие с берега сопротивлялись пожарной силе солнца предложение осложнено

Обособленные определения и приложения

8-й класс

Обособление – смысловое и интонационное выделение второстепенных членов с целью придать им известную синтаксическую самостоятельность в предложении.

– уточняют высказываемую мысль;
– конкретизируют описание действия;
– дают более углубленную характеристику лицу или предмету;
– вносят в предложение экспрессивную окраску.

Общие условия обособления определений:

1) стоят после определяемого слова;
2) относятся к личному местоимению;
3) имеют дополнительное обстоятельственное значение.
4) удаленность определения от определяемого слова (см. таблицу).

Обособленные определения и приложения

Тренировочные упражнения

№ 1. Неосложненные предложения измените, включив в них обособленные определения, выраженные прилагательными.

1. Береза является символом России. (Стройная, белоствольная.) 2. Спринтер все же добился хороших результатов. (Способный, настойчивый.) 3. От солнца слепило глаза. (Яркое, беспощадное.)

№ 2. Измените предложения, заменив составные именные сказуемые обособленными определениями, выраженными прилагательными. Определите, в каких случаях целесообразна такая замена.

1. Город был большой и шумный, но в нем с интересом можно было ходить целый день. 2. Цветы в палисаднике были яркие и красивые, что притягивало внимание прохожих. 3. Овраги были крутые и глубокие, весной же они заполнялись до краев водой.

№ 3. Для совершенствования навыков выразительного чтения, понимания роли обособленных определений предлагается следующий текст.

Тонкая вода отблескивала солнцем, под водой сверкала галька. Камни, белые и гладкие, резко и светло отражали солнце и желтый песок, обозначив былую ширь лесного ручья. Отпотевший камыш в заводи был туг, маслянист, густо-зелен. Изредка между каменными кругляшами, устилавшими дно, проскальзывал темным вертким телом вьюн, косой штриховкой проносились стаи малявок. Лишь одни ветлы, тяжело нависшие с берега, сопротивлялись пожарной силе солнца. В их густой листве, издали почти черной, гасли яркие тучи. Пела горлинка. Свою песенку, тонкую и нежную, она прерывала вдруг резким, пронзительным вскриком, а потом как ни в чем не бывало длила тоненькую оборванную ноту.

№ 4. Из двух простых предложений составьте одно, сделав сказуемое второго предложения приложением к подлежащему первого. Подумайте, какой речевой недочет вы устраняете, заменяя два предложения одним.

Образец. Синтаксис изучает значение и строение словосочетаний и предложений. Синтаксис – раздел науки о языке. – Синтаксис, раздел науки о языке, изучает значение и строение словосочетаний и предложений.

1. Определение может обособляться. Определение – второстепенный член предложения. 2. Обособленные предложения могут быть выражены прилагательными, причастиями, существительными. Обособленные определения – это члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно. 3. Приложение тоже может обособляться. Приложение – это определение, дающее другое название предмету.

№ 5. Определите, в каких примерах приложение с союзом как имеет причинное значение и выделяется запятыми (в этом случае союз можно опустить). Чем можно заменить союз как в том случае, когда приложения c ним не обособляются? Запишите предложения, расставляя знаки препинания.

1. Мой друг как лучший математик класса будет участником олимпиады. Мой друг известен как лучший математик класса. 2. Этот подарок мне дорог как память о туристическом походе. Этот подарок как память о туристическом походе мне очень дорог. 3. Как человек военный он понимал что означает эта канонада. 4. Этот сорт пшеницы как самый морозоустойчивый сеют в северных районах страны.

Читайте также:  Нагрев металла от солнца

№ 6. Спишите текст. Расставьте знаки препинания, найдите приложения и объясните, почему они обособлены.

Слыхали ли вы «Соловья» знаменитый романс русского композитора Алябьева на слова поэта Антона Дельвига друга Александра Пушкина?
Эта замечательная мелодия родилась в тюремной камере московской городской полицейской части. Уже около года томился здесь композитор Алябьев человек близкий к декабристам. После трех лет разбирательства его сослали в Сибирь лишив всех отличий и чинов. Но песню сочиненную им нельзя было ни арестовать ни сослать.
«Соловей» вырвавшись из-за решетки понесся по белу свету сразу же очаровав слушателей. Алябьева автора романса «Соловей» стали называть «русским соловьем».

№ 7. Диктант по данному тексту проводится с использованием репродукции картины Ю.М. Непринцева «Отдых после боя». Репродукция вывешивается на доске, и учащимся предлагается рассмотреть ее до чтения текста.

ОТДЫХ ПОСЛЕ БОЯ

Наконец-то отдых после боя. Привал. Общим вниманием завладел Вася Теркин, бывалый солдат, балагур и весельчак. Теркин рассказывает о чем-то пехотинцам, разведчикам и танкистам. Как всякий хороший рассказчик, он почти серьезен, только где-то в уголках рта да в прищуре глаз прячется озорная усмешка.
Но Теркин, хороший боец, весельчак, любимец товарищей, не единственный главный герой в картине. Каждый из слушателей Теркина – это яркий индивидуальный характер. Вот паренек справа от Теркина. Он боится пропустить слово рассказчика. Хозяйственный старшина, сам бывалый человек, удобно усевшись на ротном имуществе, доброжелательно улыбается в усы. Боец с вещевым мешком за плечами, безудержно хохоча, схватился рукой за щеку. Стоящий рядом с ним чубатый парень в лихо сдвинутой набок шапке расплылся в улыбке. Он по достоинству оценивает рассказ товарища.
Сидящий за спиной старшины пожилой солдат, участник многих войн, наверное, пошел на фронт добровольцем. Много повидавший и узнавший в жизни, он, человек хозяйственный и рассудительный, пользуясь возможностью, с аппетитом расправляется с содержимым солдатского котелка. Это не мешает ему доброжелательно-снисходительно слушать балагурство молодых парней, годящихся ему в сыновья.
Эти столь разные, жизнелюбивые, веселые и серьезные люди, сильные фронтовой дружбой, олицетворяют народ, вставший на борьбу с фашизмом. Грозные для врага, в минуту отдыха в своей среде удивительно симпатичные ребята.

Источник

Прочитайте текст и ответьте на вопросы:
(1)Вода отблескивала солнцем, под ней сверкала галька.(2)Камни, белые и гладкие, резко и светло отражали солнце и желтый песок, обозначив былую ширь лесного ручья.(3)Отпотевший камыш в заводи был туг, маслянист, густо зелен.(4)Изредка между устилавшими дно каменными кругляшками проскальзывал темным вертким телом вьюн, косой штриховкой проносились стаи малявок.(5)Лишь одни вётлы, тяжело нависшие с берега, сопротивлялись пожарной силе солнца.

1.Определите стиль речи.
1)Деловой
2)Разговорный
3)Художественный
4)Научный

2.Определите тип речи.
1)Рассуждение
2)Повествование
3)Описание
4)Повествование с элементами описания

3.Какое предложение осложнено согласованным обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1)2
2)2
3)4
4)5

4.Какое предложение осложнено согласованным нераспространённым обособленным определением, выраженным прилагательным?
1)2
2)3
3)4
4)5

5.Укажите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
1)2
2)3
3)4
4)5

Прочитайте текст и ответьте на вопросы:
(1)Ленивые валы в пене, розовой от зари, шептали какую-то медлительную сказу прибрежным скалам.(2)В отдалении сиял розовым светом беленький Севастополь, строгий, красивый.(3)Огромные боевые суда на рейде, все в паутине снастей, казались угольно черными.(4)Широкая морская даль сладко волновала душу и манила к себе, обещая какое-то светлое, еще небывалое счастье.

Читайте также:  Творческий проект по технологии юбка солнце клеш

1.Определите стиль речи.
1)Разговорный
2)Деловой
3)Художественный
4)Научный

2.Определите тип речи.
1)Описание
3)Повествование
4)Рассуждение
5)Рассуждение с элементами описания

3.Какие выразительные средства не использованы в тексте?
1)Слова в переносном значение
2)Олицетворения
3)Эпитеты
4)Антитеза

4.Какое предложение осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом?
1)1
2)2
3)3
4)4

5.Какое предложение осложнено несогласованным обособленным определением?1)1
2)2
3)3
4)4

Прочитайте текст и ответьте на вопросы:
(1)Заливной луг, зажатый с двух сторон редким лесом, плавно спускался к озеру.(2)Зеленое море травы словно припорошило бисером.(3)Кое-где в низких местах в углублениях тускло отсвечивала застоявшаяся вода.(4)Судя по редким, скрюченным деревцам и густой темной траве, подступы к холму были сильно заболочены.

1.Определите стиль речи.
1)Разговорный
2)Научный
3)Деловой
4)Художественный

2.Определите тип речи.
1)Рассуждение
2)Повествование
3)Описание
4)Описание с элементами повествования

3.Какое предложение осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1)1
2)2
3)3
4)4

4.Какое предложение осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом?
1)1
2)2
3)3
4)4

Источник

Лишь одни ветлы, тяжело нависшие с берега, сопротивлялись пожарной силе солнца (Ю. Нагибин).
Предложение осложнено

Ответы

​3: а -6, б — 4, в — 5, г — 2, д — 3, е — 1

3)1-Е; 2-Г; 3-Д; 4-Б; 5-В; 6-А

1)В это ответ остальные не хочется делать 🙂

2) Изредка между каменными кругляшами, устилавшими дно, проскальзывал тёмным телом вьюн — обособленное согласованное определение, выраженное причастным оборотом

3) Лишь одни вётлы, тяжело нависшие с берега, сопротивлялись пожарной силе солнца — обособленное согласованное определение, выраженное причастным оборотом

4) Свою песенку, тонкую и нежную, она прерывала вдруг резким пронзительным вскриком — обособленное согласованное определение, выраженное одиночными прилагательными

5) Короткая борода, немного темнее волос, слегка оттеняла губы и подбородок — обособленное согласованное определение, выраженное приложением (?)

6) Босая, в одной рубахе, она быстро сошла вниз — обособленное согласованное определение, выраженное приложением (?)

7) Своей беззащитностью она вызывала в нём рыцарские чувства — заслонить, оградить, защитить — обособленное согласованное определение, выраженное определениями-инфинитивами

Источник

Контрольная работа «Обособленные члены предложения»

Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения»

1. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания:

Не всякая пачка исписа(н,нн)ой второпях бумаги достойна стать книгой.

П…утинказац…пивш..яся за ветку блестит на солнце.

Солнцем мартовским пр…гретый та..т старый снег.

Запели на березах как флейты снегири.

В легкой капельке свежей и чистой отр..зилсясв..ркающий день.

На окне серебря(нн,н)ом от ин…я за ночь хризантемы ра…цвели.

Несколько раз таинственная и од…нокая по…влялась в небе луна.

Дорога вошла в лес мертвый и холодный от луны и р…сы.

Отягоще(н,нн)ые плодами ветви накл…нялись к земле и ломались.

Восхище(н,нн)ыеувиде(н,нн)ой картиной мы долго еще ее обсуждали.

1) Тонкая вода отблёскивала солнцем, под водой сверкала галька. 2) Камни, белые и гладкие, резко и светло отражали солнце и жёлтый песок, обозначив былую ширь лесного ручья.3) Отпотевший камыш в заводи был туг, маслянист, густо зелен. 4) Изредка между каменными кругляшами, устилавшими дно, проскальзывал тёмным вёртким телом вьюн, косой штриховкой проносились стаи малявок. 5) Лишь одни вётлы, тяжело нависшие с берега, сопротивлялись пожарной силе солнца. 6) В их густой листве, издали почти чёрной, гасли яркие тучи. 7) Пела горлинка. 8) Свою песенку, тонкую и нежную, она прерывала вдруг резким, пронзительным вскриком, а потом как ни в чём не бывало длила тоненькую оборванную ноту.

Читайте также:  Перепишите расставляя знаки препинания обособленные определения обозначьте солнце сразу начавшее

2. Запишите номера простых предложений.

3. Укажите номера простых предложений, осложнённых обособленными определениями.

4. Какое предложение осложнено обособленным обстоятельством? Запишите его номер.

5. Найдите соответствия.

А. Слабо мерцали, отражаясь в воде, огни фонарей.

1. Простое предложение, осложнённое обособленным определением.

Б. Ночь, спустившаяся на землю, окутала всѐ непроницаемым мраком

2. Простое предложение, осложнённое обособленным уточняющим обстоятельством.

В. Там, далеко над лесами, зарождалась заря.

3. Простое предложение, осложнённое обособленным обстоятельством.

Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения»

1. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания:

Ночь обл…чная и туманная окутала землю.

Справ… в..днелись поле засея(н,нн)ое пшеницей и (не)большая пасека.

Лишенная с де..ства живительного света она выросла кривым деревом.

Серая и (не)пр…метная в воде рыбка на самом деле была очень хороша.

Человек не помн..щий прошлого лишает себя будущего.

На озере кувшинки как звезды расцвели.

Очарова(н,нн)ые прелестью грибного похода мы устало возвр..щались домой.

Зеленоватый мох усея(н,нн)ый иголками елей и сосен покрывал все вокруг.

Ошеломле(н,нн)ая мать (не)отрывно смотрела на Рыбина.

Усталый и побледневший все еще висел на огромном небе месяц.

1) Байкал — это гигантское озеро, расположенное на востоке нашей страны. 2) Его называют сибирским морем, таинственным и загадочным. 3) Окружѐнное горами, оно прекрасно всегда, во все времена суток. 4) Приближаясь к нему, замираешь от восторга при виде его стеклянной голубой глади. 5) Вода в озере очень прозрачна. 6) Несмотря на большую глубину, видишь небольших раков, копошащихся на дне, весѐлые стайки плавающих недалеко от берега рыбок. 7) Неровное дно Байкала представляет собой систему горных хребтов, подвергавшихся изменениям в течение многих лет. 8) Многочисленные притоки Байкала наполняют озеро водой, а вытекает из него только река Ангара, порожистая и бурная. 9) Озеро до сих пор таит много загадок, ещѐ не разгаданных настойчивыми исследователями. 10) Ввиду слива неочищенных сточных вод, озеру грозит гибель. 11) Спасти его — важнейшая задача, поставленная перед учѐными.

2. Укажите номера простых предложений, осложнённых только обособленными определениями.

3. Запишите номер простого предложения, осложнённого только обособленным обстоятельством, выраженным существительным с предлогом.

4. Какое предложение осложнено обособленным определением и обособленными уточняющими членами? Запишите его номер.

5. Найдите соответствия.

А. Оглушѐнный гулом самолѐта, мальчик бросился бежать.

1. Простое предложение, осложнённое сравнительным оборотом.

Б. На небе ярко сверкнула, как живой глаз, первая звёздочка.

2. Простое предложение, осложнённое обособленным приложением.

В. Летали альбатросы, то есть крупные морские чайки.

3. Простое предложение, осложнённое обособленным определением.

Источник

Adblock
detector