Космические путешествия в литературных произведениях
Нуль-Т-переход: от Земли до Марса за 30 секунд
Знаменитые писатели-фантасты, Аркадий и Борис Стругацкие, создали огромное количество произведений, в которых подробно описывается будущий, грядущий мир, каким, возможно, он станет через многие-многие годы. Одним из самых ярких изобретений учёных в культовом цикле романов «Мира Полудня» является нуль-Т-переход, который представляет из себя телепортацию в любую точку Земли при помощи специальных нуль-Т-кабин: войдя в кабину и задав координаты другой нуль-Т-установки, через мгновение можно оказаться хоть в Африке, хоть на Северном полюсе! Со временем человечество научилось перемещаться таким способом и на другие планеты. Но даже такая поразительно высокая технология оказалась не без недостатков: из-за так называемой «флюктуации нейтринного поля» могут быть сбои в работе всей сети и вместо Нью-Йорка можно случайно оказаться в Токио. Другая проблема, которая нам куда понятнее, стара как мир: это многочасовые очереди на Земле. Также существует болезнь, нуль-Т-фобия, страх перед первым нуль-Т-переходом, который испытывает почти каждый новичок, независимо от пола, возраста, профессии и т.д.
Гиператомный двигатель, или как стать быстрее всех во Вселенной
В романах другого мэтра научной фантастики Айзека Азимова, человечество в далеком будущем успешно колонизирует Галактику и преодолевает миллиарды километров межзвездного пространства за считанные секунды. Всё благодаря гениальному изобретению: гиператомному двигателю. Он позволяет искривлять само пространство-время нашей Вселенной и таким образом сокращает расстояние, которое необходимо преодолеть космическому кораблю. Один прыжок — и вот ваш корабль уже у Альфа-Центавра, второй — и можно позагорать в лучах прекрасной звезды Бетельгейзе. Подобные технологии описывали американские авторы Роберт Хайлайн и Дэн Симмонс, а схожие принципы передвижения в космосе используются в киноэпопее «Звездные войны» и сериале «Звездный путь». В реальной жизни, в НАСА, существует «Лаборатория исследования продвинутых форм движения», которую возглавляет амбициозный ученый Гарольд Уайт. Сонни, как его ласково называют коллеги, представил теоретический доклад, в котором подробно изложил принципы работы двигателя, искривляющего пространство (саму теорию искривления пространства выдвинул мексиканский физик-теоретик Мигель Алькубьерре). В 2015 году во время одного из экспериментов команде Уайта удалось зафиксировать искривление пространства. Итак, гипердвигателю быть!
Двигатель на «невероятностной» тяге: невероятно, но факт
Корабль, на котором путешествовал один из персонажей романа «Автостопом по галактике», Артур Дент, называется «Золотое сердце». Мощнейший двигатель, который находится в маленьком золотом ящике, работает по принципу «невероятностой» тяги. «Чудесное изобретение, позволяющее преодолевать межзвёздные пучины за неуловимо малую часть секунды и безо всякой там чудовищно неуклюжей возни в гиперпространстве», как описывал его создатель этой книжной серии, британский писатель Дуглас Адамс. Так как же работает этот двигатель? Давайте представим, что существует фантастически малая вероятность того, что какая-нибудь частица материи вдруг оказалась где-нибудь за 30 парсеков от нашей Солнечной системы. Чудо-двигатель приводит корабль в состояние «бесконечной невероятности», позволяющее ему одновременно находиться во всех мыслимых точках Вселенной и во всех вообразимых формах одновременно, например, в виде спелого яблока, пингвина или кожаного дивана. А вы бы хотели оказаться в таком корабле? Тогда не волнуйтесь, кабина экипажа экранирована от действия невероятности.
Кадр из фильма «Автостопом по галактике», 2005
Источник
Путешествие по галактике (урок-игра)
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звездам смог.
Поёт об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
12 апреля – памятная дата, установленная в ознаменование первого полёта человека в космос. В этот день человечество впервые смогло дотянуться до звезд, о чем раньше оно даже не мечтало. Учащиеся 1«А» Школы-интерната №4 ОАО «РЖД» вместе со своим воспитателем Якушевой Натальей Викторовной «перенеслись» в прошлое на 56 лет назад и познакомились с первым в мире космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным, которому было присвоено звание Героя Советского Союза. Ребята узнали, что 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток» за 108 минут облетел земной шар и благополучно вернулся на Землю. Урок Космонавтики проходил в непринужденной, доброжелательной атмосфере. Учащиеся в форме игры совершили путешествие на неизведанную планету и под космическую музыку отправились путешествовать по Галактике, где им нужно было выполнять интересные задания и разгадывать кроссворды. Школьники узнали много нового и интересного. Ребята 1«А» класса рассуждали о том, каким должен быть настоящий космонавт? Они пришли к выводу, что настоящий космонавт должен быть здоровым, сильным, бесстрашным, целеустремленным. В заключение урока космонавтики дети с огромным удовольствием рисовали рисунки на тему космоса.
Цели:
- Организовать деятельность учащихся для ознакомления с весенним календарным праздником 12 апреля – “День космонавтики”.
- Расширить представления учащихся о космосе.
- Содействовать развитию познавательного интереса, устной речи, внимания, памяти, мышления и воображения, содействовать развитию фантазии.
Форма организации урока: урок-путешествие, презентация.
Оборудование: рисунок ракеты, стулья, бумага, схема солнечной системы.
Ход мероприятия
Вступительное слово учителя
12 апреля в нашей стране отмечается день космонавтики. В этот день в 1961 году нашу планету потрясла неожиданная весть: «Человек в космосе! Мгновенная мечта людей о полете в космос сбылась. Солнечным апрельским утром мощная ракета на орбиту космический корабль «Восток» с первым космонавтом Земли, нашим соотечественником Ю.А. Гагариным на борту Полет вокруг Земли длился 108 минут.
Ребята, Ю.А.Гагарин – это не единственный космонавт, который побывал в космосе. В космос кроме мужчин летали и женщины. Первая женщина-космонавт – Валентина Терешкова.
– До того, как Гагарин Ю.А. полетел в космос, были отправлены собаки. И первой была – Лайка.
– Потом полетели собаки – Белка и Стрелка.
– Как вы думаете, каждый ли может стать космонавтом?
– А каким должен быть настоящий космонавт? Что должен уметь настоящий космонавт?
– Конечно же, ребята, не каждый человек может стать космонавтом. У настоящего космонавта должно быть крепкое здоровье, а самое главное он должен быть выносливым, ведь прежде чем полететь в космос нужно пройти очень сложные тренировки.
Законы космонавтов
- Только сильные могут полететь в космос
- Только умные могут стать космонавтами
- Только трудолюбивые могут отправиться в полёт
- Только весёлые и дружные справятся с заданием.
Так началось время космических ракет, спутников луноходов международных космических экипажей.
Сегодня мы совершим путешествие в космос, побываем на разных планетах и узнаем много интересного. Но сначала определим маршрут. Сразу оговорюсь, что название планет, обозначенных в нашем маршруте, не существует на самом деле. Тем интереснее, не правда ли? Ведь это игра! (Учитель обращает внимание детей на схему на доске).
Итак маршрут определен. До старта нашей ракеты осталось 10 секунд. (Дети отсчитывют секунды: 10, 9, 8, 7, …) Старт! (Дети закрывают глаза, звучит мелодия. Открывают глаза).
Мы на планете Звездочетов.
Вспомните один из ясных вечеров, когда небо было усыпано крошечными светлячками. Это звезды. Они кажутся нам маленькими, потому что находятся очень далеко от Земли. На самом деле звезды – огромные раскаленные шары, состоящие из газа. Солнце – это тоже звезда, самая близкая к нам. Издавна звездочеты (сейчас их называют астрономы) пытались сосчитать, сколько всего звезд на небе. Им на помощь пришел телескоп, и теперь можно сказать, что звезд на небе примерно 200 миллионов. Все они разные: старые и молодые, великаны и карлики. И цвет у них разный. Если звезда очень горячая, то она белого или чуть беловатого цвета. Если прохладнее, как наше Солнце, то желтого или оранжевого цвета.
А теперь задание: поменять местами одинаковые фигуры и прочитать слово:
Как по-другому называется космос? Расшифруйте:
(Вселенная. Читаем справа налево).
Вселенная, или космос, необъятна. Но пройдет много-много лет, и люди, наверное, научатся летать к любым, даже самым далеким звездам.
Наша ракета продолжает полет. Летим на планету под названием Загадочная. Здесь нас ждут загадки о космосе.
– Белые цветочки вечером расцветают, а утром увядают. (Звезды)
– Лежит ковер большой-большой, а не ступишь на него ногой. (Небо)
– По голубому блюду золотое яблочко катится. (Небо и Солнце)
– В безбрежном океане плывет корабль между огнями (Месяц, звезды)
– Ну-ка, кто из вас ответит:
– Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет. (Солнце)
– Всю ночь за облаками светит фонарь с рогами. (Месяц)
– Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят? (Созвездие большой Медведицы)
– Сколько ни езди, ни ходи, конца тут не найти. (Земной шар)
– Вокруг родной матушки девять детушек кругами ходят. (Солнечная система)
– Украшал ночную синь серебристый апельсин.
– А прошла неделя только – от него осталась долька. (Луна)
Наша ракета устремляется к планете Солнечная семейка. Здесь мы узнаем о Солнечной системе. Это родной дом нашей планеты Земля.
У звезды под названием Солнце есть большая и дружная семейка: 9 детишек разного возраста. Это планеты солнечной системы. Они расположены в таком порядке от солнца: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. (Демонстрируется схема Солнечной системы) Все они вращаются вокруг Солнца.
А теперь задание: в течение одной минуты постараться запомнить названия планет Солнечной системы, а затем написать их на листе бумаги. (Дети выполняют задание. Проверка.)
Держим путь на планету Веселых человечков.
Мы летим к другим планетам!
Объявляем всем об этом!-
Весь игрушечный народ
С нами просится в полет.
Жмется заинька к ракете:
Почему я с вами, дети,
На любую из планет, где волков зубастых нет.
Мышки – крошки засмеялись:
– Мы летали, не боялись,
Высота – красота,
Ни единого кота!
Даже плюшевый медведь
Хочет к звездам полететь
И с Большой Медведицей
В синем небе встретиться.
На этой планете живут необычные человечки, которые состоят только из геометрических фигур. Они очень веселые. Задание: нарисовать портреты этих человечков, как вы их себе представляете.
Станция интеллектуальная
– А сейчас я предлагаю вам кроссворд.
- Человек, который может посчитать звезды (Звездочет)
- Небесное светило – раскалённое пламенное тело шарообразной формы, вокруг которого обращается Земля и другие планеты. ( Солнце)
- Название нашей планеты (Земля)
- Космический корабль (Ракета)
- Человек сидит в ракете
Смело в небо он летит
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит. (Космонавт) - Первый космонавт планеты, совершивший полет на космическом корабле «Восток». (Ю.А. Гагарин)
Внимание! Подлетаем к планете физкультурников.
Жизнь космонавтов неразрывно связана со спортом. Даже находясь на корабле космического корабля, они непременно делают зарядку. (Дети выполняют физические упражнения под руководством учителя).
В полете космонавты внимательно следят за стрелками приборов. Представьте, что стрелки – это наши руки. Повторяйте движения за мной. (Выполняются упражнения на развитие внимания: руки в стороны, вверх, вперед, вниз, левую руку вперед, правую в сторону и. т. д.
Мы на планете сказочная. Здесь вы услышите сказку. Слушать ее надо очень внимательно.
Жил на свете Звездочет. Каждую ночь он наблюдал далекие звезды, а днем изучал самую близкую звезду – Солнце, пытаясь разгадать тайну их рождения, жизни и смерти. Но время шло, Звездочет старел, а тайна оставалась неразгаданной. И тогда звездочет решил полететь к солнцу, чтобы все увидеть самому. Возьму свою старую карету, запрягу в нее пару сильных коней, да и помчусь!» – решил он.
«Что ты, что – ты, заскрипела карета ,– мне не выдержать такого длинного путешествия – развалюсь по дороге! Ведь оно продлится не меньше 500 лет! Возьми уж лучше автомобиль».
Послушался звездочет, выбрал самую быструю и красивую машину. Но едва он взялся за руль, как зафырчал мотор: Фр-р! Не буду включаться Сто лет работать без отдыха! Не желаю!»
«Не соглашайся, – прошуршали машины. – В космосе для машин нет дорог… Пусть возьмет самолет, он, по крайней мере. Умеет летать.»
Отправился Звездочет к самолету: Отнеси меня, пожалуйста на солнце! Я очень тороплюсь. Сколько времени понадобится для этого?»
«Десять лет. Но я могу выполнить твою просьбу. В космосе нет воздуха, и моим крыльям не на что опираться. Иди к моей сестре – красавице ракете. Только она может летать в безвоздушном пространстве.»
«Ты правильно поступил, что обратился ко мне, человек! – серебристым голосом пропела ракета. – Не пройдет и года, как мы будем у цели. Я самая выносливая, самая быстрая, я одна знаю туда дорогу. Садись!
Только было Звездочет собрался занять место в кабине корабля, как из-за туч выглянуло солнце и его золотистые лучи брызнули во все стороны. Один солнечный луч коснулся щеки Звездочета и шепнул: «Ракете нужен год, а мне только 8 минут. Полетели?»
Обрадовался звездочет, потянулся за солнечным лучом – и пропал из глах…».
Конечно, это сказка. На самом деле никто на солнечном луче не летает, но ученые всерьез подумывают над тем, как приручить световой луч, ведь он действительно летает быстрее всех на свете.
Я просила внимательно слушать сказку. А теперь попробуйте ответить на мои вопросы:
- Что наблюдал звездочет ночью? (Звезды) А днем? (Солнце)
- Куда решил лететь звездочет? (К Солнцу)
- Какие виды транспорта решил использовать звездочет, чтобы осуществить свою мечту? Назовите их в том же порядке. (Карета, автомобиль, самолет, ракета, солнечный луч.)
- Сколько времени нужно ракете, чтобы долететь до солнца? (Год)
- Сколько времени понадобится солнечному лучу? (8 минут)
Заканчиваем путешествие посещением планеты Развлечений. Здесь вас ждет игра под космическим названием «Центрифуга». Центрифуга – это устройство, которое используется при тренировке космонавтов.
Условия игры. Берется количество стульев, равное количеству игроков, выставляется таким образом, чтобы передние ножки стояли на одной линии. По команде игроки садятся на свои стулья и, приподнявшись вместе со стульями, делают три полных оборота, затем снова садятся, при этом стараясь поставить передние ножки стульев на исходную линию.
Итог занятия
Межпланетное путешествие закончено. Мы возвращаемся на Землю. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями и давайте запечатлим их на свих рисунках.
Узнавайте больше, ведь ваше космическое путешествие только начинается!
Источник