Конспект логопедического занятия по лексической теме: «Космос».
Ольга Тяпугина
Конспект логопедического занятия по лексической теме: «Космос».
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по лексической теме: «Космос».
1.Коррекционно-образовательные задачи: уточнять, активизировать словарь по теме «Космос». Упражнять детей в образовании существительных Р. п. мн. ч., в согласовании сущ. с числительными.
Упражнять в образовании новых слов.
Согласование существительных, прилагательных с числительными в единственном и множественном числах;
Расширение тематического словаря: космос, космический, планета, астроном, созвездие, атмосфера, спутник, скафандр, космодром, планетный, планетарий, инопланетяне
2.Коррекционно-развивающие задачи: развивать мышление, внимание, память, мелкую моторику рук.
Развитие фонематического восприятия;
3.Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Ход занятия:
Логопед: Совсем недавно наша страна отметила праздник День космонавтики.
Это праздник всех людей, а особенно космонавтов и людей которые участвуют в создании космических ракет.
— Как называют людей летающих в космос? (космонавты, астронавты, летчики, инженеры)
— Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (здоровым, сильным, знающим, трудолюбивым, мужественным, выносливым)
— Ребята вы любите смотреть на небо ночью? (Да)
— Что можно увидеть на небе ночью? (Звезды, луну)
— Сколько звёзд на небе? (очень много)
Чтобы наблюдать за звёздами ученые придумали специальные приборы – телескопы. Ученые узнали, что в космосе много разных планет.
— Какие планеты вы знаете? (Земля, Луна, Солнце, Марс)
Первым человеком, который побывал в космосе был наш соотечественник Ю. А. Гагарин. 12 апреля 1961 года
В космической ракете,
С названием «Восток»
Он первый на планете
Подняться к звёздам смог!
— А вы бы хотели стать космонавтами? (да)
Тогда приглашаю вас в школу будущих космонавтов, где мы с вами пройдем специальную подготовку. Приглашаю вас в космический класс. Для начала скажем с вами главное правило экипажа.
Дети вместе с логопедом проговаривают:
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре
Громко, четко говорим
Никогда мы не спешим.
Дети проходят и садятся за столы.
Л: Космонавты должны быть очень умными, согласны? Поэтому приступим к первому заданию.
Сейчас я буду загадывать загадки, а вы должны их угадать.
1. В черном небе до зари
Тускло светят фонари
Меньше, чем комарики. (звезды)
2. Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все… (Солнце)
3. Блин в окошке виден нам
То он в масле, то в сметане.
Кто-то край уже отъел
Поделиться не хотел. (Луна)
4. Есть специальная труба,
В ней вселенная видна
Видно звёзд калейдоскоп
Что же это… (Телескоп)
5. Планета голубая,
Она твоя, она моя
И называется…. (Земля)
6. Специальный космический есть аппарат
Сигналы на Землю он шлёт всем подряд
И как одинокий путник
Летит по орбите (спутник)
7. Кто смотрит всегда в телескоп,
С космосом близко знаком
Обнаруживает черные дыры,
Любуется созвездием Лиры? (астроном)
8. Ни пера, ни крыла, а быстрее орла,
Только выпустит хвост —
Понесется до звезд. (ракета)
9. Не шофер и не пилот,
Водит он не самолет,
А огромную ракету
Дети кто скажите это? (космонавт)
Игра «Один – много»
Следующее задание для вас это игра с метеоритом (мяч). Я буду передавать вам метеорит и называть один предмет, а вы передавать метеорит обратно и называть много предметов.
Слова: звезда, космонавт, спутник, ракета, комета, планета, орбита, станция, метеорит, телескоп, астроном.
Игра «Скажи наоборот»
А теперь я буду передавать вам метеорит и говорить слово, вы должны сказать его противоположное значение.
Чтоб ракетой управлять
Нужно смелым, ловким стать.
Слабых в космос не берут,
Ведь полёт – нелёгкий труд.
Ребята давайте сделаем зарядку космонавтов.
Следующее задание для будущих космонавтов.
Мы должны сфотографировать на Земле определённые места. Подумайте, что мы должны сфотографировать?
Логопед называет два слова, дети отгадывают.
1. яблоня, сад (яблоневый сад)
2. сосна, лес (сосновый лес)
3. глубина, море (глубокое море)
4. топь, болото (топкое болото)
5. густота, лес (густой лес)
6. высота, горы (высокие горы)
7. широко, поле (широкое поле)
8. широко, река (широкая река)
9. чисто, озеро (чистое озеро)
10. снег, вершина (снежная вершина)
Наши глазки немножко устали, давайте сделаем гимнастику для глаз. Внимание на экран.
Игра «Багажное отделение» (деление на слоги).
Следующее задание ждёт вас в багажном отделении. Надо все предметы разложить по полочкам. На верхней полочке должны лежать предметы в названии которых 1 слог, на средней полочке предметы в названии которых 2 слога, на нижней полочке предметы в названии которых 3 слога.
Дети по очереди выходят к доске, выбирают картинку и размещают на необходимой полке.
Игра «Фантастическое животное»
Космонавты пролетали мимо незнакомой планеты и увидели на ней фантастическое животное. У нас есть фотографии частей тела этого животного. Сейчас вы их увидите. Составим предложение об этом невиданном звере,которое будет начинаться так: «У этого животного…»
На экране изображение:
1.(хвост лисы) У этого животного лисий хвост.
2.(нос свиньи) У этого животного поросячий нос.
3.(горб верблюда) У этого животного верблюжий горб.
4.(копыта лошади) У этого животного лошадиные копыта.
5.(глаз кошки) У этого животного кошачьи глаза.
6.(рога барана) У этого животного бараньи рога.
7.(шерсть овцы) У этого животного овечья шерсть.
А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть со мной в игру «Запрещённое движение».
Дети выходят, становятся в круг, логопед проводит игру.
Дыхательная гимнастика. Логопед предлагает детям подуть в султанчики.
Игра «Подбери признак»
Логопед предлагает детям картинки на выбор. Дети садятся за столы.
Ребята посмотрите на картинки, которые вы выбрали, расскажите какие это предметы.
1 Солнце – яркое, большое, тусклое, горячее, лучистое
2 Луна – большая, холодная, яркая
3 Ракета – большая, быстрая, огромная, крепкая
4 Космонавт – сильный, умный, храбрый, смелый
5 Астроном – умный, внимательный
6 Небо – огромное, темное, звёздное, ночное
7 Звезда – яркая, далёкая
8 Планета – далёкая, незнакомая, голодная
9 Спутник – быстрый, большой
10 Земля – огромная, родная, большая, круглая
11Телескоп – большой, мощный, стеклянный
12 Скафандр – крепкий, прочный
Итог: Ребята вот вы и прошли обучение в космическом классе. Я хочу предложить вам звёздочки с весёлыми и грустными личиками. Если у вам хорошее настроение выберите весёлую звёздочку, если вам грустно тогда грустную. Разместим наши звёзды на облачке и посмотрим каких звёздочек больше.
Конспект логопедического занятия по лексической теме «Профессии» Конспект логопедического занятия по лексической теме: «Профессии» Ильина Валентина Александровна Детский сад №43 л. Липецк Тема: «Профессии.
Конспект логопедического занятия по лексической теме «Транспорт» Конспект логопедического занятия по теме «Транспорт» (старшая группа) Цель: Активизация и актуализация словаря по теме «Транспорт». Задачи:.
Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Грибы» Коррекционно-образовательные цели: Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Грибы» Коррекционно-развивающие цели: Развитие.
Конспект открытого занятия по лексической теме «Посуда» Елена Караганова Лексическая тема «Посуда». Цель: выучить стихотворение о посуде. Задачи: 1. Запомнить стихотворение о посуде, используя.
Конспект открытого занятия по лексической теме «Продукты питания» Цель: формирование лексико-грамматических категорий. Задачи: Коррекционно-образовательные: — Активизировать предметный словарь по теме «Продукты.
Конспект занятия логопедического кружка по лексической теме «Посуда» Конспект занятия логопедического кружка «Говоруша». Лексическая тема «Посуда». Цель: развитие пассивного и активного словарного запаса.
Конспект занятия по лексической теме: «Фрукты» Конспект занятия по лексической теме «Фрукты» Коррекционно-образовательные цели: уточнить и расширить представление о фруктах. Уточнить.
Конспект занятия по лексической теме «Фрукты» Программное содержание: Цель: расширение и активизация словаря. Задачи: 1. Учить образовывать от существительных прилагательные. 2. Учить.
Конспект занятия по лексической теме «Лес. Ягоды» Коррекционно-образовательные цели: Закрепление представлений о лесе и растениях, произрастающих в лесу. Уточнение, расширение и активизация.
Источник
Конспект фронтального логопедического занятия «Космос» (в старшей группе для детей ОНР)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Современные дети очень интересуются космосом. Сформировать азы Вселенной предстоит педагогам. Тема космоса так необъятна, как и само мировозрение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovoe.docx | 72.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедического занятия в старшей группе по развитию лексико-грамматических средств языка на тему: «Космос».
Цель : Закрепить знания детей по теме «Космос».
- Уточнять и расширять знания детей о космосе;
- Активизировать словарь по данной теме;
- Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
- Развивать познавательный интерес детей, их внимание, память;
- Развивать интерес к выполнению заданий;
- Развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
- Воспитывать у детей бережное отношение к нашей планете.
1. Орг. момент.
Ребята назовите мне виды транспорта на которых можно летать? (вертолёт, самолет, ракета)
Посмотрите у меня на столе лежат разрезные картинки, их нужно собрать. Что у нас получилось? (самолет, вертолет, ракета).
Скажите, на каком транспорте мы можем отправиться в космический полет?
Логопед: Послушайте и угадайте загадку:
Человек сидит в ракете,
Смело в небо он летит.
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит.
Логопед: Правильно, это космонавт.
А кто такой космонавт.
Дети: Люди летающие в космос.
Логопед: А каким должен быть космонавт?
Только сильных звездолет
Может взять с собой в полет
Космонавтом хочешь стать –
Должен много – много знать
Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит труд.
Дети: ( Сильным, отважным, здоровым, знающим, умным, мужественным, выносливым, крепким, находчивым..)
Логопед: Кто был первым космонавтом Земли?( показ портрета на стенде)…
Взлетел в ракете русский парень,
Всю землю видел с высоты.
Был первым в космосе Гагарин…
Каким по счёту будешь ты?
Правильно, это Ю.А. Гагарин.
В космической ракете,
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звездам смог!
— А вы хотели бы стать космонавтами?
Логопед: Тогда я приглашаю вас в школу будущих космонавтов, где мы с вами пройдем специальную подготовку! Приглашаю вас в космический класс!
(дети садятся за столы)
Ребята, мы уже сказали, чтобы стать космонавтом нужно быть и смелым и отважным, умным…и конечно же здоровым! Поэтому космонавты каждый день закаляют свой организм- делают зарядку, умываются холодной водой, разминают все мышцы. Давайте и мы начнем с массажа.
(сидя на стульях)
2. Самомассаж лица:
Мы ладошки растираем
И лицо обогреваем.
Дружно губки пожуем.
Там живет наш язычок,
Пусть погреется дружок!
(дети выполняют движения в соответствии с текстом)
3. Артикуляционная гимнастика.
— Все космонавты говорят четко, внятно, а помогают им в этом упражнения для языка.
Повторите за мной (артикуляционная гимнастика)
Чу — чу — чу, в космос полететь хочу.
Им — им — им, на ракете полетим.
Ды — ды — ды, долетим мы до звезды.
Ой — ой — ой, затем вернёмся мы домой.
4. Логопед: Кроме хорошего здоровья, космонавты должны быть еще и умными, согласны? Поэтому я предлагаю вам выполнить следующие задания.
Космонавты тренируют пальцы рук с помощью специальных тренажеров (мячи колючие):
В руки мячик мы возьмем.
Катится колючий ежик
И разминку проведем!
Нет ни головы, ни ножек.
Будем ежика катать,
Он по пальчикам бежит,
Свои пальцы укреплять!
И пыхтит, пыхтит, пыхти!
5. Логопед: теперь можно отправляться в космическое путешествие.
Итак, наша ракета взлетает и приближается к планете Марс.
Жители Марса приготовили игру «Скажи наоборот».
Чтобы в космос полететь, надо многое уметь.
Быть здоровым не лениться, в школе хорошо учиться.
И зарядку каждый день будем делать – нам не лень!
Влево, вправо повернуться и опять назад вернуться,
Приседать, поскакать и бежать, бежать, бежать.
А потом все тише, тише походить – и сесть опять.
7. Логопед: Немножко отдохнули и теперь можем двигаться дальше. Но, ребята, кажется, у нас возникла еще одна проблема. Из центра управления полетами мне сообщили, что на нашем космическом корабле возникла перегрузка. Поэтому нам срочно нужно избавиться от всего лишнего.
Игра «Четвертый лишний»
Юпитер, Сатурн, Нептун, луна.
(Луна –это единственный спутник Земли)
Звезда, метеорит, комета, звездолёт.
(Звездолёт- это корабль, а остальное космические тела)
Трактор, машина, велосипед, ракета.
(Ракета- это кос. корабль, а остальное наземный транспорт)
8 . Логопед: Молодцы! Следующее задание – нам нужно вспомнить и расшифровать вот это стихотворение Давайте хором его расскажем!
Чтение стихотворения по мнемотаблице «Космонавт»
В темном небе звезды светят,
Космонавт летит в ракете…
День летит, и ночь летит
И на землю вниз глядит..
Видит сверху он поля,
Горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной.
Шар земной – наш дом родной!
Логопед: Ребята, а какая планета наш дом родной? Правильно, Земля. По форме она похожа на шар.
Перед вами глобус – это модель нашей Земли (показ.глобуса) .
Как вы думаете синим цветом на ней что обозначено? (вода – моря, океаны.)
Зеленым – леса, луга, а коричневым – суша, земля, горы..)
Логопед: Ребята, а кроме нашей Земли какие еще есть планеты. ( дети называют.9 планет Посмотрите на этой картине они все есть, каждая из этих планет движется вокруг солнца по своей орбите, т.е. по своему кругу.. ( показ плаката).
Логопед: А теперь давайте проверим нашу солнышкину семью нашей любимой считалкой.
(Дети считают считалку)
На луне жил звездочет
Он планетам вел подсчет.
Ну а дальше всех Плутон,
Кто не верит, выйди вон!
Логопед: Ребята, вы все очень хорошо справились со всеми заданиями в нашей космической школе, в будущем я думаю из вас получаться настоящие космонавты .
— Ребята, вам понравилось занятие? Что именно вам понравилось. (ответы детей…)
Логопед: Есть такая примета – если увидишь падающую с неба звезду и загадаешь желание, то оно обязательно сбудется. Однажды я попала под такой звездопад и собрала для вас много таких звездочек и хочу с вами поделиться ими.. Загадайте желание и оно обязательно сбудется! Удачи вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
развитие познавательных способностей дошкольников.
ТЕМА: «Автоматизация звука «Л» в словах, в стихах»ЦЕЛЬ: закрепление произношения звука «Л» в словах, предложениях, стихах.ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:Уточнить характеристику и артикуляцию звука .
Тема: «Зимующие птицы».
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшей группы с ОНР III уровня«Путешествие в космос»Цель:Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлени.
Конспект занятия «Космос» в старшей группе.
В данном конспекте Вы найдёте материал для расширения и обогащения речи детей по теме «Космос». Здесь даны задания не только на обогащение словаря детей, но и по обучению грамоте, элементам .
Источник