Клод Моне – Здание Парламента в Лондоне. Эффект тумана
В начале ХХ века художник-импрессионист Клод Моне неоднократно бывает в Англии, посещает Лондон. Живописец знакомится с особенностями лондонских зданий, отмечает необычные образы городских строений. Особенно Клода Моне привлекает загадочная туманная атмосфера столицы Англии. В работах Моне лондонские образы предстают наполненными мистикой, условностями, особым призрачным колоритом. Одной из таких художественных работ живописца можно считать «Здание Парламента в Лондоне. Эффект тумана».
«Здание Парламента в Лондоне. Эффект тумана» написано в 1904 году и в настоящее время является частью фондов живописи Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве. В первую очередь, следует отметить такой факт, что художник создал целую серию работ на тему лондонского здания Парламента. Одно время эта работа хранилась в музее д` Орсе в Париже. Картину отличает особый эффект тумана, о чём заявлено уже в самом названии живописного полотна. Здание Парламента обволакивает густой молочно-сиреневый туман. Сквозь мягкие, но плотные оттенки тумана проступают величественные очертания лондонского Парламента в стиле осовремененной готики. Резкие, острые, уходящие ввысь архитектурные линии сглаживаются мягкими контурами. Силуэт здания за счёт эффекта тумана размыт, стушёван, переосмыслен и заново создан в нежных, пограничных красках. Кроме того, рождается эффект нереальности, мира, далёкого от здешних мест, мира зазеркалья, где всё растворено в белесовато-лиловых туманах, где едва проступают тёплые жёлто-рыжие лучи солнца, слишком призрачного и далёкого, чтобы окрасить Темзу и насытить её цветом. Туман рассеивает оттенки, разбивает их на многочисленные рыжевато-багровые блики.
Таким образом, живописное изображение здания Парламента получилось предельно условным, абстрактным. В данном произведении художник представляет не частные подробности и максимально детализированное сходство, а рисует перед нами мгновение бытия, сиюминутное впечатление образа города, каким увидел и почувствовал его автор.
Как и во многих других произведениях, Моне в качестве главного мотива выступает рисующий свет. Именно от света зависят очертания передаваемой реальности, яркость и контрастность образов и предметов.
То гаснущий, то разрастающийся свет приводит к созданию ускользающей атмосферы туманного города, полного рефлексов, двоящихся образов и бликующих поверхностей.
Лондон словно утонул в туманах холодноватых сиреневых оттенков, оставив впечатление зыбкости и незавершённости.
Источник
Здание Парламента в Лондоне, Клод Моне — описание картины
Описание картины:
В мае 1904 года в галерее Дюран-Рюэля состоялась презентация 37 полотен Клода Моне под названием «Виды Темзы в Лондоне». В галерее были представлены три серии работ, одна из которых вошла в историю мирового искусства, как «Лондон, Парламент».
Идея воплотить на полотне волны знаменитой Темзы покрытые туманом, из которого будут выступать очертания готического архитектурного комплекса Парламента, пришла к Моне в 1900. Здесь сошлись два обстоятельства – знакомство с творчеством Тернера и давняя любовь мастера к английской столице, и особенно, к туманной Темзе.
«Парламент в Лондоне» является ярчайшим примером главного принципа живописи Моне – он не признаёт объективную реальность, отвергает неизменность каких-либо качеств предметов, а утверждает, что цвет и форма изображаемого зависит только от сиюминутного освещения.
Сквозь густой туман, озарённый последними всполохами заходящего солнца, проступают очертания одного из самых узнаваемых зданий Лондона. Острыми иголками пронзают небо шпили Вестминстерской башни. Солнце освещает неспокойные мелкие волны реки, окрашивая водную гладь в золотистые тона. Только великолепный Моне мог подметить эту величественную, но быстротечную красоту, заставить время остановиться, чтобы рассказать о ней всем остальным.
Источник
Здание парламента (серия Моне) — Houses of Parliament (Monet series)
Клод Моне написал серию из импрессионистов картин маслом в Вестминстерский дворец , дом британского парламента , осенью 1899 года и первые месяцы 1900 и 1901 во время пребывания в Лондоне. Все картины серии имеют одинаковую точку зрения из окна Моне или с террасы больницы Святого Томаса с видом на Темзу и приблизительный размер холста 81 см × 92 см (32 дюйма × 36 3/8 дюйма). Однако они окрашиваются в разное время дня и погодных условий.
Ко времени серии « Дома парламента » Моне отказался от своей прежней практики завершения картины на месте перед мотивом. Он продолжал улучшать изображения дома в Живерни , Франция, и отправлял в Лондон за фотографиями, чтобы помочь в этом. Это вызвало некоторую негативную реакцию, но Моне ответил, что его средства создания произведения — его личное дело, и зритель должен судить о конечном результате.
Содержание
Галерея
Некоторые из 19 известных картин из серии « Здание парламента »:
Parlement, coucher du soleil (закат), 1902 г., частное собрание
Эффект солнечного света в здании парламента (Le Parlement effet de soleil), 1903 год, Бруклинский музей.
Здание Парламента (Эффект тумана) , 1903–1904, Музей Метрополитен
Trouée de soleil dans le brouillard (Солнце пробивается сквозь туман), здание парламента, 1904. Лондон, Солнце пробивается сквозь туман, 1904 год. Музей Орсе , Париж.
Здание парламента, Лондон, ок. 1904, Кунстхаус Цюрих
Чайки, Темза и здание парламента , 1904 г., ГМИИ
Здание парламента, Лондон, Музей Мармоттан Моне , 1905 г.
Современный вид на здание парламента в сумерках примерно под одинаковым углом. Картины были созданы таким образом, чтобы изображать только крайнюю левую половину здания с башней Виктории в качестве центральной точки.
Контекст
Находясь в изгнании во время франко-прусской войны , Моне впервые поехал в Лондон в 1870 году. Моне был очарован городом и поклялся вернуться в него когда-нибудь. Очарование Моне Лондоном заключалось прежде всего в его тумане , побочном продукте промышленной революции . Но писатели предполагают, что Моне также был вдохновлен современниками Дж. М. У. Тернером и Джеймсом Эбботом МакНилом Уистлером , которые были так же очарованы атмосферой Лондона и атмосферными эффектами в целом. Таким образом, в 1899 году Моне вернулся в Лондон и снял комнату в отеле « Савой» , откуда открывался обширный обзор, с которого можно было начать свою серию городских пейзажей.
Между 1899 и 1905 годами Моне периодически ездил в Лондон рисовать. Помимо картин здания Парламента , Моне создал и другие картины с изображением достопримечательностей города, в том числе серию «Мост Чаринг-Кросс» и серию «Мост Ватерлоо» . В то время как Моне начал все картины в Лондоне, он завершил многие из них в своей студии в Живерни . В результате некоторые критики сомневаются, что картины полностью точны. С другой стороны, недавний анализ положения Солнца сообщает, что картины Моне «содержат элементы точного наблюдения и потенциально могут рассматриваться как косвенный индикатор викторианского смога и атмосферных состояний, которые они изображают».
Публичный показ
Импрессионисты в Лондоне
В 2018 году в лондонской галерее Тейт Британ были представлены шесть картин из этой серии, вместе в одном зале, на время временной выставки под названием « Импрессионисты в Лондоне, французские художники в изгнании» (1870–1904) , посвященной временному изгнанию французов и французов. Художники- импрессионисты в Лондоне во время франко-прусской войны . Это было редкостью, потому что ни один музей не владеет или не экспонирует более двух в постоянной коллекции.
Картины также демонстрировались в Petit Palais, когда временная выставка путешествовала из Лондона в Париж.
Шесть картин являются образцами из следующих коллекций:
Моне и архитектура
В 2018 году Национальная галерея в Лондоне снова выставила три картины из этой серии, вместе в одной комнате, на время временной выставки под названием « Моне и архитектура» , посвященной использованию архитектуры Клода Моне в качестве средства структурирования и оживления его. Изобразительное искусство. Это было редкостью, потому что ни один музей не владеет или не экспонирует более двух в постоянной коллекции.
Три представленные картины являются образцами из следующих коллекций:
Источник
Лондон здание парламента солнце сквозь туман
Оска́р Кло́д Моне́
(1840 — 1926) —
французский живописец,
один из основателей импрессионизма.
Серия картин Клода Моне «Парламент в Лондоне»
Клод Моне, услышав о неком торговце картинами, написал серию не из 2-3, а из одиннадцати картин, на каждой из которых был изображен туманный пейзаж со зданием Лондонского парламента на берегу Темзы. Вообще, картин на тему Лондонского тумана Моне создал по крайней мере 37. Написание серии, изображавшей Парламент, давалось ему с трудом. Как он говорил, образы ускользали от него, то и дело меняясь. Поэтому, начав в 1901, закончить ее он смог лишь вернувшись в свою мастерскую в 1904 г.
Что можно отметить на каждой картине серии? Стремясь передать всю плотность и материальность тумана, художник размывает все формы, попутно стирая границы (особенно это очевидно в месте схождения поверхности воды и неба). Лодочники на некоторых из картин стоят в своих суднах, пытаясь разобрать сквозь густоту тумана, куда им следует плыть. Постройки предстают силуэтом, размытой тенью, которая лишена материальности, и лишь его отражение в воде доказывает, что это именно объемная постройка, а не призрачный мираж.
Густыми и зернистыми мазками покрыто все полотно, что еще больше усиливает эффект туманности и позволяет передать всю игру света, которая совершенно отлична от других на разных картинах серии. Интересно и то, что здание парламента имеет несколько ненатуральные пропорции, что заметнее всего выражается в удлинении центральной башни, что не типично для других картин автора. Возможно, это следствие переработки картин в мастерской, а возможно, намеренный прием для создания идеальной композиции в таком виде, каком она видится художнику.
В картинах серии «Парламент в Лондоне» Моне смог создать максимально красочную фактуру, добившись единой композиции и передав все настроение и все образы Лондонского тумана.
Здание Парламента
в Лондоне
1900-1904
Холст, масло, 92 х 215
Вот какая история произошла с этой живописной работой художника.
Привыкшие к туману лондонцы точно знали его цвет – серый. Как же они были изумлены и даже возмущены, когда на выставке увидели картину Моне! На ней они обнаружили, что туман, размывающий очертания замка, имеет багровый оттенок! Когда же люди вышли на улицу, то, к своему удивлению, обнаружили, что туман на самом деле багровый!
Действительно, в зависимости от погоды, времени суток, преломления солнечных лучей туман может приобретать самую различную окраску. Но заметил и открыл для всех эту особенность именно художник.
«Парламент в Лондоне» — ярчайший пример главного принципа живописи Моне – он не признаёт объективную реальность, отвергает неизменность каких-либо качеств предметов, а утверждает, что цвет и форма изображаемого зависит только от сиюминутного освещения.
Сквозь густой туман, озарённый последними всполохами заходящего солнца, проступают очертания одного из самых узнаваемых зданий Лондона. Острыми иголками пронзают небо шпили Вестминстерской башни. Солнце освещает неспокойные мелкие волны реки, окрашивая водную гладь в золотистые тона. Только великолепный Моне мог подметить эту величественную, но быстротечную красоту, заставить время остано виться, чтобы рассказать о ней всем остальным.
Цикл «Руанский собор» — это цикл из 30 картин французского художника-импрессиониста Клода Моне, представляющих собой различные виды собора в зависимости от
времени дня, года и освещения, написанные художником в 1890-х гг.
Серия картин похожа на множество копий фотографий, к каждой из которых применили какой-то фильтр. Однако, если присмотреться внимательнее, можно найти множество отличий. На каждой работе собор изображён иначе, чем на предыдущей. Вся суть в освещении. В разное время суток источник света – солнце – находится в разных точках небесного свода. Освещая композицию собора по-разному, светило меняет расположение теней на здании, создавая причудливые формы. Для Моне эффекты света стали столь же важными как и изображаемый предмет.
Собор позволил художнику выделить парадокс между на вид постоянной, твердой, структурой и изменяющимся легко играющим с нашим восприятием светом. Художник решает сконцентрироваться на отдельных фрагментах готического собора и выбирает портал, башню святого Мартина и башню Альбане. Его интересует исключительно игра света на камне, небо и земля почти перестают существовать.
Невозможно представить, как сильно художник любил это чудо архитектуры, если написал столько картин с его изображением. С полотен Моне собор предстаёт перед зрителем совершенно разным: загадочным, потерянным или уверенным, весёлым. Погодные условия меняют атмосферу картины, а вместе с ней — настроение, которое передаёт художник.
Источник