Яркий свет «Белого солнца пустыни»: легендарному фильму – полвека
30 марта 1970 года на советские экраны вышла кинокартина «Белое солнце пустыни». В первый год проката фильм посмотрели 35 миллионов зрителей, а меткие фразы героев навсегда вошли в нашу жизнь
Спасти гарем и судьбу фильма
Съемки ленты о приключениях красноармейца Федора Ивановича Сухова в Средней Азии завершились в январе 1969 года. Изначально фильм, который должен был выйти под названием «Спасти гарем», не слишком впечатлил коллег режиссера Владимира Мотыля и, как это порой случается, отправился «на полку». Неизвестно, как долго пришлось бы картине оставаться недоступной для советского зрителя, если бы в дело не вмешался случай в лице генерального секретаря Л.И. Брежнева.
Оказалось, что Леонид Ильич является страстным поклонником фильмов в жанре вестерн, где отважный герой путешествует, ловко управляется с оружием, оберегает слабых и побеждает злодеев. В преддверии ноябрьских праздников 1969 года генсеку для просмотра собирались привезти очередной зарубежный вестерн из Особого отдела Госкино, но ни одной подобной кинокартины почему-то не оказалось в наличии. Тогда взамен Брежневу предложили посмотреть «Белое солнце пустыни», предупредив, что на сей раз действия будут разворачиваться не на Диком Западе, а в Средней Азии (а восток, как известно, дело тонкое!). Советскую ленту Леонид Ильич смотрел в компании дочери Галины и ее приятелей: все остались в полном восторге. Особенно генерального секретаря впечатлил момент, когда товарищ Сухов выбивает маузер из рук бандита и укладывает двух врагов наповал, а также эпизод с дракой на баркасе. В тот же вечер Брежнев позвонил председателю Госкино Алексею Романову и рассыпался в похвалах, отметив, что новый фильм ничем не уступает американским. Так «Белому солнцу пустыни» был дан «зеленый свет».
Преодолевая трудности
Во время съемок не обходилось без сложностей, причем далеко не все они были связаны с изнурительными погодными условиями. Например, исполнитель роли Петрухи Николай Годовиков заболел дизентерией и едва не поставил под угрозу съемочный процесс. В тот день, когда должны были снимать сцену разговора Петрухи с Гюльчатай, у актера поднялась высокая температура, и он едва стоял на ногах. Когда Годовиков пожаловался Мотылю на самочувствие, режиссер убедил его потерпеть и отработать материал. В итоге все прошло гладко, но, когда эпизод был отснят, обессилевший актер отошел в сторону и потерял сознание. К счастью, медики быстро поставили «Петруху» на ноги, и создание фильма с его участием продолжилось.
На этом злоключения киношников не закончились. В Дагестане их обокрали местные бандиты. Чтобы впредь этого не повторилось, режиссер отважился предложить главному криминальному авторитету по имени Али небольшую роль в обмен на спокойствие и безопасность съемочной группы. Бандит не только согласился и сыграл соратника главного злодея (персонаж в красной рубашке), но и произнес фразу, ставшую крылатой: «Таможня дает добро!».
«Гюльчатай, открой личико!»
Труднее всего на съемках пришлось Павлу Луспекаеву, исполнившему роль таможенника Верещагина. Личность этого прекрасного актера и сильного духом человека настолько впечатлила режиссера Мотыля, что он специально переработал часть сценария и в 1968 году пригласил Луспекаева сниматься.
В годы Великой Отечественной войны Павел Борисович получил сильное обморожение ног и всю оставшуюся жизнь боролся с болезнью сосудов. Из-за нее актеру пришлось ампутировать часть ступней, но от любимой профессии он не отказался. Снимаясь в «Белом солнце пустыни», Луспекаев принял решение почти все трюки выполнять самостоятельно, передвигаться без дублеров и костылей. Чтобы он мог ходить, не опираясь на трость, в его сапоги вмонтировали специальные металлические опоры. К сожалению, легендарная роль Верещагина стала для актера последней: 30 марта 1970 года фильм вышел в прокат, а 17 апреля в возрасте сорока двух лет Павел Борисович скончался.
Павел Луспекаев в роли таможенника Верещагина
«Таможня дает добро!»
Вполне вероятно, что у киношного таможенника Верещагина был реальный прототип. По крайней мере немало сходств, в том числе и внешнее, есть между ним и командиром погранотряда Михаилом Дмитриевичем Поспеловым, служившим на русско-персидской границе. Гермабский погранотряд, который возглавлял Поспелов, контролировал участок протяженностью в сто верст. Задачи отряда состояли в борьбе с деятельностью контрабандистов, а также в противодействии разведкам иностранных государств – Великобритании, Германии и Турции. В 1917 году после двух революций почти весь личный состав пограничной стражи покинул службу, отправившись по домам или присоединившись к войскам Вооруженных сил Юга России под командованием А.И. Деникина. А в Гермабском пограничном отряде остался лишь Поспелов с женой и переводчиком. Его дом был единственным вооруженным пунктом с хранившимися там пулеметами, гранатами и винтовками.
Павел Верещагин из «Белого солнца пустыни» стал персонажем поистине культовым. В честь героя даже называли корабли: в 2000 году в порту Владивостока состоялась церемония поднятия флага на судне «Павел Верещагин», и оно было спущено на воду для несения службы у берегов Курильских островов и Сахалина. Кстати, участие в церемонии принимала и дочь актера Павла Луспекаева.
Михаил Дмитриевич Поспелов
В феврале 2014 года в штаб-квартире Федеральной таможенной службы открыли памятник в честь таможенников России. Собирательным образом отечественного служащего стал не кто иной, как Верещагин, стоящий на баркасе с оружием в руке. У подножия памятника выбита знаменитая фраза из фильма: «Я мзду не беру, мне за Державу обидно!»
Памятник Верещагину в Москве
Жены многих талантов
Множество интересных фактов связано с девятью женами киношного злодея Черного Абдуллы, которых в общей сложности сыграли лишь три профессиональные актрисы, а остальные имели мало отношения к миру кино. В обычной жизни это были: продавщица, баскетболистка, научная сотрудница, журналистка (Велта Деглава в роли Хафизы), переводчица (Светлана Сливинская в роли Саиды) и инженер (Алла Лименес в роли Зарины). В роли самой юной жены, Гюльчатай, снялись две девушки. Первая – Татьяна Денисова – была студенткой Московского циркового училища, а вторая – Татьяна Федотова – училась в балетном училище. Озвучила персонаж известная советская актриса Надежда Васильевна Румянцева.
А вот жену товарищу Сухову подыскивали долго. Режиссеру требовалось найти настоящую русскую красавицу. Наконец, выбор был сделан. Любезную Катерину Матвеевну, к которой постоянно в мыслях и письмах обращается Сухов, сыграла журналистка, телеведущая и редактор Галина Лучай (и эта роль для нее стала единственной в жизни).
Галина Лучай в роли «драгоценной Катерины Матвеевны»
Абдулла – «иностранный агент»?
Многим зрителям хорошо запомнился яркий образ антагониста – Черного Абдуллы, роль которого исполнил ведущий актер Тбилисского академического театра Кахи Кавсадзе. По сюжету Абдулла был одним из предводителей басмачей. В реальности их соединения насчитывали от нескольких десятков до нескольких тысяч человек и располагались в труднодоступных районах. Басмачи убивали сторонников советской власти и не щадили местных, внезапно нападая на них. К 1919 году, в разгар Гражданской войны, повстанческое движение получило распространение почти по всей Средней Азии. Басмачи пользовались поддержкой зажиточных слоев населения, сторонников традиционного уклада (как тут не вспомнить недоумение жен Абдуллы, услышавших от Сухова о жизни свободной советской женщины), а также щедро финансировались и получали оружие из-за рубежа, например, от Великобритании. Неслучайно внимательные зрители во время просмотра «Белого солнца пустыни» заметили сходство между френчем Абдуллы и формой интервентов. Предлагаем нашему читателю тоже провести сравнение и сделать самостоятельные выводы насчет этого любопытного наблюдения.
Кахи Кавсадзе в роли Черного Абдуллы и интервенты периода Гражданской войны
Верная примета
Вот уже более 40 лет с «Белым солнцем пустыни» связана традиция, заведенная советскими и российскими космонавтами: за сутки перед отправкой на орбиту всем нужно посмотреть фильм. Это добрая примета, которая спасет космонавтов от опасных ситуаций. Действительно, с тех пор как лента попала в разряд любимых и обязательных к просмотру, не произошло ни одной катастрофы.
С чего же все началось? Дело в том, что ленту начали показывать в ходе подготовки к полету первых советских экипажей, чтобы познакомить космонавтов с правилами качественной киносъемки. Операторская работа в «Белом солнце пустыни» считалась эталонной, просматривая образец, космонавты учились работать с камерой, ставить сцены и выбирать общий план. Теперь наши соотечественники на МКС знают легендарный фильм практически наизусть и показывают его иностранным коллегам.
Но этим «космическая» тема для фильма не исчерпывается. В 1997 году, когда отмечался тридцатилетний юбилей с начала работы над «Белым солнцем пустыни», в честь знаменательной даты кратеры на Венере назвали именами нескольких героинь картины – Джамили, Гюзели, Зарины, Саиды, Хафизы, Зухры, Лейлы, Зульфии и, конечно, Гюльчатай.
Источник
История создания фильма «Белое солнце пустыни». Справка
Сорок лет назад вышел один из самых популярных отечественных фильмов «Белое солнце пустыни». Юбилей легендарного фильма Владимира Мотыля отметят 12 августа на 17-м фестивале российского кино «Окно в Европу» в Выборге.
«Белое солнце пустыни» — советский фильм режиссера Владимира Мотыля, повествующий о приключениях красноармейца Сухова, спасающего от кровожадного бандита Абдуллы его гарем.
Во второй половине 1960-х на волне популярности фильмов о «Неуловимых мстителях» советское кинематографическое руководство обратилось к жанру истерна. С 1966 года в кинематографической системе СССР начала работать ЭТК (Экспериментальная творческая киностудия). Она представляла собой коммерческое предприятие с широкой свободой действий по подбору кадров и выбору творческого материала и могла не согласовывать свои действия с Госкино СССР. В 1967 году руководство ЭТК пригласило к работе над сценарием нового приключенческого фильма Андрея Михалкова Кончаловского и Фридриха Горенштейна. Первоначальный вариант сценария под рабочим названием «Басмачи» руководство киностудии не устроил.
Однако снять картину в этом жанре руководству студии все-таки хотелось, и сценаристу Валентину Ежову (автору «Баллады о солдате») поручили в течение полутора месяцев создать сценарий отечественного истерна.
Местом действия Ежов выбрал среднеазиатскую пустыню. Поскольку сам он в пустыне никогда не был, поэтому в соавторы взял своего товарища по Высшим сценарным курсам Рустама Ибрагимбекова как «знатока Востока».
«Скрыв, что никогда в жизни не был в Средней Азии и в революционных событиях не участвовал, – вспоминал Ибрагимбеков, – я обещал… поделиться своим восточным опытом. «.
Собирая материал для сценария, Ежов встречался с ветеранами Гражданской войны, которые в 1920-е годы сражались с басмачами в Средней Азии. Один из них вспомнил, как басмачи, спасаясь от настигавших их красных отрядов, бросали в пустыне свои гаремы. Под конец рассказчик добавил, что эти женщины в паранджах доставляли в пустыне немало хлопот. Так появился новый сценарий с рабочим названием «Пустыня».
В январе 1968 года начались пробы актеров. На роль Федора Сухова пробовалось несколько актеров. В финале остались двое: Анатолий Кузнецов и Георгий Юматов, который и был утвержден на эту роль. Однако буквально накануне съемок Юматов подрался и на какое то время выбыл из строя. Владимир Мотыль вновь обратился к Кузнецову, кандидатуру которого первоначально на пробах отклонили. Актер оказался не занят и согласился принять участие в съемках.
Долго не могли найти исполнителя на роль таможенника Павла Верещагина, неторопливого и обстоятельного, знающего цену жизни и смерти. Мотыль поделился проблемой с режиссером Геннадием Полокой, который тут же показал ему одну из актерских проб Павла Луспекаева. Проба была блестящей.
До «Белого солнца пустыни» Луспекаев как киноактер был малоизвестен, он всегда оставался верен театру. Но в 1967 году актеру сделали операцию по ампутации обеих стоп, и о возвращении в театр не могло быть и речи.
Полока уверил Мотыля, что скоро Луспекаев будет в форме, потом добавил: «Придумай сцены в воде. Он плавает как рыба. И поезжай к нему. Полюбуйся его торсом. Рубцы на плече, на руке — это же биография!»
Мотыль предложил Луспекаеву сняться на костылях и даже хотел соответствующим образом изменить сценарий. Павел Луспекаев отмел все эти варианты и поставил условие, что сниматься будет без каскадеров, и режиссер согласился.
Владимир Мотыль долго думал, кого пригласить на роль Катерины Матвеевны. В коридоре «Ленфильма» он случайно встретил Галину Лучай, тележурналистку из редакции кинопрограмм Центрального телевидения. В Ленинграде ее съемочная группа делала очередной фильм по истории кино. Режиссер сразу понял, что именно она должна сыграть Катерину Матвеевну. Галина Лучай согласилась сыграть роль русской красавицы после долгих уговоров.
Многие из приглашенных на съемки были непрофессиональными актерами. Только три «жены» Абдуллы из девятерых были актрисами. Так как после съемок основных сцен девушкам нужно было срочно возвращаться на работу, в эпизодах отсутствующих «жен» пришлось дублировать солдатами. Местные девушки отказались участвовать в съемках, и «жен» подбирали со всего Союза.
Съемки фильма на производственной базе студии «Ленфильм» начались 24 июля 1968 года. Первые отснятые сцены фильма — сон Сухова, где он кует серп и затем пьет чай вместе с супругой и остальным гаремом, снимались на натуре возле деревни Мистолово под Лугой.
В августе Мотыль продолжил съемки в Дагестане, где на берегу Каспийского моря, в нескольких километрах от города Каспийска были построены декорации — несколько бутафорских домиков, дом Верещагина, сад с виноградником, нефтеналивные баки. К берегу был подогнан старый баркас махачкалинского рабочего порта «Дербент», переименованный на время съемок в «Тверь».
11 ноября 1968 года худсовет Экспериментальной студии отсмотрел проявленный материал фильма «Белое солнце пустыни». Впечатление у присутствующих было неоднозначным. Начальника главной сценарной коллегии «Мосфильма» Марианну Качалову более всего возмутила сцена, где жены Абдуллы выбираются из бака. Сухов ожидает увидеть на их лицах радость спасения, но они пробегают мимо него, падают на колени и рыдают над мертвым мужем — рвут волосы, причитают, как положено по восточному обычаю. Финал пришлось изменить.
Помимо гибели Верещагина и Петрухи, в материале еще была сцена сумасшествия Настасьи, жены Верещагина. От этой сцены в фильме остался лишь маленький кусочек. Сократили драку Верещагина на баркасе и две «эротические сцены» с Катериной Матвеевной, переходящей с задранной юбкой через ручей, и женами Абдуллы, которые разделись во время своего заточения в баке.
Руководство студии попыталось даже сменить Мотыля на Владимира Басова. После отказа Басова и вовсе решили смыть весь отснятый материал. И только на окончательном совещании в Госкино, состоявшемся весной 1969 года, зампред Баскаков вынес решение: «Производство придется завершить. И Мотыля на картине оставить».
Именно благодаря Владимиру Басову появилась реплика Сухова «Восток — дело тонкое». «Восток требует совершенно иного подхода, у них там другое мышление, у мусульман. Должен быть тонкий подход», — напутствовал он Мотыля перед экспедицией.
В мае 1969 года съемочная группа активно занялась выбором мест натурных съемок для нового финала картины, причем уже не в Дагестане, а в Средней Азии. Остановились на Туркмении, на окрестностях города Байрам-Али. В Каракумах выпало так много дождей, что пески скрылись под высокими травами. Мотыль со своими ассистентами облетел на вертолете сотни километров, однако нужной натуры не нашел. На помощь пришла армия: солдаты местного военного округа за считанные недели пропололи десятки квадратных километров пустыни. В результате столь большой паузы в работе группа лишилась актрисы, игравшей Гюльчатай. Артистка цирка Татьяна Денисова, исполнявшая эту роль, получила в цирке свой собственный номер и от съемок отказалась. На роль утвердили 17-летнюю студентку Вагановского училища Татьяну Федотову.
В результате второй съемочной экспедиции фильм сильно изменился, и у него фактически появилась другая концовка. Съемки завершились в сентябре 1969 года.
18 сентября 1969 года фильм лично смотрел генеральный директор «Мосфильма» Владимир Сурин и остался недоволен просмотром. С его подачи акт о приемке картины в Госкино подписывать не стали.
Судьбу картины решил счастливый случай. В один из осенних дней 1969 года руководитель Коммунистической партии Леонид Брежнев решил посмотреть у себя на даче какой нибудь новый отечественный фильм. И дежурный по фильмохранилищу на свой страх и риск отправил к нему «Белое солнце пустыни». Брежневу картина очень понравилась.
В марте 1970 года в Москве состоялась премьера «Белого солнца пустыни». Федор Сухов и его окружение обрели поистине легендарную славу. Отдельные образы, фразы из картины сразу пошли в народ: «За державу обидно», «Таможня дает «добро», «Восток – дело тонкое» и др.
Просмотр «Белого солнца пустыни» стал неотъемлемой частью подготовки советских, а затем и российских космонавтов. Кассета с фильмом есть даже на борту Международной космической станции.
По итогам опроса, посвященного столетию российского кино, фильм «Белое солнце пустыни» был выбран для акции «Последний сеанс тысячелетия». Сеанс этот состоялся 31 декабря 1999 года в московском киноцентре «Дом Ханжонкова».
Материал подготовлен на основе инфорации открытых источников
Источник