Синтаксический анализ словосочетания. Задание 4 ОГЭ.
Синтаксический анализ словосочетания проверяет знания по темам о видах связи. Чтобы решить задание 4 ОГЭ по русскому языку, нужно четко знать алгоритм работы над словосочетаниями с согласованием, управлением и примыканием. С этим я хочу вас познакомить в моей статье.
Формулировка задания 4 ОГЭ.
Замените словосочетание «солнечные лучи», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: лучи солнца.
Алгоритм.
- В задании 4 необходимо заменить словосочетание одного вида связи словосочетанием с с другой связью.
- Вид связи в словосочетании определяется по зависимому слову и по вопросу.
- Необходимо определить главное слово в словосочетании. От него задать вопрос к зависимому. Главное слово оставить неизменным. А зависимое слово подобрать в соответствии с тем, в какой вид связи необходимо преобразовать словосочетание.
- Когда нужно заменить словосочетание со связью согласования в управление, то нужно найти главное слово и оставить его неизменным, а зависимое нужно заменить на однокоренное существительное. Бывают примеры, где нужно использовать предлог. (стеклянная чашка— чашка из стекла)
- Если нужно преобразовать словосочетание из управления в согласование, то зависимое существительное нужно будет заменить однокоренным прилагательным, поставив его в тот же род, число и падеж, что и главное слово. (смех без причины – беспричинный смех)
- Если нужно преобразовать словосочетание из управления в примыкание, тогда зависимое слово (существительное с предлогом или без) нужно заменить на однокоренное наречие. (сказал волнуясь – сказал с волнением)
- Если нужно преобразовать словосочетание из примыкания в управление, то необходимо зависимое слово ( чаще бывает наречие) нужно заменить на однокоренное существительное с предлогом. Существительное необходимо поставить в тот падеж, которого требует главное слово. (надрывно ревела – ревела с надрывом)
Словосочетание – сочетание двух и более слов, связанных подчинительной связью. В словосочетании есть главное слово и зависимое слово.
Главное слово – это то слово, от которого задается вопрос.
Зависимое слово – это то слово, к которому задается вопрос.
Виды связи в словосочетании
- Согласование – вид подчинительной связи в словосочетании, при котором главное слово согласуется с зависимым словом в роде, числе, падеже. При изменении формы главного слова меняется форма зависимого.
При согласовании зависимое слово может быть выражено:
Существительное + прилагательное: длинная дорога, стеклянная тарелка, у соседнего прохода
Существительное + причастие: зеленеющим лугом, опавшей листвой, описываемый круг
Существительное + порядковое числительное (порядковым и количественным числительным в косвенном падеже и числительным ОДИН) : на седьмом небе, до третьих петухов, на восьмой странице, с трехсотым покупателем.
Существительное + местоимение( указательным, определительным, притяжательным, кроме ЕГО, ЕЕ, ИХ): каждый человек, через наш порог, с некоторыми людьми, ничья сумка.
Существительное (субстантивированное прилагательное)+ прилагательное: вкусное мороженое, в чистой столовой, в голубой ванной
Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие): о ком-то чужом, с чем – то веселом, над чем – нибудь ясном, с тем отдыхающим, около какого – то встречающего, перед этим загорающим
Существительное + существительное (приложение): художник — старик, белка – хлопотунья, дуб – великан
Управление – вид подчинительной связи в словосочетании, при котором главное слово управляет зависимым словом при помощи косвенного падежа с предлогом и без. То есть, управление бывает предложным и беспредложным.
Глагол + существительное: рассердиться не на шутку, любуюсь городом, вернемся на рассвете
Прилагательное + существительное: румяный от мороза, красный от мороза, довольный результатом
Существительное + существительное: шляпа с ленточкой, луг за деревней, поле пшеницы
Наречие + существительное: семеро козлят, оба растения, через пять ступенек
Деепричастие + существительное, местоимение: стоя на вахте, переплыв реку, отбросив от себя, любуясь ею
Прилагательное + существительное: не согласен ни с кем, не должен никому, уверен в нем)
Примыкание – вид подчинительной связи в словосочетании, при котором к главному слову примыкает зависимое неизменяемое слово.
Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив: позволил прийти, решил остаться, любит смеяться;
Глагол + наречие: читать медленно, стоим рядом, поплывем наперегонки.
Глагол + деепричастие: рисовал стоя у мольберта, ответил улыбаясь мне
Существительное + наречие: пальто нараспашку, усмешка невзначай, поворот налево.
Существительное + несклоняемое прилагательное: цвет хаки, час пик, краска индиго.
Местоимение, глагол, существительное, наречие + сравнительная степень прилагательного/наречия:
с кем – либо веселее
о речи выразительнее
Прилагательное + наречие: очень веселый, чрезвычайно заманчивый, крайне невыносимый.
Наречие + наречие: исключительно редко, ничуть не скучно, крайне осторожно
Деепричастие + наречие: подойдя близко, поднявшись наверх, улыбаясь застенчиво
Глагол, существительное + местоимения ЕГО, ЕЁ, ИХ: увидеть ее, ждать их
Не являются словосочетаниями:
- грамматическая основа: птицы поют, дети накормлены
- однородные члены предложения: реки и ручьи, либо ночью, либо днем, мелкая, но быстрая
- фразеологизмы:спустя рукава, кривить душой
- повелительное наклонение глагола: принеси книгу, ступай мимо
- сложная форма будущего времени: что будешь делать, буду петь
- сочетания служебных слов со знаменательными:тоже рисую (союз и глагол; какой чудесный (частица и прилагательное); будто прислушивается (частица и глагол)
- сочетание существительных или местоимений (субстантивированных частей речи) с производными предлогами:благодаря прохожему, напротив дома, мимо вас
- составные степени сравнения прилагательных и наречий:более красивый, наиболее сильный, громче всех)
Ссылка на источник: https://youtu.be/SUzPrkE5VQA
Источник
Луч солнца вид связи
Замените словосочетание «солнечные лучи», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
(1)Утро дышало свежестью. (2)Над рекой висел прозрачный туман, но солнечные лучи уже золотили тихую гладь. (3)Поднимавшийся берег покрывала изумрудная трава, испещрённая бесчисленными искорками росы. (4)Воздух, насыщенный пряными ароматами диких цветов, застыл. (5)Тихо – лишь в зарослях камыша у самой воды колокольцами звенели комары. (6)Вадимка сидел на берегу и смотрел, как старый тополь роняет белоснежные, кружащиеся в застывшем воздухе пушинки и как они белыми корабликами плывут по реке. (7)Тонкое поскуливание нарушило спокойствие утра.
(8)Мальчик вздрогнул – вспомнил, зачем пришёл сюда. (9)Слёзы подступили к горлу, стали душить, но он сдержался – не заплакал.
(10)Вчера ощенилась Жучка: принесла четверых. (11)Мать увидела Жучкин живот и давай причитать на всю деревню! (12)«Не углядел! (13)Сколько раз говорила: не пускай собаку со двора! (14)Что прикажешь
(15)Виноват Вадимка. (16)И спрос теперь с него. (17)Мать приказала
к вечеру от щенят избавиться – утопить. (18)Легко сказать, а вот попробуй, исполни. (19)Они хоть маленькие, слепые, а живые существа!
(20)Представить, как Жучкиных щенят топить будет, Вадимка не мог. (21)Казалось, чего проще: оставь мешок у воды – река сама сделает своё дело – и гуляй без хлопот и забот.
(22)Вадимка так не сумел бы. (23)Размазывая грязными ладонями слёзы, утёр лицо, сложил щенят обратно и решительно направился в деревню.
(24)У сельпо в ожидании утреннего хлеба толпился народ – всё больше женщины. (25)Увидав знакомое лицо, Вадимка подошёл к крылечку.
– (26)Здравствуйте, тётя Маша, – заливаясь краской, обратился
к дородной женщине.
– (27)Здорово! (28)Чего в мешке? – сразу заинтересовалась любопытная тётя Маша.
– (29)Сейчас покажу! – засуетился Вадимка. – (30)Щенки Жучкины. (31)Может, возьмёте?
– (32)Разве щенки? (33)Крысята какие-то, – сострила женщина. (34)Собравшиеся вокруг прыснули.
– (35)Маленькие ещё – вчера родились.
– (36)Раз вчера, то неси-ка их к мамке. (37)Вона разревелись – жрать хотят.
– (38)Не могу. (39)Мать запретила с ними домой возвращаться. (40)Может, всё-таки возьмёте?
(41)Но женщины, потеряв к мешку интерес, одна за другой расходились. (42)Сельпо открыли, и тётя Маша деловито направилась к дверям. (43)Вздохнув, мальчик уныло поплёлся прочь.
(45)Вадимка обернулся: Николай Егорыч – колхозный ветеринар, давний приятель отца.
– (46)Ты вот что, ступай к деду Борису – охотнику. (47)У него Сильва, между прочим, ощенилась, восемь штук принесла. (48)Может, возьмёт старик твоих-то.
(49)Окрылённый, мчался Вадимка к дому охотника.
* Никольская Анна (род. в 1979 г.) – современная российская детская писательница.
Замените разговорное слово «прыснули» в предложении 34 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Разговорное слово «прыснули» в предложении 34 заменяем стилистически нейтральным синонимом «засмеялись» или «захохотали».
Ответ: засмеялись , захохотали, рассмеялись, расхохотались
1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста И. Н. Горелова: «Самое удивительное в том, что писатель — мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами И. Н. Горелова. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Окрылённый, мчался Вадимка к дому охотника. » Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
3. Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
1) О многозначности слов в русском языке немало сказано, написан не один труд. Русское слово — явление уникальное, неповторимое, порой, загадочное. Неслучайно известный лингвист И. Н. Горелов писал: «Самое удивительное в том, что писатель — мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах».
Подтверждения справедливости приведенного высказывания находим в тексте Анны Никольской. В предложении 26 используется фразеологизм «заливаясь краской», который обладает неделимым смыслом. Как и любой фразеологизм, значение его переносное: в предложении означает «стыдиться», «краснеть от стыда».
В предложении 10 употреблено выражение «принесла четверых», где слово «принесла» обладает переносным значением: здесь «родила», хотя прямое значение слова — «доставить что-то или куда-то». Следовательно, в предложении 10 слово «принесла» употреблено в индивидуальном значении, а не в обобщенном.
Таким образом, одно и то же слово в составе разных речевых компонентов обладает разным значением. Приведенные примеры позволили нам доказать правоту утверждения И. Н. Горелова.
2) Иногда мы совершаем поступки, за которые потом бывает стыдно. Бывает, изменяет наше отношение к происходящему слово, незначительное, на первый взгляд, действие. Об этом сказано в финале текста Анны Никольской. Вадима буквально «окрылили» слова Николая Егорыча, потому что он подсказал мальчику выход из сложившейся ситуации со щенками.
Насколько мучительно для героя текста мамино поручение «разобраться» со щенками! Вадим — добрый, отзывчивый мальчик, для него невыносима сама мысль об убийстве щенков, вот почему его глаза мокрые от слёз.
Герой пытается найти выход из сложившейся ситуации. Сначала идёт к магазину, пытаясь «пристроить» щенят, и, наконец, находит решение — он обязательно уговорит деда Бориса взять щенков к себе. Это живое участие в судьбе беззащитных животных многое может сказать о мальчике: он добрый, отзывчивый, а доброта его «деятельная», не пассивная.
Кто-то из известных сказал: «Добро в оправдании не нуждается». И, наверное, это правильно. Добро может быть только бескорыстным, иначе оно перестанет быть добром.
3) Доброта — это одно из ценнейших человеческих качеств, проявление которого позволяет судить об истинной ценности человека. Доброта — это способность к сопереживанию, желание прийти на помощь, бескорыстное служение людям.
Насколько мучительно для героя текста Анны Никольской мамино поручение «разобраться» со щенками! Вадим пытается найти выход из сложившейся ситуации. Сначала идёт к магазину, пытаясь «пристроить» щенят, и, наконец, находит решение — он обязательно уговорит деда Бориса взять щенков к себе. Это живое участие в судьбе без-защитных животных многое может сказать о мальчике: он добрый, отзывчивый, а доброта его «деятельная», не пассивная. Он понимает, что оставить щенков умирать у реки — всё равно что своими руками убить. Доброта, отзывчивость, большая душа маленького мальчика поражает.
Доброта не позволит пройти мимо чужой боли, чужой беды. У нас в крае есть постоянно действующая акция «Цветик-семицветик». В ходе этой акции собираются средства на лечение больных детей. Не-сколько сот маленьких пациентов самых тяжёлых отделений детских больниц возвращены к полноценной жизни благодаря этой акции. Спасибо всем неравнодушным людям, людям, которые незаметно творят добро.
Кто-то из известных сказал: «Добро в оправдании не нуждается». И, наверное, это правильно. Добро может быть только бескорыстным, иначе оно перестанет быть добром.
Источник