Луч света от далекой звезды проходящий рядом с солнцем егэ
Краткая история времени. От Большого Взрыва до черных дыр
A Brief History of Time
Научный редактор Я. А. Смородинский
Издательство выражает благодарность литературным агентствам Writers House LLC и Synopsis за содействие в приобретении прав
© Stephen Hawking, 1988
© Издание на русском языке, перевод на русский язык, оформление. ООО «Торгово-издательский дом «Амфора», 2015
Я решил попробовать написать популярную книгу о пространстве и времени после того, как в 1982 г. прочитал курс Лёбовских лекций в Гарварде. Тогда уже было немало книг, посвященных ранней Вселенной и черным дырам, как очень хороших, например книга Стивена Вайнберга «Первые три минуты», так и очень плохих, которые здесь незачем называть. Но мне казалось, что ни в одной из них фактически не затрагиваются те вопросы, которые побудили меня заняться изучением космологии и квантовой теории: откуда взялась Вселенная? как и почему она возникла? придет ли ей конец, а если придет, то как? Эти вопросы интересуют всех нас. Но современная наука насыщена математикой, и лишь немногочисленные специалисты достаточно владеют ею, чтобы разобраться во всем этом. Однако основные представления о рождении и дальнейшей судьбе Вселенной можно изложить и без помощи математики так, что они станут понятны даже людям, не получившим специального образования. Это я и пытался сделать в своей книге. Насколько я преуспел в этом – судить читателю.
Мне сказали, что каждая включенная в книгу формула вдвое уменьшит число покупателей. Тогда я решил вообще обходиться без формул. Правда, в конце я все-таки написал одно уравнение – знаменитое уравнение Эйнштейна Е=mc². Надеюсь, оно не отпугнет половину моих потенциальных читателей.
Если не считать моего недуга – бокового амиотрофического склероза, – то почти во всем остальном мне сопутствовала удача. Помощь и поддержка, которые мне оказывали моя жена Джейн и дети Роберт, Люси и Тимоти, обеспечили мне возможность вести относительно нормальный образ жизни и добиться успехов в работе. Мне повезло и в том, что я выбрал теоретическую физику, ибо она вся умещается в голове. Поэтому моя телесная немощь не стала серьезным препятствием. Мои коллеги, все без исключения, всегда оказывали мне максимальное содействие.
На первом, «классическом» этапе работы моими ближайшими коллегами и помощниками были Роджер Пенроуз, Роберт Герок, Брендон Картер и Джордж Эллис. Я благодарен им за помощь и за сотрудничество. Этот этап завершился изданием книги «Крупномасштабная структура пространства-времени», которую мы с Эллисом написали в 1973 г.[1] Я бы не советовал читателям обращаться к ней за дополнительной информацией: она перегружена формулами и тяжела для чтения. Надеюсь, что с тех пор я научился писать более доступно.
На втором, «квантовом» этапе моей работы, начавшемся в 1974 г., я работал в основном с Гари Гиббонсом, Доном Пэйджем и Джимом Хартлом. Я очень многим обязан им, а также своим аспирантам, которые оказывали мне огромную помощь как в «физическом», так и в «теоретическом» смысле этого слова. Необходимость не отставать от аспирантов была чрезвычайно важным стимулом и, как мне кажется, не позволяла мне застрять в болоте.
В работе над этой книгой мне очень много помогал Брайен Уитт, один из моих студентов. В 1985 г., набросав первый, примерный план книги, я заболел воспалением легких. А потом – операция, и после трахеотомии я перестал говорить, фактически лишившись возможности общаться. Я думал, что не смогу закончить книгу. Но Брайен не только помог мне ее переработать, но и научил пользоваться компьютерной программой общения Living Center, которую мне подарил Уолт Уолтош, сотрудник фирмы Words Plus, Inc., Саннивейл (шт. Калифорния). С ее помощью я могу писать книги и статьи, а также разговаривать с людьми посредством синтезатора речи, подаренного мне другой саннивейлской фирмой Speech Plus. Дэвид Мэйсон установил на моем кресле-коляске этот синтезатор и небольшой персональный компьютер. Эта система все изменила: общаться мне стало даже легче, чем до того, как я потерял голос.
Многим из тех, кто ознакомился с предварительными вариантами книги, я благодарен за советы, касающиеся того, как ее можно было бы улучшить. Так, Петер Газзарди, редактор издательства Bantam Books, слал мне письмо за письмом с замечаниями и вопросами относительно тех положений, которые, по его мнению, были плохо объяснены. Признаться, я был сильно раздражен, получив огромный список рекомендуемых исправлений, но Газзарди оказался совершенно прав. Я уверен, что книга стала намного лучше благодаря тому, что Газзарди тыкал меня носом в ошибки.
Выражаю глубочайшую признательность моим помощникам Колину Уилльямсу, Дэвиду Томасу и Рэймонду Лэфлемму, моим секретарям Джуди Фелле, Энн Ральф, Шерил Биллингтон и Сью Мэйси, а также моим медсестрам.
Я бы ничего не смог достичь, если бы все расходы на научные исследования и необходимую медицинскую помощь не взяли на себя Гонвилл-энд-Кайюс-колледж, Совет по научным и техническим исследованиям и фонды Леверхулма, Мак-Артура, Нуффилда и Ральфа Смита. Всем им я очень благодарен.
Мы живем, почти ничего не понимая в устройстве мира. Не задумываемся над тем, какой механизм порождает солнечный свет, который обеспечивает наше существование, не думаем о гравитации, которая удерживает нас на Земле, не давая ей сбросить нас в пространство. Нас не интересуют атомы, из которых мы состоим и от устойчивости которых мы сами существенным образом зависим. За исключением детей (которые еще слишком мало знают, чтобы не задавать такие серьезные вопросы), мало кто ломает голову над тем, почему природа такова, какова она есть; откуда появился космос и не существовал ли он всегда; не может ли время однажды повернуть вспять, так что следствие будет предшествовать причине; есть ли непреодолимый предел человеческого познания. Бывают даже такие дети (я их встречал), которым хочется знать, как выглядит черная дыра, какова самая маленькая частичка вещества, почему мы помним прошлое и не помним будущее; если раньше и правда был хаос, то как получилось, что теперь установился видимый порядок, и почему Вселенная вообще существует?
В нашем обществе принято, что родители и учителя в ответ на эти вопросы чаще всего пожимают плечами или призывают на помощь смутно сохранившиеся в памяти религиозные мифы. Многим же подобные темы вообще не нравятся, потому что обнаруживают ограниченность нашего знания.
Но развитие философии и естественных наук происходило в основном благодаря подобным вопросам. Все больше взрослых людей задаются ими, и ответы на них бывают иногда совершенно неожиданными. Отличаясь по масштабам как от атомов, так и от звезд, мы целенаправленно раздвигаем горизонты своих исследований, охватывая как очень маленькие, так и очень большие объекты.
Весной 1974 г., примерно за два года до того, как космический аппарат «Викинг» достиг поверхности Марса, я был в Англии на конференции, организованной Лондонским Королевским обществом и посвященной возможностям поиска внеземных цивилизаций. Во время перерыва я обратил внимание на гораздо более многолюдное собрание, проходившее в соседнем зале, и из любопытства вошел туда. Так я стал свидетелем старинного ритуала – приема новых членов в Королевское общество, одно из первых на нашей планете объединений ученых. Молодой человек, сидевший перед присутствующими в инвалидном кресле, очень медленно выводил свое имя в книге, страницы которой хранят подпись самого Исаака Ньютона. Когда он наконец кончил расписываться, зал разразился овацией. Стивен Хокинг уже тогда был легендой.
Источник
Луч света от далекой звезды проходящий рядом с солнцем егэ
Для итогового контроля по русскому языку в 10 классе предлагаем материалы в формате ЕГЭ.
Итоговый контрольный тест
10 класс
Прочитайте текст и выполните задания 1 — 3.
(1) Тот факт, что языки меняются, очень трудно установить, наблюдая самого себя или окружающих за такой короткий срок, как срок человеческой жизни. (2) (…), для отдельного человека это целый век, а для истории народа или истории языка каких-нибудь семьдесят, восемьдесят, даже сто лет – это совершенно небольшой срок, за который вы никаких изменений языка не заметите. (3) Хотя при тонком наблюдении можно кое-что всё же уловить. (4) Сейчас мы как раз и переживаем такой период, когда можно заметить, что какие-то изменения произошли за последние двадцать лет. (5) Появилось немало новых слов, которые люди старшего поколения не употребляют, и наоборот, современная молодёжь не знает тех слов, которые употребляли родители.
- Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Языки меняются, для истории языка каких-нибудь семьдесят, восемьдесят, даже сто лет – это совершенно небольшой срок, за который вы никаких изменений языка не заметите.
2) Очень трудно установить изменение языка, наблюдая самого себя или окружающих за такой короткий срок, как срок человеческой жизни, носейчас мы как раз и переживаем такой период, когда можно заметить, что какие-то изменения произошли за последние двадцать лет.
3) За последние двадцать лет появилось немало новых слов, которые люди старшего поколения не употребляют, и наоборот, современная молодёжь не знает тех слов, которые употребляли родители.
4) Для истории народа или истории языка каких-нибудь семьдесят, восемьдесят, даже сто лет – это совершенно небольшой срок, за который вы никаких изменений языка не заметите.
5) Факт изменения в языке очень трудно установить, наблюдая самого себя или окружающих за короткий срок, но сейчас мы как раз и переживаем такой период, когда можно заметить, что какие-то изменения произошли за последние двадцать лет.
2.Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите это слово.
- Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СРОК. Определите значение, в котором это слово использовано в первом предложении текста. Выпишите цифру,соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.
Срок, -а (-у), м.
- Определённыйпромежуток времени. Накороткий с. По истечении срока. В установленные сроки. Обмундирование первого срока службы (носится первый срок, установленный для пользования).
- Момент наступления, исполнения чего-н. Пропустить с. платежа. Представитьработу в с.
- Тюремное заключение определённой продолжительности по приговору суда (прост.). Получить с. Дать с. кому-н. * Дай(те) срок (разг.) —
1) подождете), дай(те) возможность, времясделать что-н. Дай срок, всё наладится,
2) употр. какугроза. Дай срок, я с тобой разделаюсь. Ни отдыху, ни сроку недавать кому (разг.) — не давать покою, торопить с исполнением чего-н. II прил. срочный, -ая, -ое (к 1 и 2 знач., устар.). Срочное время. Срочное число.
- В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
кремнЯ лЕкторов пОчестей мусоропрОвод недУг
- В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Луч света от далёкой звезды, проходящий рядом с Солнцем, должен ОТКЛОНИТЬСЯ на небольшой угол.
С разными АРТИСТИЧЕСКИМИ группами побывал Ф. Шаляпин в городах Поволжья, Кавказа, Средней Азии.
А.В. Суворов учил прицельно вести стрельбу их пушек , так как это повышало ЭФФЕКТНОСТЬ боя.
Она, повизгивая от холода и восторга – мама никогда такого бы не позволила! – плескалась в ЛЕДЯНОЙ воде.
В том же году Кирсанов, уволенный в отставку за НЕУДАЧНЫЙ смотр, приехал в Петербург с женой на житьё.
6.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Март в этом году принёс немало неожиданных сюрпризов: раньше, чем планировалось, мы вышли на каникулы, так как отменили занятия из-за коронавируса.
- В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.