Меню

Луч света от далекой звезды проходящий рядом с солнцем егэ

Луч света от далекой звезды проходящий рядом с солнцем егэ

Краткая история времени. От Большого Взрыва до черных дыр

A Brief History of Time

Научный редактор Я. А. Смородинский

Издательство выражает благодарность литературным агентствам Writers House LLC и Synopsis за содействие в приобретении прав

© Stephen Hawking, 1988

© Издание на русском языке, перевод на русский язык, оформление. ООО «Торгово-издательский дом «Амфора», 2015

Я решил попробовать написать популярную книгу о пространстве и времени после того, как в 1982 г. прочитал курс Лёбовских лекций в Гарварде. Тогда уже было немало книг, посвященных ранней Вселенной и черным дырам, как очень хороших, например книга Стивена Вайнберга «Первые три минуты», так и очень плохих, которые здесь незачем называть. Но мне казалось, что ни в одной из них фактически не затрагиваются те вопросы, которые побудили меня заняться изучением космологии и квантовой теории: откуда взялась Вселенная? как и почему она возникла? придет ли ей конец, а если придет, то как? Эти вопросы интересуют всех нас. Но современная наука насыщена математикой, и лишь немногочисленные специалисты достаточно владеют ею, чтобы разобраться во всем этом. Однако основные представления о рождении и дальнейшей судьбе Вселенной можно изложить и без помощи математики так, что они станут понятны даже людям, не получившим специального образования. Это я и пытался сделать в своей книге. Насколько я преуспел в этом – судить читателю.

Мне сказали, что каждая включенная в книгу формула вдвое уменьшит число покупателей. Тогда я решил вообще обходиться без формул. Правда, в конце я все-таки написал одно уравнение – знаменитое уравнение Эйнштейна Е=mc². Надеюсь, оно не отпугнет половину моих потенциальных читателей.

Если не считать моего недуга – бокового амиотрофического склероза, – то почти во всем остальном мне сопутствовала удача. Помощь и поддержка, которые мне оказывали моя жена Джейн и дети Роберт, Люси и Тимоти, обеспечили мне возможность вести относительно нормальный образ жизни и добиться успехов в работе. Мне повезло и в том, что я выбрал теоретическую физику, ибо она вся умещается в голове. Поэтому моя телесная немощь не стала серьезным препятствием. Мои коллеги, все без исключения, всегда оказывали мне максимальное содействие.

На первом, «классическом» этапе работы моими ближайшими коллегами и помощниками были Роджер Пенроуз, Роберт Герок, Брендон Картер и Джордж Эллис. Я благодарен им за помощь и за сотрудничество. Этот этап завершился изданием книги «Крупномасштабная структура пространства-времени», которую мы с Эллисом написали в 1973 г.[1] Я бы не советовал читателям обращаться к ней за дополнительной информацией: она перегружена формулами и тяжела для чтения. Надеюсь, что с тех пор я научился писать более доступно.

На втором, «квантовом» этапе моей работы, начавшемся в 1974 г., я работал в основном с Гари Гиббонсом, Доном Пэйджем и Джимом Хартлом. Я очень многим обязан им, а также своим аспирантам, которые оказывали мне огромную помощь как в «физическом», так и в «теоретическом» смысле этого слова. Необходимость не отставать от аспирантов была чрезвычайно важным стимулом и, как мне кажется, не позволяла мне застрять в болоте.

В работе над этой книгой мне очень много помогал Брайен Уитт, один из моих студентов. В 1985 г., набросав первый, примерный план книги, я заболел воспалением легких. А потом – операция, и после трахеотомии я перестал говорить, фактически лишившись возможности общаться. Я думал, что не смогу закончить книгу. Но Брайен не только помог мне ее переработать, но и научил пользоваться компьютерной программой общения Living Center, которую мне подарил Уолт Уолтош, сотрудник фирмы Words Plus, Inc., Саннивейл (шт. Калифорния). С ее помощью я могу писать книги и статьи, а также разговаривать с людьми посредством синтезатора речи, подаренного мне другой саннивейлской фирмой Speech Plus. Дэвид Мэйсон установил на моем кресле-коляске этот синтезатор и небольшой персональный компьютер. Эта система все изменила: общаться мне стало даже легче, чем до того, как я потерял голос.

Многим из тех, кто ознакомился с предварительными вариантами книги, я благодарен за советы, касающиеся того, как ее можно было бы улучшить. Так, Петер Газзарди, редактор издательства Bantam Books, слал мне письмо за письмом с замечаниями и вопросами относительно тех положений, которые, по его мнению, были плохо объяснены. Признаться, я был сильно раздражен, получив огромный список рекомендуемых исправлений, но Газзарди оказался совершенно прав. Я уверен, что книга стала намного лучше благодаря тому, что Газзарди тыкал меня носом в ошибки.

Выражаю глубочайшую признательность моим помощникам Колину Уилльямсу, Дэвиду Томасу и Рэймонду Лэфлемму, моим секретарям Джуди Фелле, Энн Ральф, Шерил Биллингтон и Сью Мэйси, а также моим медсестрам.

Я бы ничего не смог достичь, если бы все расходы на научные исследования и необходимую медицинскую помощь не взяли на себя Гонвилл-энд-Кайюс-колледж, Совет по научным и техническим исследованиям и фонды Леверхулма, Мак-Артура, Нуффилда и Ральфа Смита. Всем им я очень благодарен.

Мы живем, почти ничего не понимая в устройстве мира. Не задумываемся над тем, какой механизм порождает солнечный свет, который обеспечивает наше существование, не думаем о гравитации, которая удерживает нас на Земле, не давая ей сбросить нас в пространство. Нас не интересуют атомы, из которых мы состоим и от устойчивости которых мы сами существенным образом зависим. За исключением детей (которые еще слишком мало знают, чтобы не задавать такие серьезные вопросы), мало кто ломает голову над тем, почему природа такова, какова она есть; откуда появился космос и не существовал ли он всегда; не может ли время однажды повернуть вспять, так что следствие будет предшествовать причине; есть ли непреодолимый предел человеческого познания. Бывают даже такие дети (я их встречал), которым хочется знать, как выглядит черная дыра, какова самая маленькая частичка вещества, почему мы помним прошлое и не помним будущее; если раньше и правда был хаос, то как получилось, что теперь установился видимый порядок, и почему Вселенная вообще существует?

Читайте также:  Аудиокнига джек лондон сын солнца

В нашем обществе принято, что родители и учителя в ответ на эти вопросы чаще всего пожимают плечами или призывают на помощь смутно сохранившиеся в памяти религиозные мифы. Многим же подобные темы вообще не нравятся, потому что обнаруживают ограниченность нашего знания.

Но развитие философии и естественных наук происходило в основном благодаря подобным вопросам. Все больше взрослых людей задаются ими, и ответы на них бывают иногда совершенно неожиданными. Отличаясь по масштабам как от атомов, так и от звезд, мы целенаправленно раздвигаем горизонты своих исследований, охватывая как очень маленькие, так и очень большие объекты.

Весной 1974 г., примерно за два года до того, как космический аппарат «Викинг» достиг поверхности Марса, я был в Англии на конференции, организованной Лондонским Королевским обществом и посвященной возможностям поиска внеземных цивилизаций. Во время перерыва я обратил внимание на гораздо более многолюдное собрание, проходившее в соседнем зале, и из любопытства вошел туда. Так я стал свидетелем старинного ритуала – приема новых членов в Королевское общество, одно из первых на нашей планете объединений ученых. Молодой человек, сидевший перед присутствующими в инвалидном кресле, очень медленно выводил свое имя в книге, страницы которой хранят подпись самого Исаака Ньютона. Когда он наконец кончил расписываться, зал разразился овацией. Стивен Хокинг уже тогда был легендой.

Источник

Луч света от далекой звезды проходящий рядом с солнцем егэ

Для итогового контроля по русскому языку в 10 классе предлагаем материалы в формате ЕГЭ.

Итоговый контрольный тест

10 класс

Прочитайте текст и выполните задания 1 — 3.

(1) Тот факт, что языки меняются, очень трудно установить, наблюдая самого себя или окружающих за такой короткий срок, как срок человеческой жизни. (2) (…), для отдельного человека это целый век, а для истории народа или истории языка каких-нибудь семьдесят, восемьдесят, даже сто лет – это совершенно небольшой срок, за который вы никаких изменений языка не заметите. (3) Хотя при тонком наблюдении можно кое-что всё же уловить. (4) Сейчас мы как раз и переживаем такой период, когда можно заметить, что какие-то изменения произошли за последние двадцать лет. (5) Появилось немало новых слов, которые люди старшего поколения не употребляют, и наоборот, современная молодёжь не знает тех слов, которые употребляли родители.

  1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Языки меняются, для истории языка каких-нибудь семьдесят, восемьдесят, даже сто лет – это совершенно небольшой срок, за который вы никаких изменений языка не заметите.

2) Очень трудно установить изменение языка, наблюдая самого себя или окружающих за такой короткий срок, как срок человеческой жизни, носейчас мы как раз и переживаем такой период, когда можно заметить, что какие-то изменения произошли за последние двадцать лет.

3) За последние двадцать лет появилось немало новых слов, которые люди старшего поколения не употребляют, и наоборот, современная молодёжь не знает тех слов, которые употребляли родители.

4) Для истории народа или истории языка каких-нибудь семьдесят, восемьдесят, даже сто лет – это совершенно небольшой срок, за который вы никаких изменений языка не заметите.

5) Факт изменения в языке очень трудно установить, наблюдая самого себя или окружающих за короткий срок, но сейчас мы как раз и переживаем такой период, когда можно заметить, что какие-то изменения произошли за последние двадцать лет.

2.Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите это слово.

  1. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СРОК. Определите значение, в котором это слово использовано в первом предложении текста. Выпишите цифру,соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.

Срок, -а (-у), м.

  1. Определённыйпромежуток времени. Накороткий с. По истечении срока. В установленные сроки. Обмундирование первого срока службы (носится первый срок, установленный для пользования).
  2. Момент наступления, исполнения чего-н. Пропустить с. платежа. Представитьработу в с.
  3. Тюремное заключение определённой продолжительности по приговору суда (прост.). Получить с. Дать с. кому-н. * Дай(те) срок (разг.) —

1) подождете), дай(те) возможность, времясделать что-н. Дай срок, всё наладится,

2) употр. какугроза. Дай срок, я с тобой разделаюсь. Ни отдыху, ни сроку недавать кому (разг.) — не давать покою, торопить с исполнением чего-н. II прил. срочный, -ая, -ое (к 1 и 2 знач., устар.). Срочное время. Срочное число.

  1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

кремнЯ лЕкторов пОчестей мусоропрОвод недУг

  1. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Луч света от далёкой звезды, проходящий рядом с Солнцем, должен ОТКЛОНИТЬСЯ на небольшой угол.

Читайте также:  Океаны высохнут солнце остынет

С разными АРТИСТИЧЕСКИМИ группами побывал Ф. Шаляпин в городах Поволжья, Кавказа, Средней Азии.

А.В. Суворов учил прицельно вести стрельбу их пушек , так как это повышало ЭФФЕКТНОСТЬ боя.

Она, повизгивая от холода и восторга – мама никогда такого бы не позволила! – плескалась в ЛЕДЯНОЙ воде.

В том же году Кирсанов, уволенный в отставку за НЕУДАЧНЫЙ смотр, приехал в Петербург с женой на житьё.

6.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Март в этом году принёс немало неожиданных сюрпризов: раньше, чем планировалось, мы вышли на каникулы, так как отменили занятия из-за коронавируса.

  1. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
  1. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное построение

предложения с косвенной речью

1) Никто из ребят не ожидали таких серьёзных изменений в своей жизни.

Б) нарушение связи между

подлежащим и сказуемым

2) Когда современники Андерсена прочитали его сказки, они стали говорить, что «как трогателен этот Андерсен!»

В) ошибка в построении предложения с однородными членами

3) В связи со 100-летием со дня рождения А.Грина появляется ряд статей, посвященных писателю.

Г) нарушение в построении

предложения с несогласованным

4) Через несколько лет писатель возвращается в столицу и публикует рассказ «Лесную капель»

Д) нарушение в построении

предложения с причастным

5) Мужики обошли и остановились напротив огромной ели, раскинувшей в стороны свои мохнатые ветви.

6) Будучи в Тифлисе, Лермонтов занялся изучением азербайджанского языка.

7) Робкое ожидание, страх и надежда волнуют сердца новгородцев, и только одна Марфа тверда душой.

8) Помимо прозы и стихов «Московский журнал» систематически публиковал рецензии на произведения, критические статьи и театральные разборы.

9) Много раз повторяя стихи, услышанный в детстве, я представлял картину заброшенного сада.

9.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена чередующаяся гласная корня.

  1. обм. кнуть перо в тушь, ср. внять с землёй, скл. нить голову
  2. сотв. рить кумира, уб. рать комнату, отп. реть замок
  3. разж. гать костёр, выч. тать число, зан. мать позицию
  4. бл. стать на балу, ум. рать от болезни, прим…рить врагов
  5. вск. чить с места, образовалась приг…рь, вкусный в…негрет

10.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

  1. пр..тереться, пр..мотать, пр..двыборный
  2. на..строчный, о..кладывать, по..делать
  3. об..йти, с..мнения, п..вёрнутый
  4. во..соединение, в..поминать, бе..сердечный
  5. об..явление,бул…он, раз…ём

11.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

  1. уклад…ик, разнос…ик
  2. команд…вать, рассказ…вать
  3. книж…нка, кумач…вый
  4. горош…нка, разлучн…ца
  5. синиц…н, девиц…

12.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

  1. утрач. нный, сломл…нный
  2. обид…шь, завис…мый
  3. замеш…нное тесто, удерж…нный от глупости
  4. они бор…тся, пчёлы жал. т
  5. оруду…щий, стел…щийся
  1. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

В 1942 году, (НЕ)СМОТРЯ на жестокие обстрелы Ленинграда, открыли школу.

Ребята, (НЕ)ИМЕВШИЕ возможности поесть досыта, выводили формулы, учили стихи и разглядывали глобус.

Перед нашим взором предстала (НЕ)ШИРОКАЯ, а узкая речонка.

Я твёрдо уверен, что мой друг в этом случае поступил (НЕ)ПО-ТОВАРИЩЕСКИ.

(НЕ)УСВОИВ предыдущего учебного материала, трудно понять новый.

  1. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся раздельно. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(С)НАЧАЛАпраздника и (В)ТЕЧЕНИЕ всегодня улыбка была на его лице.

Мы (НА)СИЛУ преодолели это препятствие, но (НА)СИЛУ отца мы уже не надеялись.

Она хотела ЧТО(ТО) возразить, но всё, ЧТО(БЫ) она ни сказала, было бы ничего не значащими словами.

Варенье сварено (ПО)СТАРИННОМУ рецепту, и за это я её (ПО)БРАТСКИ расцеловал.

Он, (ПОЛУ)ЖИВОЙ от страха, забыл, что в этой ситуации нужно говорить (ПО)АНГЛИЙСКИ.

  1. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

Голый бугор с редкими, недавно посаже(1)ыми тополями был усея(2) низенькими глиня(3)ыми домишками, обмаза(4)ыми красно-бурой краской.

  1. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) На обсыпаннойзолотым цветом иве загудела облетавшая пчела и я как будто очнулся.

2) Картина Брюллова была выставлена в Античном зале Академии художеств.

3) Я люблю каждую поникшую от росы и согретую солнцем травинку.

4) Мне хочется иногда прожить до ста лет и испытать всю исцеляющую многих силу природы.

5) Весь теплый воздух задрожал от испарений ожившей земли и зазеленела молодая трава.

  1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Заслышав молодую волчицу (1) зайцы (2) вышедшие в поле (3) откапывать зеленую озимь (4) испуганно поднимались на лапках.

  1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Один из них хотел (1) кажется (2) избавиться от этого неудобства, подбирая ноги, но кончил тем, что (3) к нашему немалому веселью (4) упал в воду.

  1. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Народу возле станции было много (1) и чувствовалось (2) что сегодня (3)воскресный день (4) и грядет открытие дачного сезона.

  1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Медвежонок (1) привыкший к жизни среди людей (2) немного поворчал (3) но (4) когда ему дали большую свежую рыбину (5) занялся лакомством (6) и вновь перестал обращать внимание на собравшийся народ.

21.Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.

(1) Горный переход Тонгариро — один из прекраснейших однодневных походов в мире. (2) Он будет не стоить вам ничего, кроме расходов на транспорт в начале маршрута – это потребует сбитых ботинок и пота. (3) Центр этого пути – вулканическое сердце национального парка Тонгариро. (4) Необычный лунный ландшафт с отверстиями из которых вырывается пар, источниками, невероятными озёрами, кратерами ии вулканами – вот что вы увидите здесь. (5) Твёрдо стоите на ногах — добро пожаловать на вершину конической горы Нгаурухоэ. (6) Эта гора – Роковая гора в фильме «Властелин колец».

Прочитайте текст и выполните задания 22 — 26.

(1)Думается, и на этот раз Российская академия наук поправит еще одного любителя передвигать земную ось по своей безответственной прихоти и вразумит, что во время Курской битвы вообще не было никакой Белгородской области и Прохоровка считалась Курской. (2)Но ведь, кроме Прохоровки, символом стойкости и мужества русского солдата являются также и Поныри — скромный поселок на северном фасе дуги. (3)Там ведь также решалась судьба страны, ибо разгром северного крыла наших войск давал противнику еще бо́льшую выгоду, чем на юге, поскольку предвещал бы выход в тылы Москвы, окружение и падение столицы. (4)Да, под Понырями не было такого громоподобного, встречного танкового сражения, ныне позволявшего подчеркивать именно его экзотичность. (5) Но люду пало там не меньше, а то, может, и поболе, так как танковая лавина обрушилась на передовую только с одной, с немецкой, стороны. (6) Ей противостояла, как когда-то на Бородино, в основном пехота и полевые пушкари, то есть одетые в гимнастерки и ничем более не защищенные человеческие тела и души. (7) Но подвиги, свершенные там, не менее блистательны и вековечны. (8) К тому же в двадцати верстах от «праздного» Курска, на овражной окраине Коренной пустыни в замаскированных блиндажах находилась ставка командующего северными войсками, откуда их храбростью и беззаветностью управлял Рокоссовский — сам образец мужества и воинского бесстрашия.

(9) Вот бы и там, на Поныровских высотах, воздвигнуть мемориальный храм и проторить туда народные тропы для преклонения справедливости ради… (10) А? (11) Вячеслав Клыков, курянин?

(12)И уж если более внимательно, чем В. Бекетов, заглянуть в «святцы», точнее — в карту военных действий, то воочию увидим, что летом 1943-го Белгород, ожидавший освобождения от фашистов (так же как и Орел), был опорным пунктом противника и ничем не мог помочь фронту. (13) А жители Курска уже вдохновенно готовили победу. (14) Отталкиваясь от Белгорода и Орла, панцирные тевтоны замышляли сломить натянутый лук, тетиву которого держал в своих руках древний и мужественный Курск, воспетый еще в «Слове о полку…».

(15) Потише, робяты, с историей! (16) Мы, ветераны, еще не ушли и помним, что к чему… (По Е.И. Носову)

  1. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Во время Курской битвы вообще не было никакой Белгородской области , и Прохоровка считалась Курской, именно она и стала символом стойкости и мужества солдат.

2) Под Понырями не было танкового сражения, но народа погибло там не меньше, так как танковая лавина обрушилась на передовую только с одной, с немецкой, стороны.

3) Танковой лавине противостояла в основном пехота и полевые пушкари, то есть одетые в гимнастерки и ничем более не защищенные человеческие тела и души.

4) На окраине Коренной пустыни в замаскированных блиндажах находилась ставка командующего северными войсками, откуда управлял Рокоссовский.

5) Белгород, ожидавший освобождения от фашистов (так же как и Орел), был опорным пунктом противника и помогал фронту.

  1. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложения 1- 2 противопоставлены по содержанию.

2) В предложениях 4 — 5 содержится описательный фрагмент.

3) В предложениях 9 — 11 содержится описание.

4) В предложениях 12 — 13 содержится повествование.

5) В предложениях 15 — 16 содержится рассуждение.

  1. Из предложений 1 – 3 выпишите слово, значение которого определяется как «участок крепостной ограды или полевого укрепления, обращенный к противнику».
  1. Среди предложений 1 — 4 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного наречия и частицы. Напишите номер этого предложения.
  1. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, приведённого ниже. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Убеждая читателя в значимости воинского подвига курян, писатель использует ряд приёмов. В синтаксисе текста обращают на себя внимание (А) _____ (предложения 1,5), (Б) _____ (предложения 11, 15), лексическое средство (В) ______ (предложения 5,15), а среди тропов — (Г) _____ (предложение 14)».

Источник

Космос, солнце и луна © 2023
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector