А10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифра ,на месте которых должны стоять запятые?
В лучах солнца роща озарялась,словно в ней все улыбались ,тонкие стволы берез (1)принимавшие отблеск белого шелка(2)были еще влажными от дождя(3)пестрели и загорались червонным золотом (4)лежавшие на земле(5)листья.
а)1,2. б)1,2,3. В)2,4. г)4,5.
А12) в каком варианте ответа правильно указаны все цифры,на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Космическая эра началась (1)может быть (2) тогда , когда скромный учитель математики из Калуги первым доказал, что если человек способен полететь в космос. Первым сделал чертежи ракеты,которая способна отправиться в космос ,и вывел формулу ее полета (3) именно (4) К.Э.Циолковский.
а)1,3. б)1,2.В)1,2,3,4.г)3,4.
А14) в каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая главная корня?
А)Росинка,росточек,жакет,панорама,парадокс
Б)феномен,раздевалка,заря,касаться,примитивный.
В)комплимент,дольновидный,процедура,ветрина,вертикальный.
Г)верховье,столбец,водяной травянистый,ледяной .
А15) в каком варианте предложение. НЕ со словом пишется слитно?
Живопись И.К. Айвазовского получила признание зрителей(НЕ)обыкновенно рано.
Автор проекта понимал:реконстркируя старую часть города , ему придется принять отнюдь(НЕ)простое решение.
(НЕ)предотвращающийся всю ночь сильный восточный ветер поднял большие волны.
С темного неба,из лохматых туч,в смятении давящих друг друга ,(НЕ)переставал ,раздаются раскаты грома
А10. В лучах солнца роща озарялась,словно в ней все улыбались ,тонкие стволы берез, (1) принимавшие отблеск белого шелка, (2) (Причастный оборот) были еще влажными от дождя, (3) (Отделяются простые предложения в составе сложного) пестрели и загорались червонным золотом (4)лежавшие на земле (5)листья.
б)1,2,3.
А12) Космическая эра началась, (1)может быть, (2) (Вводная конструкция) тогда, когда скромный учитель математики из Калуги первым доказал, что если человек способен полететь в космос. Первым сделал чертежи ракеты, которая способна отправиться в космос, и вывел формулу ее полета (3) именно (4) К.Э.Циолковский.
б)1,2.
А14) Г)верховье (верх) ,столбец (столб) ,водяной (воды,), травянистый (травы), ледяной (лёд).
А15)
Живопись И.К. Айвазовского получила признание зрителей необыкновенно (можно заменить синонимом) рано.
Русский язык богат всевозможными средствами для того, чтобы сделать речь ярче и эмоциональнее, насытить ее красками. Говорящий старается сделать свою речь интереснее и содержательнее для слушателя
У лингвиста И. Б. Голуб есть высказывание: «Повторение слов обычно свойственно эмоционально окрашенной речи». Из этого высказывания следует, что порой рассказчик не удовлетворяется лишь одной фразой и повторяет ее, чтобы полнее и эмоциональнее донести свою мысль: «Ну да, ну да! – оживленно продолжал Пожаров». Рассказчик из текста не может сдержать гордости от своей задумки и дважды повторяет одно и то же. Далее, тот же рассказчик говорит: «Никто ведь не узнает, говорит, только ты один.» Только ты один!» Пожаров хвастается, что ему были ведомы все шалости ребят, а они и не догадывались об этом. Повторяя эту фразу, он как бы насмехается над ними и желает покрасоваться перед своей слушательницей.
Я согласна с высказыванием И. Голуб, действительно, повторение одних и тех же слов и фраз позволяет эмоциональнее и красочнее выразить мысль.
Источник
ЕГЭ для VIP
Подготовке к ЕГЭ
ЕГЭ по русскому языку. Задание 17
ЕГЭ Русский язык. Задание 17: Пунктуация при обособленных членах предложения. Алгоритм выполнения задания. Пример с объяснением выбора правильного ответа. Анализ типичных ошибок. Правила, которые необходимо повторить. Тренировочные задания (самопроверка и/или онлайн-тест). Подробный анализ заданий по русскому языку в 11 классе. За правильное выполнение данного задания можно получить максимум 1 балл.
АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ № 17
- Внимательно прочитайте предложения.
- Определите грамматическую основу предложения.
- Определите в предложении причастия и деепричастия.
- Определите слова, которые входят в причастный или деепричастный оборот. Определите границы причастного или деепричастного оборота.
- Определите место причастного оборота по отношению к определяемому слову.
- Определите способ выражения определяемого слова.
- Расставьте запятые.
- Запишите цифры, соответствующие верному ответу, в бланк ответов № 1. (Последовательность записи цифр значения не имеет.)
Задание 17 (пример с объяснением)
В задании 17 проверяется умение расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями). Пример задания:
В лучах солнца роща озарялась, словно в ней всё улыбалось, тонкие стволы берёз (1) принимавшие отблеск белого шёлка (2) были ещё влажными от дождя, пестрели и загорались червонным золотом (3) лежавшие на земле (4) листья.
Ответ: ___________.
Объяснение выбора правильного ответа
Вначале выполняется выборочный синтаксический разбор предложения: определяются грамматические основы и выявляются слова, образованные от глагола, чтобы по суффиксам уточнить их часть речи – причастие и деепричастие. А также устанавливаются границы оборотов и главные (определяемые) слова:
В предложении две грамматические основы, есть однородные члены предложения, но для выполнения задания нужны причастия и деепричастия. Слова принимавшие и лежавшие образованы от глагола, имеют суффикс -вш-, значит, это причастия. Далее надо определить границы причастных оборотов: принимавшие отблеск белого шёлка и лежавшие на земле, затем главные (определяемые) слова: стволы и листья. Фиксируется место причастного оборота по отношению к главному слову. Первый оборот стоит после главного слова: стволы берёз (1) принимавшие отблеск белого шёлка. Значит, по правилам он должен обособляться запятыми. Второй оборот предшествует главному слову: лежавшие на земле (4) листья, поэтому не выделяется знаками препинания.
В Бланке ответов указываем: 12
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ
Задание посвящено выявлению обособленных членов предложения, выраженных причастными и деепричастными оборотами, но начинать поиск границ этих оборотов надо с определения главных членов предложения. Нельзя забывать, что главные члены никогда не входят в состав причастного и деепричастного оборотов, они не могут обособляться, следовательно, находятся за пределами обособления.
При выборе правильного ответа учащимся легче найти и объяснить деепричастный оборот, так как он чаще всего обособляется, независимо от наличия зависимых слов и позиции в предложении. Практически деепричастие обычно узнают по вопросам «Что делая? Что сделав?», а также по специфическим суффиксам–концовкам -в, -ши, -вшись, -я(сь), -а(сь): утратиВ, вытрясШИ, рассмеяВШИСЬ, бегаЯ, смеЯСЬ, кричА, стучАСЬ, например: Накинув яркие уборы, берёзы первыми вступили в осенний танец. Ухватившись за канат, юнга со страхом смотрел на взлохмаченное пеной море.
Обнаружив деепричастный оборот или его отсутствие, ученик может приступать к поиску причастного оборота. Причастие обычно узнают по глагольной основе, вопросу «Какой?» и наиболее показательным суффиксам -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -вш-, -ш-, -т-, -ем-: идУЩий, знаЮЩий, парЯЩий, молчАЩий, устаВШий, замерзШий, крыТый, читаЕМый. Путём постановки вопросов от причастия определяются зависимые слова, то есть границы причастного оборота.
Например, в предложении Солнечные частицы, проникающие в земную атмосферу, вызывают полярное сияние причастный оборот состоит из трёх самостоятельных слов (проникающие в земную атмосферу).
В предложении В уставшем от зимней тягости лесу неожиданно донёсся запах подснежника причастный оборот тоже состоит из трёх знаменательных слов: уставшем, от тягости (от чего?), зимней (какой?). Определяемые слова (в лесу), так же как и главные члены предложения (донёсся запах), не входят в состав оборота.
В предложении Эпоха, начавшаяся после открытия Галилео Галилея и завершившаяся работами Исаака Ньютона, обозначила новый этап в развитии науки и техники причастный оборот состоит из однородных причастий начавшаяся и завершившаяся, каждое из которых имеет свои зависимые слова: начавшаяся (после чего?) после открытий (чьих?) Галилео Галилея и завершившаяся (чем?) работами (чьими?) Исаака Ньютона. Два однородных причастных оборота соединены одиночным союзом И, поэтому между ними запятая не нужна.
АНАЛИЗ ТИПИЧНЫХ ОШИБОК
Распространённой ошибкой при установлении деепричастного и обособленного причастного оборота является расширение его границ за счёт определяемых слов или, наоборот, сужение из–за неточного понимания понятия «зависимые слова». Так, в предложении Приученные своим организмом к согласию и тонкости чувств, мы и всё вокруг себя стараемся привести к равновесию причастным оборотом является приученные своим организмом к согласию и тонкости чувств, а не приученные своим организмом, так как слова к согласию и тонкости зависят от причастия приученные (к чему?), а слово чувств – от слова тонкости (чего?), входящего в состав оборота.
Правила, которые необходимо повторить
В период подготовки к экзамену ПОВТОРЯЕМ (ссылка для перехода к проверяемым правилам русского языка):
Тренировочные задания (самопроверка)
№ 1. Расставьте знаки препинания в предложении.
Сознание вернулось к Ивану Николаевичу Бездомному проснувшемуся после глубокого и продолжительного сна.
№ 2. Расставьте знаки препинания в предложении.
Весь взъерошенный и выпачканный красками он стоял перед затянутым холстом.
№ 3. Расставьте знаки препинания в предложении.
Пламя перебежало на хвою и раздуваемое ветром разгорелось со свистом.
№ 4. Расставьте знаки препинания в предложении.
Обогащённый новыми понятиями и чувствами студент принялся перечитывать свои книги.
№ 5. Расставьте знаки препинания в предложении.
Я с восторгом принялся рассказывать моей сестрице и другим все виденные мной чудеса.
№ 6. Расставьте знаки препинания в предложении.
Немного подумав охотники порешили проехать ещё пять вёрст.
№ 7. Расставьте знаки препинания в предложении.
Полиграф отбыл на рассвете захватив с собой перчатки Борменталя.
Экспресс-тест (автоматическая проверка ответов)
(материал готовится к публикации)
Вы смотрели: ЕГЭ Русский язык. Задание 17: Пунктуация при обособленных членах предложения. Алгоритм выполнения задания. Пример с объяснением выбора правильного ответа. Анализ типичных ошибок. Правила, которые необходимо повторить. Тренировочные задания (самопроверка и/или онлайн-тест).
Источник
ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ. ПУНКТУАЦИЯ. Задания№16-21.
ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ. Пунктуация. Задания №16-№21.
Задание№16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) На этой дорожке можно встретить не только ёжика но и полевую мышь.
2) Впервые я встретил этого человека у друзей и с тех пор старался избегать его.
3) В ходе испытаний была доказана эффективность препарата и не пострадало ни одно живое существо.
4) Он отложил книгу и очки в сторону и широко зевнул.
5) В море резвились и дети и взрослые и дельфины и медузы.
1) Выпускники и родители построились на школьном дворе и приготовились слушать речь директора школы.
2) Прозвенел колокольчик и многие девочки заплакали.
3) В моём аттестате были выставлены хорошие оценки и от этого становилось радостно на душе.
4) В кабинете биологии стены ярко раскрашены и установлен аквариум с рыбками и лягушками.
5) Успехами Кати гордились и учителя и одноклассники и родители.
1) В тёмной воде озера плавали маленькие рыбки и по мшистым камням ползали маленькие улитки.
2) Его молодая и подвижная жена весь день суетилась по хозяйству беспрестанно ахала и тихонько пела.
3) В ночи раздавались непонятные стуки и утром мы увидели на железной крыше ворон.
4) Пёс то бегал за голубями то гонялся за уносимым ветром бумажным пакетом то нюхал что-то в жёлтой пожухлой траве.
5) Он вошел и повесил свои пальто и шарф на гвоздь у двери.
1) Требовалось не только покрасить стены но и побелить потолок.
2) Подводы были тяжело нагружены мешками с мукой и крупой и передвигались медленно.
3) За рекой косили и слышалось пение птиц.
4) Миша коллекционировал и календарики и марки.
5) Во многом его отношение к книгам определили и огромная библиотека отца и домашнее чтение вслух и личный пример родителей.
1) С поэтами-декабристами композитора А.А. Алябьева связывали как общие взгляды так и многие обстоятельства жизни и тяжёлой личной судьбы.
2) В Мещёрском крае заповедными стали истоки рек и родники и рощи и дубравы.
3) В казарме было душно и крайне тяжело дышалось.
4) Шофёр или не расслышал моих слов или не обратил на них внимания.
5) Солнце светило ласково и нежно и согревало своим теплом землю.
Задание№17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Облако (1) похожее на волшебного единорога (2) уходило далеко за горизонт (3) постепенно расплываясь (4) и (5) становясь всё более розовым и воздушным.
Подойдя к самому краю посёлка (1) можно было увидеть опушку леса и тропинку (2) уводящую в самую его чащу. Ребята любили по ней уходить и блуждать (3) надеясь не встретиться с медведем (4) водившимся в этих краях.
Внезапно вспышка (1) ослепившей нас (2) молнии распорола тучи, и (3) осветившись ею (4) небо словно раскололось. Удар грома (5) достигший лесной опушки (6) потряс землю.
Девушка (1) глубоко задумавшись (2) вышла из библиотеки и (3) не глядя по сторонам (4) пошла по (5) мощённой булыжником (6) дорожке сада.
В лучах солнца роща озарялась, словно в ней всё улыбалось, тонкие стволы берёз (1) принимавшие отблеск белого шёлка (2) были ещё влажными от дождя, пестрели и загорались червонным золотом (3) лежавшие на земле (4) листья.
Задание№18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
«Мне (1) стало быть (2) нужно встать очень рано, чтобы поспеть на утренний поезд. Разбуди меня (3) пожалуйста (4) на рассвете (5) дорогая (6) мама!» – попросил Арчибальд.
До свиданья (1) друг мой (2) до свиданья.
Милый мой (3) ты у меня в груди.
Обещает встречу впереди.
До свиданья (4) друг мой (5) без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, —
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить (6) конечно (7) не новей. (С. Есенин)
Приветствую тебя (1) опустошённый дом (2)
Завядшие дубы, лежащие кругом,
И море синее, и вас (3) крутые скалы (4)
И пышный (5) прежде (6) сад – глухой и одичалый!
Усталым путникам в палящий летний день
Ещё даешь ты (7) дом (8) свежительную тень,
Ещё стоят твои поруганные стены,
Но сколько горестной я вижу перемены! (А. К. Толстой)
можешь быть (2) изругав.
В мутной передней долго не влезет
сломанная дрожью рука в рукав.
тело в улицу брошу я.
Не надо этого (3)
дай простимся сейчас.
тяжкая гиря ведь –
куда ни бежала б. (В. Маяковский)
Простите (1) верные (2) дубравы! Прости (3) беспечный мир (4) полей, И легкокрылые забавы (5) Столь быстро улетевших дней! Прости (6) Тригорское (7) где радость Меня встречала столько раз! На то ль узнал я вашу сладость, Чтоб навсегда покинуть вас? От вас беру воспоминанье, А сердце оставляю вам. Быть может (сладкое мечтанье!)(8) Я к вашим возвращусь полям… (А.С. Пушкин)
Задание№19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Отец (1) в кабинете (2) которого всегда стояла тишина (3) оглушительно громко чихнул (4) чем сильно напугал дремавшего на пороге пса.
Университет (1) на филологический факультет (2) которого (3) девушка мечтала поступить (4) находился в большом городе (5) и ей было немного страшно покидать родной посёлок.
Этот роман (1) рецензию (2) на который (3) я прочитал в вечерней газете (4) оказался не таким уж скверным (5) как его представили критики.
Друг мой (1) на квартире (2) которого (3) мы обычно останавливались по приезде в город (4) в этот раз отсутствовал.
Старик вспомнил (1) что много лет не чинил плетень вокруг сада и огорода (2) что сломана калитка (3) и (4) что вообще немало дел (5) которые требуют сильных рук и хозяйского глаза.
Задание№20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Было довольно темно (1) и (2) чтобы спуститься по длинной и довольно крутой лестнице (3) которая вела в гостиную (4) ему пришлось прежде зажечь свечу и дрожащей рукой вставить её в подсвечник (5) потому что иного источника света он не обнаружил.
Большинство ребят из класса поступили в университеты родного города (1) и (2) хотя это случалось довольно редко (3) но бывшие одноклассники устраивали встречи (4) на которых вспоминали школьные годы (5) и делились своими переживаниями по поводу успешной сдачи сессии.
Произведение вышло из-под пера писателя (1) и (2) если удастся найти хорошего корректора (3) и (4) отправить рукопись в типографию к началу осени (5) то уже зимой выйдет новый роман (6) который удивит многих смелостью мысли.
Отделение почты было закрыто до завтра (1) и (2) хотя Савелий понимал (3) что попал в нерабочие часы (4) всё равно продолжал недоумённо крутить ручку двери и ждать (5) когда она откроется (6) и он сможет отправить важные бумаги.
Мука эта продолжалась до начала первого часа дня (1) когда Никанор Иванович просто сбежал из своей квартиры в помещение управления у ворот (2) но (З) когда увидел он (4) что и там его подкарауливают (5) убежал и оттуда.
1. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
1)Звёздный городок (г. Щелково-14, пос. Звёздный) – закрытый военный городок, расположенный в 25 км к северо-востоку от Москвы в Щёлковском районе Московской области. (2)В Звёздном городке находится музей Космонавтики Ю. А. Гагарина, который был основан 1 января 1967 году по инициативе самого Юрия Алексеевича. (3)Музей – одно из крупнейших в стране хранилище документов и материалов по истории пилотируемой космонавтики. (4) Дом космонавтов Звёздного городка – пожалуй, самый уникальный музей на планете. (5)Он состоит их четырех залов, в одном из которых рассказывается о первом космонавте – Ю. А. Гагарине. (6)Экспозиция музея отражает историю развития пилотируемых космических аппаратов и раскрывает историю жизни и работы первого в мире героя космоса. (7)По традиции, те, кто приезжает на экскурсию в Звёздный городок, возлагают цветы к памятнику первому космонавту – Юрию Алексеевичу Гагарину. (8) Как известно, Юрий Алексеевич дарил своей супруге Валентине Ивановне полевые цветы – ромашки…
2. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Каменная россыпь находится близ поселка Геофизиков в Богучанском районе Красноярского края. (2) О ней существует легенда: когда русские пришли на сибирскую землю, обосновали урочище, носившее название Букачан, что по-эвенкийски – «бугор, остров». (3)Здесь находилось их ритуальное место, и скалы, стоящие в современной россыпи, были священными. (4)Русские, поселившиеся на их священных местах, построили деревянную церковь, однако эвенки решили изгнать русских и разрушить храм. (5)Русские, зная об этом, собрались в храме и стали молиться о спасении. (6)Эвенкийские племена в назначенный час собрались на священной скале. (7)И в полночь разыгралась буря, с неба полились потоки воды, и под ударами стихии скала рухнула и погребла под обломками эвенков. (8)В дар за спасение русские поставили богу чаны, наполненные вином. (9)Отсюда произошло название Богучаны, а место обрушившейся скалы называют Каменная россыпь.
3. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Нижний Новгород был основан в 1221 году Владимирским князем Георгием Всеволодовичем. (2)Первым укреплением города был «детинец» – деревянная крепость, окруженная земляным валом. (3)Она уступала размерами современному каменному Кремлю – главной достопримечательности Нижнего Новгорода. (4) Объект был построен в XVI столетии, и его изначальная цель состояла в защите города от татарского войска. (5)Кремлевская стена достаточно длинна, протяжённостью два километра, и насчитывает на сегодняшний день 12 башен. (6)Совершите путешествие к Кремлю, и вы сможете посмотреть на Вечный Огонь, побывать в филармонии и художественном музее, в ресторанах и на аллее любви. (7)Для того чтобы подняться на холм, на котором возведена достопримечательность, можно купить билет на фуникулёр. (8)С вершины вам откроются великолепные панорамы города, и это поистине завораживающее зрелище, особенно летом, когда всё просто утопает в зелени.
4. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)К 850-летию Тулы быт открыт музей, посвящённый самой известной достопримечательности города, – «Тульскому прянику». (2) В писцовой книге, датированной 1685 годом, встречается первое упоминание о прянике, изготовленном тульскими мастерами, среди которых – Константин Щукин. (3)Слава о его искусстве разнеслась далеко за пределы Тулы, дошла даже до Парижа. (4)В залах музея можно увидеть пряничные доски прошлого времени, фотографии, личные вещи пряничников, документы – самые разнообразные предметы. (5)Но, конечно, самый большой интерес вызывают главные экспонаты – пряники. (6)Раньше их было принято готовить в честь какого-либо события. (7)Например, посетители могут увидеть пряник, подаренный личному составу крейсера «Варяг», а также изготовленный к знаменательному событию – коронации царя Николая II.
5. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Самара ⸺ один из красивейших поволжских городов ⸺ сохранила очарование старокупеческого города. (2) Официальная дата основания города ⸺ 1586 год, когда на берегу реки Самары под руководством Григория Засекина была выстроена крепость Самара. (3) Одним из наиболее известных городских руководителей был Пётр Владимирович Алабин ⸺ русский государственный и общественный деятель, военный писатель и журналист, действительный статский советник, почётный гражданин города Самары. (4) Ведущая роль в устройстве жизни, бытового уклада и культуры города принадлежала купечеству. (5) В Самаре ⸺ многоконфессиональном городе ⸺ расположено множество православных церквей, старообрядческие церкви, католические, протестантские и армянские храмы, мечети, еврейская хоральная синагога. (6) Вознесенский собор ⸺ по данным историков ⸺ одно из самых старых культовых сооружений Самары. (7) Большой интерес представляют музеи Самары, а в экспозиции Самарского художественного музея ⸺ работы Репина, Сурикова, Крамского, Поленова, Ярошенко, Маковского, К. Головкина, которые поступили из коллекций богатых самарских купцов.
Источник