Пришвин.Дневники 1905-1954 гг. (Собрание сочинений в 8 томах,1986 г.).
1920
3 января. Не то что пищи, а именно жиров не хватает; я достиг такого состояния, что все мое существо телесное и духовное зависит теперь от жира: съем масла или молока–и работаю, нет – брожу, качаюсь, как былина на ветре. И, не задумываясь, я дал бы пощечину тому, кто сказал бы мне, что «не единым хлебом жив человек». Да, я понимаю, что можно жить и духом, если инициатива этого голодно-духовного предприятия исходила от меня; хочу – голодаю, а захочу и наемся, но голод тем отличается от поста, что он приходит извне, не из души, а как холод от какого-нибудь излучения тепла земли в межпланетное пространство.
5 января. Ночь была светлая от невидимой луны. Я стоял на дворе нашего старого дома против двух каменных столбов – остатков ворот, на столбах густыми клочьями торчала прошлогодняя рыжая трава. И свет на снегах от невидимого светила был так силен, что я различил ресницы на лице девушки, проходившей мимо ворот по дороге. Везде кругом лежали на бесконечность поля снега.
Мое сердце и радуется, и стонет, срываясь внезапно с большой радости на большую тоску, а пустыня белая неподвижно лежит в ярком свете, и звенят колокольчики могильной тишины белой Скифии.
6 января. Душа моя завешена кругом, а жизнь идет сама по себе, и часто я с удивлением спрашиваю себя, как это так может быть, чтобы жизнь шла без души, иногда стучусь – нет! все запечатано, закутано.
13 января. Я встречал этот год у Коноплянцевых и сейчас иду туда же провожать его и начинать 1920-й (старый) .
Службой библиотекаря в деревне Рябинки начинается мой год.
25 января. Надо пересмотреть все мною написанное, выбрать приемлемое, а дальше держаться этого, хотя вперед можно сказать, что «Черный Араб» – лучше всего, и вообще все хорошо, что написано под непосредственным воздействием жизни.
27 января. Завернули морозы до 18° Р с ветрами. Мы с Левой живем в берлоге: в маленьком флигеле, засыпанном снегом, все у нас – окна, двери завешены одеялами, колем, пилим, варим, жарим, и помогает нам только мышка одна.
1 февраля. Морозы лютые с ветром стали вплотную и держат, месяц светит волчий.
Берложная жизнь обняла, и утром душа моя как холодная печь: час целый сидишь возле печи, пока не нагреешь ее, и потом час целый сидишь, собираешься, пока, наконец, появится ощущение себя самого.
19 февраля. Милый свет утренний, когда люди все спят, это весеннее, это весеннее: тут свет один с тобой, он твой близкий, единственный друг, начинает с тобой новое дело.
Зима прощается яркими звездами, весна подходит сухими тропинками.
14 марта. В блеске, в славе встало солнце, и засияло морозно-весеннее лучезарное утро. итак, братья, любовь сказывается только в деле: дело – это слово любви. Любовь молчалива и разговаривает только делом.
8 апреля. Вчера лед расколол, разбросал по двору, а ночью дождик теплый пошел и дворик мой весь омыл, теперь следа не осталось от снега и льда. И улицы в городе омытые, подсохли и лежат теперь, как холсты. Просветленный город просиял. Вокруг него земля теперь дышит.
Теперь только бы не трогали нас белые и чтобы исчез повод к гражданской войне, трудовая армия быстро вычистит все негодное.
22 апреля. Внезапное решение: продать все, купить лошадь с телегой и ехать в Дорогобуж.
28 апреля. Все завидуют, что еду,– чему завидуют! еду в пустыню, без средств, с огромным риском умереть от тифа. Это рискованное предприятие, стоит ли цель средств?
3 мая. Любовь – это чувство вселенной, когда все во мне и я во всем, а история любви все равно, что история светила,– говорят, что бывает какой-то толчок, падение одного небесного тела на другое, сгущение эфира и так возникает новое светило, оно пламенеет, горит и гаснет и после мертвое светит чужим светом – этот мертвый свет луны в душе человека есть то, что остается после любви.
12 мая. На уроках по народной словесности мне пришла счастливая мысль вызвать образы славянского Олимпа чтением сочинений новейших писателей, например, Сологуб «Неурожай» Бунин «Илья Пророк» основанный на библейском сказании. Илья-пророк является герою рассказа, погорельцу Семену Новикову, судить его за сопротивление судьбе.)
Теперь вопрос стал ребром: из-за чего сидеть в Ельце? Пережду военные события и уезжаю в Питер.
20 мая. Мой процесс творчества – когда я пишу рассказ, то очерчиваю по впечатлениям огромный круг и все свожу к одной точке в центре, где пульс, где все дрожит и тянет к себе (напряженность), после можно изучить мое произведение как сложение предложений (так и делают).
26 мая. А нам, писателям, нужно опять к народу, надо опять подслушивать его стоны, собирать кровь и слезы и новые думы, взращенные страданием, нужно понять все прошлое в новом свете.
27 мая. Толчок к творчеству: кто-то близкий отметит вашу мысль, любовно разовьет ее и вообще поддержит, душа окрыляется, внимание сосредоточивается на одном, и начинается работа. А когда давно написанное выходит из круга внимания, не интересует вовсе, то иногда приходит друг и хвалит, тогда хочется перечитать свою книгу, пережить ее еще раз. Так что в основе творчества лежат как бы две силы: Я и Ты.
Источник
Стихотворение Ф.И. Тютчева
«Есть в осени первоначальной. »
Интегрированный урок литературы и русского языка
– развитие навыков лингвистического анализа поэтического текста;
– подготовка и написание сочинения-миниатюры на одну из предложенных тем;
– формирование эстетического вкуса и приобщение учащихся к творчеству Ф.И. Тютчева;
– воспитание внимания к поэтическому слову и любви к поэзии.
1. Слово о поэте (рассказывает ученик).
Родился Ф.И. Тютчев в самом сердце России – в деревне Овстуг Брянского уезда Орловской губернии в дворянской семье в 1803 году.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…
После долгих лет жизни за границей семья Тютчевых поселилась в столице – Санкт-Петербурге. А летом домашние уезжали отдохнуть в деревню.
Стихотворение, которое мы будем сегодня читать, было написано 22 августа 1857 года по пути из Овстуга в Москву. Первый автограф написан карандашом на обороте листка с перечнем почтовых расходов. Впервые стихотворение было опубликовано в 1858 году в журнале «Русская беседа» и вошло в собрание стихотворений 1868 года.
Прослушаем стихотворение и постараемся представить нарисованную поэтом картину.
2. Выразительное чтение стихотворения учителем или прослушивание его на аудиокассете.
3. Анализ стихотворения. (Беседа, лингвистический анализ стихотворения.)
Какую картину вы мысленно увидели?
О чем, по-вашему, стихотворение?
В стихотворении мы увидели картину ранней осени. Но, мне кажется, оно не только об этом. Как и всякое настоящее произведение искусства, оно имеет несколько смыслов. Давайте попробуем отыскать и другие, те, которые не открываются читателю сразу, а требуют кропотливой, напряженной работы и усилий нашего ума, сердца и воображения одновременно.
В стихотворении нет заглавия, а значит, мы будем называть его по первой строчке – «Есть в осени первоначальной. ».
Как вы думаете, а как мог бы Тютчев назвать это стихотворение? («Осень», «Ранняя осень», «Золотая осень».)
Но почему-то поэт отказался от этих вариантов. Как вы думаете, почему?
(Потому, наверное, что хотел рассказать не только об осени, но и еще о чем-то.)
При отсутствии заглавия, или, как его называют в науке, при нулевом заглавии, мы должны особенно внимательно отнестись к первой строчке – «Есть в осени первоначальной. ». Для нас она будет названием стихотворения. На первом месте, в сильной позиции, в строке стоит слово есть.
Что оно обозначает?
(Есть – значит «существует, бывает, имеется».)
К какой части речи относится слово есть?
(Это глагол. Он стоит в 3-м лице ед. числа, а его начальная форма – быть.)
Оно называет действие как временное или постоянное? То, что есть, существует, имеется постоянно, всегда, независимо ни от каких причин. И это короткое емкое слово сразу же дает нам возможность мыслить, размышлять о чем-то вечном, независимом от человека.
На втором месте в строке – в осени.
Как вы понимаете значение слова осень?
(Это время года, которое наступает после лета.)