Меню

Лучи солнца корабли богаевский

Лучи солнца корабли богаевский

Константин Богаевский. Корабли. Вечернее солнце.
1912. Холст, масло.
Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.

Богаевский развивал романтическую тему лорреновских произведений — тему дальних странствий, открытия гармоничной земли, где обитает идеальный человек. Этой теме посвящена картина «Корабли» (1912). Полотно удивительно по точности передачи духа произведений Клода Лоррена, оно романтично по настроению и классично по структуре. В нем воплотился ретроспективный принцип живописи Богаевского. Художник придал цвету некую патину времени, а всему произведению — старинность стиля, достигаемую общим тоном пейзажа. Его темная бронзовость подчеркивает лучезарность неба. Богаевский сознательно уподоблял свои картины старинной живописи, что вызывало подчас неудовольствие критиков, находивших такую живопись неоправданно темной для светлогрунтовой, разбеленной живописи XX века.

Идея композиции с лучезарными солнечными лучами, пронизывающими облака, и кораблями, медленно вплывающими в фантастическую бухту, созрела впервые в октябре 1911 года. В ноябре художник сообщал: «Сейчас я очень увлекаюсь кораблями и делаю эскизы карандашом и для картин и для больших рисунков тушью». Выполняя панно для Рябушинского, художник вынужден был прервать работу, отложив ее окончание до лучших времен. Богаевский постоянно увлекался новыми сюжетами, горячо брался за дело, целиком погружаясь в новую работу,- а затем наступала неуверенность в конечном результате. Он попросил друга выслать издание рисунков Клода Лоррена и Пуссена, которые могли бы помочь ему в работе. Просьба пришла спустя два месяца после окончания «Кораблей».



В картине «Корабли» роскошная природа озарена лучистым солнцем, и это ослепительное освещение определило оптимистичное звучание полотна. Просветленность неба, его лучезарность — источник жизни на земле, явленной здесь в ее самом великолепном обрамлении. Красота изображенной природы, напоенной светлым, романтическим духом лорреновских полотен, приобрела роскошно-декоративный оттенок. Бронзовые солнечные блики ритмично разбежались по древесным кронам и горам. Благодаря «бронзовой» освещенности море кажется расплавленным металлом, тяжело и ритмично бьющимся о скалы. Это светлое и оптимистичное полотно Богаевского — одно из лучших его произведений, написанных на тему искусства Клода Лоррена. Оно исполнено в стилизованной манере, но средствами живописи XX века. Декоративность пейзажного образа — лишь оболочка, сквозь которую прорывается романтический пафос преображения мира: реальность возвышена до грандиозной космической картины.

«Корабли» можно было бы назвать «Воспоминанием о Клоде Лоррене». Здесь возникает существенный вопрос о природе творчества Богаевского. Критика пыталась дать на него исчерпывающий ответ, но лишь вносила необъяснимую путаницу понятий.  Из монографии В.Манина

В картине «Корабли» роскошная природа озарена лучистым солнцем, и это ослепительное освещение определило оптимистичное звучание полотна. Просветленность неба, его лучезарность — источник жизни на земле, явленной здесь в ее самом великолепном обрамлении. Красота изображенной природы, напоенной светлым, романтическим духом лорреновских полотен, приобрела роскошно-декоративный оттенок. Бронзовые солнечные блики ритмично разбежались по древесным кронам и горам. Благодаря «бронзовой» освещенности море кажется расплавленным металлом, тяжело и ритмично бьющимся о скалы. Это светлое и оптимистичное полотно Богаевского — одно из лучших его произведений, написанных на тему искусства Клода Лоррена. Оно исполнено в стилизованной манере, но средствами живописи XX века. Декоративность пейзажного образа — лишь оболочка, сквозь которую прорывается романтический пафос преображения мира: реальность возвышена до грандиозной космической картины.

Художник использовал главное выразительное средство живописи Клода Лоррена — свет: он обыгрывал этот прием для изображения природы уже в произведениях 1910-х годов. Кроме того, Богаевский развивал романтическую тему лорреновских произведений — тему дальних странствий, открытия гармоничной земли, где обитает идеальный человек. Этой теме посвящена картина «Корабли» (1912). Полотно удивительно по точности передачи духа произведений Клода Лоррена, оно романтично по настроению и классично по структуре. В нем воплотился ретроспективный принцип живописи Богаевского. Художник придал цвету некую патину времени, а всему произведению — старинность стиля, достигаемую общим тоном пейзажа. Его темная бронзовость подчеркивает лучезарность неба. Богаевский сознательно уподоблял свои картины старинной живописи, что вызывало подчас неудовольствие критиков, находивших такую живопись неоправданно темной для светлогрунтовой, разбеленной живописи XX века.

Однако ретроспективный характер темы оправдывал стилизованную декоративность избранных выразительных средств.

Идея композиции с лучезарными солнечными лучами, пронизывающими облака, и кораблями, медленно вплывающими в фантастическую бухту, созрела впервые в октябре 1911 года. В ноябре художник сообщал: «Сейчас я очень увлекаюсь кораблями и делаю эскизы карандашом и для картин и для больших рисунков тушью». Выполняя панно для Рябушинского, художник вынужден был прервать работу, отложив ее окончание до лучших времен. Богаевский постоянно увлекался новыми сюжетами, горячо брался за дело, целиком погружаясь в новую работу,- а затем наступала неуверенность в конечном результате. Он попросил друга выслать издание рисунков Клода Лоррена и Пуссена, которые могли бы помочь ему в работе. Просьба пришла спустя два месяца после окончания «Кораблей».

«Корабли» постоянно корректировались не только искусством Клода Лоррена, но, главным образом, светлой и лучезарной природой Коктебеля и Феодосии.

«Корабли» можно было бы назвать «Воспоминанием о Клоде Лоррене». Здесь возникает существенный вопрос о природе творчества Богаевского. Критика пыталась дать на него исчерпывающий ответ, но лишь вносила необъяснимую путаницу понятий. Сергей Маковский видел истоки творчества Богаевского в искусстве Клода Лоррена, Максимилиан Волошин — в произведениях Пуссена и Мантеньи. Очевидно поэтому одни исследователи относят творчество художника к неоклассицизму, другие — к неоромантизму, третьи — к декадансу, четвертые — к символизму. Мнений много, и все они не беспочвенны.

Источник

Лучи солнца корабли богаевский

Вы используете устаревший браузер.
Пожалуйста, обновите его.

Коллекция Государственного Русского музея

Корабли. Вечернее солнце

Пост. в 1920 из собр. А. А. Коровина

  • Экспонирование Флигель Росси, Зал 42Открыть панораму зала в виртуальном туре
  • Период Конец XIX – начало XX века
  • Категория Пейзаж
  • Ключевые слова Мир искусства | неоклассицизм | лодки, парусники, корабли | морской пейзаж | горный пейзаж | вечер Поделиться

    Константин Фёдорович Богаевский — создатель оригинального эпически-романтического пейзажа. Родившись в Феодосии, городе Айвазовского, страстного и блестящего романтика моря, художник не только не попал под его влияние, но нашел свой неповторимый путь. Нужно было обладать и особым умением видеть окружающий мир, чтобы, будучи учеником Куинджи, не подражать и ему. Константин Федорович Богаевский лирик и романтик, оказался именно тем человеком, кто в пейзажной живописи пошел своим путем. В 1910–1920 в творчестве художника появляется тема, которую сформулировал Максимилиан Волошин: «Богаевский первый стал писать Лицо Земли. В картинах его проступает ветхий лик земли, подобно трагической маске, застывший в порыве горького пафоса». Художник развивал романтическую тему лорреновских произведений – тему дальних странствий, открытия гармоничной земли, где обитает идеальный человек. Этой теме посвящено и данное полотно.

    В ноябре 1911 художник сообщал: «Сейчас я очень увлекаюсь кораблями и делаю эскизы карандашом и для картин, и для больших рисунков тушью». Роскошная природа озарена лучистым солнцем, что определяет оптимистичное звучание полотна. Это одно из лучших произведений художника, в котором прорывается романтический пафос преображения мира, а реальность возвышена до грандиозной космической глубины. «Корабли» Богаевского некоторые исследователи называют «Воспоминанием о Клоде Лоррене».

    Источник

    Солнце пейзажей Константина Богаевского

    Солнце — как много в этом слове тепла, пространства, света.

    И как много их в удивительных картинах Константина Фёдоровича Богаевского.

    Целые прожекторы солнца, кажется, что в этой картине)

    И пространство море — небо в волнах словно)

    То, что горизонт насыщен, далям внимание обращает.

    И пальмы в центре букету подобны.

    Деревья из края картины как будто выходят, словно в картине оказываешься, в этом удивительном пальмовом пространстве)

    Снова солнце, совсем другое, всё собой заполняющее.

    Даже дома, кажется, преуменьшились, чтобы жару переждать и деревья замерли в ожидании свежести и прохлады.

    Но если холодным зимним днем на картину смотришь, то сразу теплее становится.

    Художник облако в пейзаж привносит — как то, что погода придет в свое соответствие.

    В этой картине солнце, кажется, что прежде как звезда.

    Столь же сияюще и лучисто)

    Во всём его здесь отсвет и продолжение.

    В этой картине крона дерева на фоне неба — словно солнце.

    И в том есть смысл — велико значение каждого дерева не только в пейзаже, но прежде в жизни.

    Облака здесь как-то особенно прекрасны, на перину похожи, сны навевают)

    Снова солнце, кажется, что картину образует — радужностью своего свечения.

    Настоящее волшебство пейзажа создавая.

    А Вам какая картина особенно понравилась и солнечной показалась?

    🐠 Одарить автора можно: задонатив на Boosty , предложив работу на Kwork или сделав перевод . Друзья! Ставьте лайки, делитесь ссылкой на статью в соцсетях и подписывайтесь — это тоже поддержит автора! И отзывом порадовать прошу!

    Источник

    Описание картины константина богаевского «корабли. вечернее солнце»

    Константин Богаевский. Корабли. Вечернее солнце. Описание картины. Шедевры русской живописи | Русские художники. Russian Artists

    В картине «Корабли» роскошная природа озарена лучистым солнцем, и это ослепительное освещение определило оптимистичное звучание полотна. Просветленность неба, его лучезарность — источник жизни на земле, явленной здесь в ее самом великолепном обрамлении.

    Красота изображенной природы, напоенной светлым, романтическим духом лорреновских полотен, приобрела роскошно-декоративный оттенок. Бронзовые солнечные блики ритмично разбежались по древесным кронам и горам. Благодаря «бронзовой» освещенности море кажется расплавленным металлом, тяжело и ритмично бьющимся о скалы.

    Это светлое и оптимистичное полотно Богаевского — одно из лучших его произведений, написанных на тему искусства Клода Лоррена. Оно исполнено в стилизованной манере, но средствами живописи XX века.

    Декоративность пейзажного образа — лишь оболочка, сквозь которую прорывается романтический пафос преображения мира: реальность возвышена до грандиозной космической картины.

    Художник использовал главное выразительное средство живописи Клода Лоррена — свет: он обыгрывал этот прием для изображения природы уже в произведениях 1910-х годов.

    Кроме того, Богаевский развивал романтическую тему лорреновских произведений — тему дальних странствий, открытия гармоничной земли, где обитает идеальный человек. Этой теме посвящена картина «Корабли» (1912).

    Полотно удивительно по точности передачи духа произведений Клода Лоррена, оно романтично по настроению и классично по структуре. В нем воплотился ретроспективный принцип живописи Богаевского. Художник придал цвету некую патину времени, а всему произведению — старинность стиля, достигаемую общим тоном пейзажа.

    Его темная бронзовость подчеркивает лучезарность неба. Богаевский сознательно уподоблял свои картины старинной живописи, что вызывало подчас неудовольствие критиков, находивших такую живопись неоправданно темной для светлогрунтовой, разбеленной живописи XX века.

    Однако ретроспективный характер темы оправдывал стилизованную декоративность избранных выразительных средств.

    Идея композиции с лучезарными солнечными лучами, пронизывающими облака, и кораблями, медленно вплывающими в фантастическую бухту, созрела впервые в октябре 1911 года. В ноябре художник сообщал: «Сейчас я очень увлекаюсь кораблями и делаю эскизы карандашом и для картин и для больших рисунков тушью».

    Выполняя панно для Рябушинского, художник вынужден был прервать работу, отложив ее окончание до лучших времен. Богаевский постоянно увлекался новыми сюжетами, горячо брался за дело, целиком погружаясь в новую работу,- а затем наступала неуверенность в конечном результате.

    Он попросил друга выслать издание рисунков Клода Лоррена и Пуссена, которые могли бы помочь ему в работе. Просьба пришла спустя два месяца после окончания «Кораблей».

    «Корабли» постоянно корректировались не только искусством Клода Лоррена, но, главным образом, светлой и лучезарной природой Коктебеля и Феодосии.

    «Корабли» можно было бы назвать «Воспоминанием о Клоде Лоррене». Здесь возникает существенный вопрос о природе творчества Богаевского. Критика пыталась дать на него исчерпывающий ответ, но лишь вносила необъяснимую путаницу понятий.

    Сергей Маковский видел истоки творчества Богаевского в искусстве Клода Лоррена, Максимилиан Волошин — в произведениях Пуссена и Мантеньи.

    Очевидно поэтому одни исследователи относят творчество художника к неоклассицизму, другие — к неоромантизму, третьи — к декадансу, четвертые — к символизму. Мнений много, и все они не беспочвенны.

    Константин Богаевский. Гений пассионарного героико-романтического пейзажа

    Владимир Дергачев

    Константин Богаевский Гора святого Георгия. 1912. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.

    Русский художник-пейзажист Серебряного Века Константин Федорович Богаевский (24 января 1872 — 17 февраля 1943) почти всю жизнь прожил в Феодосии. Родился в семье мелкого служащего.

    Во время очередной русско-турецкой войны в безлунную январскую ночь 1878 года в Феодосийский порт вошла турецкая эскадра. Загремели орудия, в городе началась паника и эвакуация в первую очередь стариков, женщин и детей.

    Богаевские — мать с двумя малолетними сыновьями, Александром и Константином, ставшим знаменитым художником, был отправлены под защитой древнего монастыря в Топлах, где прожили почти три года.

    Здесь шестилетний ребенок увидел другой мир с гостеприимными дубравами и солнечными полянами, наполненными пением птиц, с кристально чистой холодной водой в каменном фонтане монастыря. Как вспоминал впоследствии художник, эти детские впечатления положили отпечаток на его дальнейшее творчество[1].

    С 1881 года Константин воспитывался в семье фабриканта Ивана Егоровича Шмита.

    Учился в местной классической гимназии, а так же рисованию у Адольфа Фесслера, в мастерской Ивана Айвазовского, но безуспешно. В 1891 году поступает в Петербургскую Академию художеств.

    Но учеба в Академии, о которой молодой Богаевский мечтал, чуть не закончилась его отчислением. Его восприятие лирического русского пейзажа Исаака Левитана и Федора Васильева вошло в противоречие с методикой преподавания Ивана Шишкина.

    И Богаевский, не дожидаясь позорного часа отчисления, покидает Петербург и возвращается в Феодосию, где его ждало неожиданно известие. Преподаватель Академии художеств Архип Куинджи звал его продолжить учебу в его мастерскую[2].

    Учеба продолжалась до 1895 годы с выездом на этюды на Волгу и за рубеж в Германию, Францию и Австрию, где Богаевский познакомился с современным европейским искусством.

    С 1900 года молодой художник выставляется в Петербурге, Венеции, Мюнхене, Париже и Москве, создает серию картин по мотивам крымских пейзажей. Под влиянием Волошина Богаевский пишет «Киммерийский цикл» картин, не привязанных к конкретной местности.

    Художник писал: «В своих композициях я пытаюсь передать образ этой Земли — величавый и прекрасный, торжественный и грустный.

    Этот пейзаж, насыщенный большим историческим прошлым, со своеобразным ритмом гор, напряженными складками холмов, носящий несколько суровый характер, служит для меня неисчерпаемым источником…».

    В 1904 – 1906 годы Богаевский служит в Керченской крепости и после демобилизации женится на Жозефине Дуранте, строит в Феодосии мастерскую, в которой работал до конца жизни. Творчество Богаевского в основном посвящено древней Крымской Киммерии.

    Константин Богаевский Берег моря 1907

    Богаевский вновь путешествует по Германии, а затем по Италии и Греции. После поездки в Европу художник пишет классические пейзажи под впечатлением от немецких (Дюрер), итальянских (Мантенья) и французских (Клод Лоррен) мастеров эпохи Возрождения. Богаевский особо развивал романтическую тему дальних странствий, начатую одним из величайших мастеров классического пейзажа французским художником Клодом Лорреном (1600 – 1682).Отплытие царицы Савской Лондонская национальная галерея, 1648.

    Константин Богаевский Корабли. Вечернее солнце. 1912. Государственный Русский музей

    «В картине «Корабли» роскошная природа озарена лучистым солнцем, и это ослепительное освещение определило оптимистичное звучание полотна. Просветленность неба, его лучезарность — источник жизни на земле, явленной здесь в ее самом великолепном обрамлении.

    Красота изображенной природы, напоенной светлым, романтическим духом лорреновских полотен, приобрела роскошно-декоративный оттенок. Бронзовые солнечные блики ритмично разбежались по древесным кронам и горам. Благодаря «бронзовой» освещенности море кажется расплавленным металлом, тяжело и ритмично бьющимся о скалы.

    Это светлое и оптимистичное полотно Богаевского — одно из лучших его произведений, написанных на тему искусства Клода Лоррена. Оно исполнено в стилизованной манере, но средствами живописи XX века.

    Декоративность пейзажного образа — лишь оболочка, сквозь которую прорывается романтический пафос преображения мира: реальность возвышена до грандиозной космической картины…

    Здесь возникает существенный вопрос о природе творчества Богаевского. Критика пыталась дать на него исчерпывающий ответ, но лишь вносила необъяснимую путаницу понятий.

    Сергей Маковский видел истоки творчества Богаевского в искусстве Клода Лоррена, Максимилиан Волошин — в произведениях Пуссена и Мантеньи.

    Очевидно, поэтому одни исследователи относят творчество художника к неоклассицизму, другие — к неоромантизму, третьи — к декадансу, четвертые — к символизму. Мнений много, и все они не беспочвенны» (В. Манин www.art-catalog.ru).

    В 1910 году живописец избран членом Московского Товарищества Художников, участвует в выставках «Мира искусства». В 1912 году выполнил знаменитое панно для особняка М. П. Рябушинского в Москве.Художники Серебряного века русской культуры: К. В. Кандауров и К.Ф. Богаевский, М.А. Волошин, М. Цветаева, Е. О. Кириенко-Волошина. Впереди: В. Я. и Е.Я. Эфрон. 1912 год.

    В 1914 – 1918 годы Богаевский вновь служит в армии под Севастополем. После революции остался в Феодосии, в 1923 году работал над панно для Сельскохозяйственной Выставки в Москве. В 1920-е годы художник пробовал обращаться к теме индустриального строительства («Днепрострой», «Порт воображаемого города») с намерением создать художественный образ города будущего.

    В 1933 году получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1936—1939 году работал в Тарусе. Творчество Богаевского заняло особе место в наследии художников Киммерийской школы живописи.По свидетельствам современников, Богаевский был замкнутым, добросовестным, мирным и чрезвычайно наивным человеком. Ближайшие друзья — Максимилиан Волошин и Константин Кандауров.

    Живописец, график, театральный художник Константин Васильевич Кандауров (1865 – 1930, Москва) происходил из дворянской семьи. Был женат на художнице Ю. Л. Оболенской . Писал пейзажи, натюрморты и жанровые композиции. В 1887–1897 — художник-исполнитель Большого театра, затем до 1926 года художник Малого театра.

    Был дружен со многими известными представителями художественной жизни Москвы и Петербурга первой трети двадцатого столетия — А. Н. Толстым, А. Н. Бенуа, М. В. Добужинским, А. Я. Головиным, К. С. Петровым-Водкиным, Н. Н. Сапуновым, С. Ю. Судейкиным и другими. Неоднократно бывал в Крыму, где гостил у М. А. Волошина и К. Ф. Богаевского.

    Занимался организацией художественных выставок «Мира искусства» и многих других. Имел коллекцию живописи и графики. Максимилиан Волошин называл Кандаурова «Московским Дягилевым».

    Юлия Оболенская «Автопортрет» (на фоне коктебельского пейзажа).Астраханская картинная галереяВолошин и Богаевский в мастерской писателя. Коктебель. 1930 год.***

    Богаевский остался в родном городе во время оккупации. И погиб при бомбардировке Феодосии советской авиацией 17 февраля 1943 года.

    Вот как описал эти ужасные события в своем дневнике феодосийский школьник Владимир Борисенко: «17 февраля 1943 года. Среда. Сегодня день особенный, траурный день… Дома читал газету „Голос Крыма“… Чтение было прервано сильной зенитной стрельбой. Дети подняли сильный крик.

    Всего было сброшено три бомбы. Одна на базар, другая около тюрьмы, а третья на Войковой. На базаре результаты оказались особенно ужасными. Было убито около сорока человек. Вокруг разбитого балагана стояли целые лужи крови…».

    «19 февраля 1943 года. Пятница. Мы видели, как хоронили Богаевского…

    которому 17-го оторвало голову на базаре».

    Художник действительно погиб такой ужасной смертью (говорят, что его голову даже найти не смогли). Ему было 72 года, до освобождения Феодосии оставалось всего два месяца… Похоронен в Феодосии на старом городском кладбище.При советской власти о гибели Художника писали скупо.

    Шел по улице и вдруг на него упала с неба бомба, взяла и упала. Из-за ложной скромности не указывалось, что бомба была советской. И не понятно, какой стратегический объект бомбили летчики у феодосийского базара.

    Художник был женат на Жозефине Густавовне Дуранте (1879 -1969) из рода старейших и влиятельнейших феодосийский купеческих фамилий. Род берет начало от генуэзца Фердинанда Дуранте, а по другим воспоминаниям от Данте. Купеческая семья Дуранте владела несколькими домами в Феодосии, а так же 15 тыс.

    десятин земли на Керченском полуострове, занималась торговлей хлебом. Они играли значительную роль в общественной, экономической, культурной жизни дореволюционной Феодосии.

    Четыре представители семьи неоднократно избирались на должность городского головы и занимали другие ответственные посты в местном самоуправлении. За заслуги семьи присвоено звание Потомственных почетных граждан, одна из улиц города была названа Дурантевской (ныне Богаевского).

    Иван Айвазовский на своей картине «Айвазовский в кругу друзей» (1893) среди наиболее значительных деятелей Феодосии изобразил отца Жозефины Дуранте Густава Антониновича (1836-1906), потомственного почетного гражданина Феодосии, купца 1 гильдии, владельца экспортной конторы по торговле хлебом, крупного землевладельца Таврической губернии, владельца имения «Кенегёз» при селении Куч-Эвли-Кенегез. Он был гласным Феодосийской городской думы и земского собрания, председателем правления Феодосийского ссудно-сберегательного товарищества, а так же итальянским консулом в Феодосии в 1897-1902 году. У католика Густава Дуранте и лютеранки Паулины Килиус (1850 ? — после 1931) было семеро детей.Сын, Дуранте Антоний Густавович (1881-1937), гласный Городской думы Феодосии. После Гражданской войны работал управляющим имения «Кенеиз», ранее, принадлежащего семье. Арестован органами НКВД в конце 20-х. Расстрелян в 1937 году.Сын, Дуранте Леонард Густавович (1885), потомственный почетный гражданин Феодосии. Агроном. Офицер белой Русской Армии. В ноябре 1920 эмигрировал в Турцию, а затем Италию, проживал в Генуе, судьба неизвестна. В Крыму остались жена и дочь.Сын, Джулио (Юлий) Дуранте (1889-1921, Феодосия) был потомственным гражданином Феодосии, окончил Генуэзскую коммерческую академию. Почти постоянно проживал в имени «Кинегиз». Участник 1-й мировой войны, подпоручик. Расстрелян большевиками в 1921 году.

    Во время наступления советских войск немцы вывезли Жозефину Густавовну на самолете в Германию. После разгрома гитлеровской Германии она попала в зону репатриации союзников и попросила отправить ее к итальянским родственникам. Но ее репатриировали, и десять лет она отбыла в сталинских лагерях. Во время хрущевской оттепели была освобождена и реабилитирована. Вначале она поселилась в Старом Крыму, затем друзья добились для нее однокомнатной квартиры в Феодосии. Она умерла в 1969 году, в возрасте 90 лет.

    Богаевский КонстантинКартины и биография

    А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

    Богаевский Константин Федорович (Bogaevsky Konstantin Fedorovich) – русский художник-пейзажист, живописец и график, создатель оригинального эпически-романтического стиля пейзажа восточной части Крыма – Киммерии.

    Родился 12 января 1872 года в Феодосии в семье служащего городской управы. Первые уроки рисования брал у художника Адольфа Фесслера в мастерской Айвазовского в Феодосии. В 1890 году Богаевский поступил в Академию Художеств, где учился и работал в мастерской Архипа Куинджи.

    Старый Крым, 1902,

    Последние лучи, 1903,

    Берег моря, 1907,

    Весной 1898 года Богаевский совершил путешествие в Италию, где познакомился с картинами Клода Лоррена, ставшего его еще одним учителем. А во время второго посещения Италии в 1909 испытал влияние Андреа Монтеньи, Никола Пуссена.

    Выставлять картины Богаевский начал с 1898 года, в Новом обществе художников, являясь одним из его основателей, в Московском товариществе художников, Союзе и Мире Искусства. В 1906 году участвовал в выставке Exposition del Art Russe, устроенной Сергеем Дягилевым в Париже при Salon d’Automne.

    С 1911 года Богаевский входит в объединение «Мир искусства». По примеру старших мирискусников Богаевский ввел в пейзаж историческую тему.

    Радуга, 1931, Серпуховский

    Пальмы, 1908, Севастопольский

    Южная страна. Пещерный город,

    1908, Севастопольский музей

    Богаевский обратился не просто к природе Киммерии с ее величественными горами, складками холмов и ослепительным солнцем, а к истории земли, ее античных городов, создав особый жанр «археологического», исторического пейзажа.

    Область творчества Богаевского – обожженные солнцем пустыни юга, нагромождения камней и скал, как «Древняя земля» (1906 год), «Алтари вселенной» (1908), «Южная страна.

    Пещерный город» (1908), «Киммерийская область» (1910); порою вымершие, фантастические развалины городов, крепостей, как «Крепость у моря» (1902), «Мертвый город» (1906), «Гора святого Георгия» (1911-1912).

    Корабли. Вечернее солнце, 1912,

    Государственный Русский Музей

    Порт воображаемого города, 1932,

    Итальянский пейзаж, 1911,

    Порою античные руины Италии, оживленные огромными деревьями, гармоничные и изысканные тона которых делают их похожими на старинные гобелены, как «Воспоминание об Италии» (1910), «Пейзаж с померанцами» (1912); в этих произведениях чувствуется некоторое влияние Пуссена и Клода Лорена, хотя пути Богаевского совершенно обособлены и самостоятельны.

    Вот как писал об этом литератор Максимилиан Волошин: «Точно так же исторический пейзаж стремится стать историческим портретом земли. Лицо земли складывается геологически, так же, как человеческое лицо – анатомически, и точно так же определяется морщинами, шрамами и ранами, оставленными на нем стихиями и людьми: знаками мгновений.

    В этом – смысл Исторического Пейзажа».

    Город, 1936, Курская картинная

    галерея имени А.А. Дейнеки

    Ярославский художественный музей

    Скала. Панно, особняк Рябушинского,

    1912, Дом приемов МИД России

    Стилизуя форму, цвет и приемы живописи, художник Богаевский добивался декоративности и монументальности картин. Александр Бенуа называл Богаевского «стилистом, декоратором и поэтом». По собственному признанию художника, ему хотелось отойти от обыденности и создать «другой, фантастический мир».

    В своей фантастической, урбанистичной картине «Порт воображаемого города» Богаевскийн прозрел многое, в том числе и столь знакомые нам промышленные дымы. Они смешиваются с могучим библейским сиянием, которым озарены все полотна Богаевского.

    Создатель эпически-романтического стиля пейзажа Константин Федорович Богаевский скончался во время Великой Отечественной войны в своем родном городе Феодосии 17 февраля 1943 года.

    Облако, 1920-е годы
    Старая Феодосия, 1926
    Крымский пейзаж, 1930

    Эти три картины находятся в Феодосийской картинной галерее

    Классический пейзаж, 1910,

    Гора святого Георгия, 1911,

    музей Республики Татарстан

    Вечер у моря, 1941
    Романтический пейзаж, 1942
    Воспоминание о Мантенье, 1942

    Эти три картины находятся в Симферопольском художественном музее

    Константин Богаевский: Пейзажи Киммерии «Ностальгия по Крыму»

    Киммерийская школа живописи (киммерийская школа пейзажа) — региональная школа художников-пейзажистов, сложившаяся в конце XIX — начале XX века, которую составили художники, жившие и работавшие в Феодосии и Коктебеле.
    Основоположниками Киммерийской школы живописи стали Иван Айвазовский, Константин Богаевский и Максимилиан Волошин.

    Основной чертой, объединяющей эти творческие личности, можно назвать пылкую, не знающую меры пристрастность к легендарной земле Киммерии , какою видели они землю реального восточного Крыма; к ее морю, к причудливой романтике скал, пологих холмов, безлюдных долин и побережий.

    В их пейзажах почти не изображается человек, только стихия первозданной природы, да кое-где каменное жильё или крепость, или корабль — дело рук человеческих, еще слишком слабых перед могуществом мироздания.
    Богаевский Константин Федорович (12.1.1872 — 17.2.

    1943) — русский художник-пейзажист, живописец и график, заслуженный деятель искусств РСФСР, создатель оригинального эпически-романтического стиля пейзажа восточной части Крыма — Киммерии…

    К.Ф.Богаевский в мастерской. Фото 1930-е. Родился и почти всю свою жизнь провёл Константин Богаевский в Феодосии. С семи лет не расставался с карандашом.В Феодосии юный художник брал уроки у знаменитого мариниста И. К. Айвазовского. Правда, учеником мэтра его назвать трудно, потому что тот ограничивал преподавание предоставлением возможности копировать свои картины.В 1891 г. Богаевский поступил в Петербургскую Академию Художеств (1891-1897) у А.И. Куинджи. Весной 1898г. Константин Федорович совершил путешествие в Италию, где познакомился с картинами Клода Лоррена, ставшего его еще одним учителем. А во время второго посещения Италии в 1909г. испытал влияние А.Монтеньи и Н.Пуссена. Выставляться Богаевский начал с 1898 г. в Новом обществе художников. В 1906 г. участвовал в Exposition del Art Russe, устроенной С.П. Дягилевым в Париже при Salon d’Automne.С 1900 работал в Феодосии. Член объединений «Мир искусства», «Союз русских художников», «Жар-цвет».
    Консульская-башня-в-Судаке. 1903 С 1911 г. Богаевский вошёл в объединение «Мир искусства». По примеру старших мирискусников он ввел в пейзаж историческую тему. Художник обратился не просто к природе Киммерии с ее величественными горами, складками холмов и ослепительным солнцем, а к истории земли, ее античных городов, создав особый жанр «археологического», исторического пейзажа. Область творчества Богаевского — обожженные солнцем пустыни юга, нагромождения камней и скал; порою вымершие, фантастические развалины городов, крепостей. Вот как писал об этом М. Волошин: «Точно так же исторический пейзаж стремится стать историческим портретом земли. Лицо земли складывается геологически, так же, как человеческое лицо — анатомически, и точно так же определяется морщинами, шрамами и ранами, оставленными на нем стихиями и людьми: знаками мгновений. В этом — смысл Исторического Пейзажа». Стилизуя форму, цвет и приемы живописи, художник добивался декоративности и монументальности картин. Александр Бенуа называл Богаевского «стилистом, декоратором и поэтом». По собственному признанию художника, ему хотелось отойти от обыденности и создать «другой, фантастический мир».
    Чуфут-Кале. 1902 В годы революции Богаевский был членом Феодосийского литературно-артистического кружка, куда входили О. Э. Мандельштам, А. К Герцык, С. Я. Парнок, М. А. Волошин и др. По поручению Общества охраны памятников искусства зарисовывал исторические памятники Крыма. В 1923 г. за восемнадцать дней, исполнил четыре панно для Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве. В 1930-х гг. художник создает несколько индустриальных пейзажей, пытаясь идти «в ногу со временем», но, по сути, картины эти — «Днепрострой» (1930), «Город будущего» (1932) — отличаются от крымских пейзажей только заменой крепостей и глыб земли объектами строительства.
    Старый Крым. 1903 До конца жизни Богаевский творил пейзажи своей «внутренней» страны — «Богаевии» (по прозванию друзей). Почти всем им свойственна запечатленная тишина, внутренняя лирическая сосредоточенность. Когда смотришь на полотно художника, кажется, что можно услышать голос молчания. К.Ф. Богаевский погиб при артобстреле 17 февраля 1943 года, похоронен в Феодосии (Крым, Украина) на Старом кладбище.
    Ночь у моря. 1903
    Очень всем рекомендую для большего проникновения прочесть эссе друга Богаевского Максимилиана Волошина. А пока лишь несколько цитат:
    «Для того чтобы дать почувствовать лик земли во всей его сложной жизни, слишком мало отношения к природе, чисто живописного. Для того чтобы найти силы воссоздать его, художник должен перестрадать ту землю, которую он пишет. Он должен пережить историю каждой ее долины, каждого холма, каждого залива. Опыт сердца, исходившего тоской в ее сумерках, и опыт ступней, касавшихся всех ее тропинок, ему дают не меньше, чем впечатления глаза. И точно так же, как творцы человеческих ликов видели во всех человеческих лицах, в сущности, только одно лицо и его старались выявить в своем искусстве, как это делали и Леонардо, и Боттичелли, и Рембрандт, точно так же создатели “исторического” пейзажа были всегда заключены в пределах одной страны. Мантенья в скалистых окрестностях своей Масличной горы, Леонардо в сталактитовых гротах и кристаллических далях, Пуссен и Клод Лоррен в Римской Кампанье ищут всегда один и тот же ими понятый лик Земли.
    В современной русской живописи воссоздателем исторического пейзажа является Константин Федорович Богаевский, а земля им изображаемая — Киммерия.»
    Древняя-крепость. 1902
    «Искусство Богаевского целиком вышло из земли, на которой он родился. Для того чтобы понять его творчество, надо узнать эту землю; его душа сложилась соответственно ее холмам и долинам, а мечта развивалась, восполняя ее ущербы и населяя ее несуществующей жизнью.
    Та складка земли, в которой она расположена, была местом человеческого жилья с доисторической древности. Холмы, ее окружающие, много раз одевались садами и виноградниками и вновь прикрывались на целые столетия саваном праха. Они как бы стерты ступнями народов, их попиравших, плоть их изъедена щелочью человеческих культур, они обожжены войнами и смертельно утомлены напряженностью изжитых веков.»
    Старый Крым. 1902
    «Если одним взглядом окинуть всю совокупность творения Богаевского, то мы заметим три явно намечающихся периода в его развитии. Они расчленяются довольно определенно, хотя края их смешиваются и далеко заходят один на другой. При этом основные элементы возвращаются постоянно в разных степенях преображения.
    Первый период может быть назван “Трагедией Земли”. Он пишет в то время землю обнаженную, тяжелую, с мускулами, сведенными судорогой. По ее бурым и охряным скатам, размытым ливнями, чернеют язвы разрытых фундаментов; по тусклым равнинам до самого горизонта тянутся ряды камней, напоминающих татарские могильники. В зеленовато-мертвенном сумраке по лбам тяжелого мыса лепятся над морем крепостные стены.»
    Ночь у моря. 1903.
    «Если первый период его творчества развивался под знакам “Страшного суда”, то второй возникает под знаком “Золотого века”. За последними днями мира вдруг раскрывается первый райский расцвет земли. Молодое и радостное солнце звучит чистейшим светом в глубине серебряных сфер, и вся земля: и скалы, и воды, и деревья образуются избытком солнечного света. Они не материальны, они существуют как прозрачные кристаллизации лучей… С этого времени Богаевский начинает освобождаться от тяготевших на нем уз земли. В нем возникает внутреннее видение. Так же, как в бреду безысходных полудней пустыня галлюцинирует миражами, являющимися желанными преображениями ее самой, точно так же душа художника в панический полдень отчаяния силой своей жажды рождает зеркальные озера и разливы реки в оправах влажных лугов и группы юношески стройных деревьев.

    Земля ждет Освободителя, который бы расколдовал ее, преобразив в творческом сновидении, освободил от древних уз. Странствия по сожженным кругам киммерийского Аида очистили сердце Богаевского для видения преображенной земли.»

    Коктебель. Дом-Максимилиана Волошина. 1905
    «Новый перелом в творчестве Богаевского наступает в 1909 году. Он проводит его в Италии и возвращается в Феодосию через Грецию. Этим путешествием открывается третий цикл его развития. После трагедии безысходного отчаяния, после орфических гимнов наступает период успокоенной эпической полноты. В путешествии своем он видел не реальную Италию, а ту, которая скрыта в пейзажных фонах старых мастеров. Он отходит от Клода Лоррена и вожатым себе выбирает художника более сурового и строгого — Мантенью.Его колорит, черноватый, оливковый и бурый в первый период, белесоватый и сребристо-серый с легкой синевою во втором периоде, теперь становится полнозвучным и сильным, насыщенным пурпуром, зеленью и лазурью в общем бронзово-золотистом тоне.

    Лишь в третьем периоде он достигает настоящей полноты колорита. Его тон образуется внутренним горением вещества, цвет как бы вскипает из глубины предметов. Они существуют каждый нимбами своей сущности. Картина возникает из гармонии теней; цвет выявляется из тьмы, разложенной солнечным светом.»

    Берег моря. 1907. Третьяковская галерея, Москва

    Источник

Читайте также:  Во сколько завтра сядет солнце
Adblock
detector