Меню

Лучи солнца тип связи

Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание

В рус­ском язы­ке сло­ва свя­за­ны в сло­во­со­че­та­ние согла­со­ва­ни­ем, управ­ле­ни­ем и при­мы­ка­ни­ем.

Между сло­ва­ми, что­бы они ста­ли сло­во­со­че­та­ни­ем, долж­на суще­ство­вать под­чи­ни­тель­ная связь или связь по смыс­лу. В зави­си­мо­сти от это­го в рус­ском син­так­си­се раз­ли­ча­ют три вида сло­во­со­че­та­ний: со свя­зью согла­со­ва­ния, управ­ле­ния или при­мы­ка­ния.

Таблица с примерами

Согласование

При такой свя­зи оба сло­ва, и глав­ное, и зави­си­мое, пол­но­стью сов­па­да­ют в роде, чис­ле и паде­же. Делаем вывод, что оба сло­ва явля­ют­ся изме­ня­е­мы­ми.

Обычно согла­су­ют­ся суще­стви­тель­ные с при­ла­га­тель­ны­ми, при­ча­сти­я­ми, поряд­ко­вы­ми чис­ли­тель­ны­ми, с местоимениями-прилагательными, место­име­ния с существительными.

Примеры

  • жел­тые листья
  • пожел­тев­шие страницы,
  • тре­тий звонок
  • моя сум­ка
  • чистая сто­ло­вая
  • пере­до­вой рабочий
  • заго­ре­лый отдыхающий
  • диван-кровать.

Управление

Примеры

  • писать (что?) книгу;
  • щел­кать (чем?) зубами;
  • три (чего?) гриба;
  • улы­бать­ся (чему?) солнцу.

В зави­си­мо­сти от того, каки­ми частя­ми речи выра­же­ны глав­ное и зави­си­мое сло­во, раз­ли­ча­ем виды сло­во­со­че­та­ний со свя­зью управления:

  • гла­гол + суще­стви­тель­ное (зака­зать фото­гра­фу, посмот­реть фильм, встре­тить маму);
  • при­ла­га­тель­ное + место­име­ние (нико­му не нуж­ный);
  • суще­стви­тель­ное + суще­стви­тель­ное (дирек­тор шко­лы, покрас­ка забо­ра);
  • наре­чие + суще­стви­тель­ное (груст­но до слез);
  • чис­ли­тель­ное + суще­стви­тель­ное (двое ребят, три мед­ве­дя);
  • дее­при­ча­стие + суще­стви­тель­ное, место­име­ние (бла­го­да­ря хозяй­ку, улы­ба­ясь мне).

Примыкание

В таком сло­во­со­че­та­нии глав­ным явля­ет­ся то, кото­рое может при­ни­мать раз­ные грам­ма­ти­че­ские формы:

читать быст­ро — читаю быст­ро, чита­ешь быст­ро и т. д.

При при­мы­ка­нии глав­ное сло­во не тре­бу­ет от зави­си­мо­го опре­де­лён­ных грам­ма­ти­че­ских форм. В каче­стве зави­си­мо­го сло­ва высту­па­ют неиз­ме­ня­е­мые части речи и их формы:

Примеры

Между сло­ва­ми, свя­зан­ны­ми свя­зью при­мы­ка­ния, невоз­мо­жен падеж­ный вопрос. Если глав­ное сло­во, как и зави­си­мое, явля­ет­ся неиз­ме­ня­е­мым, то глав­ным явля­ет­ся то, кото­рое в пред­ло­же­нии может упо­треб­лять­ся в роли само­сто­я­тель­но­го чле­на предложения.

В соче­та­нии «очень гром­ко» сло­во «гром­ко» явля­ет­ся глав­ным, пото­му что мож­но сказать:

При при­мы­ка­нии связь слов выра­жа­ет­ся поряд­ком слов и интонационно.

Видеоурок «Виды подчинительной связи в словосочетании»

Источник

Синтаксический анализ словосочетания. Задание 4 ОГЭ.

Синтаксический анализ словосочетания проверяет знания по темам о видах связи. Чтобы решить задание 4 ОГЭ по русскому языку, нужно четко знать алгоритм работы над словосочетаниями с согласованием, управлением и примыканием. С этим я хочу вас познакомить в моей статье.

Формулировка задания 4 ОГЭ.

Замените словосочетание «солнечные лучи», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: лучи солнца.

Алгоритм.

  1. В задании 4 необходимо заменить словосочетание одного вида связи словосочетанием с с другой связью.
  2. Вид связи в словосочетании определяется по зависимому слову и по вопросу.
  3. Необходимо определить главное слово в словосочетании. От него задать вопрос к зависимому. Главное слово оставить неизменным. А зависимое слово подобрать в соответствии с тем, в какой вид связи необходимо преобразовать словосочетание.
  4. Когда нужно заменить словосочетание со связью согласования в управление, то нужно найти главное слово и оставить его неизменным, а зависимое нужно заменить на однокоренное существительное. Бывают примеры, где нужно использовать предлог. (стеклянная чашка— чашка из стекла)
  5. Если нужно преобразовать словосочетание из управления в согласование, то зависимое существительное нужно будет заменить однокоренным прилагательным, поставив его в тот же род, число и падеж, что и главное слово. (смех без причины – беспричинный смех)
  6. Если нужно преобразовать словосочетание из управления в примыкание, тогда зависимое слово (существительное с предлогом или без) нужно заменить на однокоренное наречие. (сказал волнуясь – сказал с волнением)
  7. Если нужно преобразовать словосочетание из примыкания в управление, то необходимо зависимое слово ( чаще бывает наречие) нужно заменить на однокоренное существительное с предлогом. Существительное необходимо поставить в тот падеж, которого требует главное слово. (надрывно ревела – ревела с надрывом)
Читайте также:  Пусть будет небо чистым солнце ясным

Словосочетание – сочетание двух и более слов, связанных подчинительной связью. В словосочетании есть главное слово и зависимое слово.
Главное слово – это то слово, от которого задается вопрос.
Зависимое слово – это то слово, к которому задается вопрос.

Виды связи в словосочетании

  • Согласование – вид подчинительной связи в словосочетании, при котором главное слово согласуется с зависимым словом в роде, числе, падеже. При изменении формы главного слова меняется форма зависимого.

При согласовании зависимое слово может быть выражено:

Существительное + прилагательное: длинная дорога, стеклянная тарелка, у соседнего прохода

Существительное + причастие: зеленеющим лугом, опавшей листвой, описываемый круг

Существительное + порядковое числительное (порядковым и количественным числительным в косвенном падеже и числительным ОДИН) : на седьмом небе, до третьих петухов, на восьмой странице, с трехсотым покупателем.

Существительное + местоимение( указательным, определительным, притяжательным, кроме ЕГО, ЕЕ, ИХ): каждый человек, через наш порог, с некоторыми людьми, ничья сумка.

Существительное (субстантивированное прилагательное)+ прилагательное: вкусное мороженое, в чистой столовой, в голубой ванной

Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие): о ком-то чужом, с чем – то веселом, над чем – нибудь ясном, с тем отдыхающим, около какого – то встречающего, перед этим загорающим

Существительное + существительное (приложение): художник — старик, белка – хлопотунья, дуб – великан

Управление – вид подчинительной связи в словосочетании, при котором главное слово управляет зависимым словом при помощи косвенного падежа с предлогом и без. То есть, управление бывает предложным и беспредложным.

Глагол + существительное: рассердиться не на шутку, любуюсь городом, вернемся на рассвете

Прилагательное + существительное: румяный от мороза, красный от мороза, довольный результатом

Существительное + существительное: шляпа с ленточкой, луг за деревней, поле пшеницы

Наречие + существительное: семеро козлят, оба растения, через пять ступенек

Деепричастие + существительное, местоимение: стоя на вахте, переплыв реку, отбросив от себя, любуясь ею

Прилагательное + существительное: не согласен ни с кем, не должен никому, уверен в нем)

Примыкание – вид подчинительной связи в словосочетании, при котором к главному слову примыкает зависимое неизменяемое слово.

Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив: позволил прийти, решил остаться, любит смеяться;

Глагол + наречие: читать медленно, стоим рядом, поплывем наперегонки.

Глагол + деепричастие: рисовал стоя у мольберта, ответил улыбаясь мне

Существительное + наречие: пальто нараспашку, усмешка невзначай, поворот налево.

Существительное + несклоняемое прилагательное: цвет хаки, час пик, краска индиго.

Местоимение, глагол, существительное, наречие + сравнительная степень прилагательного/наречия:

с кем – либо веселее

о речи выразительнее

Прилагательное + наречие: очень веселый, чрезвычайно заманчивый, крайне невыносимый.

Наречие + наречие: исключительно редко, ничуть не скучно, крайне осторожно

Деепричастие + наречие: подойдя близко, поднявшись наверх, улыбаясь застенчиво

Глагол, существительное + местоимения ЕГО, ЕЁ, ИХ: увидеть ее, ждать их


Не являются словосочетаниями:

  • грамматическая основа: птицы поют, дети накормлены
  • однородные члены предложения: реки и ручьи, либо ночью, либо днем, мелкая, но быстрая
  • фразеологизмы:спустя рукава, кривить душой
  • повелительное наклонение глагола: принеси книгу, ступай мимо
  • сложная форма будущего времени: что будешь делать, буду петь
  • сочетания служебных слов со знаменательными:тоже рисую (союз и глагол; какой чудесный (частица и прилагательное); будто прислушивается (частица и глагол)
  • сочетание существительных или местоимений (субстантивированных частей речи) с производными предлогами:благодаря прохожему, напротив дома, мимо вас
  • составные степени сравнения прилагательных и наречий:более красивый, наиболее сильный, громче всех)
Читайте также:  Солнце образовалось примерно назад

Ссылка на источник: https://youtu.be/SUzPrkE5VQA

Источник

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Словосочетание. Средства грамматической связи слов в словосочетании

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Словосочетание как единица синтаксиса.
  2. Средства связи слов в словосочетании.
  3. Разбор словосочетания.

Словосочетание – это соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью.

Подчинительная связь – связь, которая связывает неравноправные компоненты, один из которых является главным, а другой – зависимым; от главного слова к зависимому можно поставить вопрос.

Согласование – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное.

Управление – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определённом падеже.

Примыкание – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным по смыслу.

1. Ладыженская Т. А., Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1//Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2016. – С. 61 – 65, 65 – 66.

1. Бунеев Р. Н., Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 1/Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – С. 148.

2. Львова С. И., Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1/ Львова С. И., Львов В. В. – М.: МНЕМОЗИНА, 2012. — С. 121.

3. Постникова И. И., Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 классов./ Постникова И. И., Подгаецкая И. М. и др. – М.: «Просвещение», 2007. – С. 232 – 248.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Словосочетание – это соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью.

Подчинительная связь связывает неравноправные компоненты, один из которых является главным, а другой – зависимым; от главного слова к зависимому задаётся вопрос.

Наслаждаться (чем?) – тишиной.

Функция словосочетания, как и функция слова, состоит в названии предметов (номинативная функция), но словосочетание делает это более детально. Сравните: «стол – деревянный стол, ученический стол, кухонный стол».

От слова словосочетание отличается тем, что состоит из двух и более самостоятельных слов. Значение словосочетаний складывается из значений слов, которые входят в его состав.

От предложения словосочетание отличается тем, что не является самостоятельной единицей общения: мы общаемся не словосочетаниями, а предложениями. Словосочетания являются для предложений «строительным материалом». Кроме того, предложение может состоять из одного слова (Подморозило.), а словосочетание нет.

Как из слов «восхищаться, картина, сидеть, урок» построить словосочетания? Для этого надо связать слова по смыслу и грамматически. Грамматическим средством связи является окончание или окончание и предлог.

Восхищаться (чем?) картиной.

Сидеть (где?) на уроке.

Наречия с главным словом соединяются только по смыслу, так как наречие – неизменяемая часть речи. Бежать (как?) быстро.

Словосочетания образуют только связанные между собой самостоятельные слова.

Рассмотрим предложение. «Первый луч солнца выглянул из-за тучи». В этом предложении выделяются следующие словосочетания: луч (какой?) первый, луч (чего?) солнца, выглянул (откуда?) из-за туч. Грамматическая основа луч выглянул не является словосочетанием. Также не является словосочетанием имя и фамилия (Иванов Саша учится в пятом классе)

Читайте также:  Что такое прохождение меркурия по диску солнца

Чтобы вычленить словосочетания из предложения надо:

  1. выделить грамматическую основу;
  2. выделить словосочетания, имеющие отношение к подлежащему;
  3. выделить словосочетания, имеющие отношение к сказуемому;
  4. выделить словосочетания группы второстепенных членов.

Модель словосочетания показывает, какое слово является главным, какое – зависимым и какими частями речи они выражены.

Любимый урок – прил. + сущ.

Помощь брату – сущ. + сущ.

Поехать на автобусе – гл. + сущ.

Со строением словосочетаний связано грамматическое значение. Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому. В словосочетаниях могут выражаться следующие основные значения:

  1. определительные: предмет и его признак – «солнечный день, тетрадь в клетку, яйца всмятку»;
  2. объектные: действие и предмет, на который оно направлено – «стремиться к знаниям, защищать Родину; действие и орудие действия – стучать молотком»;
  3. обстоятельственные: действие и место, время, причина совершения действия – «уехать из города, вернуться поздно, отсутствовать по болезни, одеться модно».

Словосочетания могут иметь различную модель, но выражать одинаковые значения, т.е. быть синонимичными. Например, деревянный стол (прил.+ сущ) – стол из дерева (сущ.+ сущ.), мамина книга (прил.+ сущ) – книга мамы (сущ.+ сущ), идти радостно (гл.+ наречие) – идти с радостью (гл. + сущ.). Вместе с моделью словосочетания меняется и тип подчинительной связи: согласование – управление, примыкание – управление.

По тому, какой частью речи выражено главное слово, принято выделять именные, глагольные и наречные словосочетания. Рассмотрим несколько словосочетаний. Пятый класс – главное слово выражено именем существительным, следовательно, это именное словосочетание; высокий дом – именное; бежать быстро – главное слово выражено глаголом, следовательно, это глагольное словосочетание; читать книгу – глагольное; очень холодно – главное слово выражено наречием, следовательно, это наречное словосочетание; необычайно интересно – наречное.

Чтобы выполнить разбор словосочетания, надо

  1. назвать главное и зависимое слово, поставить вопрос;
  2. определить, какими частями речи выражены главное и зависимое слово;
  3. назвать средства грамматической связи (выделить окончание у зависимого слова или окончание и предлог);
  4. определить модель словосочетания;
  5. определить тип связи.

Теоретический материал для углублённого изучения

Виды связи слов в словосочетаниях

Согласование – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное. Например, «в новом доме» (главное и зависимое слово стоят в м.р., ед.ч., П.п.); «деревянного стола» (главное и зависимое слово стоят в м.р., ед.ч., Р.п.).

Управление – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определённом падеже. Например, «видеть (что?) дом» (В.п.); «сидеть (на чём?) на траве (П.п.)».

Примыкание – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным по смыслу. Например, «бегать быстро», «учиться отлично».

При определении вида связи в словосочетании удобно пользоваться таблицей, в которой отражены вопросы от главного слова к зависимому и модель словосочетания.

Формы связи зависимого слова от главного

Зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное

Зависимое слово ставится при главном в определённом падеже

Зависимое слово связано с главным только по смыслу

Источник

Adblock
detector