Меню

Лучом солнца сложное предложение

Предложения со словом «солнце»

Со сло­вом «солн­це» соста­вим пред­ло­же­ния про­стые и слож­ные. Слово «солн­це» может быть под­ле­жа­щим или вто­ро­сте­пен­ным чле­ном предложения.

Прежде чем при­ве­сти при­ме­ры пред­ло­же­ний со сло­вом «солн­це», опре­де­лим его часть речи.

Часть речи слова «солнце»

Принадлежность к опре­де­лен­ной части речи сло­ва «солн­це» выяс­ним по его грам­ма­ти­че­ским признакам.

Багряное солн­це быст­ро зака­ти­лось за гору.

Это сло­во обо­зна­ча­ет пред­мет и отве­ча­ет на вопрос: что?

Им назы­ва­ют небес­ное све­ти­ло в виде рас­ка­лен­но­го шара, кото­рый посы­ла­ет на Землю свет и тепло.

Значит, это неоду­шев­лен­ное суще­стви­тель­ное. Оно соче­та­ет­ся с место­име­ни­я­ми и прилагательными:

Укажем у него кате­го­рию сред­не­го рода. Понаблюдаем, как это сло­во изме­ня­ет­ся по паде­жам в фор­мах един­ствен­но­го числа:

  • и. п. (что?) солнц е
  • р. п. луч (чего?) солнц а
  • д. п. рад (чему?) солнц у
  • в. п. видим (что?) солнц е
  • т. п. любу­юсь (чем?) солнц ем
  • п. п. рас­ска­жи (о чём?) о солнц е

Как видим, грам­ма­ти­че­ская фор­ма «солн­це» с окон­ча­ни­ем быва­ет в име­ни­тель­ном, вини­тель­ном и пред­лож­ном паде­же с пред­ло­гом. Это сло­во в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа явля­ет­ся под­ле­жа­щим. В фор­мах кос­вен­ных паде­жей оно высту­па­ет в роли допол­не­ния, опре­де­ле­ния или обстоятельства.

Предложения со сло­вом «солн­це» могут быть про­сты­ми и слож­ны­ми. Если в пред­ло­же­нии кро­ме глав­ных чле­нов при­сут­ству­ют вто­ро­сте­пен­ные, то пред­ло­же­ние явля­ет­ся рас­про­стра­нен­ным.

Примеры предложений

Простые предложения

На синий полог неба выка­ти­лось жар­кое солнце.

Мы радост­но улы­ба­ем­ся утрен­не­му солнцу.

На солн­це быст­ро надви­га­ет­ся сизая туча.

Под солн­цем колы­шут­ся зре­лые коло­сья золо­той пшеницы.

В лучах солн­ца игра­ет реч­ная волна.

Каждая былин­ка на зем­ле упря­мо тянет­ся к солнцу.

Весь мир залит осле­пи­тель­ным солнцем.

Этот малень­кий росток, согре­тый солн­цем, ско­ро ста­нет могу­чим дубом.

Под жгу­чим солн­це выго­ре­ли в сте­пи тра­вы и цветы.

Сложные предложения

Серебристая роса на тра­вах высох­ла, едва на небо взо­шло лет­нее солнце.

Солнце уже кло­нит­ся к запа­ду, и в лесу ста­но­вит­ся сумрачно.

Свинцовая туча надви­ну­лась на солн­це, и тень лег­ла на землю.

Ночь отсту­пи­ла, когда под­ня­лось на небо яркое солн­це и сра­зу завла­де­ло миром.

Туристы под­ня­лись на древ­нюю баш­ню, что­бы посмот­реть вели­ко­леп­ный закат солнца.

Сейчас всем уже извест­но, что Солнце — это звез­да, а не планета.

Все зна­ют, что дол­го заго­рать на солн­це вред­но для здоровья.

Меня раз­бу­дил луч солн­ца, кото­рый про­крал­ся сквозь щелоч­ку меж­ду занавесками.

Погода неустой­чи­вая: либо солн­це све­тит, либо дож­дик накрапывает.

Зимой все меч­та­ют о теп­лом солн­це, когда на ули­це тре­щит мороз.

Источник

Предложения со словом «солнце» (20 примеров)

Со сло­вом «солн­це» соста­вим пред­ло­же­ния про­стые и слож­ные. Слово «солн­це» может быть под­ле­жа­щим или вто­ро­сте­пен­ным чле­ном пред­ло­же­ния.

Прежде чем при­ве­сти при­ме­ры пред­ло­же­ний со сло­вом «солн­це», опре­де­лим его часть речи.

Часть речи слова «солнце»

Принадлежность к опре­де­лен­ной части речи сло­ва «солн­це» выяс­ним по его грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам.

Багряное солн­це быст­ро зака­ти­лось за гору.

Это сло­во обо­зна­ча­ет пред­мет и отве­ча­ет на вопрос: что?

Им назы­ва­ют небес­ное све­ти­ло в виде рас­ка­лен­но­го шара, кото­рый посы­ла­ет на Землю свет и теп­ло.

Значит, это неоду­шев­лен­ное суще­стви­тель­ное. Оно соче­та­ет­ся с место­име­ни­я­ми и при­ла­га­тель­ны­ми:

Укажем у него кате­го­рию сред­не­го рода. Понаблюдаем, как это сло­во изме­ня­ет­ся по паде­жам в фор­мах един­ствен­но­го чис­ла:

  • и. п. (что?) солнц е
  • р. п. луч (чего?) солнц а
  • д. п. рад (чему?) солнц у
  • в. п. видим (что?) солнц е
  • т. п. любу­юсь (чем?) солнц ем
  • п. п. рас­ска­жи (о чём?) о солнц е

Как видим, грам­ма­ти­че­ская фор­ма «солн­це» с окон­ча­ни­ем быва­ет в име­ни­тель­ном, вини­тель­ном и пред­лож­ном паде­же с пред­ло­гом. Это сло­во в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа явля­ет­ся под­ле­жа­щим. В фор­мах кос­вен­ных паде­жей оно высту­па­ет в роли допол­не­ния, опре­де­ле­ния или обсто­я­тель­ства.

Предложения со сло­вом «солн­це» могут быть про­сты­ми и слож­ны­ми. Если в пред­ло­же­нии кро­ме глав­ных чле­нов при­сут­ству­ют вто­ро­сте­пен­ные, то пред­ло­же­ние явля­ет­ся рас­про­стра­нен­ным.

Примеры предложений

Простые предложения

На синий полог неба выка­ти­лось жар­кое солн­це.

Мы радост­но улы­ба­ем­ся утрен­не­му солн­цу.

На солн­це быст­ро надви­га­ет­ся сизая туча.

Под солн­цем колы­шут­ся зре­лые коло­сья золо­той пше­ни­цы.

В лучах солн­ца игра­ет реч­ная вол­на.

Каждая былин­ка на зем­ле упря­мо тянет­ся к солн­цу.

Весь мир залит осле­пи­тель­ным солн­цем.

Этот малень­кий росток, согре­тый солн­цем, ско­ро ста­нет могу­чим дубом.

Под жгу­чим солн­це выго­ре­ли в сте­пи тра­вы и цве­ты.

Сложные предложения

Серебристая роса на тра­вах высох­ла, едва на небо взо­шло лет­нее солн­це.

Солнце уже кло­нит­ся к запа­ду, и в лесу ста­но­вит­ся сумрач­но.

Свинцовая туча надви­ну­лась на солн­це, и тень лег­ла на зем­лю.

Ночь отсту­пи­ла, когда под­ня­лось на небо яркое солн­це и сра­зу завла­де­ло миром.

Туристы под­ня­лись на древ­нюю баш­ню, что­бы посмот­реть вели­ко­леп­ный закат солн­ца.

Сейчас всем уже извест­но, что Солнце — это звез­да, а не пла­не­та.

Все зна­ют, что дол­го заго­рать на солн­це вред­но для здо­ро­вья.

Меня раз­бу­дил луч солн­ца, кото­рый про­крал­ся сквозь щелоч­ку меж­ду зана­вес­ка­ми.

Погода неустой­чи­вая: либо солн­це све­тит, либо дож­дик накра­пы­ва­ет.

Зимой все меч­та­ют о теп­лом солн­це, когда на ули­це тре­щит мороз.

Источник

Найдите в тексте и обозначьте. ГДЗ. Упр. 122, Русский язык, 10-11 класс, Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

Спишите один из отрывков. Найдите в тексте и обозначьте сложносо­чинённые, сложноподчинённые и бессоюзные сложные предложения.
Если предложение осложнено, укажите чем. Обособленные члены пред­ложения подчеркните соответствующей линией.

I. Солнце скл..нялось к западу и к..сыми жарк..ми лучами (не)выносимо жгло мне шею и щёки (не)возможно было дотронуться до раск..лённых краёв брички густая пыль подн..малась по дорог.. и наполняла воздух. Не было ни малейш..го ветерка который бы относил её. Впереди нас на одинаковом расст..янии мерно покачивался высокий запылённый кузов к..реты из(за) которой виднелся (из)редка кнут которым помах..вал куч..р его шляпа и фура..ка Якова.
До ближайш..й 5 деревн.. ост..валось ещё вёрст десять а большая (тёмно)л..ловая туча взявш..яся бог знает откуда без малейшего ветра но быстро подв..галась к нам. Солнце ещё (не)скрытое обл..ками ярко освещает её мрачную фи­гуру и серые полосы которые от неё идут до самого г..р..- зонта. Изредка2 (в)дал..ке вспых..вает молн..я и слыш..тся слабый гул постепенно усиливающ..йся и перех..дящий в пр..рывистые раскаты обн..мающие весь небосклон. Васи­лий приподн..мается с козел и подн..мает верх брички ку­чера надевают арм..ки и при кажд..м ударе грома снимают шапки и крест..тся; лошади наст..раживают уши раздувают ноздри как будто пр..нюхиваясь к свеж..му воздуху кото­рым пахн..т от приближающ..йся тучи и бричка скорее катит по пыльной дорог.. .
II. Мне становит(?)ся жутко и я чу(?)ствую как кровь быстрее обращает(?)ся в моих жилах. Но вот передовые облака уже нач..нают закрывать со(?)нце вот оно выгл..нуло в последний раз осв..тило (страшно)мрачную сторону горизонта и скрылось. Вся окрес(?)ность вдруг изменяет(?)ся и прин..- мает мрачный характер. Вот задр..жала осиновая роща листья становятся какого(то) (бело)мутного цвета ярко выдающ..гося на лиловом фон.. тучи шумят и вертят(?)ся макушки больших берёз нач..нают раскач..ват(?)ся и пучки сухой травы летят через дорогу. Стриж.. и бел..грудые ласточки (как)будто с намерени..м ост..новить нас реют вокруг брички и пролетают под самой грудью лошадей галки с растрёпан(?)ыми крылья-ми (как)то боком летают по ветру края кожан(?)ого фартука которым мы застегнулись начинают подн..мат!?)ся пропускать к нам порывы влажного ветра и размах..ваясь бит(?)ся о ку­зов брички. Молния вспыхива..т как(будто) в самой бричк.. ослепля..т зрение и на одно мгновение осв..щает серое сукно и пр..жавшуюся в углу фигуру Волод.. . В ту же секунду над самой головой раздаёт(?)ся велич..ствен(?)ый гул который (как)будто подн..маясь всё выше и выше шире и шире по огром­ной сп..ральной лини.. постепенно усиливает(?)ся и переход..т в оглушит..льный треск невольно заст..вляющ..й тр..петать и сдерж..вать дыхание. Гнев Божий! Как много поэзии в этой простой народной мысл.
(Л. Толстой)

Источник

Русский язык 9 класс. Подготовка к ОГЭ

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

1. Я люблю Древнюю Русь я вижу в ней борьбу страдания народные попытку общества исправить недостатки. 2. Я думаю в школе очень нужна работа по краеведению. 3. Вывернули из-за очередного поворота впереди неожиданно показалась избушка. 4. Последние лучи солнца исчезли золото скал потускнело. 5. Луна растворяясь в пелене сизых туч опускалась к земле свет ее уже потускнел.

Читайте также:  Как победить пророка солнца

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

1.Далеко за Доном громоздились тяжелые тучи наискось резали небо молнии чуть слышно погромыхивал гром. 2. На дворе середина декабря окрестность охваченная неоглядным снежным саваном тихо цепенеет. 3. Сорока подняла голову сквозь тонкий пар мороза блестела золотая Медведица. 4.Назвался груздем полезай в кузов. 5. Солнце дымное встает будет день горячий.

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

Проснулся пять станций убежало назад.

Солнце сильно палит к вечеру соберется гроза.

В первую минуту мне стало обидно они не ищут меня.

Запомните ни один злой человек не бывает счастлив.

Погода утихла тучи расходились снова заблестело солнышко.

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

Хотел рисовать кисти выпадали из рук.

Сзади шапкой стоял лес впереди расстилалось болото справа был пустырь.

Кукушка закуковала пора сеять лен.

Я выглянул из окна и увидел все небо заволокло тучами.

Мороз не страшен воздух сухой ветра нет .

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

Вывернули из-за очередного поворота впереди неожиданно показалась избушка.

На дворе середина декабря окрестность охваченная неоглядным снежным саваном тихо цепенеет.

Мне впервые стало обидно они не ищут меня.

Свернули вправо впереди неожиданно показалась речушка.

Хорошенько запомните ни один человек не смог пройти через это болото.

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

Глинистая дорога раскисла от дождя приходилось жаться к мокрым кустам.

Далеко за Доном громоздились тяжелые тучи наискось резали небо молнии чуть слышно погромыхивал гром.

Солнце сильно палит к вечеру соберется гроза.

Последние лучи солнца исчезли золото скал потускнело.

Запомните ни один злой человек не бывает счастлив.

— быстрая смена событ

— быстрая смена соб.

— быстрая смена событ

— быстрая смена соб.

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

1. Я люблю Древнюю Русь : я вижу в ней борьбу, страдания народные, попытку общества исправить недостатки. (причина) 2. Я думаю : в школе очень нужна работа по краеведению. (дополняет, изъясняет) 3. Вывернули из-за очередного поворота — впереди неожиданно показалась избушка. ( быстрая смена событий) 4. Последние лучи солнца исчезли — золото скал потускнело. (следствие) 5. Луна, растворяясь в пелене сизых туч, опускалась к земле; свет ее уже потускнел. (1 пр. осложнено д.о.)

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

Далеко за Доном громоздились тяжелые тучи, наискось резали небо молнии, чуть слышно погромыхивал гром. (одновременность событий)

На дворе середина декабря; окрестность, охваченная неоглядным снежным саваном, тихо цепенеет. (осложнено прич. Об.)

Сорока подняла голову: сквозь тонкий пар мороза блестела золотая Медведица. (пояснение)

Назвался груздем- полезай в кузов. (условие)

Солнце дымное встает- будет день горячий. (следствие, результат)

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

Проснулся- пять станций убежало назад. ( быстрая смена событий)

2.Солнце сильно палит-к вечеру соберется гроза. (следствие, результат)

3.В первую минуту мне стало обидно: они не ищут меня. (причина)

4.Запомните: ни один злой человек не бывает счастлив. (изъяснение)

5.Погода утихла, тучи расходились, снова заблестело солнышко. (перечисление)

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

Хотел рисовать- кисти выпадали из рук. (противопоставление)

Сзади шапкой стоял лес, впереди расстилалось болото, справа был пустырь. (перечисление)

Кукушка закуковала – пора сеять лен. (условие. время)

Я выглянул из окна и увидел: все небо заволокло тучами. (изъяснение, дополнение)

Мороз не страшен: воздух сухой, ветра нет . (причина)

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

Вывернули из-за очередного поворота — впереди неожиданно показалась избушка. ( быстрая смена событий)

На дворе середина декабря; окрестность, охваченная неоглядным снежным саваном, тихо цепенеет. (осложнено прич. Об.)

Мне впервые стало обидно: они не ищут меня. (причина)

Свернули вправо — впереди неожиданно показалась речушка. ( быстрая смена событий)

Хорошенько запомните: ни один человек не смог пройти через это болото. (изъяснение)

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

Глинистая дорога раскисла от дождя- приходилось жаться к мокрым кустам. (следствие, результат)

Далеко за Доном громоздились тяжелые тучи, наискось резали небо молнии, чуть слышно погромыхивал гром. (одновременность событий)

Солнце сильно палит — к вечеру соберется гроза. (следствие, результат)

Последние лучи солнца исчезли — золото скал потускнело. (следствие)

5. Запомните: ни один злой человек не бывает счастлив. (изъяснение)

Тест «Знаки препинания в БСП» В-1

1. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Он чувствовал себя нехорошо: тело было слабо, в глазах ощущалась тупая боль.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

4) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2. Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении.

Будут билеты ( ) поедем на всё лето к Черному морю.

1) Ставится двоеточие, вторая часть бессоюзного предложения имеет причинное значение.

2) Ставится тире, первая часть бессоюзного предложения обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части.

3) Ставится тире, вторая часть имеет значение вывода.

4) Ставится двоеточие, вторая часть раскрывает утверждение в первой части.

3. Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении.

Науку надо любить ( ) у людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука.

1) Ставится двоеточие, так как вторая часть сложного предложения имеет значение причины.

2) Ставится двоеточие, так как во второй части сложного предложения конкретизируется содержание первой части.

3) Ставится тире, так как вторая часть сложного предложения имеет значение следствия.

4) Ставится тире, так как в первой части сложного предложения говорится об условии действия, описанного во второй части.

4. В каком предложении вместо тире нужно поставить двоеточие?

1) Богатому не спится — богатый вора боится.

2) Это было не только горе — это была полная перемена жизни, всего будущего.

3) Двухмесячное пребывание в деревне, чистый воздух, свобода, уженье — всё это разнилось с нашей городской жизнью.

4) Все холостяки, жившие в доме, щеголявшие в козацких свитках, лежали здесь почти целый день на лавке, под лавкою, на печке — одним словом, везде .

5. В каком предложении не должно ставиться тире?

1) Художник Коровин был талантлив во всем — он прекрасно пел, играл в любительских спектаклях, писал воспоминания.

2) Простить виноватого — верное решение.

3) Единственный признак жизни — бесконечное кружево заячьих следов, изредка пересекаемых глубокой волчьей тропой.

4) Вот у кур есть курятник, у лошадей — стойло, у собаки — конура, а только я один должен был скитаться где попало.

6. В каком предложении есть пунктуационная ошибка?

1) Сергейчеву необходимо было встретиться с Валей — ему надоела неопределенность в их отношениях.

2) «Обыкновенная история» — первое произведение Гончарова — громадный росток, только что пробившийся из земли, ещё не окрепший, зеленый, но переполненный свежими соками.

3) Сказка в фольклоре — это устный рассказ о выдуманном событии, носящий фантастический, приключенческий или анекдотический характер.

Читайте также:  Солнце с белыми лучами по плану

4) Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун — большой праздник для крестьянских мальчиков.

7. Расставьте пропущенные знаки препинания. Постройте схемы – объяснения только для знаков препинания в БСП.

Нынче жарко парит на дворе тепло пахнет разогретой муравой из-за ярки-зелёных вершин сада ослепительно белеют великолепно круглящиеся облака.

Однажды я вычитал где-то такую мысль с возрастом уменьшается вероятность человеческой гибели.

Мелкий дождик сеет с утра выйти невозможно.

Погода все эти дни стояла хмурая несколько раз начинал моросить дождь отдалённые горы были задёрнуты не то туманом не то какою-то мглою.

Не плюй в колодец пригодится воды напиться.

Он засмеётся все хохочут нахмурит брови все молчат.

В голове моей родилось подозрение этот слепой не так слеп как оно кажется.

Я помню чудное мгновенье передо мной явилась ты.

Он достал часы стрелки показывали одиннадцать без трёх минут.

Мы очень зябли ночи уже были холодные ветреные.

Критерии оценивания: «5» — безукоризненно, «4» — до 3 ошибок, 4-5 ошибок – «3»

Тест «Знаки препинания в БСП» В-2

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

С первым лучом солнца он уже был на ногах: ему предстоял долгий и трудный путь по Гималаям.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

2) Первая часть бессоюзного сложного предложения называет время совершения действия, о котором говорится во второй части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет, раскрывает содержание первой части.

4) Ставится двоеточие после обобщающего слова перед однородными членами.

Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении.

Наша борзая погналась за лисой ( ) не тут-то было.

1) Ставится двоеточие, вторая часть бессоюзного предложения имеет причинное значение.

2) Ставится тире, содержание второй части противопоставляется содержанию первой.

3) Ставится тире, вторая часть имеет значение вывода.

4) Ставится двоеточие, вторая часть уточняет содержание первой.

Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении.

Собака была славная: ушки торчком, хвост колечком, глаза умные-умные.

1)Вторая часть БСП указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

2)Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.

3) Обобщающее слово стоит перед однородным членами предложения.

4) Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.

В каких предложениях нужно поставить тире? (Знаки не расставлены.)

1) Я встал подошёл к окну за окнами всё было снежно и безмолвно.

2) Андрей Матвеевич был известный донской атаман.

3) Д.С. Лихачев утверждает «Память это преодоление времени преодоление смерти».

4) Гусь взял в клюв веревочку и потянул её раздался оглушительный выстрел

5. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) Любишь кататься – люби и саночки возить.

2) Сейчас вода в озере была очень черная, прозрачная: вся ряска к зиме спустилась на дно.

3) Наступал вечер: шел дождь, с севера порывисто дул ветер.

4) Только шагнули мы вперед – из-за куста раздался выстрел.

6. В каком предложении есть пунктуационная ошибка?

1) Сергейчеву необходимо было встретиться с Валей — ему надоела неопределенность в их отношениях.

2) «Обыкновенная история» — первое произведение Гончарова — громадный росток, только что пробившийся из земли, ещё не окрепший, зеленый, но переполненный свежими соками.

3) Сказка в фольклоре — это устный рассказ о выдуманном событии, носящий фантастический, приключенческий или анекдотический характер.

4) Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун — большой праздник для крестьянских мальчиков.

7. Расставьте пропущенные знаки препинания. Постройте схемы – объяснения только для знаков препинания в БСП.

Дубовые кусты разрослись по скатам оврага около родника зеленеет короткая бархатная трава солнечные лучи почти никогда не касаются его холодной, серебристой влаги.

Варвара прислушалась донёсся шум вечернего поезда.

Погода была ужасная ветер выл мокрый снег падал хлопьями.

Он достал часы стрелки показывали одиннадцать без трёх минут.

Служить бы рад прислуживаться тошно.

Чин следовал ему он службу вдруг оставил.

Волков бояться в лес не ходить.

Гарт поворачивал голову к окну и предчувствие сбывалось безветрие и бледная осень стояли над городом.

Я помню чудное мгновенье передо мной явилась ты.

Не плюй в колодец пригодится воды напиться.

Критерии оценивания: «5» — безукоризненно, «4» — до 3 ошибок, 4-5 ошибок – «3»

Контрольная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение», 9 класс. Вариант 1.

Часть А. Объясните постановку знаков препинания в БСП (тире и двоеточия)

Мир строит — война разрушает.

Погода была ужасная: мокрый снег падал хлопьями.

Хочешь добиться уважения — начинай с себя.

Распахнули окна — запах сосен вступил на веранду.

Время стоит ещё раннее, шестой час в начале; золотистый утренний туман вьётся над просёлком, едва пропуская только что показавшееся солнце; трава блестит.

Однажды вместо хлеба буфетчица резала пирог с повидлом – такое выпало счастье!

Андрей простился со своими дома: ни к чему растягивать слёзы и причитания, а себе травить душу.

Посмотрит — рублём подарит.

В доме мало-помалу нарушалась тишина: где-то скрипнула дверь, послышались чьи-то шаги, кто-то чихнул на сеновале.

Не успело солнце пригреть – загудело всё небо.

1.Среди предложений 16-19 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.

(16) С тех пор и брёвна с блиндажа содрали, и нары изнутри, и столик – а худое верное ведро так и осталось у своего блиндажа. (17) Стою над ним, нахлынуло. (18) Ребята чистые, друзья фронтовые! (19) Чем были живы мы и на что надеялись, и самая дружба наша бескорыстная – прошло всё дымом, и никогда уж больше не служить этому ржавому, забытому.

2. Среди предложений 1-8 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

(1) Морозная ночь высушила размокший за день снег, затянула сверху его хрупкой коркой — настом. (2) Собаки не пришли. (3) Рано утром идем нартовым следом обратно к перевалу искать Бойку и Кучума. (4) Слева в полном разливе заря, справа над горами висит запоздалый месяц. (5) Идем ходко. (6) Вокруг тихо. (7) Только под лыжами хрустит снег. (8) Следа собак все еще не видно, а уже скоро перевал. (Г.Федосеев)

3. Среди предложений 1-5 найдите сложное(-ые) бессоюзное(-ые) предложение(-я). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(1) И Павлик горестно замолчал, ломая голову над таинственным исчезновением птички и не менее таинственным исчезновением дяди. (2) Колеса застучали по мостовой. (3)Дилижанс въехал в тенистую улицу, обсаженную акациями. (4) Замелькали серые кривые стволы телефонных столбов, красные черепичные и голубые железные крыши; вдалеке на минутку показалась скучная вода лимана. (5) В тени прошел мороженщик в малиновой рубахе со своей кадочкой на макушке. (В.Катаев).

4.Среди предложений 1-6 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложения.

(1) Совсем стемнело, и я пошел к дому. (2) Холодом тянуло по земле, хрустела под ногами корка льда, схватившая лужи. (3) На опушке в лицо вдруг повеяло теплом. (4) Земля оттаяла, согрелась за день, теперь воздух греется об нее. (5) Я шел полем и вспоминал цветы, оставленные на пеньке. (6) Снова показалось, что стебли их шевелятся, шевелятся в руке. (Ю.Коваль)

5.Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение с разными видами связи: сочинительной, подчинительной и бессоюзной. Напишите номер этого предложения.

1)Хмурый лейтенант – так прозвали в нашем полку лётчика Ярового, и прозвище это лучше всего соответствовало его характеру. (2)Редко кто видел улыбку на его резко очерченных губах. (3)Он был очень странным, этот высокий, нескладный в движениях лейтенант. (4)В свои неполные двадцать семь лет он казался многое повидавшим человеком, всегда гладко выбритое лицо было прорезано глубокими морщинами, а глаза, спокойные, холодные, светло-голубые, смотрели так, как смотрят на мир глаза человека, прожившего долгую жизнь. (5)Как-то по-особенному блестели его глаза. (6)Но не волнение и не испуг, а злость появлялась в них, когда лейтенант буквально выпрашивал у командира каждый лишний вылет, а когда возвращался на аэродром, снова становился мрачным и неразговорчивым.

Читайте также:  Где под солнцем вьюга ширь безбрежная

6.Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Из кармана богослова торчал преогромный рыбий хвост: богослов уже успел подтибрить с воза целого карася.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чем говорится во второй части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит указание на быструю смену событий.

7.Укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении.

Подрастут лебедята — отец с матерью выведут их сперва на воду, а потом начнут учить летать .

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

2) В первой части указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части.

3) Первая часть обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части.

4) Во второй части содержится указание на быструю смену событий.

8.Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении.

Будут деньги ( ) поедем на всё лето к морю.

Ставится тире, первая часть БСП обозначает условие совершения действия, о котором говорится в первой части.

Ставится двоеточие, вторая часть БСП имеет причинное значение.

Ставится тире, вторая часть БСП имеет значение вывода.

Ставится двоеточие, вторая часть БСП раскрывает содержание первой части.

9.Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении.

Науку надо любить ( ) у людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука.

Ставится двоеточие, вторая часть БСП имеет причинное значение.

Ставится двоеточие, вторая часть БСП раскрывает содержание первой части.

Ставится тире, вторая часть БСП имеет значение следствия.

Ставится тире, первая часть БСП обозначает условие совершения действия, о котором говорится в первой части.

10.Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

С первым лучом солнца он уже был на ногах: ему предстоял долгий и трудный путь по Гималаям.

Первая часть БСП называет время совершения действия, о котором говорится во второй части.

Первая часть обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части.

Вторая часть дополняет, раскрывает содержание первой части.

Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

Контрольная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение», 9 класс. Вариант 2.

Часть А. Объясните постановку знаков препинания в БСП (тире и двоеточия)

Мир строит — война разрушает.

Погода была ужасная: мокрый снег падал хлопьями.

Хочешь добиться уважения — начинай с себя.

Распахнули окна — запах сосен вступил на веранду.

Время стоит ещё раннее, шестой час в начале; золотистый утренний туман вьётся над просёлком, едва пропуская только что показавшееся солнце; трава блестит.

Однажды вместо хлеба буфетчица резала пирог с повидлом – такое выпало счастье!

Андрей простился со своими дома: ни к чему растягивать слёзы и причитания, а себе травить душу.

Посмотрит — рублём подарит.

В доме мало-помалу нарушалась тишина: где-то скрипнула дверь, послышались чьи-то шаги, кто-то чихнул на сеновале.

Не успело солнце пригреть – загудело всё небо.

1. Среди предложений 1-11 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

(1) Луна взошла, светло стало, ветер утих, угомонилось озеро. (2) Успокоился и лебедь, дремлет. (3) Тихо.(4) Лишь изредка всплеснет в камышах щука да выпь угукает… (5) Перед утром ветерок вновь дунул, зашелестел камышом ласково, усыпляет. (6) Не слышно лебедю мягких шагов вороватой рыжей лисы. (7) А она уже близко. (8) Рядом! (9) Проснись, лебедь! (10) Проснись! (11) Всполошился лебедь, подставил сильный клюв, да поздно. (В.Свинцов)

2. Среди предложений 1-5 найдите сложное(-ые) бессоюзное(-ые) предложение(-я). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(1) Дождь заливал лес; на опушке, где находился Горбунов, образовались кипящие озера. (2) Ветви деревьев трепетали под тяжестью рушившейся на них воды. (3) В омраченном, перекосившемся воздухе не стало видно немецких укреплений. (4) Но навесной обстрел противника не утихал.(5) Синеватые, призрачные столбы разрывов метались в темной толще ливня; вспышки огня перебегали по полю. (Г.Березко)

3. Среди предложений 1-6 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложений.

Человек отпустил Лешкину руку, но Лешка продолжал идти за ними. (2) Пришли в домоуправление, телефон висел в коридоре. (3) Горела пыльная лампочка. (4) Человек стал звонить, тетя Маша вошла в темную каморку, а Лешка опять прислонился к стене. (5) Тетя Маша, погремев в каморке, вытащила две лопаты. (6) Человек стучал по рычажку — все время было занято. (Э.Дубровский).

4. Среди предложений 1-7 найдите сложное(-ые) бессоюзное(-ые) предложение(-я). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(1) Медведица удирала крупными прыжками по россыпи. (2) За ней, не отставая ни на шаг, бежали два пушистых медвежонка. (3) Откуда только у них прыть взялась! (4) Все препятствия они преодолевали с ловкостью матери, точно копируя ее движения. (5) Выскочив на край снежного поля, семейство задержалось, передохнуло немного и скрылось за изломом. (6) Я покинул место засады довольный: не часто приходится так близко наблюдать жизнь зверей. (7) Для полноты впечатления мне хотелось узнать, что же ела медведица на проталинах. (Г.Федосеев)

5. Среди предложений 14-17 найдите сложное(-ые) предложение(-я) с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(14) «Когда школа впервые распахнула свои двери, Ирина Григорьевна оказалась в числе тех, кто пошёл учиться в первый класс. (15) Мы не знаем, как сложилась судьба её одноклассников: нам никого не удалось разыскать. (16) Послушаем, что нам расскажет первая выпускница школы, а ныне заслуженная швея-мотористка швейной фабрики». (17) Ирина растерялась, словно её вызвали к доске, а урок не приготовлен.

6.Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Я не хотел идти на эту встречу: последний разговор с Виктором оставил в душе неприятный осадок

1) Первая часть БСП указывает на время совершения того, о чем говорится во второй части.

2) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть БСП содержит указание на быструю смену событий.

7.Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении.

Невежды судят точно так ( ) в чём толку не поймут, то всё у них пустяк.

1) Ставится тире, вторая часть БСП имеет значение следствия.

2) Ставится двоеточие, вторая часть БСП раскрывает содержание первой части.

3) Ставится двоеточие, вторая часть БСП имеет причинное значение.

4) Ставится тире, первая часть БСП обозначает условие совершения действия, о котором говорится в первой части.

8.Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

После долгих споров было принято твёрдое решение: будущее лето целиком посвятим путешествию по Владимирской земле.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

9. Укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении.

Не буря соколов занесла через поля широкие – стаи галок несутся к Дону великому.

1) Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

2) В первой части БСП указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части.

3) Первая часть БСП обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части.

4) Первая часть БСП противопоставлена по содержанию второй части.

10.Укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении.

Вдруг я услышал лай – это залаяла соседская собака.

Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

В первой части БСП указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части.

Вторая часть БСП имеет присоединительное значение.

Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

Источник

Adblock
detector