Фильм Луна 2112 — это история космонавта Сэма, который провел почти три года на Луне, обслуживая станцию, занимающуюся добычей редкого газа гелий-3. Все эти годы его поддерживали только робот ГЕРТИ и редкие сообщения с Земли от жены и дочки. За две недели до возвращения Сэм вдруг начинает испытывать галлюцинации и случайно находит за пределами базы своего едва живого клона. Постепенно распутывая клубок тайны, они вдвоем раскрывают страшный заговор против человечности.
Отзывы зрителей
Хороший, умный фильм, он как книга которую можно прочитать не один раз и каждый раз увидеть что-то новое.
Главное в фильме это Человек, человек который способен остатся Человеком и сделать нравственный выбор даже потеряв все свои ценности, лишившись всего того ради чего он жил.
ИМХО Что бы понимать этот фильм надо самому что-то пережить, преодолеть. Тот кто ищет развлекухи, и крутизны тем не сюда им к \»2012\» и т. п.
Сэма Рокуэлла видел до этого только в \»Зелёной миле\», по моему мнению актёр высочайшего уровня.
Писали: \»Фильм — тупизна полная. уснул на 15-й минуте, проснул ся за 5-т минут до конца и все понял — тупое кино в стиле \»Если есть деньги — почему бы не снять\»
Вы деективы тоже так читаете? Купил книгу, прочитал последнюю страницу, всё понял.
Лично я смотрел этот фильм ночью, в рабочую неделю. Спать не потянуло. Проникся атмосферой, фильм держит. Всё ждал подлянки от компьютера(вспоминая Одиссею). Фильм произвёл впечатление.
После просмотра, фильм несколько дней не выходил у меня из головы, очень тронула меня его история. прекрасный фильм с прекрасным саунтреком.
Музыку к фильму написал Clint Mansell, это тот композитор который написал музыку к фильму \»Реквием по мечте\»
Оставить отзыв
Отзывы критиков (анонсы рецензий)
Фильм — дебют 38-летнего Данкана Джонса, который к тому же – сын знаменитого рок-певца Дэвида Боуи, — живая классика космической научной фантастики. Снятый в Англии за сущие гроши, фильм держит в напряжении от первой до последней минуты. Неиспорченное опытом постановок тонкое чутье Данкана Джонса позволило ему сыграть на знакомых образах из кинофантастики всех лет, но ни разу не съехать к штампованным приемам воздействия на зрителя. Данкан Джонс в фильме не делает ни одного шага, чтобы превратить маленькую драму на обратной стороне Луне в метафору для всего человечества. Но прочувствованная каждым в зале история сама в нее превращается. «Луна» учит нас держать одиночество перед лицом мира – потому что нет никакого будущего, нет никакого прошлого: все, что у вас есть – то сейчас, когда вы дочитываете меня.
Фильм про человека на Луне с единственным полноценным персонажем в титрах (играющий вторую по важности роль Кевин Спейси представлен заплеванным экраном с четырьмя сменными смайликами), снятый к тому же сыном автора «Space Oddity», — это немножко слишком хорошо, чтоб оказаться правдой. Но вот, тем не менее, они — сто почти безупречных минут одиночества, страхов и лунной пыли в белоснежном, слегка поцарапанном кубриковском корпусе. «Луна» не переворачивает жанр и не открывает новых горизонтов (к тому же их в космосе, кажется, нет), но берет странным перепадом температур между формой и тем, что внутри: как тот робот (судя по лампочке, двоюродный брат кубриковского ХЭЛа), который протягивает механическую клешню, чтоб утешить сходящего с ума астронавта — сентиментальный жест, сделанный с помощью неживой механики.
Ещё один многообещающий дебют состоялся, режиссёр уже работает над более масштабным проектом, мы же, пусть и в предельно узком прокате, имеем приятную возможность лицезреть в кинотеатрах фильм, если не обречённый попасть в список золотого фонда «серьёзной» кинофантастики, то уж точно составляющий определённую веху на пути возвращения оной на мировые экраны.
Новым словом в космическом кино стал образ робота, который, вопреки ожиданиям, не только не бунтует против человека, но и не устает повторять: «Я здесь, чтобы помочь тебе». Гениальная находка — выражение электронных «эмоций» робота путем смены смайликов на мини-дисплее — вкупе с меланхоличным голосом Кевина Спейси (фильм идет с субтитрами) воплощают новый, лишенный привычного «синдрома Франкенштейна» взгляд на технический прогресс. Нельзя не отметить завораживающую, атмосферную музыку Клинта Мэнселла, одной из первых работ которого был сногсшибательный саундтрек к фильму «Реквием по мечте». И остается только гадать: как при сравнительно небольшом бюджете удалось создать стопудово убедительные лунные пейзажи? Разве что не обошлось без помощи инопланетян: недаром режиссер приходится родным сыном самому «Человеку, который упал на Землю» — Дэвиду Боуи. Уверен, что «Луна» займет достойное место рядом с такими шедеврами, как «2001: Космическая одиссея»и «Солярис». И если когда-нибудь на обратной стороне Луны пройдет первый киносеанс — пусть это будет «Луна» Дункана Джонса!
Мне понравился этот фильм. У режиссера и Рокуэлла получилось сделать главное: привлечь внимание и заставить сопереживать. При этом уже неважно, фантастика это или суровый реализм. Многие великие режиссеры пользовались приемами фантастики для того, чтобы поговорить о психологии и человеческих чувствах. Станет Данкан Джонс великим или нет, будет видно позже. Но то, что его дебют оказался ярким, оригинальным и, безусловно, заслуживающим внимания, уже спокойно можно признать.
У Данкана Джонса поразительно точное чувство ритма и легкая режиссерская рука, его лента в своем безупречном декоративном минимализме выверена настолько, что все отсылки и прямые заимствования воспринимаются как нечто должное. Конечно, миксовать Кубрика и Тарковского опасно для своей же карьеры. Но, сооружая оду эстетике научно-фантастического жанра 70-х, Джонс не стал ни дискутировать с предшественниками, ни впадать в модное нравоучение. На данный момент режиссера волнует лишь одно — сложная материя, из которой были сотканы любимые ленты его юношества. По мере раскрытия сюжета он практически речитативом выкладывает зрителю те самые вопросы, которые ныне стыдно задавать даже в экранизациях детских комиксов. Тем не менее, на этот наивный сценарий с очередной атакой клонов-суррогатов и судьбой одного конкретного человека, которому суждено понять, что делает его таким, зритель будет смотреть в самую последнюю очередь. Зато теперь все будут очень внимательно следить за Джонсом. Как-никак, а «Луна 2112», будучи нескучным, трогательным и перфекционистским моноспектаклем, просто обязана открыть для своего создателя новые горизонты.
«Луна» — хорошая возможность увидеть умный и вменяемый научно-фантастический сюжет, под вывеской которого последние лет двадцать выдают, как правило, комиксы для детей. Рокуэлл Кент дождался, наконец, отличной главной роли — умноженной на два, и при этом единственной главной на всю картину. Да и Кевин Спейси тоже, говорящий за робота не своим голосом, хотя подобные железяки и закончили выпускать году эдак в 76-м. Короче говоря, все от фильма останутся довольны, и пять миллионов долларов на эту маленькое лунное приключение потратили совсем не зря: другие тратят все пятьдесят без всякого толку.
Называть фильм пусть и талантливой, фанатской поделкой не повернется язык, и вот почему. Джонс с каким-то забытым юношеским пылом, свойственным молодым фантастам 70-х, задается вопросами, которые разгаданы так давно, что ответы успели позабыть. Что чувствует человек один на один с космосом? Что делает нас живыми? Как Земля выглядит с Луны, в конце концов? Но самое главное, что отвечает он на них, пользуясь лишь силами фантазии, а не конвейером спецэффектов. Будем честны, все правильно, ведь воображение легко может забросить и подальше Луны, а машину, будь ты хоть трижды Майкл Бэй, летать не заставишь.
Неплохая по задумке, да и по реализации, «Луна» стала куда больше напоминать фан-фик, чем независимое авторское кино — тем более что и дизайн, и спецэффекты, и главная идея фильма (во многом напоминающая мораль «Приключений Электроника») тоже выполнены в духе заржавевшей фантастики 80-х. И все-таки Джонсу никак нельзя отказать в находчивости: сняв фильм о том, что даже генетически модифицированные организмы имеют право на полноценную жизнь, он заранее застраховал себя от упреков во вторичности. Да, химера — но какая душевная!
Источник
Луна 2112
Стюарт Финиган, Труди Стайлер
Данкан Джонс, Натан Паркер
Liberty Films UK Xingu Films Limelight
Выход фильма «Луна 2112» (оригинальное название — Moon)
«Луна́ 2112» (в оригинале — «Луна», англ. Moon ) — британский научно-фантастический фильм 2009 года, полнометражный режиссёрский дебют сына Дэвида Боуи — Данкана Джонса. Главную (и фактически единственную) роль в фильме исполнил Сэм Рокуэлл. Большое значение для образного строя картины имеет оригинальная музыка Клинта Мэнселла.
Действие фильма происходит в будущем. Сэм Белл — астронавт-контрактник, заканчивает трёхлетнюю одиночную вахту на лунном горнодобывающем комплексе компании «Лунар». Комплекс обеспечивает добычу изотопа гелий-3, с помощью которого удалось остановить катастрофический энергетический кризис на Земле. Сэм живёт на лунной базе «Саранг», которая расположена на обратной стороне Луны и на которой кроме него есть только робот по имени ГЕРТИ (голос Кевина Спейси). Прямой связи с Землёй у базы нет из-за повреждения лунного ретранслирующего спутника, поэтому обмен сообщениями с Землёй осуществляется через удалённые космические базы с большой задержкой. Время от времени Сэму приходят видеозаписи обращений его жены; на Земле его также ждёт маленькая дочь.
За две недели до окончания трёхлетней вахты Сэм начинает чувствовать неладное. У него начинается расстройство психики, вызванное длительным одиночеством. Когда в очередной раз Сэм отправляется забрать добытый изотоп из работающего добывающего модуля, он видит галлюцинацию, отвлекается и попадает в аварию, столкнувшись с модулем…
Сэм приходит в себя в изоляторе (медицинском отсеке станции), но не помнит о произошедшей аварии. Подсмотрев прямой разговор робота с Землёй, он начинает подозревать, что его обманывают. Обманув ГЕРТИ и отправившись на место аварии, он находит луноход и в нём ещё живого своего абсолютного двойника, который утверждает, что именно он — настоящий Сэм Белл. Каждый из них пытается разобраться в этой непростой ситуации, но отношения у них не ладятся, что вскоре приводит к драке.
Постепенно, при участии запрограммированного на помощь людям ГЕРТИ и тщательного обыска станции на предмет тайников они выясняют, что оба они — клоны человека, который, по-видимому, живёт на Земле и чьи отредактированные воспоминания внедрены в память клонов. На станции размещены анабиозные капсулы с клонами, которых пробуждают по одному каждые три года (или если предыдущий клон гибнет в аварии), а «старый», отслуживший свою вахту и исчерпавший свой ресурс клон, под предлогом возвращения на Землю уничтожается в замаскированном под криосаркофаг инсинераторе. Два Сэма обследуют окрестности и обнаруживают, что прямая связь с Землёй не потеряна, а намеренно заглушается специальными устройствами на базах «Луна» с порядковыми номерами, размещёнными вокруг обитаемой станции. Один из Сэмов выходит на прямую связь с Землёй и узнаёт, что «его» жена умерла, а родившейся, по его представлениям, три года назад дочери на самом деле уже 15 лет. При этом она живёт с отцом, который скорее всего и есть реальный Сэм Белл.
Под предлогом необходимости ремонта харвестера (заготовительный модуль) земная база высылает экспедицию «Элиза» (англ. Eliza ). Однако клонам уже известна истинная цель прибывающей команды, как и то, что если на базе обнаружится сразу два Сэма, их обоих тут же убьют, чтобы избежать утечки информации. В преддверии прибытия экспедиции, второй Сэм даёт ГЕРТИ команду оживить третьего клона, договаривается с первым Сэмом убить нового клона и вернуться на Землю транспортной ракетой, сам же он хочет остаться под видом единственного Сэма, подложив тело третьего клона в харвестер. Первый Сэм против убийства себе подобного и по мере ухудшения своего состояния понимает, что улететь должен второй Сэм. В итоге, третий клон Сэма активируется к работе, умирающего первого Сэма сажает обратно в сломанный луноход второй Сэм, который и летит на Землю. Перед полетом на Землю он успевает запрограммировать харвестер, так, что тот врезается в генератор помех и прямой выход в эфир с Землёй становится возможен. ГЕРТИ просит перегрузить его, так как хочет помочь Сэму — таким образом он потеряет в своей памяти события, связанные с тремя клонами, что позволить обеспечить некоторую безопасность для второго Сэма, который возвращается на Землю в ракете для доставки Гелия-3, яркой точкой пролетая мимо лунохода с умирающим Сэмом, к которому уже подбирается «Элиза».
На последних кадрах слышатся отрывки из передачи новостей с Земли, где в связи с разоблачениями прибывшего клона разгорается скандал и начинаются судебные разбирательства относительно злоупотребления клонированием со стороны компании «Лунар». Сам Сэм, который, как выясняется, клон №6, оказывается встречно обвинен руководством компании и в центре скандала.
Фильм был снят на крохотный для научной фантастики бюджет в 5 млн $ [3] . Расходы на производство были сведены к минимуму. Съёмки проходили в английской студии «Шеппертон» и были завершены за 33 дня. В фильме многие объекты не являются компьютерными моделями, а созданы в виде макетов (лунная станция, харвестеры и т. д.). Интересно, что у Джонса и его команды не было денег даже на радиоуправляемые модели, они возили свои луноходы в прямом смысле за веревочку. Леску потом пришлось стирать на компьютере [3] .
Фильм снят во время забастовки сценаристов, из-за которой многие другие проекты были остановлены. Режиссёр Данкан Джонс говорит, что ему благодаря «затишью» удалось набрать в команду первоклассных мастеров по спецэффектам. По словам режиссёра, фильм был показан некоторым специалистам из NASA, которые поинтересовались, почему добыча гелия-3 велась на обратной стороне Луны, хотя на видимой части гелий-3 есть в большем количестве (см. Планы добычи гелия-3 на Луне).
Выход фильма
Компания Independent занимается международными продажами фильма. [4] Sony Pictures Worldwide Acquisitions Group приобрела права на распространение фильма в англоязычных странах. [5] Премьера фильма состоялась на кинофестивале «Санденс» в январе 2009 года. [6] Sony Pictures Classics начала распространять фильм в июне 2009 года. [7] В широкий прокат фильм не выходил. Права на распространение фильма на территории США и Канады были приобретены компанией «Sony Pictures Classics», фильм выпущен в ограниченный прокат в Северной Америке 12 июня 2009 года. В России фильм вышел в прокат 17 сентября 2009 года. Телепремьера фильма на российском телевидении состоялась 12 апреля 2010 года, в День космонавтики, на телеканале ТВ3.
Отзывы критиков
Кинокритики увидели в «Луне 2112» весьма многообещающий режиссёрский дебют: на сайте Rotten Tomatoes девять из десяти отзывов оказались положительными. [8] К удачам картины в лондонской Times отнесены меланхоличный тон, неспешный ритм и внимание к деталям повседневной жизни — черты, совершенно нетипичные для научной фантастики последних десятилетий. [9] Питер Трэверс из журнала Rolling Stone выделяет «Луну» как редкое для нулевых годов произведение кинофантастики, которое в большей степени зависит от идей, чем от «компьютерных фокусов». [10] Рецензент The New York Times увидел в фильме высказывание по поводу неизбежности конфликта неистребимых человеческих желаний и чувств с всё обезличивающей логикой технологического прогресса. [11]
К недостаткам фильма относят «провисание» драматической интриги, впрочем, практически неизбежное в фильме с единственным актёром. [12] Рецензент The Guardian объясняет это тем, что создатели ленты слишком рано раскрыли зрителю основные фабульные тайны. [12] Дж. Хоберман (Village Voice) иронизирует по поводу производности «Луны» от более ранних фильмов, в которых рассматривались вопросы взаимозаменяемости людей и репликантов («Бегущий по лезвию»); проблему же космического одиночества отец режиссёра поднял за 40 лет до выхода фильма. [13]
В других рецензиях также отмечается, что фильм снят с оглядкой на эпоху интеллектуальной фантастики, когда появились такие философско-футуристические шедевры, как «Космическая одиссея» (1968), «Молчаливый бег» (1971) и «Солярис» (1972). [12] [9] [14] Роджер Эберт полагает, что минималистичные декорации лунной станции в стиле 1970-х навеяны «Космической одиссеей» Кубрика. [14] Кинообозревателю Times «Луна 2112» напомнила другой фильм об одиночестве, отчаянии и невозможности общения — «Человек, который упал на Землю» (1976), главную роль в котором сыграл отец режиссёра. [9]
Награды
2009 — премия за лучший новый британский художественный фильм на Эдинбургском кинофестивале
2009 — Гран-при за лучший европейский фэнтези-фильм на кинофестивале в Эспоо
2009 — приз лучшему актёру (Сэм Рокуэлл) на кинофестивале в Сиэтле
2010 — Премия за лучший дебют британского сценариста, режиссёра или продюсера BAFTA 2010
2010 — Премия Хьюго как лучшая полнометражная фантастическая постановка 2009 года. [15]
Сиквелы
Режиссёр Данкан Джонс заявил о намерении снять ещё два фильма в тех же пространственно-временных координатах, что и «Луна 2112». По крайней мере в одном из них должен вновь появиться Сэм Белл в исполнении Рокуэлла. [16] Эту ленту Джонс описал как «послание в любви к «Бегущему по лезвию». [17]