Рецензия на фильм «Луна 2112»
«Луна 2112» Данкана Джонса, в которой одинокий диспетчер Рокуэлл разбирается с чудесами на лунной станции, демонстрирует настоящий раритет — умную научную фантастику.
Трейлер
Командированный диспетчер (Сэм Рокуэлл) могущественной корпорации по добыче на Луне пресловутого гелия-3, заменившего на Земле иссякнувшие углеводороды, готовится сдавать вахту, откуковав три года в компании приборов-аппаратов, пунктуального робота, умеющего стричь волосы и говорящего голосом Кевина Спейси, и общаясь с видеопосланиями своей жены. Естественно, что в такой одинокой обстановке у этого правильного человека, верящего в Америку и рок-н-ролл, начались глюки: по стерильной станции, откуда ни возьмись, начала разгуливать голая девочка-подросток, а в сломавшемся луноходе диспетчер обнаруживает еле живую копию себя любимого. От робота, которого перезамкнуло при виде такого поворота событий, правды не дождешься. Земля, хмуро оценившая обстановку, высылает аварийную команду, до прибытия которой есть время выяснить, что все это на самом деле значит.
Для тех, кто вникал в историю научно-фантастического жанра за последние лет сорок, дебютная работа Данкана Джонса вызовет правильные ассоциации с мужественной эстетикой 70-х, когда кадр набивали под завязку непонятным оборудованием на цветных светодиодах, а романтичные бородачи в скафандрах, жавшие на кнопки вдали от матушки-земли, были простыми и честными тружениками космоса. Режиссер своих симпатий не скрывает, и среди источников вдохновения называет, например, «Молчаливое бегство» /Silent Running/ (1971) – космическое приключение самого рубежа 70-х, очень похожее по антуражу, и первого «Чужого» (1988). В общем, дежа-вю при виде разгуливающего по станции ребенка и психоделические двойники не должны вводить тут в заблуждение: «Солярисом» (1972) и Филипом Диком Джонс удивлять никого не собирался, скорее уж старым-добрым Робертом Шекли или проверенным стариной Кларком. Хотя в какой-то момент и кажется, что в диспетчера вселился галлюциногенный пришелец-вирус, а из-за угла выйдет под музыку Эдуарда Артемьева озабоченный Донатас Банионис.
Для тех, кто в историю жанра не вникал и вникать не собирается, «Луна» – хорошая возможность увидеть умный и вменяемый научно-фантастический сюжет, под вывеской которого последние лет двадцать выдают, как правило, комиксы для детей с дефектом мозга. Рокуэлл Кент дождался, наконец, отличной главной роли – умноженной на два, и при этом единственной главной на всю картину. Да и Кевин Спейси тоже, говорящий за робота не своим голосом, хотя подобные железяки и закончили выпускать году эдак в 76-м. Короче говоря, все от фильма останутся довольны, и пять миллионов долларов на эту маленькое лунное приключение потратили совсем не зря: другие тратят все пятьдесят без всякого толку.
Другое дело, что если в словосочетании «научная фантастика» вы делаете ударение на второй части, «Луна» удивит вас мало: именно такими стали бы лунные производственные фильмы, не сверни американцы программу «Аполлон».
Источник
Луна 2112
3 минуты на чтение
Moon
Жанр: научно-фантастическая драма
Производство: Великобритания
Режиссер: Дункан Джонс
В ролях: Кевин Спейси, Сэм Рокуэлл, Мэтт Берри
Премьера: 17 сентября 2009 года
Возрастной рейтинг: R (17+)
Похоже на:
«Солярис» (1972)
«Бегущий по лезвию» (1982)
Вообще мы не ожидали, что фильм Дункана Джонса будет допущен к широкому прокату в России. Он слишком неторопливый и чересчур камерный, чтобы щекотать нервы. Уподобившись поэтам, сын Дэвида Боуи устремил взгляд к небесному телу, без которого мы вряд ли сможем представить ночное небо. Согласитесь, Луна не самое подходящее место для эпических сюжетов: там унылый пейзаж, да и недвижимость дороговата. Зато это отличная декорация, чтобы вывернуть наизнанку душу человека: места хоть отбавляй и не мешает никто. В качестве подопытного — Сэм Белл, чьи обязанности заключались в наблюдении за автоматическими добытчиками гелия-3. Соловеющему от одиночества вахтеру требовалось продержаться всего чуть-чуть до истечения срока контракта, когда после несчастного случая из поврежденного вездехода его спас… он сам. Незнакомец был ошарашен не меньше. Кто же он? Пришелец, клон или просто затейливая галлюцинация?
С чего ты взял, что я похож на тебя? Может, это ты похож на меня!
Сэм разговаривает сам с собой — в буквальном смысле
Пустынные, но от того не менее притягательные пейзажи сделаны с минимальным использованием компьютерной графики. Верите?
Любуясь на свое отражение во плоти, нетрудно заметить изъяны. «Стал ли я именно тем, кем хотел стать? Что если копия вовсе не он, а я?» — именно об этом спрашивает герой себя и очаровательного механического помощника Герти. Впрочем, будучи современным человеком, Джонс задает еще один важный вопрос: «Предположим, ваша личность действительно нереальна, как и воспоминания. Ну и что вы будете с этим делать?»
Смакуя центральный конфликт с нескрываемым наслаждением, режиссёр доказывает, что жанр фантастики — повод не только раскрасить экран взрывами, но и поставить персонажа в такую ситуацию, где наиболее полно раскроются его качества. Вакуум — отличный фильтр от шумового фона цивилизации. Благодаря ему в «Луне» мы видим дистиллят эмоций, не засорённых влиянием социума. Делу помогает и Сэм Рокуэлл, для которого «Луна» стала бенефисом, тем более сценарий писался именно под этого актера. Удивительно, но несмотря на мрачность и депрессивность, в конечном итоге фильм воспринимается как вполне жизнеутверждающий.
Внутренности лунной станции проектировал дизайнер, создавший интерьеры «Сулако» в «Чужом». Верите?
Джонс взял всё лучшее у классики научной фантастики, причем не только в плане смысловой нагрузки и стилистики, но и в технических аспектах. Фильм был снят именно так, как это делали в 80-х и 90-х годах прошлого века. База представляла собой замкнутую декорацию, словно модуль «Сулако» в «Чужом», а пейзажи Луны и техники снимались при помощи миниатюр. Заметно: далеко не каждая студия компьютерной графики сумеет обеспечить такой уровень детализации вымышленных объектов. Ну а музыка весьма уважаемого нами Клинта Мансвелла («Фонтан») многократно усиливает эффект от и без того магического визуального ряда. Остается только позавидовать мастерству британских специалистов и пожелать скорейшего возвращения моды на фантастические фильмы.
Источник
Фильм «Луна 2112»: отзывы, сюжет, актеры и роли
«Луна 2112» — американский низкобюджетный научно-фантастический фильм режиссера и сценариста Данкана Джонса. Вышел на экраны в 2009 году. Главные роли исполнили Сэм Рокуэлл и Кевин Спейси. Получил отличные отзывы от зрителей и критиков.
Режиссер
Данкан Джонс — сын знаменитого на весь мир музыканта Дэвида Боуи от первого брака. В юности изучал философию в университете, однако вскоре переключил свое внимание на кинопроизводство. Работал оператором, сценаристом видеоигр и режиссером рекламных роликов. В 2006 году прославился провокационной рекламной кампанией для модного бренда FCUK. После премьеры видеоролика для продвижения новой линии одежды, в котором дерутся две женщины, было написано более ста жалоб различными комитетами и отдельными людьми в Агентство по контролю рекламы.
Задумка и кастинг
Дебютным полнометражным фильмом Данкана Джонса должен был стать научно-фантастический триллер «Немой», премьера которого прошла недавно на платформе Netflix. Когда режиссер пришел к Сэму Рокуэллу с просьбой сыграть одну из второстепенных ролей, тот попросил отдать ему центральную партию. На это место уже был назначен шведский актер Александр Скарсгард. Однако Джонс так хотел поработать с будущим лауреатом премии «Оскар», что специально для него в соавторстве с Нэйтаном Паркером написал сценарий «Луны 2112». Сэм Рокуэлл был первым выбором на роль Сэма Белла, однако, по признанию режиссера, если бы актер отказался, то главного героя на экране изобразил бы британец Пэдди Консидайн.
Вторую главную роль, голос робота Герти, предложили Кевину Спейси. Он согласился при одном условии: вначале он посмотрит готовый фильм, а после, если ему конечный продукт понравится, озвучит свои реплики. Однако дубляж «Луны 2112» на русский язык лишил российского зрителя возможности насладиться актерской игрой оскаровского лауреата. Зрители, посмотревшие картину в оригинале, отмечали, что Спейси при исполнении роли робота ориентировался на Хала из легендарной «Космической Одиссеи» Стэнли Кубрика.
Остальные актеры фильма «Луна 2112» появляются лишь в эпизодах. Роль дочери Сэма сыграла известная в будущем модель и актриса Кая Скоделарио.
Съемочный процесс
Фильм «Луна 2112» был снят всего за тридцать три дня при рекордно низком бюджете в пять миллионов долларов. Съемки на натуре заняли всего восемь дней. Благодаря забастовке сценаристов в 2009 фильм «Луна 2112» смог заполучить лучших мастеров по специальным эффектам практически за бесценок, ведь большинство съемок были остановлены до окончания забастовки.
При съемочном процессе Данкан Джонс делал упор на практические спецэффекты, не прибегая к компьютерной графике и зеленому экрану. Благодаря этому, отзывы на фильм «Луна 2112» содержат в себе множество сравнений с научной фантастикой семидесятых и восьмидесятых годов прошлого века. Но все они в основном хорошие.
Завязка сюжета
Описание «Луны 2112» наполнено спойлерами. Сюжет картины построен на неожиданных поворотах и откровениях, поэтому это может испортить впечатления от просмотра. Действие фильма «Луна 2112» происходит в 2035 году. Главный герой Сэм Белл заканчивает свой трехлетний контракт на работу по добыче изотопов гелия на лунной поверхности. Этот ресурс позволяет отстрочить ужасный энергетический кризис на Земле. Сэм работает на огромную корпорацию «Лунар».
Единственный спутник главного героя — робот по имени Герти. Связь с родной планетой нарушена в результате поломки станции связи, единственная возможность общения с семьей — видеосообщения, которые приходит с большой задержкой. Дома Сэма ждут жена и маленькая дочь.
За две недели до отправления домой Сэм осознает, что у него начались проблемы с психическим здоровьем. Отправившись за очередной порцией гелия к одному из лунных кратеров, он видит странную галлюцинацию и попадает в аварию на луноходе.
Развитие событий
Сэм Белл приходит в себя в медицинском отсеке корабля, но не может вспомнить ни аварию, ни как он попал сюда. Случайно герой становится свидетелем сеанса прямой связи Герти с Землей. Сэм начинает подозревать неладное. Он отправляется к месту аварии, где обнаруживает разбитый луноход и своего идентичного двойника.
Раненый мужчина утверждает, что именно он является реальным Сэмом Беллом. Мужчины не могут найти общий язык, ссорятся и даже дерутся. Но вскоре они начинают работать вместе и при помощи Герти, который, согласно основным законам роботехники, должен в первую очередь помогать людям, выясняют правду.
На самом деле оба они — клоны настоящего Сэма Белла, который живет на Земле. Он пожертвовал свой генетический материал и воспоминания для производства бесконечного количества клонов. Главные герои обнаруживают анабиозные капсулы со спящими двойниками. На самом деле возвращение домой в специальной капсуле является уничтожением отслужившего свое клона.
Также оба Сэма обнаруживают, что связь с Землей глушится специальными установками. После сеанса прямой связи с домом они понимают, что жена из их имплантированных воспоминаний мертва, а дочери не три года, а целых пятнадцать.
Корпорация «Лунар» высылает специальную группу к месту проживания Сэма. Официальный повод — ремонт поломанной установки по добыче изотопа. Однако герои понимают, что реальная цель злодеев — убить их обоих и избежать огласки.
Концовка
Сюжет «Луны 2112» начинает набирать обороты. Второй Сэм придумывает план по спасению. Он просит Герти оживить третьего клона, чтобы потом убить его, посадить в разбитый луноход, отправить первого Сэма на Землю с помощью работающей ракеты, а самому остаться на станции и делать вид, что все нормально.
Но первый Сэм против убийства себе подобного. Его состояние стремительно ухудшается, судя по всему, срок жизни клонов строго ограничен тремя годами. Он решает сам сесть в разбитый луноход и умереть, второй Сэм отправляется на Землю, а третий клон остается на станции. Для избежания риска быть раскрытыми, Герти просит клонов перезагрузить себя и стереть все воспоминания о произошедшем.
По пути домой Сэм Белл намеренно уничтожает глушилки и открывает возможность прямой связи с Землей. Первый Сэм умирает на месте аварии, пока к нему подбирается спецназ «Лунара».
В последних кадрах фильма слышны отрывки новостных репортажей о судебном разбирательстве против корпорации. В фильме Данкана Джонса «Немой» есть небольшая сцена прямой трансляции судебного заседания, где клоны Сэма Белла судятся со своим прототипом.
Отзывы критиков
В 2009 фильм «Луна 2112» был представлен на кинофестивале «Сандэнс». Первые отзывы критиков были более чем благосклонны. Особенно журналисты отмечали актерскую работу Сэма Рокуэлла и продуманный сценарий картины. Большая часть отзывов на фильм «Луна 2112» от профессиональных критиков являются положительными. Точно так же обстоят дела и с рецензиями пользователей. Также профессиональные критики отмечали уверенную режиссуру дебютанта Данкана Джонса и работу со спецэффектами в фильме.
Metacritic, который выдает оценку по усредненной шкале всех рецензий, показывает, что отзывы на фильм «Луна 2112» имеют 67 баллов из ста. Знаменитый кинокритик Роджер Эберт дал картине три с половиной звезды из четырех.
По итогам года фильму пророчили множество номинаций на престижные награды. Картина получила премию BAFTA за лучший британский дебют и номинировалась в категории «Лучший британский фильм». Также сюжет «Луны 2112» был отмечен сценарными наградами специализированных научно-фантастических премий и премией Гильдии сценаристов Британии.
Однако актерская работа Сэма Рокуэлла была обделена номинациями и наградами. По итогам года авторитетный журнал Empire включил отсутствие актера среди претендентов на премию в список десяти главных разочарований «Оскара».
Реакция зрителей
Зрительские отзывы на фильм «Луна 2112» также были положительными. На данный момент картина имеет приличный рейтинг: 7.9 баллов из десяти на сайте IMDB и 7.5 на «Кинопоиске».
Однако, несмотря на положительную реакцию преданных фанатов научной фантастики и жанрового кино, широкая публика фильм проигнорировала. В прокате картина собрала всего 9.5 миллионов долларов, едва вернув свой производственный бюджет. За прошедшие девять лет картина стала в своем роде культовой и приобрела более широкую известность среди рядового зрителя.
Наследие и влияние
Фильм «Луна 2112» входит во многие списки лучших научно-фантастических фильмов 21 века. Кроме этого, журнал Empire и интернет-портал о кино They shoot pictures, don’t they? включил картину в списки лучших фильмов этого века независимо от жанра.
Данкан Джонс этой работой зарекомендовал себя как выдающийся молодой постановщик. Следующий его проект, триллер «Исходный код», тоже получил отличные рецензии критиков и неплохо показал себя в прокате. На волне успеха режиссер рассматривался в качестве постановщика нового фильма о Супермене и седьмого эпизода «Звездных войн». Однако Джонс решил заняться экранизацией легендарной видеоигры «Варкрафт». Фильм не вернул в прокате потраченные деньги и получил в основном отрицательную критику. После этого режиссер вернулся к малобюджетным жанровым фильмам и снял киберпанк-триллер «Немой», действие которого происходит в одной вселенной с «Луной 2112».
Источник