Меню

Луна 2112 дункан джонс 2009

Рецензия на фильм «Луна 2112»

«Луна 2112» Данкана Джонса, в которой одинокий диспетчер Рокуэлл разбирается с чудесами на лунной станции, демонстрирует настоящий раритет — умную научную фантастику.

Трейлер

Командированный диспетчер (Сэм Рокуэлл) могущественной корпорации по добыче на Луне пресловутого гелия-3, заменившего на Земле иссякнувшие углеводороды, готовится сдавать вахту, откуковав три года в компании приборов-аппаратов, пунктуального робота, умеющего стричь волосы и говорящего голосом Кевина Спейси, и общаясь с видеопосланиями своей жены. Естественно, что в такой одинокой обстановке у этого правильного человека, верящего в Америку и рок-н-ролл, начались глюки: по стерильной станции, откуда ни возьмись, начала разгуливать голая девочка-подросток, а в сломавшемся луноходе диспетчер обнаруживает еле живую копию себя любимого. От робота, которого перезамкнуло при виде такого поворота событий, правды не дождешься. Земля, хмуро оценившая обстановку, высылает аварийную команду, до прибытия которой есть время выяснить, что все это на самом деле значит.

Для тех, кто вникал в историю научно-фантастического жанра за последние лет сорок, дебютная работа Данкана Джонса вызовет правильные ассоциации с мужественной эстетикой 70-х, когда кадр набивали под завязку непонятным оборудованием на цветных светодиодах, а романтичные бородачи в скафандрах, жавшие на кнопки вдали от матушки-земли, были простыми и честными тружениками космоса. Режиссер своих симпатий не скрывает, и среди источников вдохновения называет, например, «Молчаливое бегство» /Silent Running/ (1971) – космическое приключение самого рубежа 70-х, очень похожее по антуражу, и первого «Чужого» (1988). В общем, дежа-вю при виде разгуливающего по станции ребенка и психоделические двойники не должны вводить тут в заблуждение: «Солярисом» (1972) и Филипом Диком Джонс удивлять никого не собирался, скорее уж старым-добрым Робертом Шекли или проверенным стариной Кларком. Хотя в какой-то момент и кажется, что в диспетчера вселился галлюциногенный пришелец-вирус, а из-за угла выйдет под музыку Эдуарда Артемьева озабоченный Донатас Банионис.

Для тех, кто в историю жанра не вникал и вникать не собирается, «Луна» – хорошая возможность увидеть умный и вменяемый научно-фантастический сюжет, под вывеской которого последние лет двадцать выдают, как правило, комиксы для детей с дефектом мозга. Рокуэлл Кент дождался, наконец, отличной главной роли – умноженной на два, и при этом единственной главной на всю картину. Да и Кевин Спейси тоже, говорящий за робота не своим голосом, хотя подобные железяки и закончили выпускать году эдак в 76-м. Короче говоря, все от фильма останутся довольны, и пять миллионов долларов на эту маленькое лунное приключение потратили совсем не зря: другие тратят все пятьдесят без всякого толку.

Другое дело, что если в словосочетании «научная фантастика» вы делаете ударение на второй части, «Луна» удивит вас мало: именно такими стали бы лунные производственные фильмы, не сверни американцы программу «Аполлон».

Источник

Луна 2112

3 минуты на чтение

Moon
Жанр: научно-фантастическая драма
Производство: Великобритания
Режиссер: Дункан Джонс
В ролях: Кевин Спейси, Сэм Рокуэлл, Мэтт Берри
Премьера: 17 сентября 2009 года
Возрастной рейтинг: R (17+)
Похоже на:
«Солярис» (1972)
«Бегущий по лезвию» (1982)

Вообще мы не ожидали, что фильм Дункана Джонса будет допущен к широкому прокату в России. Он слишком неторопливый и чересчур камерный, чтобы щекотать нервы. Уподобившись поэтам, сын Дэвида Боуи устремил взгляд к небесному телу, без которого мы вряд ли сможем представить ночное небо. Согласитесь, Луна не самое подходящее место для эпических сюжетов: там унылый пейзаж, да и недвижимость дороговата. Зато это отличная декорация, чтобы вывернуть наизнанку душу человека: места хоть отбавляй и не мешает никто. В качестве подопытного — Сэм Белл, чьи обязанности заключались в наблюдении за автоматическими добытчиками гелия-3. Соловеющему от одиночества вахтеру требовалось продержаться всего чуть-чуть до истечения срока контракта, когда после несчастного случая из поврежденного вездехода его спас… он сам. Незнакомец был ошарашен не меньше. Кто же он? Пришелец, клон или просто затейливая галлюцинация?

С чего ты взял, что я похож на тебя? Может, это ты похож на меня!
Сэм разговаривает сам с собой — в буквальном смысле

Пустынные, но от того не менее притягательные пейзажи сделаны с минимальным использованием компьютерной графики. Верите?

Читайте также:  Благоприятные дня для стрижки по фазам луны

Любуясь на свое отражение во плоти, нетрудно заметить изъяны. «Стал ли я именно тем, кем хотел стать? Что если копия вовсе не он, а я?» — именно об этом спрашивает герой себя и очаровательного механического помощника Герти. Впрочем, будучи современным человеком, Джонс задает еще один важный вопрос: «Предположим, ваша личность действительно нереальна, как и воспоминания. Ну и что вы будете с этим делать?»

Смакуя центральный конфликт с нескрываемым наслаждением, режиссёр доказывает, что жанр фантастики — повод не только раскрасить экран взрывами, но и поставить персонажа в такую ситуацию, где наиболее полно раскроются его качества. Вакуум — отличный фильтр от шумового фона цивилизации. Благодаря ему в «Луне» мы видим дистиллят эмоций, не засорённых влиянием социума. Делу помогает и Сэм Рокуэлл, для которого «Луна» стала бенефисом, тем более сценарий писался именно под этого актера. Удивительно, но несмотря на мрачность и депрессивность, в конечном итоге фильм воспринимается как вполне жизнеутверждающий.

Внутренности лунной станции проектировал дизайнер, создавший интерьеры «Сулако» в «Чужом». Верите?

Джонс взял всё лучшее у классики научной фантастики, причем не только в плане смысловой нагрузки и стилистики, но и в технических аспектах. Фильм был снят именно так, как это делали в 80-х и 90-х годах прошлого века. База представляла собой замкнутую декорацию, словно модуль «Сулако» в «Чужом», а пейзажи Луны и техники снимались при помощи миниатюр. Заметно: далеко не каждая студия компьютерной графики сумеет обеспечить такой уровень детализации вымышленных объектов. Ну а музыка весьма уважаемого нами Клинта Мансвелла («Фонтан») многократно усиливает эффект от и без того магического визуального ряда. Остается только позавидовать мастерству британских специалистов и пожелать скорейшего возвращения моды на фантастические фильмы.

Источник

Луна 2112

Стюарт Финиган,
Труди Стайлер

Данкан Джонс,
Натан Паркер

Liberty Films UK
Xingu Films
Limelight

Выход фильма «Луна 2112» (оригинальное название — Moon)

«Луна́ 2112» (в оригинале — «Луна», англ. Moon ) — британский научно-фантастический фильм 2009 года, полнометражный режиссёрский дебют сына Дэвида Боуи — Данкана Джонса. Главную (и фактически единственную) роль в фильме исполнил Сэм Рокуэлл. Большое значение для образного строя картины имеет оригинальная музыка Клинта Мэнселла.

Содержание

Сюжет

Действие фильма происходит в будущем. Сэм Белл — астронавт-контрактник, заканчивает трёхлетнюю одиночную вахту на лунном горнодобывающем комплексе компании «Лунар». Комплекс обеспечивает добычу изотопа гелий-3, с помощью которого удалось остановить катастрофический энергетический кризис на Земле. Сэм живёт на лунной базе «Саранг», которая расположена на обратной стороне Луны и на которой кроме него есть только робот по имени ГЕРТИ (голос Кевина Спейси). Прямой связи с Землёй у базы нет из-за повреждения лунного ретранслирующего спутника, поэтому обмен сообщениями с Землёй осуществляется через удалённые космические базы с большой задержкой. Время от времени Сэму приходят видеозаписи обращений его жены; на Земле его также ждёт маленькая дочь.

За две недели до окончания трёхлетней вахты Сэм начинает чувствовать неладное. У него начинается расстройство психики, вызванное длительным одиночеством. Когда в очередной раз Сэм отправляется забрать добытый изотоп из работающего добывающего модуля, он видит галлюцинацию, отвлекается и попадает в аварию, столкнувшись с модулем…

Сэм приходит в себя в изоляторе (медицинском отсеке станции), но не помнит о произошедшей аварии. Подсмотрев прямой разговор робота с Землёй, он начинает подозревать, что его обманывают. Обманув ГЕРТИ и отправившись на место аварии, он находит луноход и в нём ещё живого своего абсолютного двойника, который утверждает, что именно он — настоящий Сэм Белл. Каждый из них пытается разобраться в этой непростой ситуации, но отношения у них не ладятся, что вскоре приводит к драке.

Читайте также:  Наклон орбиты луны относительно орбиты земли

Постепенно, при участии запрограммированного на помощь людям ГЕРТИ и тщательного обыска станции на предмет тайников они выясняют, что оба они — клоны человека, который, по-видимому, живёт на Земле и чьи отредактированные воспоминания внедрены в память клонов. На станции размещены анабиозные капсулы с клонами, которых пробуждают по одному каждые три года (или если предыдущий клон гибнет в аварии), а «старый», отслуживший свою вахту и исчерпавший свой ресурс клон, под предлогом возвращения на Землю уничтожается в замаскированном под криосаркофаг инсинераторе. Два Сэма обследуют окрестности и обнаруживают, что прямая связь с Землёй не потеряна, а намеренно заглушается специальными устройствами на базах «Луна» с порядковыми номерами, размещёнными вокруг обитаемой станции. Один из Сэмов выходит на прямую связь с Землёй и узнаёт, что «его» жена умерла, а родившейся, по его представлениям, три года назад дочери на самом деле уже 15 лет. При этом она живёт с отцом, который скорее всего и есть реальный Сэм Белл.

Под предлогом необходимости ремонта харвестера (заготовительный модуль) земная база высылает экспедицию «Элиза» (англ. Eliza ). Однако клонам уже известна истинная цель прибывающей команды, как и то, что если на базе обнаружится сразу два Сэма, их обоих тут же убьют, чтобы избежать утечки информации. В преддверии прибытия экспедиции, второй Сэм даёт ГЕРТИ команду оживить третьего клона, договаривается с первым Сэмом убить нового клона и вернуться на Землю транспортной ракетой, сам же он хочет остаться под видом единственного Сэма, подложив тело третьего клона в харвестер. Первый Сэм против убийства себе подобного и по мере ухудшения своего состояния понимает, что улететь должен второй Сэм. В итоге, третий клон Сэма активируется к работе, умирающего первого Сэма сажает обратно в сломанный луноход второй Сэм, который и летит на Землю. Перед полетом на Землю он успевает запрограммировать харвестер, так, что тот врезается в генератор помех и прямой выход в эфир с Землёй становится возможен. ГЕРТИ просит перегрузить его, так как хочет помочь Сэму — таким образом он потеряет в своей памяти события, связанные с тремя клонами, что позволить обеспечить некоторую безопасность для второго Сэма, который возвращается на Землю в ракете для доставки Гелия-3, яркой точкой пролетая мимо лунохода с умирающим Сэмом, к которому уже подбирается «Элиза».

На последних кадрах слышатся отрывки из передачи новостей с Земли, где в связи с разоблачениями прибывшего клона разгорается скандал и начинаются судебные разбирательства относительно злоупотребления клонированием со стороны компании «Лунар». Сам Сэм, который, как выясняется, клон №6, оказывается встречно обвинен руководством компании и в центре скандала.

В ролях

  • Сэм Рокуэлл — Сэм Белл
  • Кевин Спейси[2] [озвучивает] — робот Герти
  • Доминик Макэллиготт — Тесс Белл
  • Кая Скоделарио — Ив Белл
  • Бенедикт Вонг — Томпсон
  • Мэтт Берри — Овермейерс
  • Малкольм Стюарт — техник
  • Робин Чок — клон Сэма

Создание фильма

Фильм был снят на крохотный для научной фантастики бюджет в 5 млн $ [3] . Расходы на производство были сведены к минимуму. Съёмки проходили в английской студии «Шеппертон» и были завершены за 33 дня. В фильме многие объекты не являются компьютерными моделями, а созданы в виде макетов (лунная станция, харвестеры и т. д.). Интересно, что у Джонса и его команды не было денег даже на радиоуправляемые модели, они возили свои луноходы в прямом смысле за веревочку. Леску потом пришлось стирать на компьютере [3] .

Читайте также:  Луна по курсу завтра

Фильм снят во время забастовки сценаристов, из-за которой многие другие проекты были остановлены. Режиссёр Данкан Джонс говорит, что ему благодаря «затишью» удалось набрать в команду первоклассных мастеров по спецэффектам. По словам режиссёра, фильм был показан некоторым специалистам из NASA, которые поинтересовались, почему добыча гелия-3 велась на обратной стороне Луны, хотя на видимой части гелий-3 есть в большем количестве (см. Планы добычи гелия-3 на Луне).

Выход фильма

Компания Independent занимается международными продажами фильма. [4] Sony Pictures Worldwide Acquisitions Group приобрела права на распространение фильма в англоязычных странах. [5] Премьера фильма состоялась на кинофестивале «Санденс» в январе 2009 года. [6] Sony Pictures Classics начала распространять фильм в июне 2009 года. [7] В широкий прокат фильм не выходил. Права на распространение фильма на территории США и Канады были приобретены компанией «Sony Pictures Classics», фильм выпущен в ограниченный прокат в Северной Америке 12 июня 2009 года. В России фильм вышел в прокат 17 сентября 2009 года. Телепремьера фильма на российском телевидении состоялась 12 апреля 2010 года, в День космонавтики, на телеканале ТВ3.

Отзывы критиков

Кинокритики увидели в «Луне 2112» весьма многообещающий режиссёрский дебют: на сайте Rotten Tomatoes девять из десяти отзывов оказались положительными. [8] К удачам картины в лондонской Times отнесены меланхоличный тон, неспешный ритм и внимание к деталям повседневной жизни — черты, совершенно нетипичные для научной фантастики последних десятилетий. [9] Питер Трэверс из журнала Rolling Stone выделяет «Луну» как редкое для нулевых годов произведение кинофантастики, которое в большей степени зависит от идей, чем от «компьютерных фокусов». [10] Рецензент The New York Times увидел в фильме высказывание по поводу неизбежности конфликта неистребимых человеческих желаний и чувств с всё обезличивающей логикой технологического прогресса. [11]

К недостаткам фильма относят «провисание» драматической интриги, впрочем, практически неизбежное в фильме с единственным актёром. [12] Рецензент The Guardian объясняет это тем, что создатели ленты слишком рано раскрыли зрителю основные фабульные тайны. [12] Дж. Хоберман (Village Voice) иронизирует по поводу производности «Луны» от более ранних фильмов, в которых рассматривались вопросы взаимозаменяемости людей и репликантов («Бегущий по лезвию»); проблему же космического одиночества отец режиссёра поднял за 40 лет до выхода фильма. [13]

В других рецензиях также отмечается, что фильм снят с оглядкой на эпоху интеллектуальной фантастики, когда появились такие философско-футуристические шедевры, как «Космическая одиссея» (1968), «Молчаливый бег» (1971) и «Солярис» (1972). [12] [9] [14] Роджер Эберт полагает, что минималистичные декорации лунной станции в стиле 1970-х навеяны «Космической одиссеей» Кубрика. [14] Кинообозревателю Times «Луна 2112» напомнила другой фильм об одиночестве, отчаянии и невозможности общения — «Человек, который упал на Землю» (1976), главную роль в котором сыграл отец режиссёра. [9]

Награды

  • 2009 — премия за лучший новый британский художественный фильм на Эдинбургском кинофестивале
  • 2009 — Гран-при за лучший европейский фэнтези-фильм на кинофестивале в Эспоо
  • 2009 — приз лучшему актёру (Сэм Рокуэлл) на кинофестивале в Сиэтле
  • 2010 — Премия за лучший дебют британского сценариста, режиссёра или продюсера BAFTA 2010
  • 2010 — Премия Хьюго как лучшая полнометражная фантастическая постановка 2009 года. [15]

Сиквелы

Режиссёр Данкан Джонс заявил о намерении снять ещё два фильма в тех же пространственно-временных координатах, что и «Луна 2112». По крайней мере в одном из них должен вновь появиться Сэм Белл в исполнении Рокуэлла. [16] Эту ленту Джонс описал как «послание в любви к «Бегущему по лезвию». [17]

Источник

Adblock
detector