Луна, блиставшая над морем, озаряла всё вокруг чудесным светом?
Русский язык | 5 — 9 классы
Луна, блиставшая над морем, озаряла всё вокруг чудесным светом.
Вопрос : слово «Вокруг» будет тут предлогом или наречием?
Каким членом предложения он будет являться?
7 класс?
Нужно написать одно предложение ССП с предлогом «вокруг» и второе ССП с наречием «вокруг» ПОМОГИТЕ!
Найти предложения из художественной литературы с наречием вокруг и производным предлогом вокруг по два предложения ; а также с наречием только, союзом только, частицей только по одному предложению?
Найти предложения из художественной литературы с наречием вокруг и производным предлогом вокруг по два предложения ; а также с наречием только, союзом только, частицей только по одному предложению.
Луна заливала мягким светом все вокруг землю лес реку где однородные члены предложения ?
Луна заливала мягким светом все вокруг землю лес реку где однородные члены предложения ?
И найдите обощающее.
Пожалуйста составте предложения с наречиями : чудесно?
Пожалуйста составте предложения с наречиями : чудесно.
Издалека, вверх, вокруг, когда — то, тихо, лениво, чуть — чуть.
Летает вокруг нас (морфологический разбор, полный со словом вокруг — предлог)?
Летает вокруг нас (морфологический разбор, полный со словом вокруг — предлог).
Составьте предложения используя в качестве обстоятельства следующих наречий чудесно из далека вверх вокруг когда — то тихо лениво чуть — чуть?
Составьте предложения используя в качестве обстоятельства следующих наречий чудесно из далека вверх вокруг когда — то тихо лениво чуть — чуть.
. В каком предложении слово вокруг является предлогом?
. В каком предложении слово вокруг является предлогом?
1) Туча заволокла все вокруг.
2) Вокруг него зеленел мох.
Возвращаясь домой начался ветер, всё вокруг полетело — разберите предложение по членам?
Возвращаясь домой начался ветер, всё вокруг полетело — разберите предложение по членам.
Вокруг дома росли пышные кусты сирени?
Вокруг дома росли пышные кусты сирени.
Вокруг это предлог или наречия?
Выпишите главные члены предложения?
Выпишите главные члены предложения.
В поисках слов нельзя пренебрегать ничем.
Сугробы намело выше окон.
Всё вокруг полно поэзии.
Свет луны таинственный и длинный.
Вопрос Луна, блиставшая над морем, озаряла всё вокруг чудесным светом?, расположенный на этой странице сайта, относится к категории Русский язык и соответствует программе для 5 — 9 классов. Если ответ не удовлетворяет в полной мере, найдите с помощью автоматического поиска похожие вопросы, из этой же категории, или сформулируйте вопрос по-своему. Для этого ключевые фразы введите в строку поиска, нажав на кнопку, расположенную вверху страницы. Воспользуйтесь также подсказками посетителей, оставившими комментарии под вопросом.
Источник
Конспект урока на тему «причастный оборот»7 класс
по теме «Причастный оборот»
для учащихся 7 класса
Тип урока – урок объяснения нового материала.
познакомить учащихся с понятиями одиночное причастие и причастный оборот, зависимое слово и определяемое слово ;
научить графически обозначать причастный оборот в предложении;
формировать умение устанавливать границы причастного оборота;
познакомить учащихся с правилами выделения причастного оборота на письме запятыми;
объяснить разницу между зависимым и определяемым словами;
научить составлять предложения с причастным оборотом;
развивать общительность, самостоятельность, умение рассуждать, анализировать;
воспитывать любовь к родному языку, культуру речи.
Организационный этап, мотивация учебной деятельности
Здравствуйте, дорогие ребята!
Я рада вас приветствовать на уроке русского языка. Сядьте, пожалуйста, прямо. Давайте улыбнёмся друг другу, настроимся на работу и проверим свою готовность к уроку. Сегодня нам понадобятся тетрадь, учебник Практика, ручка и карандаш. Поднимите руки те, у кого есть эти принадлежности. Молодцы!
Постановка целей урока
Откройте тетради. От последней работы отступите две строки. Подпишите число, классная работа. Тема урока – Причастный оборот. Как вы предполагаете, чему мы будем учиться на уроке?
(Мы узнаем, что такое причастный оборот; научимся находить его в предложении, составлять предложения с причастным оборотом и расставлять знаки препинания в них).
Актуализация знаний, проверка выполнения домашнего задания
Выполняя домашнее задание, вы повторили изученный материал по теме «Причастие».
Дайте, пожалуйста, определение причастия.
( Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет свойства прилагательного и глагола ).
В чём состоит особенность этой части речи?
( Объединяет в себе признаки прилагательного и глагола ).
Перечислите признаки прилагательного у причастия.
( Причастие, как и прилагательное, изменяется по родам, числам, падежам ).
Назовите признаки глагола у причастия.
(Возвратность, время, вид).
Форм какого времени не имеют причастия?
( Форм будущего времени ).
На какие вопросы отвечает причастие?
(Какой? Какая? Какое? Какие?)
В связи с этим, со словами какой части речи мы можем перепутать причастия?
( С именами прилагательными ).
Как же отличить причастие от прилагательного?
(У причастий и прилагательных разные суффиксы. Причастие можно заменить глаголом).
Перечислите суффиксы причастий настоящего и прошедшего времён.
Суффиксы причастий настоящего времени:-ем-(-ом-), -им-, -ущ-(-ющ-) -ащ- (-ящ-). Суффиксы причастий прошедшего времени: -вш-, -ш-, -нн-, -т-, -енн-(-ённ-).
Сейчас вам представится возможность продемонстрировать свои знания, поиграв в игру «Крестики-нолики». Я буду зачитывать слова. Вам необходимо определить причастие это или прилагательное и при помощи крестика отметить его место в таблице.
Обменяйтесь тетрадями, выполните взаимопроверку.
Критерии оценки : 0 ошибок – 5; от 1 до 4 ошибок – 4; от 4 до 6 ошибок – 3; более 6 ошибок – 2.
Поднимите руки, кто получил 5, 4, 3! Молодцы!
Работа по теме урока
Прочитайте предложение на доске. Запишите его в тетрадь.
Луна, блиставшая над морем, озаряла всё вокруг чудесным светом.
Найдите причастие, обоснуйте свой ответ.
(Блиставшая. Имеет суффикс –вш-, можно заменить глаголом (которая блистала).
Как подчеркнём причастие? Каким членом предложения оно будет являться?
(Волнистой линией. Будет являться определением).
Как вы думаете, есть ли у причастия блиставшая зависимые слова? Как их найти?
(Да. Для того, чтобы найти зависимые слова, нужно задать вопрос от причастия блиставшая).
Назовите зависимые слова.
В русском языке причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом. Он подчёркивается как один член предложения. Как мы подчеркнём наш причастный оборот?
Границы причастного оборота обозначаются вертикальными линиями. Обозначьте границы причастного оборота в тетрадях. Какую часть предложения вы выделили?
(…блиставшая над морем…)
На прошлом уроке мы говорили об определяемом (или главном) слове. Давайте вспомним, что такое определяемое слово, как обозначить его графически.
(Это слово, от которого мы задаём вопрос к причастному обороту. Графически мы обозначаем его крестиком).
Найдём в предложении определяемое слово.
Внимание на доску. Прочитайте и запишите предложение Блиставшая над морем луна озаряла всё вокруг чудесным светом.
Выделите причастный оборот и определяемое слово.
(Причастный оборот: …блиставшая над морем. Определяемое слово: луна).
Сравните записанные предложения. Чем они похожи? Содержат ли они пунктограммы?
(Оба предложения содержат причастные обороты и пунктограммы).
Как вы думаете, от чего зависит постановка запятых в предложениях с причастным оборотом?
(От местонахождения определяемого слова).
Попытайтесь сформулировать правило постановки запятых в предложениях с причастным оборотом?
(Причастный оборот выделяется на письме запятыми, если определяемое слово стоит перед причастным оборотом. Причастный оборот не выделяется на письме запятыми, если определяемое слово стоит после причастного оборота).
Обозначьте пунктограммы в записанных предложениях.
Проверим, как вы усвоили новый материал. Один человек будет работать у доски. Учащиеся на местах выполняют задание самостоятельно.
На доске учителем записан алгоритм выполнения задания :
Запиши предложение в тетрадь. Человек, читавший книгу, отвернулся. Читавший книгу человек отвернулся.
Найди в нём причастие, выдели его суффикс.
Найди зависимые слова, обозначь границы причастного оборота, подчеркни его как член предложения.
Графически обозначь определяемое слово.
Расставь знаки препинания.
Самопроверка правильности выполнения задания.
Сейчас мы поработаем устно. Я буду зачитывать предложения, записанные на доске. Вам нужно определить, есть ли в их составе причастный оборот.
Когда прозвучит предложение с причастным оборотом, вам нужно поднять руку. Если в предложении присутствует только одиночное причастие, рука остается на столе.
Предложения на доске:
Таявший на солнце снег превратился в лужицу. (Рука поднята).
Раненый капитан покинул строй.
Блестящий предмет лежал на столе.
Обиженный другом мальчик отправился домой. (Рука поднята).
Я увидел поля, окружённые садами . (Рука поднята).
Мы любовались наступившей весной.
Девочка почувствовала запах розы, распространявшей вокруг себя неповторимый аромат . (Рука поднята).
Молодцы! Скажите, пожалуйста, чему вы сейчас научились?
(Отличать причастный оборот от одиночного причастия).
Работа с учебником (письменно):
Сейчас вы будете учиться составлять предложения с причастным оборотом. Откройте учебник на странице 32, найдите упражнение 80, прочтите задание. Вам необходимо изменить место причастного оборота в предложении, поставив его после определяемого слова и расставив знаки препинания.
1. Распустившиеся за день цветы были срезаны. – Цветы, распустившиеся за день , были срезаны. 2. Свисавшие с крыши толстые сосульки оттаивали на солнце. – Толстые сосульки, свисавшие с крыши , оттаивали на солнце. 3.Ярко светило холодное солнце с блестевшего голубой эмалью неба. – Холодное солнце ярко светило с неба, блестевшего голубой эмалью .
Отличаются ли полученные предложения от исходных с точки зрения пунктуации?
(Да. В предложениях, данных в учебнике, причастные обороты не выделялись запятыми на письме. В составленных нами предложениях причастные обороты выделяются запятыми).
Сформулируйте ещё раз правило постановки знаков препинания в предложениях с причастным оборотом.
(Причастный оборот выделяется на письме запятыми, если определяемое слово стоит перед причастным оборотом. Причастный оборот не выделяется на письме запятыми, если определяемое слово стоит после причастного оборота).
Подведение итогов урока. Контроль усвоения материала
На уроке вы познакомились с причастным оборотом. Дайте его определение.
(Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом).
Что такое определяемое слово?
(Это слово, от которого мы задаём вопрос к причастному обороту).
Как обозначаются границы причастного оборота?
В каком случае причастный оборот выделяется на письме запятыми (обособляется)?
( Причастный оборот выделяется на письме запятыми, если определяемое слово стоит перед причастным оборотом).
Когда причастный оборот не выделяется на письме запятыми?
(Причастный оборот не выделяется на письме запятыми, если определяемое слово стоит после причастного оборота).
Каким членом предложения является причастный оборот?
Сегодня вы открыли для себя много новых знаний. Давайте обобщим их, составив синквейн Причастный оборот.
Выделяется, зависит, подчёркивается
Причастие с зависимыми словами
VI. Информация о домашнем задании. Выставление оценок за урок
Я не сомневаюсь, что сегодня вы без труда справитесь с домашним заданием. Запишите его в дневники: § 135 с. 169 (Теория), упр. 82 стр. 33 (учитель объясняет, как выполнять домашнее задание).
Сегодня вы отлично поработали. Оценки за урок…
Рефлексия учебной деятельности
Я уверена, что наш урок запомнится вам надолго. Поднимите, пожалуйста, руки те, кто расскажет о нём дома. Кто считает, что он успешно поработал сегодня? Кто считает, что успешно поработал весь класс? Кому что-то осталось непонятным? Что ещё вы хотели бы узнать о причастии и причастном обороте?
Источник
Конспект урока «Причастный оборот»
План-конспект урока по теме «Причастный оборот».
Тип урока – урок объяснения нового материала.
познакомить учащихся с понятиями одиночное причастие и причастный оборот, зависимое слово и определяемое слово ;
научить графически обозначать причастный оборот в предложении;
формировать умение устанавливать границы причастного оборота;
познакомить учащихся с правилами выделения причастного оборота на письме запятыми;
объяснить разницу между зависимым и определяемым словами;
научить составлять предложения с причастным оборотом;
развивать общительность, самостоятельность, умение рассуждать, анализировать;
воспитывать любовь к родному языку, культуру речи.
Организационный этап, мотивация учебной деятельности.
Постановка целей урока.
Актуализация знаний, проверка выполнения домашнего задания.
Работа по теме урока.
Поведение итогов урока. Контроль усвоения материала.
Информация о домашнем задании. Выставление оценок.
Рефлексия учебной деятельности.
Организационный этап, мотивация учебной деятельности
Здравствуйте, дорогие ребята!
Я рада вас приветствовать на уроке русского языка. Сядьте, пожалуйста, прямо. Давайте улыбнёмся друг другу, настроимся на работу и проверим свою готовность к уроку. Сегодня нам понадобятся тетрадь, учебник, ручка и карандаш. Поднимите руки те, у кого есть эти принадлежности. Молодцы!
Постановка целей урока
Откройте тетради. От последней работы отступите две строки. Подпишите число, классная работа. Тема урока – Причастный оборот. Как вы предполагаете, чему мы будем учиться на уроке?
(Мы узнаем, что такое причастный оборот; научимся находить его в предложении, составлять предложения с причастным оборотом и расставлять знаки препинания в них).
Актуализация знаний, проверка выполнения домашнего задания
Выполняя домашнее задание, вы повторили изученный материал по теме «Причастие».
Дайте, пожалуйста, определение причастия.
( Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет свойства прилагательного и глагола ).
В чём состоит особенность этой части речи?
( Объединяет в себе признаки прилагательного и глагола ).
Перечислите признаки прилагательного у причастия.
( Причастие, как и прилагательное, изменяется по родам, числам, падежам ).
Назовите признаки глагола у причастия.
(Возвратность, время, вид).
Форм какого времени не имеют причастия?
( Форм будущего времени ).
На какие вопросы отвечает причастие?
(Какой? Какая? Какое? Какие?)
В связи с этим, со словами какой части речи мы можем перепутать причастия?
( С именами прилагательными ).
Как же отличить причастие от прилагательного?
(У причастий и прилагательных разные суффиксы. Причастие можно заменить глаголом).
Перечислите суффиксы причастий настоящего и прошедшего времён.
Суффиксы причастий настоящего времени:-ем-(-ом-), -им-, -ущ-(-ющ-) -ащ- (-ящ-). Суффиксы причастий прошедшего времени: -вш-, -ш-, -нн-, -т-, -енн-(-ённ-).
Сейчас вам представится возможность продемонстрировать свои знания, поиграв в игру «Крестики-нолики». Я буду зачитывать слова. Вам необходимо определить причастие это или прилагательное и при помощи крестика отметить его место в таблице.
Обменяйтесь тетрадями, выполните взаимопроверку.
Критерии оценки : 0 ошибок – 5; от 1 до 4 ошибок – 4; от 4 до 6 ошибок – 3; более 6 ошибок – 2.
Поднимите руки, кто получил 5, 4, 3! Молодцы!
Работа по теме урока
Прочитайте предложение на доске. Запишите его в тетрадь.
Луна, блиставшая над морем, озаряла всё вокруг чудесным светом.
Найдите причастие, обоснуйте свой ответ.
(Блиставшая. Имеет суффикс –вш-, можно заменить глаголом (которая блистала).
Как подчеркнём причастие? Каким членом предложения оно будет являться?
(Волнистой линией. Будет являться определением).
Как вы думаете, есть ли у причастия блиставшая зависимые слова? Как их найти?
(Да. Для того, чтобы найти зависимые слова, нужно задать вопрос от причастия блиставшая).
Назовите зависимые слова.
В русском языке причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом. Он подчёркивается как один член предложения. Как мы подчеркнём наш причастный оборот?
Границы причастного оборота обозначаются вертикальными линиями. Обозначьте границы причастного оборота в тетрадях. Какую часть предложения вы выделили?
(…блиставшая над морем…)
На прошлом уроке мы говорили об определяемом (или главном) слове. Давайте вспомним, что такое определяемое слово, как обозначить его графически.
(Это слово, от которого мы задаём вопрос к причастному обороту. Графически мы обозначаем его крестиком).
Найдём в предложении определяемое слово.
Внимание на доску. Прочитайте и запишите предложение Блиставшая над морем луна озаряла всё вокруг чудесным светом.
Выделите причастный оборот и определяемое слово.
(Причастный оборот: …блиставшая над морем. Определяемое слово: луна).
Сравните записанные предложения. Чем они похожи? Содержат ли они пунктограммы?
(Оба предложения содержат причастные обороты и пунктограммы).
Как вы думаете, от чего зависит постановка запятых в предложениях с причастным оборотом?
(От местонахождения определяемого слова).
Попытайтесь сформулировать правило постановки запятых в предложениях с причастным оборотом?
(Причастный оборот выделяется на письме запятыми, если определяемое слово стоит перед причастным оборотом. Причастный оборот не выделяется на письме запятыми, если определяемое слово стоит после причастного оборота).
Обозначьте пунктограммы в записанных предложениях.
Проверим, как вы усвоили новый материал. Один человек будет работать у доски. Учащиеся на местах выполняют задание самостоятельно.
На доске учителем записан алгоритм выполнения задания :
Запиши предложение в тетрадь. Человек, читавший книгу, отвернулся. Читавший книгу человек отвернулся.
Найди в нём причастие, выдели его суффикс.
Найди зависимые слова, обозначь границы причастного оборота, подчеркни его как член предложения.
Графически обозначь определяемое слово.
Расставь знаки препинания.
Самопроверка правильности выполнения задания.
Сейчас мы поработаем устно. Я буду зачитывать предложения, записанные на доске. Вам нужно определить, есть ли в их составе причастный оборот.
Когда прозвучит предложение с причастным оборотом, вам нужно поднять руку. Если в предложении присутствует только одиночное причастие, рука остается на столе.
Предложения на доске:
Таявший на солнце снег превратился в лужицу. (Рука поднята).
Раненый капитан покинул строй.
Блестящий предмет лежал на столе.
Обиженный другом мальчик отправился домой. (Рука поднята).
Я увидел поля, окружённые садами . (Рука поднята).
Мы любовались наступившей весной.
Девочка почувствовала запах розы, распространявшей вокруг себя неповторимый аромат . (Рука поднята).
Молодцы! Скажите, пожалуйста, чему вы сейчас научились?
(Отличать причастный оборот от одиночного причастия).
Работа с учебником (письменно):
Сейчас вы будете учиться составлять предложения с причастным оборотом. Откройте учебник на странице 32, найдите упражнение 80, прочтите задание. Вам необходимо изменить место причастного оборота в предложении, поставив его после определяемого слова и расставив знаки препинания.
1. Распустившиеся за день цветы были срезаны. – Цветы, распустившиеся за день , были срезаны. 2. Свисавшие с крыши толстые сосульки оттаивали на солнце. – Толстые сосульки, свисавшие с крыши , оттаивали на солнце. 3.Ярко светило холодное солнце с блестевшего голубой эмалью неба. – Холодное солнце ярко светило с неба, блестевшего голубой эмалью .
Отличаются ли полученные предложения от исходных с точки зрения пунктуации?
(Да. В предложениях, данных в учебнике, причастные обороты не выделялись запятыми на письме. В составленных нами предложениях причастные обороты выделяются запятыми).
Сформулируйте ещё раз правило постановки знаков препинания в предложениях с причастным оборотом.
(Причастный оборот выделяется на письме запятыми, если определяемое слово стоит перед причастным оборотом. Причастный оборот не выделяется на письме запятыми, если определяемое слово стоит после причастного оборота).
Подведение итогов урока. Контроль усвоения материала
На уроке вы познакомились с причастным оборотом. Дайте его определение.
(Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом).
Что такое определяемое слово?
(Это слово, от которого мы задаём вопрос к причастному обороту).
Как обозначаются границы причастного оборота?
В каком случае причастный оборот выделяется на письме запятыми (обособляется)?
( Причастный оборот выделяется на письме запятыми, если определяемое слово стоит перед причастным оборотом).
Когда причастный оборот не выделяется на письме запятыми?
(Причастный оборот не выделяется на письме запятыми, если определяемое слово стоит после причастного оборота).
Каким членом предложения является причастный оборот?
Сегодня вы открыли для себя много новых знаний. Давайте обобщим их, составив синквейн Причастный оборот.
Выделяется, зависит, подчёркивается
Причастие с зависимыми словами
VI. Информация о домашнем задании. Выставление оценок за урок
Я не сомневаюсь, что сегодня вы без труда справитесь с домашним заданием. Запишите его в дневники: § 135 с. 169 (Теория), упр. 82 стр. 33 (учитель объясняет, как выполнять домашнее задание).
Сегодня вы отлично поработали. Оценки за урок…
Рефлексия учебной деятельности
Я уверена, что наш урок запомнится вам надолго. Поднимите, пожалуйста, руки те, кто расскажет о нём дома. Кто считает, что он успешно поработал сегодня? Кто считает, что успешно поработал весь класс? Кому что-то осталось непонятным? Что ещё вы хотели бы узнать о причастии и причастном обороте?
Источник