Меню

Луна будет как кровь

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Деян. 2:19

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 19-21 И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма. Солнце превратится во тьму, и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется

Затем (апостол) продолжает пророчество, которое заключает в себе нечто и страшное. «И покажу», говорит, «чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу» (ст. 19) . Этими словами намекает и на будущий суд, и на разрушение Иеруса­лима. «Кровь и огонь и курение дыма». Смотри, как изобразил раз­рушение. «Солнце превратится во тьму, и луна – в кровь» (ст. 20). Это он сказал применительно к положению страждущих. Впрочем, рассказывают, что много такого и действительно было на небе, как свидетельствует Иосиф (Флавий). В тоже время (апостол) этим и устрашил их, напомнив им о бывшем мраке и заставив ожидать того, что будет. «Прежде нежели наступит день Господень, великий и славный». Если теперь, говорит, вы грешите безнаказанно, так еще не счи­тайте себя в безопасности. Ведь это начало некоторого вели­кого и тяжкого дня. Видишь ли, как он потряс и поколе­бал их душу, и смех обратил в оправдание? В самом деле, если это начало того дня, то необходимо следует, что им угрожала величайшая опасность. Что же? Продолжает ли он говорить о том, что наводило страх? Нет. А что? Он снова дает им отдохнуть и говорит: «и будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (ст. 21). Это сказано о Христе, как говорит Павел (Рим. 10:13); однако Петр не решается высказать этого ясно. Но возвратимся к тому, что сказано выше. Прекрасно восстает Петр против смеющихся и издевающихся, говоря: «сие да будет вам известно, и внимайте словам моим». А в начале он говорил: «мужи Иудейские», называя, как мне кажется, иудеями тех, которые жили в Иудее. Предложим, если угодно, и сами слова Евангелия, чтобы ты узнал, каким вдруг сделался Петр. Вышла, говорит (евангелист), рабыня, «и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином»; а он отвечал: «не знаю, что ты говоришь», и когда снова спросили его, – «тогда он начал клясться и божиться» (Мф. 26:69-74).

А здесь смотри, с каким говорит он дерзновением, с какою великою свободою. Он не похвалил тех, которые сказали: «слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих»; а, напротив, на ряду с другими отягощает и их своими сло­вами, желая сделать их более ревностными и представить свое слово чуждым лести. Это и всегда прекрасно наблюдать, так, чтобы при снисходительности слово было чуждо всякой лести, равно как и всякого оскорбления, что – не легко. Не без при­чины также устроено и то, что это совершилось в третьем часу: когда показывается блеск света, тогда люди еще не заняты бывают хлопотами об обеде, тогда – ясный день, тогда все на площади. Видишь ли слово, исполненное свободы? «И внимайте словам моим». Сказав это, Петр ничего не прибавил (от себя), а присовокупил: «но это есть предреченное пророком Иоилем: и будет в последние дни». Этим показывает, что уже близка и кончина. Оттого-то слова: «в последние дни» имеют некоторую особенную выразительность. Затем, чтобы не подумали, будто это дело касается только сынов, он присовокупляет: «и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут». Заметь порядок: сначала сыны, как и Давид говорит: «вместо отцов Твоих были сыновья Твои» (Пс. 44:17); и в свою очередь, Малахия: «и он обратит сердца отцов к детям» (Мал. 4:6). «И на рабов Моих и на рабынь Моих». И это – знак добро­детели, – потому что мы стали рабами Божиими, освободившись от греха. Да обилен и дар, когда дарование переходит и на другой пол и не ограничивается одним или двумя лицами, как было в древности, например – Девворою и Олданою. И не сказал (Петр), что это – Дух Святой, и не истолковал слов пророка, но привел лишь одно пророчество, предоставив ему говорить самому за себя. Ничего пока не говорит он и об Иуде, потому что всем было известно, какая казнь его постигла. Но он молчит, зная, что ничто на них так сильно не дей­ствует, как то, когда беседуют с ними на основании проро­чества; это сильнее даже самих дел. Когда Христос творил чудеса, Ему часто противоречили; а когда Христос привел им следующие слова из пророчества: «сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня» (Пс. 109:1), – они умолкли, так что не могли уже сказать Ему в ответ ни одного слова. Да и во многих местах Он напоминает им Писания, – например, когда говорит: «Он назвал богами тех, к которым было слово Божие» (Ин. 10:35), а лучше – это всякому можно встретить везде. Потому-то и Петр здесь говорит: «излию от Духа Моего на всякую плоть», т.е., на народы; но еще не раскрывает и не объ­ясняет (пророчества), потому что это не было полезно. Так точно не ясны и эти слова: «и покажу чудеса на небе вверху», потому что своею неясностью они еще больше устрашали их. Если бы он объяснил им, – он более вооружил бы их против себя. Потому-то он и обходит его, как будто бы оно было ясно, желая внушить такое понятие. Конечно, после он объ­ясняет им, когда беседует с ними о воскресении, когда приготовил их к тому своим словом. Потому он охотно и обходит (это пророчество), что благодеяния не в силах были привлечь их: этого никогда не было. Ведь тогда никто не спасся; а теперь верные спаслись при Веспасиане. Вот это и означают слова (Спасителя): «и если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть» (Мф. 24:22). Что было более тяжко, то случилось наперед, так как сначала жители были взяты в плен, и тогда город был разрушен и сожжен.

Читайте также:  Рекомендуемая луна для посадки

Затем (Петр) останавливается на иносказании, чтобы ближе представить пред взорами слушателей разорение и плен. «Солнце превратится во тьму, и луна – в кровь». Что значит выра­жение: луна превратится в кровь? Мне кажется, он означает чрез это чрезмерность кровопролития и намеренно говорит так, чтобы внушить им великий страх. «И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется». «Всякий», говорит, будет ли то священник (хотя этого еще не высказывает), или раб, или свободный, потому что «нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28). И справедливо: это различие, действительно, имеет место лишь здесь, где все – тень. Если в царских чертогах нет ни благородного, ни неблагородного, но всякого обозначают его дела; если и в искусствах каждый ценится по своему произведению, то тем больше – в том состоянии. «Всякий, кто призовет». «Призовет» не просто, – потому что «не всякий», говорит (Христос), «говорящий Мне: Господи! Господи!» (Мф. 7:21), – но призовет с усердием, при хорошей жизни, с должным дерзновением. Таким обра­зом, слово его пока еще не тягостно, так как он вводит речь о вере, хотя не скрывает и страха наказания. Почему? Потому что показывает, что есть спасение в призывании.

Гомилии на Деяния Апостолов.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 19-21 И дам чудеса на небеси горе, и знамения на земли низу, кровь и огнь и курение дыма. Солнце преложится во тму, и луна в кровь, прежде даже не приити дню Господню великому и просвещенному. И будет, всяк, иже аще призовет имя Господне, спасется

Этими словами пророк наперед ясно предсказывает и о будущем суде, и об Иерусалиме, и о плане иудеев, и о событиях, имевших быть при кресте Христовом, и наконец о том, что случилось с иудеями вследствие римской войны, когда в Иудее проливалось римлянами множество крови, когда развевался дым от сожигаемых городов и селений. Чрез это иудеи несли наказание за свою дерзость против Христа, — за дерзость, которой не перенесло и самое солнце и смежило свое око, световую силу, и луна свой сребровидный образ изменила в красный свет. Говорят однако же, будто много подобных явлений было на небе и во время разрушения Иерусалима; так свидетельствует Иосиф Флавий. Впрочем словами: луна преложится в кровь, пророк указывает и на чрезмерную жестокость заклания (т. е. распятия Господа). Но почему происходит это в третьем часу? Чтобы показать чудесность этого явления: блеск огня виден среди светлого дня, когда все на площади! Впрочем составитель богослужебных песней понимает сказанное пророком так: кровь — воплощение, огонь — Божество, курение дыма — Святый Дух, осенивший наитием Деву и исполнивший мир благовонием, а под днем Господним разумеет день воскресения. Но Господь говорит: излию от Духа моего (Иол. 2:29), прежде неже приити дню Господню (Иол. 2:31). Скажи иудею: если одно лицо и одно имя у Божества и если Бог говорит сам о Себе, то почему не сказал: прежде неже приити дню моему? Если, говорит Петр, вы согрешаете теперь безнаказанно, так на это не надейтесь; потому что это только начало того великого и трудного дня. Подвигнув этим и устрашив сердца их, он успокаивает их и дозволяет им питать добрые надежды. И будет, всяк, иже аще призовет имя Господне, спасется. Но не просто призовет; потому что говорится: не всяк глаголяй ми: Господи, Господи (Мф. 7:21); нет, всяк, кто призовет с расположением и с доброю жизнию. Включив теперь в свою речь слово о вере о необходимости веры, — потому что спасение зависит от призывания, — он делает свою речь удобопонятною. Имя Господне, по объяснению Павла, призывается во имя Христа; но Петр на этот раз не решился открыть это своим слушателям.

Толкование на Деяния святых Апостолов.

Беда Достопочтенный

И дам чудеса на небеси горе, и знамения на земли низу, кровь и огнь и курение дыма

Кровь из ребра Господня, огонь Святого Духа, курение раскаяния и плача, ибо как дым от огня, так курение рождается от горения Святого Духа. Ведь остается поверить и в то, что чудесным образом произошло, что кровь из мертвого тела истекла стремительным потоком (Ин. 19:34), что противоречит природе наших тел. Именно для нашего спасения и для нашей жизни послужила даже Его смерть. Ведь под огнем может пониматься просвещение верующих, а под курением дыма — слепота иудеев, которые не уверовали. Поэтому и Господь, собираясь дать закон, сошел в огне и дыме (Исх. 19:18), чтобы смиренных просветить ясностью Своего явления, а глаза гордых затмить туманом греха.

Читайте также:  Луна лана дель рей

Изложение Деяний Апостолов.

Архиеп. Евсевий (Орлинский)

Ст. 19-20 И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма. Солнце превратится во тьму, и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный

Таково изображение великих бедствий и переворотов, которые предстояли Иудейскому народу! Знамения на небе вверху, знамения на земле внизу. Св. Златоуст говорит: «этими словами намекает и на будущий суд и на разрушение Иерусалима. Кровь и огнь и курение дыма. Смотри, как изобразил разрушение. Солнце преложится во тму и луна в кровь (ст. 20). Это сказано применительно к положению страждущих. Впрочем, рассказывают, что много такого действительно было на небе, как свидетельствует Иосиф (Флавий). В тоже время (Апостол) этим и устрашил их, напомнив им о бывшем мраке и заставил ожидать того, что будет. Прежде даже не приити дню Господню великому и просвещенному. Если теперь, говорит, вы грешите безнаказанно, так еще не считайте себя в безопасности. Ведь это начало некоего великого и тяжкого дня. Видишь ли, как он потряс и поколебал их души, и смех обратил в оправдание?» Доселе слова Златоуста.

Изображенный пророком суд Божий, как образ, исполнился во время разрушения Иерусалима римским войском, под начальством полководцев Веспасиана и Тита. Но всемирный суд Божий, предуказанный сим образом, совершится при скончании мира, перед тем великим и страшным днем, в который Господь Иисус во славе приидет судить живых и мертвых. Сам Господь Спаситель второе свое пришествие изображает так: яко же молния исходит от восток, и является до запад: mакo будет пришествие Сына человеческаго. — Абие же по скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с небесе, и силы небесныя подвигнутся. И тогда явится знаменье Сына человеческаго на небеси: и тогда восплачутся вся колена земная, и узрят Сына человеческаго, грядуща на облацех небесных с силою и славою многою (Матф. 24, 27, 29, 30). День великий и просвещенный — этот день, как изображает апостол Павел, будет в явлении Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его, когда Он приидет прославиться во Святых Своих, и явиться дивным в день оный во всех веровавших (2 Солун. 1, 7-10).

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.

Лопухин А.П.

И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма

Покажу чудеса С предречением обильного излияния Духа Святого в Царстве Мессии соединяется предречение о последнем суде над нечестивым миром и спасении поклонников Бога истинного. При этом предвестниками такого суда указываются особые знамения на небе и на земле. Знамения на земле: кровь и огонь и курение дыма — символы кровопролития, возмущений, войн, опустошений. Знамения на небе: затмение солнца и кровавый вид луны. На образном языке священных писателей эти явления обозначают вообще великие бедствия в мире и наступление суда Божия над ним.

Толковая Библия.

Источник

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Откр. 6:12

Свт. Андрей Кесарийский

Ст. 12-13 И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно, как власяница, и луна сделалась, как кровь. И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои

Некоторые, понимая сказанное в переносном смысле относили все сiе к разорению при Веспасиане. Нам же кажется, что здесь излагается переход от периода гонений ко времени пришествiя антихриста, в которое, по пророчествам, имеют совершиться такие и столь многие язвы для того, быть может, чтобы размышляющiе о них люди не отреклись от тех, наводимых на них антихристом, казней, которых, как мы знаем, еще никогда не было. — Землетрясение, о котором часто читаем в Писании, есть перемена дел, потому что и выражение: «еще единою Аз потрясу» (Агг. 2, 7) означает, как говорит Апостол, «изменение колеблемого» (Евр. 12, 26-27). И в Ветхом Завете о шествии Израильтян сказано: «земля потрясеся, ибо небеса кануша» (Пс. 67, 9). — Чернота солнца и темный и кровавый вид луны указывают, как часто сiе объяснял блаженный Кирилл, на душевный мрак тех, которых постигнет гнев Божiй. — А что пали звезды, как то было писано и о прельщенных Антиохом, означает то, что падут и мнящиеся быть светилами мiра, будучи сокрушены и поражены случившимся в то время, когда по причине множества скорби, сказал Господь, прельстятся, насколько возможно, и избранные (Матф. 24, 24). Посему, быть может, и приводится здесь указание на смоковницу, которая, при колыхании диавольским ветром, роняет плоды еще недоразвившиеся, еще недозревшие в зное искушений и не услащенные благодатiю, ибо смоковница принимается в двух смыслах — добром и худом. Это можем видеть из показанных Иеремiи двух кошниц смокв хороших и дурных (24, 1-2), из смоковницы, иссушенной Христом (Матф. 21, 19; Марк. 11, 13-14) и из износящей цвет в (книге) Песни Песней (2, 13). Чувственным ли сiе сбудется образом при славном пришествии Христа-Судiи, знает Он Сам, имеющiй таинственные сокровища веденiя и премудрости.

Читайте также:  Луна свой свет струит

Беда Достопочтенный

и вот, произошло великое землетрясение

Церкви предстоит более обычного пролить крови за Христа. Иоанн говорит о великом, потому что в последние времена произойдет землетрясение по всей земле. До этого же, как говорит Писание, землетрясения случатся по разным местам.

Изложение Откровения.

Тиконий

и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница. Под шестой печатью надо понимать шестой период мира, в конце которого начнется последнее гонение: его мощным натиском, будто землетрясением, как сказано, мир будет поколеблен. Солнце и луна — Христос и Церковь; вследствие последнего гонения многие устрашенные отрекутся от них. Потому говорится, что солнце стало мрачно.

Если же и закрыто, — сказано, — благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого (2 Кор 4:3-4). Поэтому говорится: чтобы прельстить, если возможно, и избранных (Мф 24:24). Что солнце стало мрачным, говорится в том смысле, что, когда грешникам попущено строить козни против святых, могущество Христа скрыто, или учение временно затемнилось, или отставлено охранение. Вот и пророк: Не вглядитесь ли внимательно в то, что нечестивый заглатывает праведного (Авв 1:4). Наконец, мы можем прочитать высказывание о самом Христе: се, лежит Сей на падение и на восстание многих [в Израиле] и как знак, о котором будут пререкаться (Лк 2:34). Некоторым достается прибыток в Том, отвернувшись от Кого другие терпят ущерб.

Луна сделалась как кровь. Пророчествуют, что Церковь еще больше прольет крови ради Христа, когда обрушится лавина преследований. [Но прольет] таким образом свою, а не чужую кровь, по каковой причине того коня рыжего описывают красным от крови чужой.

Фрагменты.

Экумений

И когда Он снял шестую печать, я взглянул. Снятие шестой печати обеспечивает совершенное наше спасение — оно низвергло смерть; оно возвратило жизнь; покорителя людей оно развенчало, торжествуя явно, согласно написанному: Восшел на высоту, Единородный, пленил плен, принял дары для человеков (Пс 67:19).

Что же такое снятие шестой печати? Крест и смерть Господа, воскресение и вознесение, чаемые всяким творением, умным и плотским, открывшие нам путь новый и живой, восхождение из гибели к жизни через завесу, то есть плоть Свою (Евр 10:19-20). И это облагодетельствовало не только живых, но и тех, кто скончался прежде. Ведь Господь, согласно божественному апостолу Петру, и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным (1 Пет 3:19-20), и спас тех, кто и там веровал, как представляется Кириллу.

и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь. Очевидно, что видение перечисляет для нас знамения, относящиеся к крестной смерти [Спасителя], — землетрясение и грохот на земле, помрачение солнца и окровавление всей луны. Со всем основанием он приложил определение вся к луне; ибо в день распятия она была в полном свечении, а не на пороге полнолуния, и в своей полноте встретила страдания [Господа] .

О том, что это сбудется, прежде говорил и пророк Иоиль: Солнце превратится во тьму и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный (Иоил 2:31). Падение же звезд с небес, возможно, будет иметь естественные причины; если же нет, то изречение означает, что прекратится свет небес и наступит полная тьма.

Комментарий на Откровение.

Лопухин А.П.

Ст. 12-14 И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь. И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои. И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих

Шестая печать отвечает на вопрос, доколе вместе с грешниками, достойными наказания, будут страдать и благочестивые. До тех пор, отвечает она, пока не наступит время общего воздаяния при втором пришествии Господа. И слова 12 стиха можно понимать в смысле указания на общемировой переворот пред вторым пришествием Господа. При перевороте солнце уподобится власянице, одежде из черной шерсти. Это слововыражение не единичное в Св. Писании (Мф. 24:29) и почти буквально повторяется у пророка Исаии (L:3). Оно говорит, что изменение произойдет в самой природе солнца и в его отношениях к земле и другим планетам. Здесь нужно разуметь прекращение солнечного света. Точно так же и луна (как кровь) уже не будет освещать землю, но своим новым видом будет лишь возбуждать нас. В то же самое время наступающего общего переворота звезды небесные падут на землю. Пояснение Апокалипсиса говорит о том, что здесь нужно видеть не обман зрения, но действительное падение звезд, в виде астероидов, метеоров и т п [Соmel-a Lapid, Kliefoth, Calmet, Иоанн Злат. на Мф. XXIV:29] Мировой переворот коснется и самой земли и неба. Небо скроется, свившись как свиток. Это выражение (Ис 34:4) говорит об удалении неба от человеческого взора. Одновременно с переворотом на небе, на земле произойдет страшное землетрясение, следствием которого будет изменение вида земной поверхности. Для Господа возможно полное и совершенное изменение вида земли.

Источник

Adblock
detector