Ночь полнолуния: убедительная история о том, что оборотни живут среди нас
Живем мы в небольшом поселке недалеко от города. Чистый воздух, хорошие соседи, посередине – прекрасно оборудованная детская площадка. Днем здесь собираются мамочки с детьми, а вечерами приходит народ — посидеть, пообщаться, поделиться новостями. Вероятно, в каждом поселке есть такое излюбленное место.
Мы с дочкой обычно приходили сюда ближе к вечеру, когда начинала спадать летняя жара. Так уж получилось, что мы остались только вдвоем – моя жена Леночка и наш еще не рожденный ребенок… Даже здесь я никак не мог перестать думать о них, и те несколько месяцев, которые прошли после трагедии, не могли смягчить горечь утраты.
Так было и в тот памятный день. Катюшка играла на площадке, а я сидел на скамейке, вроде бы с другими односельчанами, а на самом деле погруженный в собственные размышления. К этому давно привыкли и меня особенно не доставали. Как вдруг я заметил, что наша компания как-то примолкла и напряглась.
Мимо проходила молодая женщина. Она почему-то была мне незнакома, хотя я знал всех, кто проживает в нашем поселке. Женщина была не то чтобы красива, нет, от нее просто так и веяло какой-то необъяснимой энергией.
Незнакомка поздоровалась со всеми и тоже присела неподалеку, но – на отдельную скамейку. Когда я спросил у своего соседа, кто это, он сказал, что это новая лесничиха, которую только прислали на участок. Поневоле разговор начал крутиться вокруг личности этой девушки.
Мнения разделились. Мужики, в целом, были настроены довольно скептически, считая, что она не сможет справиться с браконьерами – молода слишком, да и баба – что с нее толку. А вот бабка Павлина, почему-то загадочно покачала головой.
Павлина была нашей местной знахаркой – в каждом селе есть такие. Подрабатывают гаданиями на картах
Так вот Павлина сказала, что она как-то видела девушку купающейся в местном пруду. И что у той вся спина покрыта шерстью, как у волка. Дескать, новая лечсничиха – оборотень, а потому она-то уж точно справится с браконьерами.
Бабка говорила довольно громко, ничуть не считаясь с тем, что девушка может ее услышать. Так и произошло. Она встала со своей скамейки, бросила хмурый взгляд на нашу компанию и ушла прочь. Мне тоже отчего-то стало досадно, поэтому я попрощался со всеми, позвал Катюшку и мы пошли домой.
Когда завернули за поворот, то увидели лесничиху, которая стояла и словно поджидала нас. Я, сам не знаю почему, подошел к ней и почувствовал необходимость извиниться, сказать, чтобы она не обращала внимания на выдумки глупой бабы.
Мы познакомились. Девушку звали Ланой. Она спросила меня – верю ли я в оборотней.
Конечно, я ответил, что нет. Так и было, хотя бабка Павлина приходилась мне дальней родственницей.
— Зря, — непонятно почему усмехнулась Лана. – Права Павлина. Я вот тоже не верила до тех пор, пока не начала видеть сны о том, как у меня вырастает шерсть и я по ночам гоняюсь по ночному лесу при полной луне.
А впервые я поняла, что я – оборотень, когда чудом вытащила одного пацана из-под колес джипа. Он вечером выехал на роликах на перекресток, а тут джип из-за поворота. На меня словно какое-то затмение нашло. Когда очнулась, стояла на тротуаре вместе с пацаном в руках, джип мимо давно уж проехал. Меня всю трясло, и могу поклясться, что я увидела на своих руках когти, словно во сне. Только это был не сон.
Домой пришла, маме рассказала, что произошло. А она тогда мне и сказала, что оказывается, дед наш был оборотнем. По-научному это называется ликантропия. Она передается через женщин в роду, но обычно проявляется только у мальчиков. Хотя бывают и исключения – я вот одно из них.
Разумеется, я подумал, что у девушки какие-то проблемы с головой. Осторожно сказал ей, что мне нужно идти домой, дочку кормить, а потом укладывать спать.
— Я знаю, что твоя жена умерла при родах. И что ребенка тоже спасти не удалось. Так бывает. Это все потому, что должен был родиться мальчик. Для того чтобы у тебя родился сын, тебе нужна другая женщина. Такая, как я.
Тут уже я окончательно понял, что разговариваю с ненормальной. Не зря от нее исходит такая странная и пугающая энергия. Видимо, в детстве пересмотрела дурацких фильмов и слегка двинулась крышей.
К счастью, мы как раз подошли к моему дому. Я постарался распрощаться как можно более вежливо, взял на руки дочку и зашел во двор. Лана осталась стоять у калитки.
Но вот что странно. Хотя с Ланой я больше не виделся — она уехала к себе на участок – по ночам мне часто начали сниться сны, где мы с ней были вдвоем. Ну – вы понимаете, о чем я. Сны из разряда эротических.
Это действительно было странно, потому что с тех пор, как я потерял свою жену, ни одна женщина не привлекала моего снимания до такой степени. А Лана – я ведь даже не был с ней знаком, по сути. К тому же эти ее весьма оригинальные фантазии, о которых она мне рассказала…
Так продолжалось до самого полнолуния. А когда оно наступило – я хорошо помню эту ночь, потому что огромная луна мешала мне спать и пришлось даже задернуть плотные шторы – так вот, в эту ночь мне приснился сон и вовсе уж совсем странный.
Мне снилось, что я весь покрылся серой шерстью, бегу по лесу на четвереньках, на моих руках и ногах выросли длинные когти, но почему-то во сне меня это не удивляло – я знал, что так и должно быть. А еще я помню о том, что я во сне был необычайно счастлив, потому что рядом со мной находилась моя любимая – огромная серая волчица.
Утром я проснулся, когда уже ярко светило солнце, его лучи даже пробивались сквозь плотно задернутые гардины. Под окном о чем-то громко и бойко перекрикивались соседки. Из их разговора я понял, что ночью у кого-то в селе волки задрали корову. И бабка Павлина утверждает, что это сделали оборотни.
Когда я начал одеваться, то обратил внимание, что аккуратно сложенная с вечера одежда теперь валяется на полу и вся перепачкана в грязи. Я еще я заметил, что мои ноги тоже были покрыты грязью и синяками. А руки… Под ногтями отчетливо виднелись коричневые полоски, очень похожие на запекшуюся кровь.
Источник
Полнолуние
Существовала еще одна проблема, занимавшая ученых и образованных людей: предполагаемая связь между оборотнями и полной луной. Хотя эта идея появилась позднее выхода работ Вейера и Скота, не приходится сомневаться в том, что превращения оборотней рассматривались в XVII и XVIII веках как результат сверхъестественного воздействия растущей и убывающей луны. В XIX и XX веках это представление получило дальнейшее развитие, и зависимость превращений человека в волка от фаз луны считалась неопровержимым фактом, хотя подобные ассоциации ни разу не возникали во время процессов над вервольфами. Почему же трансформации стали увязывать с полнолунием?
Луна уже давно напрямую связывалась с душевным равновесием. В английском языке слова lunacy (безумие, безрассудство) и lunatic (сумасшедший, душевнобольной), означающие психическую болезнь или повреждение рассудка, имеют общий корень с французским названием луны la lune, происходящим от имени римской богини Луны. Но откуда берет начало такая ассоциация?
Греки придерживались научных взглядов на человеческое тело и его болезни и так же, как позднее римский врач Гален, считали определяющими для жизнедеятельности веществами различные «гуморы»[40] (жидкости) — такие как флегма (слизь), сангвис (кровь), холе (желчь), каждая из которых специфическим образом влияла на определенные части тела. Правильный баланс между ними позволял телу функционировать нормально и был залогом хорошего здоровья. Если порядок нарушался, то результатом являлась болезнь: например, избыток в теле крови провоцировал лихорадку. Мозг, как тогда считалось, содержит очень большое количество влаги, баланс которой ответствен за его нормальную жизнедеятельность. Это позволяло цивилизованному, рациональному и тренированному мышлению оставаться «у руля», в то время как другие, более темные побуждения подавлялись. Однако, как и другие части тела, внутренние органы могли испытывать влияние со стороны внешних факторов.
Наблюдая, как слабое гравитационное притяжение Луны влияет на морские приливы и отливы, греческие врачи пришли к выводу, что эта планета оказывает похожее воздействие на жидкость, содержащуюся в мозге, и может нарушить хрупкий «гуморальный баланс», позволяя диким и нездоровым вожделениям вырваться на свободу. «Цивилизованный человек» мог быть постепенно превращен под влиянием луны в яростное неразумное животное — в лунатика-безумца. Многие греческие мыслители, такие как Аристотель и Гиппократ (460–370 гг. до н. э.), считали это непреложным фактом. Эта ассоциация была настолько сильна, что имя греческой богини Селены (одной из ипостасей тройственной лунной богини) стало синонимом дикого и непредсказуемого поведения, а ее саму описывали носящейся по лесам в разнузданной причудливой пляске. Принимая утверждения греческих авторов на веру, Плиний Старший (23–78 гг. н. э.) перенес эти медицинские воззрения на римскую почву.
Мир средневековой медицины в основном опирался на представления древних греков и римлян. Врачи основывали свои способы лечения на «гуморальном балансе» тела — например, пускали пациентам кровь, чтобы утишить лихорадку, и назначали слабительное, чтобы восстановить равновесие слизи и желчи. Они некритично воспринимали представление о «влажности» мозга и том воздействии, которое могла оказывать на него луна. Агрессивное или дикое поведение происходило якобы от избытка жидкости, скопившейся внутри черепа, часто в результате действия на индивидуума внешних сил — таких как «магнетическое притяжение» луны. Слабовольные, грешные или физически неполноценные пациенты — больные, голодающие или ведущие убогое существование — были особенно подвержены подобным приступам. Та же концепция была распространена и на способ поведения оборотней — людей, отчетливо воображавших себя каким-либо зверем, и на обычных безумцев. Церковь, которая проявляла живой интерес к обыденной медицине, поскольку многие средневековые доктора были монахами, утверждала, что это — несомненный результат греха: грешники сознательно подвергают себя пагубному воздействию луны и ведут себя как дикари и варвары, полагая, что превратились в животных.
Со временем западная медицина стала испытывать влияние со стороны Ближнего Востока. Уже в XII–XIII веках крестоносцы, возвращавшиеся из Святой земли, привозили с собой новые взгляды и идеи, в особенности касающиеся методов лечения, применение которых они наблюдали у арабов. Наряду с этим на Западе стали распространяться работы некоторых ближневосточных авторов, излагающие новые взгляды на болезни. Арабские писатели, такие как Рашид ад-Дин Хамадани (1247–1318 гг.) и Хаким Мохаммед Амин из Лахиджана (XVII век), твердо придерживаясь учения Корана, тем не менее полагали, что причиной душевных болезней могут быть отнюдь не только сомнительное вмешательство демонов или груз грехов страдальца.
Несмотря на это, представление о «гуморальном дисбалансе» и воздействии луны продолжало оставаться ведущим. С целью восстановить естественные ритмы жизнедеятельности тела некоторые врачи рекомендовали операцию, известную сейчас как трепанация черепа. В черепе проделывали дырочку — трепанационное отверстие (среди врачей не было согласия по поводу того, где именно оно должно быть просверлено) — с целью позволить излишней жидкости выйти, а пациенту — вернуться к нормальному мироощущению. Старинные гравюры и иллюстрации, датированные начиная с XVI столетия, представляют набор инструментов, использовавшихся для этой цели, причем некоторые из них смотрелись бы уместнее в камере палача. Об эффективности подобных этому способов лечения много спорили. Некоторые врачи, такие как Моше бен Маймон (Моисей Маймонид, 1138–1204 гг.) и Андреас Везалий (1514–1564 гг.), сомневались в том, что единственный способ облегчить безумие пациента — это пустить ему кровь, чтобы предотвратить воспаление мозга «лихорадкой и возбуждением». Последнее средство считалось весьма действенным: считалось, что «возбуждение» у тех, кто считал себя животными и жаждал человеческой плоти, вызвано избытком крови, затуманивающей мозг. Облегчить неестественные вожделения, как говорили, нельзя было никак иначе, чем отворить пациенту кровь или применить гирудотерапию (прикладывание к кровеносным сосудам кровососущих пиявок).
Любопытно, что и в старинных сицилийских легендах единственным способом «излечить» вервольфа было пустить ему кровь. По описаниям в этих легендах, кровь вервольфа была черной и имела консистенцию смолы; даже самого небольшого количества ее, вытекшего из вен зверя, было достаточно, чтобы избавить жертву от тяготевшего над ней проклятия. Старинная сицилийская сказка, предположительно основанная на реальном событии, произошедшем в Палермо в 1889 г., иллюстрирует такую точку зрения.
Один богатый и знатный человек, который жил то ли в Палермо, то ли в Салапаруте, был подвержен влиянию полной луны. Когда она поднималась на небосклон, он сверхъестественным образом превращался в свирепого волка и поддавался волчьему вожделению, жаждая человеческой плоти. Свой секрет он доверил одному-единственному слуге, и когда совершал свое превращение, тот выводил господина на базарную площадь и отпускал. Там оборотень нападал на припозднившихся прохожих, убивая гуляк-полуночников. Однажды ночью, когда он бродил по городу, навстречу ему попался солдат, который оказался не робкого десятка. Он храбро встретил волка лицом к лицу, выхватил меч, ударил зверя наискось по морде и рассек шкуру на лбу. Из раны потекла черная липкая кровь. Ее было немного, потому что удар получился скользящим, но этого оказалось достаточно, чтобы снять проклятие. Скуля и подвывая, существо свалилось у ног солдата, постепенно изменяя свой облик на человеческий. Расколдованный аристократ был безумно счастлив и щедро наградил солдата за то, что тот освободил его от ужасного проклятия оборотничества, так долго тяготевшего над ним.
В сицилийском фольклоре есть еще две похожие истории — одна из Палермо, а другая из Иблы (Нижняя Рагуза). В обеих присутствует мотив кровопускания, необходимого для «исцеления» вервольфа, что доказывает устойчивость этого поверья в данной местности.
Следующая из рассматриваемых нами сказок рассказывает о чрезвычайно религиозной женщине из Палермо (по некоторым сведениям — сестре священника; во многих католических странах сестрам священников часто приписывали особые способности). Хотя она регулярно посещала мессу и тщательно соблюдала все обряды и читала молитвы, однажды ночью обычного благочестия оказалось недостаточно. Она случайно выглянула из окна и узрела свирепое на вид волкоподобное существо, крадущееся во мраке неподалеку от ее дома. Оно отдаленно напоминало человека, но было покрыто шерстью, а вместо лица имело оскаленную морду и широко раскрытую волчью пасть. Увидав, что женщина выглянула из окна, существо зарычало и попыталось залезть по виноградным лозам, оплетавшим дом, грозя ей длинными когтистыми лапами. В ужасе благочестивая женщина вознесла молитвы Богородице и святой Розалии, но, увы, безрезультатно, ибо вервольф уже добрался до ее балкона. Вбежав в комнату, женщина схватила стилет (небольшой кинжал) и повернулась к нему лицом. Не переставая молиться, она изо всей силы ударила надвигавшееся на нее существо, попав ему по лбу. Потекла густая черная кровь, похожая на смолу, и вервольф, завывая и скуля от боли, развернулся и убежал. Продолжения различных вариантов сказки противоречат друг другу: в одном говорится, что позже недалеко от дома женщины нашли полуобнаженным одного из ее соседей; другой сообщает, что оборотнем был местный аристократ, который вознаградил женщину деньгами и драгоценными камнями за то, что она освободила его от проклятия оборотничества. Точное время возникновения этой легенды неизвестно, но считается, что она появилась во второй половине XIX века, как и предыдущая.
Третья, несколько отличающаяся от предыдущих народная легенда из Иблы (Нижней Рагузы) повествует о священнике, который также вступил в схватку с вервольфом. Ибла — очень древний город, который был практически целиком заново отстроен после великого Сицилийского землетрясения 1693 г. и стал называться Ибла Рагуза.[41] Одним из его самых старинных зданий является церковь Санта Мария делла Скала, отстроенная в начале XVIII века, и с этим святым местом связана история благочестивого священника.
Когда поздним вечером он переходил городскую площадь, возвращаясь после некоего благотворительного дела, то столкнулся со странным созданием, рыскавшим в темноте. Оно обнажило клыки и зарычало на священника, и при лунном свете тот сумел разглядеть, что тело монстра отдаленно напоминало мужское, но было снабжено всеми атрибутами волка, включая удлиненную морду, с челюстей которой капала слюна. Священник вознес молитву — но безрезультатно; казалось, священные слова только разъярили зверя, который, похоже, собирался растерзать его. Священник бросился в церковь, но существо последовало за ним, явно не испытывая никаких неудобств от того, что оказалось на святой земле. Добежав до алтаря, священник схватил тяжелый крест и поднял его над головой. Вервольфа не смутила и святая реликвия, он продолжал надвигаться на священника, а из пасти его угрожающе текла слюна. Священник пятился, отступая, пока спина его не уперлась в алтарь. В отчаянной попытке спастись священник взмахнул крестом перед собой, сильно ударив вервольфа по лбу. Брызнула черная липкая кровь. Вервольф взвыл как пес и сбежал, оглашая воплями святой храм. Еще не добравшись до главного входа, он начал менять облик, а потом свалился на ступенях церкви, и когда священник подбежал, чтобы помочь ему, он обнаружил, что глядит не на волчью морду, а в лицо другого священнослужителя, своего знакомого.
Запинаясь, этот человек поведал свою историю. С самого детства он был подвержен пагубному влиянию лунного света, который превращал его в дикого зверя. В таком виде он рыскал по старому городу, нападая на встречных и иногда убивая их. И только кровь, брызнувшая от удара тяжелым крестом, освободила его от проклятия. По другой версии, оборотнем оказался видный гражданин, щедрый жертвователь на благо церкви, хотя имя его осталось в тайне. И вновь причиной трансформации были лучи луны.
Существовал и другой аспект лунного влияния. Мы уже упоминали, что полнолуние связывали с богиней Селеной, являющейся божественным воплощением полной луны. Однако Селена — только одна ипостась взошедшей луны, один лик тройственной лунной богини. Другим воплощением того же божества была богиня Артемида (у римлян известная как Диана), которая в античном мире была покровительницей охоты. Большая часть ее охотничьих прогулок, учитывая ее связь с луной, особенно полной, происходила по ночам, потому что именно ночью охотится целый ряд животных. Тех, кого коснулись лунные лучи, охватывал лихорадочный охотничий азарт, который был свойствен и самой богине.
Еще в древности было замечено, что лунный свет оказывает возбуждающее действие на собак (которые являются животными-охотниками), и это явление относили на счет влияния богини. Она усиливала охотничьи инстинкты животных, и они становились беспокойными. То же могло происходить и с некоторыми людьми, особенно слабовольными и много грешившими. Таким образом, убогие и грешники становились заложниками влияния лунного света, как и собаки.
Это вредоносное воздействие связывалось и с третьим аспектом богини, ее воплощением по имени Луна. Отсюда — слово «лунатик» как обозначение странного и непредсказуемого поведения. Но никакой связи между таким поведением и непосредственно полнолунием древние не проводили, отмечая только увеличение общего количества лунного света. Хотя мы не можем быть абсолютно уверены в этом, именно оно могло считаться ответственным за изменения поведения некоторых животных. Однако дикое и эксцентричное поведение безумцев в полнолуние стало ассоциироваться с дикостью вервольфа, и был сделан вывод, что лунный свет может оказывать влияние на человека и инициировать превращение в оборотня. Этой волнующей идее предстояло получить дальнейшее развитие, когда писатели и голливудские режиссеры обратили внимание на образ оборотня.
Читайте также
Глава 5 Безумное полнолуние
Глава 5 Безумное полнолуние До крайности заразная болезнь, милорд. Та, что зовут ликантропией. Джон Уэбстер, «Герцогиня Мальфи» В своей прославленной книге De praestigiis daemonum («О демонических иллюзиях»,[38] опубликована в 1563 г.) немецкий врач Иоганн Вейер открыто нападает на
Полнолуние
Полнолуние Существовала еще одна проблема, занимавшая ученых и образованных людей: предполагаемая связь между оборотнями и полной луной. Хотя эта идея появилась позднее выхода работ Вейера и Скота, не приходится сомневаться в том, что превращения оборотней
Полнолуние / Дело / Капитал / Акции
Полнолуние / Дело / Капитал / Акции Полнолуние / Дело / Капитал / Акции Прошедшая неделя на российском фондовом рынке выдалась довольно волатильной. После двухдневного ралли в понедельник и вторник (более 3 процентов) последовало не менее
Источник