Живая и неживая природа
Вы уже знаете, что такое слово. Каждое слово описывает той или иной предмет, указывает на его месторасположение и дает ему название. Однако слова в русском языке не существуют сами по себе. Они объединяются в синтаксическую конструкцию, которая называется предложением.
Что такое предложение, знакомство с предложением
Предложение – это набор слов, которые связанные между собою по смыслу. Например: Даша пошла в магазин. Витя ловил рыбу. В саду росли цветы. Благодаря предложению мы не только можем узнать действие, которое совершается или будет совершенно определенным предметом, но и можем полноценно выражать свои мысли и передавать информацию.
Ведь когда вы рассказываете маме о своих школьных друзьях, разговариваете с учителем в школе, или общаетесь с одноклассниками – вы используете в своей речи именно предложения. Предложения также используются в письменной форме.
На письме, букву, с которой начинается предложение, следует писать большой. Например: Правильно писать: Девочка читала книжку. Белка еле вкусные орехи. Мы видим, что слова «девочка» и «белка» в предложении пишутся с большой буквы.
Что такое живая и неживая природа
Вы, наверное, очень много раз слышали выражение «живая и неживая природа». Давайте разберемся, что же это выражение означает. Природа – это, все, что окружает людей, и то, что они сами не сделали. Природа состоит из двух составляющих: живой и неживой природы.
Живая природа — это те предметы, которые могут дышать, расти и умирать, точно также как человек. К живой природе относятся грибы, растения, животные, бактерии и сам человек. Неживая природа – это те предметы природы, которые не растут. Они находятся все время в одном и том состоянии. Это вода, небо, камни, почва, радуга, ветер, дождь.
Также к неживой природе относятся небесные светила – Луна и Солнце. Живая и неживая природа взаимосвязана между собой. Неживая природа способствует жизни живой природы. Например, все мы знаем, что рыбки живут в воде.
Вода – это неживая природа рыбка – живая. Если бы не было воды, рыбки бы не смогли жить. Растения живут благодаря солнечному свету. Солнце – это неживая природа.
Предложения с предметами живой и неживой природы
Давайте попробуем составить предложения, и описать живую и неживую природу в них.
На грядках росли огурцы и помидоры. Огурцы и помидоры – растения (живая природа) растут на почве (неживая природа).
В небе летел гордый сокол. Сокол – птица (живая природа), небо – неживая природа.
Маша купалась в пруду. Маша – это человек (живая природа), пруд – неживая природа.
Зайчик кушал зеленую травку. Зайчик – животное (живая природа), травка – растение (живая природа)
Вода покрывала камни на берегу. Вода – неживая природа, камни – неживая природа.
Бабушка смотрела на солнце. Бабушка – это человек (живая природа), Солнце – небесное светило (неживая природа)
Кошка охотилась на птичек. Кошка и птички – представители животного мира, а значит — относятся к живой природе.
Ветер срывал листья с дерева. Листья – это живая природа, ветер – неживая природа.
Источник
Явления природы
Что такое явления природы? Какие они бывают? Ответы на эти вопросы вы найдете в данной статье. Материал может быть полезен как для подготовки к уроку окружающий мир, так и для общего развития.
Все что нас окружает и не создано человеческими руками, является природой.
Все изменения, происходящие в природе, называются явлениями природы или природными явлениями. Вращение Земли, её движение по орбите, смена дня и ночи, смена времён года – это примеры природных явлений.
Времена года еще называют сезонами. Поэтому явления природы, связанные со сменой времён года, называются сезонными явлениями.
Природа, как известно, бывает неживая и живая.
К неживой природе относится: Солнце, звёзды, небесные тела, воздух, вода, облака, камни, полезные ископаемые, почва, осадки, горы.
К живой природе относятся растения (деревья), грибы, животные (звери, рыбы, птицы, насекомые), микробы, бактерии, человек.
В этой статье мы рассмотрим зимние, весенние, летние и осенние явления природы в живой и неживой природе.
Зимние явления природы
Примеры зимних явления в неживой природе | Примеры зимних явления в живой природе |
---|---|
|
|
Весенние явления природы
Названия весенних явлений в неживой природе | Названия весенних явлений в живой природе |
---|---|
|
|
Летние явления природы
Летние явления природы в неживой природе | Летние явления природы в живой природе |
---|---|
|
|
Осенние явления природы
Осенние явления в неживой природе | Осенние явления в живой природе |
|
|
Необычные явления природы
Какие явления природы еще существуют? Кроме описанных выше сезонных явлений природы можно назвать еще несколько, которые не связанны с каким-то временем года.
- Паводком называют кратковременный внезапный подъем уровня воды в реке. Этот резкий подъем может быть следствием обильных дождей, таяния большого количества снега, сброса внушительного объема воды из водохранилища, схода ледников.
- Северное сияние — свечение верхних слоёв атмосфер планет, обладающих магнитосферой, из-за их взаимодействия с заряженными частицами солнечного ветра.
- Шаровая молния — редкое природное явление, выглядящее как светящееся и плавающее в воздухе образование.
- Мираж — оптическое явление в атмосфере: преломление потоков света на границе между резко различными по плотности и температуре слоями воздуха.
- «Падающая звезда» — атмосферное явление, возникающее при попадании метеорных тел в атмосферу Земли
- Ураган — чрезвычайно быстрое и сильное, нередко большой разрушительной силы и значительной продолжительности движение воздуха
- Смерч — восходящий вихрь из чрезвычайно быстро вращающегося в виде воронки воздуха огромной разрушительной силы, в котором присутствуют влага, песок и другие взвеси.
- Приливы и отливы — это изменения уровня воды морских стихий и Мирового океана.
- Цунами — длинные и высокие волны, порождаемые мощным воздействием на всю толщу воды в океане или другом водоеме.
- Землетрясение — представляют собой подземные толчки и колебания земной поверхности. Наиболее опасные из них возникают из-за тектонических смещений и разрывов в земной коре или верхней части мантии Земли
- Торнадо — атмосферный вихрь, возникающий в кучево-дождевом (грозовом) облаке и распространяющийся вниз, часто до самой поверхности земли, в виде облачного рукава или хобота диаметром в десятки и сотни метров
- Извержение вулкана — процесс выброса вулканом на земную поверхность раскалённых обломков, пепла, излияние магмы, которая, излившись на поверхность, становится лавой.
- Наводнения — затопление территории земли водой, являющееся стихийным бедствием.
Источник
Конспект занятия «Живая и неживая природа»
наталия марунь
Конспект занятия «Живая и неживая природа»
Тема: Живая и неживая природа. Богатство живой и неживой природы.
Цель: Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы) и познакомить с основными природными компонентами и их связями.
Научить учащихся различать объекты живой и неживой природы и познакомить учащихся с понятиями “природные богатства”.
Развивать умение наблюдать и выделять главное, классифицировать природных богатств разделив их на живые, неживые, творчески мыслить, обобщать и анализировать знания.
Развивать навыки наблюдательности, внимания, аккуратности, любознательности.
Тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение, классификация.
Воспитывать бережное отношение к богатствам живой и неживой природы, к окружающей среде.
Материал к занятию:
1. а) картинки гриб, машина, растение -одуванчик, книга, животное- белка, стол, Луна;
б) Слон, автобус, велосипед, светофор, дерево – для загадок.
2.Эталоны по признакам живых предметов: РОЖДАЮТСЯ, ДЫШАТ, ПИТАЮТСЯ, РАСТУТ, ДВИГАЮТСЯ, ПОЯВЛЯЮТСЯ ДЕТКИ, УМИРАЮТ.
6.Эталоны: живые природные богатства, неживые природные богатства.
1. Конверты с картинками живой и неживой природы;
2. Карточки с заданием для работы, на которых нарисованы живая и неживая природа.
3. Солнышко для этапа рефлексии.
Ход занятия
I. Мотивация к учебной деятельности.
Создание эмоционального настроя.
— Добрый день, дорогие ребята.
– Какое у вас сейчас настроение? Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Я рада, что у вас отличное настроение. Надеюсь, что занятие пройдет интересно и увлекательно, хорошее настроение поможет нам подняться на следующую ступеньку в познании окружающего мира.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года.
Это всё вокруг… (природа)
1. С чего мы начнем свою работу?
Вы знакомы со словом «природа». А что оно означает?
Дети высказывают свои предположения о том, что такое природа.Приводят примеры: солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы.
Да, это природа. Почему вы относите эти предметы природе?
А что нельзя назвать природой? (То, что сделано руками человека.)
Давайте подумаем вместе. Сравните дом и дерево. Которая из них природа и почему?
Кто построил дом? – строитель, т. е. человек. Какие предметы делает человек своими руками? (книги, машины, дома,).
А природные объекты дерево, солнце, звезды, горы, облака – человек может сделать своими руками? (Нет)
ПРИРОДА – это все то, что существует без помощи человека. Все то, что сделано и создано руками человека не относится к природе.
Может человек сделать солнце? – Нет.
– Природа и вещи, которые сделал человек, связаны между собой? (Ответы)
— Да, все вещи когда-то были частью природы и взяты у неё человеком.
Мы природу создать не можем, а пользуемся ею.
2. Работа в парах.
Ребята, а сейчас поработаем в парах. Вспомним, какие правила мы знаем, когда работаем в парах, чтобы работать быстро и, главное, результативно.
Мы внимательно выслушаем мнение товарища, друг – другу не мешаем, высказываем свое мнение товарищу, работаем сообща.
Как мы выполняем работу? Сами.
А если возникнет вопрос, что мы делаем? Руку поднимаем.
У вас на партах лежат конверты. В конвертах картинки. Их надо распределить на 2 группы.
Какая цель этой работы – надо распределить на 2 группы.
А двоих я приглашу к доске. Они будут работать у доски. Но одно условие. На доску никто не смотрит, а работаем самостоятельно в паре.
На доске рисунки, их нужно разделить на 2 группы. Гриб, машина, одуванчик, книга, белка, стол, Луна. Учащиеся самостоятельно выполняют задание.
Двое выполняют на доске. Выполненное задание будет эталоном и по данному эталону дети проверяют свою работу.
Итак, посмотрим, что у нас получилось, все ли у нас правильно. Посмотрите на доску, там для вас эталон – образец для проверки. Проверяйте.
Какие группы вы выделили? Ответы детей, работающих у доски.
1 группа – машина, книга, стол — предметы, которые сделаны руками человека;
2 группа – гриб, одуванчик, белка, Луна — объекты природы.
III. Выявление места и причины затруднения.
— Вы работали в парах и зафиксировали совпадения и расхождения с образцом. Поднимите руки, у кого все ответы совпали с эталоном – образцом. У какой пары есть ошибки, исправляем по данному эталону.
1. А что у вас вызвало затруднение?
-не смогли разделить на 2 группы;
– мы не знали, на какие 2 группы надо было разделить.
Теперь картинки убрали обратно в конверт и положили на край стола.
Ребята, это что? – Луна.
А как вы думаете, она относится к природе? Да.
На Луне кто- то живет?
Мы точно не знаем, кто- то живет или нет.
А вот сегодня к нам с Луны свалился гость. Его зовут Лунтик. Посмотрите, Лунтик почему – то задумчивый. У него в руке письмо, какое – то послание. Наверное, это нам. Давайте, вместе прочитаем. (Письмо на экране.)
ПИСЬМО: Здравствуйте дорогие ребята. Меня зовут Лунтик. Я прибыл на вашу планету, чтобы лучше с ней познакомиться. Шёл я по тропинке и увидел, высоко в небе летит железная птица, но крыльями не машет и ещё птица, которая крыльями машет. И я задумался, который из них живой? Помогите разобраться. (на экране самолет и птица)
— Ребята, о каких птицах идет речь? Ответы детей
Постараемся помочь Лунтику? Да.
А как вы думаете, ребята железная птица – это что? – самолет.
Он живой или нет? Как же отличить живых предметов от «неживых?» (ответы детей)
IV. Проблемное объяснение нового знания.
Давайте проверим на примере. Вывожу девочку к доске (девочка).
Рождается – да, рождается – мама родила её. (День рождение есть)
Дышит – да, дышит, показывай, как ты дышишь;
Питается — да, кушает;
Растет (рост) – да, растет. Сначала была маленькой, а потом станет девушкой, тётя.
Движение – да, она двигается;
Детки будут? (Размножение) – когда она будет большая и у нее будут детки.
Умирает – рано или поздно все живое умирает.
Ребята, о какой природе идет речь? (О живой).
И значит, так бывает со всеми живыми существами. Они все рождаются, дышат, питаются, растут, двигаются, у всех появляются детки, рано или поздно все живое умирает.
На доске эталон:
V. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
А теперь давайте вернемся к нашей птице и рассмотрим по эталону (слайд птицы).Показываю на таблички и спрашиваю:
Рождается – да, из яиц.
Питается? – да, клюет зерна;
Двигается? – да, летит и прыгает с ветки на ветку;
Детки есть? – да, из яйца вылупливаются детки.
Умирает? – да. Значит, птица относится какой природе? К живой природе.
А теперь посмотрим на самолет (слайд самолета)
Показываю на таблички и спрашиваю:
Рождается? – нет, его делает человек, т. е. сделан руками человека.
Двигается? – ДА, летит; при помощи чего? Двигателя.
Детки есть? – НЕТ.
Умирает? — НЕТ. Ломается. Почему ломается, потому что он сделан руками человека. Значит, самолет живой или «неживой»? «Неживой».
ВЫВОД: Значит на какие 2 группы можно разделить природу?
ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ.
Живая природа – это животные, растения;
Неживая природа – это солнце, воздух, вода, горы.
Игра «Живая и неживая природа»
1. Применение знаний на практике.
Я называю предметы природы. Если это предмет живой природы, то вы показываете, как оно двигается, а если предмет неживой природы – стоите на месте.
Учитель называет объекты живой природы – дети двигаются, неживой – стоят на месте. Ворона, снег, дождь, белка, гора, берёзовый листочек, гром, солнце, медведь, обезьяна, облако, цапля, кенгуру, кузнечик, ДЕНЬГИ. Молодцы. Вы справились с заданием и отдохнули.
Деньги – давайте подумаем, это природа или нет?
Нет, деньги не относится к природе, они сделаны руками человека.
Как мы скажем деньги по- другому? Богатство, ценность, бумага.
А у кого есть много денег, какие они люди? Богатые.
Значит, деньги – это богатство. У девочек, у ваших мам кольца, сережки есть? Эти вещи можно отнести к богатству? Да. А здоровье можно отнести к богатству? Здоровье – это самое главное, огромное богатство человека. А кто следит за нашим здоровьем? Мы САМИ! Богатство – это то, что мы ценим, храним и бережём.
А что у меня в руках? (Стакан воды)
А вода — это богатство? (да, нет – если они ответили так)
Без колец, без золота прожить мы сможем?
А без ВОДЫ мы сможем?
Нет. Ни растения, ни животные, ни одна живая душа не сможет прожить без воды. Вода для всех является природным богатством.
Наша природа очень богата. Природа – наш щедрый друг, у нее есть разнообразные богатства. Она дарит нам свои богатства.
На какие 2 группы разделили природу? Живая и неживая. Значит, все природныебогатства можно разделить на следующие группы:Эталон на доске:
— живые природные богатства
— неживые природные богатства
Давайте проверим ПО ЭТАЛОНУ:
Солнце, к какой природе относится? (рисунок солнца повесила на доску)
Давайте разберем по признакам живых организмов: солнце растет? Нет. Детки появляются? Нет. Значит, какое богатство? Солнце – неживое природное богатство.
А без солнца мы сможем?
Нет. Оно греет землю, дает нам свет и тепло.
А к какой природе относится Дерево? (рисунок дерева повесила на доску)
В чём затруднение? (Мы не знаем, куда относится дерево.)
Какое задание вы должны были выполнить?Надо разбирать по признакам:
Дерево – живое или «неживое» природное богатство? Давайте посмотрим на эталон.Давайте разберем по признакам:
Дерево рождается – да, из семян кустик, потом дерево.
Дерево дышит – листья деревьев дышат, если их закроем под пленкой, то дерево погибнет;
Дерево питается – да мы их поливаем, вносим удобрения;
Дерево растет – да, сначала оно маленькое потом большое;
Дерево двигается – да, не ходит, но все растения могут свои листья поворачивать в нужную сторону. Если солнце слева, то они в левую сторону смотрят, если справа, то в правую сторону поворачиваются. Вот это и называется движением.
Дерево (размножается) – у него детки есть? – да, семена упали, и появились новые деревья;
Дерево умирает? – да, если не ухаживать.
Хорошо, вы смогли определить своё затруднение? Да
Значит, мы доказали, что дерево живое, а солнце неживое природное богатство.
Значит, какой вывод делаем? И живая и неживая природа является нашим природным богатством!
А как вы думаете, что для нас важнее богатство живой природы или богатство неживой природы?
Неживая природа тоже является нашим богатством. Без солнца, без ветра, без облаков, без звезд не будет жизни. Нам нужно и то и другое богатство, так как в природе все взаимосвязано. Все природные богатства человек использует в своей жизни и получает полезные вещи.
Сейчас я вам загадаю загадки. А отгадки вы найдете у меня на столе.Вам нужно найти ответ и определить: это – живое природное богатство или неживое природное богатство и поместите их на нужное место.
2. Загадки. (рисунки вывешиваем на доске)
Проживает
У него рука – во лбу
Так похож он на трубу! (Слон – живое природное богатство)
2. Дом по улице идёт,
На работу всех везёт
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках. (Автобус – неживое природное богатство)
3. Этот конь не ест овса,
Вместо ног – два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем. (Велосипед – неживое природное богатство)
4. Встало с краю улицы в длинном сапоге
Чучело трёхглазое на одной ноге.
Где машины движутся, где сошлись пути,
Помогает улицу людям перейти. (Светофор – неживое природное богатство)
5. Весной веселит,
Зимой согревает. (Дерево – живое природное богатство)
Итог занятия:
1. Мы узнали, что такое ПРИРОДА? По эталону
2. На какие 2 группы можно разделить природу?
3. Какие признаки живой природы мы знаем?
4. Назовите богатство живой природы;
5. Назовите богатство неживой природы;
6. Является ли живая и неживая природа нашим богатством? (ответы детей)
-В чем было затруднение и почему оно возникло?
Какова была цель? (узнать богатства живой и неживой природы и различать объекты живой и неживой природы.)
Мы достигли цели? (да)—
Вот мы и помогли Лунтику разобраться, что такое живое и неживое. Он теперь никогда не ошибется.
приложение: (текст к презентации)
посмотри мой милый друг
что находится вокруг
небо светло голубое
солнце светит золотое
ветер листьями играет
тучка в небе проплывает
поле, речка и трава
горы, воздух и листва,
птицы, звери и леса
гром, туманы и роса
человек и время года это все вокруг природа!
Природа — это то что существует без помощи человека!
Всю природу на земле можно разделить на два огромных мира, мир живой природы и мир неживой природы.
Растения, животные, насекомые, птицы — они живые, они питаются, дышат, развиваются, растут поэтому относятся к живой природе. Человек — это тоже часть живой природы!
А вот звезды, солнце, луна, камни, воздух, вода, ветер, снег, дождь, град — это неживая природа, почему? Потому что главные признаки отличия живых организмов от неживых тел это питание, рост, размножение.
Ребята давайте немножко с вами отдохнем: у меня на картинке перепуталась живая и неживая природа, нам нужно расставить все по своим местам!
Ребята природа живая и неживаятесно связаны друг с другом и помогают друг другу:
напоит и смоет пыль с растений — дождик,
снег укроет как одеялом,
а лучи солнца согревают все живое на земле!
Давайте представим что мы с вами оказались на берегу небольшой реки
возле самого берега растет красавица ива на ее веточках сидит соловей и поет свою самую красивую песенку, на середине реки распустились белые и розовые водяные лилии, летают стрекозы и комары, которых ловко ловит зеленая лягушка. А вот проплывает утка со своими утятами, она в камышах учила своих деток искать червячков и жучков, а бобры строят себе дом. Здесь мы посмотрели связь живой и неживой природы. Река — это неживая природа, дом для многих растений, животных, насекомых, рыб. Растения — это живая природа, они помогают реке, благодарят ее за заботу. Например во время дождей деревья удерживают берег, скрепляют почву корнями, чтобы берег не размыло водой.
Ребята все в природе взаимосвязанно, в ней нет ничего лишнего и ненужного
в природе все имеет свое место и значение.
Источник