Луна — объяснение для детей
Луна — естественный спутник Земли: описание для детей с фото: интересные факты, характеристика, орбита, карта Луны, исследования СССР, Аполлон, Нил Армстронг.
Начать объяснение для детей родители или учителя в школе могут с того, что земной спутник невероятно просто обнаружить. Земля обладает единственной Луной, которая сопровождает нас практически каждую ночь. Лунные фазы управляли человечеством тысячи лет, заставляя подстраиваться (календарный месяц примерно равен времени, за которое Луна проходит смену фаз).
Фазы Луны и ее орбита для многих остаются загадкой. Можно объяснить детям, что Луна всегда показывает нашей планете одно лицо. Дело в том, что для осевого поворота и вокруг планеты необходимо 27.3 дней. Мы замечаем полнолуние, полумесяц и новолуние, потому что спутник отражает солнечный свет. Уровень освещения зависит от расположения спутника по отношению к нам и звезде.
Луна оказывает на нас мощное влияние и даже может быть причиной появления жизни.
Луна — естественный спутник Земли, но она больше Плутона (диаметр – 3475 км) и занимает 27% земного размера (соотношение примерно 1:4). Это намного меньшее соотношение, чем в ситуации с другими лунами и их планетами.
Как появилась Луна — объяснение для детей
Для самых маленьких будет интересно узнать, что существует несколько теорий на этот счет. Но наиболее популярная направлена на столкновение, которое оторвало материал от Земли. Ученые предполагают, что ударный объект имел 10% от земной массы (как Марс). Куски вращались на орбите, пока не сформировали Луну. В пользу этой мысли говорит и тот факт, что по составу планета и спутник очень похожи. Это могло случиться спустя 95 миллионов лет после образования нашей системы (плюс-минус 32 миллиона).
Это преобладающая теория, но есть также другая, предполагающая, что изначально было две луны, слившиеся в одну при столкновении. Более того, наша планета могла даже перетянуть спутник у Венеры.
Внутренняя структура Луны — объяснение для детей
Дети должны знать, что у нашего спутника очень маленькое ядро (всего 1-2% лунной массы) – 680 км в ширину. В основном состоит из железа, но может содержать значительное количество серы и прочих элементов.
Скалистая мантия занимает 1330 км и представлена горными породами, богатыми на железо и магний. Магма извергалась на поверхность сквозь вулканы более миллиарда лет (от 3-4 миллиардов лет назад).
Толщина корки – 70 км. Внешняя часть разломлена и смешана из-за серьезных ударов. Неповрежденный материал начинается примерно с 9.6 км.
Состав поверхности Луны — объяснение для детей
Родители или в школе могут объяснить для самых маленьких детей, что наш спутник – скалистый мир. На нем много кратеров, созданных астероидными падениями миллионы лет назад. Так как там нет погоды, то они сохраняются в первозданном виде.
Это изображение поверхности Луны было сделано астронавтами «Аполлон-10» в мае 1969 года.
Состав по массе: кислород (43%), кремний (20%), магний (19%), железо (10%), кальций (3%), алюминий (3%), хром (0.42%), титан (0.18%) и марганец (0.12%).
На лунной поверхности обнаружили следы воды, которая могла появиться из глубины. Также там нашли сотни ям, где остались аппараты, которые пребывают на спутнике уже длительный период времени.
Лунная атмосфера — объяснение для детей
Для самых маленьких будет интересно услышать, что на спутнике есть тонкий атмосферный слой, поэтому пыльный покров на поверхности практически не изменяется веками. Тепло не может задержаться, так что Луна переживает постоянные температурные скачки. Днем на солнечной стороне – 134 °C, а на темной она понижается до -153°C.
Орбитальные характеристики Луны — объяснение для детей
- Среднее расстояние от Земли: 384 400 км.
- Наиболее близкий подход к Земле (перигелий): 363 300 км.
- Наиболее отдаленный от Земли (апогей): 405 500 км.
Орбитальный путь Луны — объяснение для детей
Дети должны знать, что лунное тяготение влияет на нашу планету, создавая подъем и падение уровня моря (приливы и отливы). В меньшей, но все же ощутимой, степени это проявляется в озерах, атмосфере и земной коре.
Вода поднимается и опускается. На стороне, которая повернута к Луне, прилив сильнее. Но и на второй он происходит по инерции, поэтому между этими двумя точками создаются отливы. Луна также замедляет вращение нашей планеты (приливное торможение). Это увеличивает длительность дня на 2.3 миллисекунды каждый век. Энергия поглощается Луной и увеличивает дистанцию между нами. То есть, для самых маленьких важно узнать, что спутник отдаляется каждый год на 3.8 см.
Вид на Земля с поверхности Луны
Возможно, именно лунная гравитация стала причиной формирования Земли, как подходящей для жизни планеты. Она смягчила колебания в осевом наклоне, благодаря чему стабильный климат держался миллиарды лет. Но и спутник не оставался в стороне, так как земная гравитация когда-то растягивала его до невероятных форм.
Лунные затмения — объяснение для детей
В период лунного затмения спутник, Солнце и наша планета выстраиваются в ровную линию (или почти). Когда Земля становится между этими объектами, то земная тень падает на спутник, и мы получаем затмение. Оно выпадает только в полнолуние. При солнечном затмении Луна должна стать между нами и звездой. Тогда на Землю попадает лунная тень. Оно происходит только при новолунии.
Времена года — объяснение для детей
Земная ось наклонена по отношению к плоскости эклиптики (воображаемая поверхность орбиты вокруг Солнца). Объяснение для детей не может обойтись без расшифровки этого момента. Северное и южное полушария по очереди указывают на Солнце. Это приводит к получению разного количества света и тепла – смена сезонов.
Земная ось наклонена на 23.5 градусов, а лунная – 1.5. Получается, что на спутнике практически не ощущаются времена года. Некоторые участки всегда освещены, а другие вечность живут в тени.
Исследования Луны — объяснение для детей
Древние люди считали, что спутник – огненная чаша или зеркало, отражающее земные моря и поверхность. Но философы знали, что это сфера, вращающаяся вокруг Земли, а лунный свет – всего лишь отражение солнечного. Греки думали, что темные регионы – моря, а яркие – земля.
Галилео Галилей стал первым, кто применил телескопическое наблюдение к спутнику. В 1609 году он описывал его как грубую горную поверхность. И это расходилось с привычным мнением о гладкой Луне.
Астронавт НАСА миссии Аполлон-17 передвигается на лунаходе по поверхности Луны
СРСР отправили первый космический аппарат в 1959 году. Он должен был исследовать лунную поверхность и прислать фотографии дальней стороны. Первые астронавты приземлились в 1969 году. Это одно из самых примечательных достижений НАСА. После они отправили еще 5 успешных миссий (и один Аполлон-13, не попавший на спутник). С их помощью на Землю доставили 382 кг породы для изучения.
Потом наступила длительная пауза, которую в 1990-х годах нарушили роботизированные миссии США Клементина и Лунный Геолог, искавшие воду на лунных полюсах. В 2011 году аппарат Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO) создал лучшую карту спутника. В 2013 году в лунной истории отметился Китай, закрепив ровер на поверхности.
Но Луну исследуют не только государственные миссии. В 2014 году к спутнику подобралась первая частная миссия. И здесь возникают некоторые разногласия, ведь нет никакой договоренности в том, как можно использовать спутник, и кому принадлежит порода.
Детям понравится изучать Луну, так как это ближайший объект к Земле. Вы можете наблюдать за ней на фото, картинках, рисунках и схемах, предоставленных телескопами и космическими аппаратами. Кроме того, на сайте присутствует описание миссии Аполлон и история первого человека на Луне — Нила Армстронга. Воспользуйтесь картой Луны, чтобы изучить места посадки миссии, а также расположение крупных кратеров и морей. Чтобы разнообразить процесс обучения для детей и школьников любого класса, задействуйте 3D-модель Солнечной системы или примените онлайн телескоп и наблюдайте за Луной в режиме реального времени бесплатно.
Источник
Как увлекательно рассказать первокласснику про Луну
Слайды и текст этой презентации
Многие любознательные дети ещё в дошкольном возрасте начинают интересоваться космосом. Самый близкий к нам объект загадочной Вселенной — это Луна, которая притягивает наш взгляд на вечернем и ночном небе. Если родители ранее не рассказали ребёнку об этом небесном теле, в первом классе самое время это сделать.
Как интересно объяснить ребёнку в первом классе, что такое Луна
Поскольку первоклассник — это вчерашний дошкольник, конечно же, не нужно «загружать» ребёнка научными терминами. Объяснять всё нужно последовательно и простым языком, обязательно сопровождая рассказ иллюстрациями и увлекательными видео. Будет замечательно также использовать макет Земли (глобус) и само́й Луны.
Если взрослый будет сопровождать свой рассказ показом вращающихся макетов, школьник будет просто в восторге
Спутник Земли
Начать рассказ взрослому нужно с объяснения слова «спутник». Это человек, который совершает путь вместе с кем-то, сопровождает его. Вот и Луна точно так же сопровождает нашу планету Земля во время её движения вокруг Солнца.
Земля притягивает к себе Луну, но не настолько сильно, чтобы она соединилась с ней и при этом не настолько слабо, чтобы та улетела в космос.
Луна — единственный спутник нашей планеты, в то время как у других их может быть два (у Марса) и даже несколько десятков (у Юпитера, Сатурна).
Интересно, что Луна к нам повёрнута всегда одной стороной, поскольку время её обращения вокруг своей оси такое же, как время обращения вокруг Земли.
Детям кажется, что Луна сама светится, озаряя ночное небо. На самом деле это не так: спутник просто отражает солнечный свет. В разное время это он делает это по-разному, поэтому луна бывает полной, в виде полумесяца (серпа), а иногда она почти не видна (новолуние).
Можно научить ребёнка определять фазу Луны по расположению серпа. Если его форма похожа на букву С — значит, Луна стареющая (то есть убывающая). Если же серп повёрнут в другую стороны (мысленно можно приставить к нему палочку и получится буква Р) – значит, Луна растущая.
Как появилась планета
У учёных есть несколько версий о происхождении Луны:
- Самая популярная. Когда-то давно наша планета столкнулась с больши́м небесным телом. В результате часть земного материала оторвалась и разлетелась на мелкие кусочки. Они стали вращаться вокруг Земли и со временем соединились вместе, сформировав Луну (недаром наша планета и её спутник очень похожи по составу).
Теория о столкновении Земли с небесным телом — самая популярная
- Когда-то Луна была астероидом. Пролетая мимо Земли, он был захвачен её притяжением и стал спутником.
- Когда наша планета только формировалась, изначально Земля и Луна были одной расплавленной массой, затем она разорвалась на две части.
- Раньше Луна была спутником Венеры (соседней к нам планеты), а Земля просто её перетянула.
Внутренний состав Луны
Луна представляет собой каменный шар, по размеру в 4 раза меньше Земли. При этом спутник намного легче своей планеты — в 81 раз.
У Луны очень маленькое ядро, состоящее в основном из железа. Остальная часть — это мантия, представленная горными породами, особенно богатыми железом, кремнием и магнием.
Ядро Луны гораздо меньше, чем у Земли
Поверхность
Поверхность спутника усеяна острыми камнями, горами и множеством круглых ям — кратерами. Учёные считают, что это следы метеоритов, которые бомбардировали Луну из космоса, а также результат извержения вулканов. Сверху всё покрыто мельчайшим песком — лунной пылью.
Лунная поверхность очень неровная, состоит из гор, острых камней, вся усеяна кратерами
Кстати, на Лунной поверхности обнаружены и следы воды в виде льда (в жидком состоянии она не может здесь находиться, поскольку мгновенно испаряется).
Многие думают, что у Луны нет атмосферы. На самой деле она есть, но очень слабая — в 10 триллионов раз менее плотная, чем земная. Это просто очень разреженные газы (водород, гелий, неон, аргон). Кислорода здесь нет, поэтому дышать на Луне мы бы не смогли.
Здесь нет ветра, поэтому и ямы от метеоритов не меняются. Да и след, который оставил здесь космонавт, останется неизменным миллионы лет.
У Луны тоже есть своя сила притяжения (как у Земли). Но она намного меньше (в 6 раз слабее): так, если бы мы оказались на спутнике, наше тело бы весило меньше в 6 раз.
Мы, например, спокойно одной рукой смогли бы поднять стол или что-то подобное, прыгнуть вверх на 2–3 метра (если, конечно, были бы без тесного скафандра).
Погода
Поскольку у Луны очень слабая атмосфера, днём этот каменный шар нагревается до 130 °С, а ночью охлаждается примерно до — 170 °C. Здесь никогда не идёт дождь, снег, не бывает туманов, ветра.
Влияние Луны на Землю
Оказывается, Луна не просто вращается вокруг нашей планеты, а оказывает на неё влияние. Её тяготение создаёт приливы и отливы в морях и океанах (в озёрах это проявляется в меньшей степени).
Луна влияет на нашу планету — создаёт приливы и отливы
Вода то поднимается, то опускается, причём сильнее это бывает выражено на той стороне Земли, которая в этот момент повёрнута к Луне. Кроме того, за счёт приливного торможения спутник замедляет нашу планету: так, каждые сто лет длительность дня на Земле увеличивается на 2,3 миллисекунды. В то же самое время Луна очень медленно, но постоянно отдаляется от нас — ежегодно на 3,8 см.
Видео по теме
https://www.youtube.com/embed/21bU5OVnhRI https://www.youtube.com/embed/w3RsY46MIO0 https://www.youtube.com/embed/WyUR_UCon1c https://www.youtube.com/embed/gYnR9w7_Lkg
Детям обычно нравится изучать Луну. Главное для взрослого — подать информацию доступным языком, при этом раскрывая различные аспекты темы. Ведь узнав много интересного о ближайшем к Земле небесном теле, ребёнок наверняка захочет и дальше познавать тайны космоса.
Источник