Меню

Луна это существительное общего рода

Существительные общего рода

Помимо известных мужского, женского и среднего рода в русском языке выделяют ещё и общий. Особенность данного грамматического признака заключается в том, что слово, в зависимости от контекста и смысловой нагрузки в конструкции предложения, может относиться к разным классам рода.

В основном, это понятия, называющие людей по определённому признаку: ябеда, плакса, обжора, зануда, тихоня, соня, мямля, забияка и т.д. Род определяется по слову-связке:

  • Маша (женский род) – настоящая зануда (женский род);
  • Дядя Петя (мужской род), ты плакса (мужской род)?
  • Оказалось, что мой друг (мужской род) – обжора (мужской род).

В контексте для определения рода существительного необходимо проанализировать его согласование с прилагательным или местоимением, а также учитывать грамматическую форму прошедшего времени глагола, употреблённую в качестве сказуемого, например:

  • забияка сбежал (мужской род);
  • какая (женский род) же она ябеда;
  • такой большой (мужской род), а плакса;
  • встретилась (женский род) же этот ханжа.

Морфологические или грамматические признаки существительных общего рода

Слова, которые относятся к общему роду, принадлежат первому склонению, то есть в начальной форме имеют окончание –а или –я. Преимущественно, лексическое значение данных понятий приобретает негативную окраску, употребляется только в разговорной речи, реже – в художественной литературе.

Это слова яркой эмоциональной окраски:

  • плакса – человек, который постоянно плачет;
  • ябеда – тот, кто постоянно жалуется на остальных;
  • неряха – неопрятный, неаккуратный человек, не поддерживающий порядок;
  • ханжа – лицемер, прикрывающийся добродетелью;
  • невежда – малообразованный человек;
  • невежа – невоспитанный грубиян.

В русском языке среди слов общего рода встречаются и более востребованные и распространённые понятия, например, коллега, протеже.

Ошибочно полагать, что понятия, обозначающие представителей животного мира, также относятся к группе существительных общего рода. Названия птиц и животных могут принадлежать как к мужскому, так и женскому роду, в зависимости от контекста, однако отдельно взятая единица языка имеет форму только мужского рода.

К существительным общего рода также относят категории слов: нарицательные несклоняемые – протеже, а также краткие формы собственных склоняемых имён – Валя, Женя, Саша.

Источник

Существительные общего рода в русском языке

Существительные обще­го рода — это оду­шев­лен­ные суще­стви­тель­ные пер­во­го скло­не­ния с окон­ча­ни­ем -а/я, кото­рые обо­зна­ча­ют лицо жен­ско­го или муж­ско­го пола в зави­си­мо­сти от смыс­ла контекста.

Чтобы понять, что такое суще­стви­тель­ные обще­го рода, вспом­ним, что в рус­ском язы­ке все сло­ва име­ют посто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак — род.

Имена суще­стви­тель­ные, упо­треб­ля­ю­щи­е­ся в фор­ме един­ствен­но­го чис­ла, име­ют один из трех родов:

  • чело­век, город (он, мой) — муж­ской род;
  • подру­га, дочь, повесть (она, моя) — жен­ский род;
  • вой­ско, стрем­ле­ние (оно, моё) — сред­ний род.
Читайте также:  Поверхность луны покрыта многочисленными кратерами

Что такое существительные общего рода?

Среди слов этой само­сто­я­тель­ной части речи име­ет­ся немно­го­чис­лен­ная груп­па суще­стви­тель­ных обще­го рода, объ­еди­ня­ю­щая око­ло 200 слов. Эти уни­каль­ные сло­ва могут назы­вать как лицо жен­ско­го пола, так и лицо муж­ско­го пола:

Василий Петрович — это мой коллега.

Мария Васильевна — это моя коллега.

Слово «кол­ле­га» обо­зна­ча­ет лицо и отве­ча­ет на вопрос кто? Оно грам­ма­ти­че­ски оформ­ле­но как суще­стви­тель­ное пер­во­го скло­не­ния с окон­ча­ни­ем и соот­вет­ствен­но изме­ня­ет­ся по паде­жам и числам:

  • и. п. (кто?) кол­ле­га, коллеги
  • р. п. совет (кого?) кол­ле­ги, коллег
  • д. п. идем (к кому?) к кол­ле­ге, к коллегам
  • в. п. спро­сим (кого?) кол­ле­гу, коллег
  • т. п. вос­хи­щён (кем?) кол­ле­гой, коллегами
  • п. п. сооб­щи­те (о ком?) о кол­ле­ге, о коллегах

В кон­тек­сте в зави­си­мо­сти от того, о ком идет речь, оно может назы­вать лицо как муж­ско­го, так и жен­ско­го пола. Такие сло­ва объ­еди­не­ны в одну груп­пу «суще­стви­тель­ные обще­го рода».

Задиру Ваню, зади­ру Светку,
Обжору Катьку, обжо­ру Генку
Найдешь в семье ты
И в каж­дом классе.
А соню Димку и соню Ленку
Опять обсуж­да­ли на класс­ном часе.

Существительные обще­го рода
1. нари­ца­тель­ные нескло­ня­е­мые сущ. виза­ви, протеже
2. соб­ствен­ные скло­ня­е­мые име­на на -а/-я Валя, Женя, Саша
3. нари­ца­тель­ные скло­ня­е­мые сущ. на -а/-я, харак­те­ри­зу­ю­щие лицо по склон­но­сти, при­стра­стию к чему-либо и стил. нейтральные зади­ра, крив­ля­ка, мям­ля, неве­жа, недо­те­па, плак­са, пья­ни­ца, рази­ня, хит­рю­га, запе­ва­ла, кни­го­но­ша, сиро­та, кол­ле­га и т.д.
Валя и Женя — про­те­же Нестеренко.
Сущ. обще­го рода долж­ны иметь опре­де­ле­ния в грам­ма­ти­че­ских фор­мах того рода (муж­ско­го или жен­ско­го), к кото­ро­му при­над­ле­жат назва­ния харак­те­ри­зу­е­мых ими предметов.
Красавица Валя и без­дель­ник Женя — про­те­же всё той же Нестеренко.

Существительные обще­го рода обра­зу­ют­ся от слов раз­ных частей речи с помо­щью суф­фик­сов -ак/-як-, -енк-, -ин-, -к-, -л-, -ук-, юл-, -яг- и пр.:

  • зевать → зев ак а
  • запе­вать → запе­ва л а
  • неж­ный → неж енк а
  • лако­мить­ся → лаком к а
  • чистый → чист юл я
  • рабо­тать → работ яг а.

В кон­тек­сте для опре­де­ле­ния рода суще­стви­тель­но­го ана­ли­зи­ру­ем его согла­со­ва­ние с при­ла­га­тель­ным или место­име­ни­ем, а так­же учи­ты­ва­ем грам­ма­ти­че­скую фор­му про­шед­ше­го вре­ме­ни гла­го­ла, упо­треб­лен­ную в каче­стве сказуемого:

Вы еще не зна­е­те, как ая она при­ве­ре­да! (ж. р.)

Ему повстре­чал а сь заби­як а . (ж. р.)

Употребление существительных общего рода

Среди этих слов толь­ко неболь­шая груп­па име­ет ней­траль­ную или поло­жи­тель­ную эмо­ци­о­наль­ную окраску:

Большинство суще­стви­тель­ных обще­го рода име­ет отри­ца­тель­ный и даже уни­чи­жи­тель­ный смысл. В раз­го­вор­ной речи они дают харак­те­ри­сти­ку чело­ве­ку, обо­зна­чая какой-то отри­ца­тель­ный обоб­щен­ный при­знак личности:

В основ­ном эти сло­ва исполь­зу­ют­ся в раз­го­вор­ной речи. Их не при­ме­ня­ют в науч­ном или официально-деловом сти­ле речи. В худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ре с их помо­щью харак­те­ри­зу­ют пер­со­на­жей произведения.

Я весь про­ны­ра и про­ла­за (Анатолий Рыбаков. Выстрел).

Ночной бро­дя­га , кото­ро­го мы виде­ли мель­ком, шел в этом направ­ле­нии (Виктор Гюго. Отверженные).

Слова «вер­зи­ла», «воро­ти­ла», «выши­ба­ла», «дети­на» име­ют кате­го­рию муж­ско­го рода.

Также отли­ча­ем суще­стви­тель­ные обще­го рода от назва­ний про­фес­сий, кото­рые оформ­ле­ны как суще­стви­тель­ные муж­ско­го рода, хотя и назы­ва­ют лиц жен­ско­го пола.

К нам подо­шла детск ий врач Алена Федоровна.

Нам посо­ве­то­ва­ли обра­тить­ся к Галине Васильевне, отличн ому тех­но­лог у .

Приведем спи­сок наи­бо­лее упо­тре­би­тель­ных суще­стви­тель­ных обще­го рода, рас­по­ло­жив их по алфавиту.

Список существительных общего рода

  • бед­ня­га, бед­няж­ка, бедо­ла­га, бело­руч­ка, бука, бро­дя­га, брюзга;
  • вооб­ра­жа­ла, воя­ка, все­знай­ка, выскочка;
  • горе­мы­ка, гряз­ну­ля, гулё­на, гуляка;
  • душень­ка, дылда;
  • его­за, ехидна;
  • жади­на, жадюга;
  • заби­я­ка, зади­ра, зазнай­ка, заи­ка, зану­да, зама­раш­ка, заво­ди­ла, запе­ва­ла, зева­ка, злю­ка, злюч­ка, зубрила;
  • кале­ка, кана­лья, кол­ле­га, коро­тыш­ка, крив­ля­ка, кро­во­пий­ца, кроха;
  • лаком­ка, лев­ша, лежебока;
  • моло­дец, молод­чи­на, мямля;
  • неве­жа, невеж­да, неве­лич­ка, неви­дим­ка, недо­тё­па, недо­тро­га, недо­уч­ка, нежен­ка, незнай­ка, непо­се­да, неров­ня, неря­ха, неуме­ка, неумеха;
  • обжо­ра, одиночка;
  • писа­ка, писк­ля, плак­са, под­ли­за, под­пе­ва­ла, попро­шай­ка, поче­муч­ка, при­ве­ре­да, при­ди­ра, прой­до­ха, про­ны­ра, про­сто­фи­ля, пусто­ме­ля, пьяница;
  • рабо­тя­га, рази­ня, рас­те­ря­ха, рас­тя­па, рёва, рёвуш­ка, ровня;
  • само­уч­ка, сква­лы­га, скром­ня­га, слад­ко­еж­ка, сла­стё­на, соня, сутяга;
  • тара­тор­ка, тёз­ка, тихо­ня, тре­щот­ка, тру­дя­га, тупица;
  • умни­ца
  • хан­жа, хапу­га, хва­сту­ниш­ка, хит­рю­га, худышка;
  • чистю­ля
  • шель­ма
  • юла
  • ябе­да

Видеоурок

Источник

Имена существительные общего рода.

Как известно,категория рода в русском языке применяется к имени существительному. Имя существительное – это часть речи, обозначающая предмет (субстанцию) .

Все существительные, имеющие формы единственного числа, делятся на слова мужского, женского и среднего рода. Выдяляют также отдельную, четвертую категорию существительных общего рода.

Так называемые существительные общего рода занимают особое место и способны обозначать лицо как мужского, так и женского пола и соответственно обладать грамматическими признаками мужского и женского рода.

Сюда относятся слова (обычно разговорные или просторечные) с флексией (окончанием) —а в именительном падеже единственного числа, называющие лиц по характерному действию или свойству и имеющие ту же систему падежных флексий, что и существительные жен. и муж. рода с флексией —а в форме именительного падежа единственного числа.

Особенностью существительных общего рода является зависимость их синтаксической сочетаемости от пола называемого лица: если это лицо женского пола, то существительное общего рода синтаксически ведет себя как слово женского рода, если же это лицо мужского пола, то такое существительное синтаксически ведет себя как слово мужского рода. Родовые характеристики при этом имеют только синтаксическое выражение;

Однако такая сочетаемость, определяемая полом называемого лица, не является строгим грамматическим правилом. Существительные общего рода могут быть употреблены как слова мужского рода и в применении к лицу женского пола (Нина Владимировна Снегиреванаш школьный заводила; журн.) и, наоборот, как слова женского рода – в применении к лицу мужского пола (Тот оказался, хотя и добрым парнем, но изрядной размазней). Такое употребление нормально. Оно отличает слова общего рода от слов типа судья, глава, коллега, а также от слов типа врач, инженер, доктор в сочетаниях типа врач пришла, она прекрасный врач.

В отвлечении от пола называемого существа, слова общего рода имеют тенденцию синтаксически функционировать как слова мужского рода; например, в журнальной статье рыбка, пролежавшая в пластах третичной формации 60 миллионов лет, названа: «Древнейший обжора в мире«

В школьной практике, для усвоения способов применения знания о существительных общего рода в контекстной речи, обращают внимание детей на форму прилагательного, относящегося к существительному общего рода. В ходе работы выявляется закономерность: если существительное общего рода обозначает лицо мужского пола, то прилагательное согласуется с этим существительным в мужском роде; если речь идет о лице женского пола, то прилагательное употребляется в форме женского рода.

Чтобы правильно согласовать имена прилагательные, местоимения или глаголы в прошедшем времени с существительными общего рода, надо знать, о ком (мужчине или женщине, мальчике или девочке) говорится в предложении.

Также, при изучении существительных общего рода, внимание учащихся направляют на семантику существительных общего рода и выбор их в зависимости от смысла высказывания, от того, какие качества людей нужно обозначать ими. Эти существительные обычно называют людей по их характеру, привычным им повадкам и поступкам и нередко дают им отрицательную оценку.

Для применения правила по именам существительным общего рода, педагог ЛарисаГригорьевнаХуснетдинова предлагает небольшую памятку для учеников, в которой названы умственные операции, указана их последовательность:

1. Помни: имена существительные общего рода, оканчивающиеся на (), могут обозначать как лиц мужского, так и женского пола.
2. Определи, к кому относится существительное общего рода.
3. Если существительное общего рода обозначает лицо мужского пола, то прилагательное согласуется с этим существительным в мужском роде.
4. Если существительное общего рода обозначает лицо женского пола, то прилагательное употребляется в форме женского рода.

По мере совершенствования навыков отпадает необходимость в осуществлении всех умственных операций. Чем раньше приучаются учащиеся осознанно применять их на практике, тем успешнее овладевают они применением этого грамматического правила при построении предложений и связных высказываний.

Источник

Adblock
detector