Доклад (3 класс) «Все о Луне».
Луна́ — единственный естественный спутник Земли. Это второй по яркости объект на земном небосводе после Солнца и пятый по величине естественный спутник планет Солнечной системы.
Лунарные мифы
Луна с древних времен приковывала к себе внимание человека. Ей поклонялись, ее обожествляли, о ней слагали легенды.
Наиболее распространенный сюжет — мотив «небесной свадьбы»: Солнце и Месяц вступают в брак, но затем Месяц покидает Солнце, и в наказание рассекается пополам. Так объясняется явление смены лунных фаз.
Также широко распространен миф о том, что кто-то (обычно — волки либо демоны, сверхъестественные существа) пожирает Луну по частям, пока она не исчезает; затем Луна возрождается заново.
У многих народов встречаются сказки и легенды на тему «откуда на Луне пятна?». Согласно сказке народа бай-нингов, однажды Месяц спустился на землю, и там его поймала женщина; он вырвался и вернулся на небо, но следы от ее грязных ладоней так и остались на нем.
По другим легендам на Луне находится особый человек, шаман с бубном, уехавший жить на небо, или лунная женщина-сплетница, она якобы была много лет назад за дурное поведение отправлена богами с полными вёдрами воды на Луну.
У саяно-алтайских тюркоязычных народов существовал миф о людоеде Тельбегене и о том, как его пытались убрать с земли. Сначала за ним спустилось Солнце, но тогда люди стали умирать от жары. Затем, убыв наполовину, чтобы уместиться на земле, за ним отправилась Луна. Тельбегень ухватился за куст тальника, но Луна подняла его на небо вместе с кустом он-то и виден с земли как пятна.
Божеству Луны многие народы придают особое значение, считая, что оно даёт необходимые элементы для всего живого.
Во многих традициях (в частности, греческой) Луна покровительствует магии, колдовству, гаданиям.
Откуда взялась Луна
Ученые давно спорили о происхождении нашего спутника. Одни считали, что новообразованная Земля вращалась настолько быстро, что сбросила с себя часть вещества, ставшую затем Луной. Другие предполагали, что Луна прилетела из глубин космоса и была захвачена силой земного тяготения. Третья теория состояла в том, что Земля и Луна образовались независимо, почти одновременно и примерно на одинаковом расстоянии от Солнца. Различия в химическом составе Земли и Луны указывают на то, что эти небесные тела вряд ли когда либо составляли одно целое.
Не так давно возникла четвёртая теория, которая и принята сейчас как наиболее правдоподобная. Эта гипотеза гигантского столкновения. Основная идея состоит в том, что, когда планеты, которые мы видим теперь, только ещё формировались, некое небесное тело величиной с Марс с силой врезалось в молодую Землю под скользящим углом. При этом более легкие вещества наружных слоёв Земли должны были бы оторваться от неё и разлететься в пространстве, образовав вокруг Земли кольцо из обломков, в то время как ядро Земли, состоящее из железа, сохранилось бы в целости. В конце концов это кольцо из обломков слиплось, образовав Луну. Теория гигантского столкновения объясняет, почему Земля содержит большое количество железа, а на Луне его почти нет. Кроме того, из вещества, которое должно было превратиться в Луну, в результате этого столкновения выделилось много различных газов — в частности кислород.
|
Лунные цифры
Расстояние от Земли до Луны равно 384.4 тыс. км.
Радиус Луны = 1738 км
Температура поверхности = от — 160 до +120° С
Сутки = 708 часов
Период обращения Луны вокруг Земли = 27.3 дней.
Толщина коры Луны = 60-100 км.
Возраст Луны около 4,4 млрд. лет
Масса Луны в 81 раз меньше массы Земли
Сила тяжести на Луне в 6 раз меньше, чем на Земле
С Земли можно увидеть 59 % лунной поверхности
Атмосфера на Луне практически отсутствует.
Сила взаимодействия между Землей и Луной постоянно снижается, это приводит к тому, что расстояние между Землей и Луной увеличивается примерно на 4 см каждый год.
Фазы Луны
Изо дня в день Луна меняет свой облик. Как известно, она не излучает собственного света, виден лишь отраженный солнечный. Поскольку Луна не стоит на месте, каждый раз мы видим ее освещенную сторону под разными углами.
Новолуние. Когда Луна оказывается между Землей и Солнцем, Солнце освещает ту сторону Луны, которая повернута к нему. Нам же Луна не видна.
Растущая Луна. Через несколько дней мы видим часть освещенной стороны Луны — серп, повернутый как дужка буквы Р (РАСТУЩИЙ). С каждым днем он увеличивается, постепенно превращается в полукруг, затем все больше приближается по виду к светлому кружку.
Полнолуние. Земля расположена между Солнцем и Луной. Луна повернута к нам лицом.
Убывающая Луна. Постепенно светящийся круг превращается в серп, только теперь он повернут, как буква С (СТАРЫЙ). Наконец, серп совсем исчезает и наступает новолуние.
Лунные затмения. Солнце, Луна и Земля лежат на одной линии в стадии полнолуния. Земля загораживает Луну от Солнца. Луна при этом становится кирпично-красной.
Взаимодействие с Землей.
Гравитационные силы между Землей и Луной вызывают морские приливы и отливы. Гравитационное притяжение Луны более сильное на той стороне Земли, которая повернута к Луне, и более слабое на противоположной стороне. Поэтому поверхность Земли, и особенно океаны, вытягиваются по направлению к Луне. А так как Земля вращается намного быстрее, чем Луна перемещается по своей орбите, перемещение выпуклостей вокруг Земли один раз за день дает две высших точки прилива в день.
Лунный рельеф.
Видимыми даже невооруженным глазом деталями лунного рельефа являются так называемые моря и материки.
При наблюдении в телескоп становится ясно, что моря и материки усыпаны кратерами.
Размеры кратеров колеблются от сотен километров до нескольких сантиметров.
На видимой стороне Луны количество кратеров, диаметр которых больше 1 км, около 300 тысяч.
Столкновения с очень крупными астероидами вызвали гигантские разломы в лунной поверхности, через которые вытекала жидкая расплавленная лава. Так на Луне появились моря и океаны.
Итальянский астроном Джованни Риччолли в 17 веке присвоил возвышенностям и впадинам Луны названия: Альпы, Апеннины и Кавказ, Океан Бурь, моря Дождей, Холода и Спокойствия, кратеры Тихо, Пифагор, Птолемей и т.д.
По предложению советских астрономов Международный астрономический союз поместил на первую карту обратной стороны Луны 18 названий вновь открытых образований. Так появились на Луне Море Москвы, кратеры Герц, Курчатов, Ломоносов, Максвелл, Менделеев, Склодовская-Кюри, Циолковский.
Так как на Луне нет атмосферы, границы света и тени очень резкие, полутонов нет, не может быть на ней и ветра. Там постоянно безоблачное черное небо, на котором и при ярком Солнце блистают звезды.
Первые визитеры на Луне.
Луна единственное небесное тело, на которое высадился человек.
Первым искусственным объектом, который преодолел гравитацию Земли и пролетел рядом с Луной, была советская станция Луна 1.
Первым спутником, достигшим поверхности Луны, была станция Луна 2.
Первым спутником, сделавшим фотографии обратной стороны Луны, была станция Луна 3. Все эти три лунные программы были успешно завершены в 1959 году.
Первая успешная мягкая посадка на Луну была произведена советской станцией Луна 9.
«Луна 10» первой стала искусственным спутником Луны 3 апреля 1966-го года, оставаясь им в течение 57-ми дней.
Другая советская станция «Луна 16 «первой доставила образцы лунного грунта на Землю 24-го сентября 1970-го года.
Станцией «Луна 17», запущенной 10-го ноября 1970-го года, на Луну был доставлен самоходный аппарат «Луноход 1». Аппарат проделал по поверхности спутника Земли путь длиною 10 540 метров.
«Луноход 2» был доставлен 16-го января 1973-го года станцией «Луна 21». Аппарат прошел маршрут, протяженностью 37 км.
Последней «Луной» была «Луна 24», в августе 1976-го года доставившая на Землю двухметровую колонку лунного грунта.
Американская лунная программа «Аполлон» началась в начале 60х годов прошлого века с заявления президента Кеннеди, что США запустят человека на Луну до конца 60х годов. С 1966-го по 1968-й годы на орбиту вокруг нашего естественного спутника были выведены пять станций «Лунар-Орбитер» и две станции «Эксплорер». Для посадки на Луну проводились в то же время запуски семи аппаратов «Сервейр». Кроме того, были запущены 17 «Аполлонов», 6 из которых доставили на Луну астронавтов, проведших там уникальные исследования.
Первым аппаратом доставившим людей на Луну «Аполлон11».
Астронавты Нил Армстронг и Эдвин Олдрин осуществили посадку 20 июля 1969 г. Первым из кабины вышел Армстронг, произнеся при этом фразу, ставшую исторической: «Это небольшой шаг для человека, но огромный скачок для человечества». Астронавты разговаривали с президентом США, используя космическую радиосвязь; установили отражатель лазерного излучения, сейсмометр, сделали снимки, собрали 22 кг образцов лунного грунта. Все работы заняли у них 2 ч 30 мин. За это время астронавты удалялись от посадочного модуля на расстояние до 100 м. В основном блоке на орбите находился Майкл Коллинз, который также проводил научные исследования.
После 1976года довольно долго к Луне не было запусков ни в нашей стране, ни в США.
В 1994 году американский аппарат «Климентина» возобновил исследования нашего спутника, сделав, в том числе, около 3 млн. фотографий.
Воды на Луне нет…почти
Астронавты привезли на Землю около 385 кг лунных камней. Тщательно исследовав привезенные образцы, ученые пришли к выводу, что ни один камень, доставленный на Землю, никогда не подвергался воздействию воды или атмосферы и не содержал органических останков. Луна — абсолютно мертвый мир.
Так считалось до недавнего времени. Но исследования аппарата «Клементина» дают надежду на то, что на полюсах Луны все же есть лед, а в горных породах содержится водород и кислород.
Очень возможно, что когда-нибудь на Луне будут построены космические станции и астрономические обсерватории. Людям не помешают богатые запасы железа, алюминия и кремния на спутнике.
Несколько интересных фактов.
Лунный памятник
Существует памятник, установленный на Луне. Это алюминиевая фигурка в скафандре, посвящённая памяти космонавтов, которые уже погибли. На табличке рядом с фигуркой перечислены имена 14-ти погибших, включая Юрия Гагарина. Памятник установил экипаж Аполлона-15 в 1971 году.
Запах лунной пыли
Хотя американские астронавты тщательно очищали скафандры перед возвращением с Луны на корабль, на них все равно оставалось немного лунной пыли. В корабле астронавты определили, что лунная пыль пахнет порохом.
Первыми животным облетевшими Луну были черепахи.
Это случилось в 1968 году: в советский космический корабль Зонд-5 посадили среднеазиатских степных черепах. Выбор был обоснован тем, что им не требуется большого запаса кислорода, они могут полторы недели ничего не есть и длительное время находиться как бы в летаргическом сне.
Твердая по приказу
При конструировании первого советского лунохода возникло много споров: что из себя представляет лунная поверхность? Были гипотезы, что она образована толстым слоем пыли. Одна организация для испытаний лунохода предложила построить громадный ангар площадью несколько тысяч квадратных метров, усыпанный 5-10-метровым слоем нелущёного проса (которое очень скользко и могло стать аналогом «лунной пыли»). Проблему решил Королёв, лично приказав считать поверхность Луны твёрдой.
Источник
Конспект занятия «Луна -небесное тело»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Представляю Вашему вниманию конспект по окружающемк природному миру нп тему «Луна -небесное тело»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
luna.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему природному миру в 3 классе по теме «Луна».
Тема урока: Почему Луна бывает разной?
Цель: Развивать познавательные интересы учащихся; формировать представление о Луне как спутнике Земли; объяснить детям, почему на Луне не живут люди при помощи мультимедийной презентации; воспитывать интерес детей к окружающему миру; формировать доброжелательные отношения между учащимися, умения понимать себя и других.
Задачи : Образовательные: Расширить и углубить знания учащихся о Луне – естественном спутнике Земли.
Развивающие : Развивать представления о форме, размерах, цвете предметов; речь, внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику.
Воспитательные: Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к окружающему миру.
Личностные : понимают значение знаний для человека и принимают его.
Коммуникативные : умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя.
Оборудование: нетбуки ноутбук учителя, мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебник, рабочая тетрадь.
2.Самоопределение к учебной деятельности.
Сегодня вы будете не простые ученики 3 класса, а астрономы.
-Кто такие астрономы? ( Ученые, которые изучают расположение и движение небесных тел)
-А при помощи чего астрономы наблюдают за планетами? (Телескопа, космического телескопа)
Мы с вами можем наблюдать за звездами при помощи обычного телескопа.
Поднимите руку, кто когда-нибудь смотрел в телескоп.
А у ученых-астрономов существует специальный космический телескоп, который при помощи спутника передает данные на Землю.
Для астрономов помощник в изучении планет-космический телескоп.
-Какой у нас помощник на уроке? (учебник)
Проверьте, у всех ли есть учебники на парте.
Прежде, чем изучать что-то новое, что нам нужно сделать? (Повторить, то, что уже знаем)
В этом нам поможем кроссворд, отгадав его, мы узнаем тему урока.
– Молодцы! И сегодня мы поговорим о Луне. А именно, почему Луна бывает разной?
Чтение стихотворения учащимся.
Если очень постараться,
Если очень захотеть,
Можно на небо подняться
И до солнца долететь.
И всерьез, не понарошку,
Познакомиться с Луной.
Погулять по ней немножко
И вернуться вновь домой!
В конце урока мы поймем, можно ли на самом деле прогуляться по Луне.
4. Объяснение нового материала
Был рогатым-круглым стал.
Только круг, чудо круг
Стал опять рогатым вдруг. (месяц)
Ребята, а месяц и Луна-это одно и то же?
Сегодня на уроке мы узнаем, почему мы видим на небе то Луну, то месяц
Давайте прочитаем, какие цели урока мы ставим.
– Сегодня на уроке, ребята, мы
- узнаем, что такое Луна.
- узнаем, какую форму имеет Луна.
- узнаем, почему Луна выглядит по-разному.
- узнаем, как люди изучают Луну.
– Итак, начнём. Первое, что мы должны узнать, что такое Луна? Отправимся на мгновение в космос
– Галактика (учитель читает стихотворение)
Планеты у Солнца танцуют как дети:
Меркурий заводит их хоровод,
Чуть дальше Венера в пространстве плывёт.
Встречаем мы Землю рядом с Луной
И огненный Марс, что кружит за Землёй.
За ними Юпитер, из всех великан,
И дальше Сатурн в кольцах видится нам.
Последние три едва различимы,
Мрачны и холодны, но их отличим мы:
Уран и Нептун, и кроха Плутон…
– Все планеты, ребята, вращаются вокруг Солнца и своей воображаемой оси. А у некоторых планет есть спутники.
– А что такое спутник?
– Так вот, ребята, спутники, которые создала сама природа и, которые вращаются вокруг планет, называются природными, или естественными. Таким спутником для нашей Земли является Луна.
– Луна вокруг Земли – природный спутник
– А спутники, созданные человеком, называются искусственными.
– Человек запускает их в космос для определённых целей, например: для наблюдения за погодой, для научных исследований и других своих целей.
– Но вернемся к Луне. Луна – спутник. Она вращается вокруг Земли, но не вращается вокруг своей оси.
-Движется ли наша планета Земля?
Планета Земля движется вокруг своей оси, т.е вращается вокруг себя
А)Просмотр обучающего видео.
Давайте посмотрим, как происходит вращение Луны вокруг Земли, а Земли вокруг своей оси.
К доске выходят 2 ученика:один-Луна, другой-Земля и показывают вращение.
Луна вращается вокруг Земли медленно и лунный день равен двум нашим неделям. Лунная ночь тоже длится 2 наши недели.
Работа в тетради (стр.22)
В давние времена люди не знали, как устроена Луна и думали, что ее проглатывает какое-то чудовище, а потом появляется новая. И поэтому они придумывали различные мифы, легенды и сказки. Давайте послушаем одну из этих сказок, после которой вы ответите на вопрос
-Появилось ли платье у месяца?
Почему у месяца нет платья
Решил месяц сшить себе платье.
Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришел месяц за работу. В назначенный срок пришел месяц за платьем.
А платье-то узко и коротко.
— Видно, я ошибся, — говорит портной. И снова сел за работу.
В назначенный срок пришел месяц за платьем.
Опять платье мало.
— Видно, и теперь я ошибся, — сказал портной.
И снова стал кроить и шить.
В третий раз месяц пришел к портному.
Увидел портной: идет по небу круглый месяц — не месяц, а луна целая, да вдвое шире, чем платье, которое он только что сшил. Что было делать портному? Бросился он бежать. Искал его месяц, искал, да не нашел.
Так и остался месяц без платья.
– Побывав в космосе, космонавты сфотографировали Луну. Посмотрите на экран, вот так Луна выглядит в космическом пространстве.
– А какого цвета мы видим Луну с Земли, когда есть возможность за ней понаблюдать?
В) Беседа, работа по учебнику.
Чтобы узнать этот секрет, откройте учебник на странице 34, найдите 2 рисунок.
— Что изображено голубым цветом? (Земля)
— Что делает Земля? (она спит)
— Значит сейчас какая часть суток? (ночь)
— Что изображено жёлтым цветом? (Луна)
— А красным? (Солнце)
— Что делает Солнце? (Светит на Луну)
— Что делает Луна? (она отражает лучи и посылает их на Землю)
— А может ли Луна испускать свет? (нет, только отражает)
– Луна сама не испускает света. Она, словно зеркало, отражает свет Солнца. Раз луна сама не светит, мы можем видеть только ту ее часть, которая освещена Солнцем. В разное время Солнце по-разному освещает Луну. Поэтому нам кажется, что ее форма меняется.
– Эти формы ученые называют фазы Луны. Когда луна находится между землей и Солнцем, к земле обращена неосвещенная половина Луны, и Луну на небе не видно . Это фаза называется новолунием.
Через 2-3 дня луна появляется на небе в виде узкого серпа. Это молодой месяц . Он увеличивается с каждым днем.
И со временем Луна принимает вид целого диска – это полнолуние . Земля уже находится между Солнцем и Луной. Потом Луна начинает убывать и снова становится серпом.
Физминутка для глаз (видео)
С Земли Луна кажется маленькой. Но на самом деле это не так. Если нарисовать Землю с арбуз, то Луна окажется яблоком (размером с яблоко). Луна в шесть раз меньше Земли. Модели из пластилина.
– Ребята, а давайте посмотрим в телескоп, прибор, который увеличивает изображение в несколько раз.
И через этот прибор мы рассмотрим поверхность Луны.
— Что же мы видим на этой поверхности.?Круги, темные пятна, горы.
На Луне можно увидеть темные и светлые пятна, светлые – это лунные моря.
-Есть ли в них вода? На самом деле в них нет ни капли воды. Раньше люди этого не знали, потому и назвали их морями.
Темные пятна – это ровные участки, равнины. На Луне всюду видны лунные кратеры, которые образовались от ударов метеоритов – камней, упавших из космоса. Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем пыли, как будто ее не вытирали много-много лет. Днем на Луне очень жарко, температура достигает до + 130 г, а ночью – очень холодно, до – 170 г.
Американские космонавты на Луне
– Луна, ребята, всегда притягивала к себе внимание людей. А ещё им очень хотелось изучить это космическое тело.
– И первыми на Луне побывали американские космонавты Армстронг и Олдрин 48 лет назад.
-Как одним словом можно сказать «приземлились на Луну»? (прилунились)
Их космический корабль назывался Apollon-11. Американские космонавты исследовали поверхность Луны, установили государственный флаг, собрали коллекцию камней, произвели фото и киносъёмку.
– Наука шла вперед, космонавтика развивалась, Луна таила в себе много тайн и люди придумали для её изучения луноход. Это робот для сбора материала с космических объектов, на дистанционном управлении. Исследование Луны показало, что на Луне нет ни воздуха, ни воды.
Раз-два, стоит ракета (дети поднимают руки вверх)
Три-четыре, скоро взлет (разводят руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца (круг руками)
Космонавтам нужен год (берется руками за щеки, качает головой)
Но дорогой нам не страшно (руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)
Каждый ведь из нас атлет (сгибают руки в локтях)
Пролетая над землею (разводят руки в стороны)
Ей передадим привет (поднимают руки вверх и машут)
Чтение вывода в учебнике.
6.Первичное закрепление. Работа на macbook
Мы должны распределит, кто живет на планете Земля, а кто может обитать на Луне.
1.-Что такое Луна?
2.-Какую форму имеет Луна?
3-как люди изучают Луну?
8 . Проверка знаний с самопроверкой в парах.
Сейчас мы с вами проверим, кто готов стать настоящим космонавтом.
Положите перед собой листочки для проверки знаний.
Я читаю предложение, если оно верное, то вы ставите +, если нет, то знак -.
Луна больше Земли. (+)
Луна не испускает свет, а отражает свет Солнца.
На Луне есть воздух и вода. (-)
Луна – природный спутник Земли. (+)
На Луне живут люди. (-)
Луна вращается вокруг Солнца.(-)
На Луне днем очень жарко, а ночью очень холодно.
В лунных морях много воды.(-)
1 лунный день равен одному нашему дню. (-)
С Земли люди всегда видят круглую форму Луны.
Теперь поменяйтесь работой с соседом и возьмите красный карандаш, начинаем проверку.
-Что интересного Вы узнали на уроке?
— О чем можете рассказать дома?
Оцените свою работу на уроке.
-Оценка при помощи смайликов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данная презентация используется для проверки знаний на уроках окружающего мира во 2 классе. УМК «Гармония».
Цель урока: дать общее представление о форме и размерах Земли; развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы, умение работать в паре.
Интерактивный тест для 2 класса, создан по шаблону Баженова. Я использую такие тесты в мобильном классе. Дети выполняют тест на нетбуках, в конце работы выставляется оценка.
Конспект урока в 1 классе по окружающему миру по теме «Твёрдые тела, жидкости, газы».
Этот урок можно использовать для закрепления и отработки полученных знаний в 3 классе начальной школы. Конспект создан на основе работы с УМК Биболетовой М.З.
Конспект урока со здоровьесберегающими технологиями.
Цель: формирование представлений о теле человекаЗадачи:Образовательные:-формирование понятия «тело» человека и представлений о теле;-закрепить знания о частях лица;-ознакомление со словом .
Источник