Художественные средства выразительности в «Зимнее утро» Пушкина
В стихотворении Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро» используются различные художественные средства и литературные приемы выразительности.
Тропы
1. Метафоры
- навстречу северной Авроры — навстречу зимнему утру
- звездою севера — так автор называет свою подругу самой прекрасной девушкой
- снег лежит коврами — снег все покрыл
- берег милый для меня — любимое место
2. Метонимия
- звездою севера — самой прекрасной девушкой (звездой) этих мест
- лес чернеет — темнеют деревья леса вдалеке
- речка блестит — блестит лед на реке, а не сама река
- трещит затопленная печь — трещат дрова в печи, а не сама печь
- скользя по снегу — скользя не буквально, а в санях по заснеженной дороге
3. Эпитеты
- чудесный день
- прелестный друг
- северной Авроры
- на мутном небе
- тучи мрачные
- ты печальная
- голубыми небесами
- великолепными коврами
- прозрачный лес
- янтарным блеском
- веселым треском
- утреннему снегу
- нетерпеливого коня
- поля пустые
- леса густые
- берег милый
4. Гипербола
- звездою севера — он называет «красавицу», своего «друга» звездой, превозносит ее красоту относительно всего остального пейзажа.
5. Олицетворения
6. Сравнения
- звездою севера — автор сравнивает свою возлюбленную со звездой, то есть самой яркой и красивой из всех.
- луна, как бледное пятно
Фигуры
1. Риторическое обращение
- друг прелестный
- красавица
- друг милый
2. Анафора
- «…И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит…»
3. Лексический повтор
- повторяются однокоренные слова: «блестя на солнце», «речка подо льдом блестит», «янтарным блеском».
4. Антитеза
- «Мороз и солнце» — противопоставление холодного и горячего
- «Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица, проснись«
- «Открой сомкнуты» — открыть закрытые
- «мутное небо» и «голубые небеса» — противопоставление мрачного и ясного пейзажа
Кроме того, в стихотворении используется противопоставление ясного зимнего утра и мрачной вечерней зимней бури — это тоже антитеза.
5. Инверсия
- день чудесный — обычный порядок слов «чудесный день»
- друг прелестный — обычный порядок слов «прелестный друг»
- сквозь тучи мрачные желтела — обычный порядок слов «желтела сквозь мрачные тучи»
- вся комната янтарным блеском озарена — обычный порядок слов «вся комната озарена янтарным блеском»
- не велеть ли в санки кобылку бурую запречь — обычный порядок слов «не велеть ли запречь бурую кобылку в санки»
Звукопись
1. Повтор фонетически близких звуков «з», «с» и «ц» чтобы создать ощущение снежной и морозной зимы:
«Мороз и солнце; день чудесный. »
2. Такой же прием с повторением близких по звучанию звуков «с» и «ц» используется в строке:
«…Блестя на солнце, снег лежит;..»
3. Аллитерация, повторение согласной буквы «т»:
«… Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь…»
Это помогает передать треск горящих в печи дров.
4. Ассонанс, повторение гласной буквы «е» и «ё«, чтобы усилить настроение растянутости, расслабленности, неторопливости:
«…Ещё ты дремлешь, друг прелестный…»
5. Ассонанс: повторение буквы «о«, чтобы усилить настроение:
«…Открой сомкнуты негой взоры…»
6. Ассонанс, частое повторение гласной буквы «е», чтобы передать настроение расслабленности и спокойствия:
«… Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит…»
7. Ассонанс, заключающийся в повторении гласной «е» при описании комнаты:
«… Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь…»
Источник
Луна как бледное пятно что за художественный прием
1. Сравнение – сопоставление предметов или явлений по общему признаку. Чаще всего сравнение строится при помощи слов как, точно, словно, как будто.
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела…
А.Пушкин
2. Эпитет – образное определение какого-нибудь свойства или качества предмета, явления: шелковые локоны, серебряная роса, сияющие глаза, жадный взгляд.
В народном поэтическом творчестве часто используются так называемые постоянные эпитеты: красна девица, добрый молодец, сине море, черны тучи, зелена трава.
3. Олицетворение – перенесение свойств живого существа на неодушевленный предмет.
Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?
С.Есенин
4. Метафора – перенесение на явление, которое хотят изобразить, названия другого, хорошо знакомого явления.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
Ф.Тютчев
Наша бытовая речь пестрит метафорами: холодное сердце, убит горем, ломать голову и др.
5. Гипербола – художественное преувеличение значения и размеров предметов или явлений: я говорил тебе это миллион раз.
Гиперболы часто используют в сказках (лес высокий до небес), в былинах (меч весом в сто пудов).
6. Аллегория – иносказание; изображение отвлеченного понятия через конкретный образ. Прием чаще всего используется в баснях и сказках. Хитрость воплощается в образе лисы, трусость – в образе зайца, упрямство – в образе осла и т.д.
Лисица видит сыр, — Лисицу сыр пленил,
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит…
И.Крылов
7. Ирония – насмешка; прием строится на контрасте видимого и скрытого смысла.
«Ай, Моська! знать она сильна,
Что лает на Слона!»
И.Крылов
8. Синонимы – слова, близкие по значению.
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
Ф.Тютчев
9. Антонимы – слова с противоположным значением.
В день уныния смирись;
День веселья, верь, настанет.
А.Пушкин
10. Повтор – использование одних и тех же слов, вопросов или восклицаний для усиления эмоционального впечатления.
Москва, я думал о тебе!
Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
А.Пушкин
11. Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов:
с моим другом мы съели не один пуд соли.
12. Восклицание – восклицательные слова и предложения, используемые для усиления чувства.
Торопись, голубка! Ты теряешь
Час за часом! Звезд не сосчитать!
К.Случевский
13. Риторический вопрос – вопросительное предложение, не требующее ответа. Так писатель обращает внимание читателей на какую-то проблему или явление, заставляя задуматься.
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой…»
М.Лермонтов
Источник
Тест по литературе Зимнее утро 6 класс
Тест по литературе Зимнее утро (А.С. Пушкин) с ответами для учащихся 6 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и 1 общее задание с развернутым ответом.
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Весёлым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
1 вариант
Задания с кратким ответом
1. Укажите род литературы, к которому принадлежит произведение.
2. Как называется изображение неживой природы как живого существа?
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась…
3. Как называется художественный приём?
На мутном небе мгла носилась…
4. Из первой строфы выпишите слово со значением блаженство.
5. Как называется изобразительное средство, основанное на скрытом сравнении?
…предадимся бегу
Нетерпеливого коня…
Задание с развернутым ответом
6. Как меняется настроение, выраженное в стихотворении?
2 вариант
Задания с кратким ответом
1. Как называется изображение картин природы в литературном произведении?
2. Как называется приём?
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела …
3. Как называется художественный приём?
Скользя по утреннему снегу …
4. Кто такая Аврора?
5. Что в данном тексте означает слово взоры?
Задание с развернутым ответом
6. Как меняется настроение, выраженное в стихотворении?
Ответы на тест по литературе Зимнее утро
1 вариант
1. лирика
2. олицетворение
3. эпитет
4. нега
5. метафора
2 вариант
1. пейзаж
2. сравнение
3. эпитет
4. богиня зари
5. глаза
Источник
Прочитайте вторую и третью строфы. Какой художественный приём здесь используется?
А. С. Пушкин «Зимнее утро».
Прочитайте вторую и третью строфы. Какой художественный приём здесь используется? Покажите его роль в развитии мысли, чувства поэта. Какие детали создают картину погожего утра? Как подчёркнуто многоцветие зимнего наряда природы?
—>Просмотров : 736 | —>Добавил : Люсси (04.12.2017) (Изменено: 04.12.2017)