Меню

Луна как бледное пятно что за художественный прием

Художественные средства выразительности в «Зимнее утро» Пушкина

В стихотворении Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро» используются различные художественные средства и литературные приемы выразительности.

Тропы

1. Метафоры

  • навстречу северной Авроры — навстречу зимнему утру
  • звездою севера — так автор называет свою подругу самой прекрасной девушкой
  • снег лежит коврами — снег все покрыл
  • берег милый для меня — любимое место

2. Метонимия

  • звездою севера — самой прекрасной девушкой (звездой) этих мест
  • лес чернеет — темнеют деревья леса вдалеке
  • речка блестит — блестит лед на реке, а не сама река
  • трещит затопленная печь — трещат дрова в печи, а не сама печь
  • скользя по снегу — скользя не буквально, а в санях по заснеженной дороге

3. Эпитеты

  • чудесный день
  • прелестный друг
  • северной Авроры
  • на мутном небе
  • тучи мрачные
  • ты печальная
  • голубыми небесами
  • великолепными коврами
  • прозрачный лес
  • янтарным блеском
  • веселым треском
  • утреннему снегу
  • нетерпеливого коня
  • поля пустые
  • леса густые
  • берег милый

4. Гипербола

  • звездою севера — он называет «красавицу», своего «друга» звездой, превозносит ее красоту относительно всего остального пейзажа.

5. Олицетворения

6. Сравнения

  • звездою севера — автор сравнивает свою возлюбленную со звездой, то есть самой яркой и красивой из всех.
  • луна, как бледное пятно

Фигуры

1. Риторическое обращение

  • друг прелестный
  • красавица
  • друг милый

2. Анафора

  • «…И ель сквозь иней зеленеет,
    И речка подо льдом блестит…»

3. Лексический повтор

  • повторяются однокоренные слова: «блестя на солнце», «речка подо льдом блестит», «янтарным блеском».

4. Антитеза

  • «Мороз и солнце» — противопоставление холодного и горячего
  • «Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица, проснись«
  • «Открой сомкнуты» — открыть закрытые
  • «мутное небо» и «голубые небеса» — противопоставление мрачного и ясного пейзажа

Кроме того, в стихотворении используется противопоставление ясного зимнего утра и мрачной вечерней зимней бури — это тоже антитеза.

5. Инверсия

  • день чудесный — обычный порядок слов «чудесный день»
  • друг прелестный — обычный порядок слов «прелестный друг»
  • сквозь тучи мрачные желтела — обычный порядок слов «желтела сквозь мрачные тучи»
  • вся комната янтарным блеском озарена — обычный порядок слов «вся комната озарена янтарным блеском»
  • не велеть ли в санки кобылку бурую запречь — обычный порядок слов «не велеть ли запречь бурую кобылку в санки»

Звукопись

1. Повтор фонетически близких звуков «з», «с» и «ц» чтобы создать ощущение снежной и морозной зимы:

«Мороз и солнце; день чудесный. »

2. Такой же прием с повторением близких по звучанию звуков «с» и «ц» используется в строке:

«…Блестя на солнце, снег лежит;..»

3. Аллитерация, повторение согласной буквы «т»:

«… Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь…»

Это помогает передать треск горящих в печи дров.

4. Ассонанс, повторение гласной буквы «е» и «ё«, чтобы усилить настроение растянутости, расслабленности, неторопливости:

«…Ещё ты дремлешь, друг прелестный…»

5. Ассонанс: повторение буквы «о«, чтобы усилить настроение:

«…Открой сомкнуты негой взоры…»

6. Ассонанс, частое повторение гласной буквы «е», чтобы передать настроение расслабленности и спокойствия:

Читайте также:  Фазы луны покупки апрель 2021

«… Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит…»

7. Ассонанс, заключающийся в повторении гласной «е» при описании комнаты:

«… Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь…»

Источник

Луна как бледное пятно что за художественный прием

1. Сравнение – сопоставление предметов или явлений по общему признаку. Чаще всего сравнение строится при помощи слов как, точно, словно, как будто.
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела…
А.Пушкин

2. Эпитет – образное определение какого-нибудь свойства или качества предмета, явления: шелковые локоны, серебряная роса, сияющие глаза, жадный взгляд.
В народном поэтическом творчестве часто используются так называемые постоянные эпитеты: красна девица, добрый молодец, сине море, черны тучи, зелена трава.

3. Олицетворение – перенесение свойств живого существа на неодушевленный предмет.
Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?
С.Есенин

4. Метафора – перенесение на явление, которое хотят изобразить, названия другого, хорошо знакомого явления.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
Ф.Тютчев
Наша бытовая речь пестрит метафорами: холодное сердце, убит горем, ломать голову и др.

5. Гипербола – художественное преувеличение значения и размеров предметов или явлений: я говорил тебе это миллион раз.
Гиперболы часто используют в сказках (лес высокий до небес), в былинах (меч весом в сто пудов).

6. Аллегория – иносказание; изображение отвлеченного понятия через конкретный образ. Прием чаще всего используется в баснях и сказках. Хитрость воплощается в образе лисы, трусость – в образе зайца, упрямство – в образе осла и т.д.
Лисица видит сыр, — Лисицу сыр пленил,
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит…
И.Крылов

7. Ирония – насмешка; прием строится на контрасте видимого и скрытого смысла.
«Ай, Моська! знать она сильна,
Что лает на Слона!»
И.Крылов

8. Синонимы – слова, близкие по значению.
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
Ф.Тютчев

9. Антонимы – слова с противоположным значением.
В день уныния смирись;
День веселья, верь, настанет.
А.Пушкин

10. Повтор – использование одних и тех же слов, вопросов или восклицаний для усиления эмоционального впечатления.
Москва, я думал о тебе!
Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
А.Пушкин

11. Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов:
с моим другом мы съели не один пуд соли.
12. Восклицание – восклицательные слова и предложения, используемые для усиления чувства.
Торопись, голубка! Ты теряешь
Час за часом! Звезд не сосчитать!
К.Случевский

13. Риторический вопрос – вопросительное предложение, не требующее ответа. Так писатель обращает внимание читателей на какую-то проблему или явление, заставляя задуматься.
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой…»
М.Лермонтов

Источник

Тест по литературе Зимнее утро 6 класс

Тест по литературе Зимнее утро (А.С. Пушкин) с ответами для учащихся 6 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и 1 общее задание с развернутым ответом.

Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Читайте также:  Почему луна светит белым светом

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Весёлым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

1 вариант

Задания с кратким ответом

1. Укажите род литературы, к которому принадлежит произведение.

2. Как называется изображение неживой природы как живого суще­ства?
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась…

3. Как называется художественный приём?
На мутном небе мгла носилась…

4. Из первой строфы выпишите слово со значением блаженство.

5. Как называется изобразительное средство, основанное на скры­том сравнении?
…предадимся бегу
Нетерпеливого коня…

Задание с развернутым ответом

6. Как меняется настроение, выраженное в стихотворении?

2 вариант

Задания с кратким ответом

1. Как называется изображение картин природы в литературном произведении?

2. Как называется приём?
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела …

3. Как называется художественный приём?
Скользя по утреннему снегу …

4. Кто такая Аврора?

5. Что в данном тексте означает слово взоры?

Задание с развернутым ответом

6. Как меняется настроение, выраженное в стихотворении?

Ответы на тест по литературе Зимнее утро
1 вариант
1. лирика
2. олицетворение
3. эпитет
4. нега
5. метафора
2 вариант
1. пейзаж
2. сравнение
3. эпитет
4. богиня зари
5. глаза

Источник

Прочитайте вторую и третью строфы. Какой художественный приём здесь используется?


А. С. Пушкин «Зимнее утро».

Прочитайте вторую и третью строфы. Какой художественный приём здесь используется? Покажите его роль в развитии мысли, чувства поэта. Какие детали создают картину погожего утра? Как подчёркнуто многоцветие зимнего наряда природы?

—>Просмотров : 736 | —>Добавил : Люсси (04.12.2017) (Изменено: 04.12.2017)

Обсуждение вопроса:

Во второй строфе, вспоминая о вчерашнем вечере, поэт со¬здает контрастный по отношению к сегодняшнему утру пейзаж:

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела, —

А нынче… погляди в окно…

Состояние природы здесь созвучно состоянию человеческой души. Мрачная, унылая атмосфера вечерней природы придает особую остроту утренним впечатлениям героя. Нельзя оценить по достоинству радостное, солнечное утро, если в жизни не было ненастного вечера. И эта мысль поэта символична. Речь здесь идет не только о перемене погоды, но и о чередовании жизнен¬ных бурь и безоблачного счастья в жизни человека. В третьей строфе мы вновь видим чудную картину, полную красок, жизни:

Под голубыми небесами

Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

В этой строфе также присутствует антитеза: великолепные ковры снега противопоставлены лесу, чернеющему вдали, про¬зрачному и обнаженному, речке, скованной льдом.

Картину погожего утра и многоцветия создают эпитеты : великолепными коврами, прозрачный лес. Такие строфы, как «ель сквозь иней зеленеет» создают яркую картину зимней солнечной погоды и мороза.

Источник

Основные художественные приемы, используемые авторами в литературных произведениях
материал по чтению (4 класс) на тему

Основные художественные приемы, используемые авторами в литературных произведениях

Скачать:

Всего ответов: 1

Вложение Размер
osnovnye_hudozhestvennye_priemy_ispolzuemye_avtorami_v_literaturnyh_proizvedeniyah.doc 42 КБ

Предварительный просмотр:

Основные художественные приемы,

в литературных произведениях

  1. Сравнение – сопоставление предметов или явлений по общему признаку. Чаще всего сравнение строится при помощи слов как, точно, словно, как будто .

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела…

  1. Эпитет – образное определение какого-нибудь свойства или качества предмета, явления: шелковые локоны , серебряная роса , сияющие глаза , жадный взгляд .

В народном поэтическом творчестве часто используются так называемые постоянные эпитеты: красна девица , добрый молодец , сине море , черны тучи , зелена трава .

  1. Олицетворение – перенесение свойств живого существа на неодушевленный предмет.

О тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

  1. Метафора – перенесение на явление, которое хотят изобразить, названия другого, хорошо знакомого явления.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

Наша бытовая речь пестрит метафорами: холодное сердце , убит горем , ломать голову и др.

  1. Гипербола – художественное преувеличение значения и размеров предметов или явлений: я говорил тебе это миллион раз.

Гиперболы часто используют в сказках (лес высокий до небес ), в былинах (меч весом в сто пудов ).

  1. Аллегория – иносказание; изображение отвлеченного понятия через конкретный образ. Прием чаще всего используется в баснях и сказках. Хитрость воплощается в образе лисы, трусость – в образе зайца, упрямство – в образе осла и т.д.

Лисица видит сыр, — Лисицу сыр пленил,

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит…

  1. Ирония – насмешка; прием строится на контрасте видимого и скрытого смысла.

«Ай, Моська! знать она сильна,

Что лает на Слона!»

  1. Синонимы – слова, близкие по значению.

Сном волшебным очарован,

Весь опутан , весь окован

Легкой цепью пуховой…

  1. Антонимы – слова с противоположным значением.

В день уныния смирись;

День веселья , верь, настанет.

  1. Повтор – использование одних и тех же слов, вопросов или восклицаний для усиления эмоционального впечатления.

Москва, я думал о тебе!

Москва… как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

  1. Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов:

с моим другом мы съели не один пуд соли .

  1. Восклицание – восклицательные слова и предложения, используемые для усиления чувства.

Торопись, голубка ! Ты теряешь

Час за часом ! Звезд не сосчитать !

  1. Риторический вопрос – вопросительное предложение, не требующее ответа. Так писатель обращает внимание читателей на какую-то проблему или явление, заставляя задуматься.

«Ребята! не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой…»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данная презентация может быть использована на празднике «До свидания, первый класс!» как демонстрационный материал к литературным загадкам, на уроках внеклассного и литературного чтения.

С первого класса ребенка необходимо учить читать и анализировать литературное произведение, формировать читательские умения и пробуждать интерес к чтению.

Одной из методических инноваций при реализации ФГОС сегодня являются интерактивные методы обучения. Цель интерактивного обучения — создание таких условий, при которых ученик чувствует свою успешность.

Цель занятия: Создание условий для формирования познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностейЗадачи: развитие умений младших школьников по поиску нужной информации развити.

Одним из наиболее интересных и увлекательных жанров для детей является научно-художественная сказка. Это связано с тем, что «нехудожественное восприятие литературы (наивный реализм) требует прав.

Основные художественные приемы,используемые авторамив литературных произведениях.

Источник

Космос, солнце и луна © 2023
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector