Художественные средства выразительности в «Зимнее утро» Пушкина
В стихотворении Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро» используются различные художественные средства и литературные приемы выразительности.
Тропы
1. Метафоры
- навстречу северной Авроры — навстречу зимнему утру
- звездою севера — так автор называет свою подругу самой прекрасной девушкой
- снег лежит коврами — снег все покрыл
- берег милый для меня — любимое место
2. Метонимия
- звездою севера — самой прекрасной девушкой (звездой) этих мест
- лес чернеет — темнеют деревья леса вдалеке
- речка блестит — блестит лед на реке, а не сама река
- трещит затопленная печь — трещат дрова в печи, а не сама печь
- скользя по снегу — скользя не буквально, а в санях по заснеженной дороге
3. Эпитеты
- чудесный день
- прелестный друг
- северной Авроры
- на мутном небе
- тучи мрачные
- ты печальная
- голубыми небесами
- великолепными коврами
- прозрачный лес
- янтарным блеском
- веселым треском
- утреннему снегу
- нетерпеливого коня
- поля пустые
- леса густые
- берег милый
4. Гипербола
- звездою севера — он называет «красавицу», своего «друга» звездой, превозносит ее красоту относительно всего остального пейзажа.
5. Олицетворения
6. Сравнения
- звездою севера — автор сравнивает свою возлюбленную со звездой, то есть самой яркой и красивой из всех.
- луна, как бледное пятно
Фигуры
1. Риторическое обращение
- друг прелестный
- красавица
- друг милый
2. Анафора
- «…И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит…»
3. Лексический повтор
- повторяются однокоренные слова: «блестя на солнце», «речка подо льдом блестит», «янтарным блеском».
4. Антитеза
- «Мороз и солнце» — противопоставление холодного и горячего
- «Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица, проснись«
- «Открой сомкнуты» — открыть закрытые
- «мутное небо» и «голубые небеса» — противопоставление мрачного и ясного пейзажа
Кроме того, в стихотворении используется противопоставление ясного зимнего утра и мрачной вечерней зимней бури — это тоже антитеза.
5. Инверсия
- день чудесный — обычный порядок слов «чудесный день»
- друг прелестный — обычный порядок слов «прелестный друг»
- сквозь тучи мрачные желтела — обычный порядок слов «желтела сквозь мрачные тучи»
- вся комната янтарным блеском озарена — обычный порядок слов «вся комната озарена янтарным блеском»
- не велеть ли в санки кобылку бурую запречь — обычный порядок слов «не велеть ли запречь бурую кобылку в санки»
Звукопись
1. Повтор фонетически близких звуков «з», «с» и «ц» чтобы создать ощущение снежной и морозной зимы:
«Мороз и солнце; день чудесный. »
2. Такой же прием с повторением близких по звучанию звуков «с» и «ц» используется в строке:
«…Блестя на солнце, снег лежит;..»
3. Аллитерация, повторение согласной буквы «т»:
«… Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь…»
Это помогает передать треск горящих в печи дров.
4. Ассонанс, повторение гласной буквы «е» и «ё«, чтобы усилить настроение растянутости, расслабленности, неторопливости:
«…Ещё ты дремлешь, друг прелестный…»
5. Ассонанс: повторение буквы «о«, чтобы усилить настроение:
«…Открой сомкнуты негой взоры…»
6. Ассонанс, частое повторение гласной буквы «е», чтобы передать настроение расслабленности и спокойствия:
«… Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит…»
7. Ассонанс, заключающийся в повторении гласной «е» при описании комнаты:
«… Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь…»
Источник
«Зимнее утро» Пушкина — полный текст стихотворения, слушать, 3 класс
Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро». 3 класс, 6 класс. Краткий анализ: настроение, эпитеты, метафоры, олицетворения — средства художественной выразительности. Слушать «Зимнее утро» в исполнении Смоктуновского. Читать полный текст.
«Зимнее утро» — стихотворение А.С. Пушкина, написанное 3 ноября 1829 года. В это время поэт гостил в Павловском — в имении Вульфов в Тверской губернии. Последняя, пятая строфа могла быть написана на несколько дней позже (запись сделана перпендикулярно к тексту первых четырех строф).
«Зимнее утро» — одно из самых известных стихотворений Пушкина. В российских школах его впервые проходят еще в третьем классе, и для большинства «мороз и солнце» навсегда остается главным способом описать погожий зимний день.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом — излюбленным размером Пушкина.
Впервые «Зимнее утро» напечатано в альманахе «Царское село» за 1830 год.
«Зимнее утро» А.С. Пушкина. Полный текст
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Слушать «Зимнее утро» Пушкина
Послушать «Зимнее утро» можно, например, в исполнении Иннокентия Смоктуновского на YouTube (отрывок из фильма «Вновь я посетил. » 1982 года)
Анализ стихотворения
«Зимнее утро» — контрастное стихотворение. Оно пропитано оптимизмом, радостным предчувствием прекрасного дня и одновременно лиризмом, светлой грустью.
Произведение начинается с энергичной, веселой строки: «Мороз и солнце; день чудесный!» Затем, обращаясь к неназванной красавице, лирический герой торопит ее: проснись, открой глаза навстречу северному рассвету!
Во второй строфе автор рисует совсем другую, невеселую зиму — вчерашний мрачный вечер противопоставляется солнечному утру. Подчеркивая это различие, автор использует олицетворение («вьюга злилась», «тучи мрачные»), эпитеты («под голубыми небесами») и метафору («великолепными коврами снег лежит»).
Противопоставление темного вечера и светлого утра помогает усилить радостное впечатление от солнечного пейзажа: тьма и ненастье остались в прошлом. Но они не исчезли совсем, темные тона все равно присутствуют в красках утра, их просто надо разглядеть, объясняет Н.А. Клиншова в статье «О “Зимнем вечере” и “Зимнем утре” А.С. Пушкина»:
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Мы продолжаем чувствовать неразрывную связь ночи и дня, радости и печали, видим игру света и тени.
В конце стихотворения лирический герой предлагает вспомнить о том, что скрыто под белым снегом:
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
И вновь читатель чувствует: ничто не исчезает безвозвратно. Зимой мы помним и поля, и густые леса. Зима приходит и уходит. У нее есть и мрачная, и радостная сторона, как и у всего остального в мире, ведь природа в поэзии — нередко аллегория человеческой жизни.
Современник-рецензент в журнале «Вестник Европы» называл «Зимнее утро» истинно пушкинским стихотворением, но отмечал, что в нем «наивное близко уже граничит с ридикюльным» (то есть глупым). Сам Пушкин писал однажды по другому поводу, что «поэзия, прости Господи, должна быть глуповата». Однако за внешней простотой его произведений обычно скрывается нечто большее.
Как писал другой великий русский литератор, Андрей Платонов, за сочинениями Пушкина — «как будто ясными по форме и предельно глубокими, исчерпывающими по смыслу — остается нечто еще большее, что пока еще не сказано . У Пушкина окончания произведений похожи на морские горизонты: достигнув их, опять видишь перед собою бесконечное пространство, ограниченное мнимой чертою».
Источник
Помогите найти тропы в стихотворении Пушкина Зимнее утро
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче … погляди в окно.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом лежит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Cтихотворение «Зимнее утро», написанного излюбленным Пушкиным размером четырехстопным ямбом.
Его мерное, неустанное движение подхватывает нас, несет с собой. Помогает этому ощущению и особое построение строфы: две рядом стоящие строки скреплены женской рифмой, затем строка (третья) оканчивается ударным (мужским) слогом, и опять две женские рифмы, а в заключение твердый мужской слог, созвучный с окончанием третьей строки.
Краткое, стремительное начало.
Все дальнейшее-обращение, призыв, приглашение на прогулку по сверкающим, зимним снегам.
Вторая и третья строфа.
Пушкин построил их на приемепротивопоставления:
вторая строфа- это «вчера», третья — это «сегодня». Вчера злилась вьюга, луна едва проглядывала сквозь тучи, и ты была печальна. Сегодня сверкают на ярком солнце снега, небо уже голубое. Резкая перемена произошла за ночь, неузнаваемым все стало кругом.
Но и эти две строфы, в свою очередь, противопоставлены всему дальнейшему.
В них было рассказано все то, что видно из окна деревенского дома.
А четвертая строфа возвращает нас в комнату, где тепло и уютно, где весело потрескивает только что затопленная печь.
И вновь мысль поэта устремляется к контрасту: хорошо сидеть дома, но не лучше ли велеть подать сани и предаться бегу нетерпеливого коня?
Все у Пушкина в этом стихотворении построено на контрастах, на смене не похожих картин. И эти картины, каждая в отдельности, насыщены, казалось бы, очень простыми, но вместе с тем выразительными подробностями (деталями) .
эпитеты: небо-мутное, луна-не светлый круг, а расплывчатое пятно, и притом еще бледное; ты сидела печальная.
Все окрашено в грустный тон.
Метафора «вьюга злилась». Простая, но много говорящая метафора.
Вьюге придана черта человеческого характера.
Третья строфа. Здесь все залито ярким светом погожего утра. Небо уже голубое, ковры снегов- великолепные. И отчетливо видно то, чего никак нельзя было заметить при вчерашней вьюге. Лес прозрачен, ель зеленеет, сквозь иней, речка блестит подо льдом. (Эпитеты)
До сих пор поэт давал нам чисто зрительные образы.
Но вот четвертая строфа.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Весёлым треском
Трещит затопленная печь.
Янтарный отблеск огня (меткий и точный эпитет) .
Слышно потрескивание сухих, охваченных пламенем поленьев.
Вероятно, здесь сыграли свою роль твердые звуки: , [т] , [р] .
Этот приём звукописи получил название аллитерации.
Эпитеты последней строфы:
«. предадимся бегу нетерпеливого коня».
Опять ёмкое и выразительное художественное определение.
А последний эпитет этих стихов-на этот раз «сложный эпитет» из трех слов:
«И берег, милый для меня»-
картинка каких-то, возможно и сложных, но счастливых и милых для памяти человеческих отношений.
Cтихотворение «Зимнее утро», написанного излюбленным Пушкиным размером четырехстопным ямбом.
Его мерное, неустанное движение подхватывает нас, несет с собой. Помогает этому ощущению и особое построение строфы: две рядом стоящие строки скреплены женской рифмой, затем строка (третья) оканчивается ударным (мужским) слогом, и опять две женские рифмы, а в заключение твердый мужской слог, созвучный с окончанием третьей строки.
Краткое, стремительное начало.
Все дальнейшее-обращение, призыв, приглашение на прогулку по сверкающим, зимним снегам.
Вторая и третья строфа.
Пушкин построил их на приемепротивопоставления:
вторая строфа- это «вчера», третья — это «сегодня». Вчера злилась вьюга, луна едва проглядывала сквозь тучи, и ты была печальна. Сегодня сверкают на ярком солнце снега, небо уже голубое. Резкая перемена произошла за ночь, неузнаваемым все стало кругом.
Но и эти две строфы, в свою очередь, противопоставлены всему дальнейшему.
В них было рассказано все то, что видно из окна деревенского дома.
А четвертая строфа возвращает нас в комнату, где тепло и уютно, где весело потрескивает только что затопленная печь.
И вновь мысль поэта устремляется к контрасту: хорошо сидеть дома, но не лучше ли велеть подать сани и предаться бегу нетерпеливого коня?
Все у Пушкина в этом стихотворении построено на контрастах, на смене не похожих картин. И эти картины, каждая в отдельности, насыщены, казалось бы, очень простыми, но вместе с тем выразительными подробностями (деталями) .
эпитеты: небо-мутное, луна-не светлый круг, а расплывчатое пятно, и притом еще бледное; ты сидела печальная.
Все окрашено в грустный тон.
Метафора «вьюга злилась». Простая, но много говорящая метафора.
Вьюге придана черта человеческого характера.
Третья строфа. Здесь все залито ярким светом погожего утра. Небо уже голубое, ковры снегов- великолепные. И отчетливо видно то, чего никак нельзя было заметить при вчерашней вьюге. Лес прозрачен, ель зеленеет, сквозь иней, речка блестит подо льдом. (Эпитеты)
До сих пор поэт давал нам чисто зрительные образы.
Но вот четвертая строфа.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Весёлым треском
Трещит затопленная печь.
Янтарный отблеск огня (меткий и точный эпитет) .
Слышно потрескивание сухих, охваченных пламенем поленьев.
Вероятно, здесь сыграли свою роль твердые звуки: , [т] , [р] .
Этот приём звукописи получил название аллитерации.
Эпитеты последней строфы:
«. предадимся бегу нетерпеливого коня».
Опять ёмкое и выразительное художественное определение.
А последний эпитет этих стихов-на этот раз «сложный эпитет» из трех слов:
«И берег, милый для меня»-
картинка каких-то, возможно и сложных, но счастливых и милых для памяти человеческих отношений.
Источник