Луна как светлое пятно сквозь тучи мрачные желтела
Александр Пушкин
Зимний вечер
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
Показать полностью.
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя: где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Зима. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Показать полностью.
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж отморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно.
Александр Пушкин
Отрывок из романа в стихах
«Евгений Онегин»
Теперь моя пора: я не люблю весны;
Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен;
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
Суровою зимой я более доволен,
Люблю её снега; в присутствии луны
Показать полностью.
Как лёгкий бег саней с подругой быстр и волен,
Когда под соболем, согрета и свежа,
Она вам руку жмёт, пылая и дрожа!
Как весело, обув железом острым ноги,
Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!
А зимних праздников блестящие тревоги.
Но надо знать и честь; полгода снег да снег,
Ведь это наконец и жителю берлоги,
Медведю, надоест. Нельзя же целый век
Кататься нам в санях с Армидами младыми
Иль киснуть у печей за стёклами двойными.
Александр Пушкин
Отрывок из стихотворения «Осень»
Какая ночь! Мороз трескучий,
На небе ни единой тучи;
Как шитый полог, синий свод
Пестреет частыми звездами.
В домах всё темно. У ворот
Показать полностью.
Затворы с тяжкими замками.
Везде покоится народ;
Утих и шум, и крик торговый;
Лишь только лает страж дворовый
Да цепью звонкою гремит.
Встает заря во мгле холодной;
На нивах шум работ умолк;
С своей волчихою голодной
Выходит на дорогу волк;
Его почуя, конь дорожный
Храпит — и путник осторожный
Несется в гору во весь дух;
На утренней заре пастух
Не гонит уж коров из хлева,
И в час полуденный в кружок
Их не зовет его рожок;
В избушке распевая, дева
Прядет, и, зимних друг ночей,
Трещит лучинка перед ней.
Источник
Луна как светлое пятно сквозь тучи мрачные желтела
— Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела…
— А какой мне надо быть, гражданин начальник? Радостной? Будто сам не знаешь, что мне ещё пять лет трубить!
6 комментариев
Похожие цитаты
А помните, нам делали манту
Стеклянным пистолетиком всем в классе?
И про болезнь мы не слыхали ту,
Что СПИДом звать и все ее напасти.
А помните сосульки свежий вкус?
(Сейчас рискнете вновь ее покушать?)
И как вводили нас в большой искус
Еще зеленые в дворе соседнем груши?
Нас не пугал от ссадины столбняк,
Нас не страшили корь с дизентерией.
… показать весь текст …
Как-то бабушка Яга замуж захотела…
Выбирая женихов, принялась за дело:
Персонажей занесла в список кандидатов…
Против каждого в строке — результат дебатов!
Вот он, перечень стихов
Про возможных женихов:
Змей Горыныч — он урод…
День и ночь в три морды жрёт!
Жмот Кащей над златом чахнет…
И давно уж дурно пахнет!
… показать весь текст …
Сегодня Танин праздник…
Готовить мне не лень!
Сварганю я омлетик,
Добавлю с клюквой хрен.
Ещё немного перца,
Зелёного лучку,
Грибочков в маринаде
И врежу коньячку.
И аромат колбаски,
Что на газу шкварчит,
Ну, и ещё стопарик!
А Таня? Пусть поспит.
С праздником всех Татьян и с днём студентов!
Источник
Луна как светлое пятно сквозь тучи мрачные желтела
Выразительно прочитайте предложения и докажите, что в них использован прием сравнения. Какой способ выбирают авторы в каждом случае? Какая картина возникает в вашем воображении при чтении этих отрывков из художественных произведений?
Более подробно проанализируйте два примера (на выбор), выделяя в них предмет сравнения, образ и признак, по которому они сравниваются.
1) Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела. (А. Пушкин)
2) Опрятней модного паркета блистает речка, льдом одета. (А. Пушкин)
3) И голосок ее звучит нежней свирельного напева. (А. Пушкин) За столом сидит она царицей. (А. Пушкин)
4) И сыплет листья лес, как деньги медные, спасибо, край чудес, но мы не бедные. (Н. Рубцов)
5) В очах, как на небе, светло, в душе ее темно, как в море. (М. Лермонтов)
6) В груди ее птицею пела радость. (М. Горький)
7) И осень тихою вдовой вступает в пестрый терем свой. (И. Бунин)
8) Жеребец под ним сверкает белым рафинадом. (Э. Багрицкий)
9) Черно-бурою лисицею под горой улегся лес. (Д. Кедрин)
10) В блестках инея, точно в алмазах, задремали, склонившись, березы. (И. бунин)
11) Под ним струя светлей лазури. (М. Лермонтов)
Спишите предложения, в которых есть сравнительные обороты с союзами как, точно. Сделайте вывод об обособлении сравнительных оборотов.
Выпишите примеры, в которых сравнение выражено формой сравнительной степени прилагательного.
В файл «Сравнение» открытой вами в компьютере папки «Художественные средства языка» поместите наиболее понравившиеся вам примеры.
Дополните их отрывками, которые вы можете найти с помощью Интернета.
Источник
Луна как светлое пятно сквозь тучи мрачные желтела
Сопоставьте стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро» со стихотворением английского поэта Вильяма Давенанта (1606−1668) «Песня» в переводе Марины Бородицкой. Попробуйте найти сходства и различия между ними, обращая внимание на то, как изображаются в этих стихотворениях «вчера» и «сегодня», как используются мотивы природы и быта.
Прочитайте приведённые ниже произведения и выполните задание 4.
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче. погляди в окно:
Под голубыми небесами
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Весёлым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
А. С. Пушкин, 1829
Воспрянь от сна, моя краса!
Воспрянь и приоткрой
Свои прекрасные глаза:
Один, потом второй.
Встречай зевотой новый день,
Умыться не забудь,
Сорочку чистую надень
И сверху что-нибудь.
Ты ночь спала, моя любовь,
Зачем же спать и днём?
Уже воспел свою морковь
Разносчик под окном,
Судачат девы у ворот,
Малец хозяину несёт
Воспрянь! Уж завтрак на столе:
Лепёшки ждут, мой свет,
Овсянка жидкая в котле —
Её полезней нет.
А коли портит аппетит
Тебе вчерашний хмель,
Отлично силы подкрепит
С утра целебный эль.
3.1. Как бы Вы определили основное настроение этого стихотворения? Свой ответ обоснуйте.
3.2. Какую роль в этом стихотворении играют эпитеты?
3.1. Стихотворение «Зимнее утро» начинается с восклицания «Мороз и солнце; день чудесный!», и сразу и вызывает у читателя чувство радости. Великолепие зимнего утра ощущается во всем: в освещении комнаты, в треске печи, в чернеющем лесу, речке, снеге, полях; ещё острее радость утра чувствуется в сравнении со вчерашней бурей, которая описана так же красочно и ярко.
3.2. Картина зимнего утра, созданная поэтом, насыщена цветом и настроением. Этого невозможно добиться без использования эпитетов. Читатель может живо представить пейзаж, рисуемый в стихотворении: утром «под голубыми небесами» видим «прозрачный лес», комната наполнена «янтарным блеском». Все это эпитеты. Чувство радости поэта растёт и требует движения, ему хочется навестить «поля пустые» (тоже эпитет). Самая сильная привязанность, в которой автор признается в этом стихотворении это «берег, милый для меня» — эпитет подчеркивает, насколько дороги поэту родные, дорогие сердцу места.
Оба стихотворения повествуют об утреннем пробуждении. В обоих присутствует образ пробуждающейся женщины. Однако нетрудно заметить, насколько разные эти стихотворения. Если у Пушкина поэтически возвышенная, красочная картина утра, то у Давенанта несколько бытовое повествование об утреннем пробуждении. Английский поэт перечисляет все действия, которые необходимо совершить утром:
Воспрянь от сна, моя краса!
Воспрянь и приоткрой
Свои прекрасные глаза:
Один, потом второй.
Встречай зевотой новый день,
Умыться не забудь,
Сорочку чистую надень
И сверху что-нибудь.
Разве сравнимо это с пушкинским:
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Описание вчерашнего дня у Пушкина столь же образно, как и утро, сосредоточено на описании природы: «мутное небо», «мрачные тучи», «луна, как бледное пятно». У Давенанта вчерашний вечер — лишь воспоминание о «вчерашнем хмеле» — бытовое опять преобладает.
Источник
Объясните постановку знаков препинания.
1) Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела. (А. Пушкин) 2)
Опрятней модного паркета блистает речка, льдом одета. (А. Пушкин) 3) И голосок
её звучит нежней свирельного напева. (А. Пушкин) За столом сидит она царицей.
(А. Пушкин) 4) И сыплет листья лес, как деньги медные, спасибо, край чудес, но
мы не бедные. (Н. Рубцов) 5) В очах, как на небе, светло, в душе её темно, как в
море. (М. Лермонтов) 6) В груди её птицею пела радость. (М. Горький) 7) И осень
тихою вдовой вступает в пёстрый терем свой. (И. Бунин) 8) Жеребец под ним
сверкает белым рафинадом. (Э. Багрицкий) 9) Чёрно-бурою лисицею под горой
улёгся лес. (Д. Кедрин) 10) В блёстках инея, точно в алмазах, задремали,
склонившись, берёзы. (И. Бунин) 11) Под ним струя светлей лазури. (М.
Лермонтов)
ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР: УТРО
У́тро — [у́ т р а] — у́-тро
1 слог — ударный, открытый, неприкрытый;
2 слог — безударный, открытый, прикрытый.
у [у́] — гласный, ударный;
тэ [т] — согласный, шумный глухой парный (д-т), твёрдый парный (т-т’), взрывной;
эр [р] — согласный, сонорный звонкий непарный, твёрдый парный (р-р’);
Источник