Меню

Луна месяц у есенина

Луна месяц у есенина

Есенин – едва ли не самый лунный поэт в русской литературе. Распространённейший образ стихотворной атрибутики луна, месяц упоминаются в 351 его произведении более чем 140 раз.

Лунный спектр у Есенина очень разнообразен и может быть подразделён на две группы.

Первая: белый, серебряный, жемчужный, бледный. Здесь собраны традиционные цвета луны, хотя поэзия как раз там и получается, где традиционное преобразуется в необычное.

Во вторую группу, кроме жёлтого, входят: алый, червонный, рыжий, золотой, лимонный, янтарный, синий.

Чаще всего луна или месяц у Есенина – жёлтый. Затем идут: золотой, белый, рыжий, серебряный, лимонный, янтарный, алый, червонный, бледный, синий. Жемчужный цвет употребляется лишь однажды:

Не сестра месяца из тёмного болота

В жемчуге кокошник в небо запрокинула,-

Ой, как выходила Марфа за ворота…

Очень характерный для Есенина приём – в смысле его нехарактерности: поэт употребляет чистые, естественные краски, традиционные для древнерусской живописи.

Красной луны у Есенина вообще нет. Может быть, только в “Поэме о 36”:

Месяц широк и ал…

Цвет луны у Есенина не зловещ, не апокалиптичен. Это не луны М. Волошина:

И распускается, как папоротник красный,

К снежной луне, гиацинтово – синей,

Вместе с тобою лицом я прильну.

Мне враждебны рабыни

Смертно – влажной луны…

Есенинская луна всегда в движении. Это не известковый шар, вознесённый в небо и навешивающий сонную одурь на мир, а обязательно живое, одухотворённоё:

Дорога довольно хорошая,

Приятная хладная звень.

Луна золотою порошею

Осыпала даль деревень.

Сложная метафоричность, которой не избегает Есенин, не может быть отнесена к некому поэтическому экзотизму. “Речь наша есть тот песок, в котором затерялась маленькая жемчужина, — писал Есенин в статье “Отчее слово”.

Многообразная луна Есенина оказывается жёстко подчинённой традиционно – фольклорной образности, от которой столь же зависит, как её небесный двойник – от Земли. Но вместе с тем: как реальная луна управляет приливами земных морей и океанов, так изучение есенинской лунной метафорики позволяет увидеть в кажущейся от повторяемости простоте народных образов концентрат ”весьма длинных и сложных определений мысли” ( Есенин).

В беловом автографе “Черного человека” автором зачеркнута строфа:

Но лишь только от месяца

Брызнет серебряный свет,

Мне другое синеет,

Другое в тумане чудится.

Можно даже назвать Есенина лунатиком, для осторожности пояснив: его долгий диалог с лунным светом вызван ощущением, что именно луна, вбирающая в себя и отражающая солнечные лучи, именно луна оказывается наилучшим выразителем лирической сущности: перенести смысл слова с основных на дополнительные его значения.

Обратись лицом к седьмому небу,

По луне гадая о судьбе,

Успокойся, смертный, и не требуй

Правды той, что не нужна тебе.

Золотою лягушкою луна

Распласталась на тихой воде…

Если мир и не познаваем в слове, то от живописания словом ему не уйти.[[7]]

Лирика Есенина очень красива и богата. Поэт использует различные художественные средства и приёмы. Основные из них:

Ø Есенин часто употребляет слова с уменьшительными суффиксами. Употребляет он и старые русские слова, сказочные названия: выть, свей и др.

Ø Поэзия Есенина образна. Но образы его тоже просты: «Осень — рыжая кобыла». Образы эти опять-таки заимствованы из фольклора, например, ягненок — образ невинной жертвы.

Ø Интересна и цветовая гамма Есенина. Он чаще всего употребляет три цвета: синий, золотой и красный. И эти цвета тоже символичны.

Синий — стремление к небу, к невозможному, к прекрасному:

Вечером синим, вечером лунным

Был я когда-то красивым и юным.

Золотой — изначальный цвет, из которого всё появилось и в котором всё исчезает: «Звени, звени, златая Русь».

Красный — цвет любви, страсти:

Лермонтов Михаил Юрьевич
ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич(1814-41), русский поэт. Учился в Московском университете (1830-32). Окончил Санкт-Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (1834). В 1837 за стихотворение «Смерть поэта» (о гибели А. С. Пушкина) был сослан в армию на Кавказ. Убит на дуэли в Пятигорске. Разочарование в действительнос .

Начало пути в бессмертие
Расин родился 21 декабря 1639 г. в Ферте-Милоне в семье провинциального судейского чиновника. Рано потеряв родителей, он остался на попечении своей бабки, которая поместила его в коллеж города Бове, а затем в школу Гранжа в Пор-Рояле. Учителями его стали янсенисты, члены одной из религиозных общин, оппозиционных по отношению к господст .

Освобождение. Путь в литературу
В 1951 Шаламов был освобожден, но выехать с Колымы не мог, работал фельдшером близ Оймякона. В 1953 поселился в Калининской области, работал два с половиной года агентом по техническому снабжению на торфопредприятии, а в 1956 после реабилитации вернулся в Москву. Некоторое время сотрудничал в журнале «Москва», писал статьи и заметки по .

Читайте также:  Бакси луна 3 комфорт инструкция по монтажу

Источник

Сергей Есенин — Месяц рожу полощет в луже: Стих

Месяц рожу полощет в луже,
С неба светит лиловый сатин.
Я стою никому не нужен,
Одинокий и пьяный, один.

А хорошего в жизни мало,
Боль не тонет в проклятом вине,
Даже та, что любил, перестала
Улыбаться при встрече мне.

А за что? А за то, что пью я,
Разве можно за это ругать,
Коль на этой на пьяной планете
Родила меня бедная мать.

Я стою никому не нужен,
Одинокий и пьяный, один.
Месяц рожу полощет в луже,
С неба светит лиловый сатин.

  • Следующий стих → Юнна Мориц — Цветок
  • Предыдущий стих → Агния Барто — Укротитель

Читать похожие стихи:

Это хулиганское стихотворение.

Пусть юнно,зато очень понятно и доступно.Кто был в таком виде,тот наверняка скажет:Прямо в точку.

Класс! Весёлое название для луны, а так грустно…

Очень Юно,но в тоже время и остро.

Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта

Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений — запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

Источник

Исследовательская работа

Исследовательская работа по творчеству Сергея Есенина, в которой автор рассматривает обра луны(месяца) в творчестве поэта. Приведны интересные авторские выводы, что же значит этот образ в разных стихотворениях поэта. Подробно анализируется цветовая гамма образа. Работа может быть использована в качестве дополнительного материала при изучении творчества Есенина как в основной, так и старшей школы.

Скачать:

Вложение Размер
id13.doc 68 КБ

Предварительный просмотр:

IX районная научно-практическая конференция

проектно-исследовательских работ учащихся

Силы зла или тепло дома?

(Образ луны /месяца в творчестве Сергея Есенина.)

Лен Инна Владимировна

8 класс, МБОУ ООШ №1

Мельчакова Елена Евгеньевна

учитель русского языка и литературы

2.1.Образ луны-месяца в мифах и фольклоре. стр.3

2.2. Образ луны-месяца в стихах Есенина……………………..стр.3

2.3. Цветовая гамма образа……………………………………..стр.12

Если у тебя спрошено будет: что полезнее, солнце или

месяц, — ответствуй: месяц. Ибо солнце светит днем,

когда и без того светло; а месяц – ночью.

Луна. Самое близкое к нам небесное светило. Самое загадочное, таинственное, притягательное. Ночное «солнце». Луна всегда была символом влюблённых и поэтов.

Пожалуй, Сергей Есенин – самый лунный в русской литературе поэт. Образ луны – месяца упоминается в 351 его произведении (345 стихотворений и 6 поэм) более 140 раз.

Меня очень заинтересовало, почему так часто использует поэт этот образ стихотворной атрибутики в своих произведениях.

Гипотеза: луна в произведениях Сергея Есенина символизирует силы, враждебные человеку, или ее символика связана с крестьянским укладом жизни?

Предмет исследования: стихи и поэмы Сергея Есенина.

Поэтому цель моей исследовательской работы:

выяснить значение образа луны /месяца в лирике Сергея Есенина.

-проанализировать стихи Есенина, где встречается образ луны / месяца;

-определить смысловое значение этого образа;

-понаблюдать цветовую гамму.

3 2.Основная часть.

2.1 Образ луны в мифах и фольклоре.

В мифологии образ Луны трактуется по-разному. Это и образ, противоположный Солнцу, не несущий тепло и свет; и образ, олицетворяющий темные силы. В некоторых культурах Луну представляют в виде дурного глаза, наблюдающего за происходящим.

В фольклоре же традиционно образ месяца – это образ домашнего животного, пастуха, хлеба.

Часто луну и солнце противопоставляют: день – ночь, брат – сестра, муж – жена. А вот как рассматривает этот образ в своих стихах Сергей Есенин.

2.2 Образ луны/месяца в стихах Есенина.

Сергей Есенин – певец русской природы, а без красоты лунной ночи невозможно представить среднерусский пейзаж.

Есенинская луна всегда в движении. Это не известковый шар, вознесённый в небо и наводящий на мир сон. Это обязательно что-то живое, одухотворённоё.

Луна золотою порошею

Осыпала даль деревень.

Поразительна психологическая глубина есенинского образа.

Вышел месяц из-за тучек,

Ярким светом заиграл.

Есенин не избегает сложной метафоричности этого образа.

« Речь наша есть тот песок, в котором затерялась маленькая жемчужина, — писал Есенин в статье «Отчее слово». – Мы бьёмся в ней, как рыбы в воде стараясь укусить упавший на поверхность льда месяц, но просасываем этот лёд и видим, что на нём ничего нет, а то жёлтое, что казалось так близко, взметнулось ещё выше». В этом высказывании Есенин подчеркивает непостижимость и сложность поэтических образов, в том числе и луны.

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

Сравнения, используемые Есениным, рисуют одухотворённый, гармоничный пейзаж. Приглядитесь к отражению лунного диска в колышущейся воде. Оно, действительно, напоминает лягушку. Только поэт может увидеть красоту такого, казалось бы, прозаического образа, как лягушка.

На бугре берёза-свечка / В лунных перьях серебра.

Лунные перья – это тонкие веточки березы, которые ночью напоминают перья птиц.

Но особенно неповторимое очарование, на мой взгляд, создаёт использование образа луны в следующем ночном пейзаже.

Тихо дремлет река.

Тёмный бор не шумит.

Соловей не поёт,

И дергач не кричит.

Ночь. Вокруг тишина.

Ручеёк лишь журчит.

Своим блеском луна

Всё вокруг серебрит.

Ночь. Вокруг тишина.

В природе всё спит.

Своим блеском луна

Всё вокруг серебрит.

В этих стихотворениях луна – неотъемлемый символ красоты и одухотворённости ночного пейзажа, русской природы. Именно этот образ создают умиротворение в природе и передает гармонию в душе человека.

В творчестве Сергея Есенина есть множество стихотворений, в которых образ месяца / луны сравнивается с домашними животными или другими атрибутами крестьянского быта.

«Изба простолюдина — это символ понятий и отношений к

миру, выработанный ещё до него его отцами и предками, которые неосязаемый и далёкий мир подчинили себе уподоблениями вещам их кротких очагов».

Несомненна перекличка следующих есенинских строк с фольклором: Месяц рогом облако бодает, / В голубой купается пыли. Или Чистит месяц в соломенной крыше / обоймлённые синью рога. Две луны , рога свои качая, / Замутили жёлтым дымом зыбь. Но особенно показательны в этом аспекте строки:

Ягнёночек – кудрявый месяц / Гуляет в голубой траве.

Есть в таких стихах и образ месяца – коня (Жёлтые поводья / Месяц уронил. Или Жёлтый месяц жеребёнком / Запрягался в наши сани), и образ месяца – пастушка (…Согнув луну в пастушеский рожок). Как не вспомнить сказочную Сивку-Бурку!

Месяц – это и корова-кормилица, и главное богатство любой крестьянской семьи — конь.

Но, мне кажется, наиболее трогателен образ лунных «братьев наших меньших» в стихотворении « Песнь о собаке».

А когда чуть плелась обратно,

Слизывая пот с боков,

Показался месяц над хатой

Одним из её щенков.

Здесь мы видим использование образа луны – месяца как домашнего животного.

В творчестве Есенина есть и другое использование образа луны- месяца при описании уклада крестьянской жизни. К таким бытовым атрибутам можно отнести образ луны / месяца в следующих стихотворных отрывках: На рассвете он завтра промчится / Шапку – месяц пригнув под кустом. Не знаю, светит ли луна / Иль месяц обронил подкову.

И, конечно, духом крестьянской избы, тёплым, только что испеченным, душистым хлебом веет от этого образа месяца / луны: Тихо-тихо в божничном углу / Месяц месит кутью на полу.

А в другом стихотворении луна сравнивается с хлебной ковригой:

Ковригой хлебною под сводом / Надломлена твоя луна . Эти строчки напоминают загадку про месяц (Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка).

Есть у Есенина стихотворение «Колоб», посвященное созданию луны. Божья мать печет луну-колоб для забавы сына. Когда сын роняет колоб с небес, он становится ночным чудом для людей, чтобы им было не так одиноко и грустно ночью.

На земле все люди человеки,

Хоть одну им малую забаву

Таким образом, во многих стихах Есенин использует образ луны / месяца как символ крестьянского уклада жизни, близкого и понятного с детства самому автору.

Особенно часто образ луны / месяца используется для передачи психологического состояния лирического героя. Часто это состояние тревоги, одиночества: ( Какая ночь! Я не могу. / Не спится мне. Такая лунность . Или Подымайте же, лунные лапы, / Мою грусть в небеса ведром. А также Неуютная жидкая лунность …). Авторский неологизм «лунность» создает отвлеченный образ какой-то вселенской тоски. Эпитеты неуютная и жидкая помогают почувствовать это подавленное эмоциональное состояние лирического героя.

Сравнение месяца с вороном в следующем стихотворении ещё больше усиливает тревогу: ( Месяц , словно жёлтый ворон, / Кружит, вьется над землей.). Традиционно в литературе символ беды – черный ворон. Но есенинский желтый ворон-месяц гораздо тревожней. Холодом веет от таких строк:( Снежная замять дробиться и колется / Сверху озябшая светит луна …).

Часто образ луны / месяца встречаются в стихах, где Есенин размышляет о конце жизненного пути. Невеселы такие раздумья. Только месяц будет оплакивать поэта: (…Слезу обронит месяц / На мой завьялый труп.).

Необычно использование в стихотворении Есенина луны

как символа времени, отсчитывающей земные часы жизни человека: ( …И луны часы деревянные / Прохрипят мой двенадцатый час.). Возможно, здесь Есенин опирается на древнерусскую трактовку календарного месяца. В древнерусском языке слово месяц означало буквально дитя Макоши. Богиня Макошь у славян – это время. Таким образом, месяц – часть Макоши, часть времени. Часы луны в этих стихотворных строчках – земная жизнь человека, отпущенное ему на земле время.

Месяц на простом погосте

На крестах лучами метит,

Что и мы придем к ним в гости.

Месяц как символ старости человека: (Скор месяц , купаясь в снегу,\ Сядет в редкие кудри сына).

В этом образе и кабацкая разухабистость:

А когда ночью светит месяц,

Когда светит… черт знает как!

Я иду, головою свесясь,

Переулком в знакомый кабак.

И мудрое принятие всего, что выпало тебе на жизненном пути: (У осеннего месяца тоже / Свет ласкающий, тихий такой.). Осень года – здесь и осень жизни.

Есть в стихотворениях и луна – символ влюбленных:

…И луна , напрягая все силы,

Хочет так, чтобы каждый дрожал

От щемящего слова «милый».

Как много боли, одиночества, тоски по любви в эпитете щемящий!

Сочинитель бедный, это ты ли

Сочиняешь песни о луне ?

Напряженный поиск своего творческого пути, своего места в современном и таком теперь чужом мире.

А вот в этих строчках: ..ты тужишь / О том, что лунная метла \ Стихов не расплескала лужи – упоминание о том, что поэзия для Есенина- главное в жизни: «… Но только лиры милой не отдам».

…В две луны зажгу над бездной

Сложное восприятие Октябрьской революции тоже нашло свое отражение в образе луны / месяца: Нынче луну с воды /Лошади выпили. Или

Если этот месяц

Друг их черной силы, —

Мы его с лазури

Камнями в затылок.

Так, по-разному используя образ луны / месяца, Есенин

передает душевное состояние лирического героя, помогает почувствовать неопределенность и трагизм его положения. Таким образом, в данных стихах луна — символ сил темных, предрекющих несчастье.

2.3 Цветовая гамма лунного спектора.

Лунный спектр в стихах Есенина очень разнообразен и может быть разделен на две группы.

Первая: белый (белые веки луны), серебряный (серебряной уздой), жемчужный, бледный. Здесь, собственно, собраны традиционные цвета луны. Но ведь поэзия как раз там и получается, где традиционное преобразуется в необычное.

Во вторую группу, кроме желтого (желтым вороном), входят: алый, червонный, рыжий (рыжий месяц), золотой (как злат бугор), лимонный (лимонный лунный свет), янтарный, синий(месяц синим рогом).

Эта классификация, разумеется, условна; вот другая — по частоте употреблений — более любопытна.

Чаще всего луна / месяц у Есенина желтого цвета (12 употреблений). Затем идут золотой (8), белый (6), рыжий (3),серебряный, лимонный, янтарный (по 2), алый, червонный, бледный, синий — по 1 разу. Жемчужный цвет тоже встречается лишь однажды:

Не сестра месяца из темного болота

В жемчуге кокошник в небо запрокинула…

Поэт употребляет чистые, естественные краски, традиционные, в частности, для древнерусской живописи.

Красной луны у Есенина вообще нет. Может быть, только в « Поэме о 36» — Месяц широк / И ал… Цвет луны у Есенина не зловещ, не апкалиптичен. Это чистые теплые краски, одухотворяющие образ луны / месяца.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Образ луны / месяца в творчестве Сергея Есенина рассматривается как

  • часть одухотворенной русской природы;
  • образ домашнего животного или других атрибутов крестьянского быта;
  • символ, передающий душевное состояние лирического героя.

Итак, подводя итоги своего исследования, я могу сказать, что у Есенина много стихотворений, в которых луна символизирует

силы, враждебные человеку. Но в большинстве произведений луна – символ красоты и умиротворения ночного пейзажа и образ родного крестьянского дома. Образ луны / месяца в поэзии Есенина – образ светлый.

Практическая значимость моей работы – возможность использовать данный материал в качестве дополнительного при изучении творчества Сергея Есенина в разных классах.

  1. Бельская Л. Л. /Поэтическое мастерство Есенина./ М.,1990.
  2. Есенин С.А. /Стихотворения. Поэмы. Письма./ М., 1986.
  3. Захаров А. Н. /Поэтика Есенина./ М., 1995.
  4. Марченко А. М. /Поэтический мир Есенина./ М., 1972.

Источник

Adblock
detector