Луна месяц у есенина
Есенин – едва ли не самый лунный поэт в русской литературе. Распространённейший образ стихотворной атрибутики луна, месяц упоминаются в 351 его произведении более чем 140 раз.
Лунный спектр у Есенина очень разнообразен и может быть подразделён на две группы.
Первая: белый, серебряный, жемчужный, бледный. Здесь собраны традиционные цвета луны, хотя поэзия как раз там и получается, где традиционное преобразуется в необычное.
Во вторую группу, кроме жёлтого, входят: алый, червонный, рыжий, золотой, лимонный, янтарный, синий.
Чаще всего луна или месяц у Есенина – жёлтый. Затем идут: золотой, белый, рыжий, серебряный, лимонный, янтарный, алый, червонный, бледный, синий. Жемчужный цвет употребляется лишь однажды:
Не сестра месяца из тёмного болота
В жемчуге кокошник в небо запрокинула,-
Ой, как выходила Марфа за ворота…
Очень характерный для Есенина приём – в смысле его нехарактерности: поэт употребляет чистые, естественные краски, традиционные для древнерусской живописи.
Красной луны у Есенина вообще нет. Может быть, только в “Поэме о 36”:
Месяц широк и ал…
Цвет луны у Есенина не зловещ, не апокалиптичен. Это не луны М. Волошина:
И распускается, как папоротник красный,
К снежной луне, гиацинтово – синей,
Вместе с тобою лицом я прильну.
Мне враждебны рабыни
Смертно – влажной луны…
Есенинская луна всегда в движении. Это не известковый шар, вознесённый в небо и навешивающий сонную одурь на мир, а обязательно живое, одухотворённоё:
Дорога довольно хорошая,
Приятная хладная звень.
Луна золотою порошею
Осыпала даль деревень.
Сложная метафоричность, которой не избегает Есенин, не может быть отнесена к некому поэтическому экзотизму. “Речь наша есть тот песок, в котором затерялась маленькая жемчужина, — писал Есенин в статье “Отчее слово”.
Многообразная луна Есенина оказывается жёстко подчинённой традиционно – фольклорной образности, от которой столь же зависит, как её небесный двойник – от Земли. Но вместе с тем: как реальная луна управляет приливами земных морей и океанов, так изучение есенинской лунной метафорики позволяет увидеть в кажущейся от повторяемости простоте народных образов концентрат ”весьма длинных и сложных определений мысли” ( Есенин).
В беловом автографе “Черного человека” автором зачеркнута строфа:
Но лишь только от месяца
Брызнет серебряный свет,
Мне другое синеет,
Другое в тумане чудится.
Можно даже назвать Есенина лунатиком, для осторожности пояснив: его долгий диалог с лунным светом вызван ощущением, что именно луна, вбирающая в себя и отражающая солнечные лучи, именно луна оказывается наилучшим выразителем лирической сущности: перенести смысл слова с основных на дополнительные его значения.
Обратись лицом к седьмому небу,
По луне гадая о судьбе,
Успокойся, смертный, и не требуй
Правды той, что не нужна тебе.
Золотою лягушкою луна
Распласталась на тихой воде…
Если мир и не познаваем в слове, то от живописания словом ему не уйти.[[7]]
Лирика Есенина очень красива и богата. Поэт использует различные художественные средства и приёмы. Основные из них:
Ø Есенин часто употребляет слова с уменьшительными суффиксами. Употребляет он и старые русские слова, сказочные названия: выть, свей и др.
Ø Поэзия Есенина образна. Но образы его тоже просты: «Осень — рыжая кобыла». Образы эти опять-таки заимствованы из фольклора, например, ягненок — образ невинной жертвы.
Ø Интересна и цветовая гамма Есенина. Он чаще всего употребляет три цвета: синий, золотой и красный. И эти цвета тоже символичны.
Синий — стремление к небу, к невозможному, к прекрасному:
Вечером синим, вечером лунным
Был я когда-то красивым и юным.
Золотой — изначальный цвет, из которого всё появилось и в котором всё исчезает: «Звени, звени, златая Русь».
Красный — цвет любви, страсти:
Лермонтов Михаил Юрьевич
ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич(1814-41), русский поэт. Учился в Московском университете (1830-32). Окончил Санкт-Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (1834). В 1837 за стихотворение «Смерть поэта» (о гибели А. С. Пушкина) был сослан в армию на Кавказ. Убит на дуэли в Пятигорске. Разочарование в действительнос .
Начало пути в бессмертие
Расин родился 21 декабря 1639 г. в Ферте-Милоне в семье провинциального судейского чиновника. Рано потеряв родителей, он остался на попечении своей бабки, которая поместила его в коллеж города Бове, а затем в школу Гранжа в Пор-Рояле. Учителями его стали янсенисты, члены одной из религиозных общин, оппозиционных по отношению к господст .
Освобождение. Путь в литературу
В 1951 Шаламов был освобожден, но выехать с Колымы не мог, работал фельдшером близ Оймякона. В 1953 поселился в Калининской области, работал два с половиной года агентом по техническому снабжению на торфопредприятии, а в 1956 после реабилитации вернулся в Москву. Некоторое время сотрудничал в журнале «Москва», писал статьи и заметки по .
Источник
Сергей Есенин — Месяц рожу полощет в луже: Стих
Месяц рожу полощет в луже,
С неба светит лиловый сатин.
Я стою никому не нужен,
Одинокий и пьяный, один.
А хорошего в жизни мало,
Боль не тонет в проклятом вине,
Даже та, что любил, перестала
Улыбаться при встрече мне.
А за что? А за то, что пью я,
Разве можно за это ругать,
Коль на этой на пьяной планете
Родила меня бедная мать.
Я стою никому не нужен,
Одинокий и пьяный, один.
Месяц рожу полощет в луже,
С неба светит лиловый сатин.
- Следующий стих → Юнна Мориц — Цветок
- Предыдущий стих → Агния Барто — Укротитель
Читать похожие стихи:
Это хулиганское стихотворение.
Пусть юнно,зато очень понятно и доступно.Кто был в таком виде,тот наверняка скажет:Прямо в точку.
Класс! Весёлое название для луны, а так грустно…
Очень Юно,но в тоже время и остро.
Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта
Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений — запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).
Источник
Исследовательская работа
Исследовательская работа по творчеству Сергея Есенина, в которой автор рассматривает обра луны(месяца) в творчестве поэта. Приведны интересные авторские выводы, что же значит этот образ в разных стихотворениях поэта. Подробно анализируется цветовая гамма образа. Работа может быть использована в качестве дополнительного материала при изучении творчества Есенина как в основной, так и старшей школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
id13.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
IX районная научно-практическая конференция
проектно-исследовательских работ учащихся
Силы зла или тепло дома?
(Образ луны /месяца в творчестве Сергея Есенина.)
Лен Инна Владимировна
8 класс, МБОУ ООШ №1
Мельчакова Елена Евгеньевна
учитель русского языка и литературы
2.1.Образ луны-месяца в мифах и фольклоре. стр.3
2.2. Образ луны-месяца в стихах Есенина……………………..стр.3
2.3. Цветовая гамма образа……………………………………..стр.12
Если у тебя спрошено будет: что полезнее, солнце или
месяц, — ответствуй: месяц. Ибо солнце светит днем,
когда и без того светло; а месяц – ночью.
Луна. Самое близкое к нам небесное светило. Самое загадочное, таинственное, притягательное. Ночное «солнце». Луна всегда была символом влюблённых и поэтов.
Пожалуй, Сергей Есенин – самый лунный в русской литературе поэт. Образ луны – месяца упоминается в 351 его произведении (345 стихотворений и 6 поэм) более 140 раз.
Меня очень заинтересовало, почему так часто использует поэт этот образ стихотворной атрибутики в своих произведениях.
Гипотеза: луна в произведениях Сергея Есенина символизирует силы, враждебные человеку, или ее символика связана с крестьянским укладом жизни?
Предмет исследования: стихи и поэмы Сергея Есенина.
Поэтому цель моей исследовательской работы:
выяснить значение образа луны /месяца в лирике Сергея Есенина.
-проанализировать стихи Есенина, где встречается образ луны / месяца;
-определить смысловое значение этого образа;
-понаблюдать цветовую гамму.
3 2.Основная часть.
2.1 Образ луны в мифах и фольклоре.
В мифологии образ Луны трактуется по-разному. Это и образ, противоположный Солнцу, не несущий тепло и свет; и образ, олицетворяющий темные силы. В некоторых культурах Луну представляют в виде дурного глаза, наблюдающего за происходящим.
В фольклоре же традиционно образ месяца – это образ домашнего животного, пастуха, хлеба.
Часто луну и солнце противопоставляют: день – ночь, брат – сестра, муж – жена. А вот как рассматривает этот образ в своих стихах Сергей Есенин.
2.2 Образ луны/месяца в стихах Есенина.
Сергей Есенин – певец русской природы, а без красоты лунной ночи невозможно представить среднерусский пейзаж.
Есенинская луна всегда в движении. Это не известковый шар, вознесённый в небо и наводящий на мир сон. Это обязательно что-то живое, одухотворённоё.
Луна золотою порошею
Осыпала даль деревень.
Поразительна психологическая глубина есенинского образа.
Вышел месяц из-за тучек,
Ярким светом заиграл.
Есенин не избегает сложной метафоричности этого образа.
« Речь наша есть тот песок, в котором затерялась маленькая жемчужина, — писал Есенин в статье «Отчее слово». – Мы бьёмся в ней, как рыбы в воде стараясь укусить упавший на поверхность льда месяц, но просасываем этот лёд и видим, что на нём ничего нет, а то жёлтое, что казалось так близко, взметнулось ещё выше». В этом высказывании Есенин подчеркивает непостижимость и сложность поэтических образов, в том числе и луны.
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Сравнения, используемые Есениным, рисуют одухотворённый, гармоничный пейзаж. Приглядитесь к отражению лунного диска в колышущейся воде. Оно, действительно, напоминает лягушку. Только поэт может увидеть красоту такого, казалось бы, прозаического образа, как лягушка.
На бугре берёза-свечка / В лунных перьях серебра.
Лунные перья – это тонкие веточки березы, которые ночью напоминают перья птиц.
Но особенно неповторимое очарование, на мой взгляд, создаёт использование образа луны в следующем ночном пейзаже.
Тихо дремлет река.
Тёмный бор не шумит.
Соловей не поёт,
И дергач не кричит.
Ночь. Вокруг тишина.
Ручеёк лишь журчит.
Своим блеском луна
Всё вокруг серебрит.
Ночь. Вокруг тишина.
В природе всё спит.
Своим блеском луна
Всё вокруг серебрит.
В этих стихотворениях луна – неотъемлемый символ красоты и одухотворённости ночного пейзажа, русской природы. Именно этот образ создают умиротворение в природе и передает гармонию в душе человека.
В творчестве Сергея Есенина есть множество стихотворений, в которых образ месяца / луны сравнивается с домашними животными или другими атрибутами крестьянского быта.
«Изба простолюдина — это символ понятий и отношений к
миру, выработанный ещё до него его отцами и предками, которые неосязаемый и далёкий мир подчинили себе уподоблениями вещам их кротких очагов».
Несомненна перекличка следующих есенинских строк с фольклором: Месяц рогом облако бодает, / В голубой купается пыли. Или Чистит месяц в соломенной крыше / обоймлённые синью рога. Две луны , рога свои качая, / Замутили жёлтым дымом зыбь. Но особенно показательны в этом аспекте строки:
Ягнёночек – кудрявый месяц / Гуляет в голубой траве.
Есть в таких стихах и образ месяца – коня (Жёлтые поводья / Месяц уронил. Или Жёлтый месяц жеребёнком / Запрягался в наши сани), и образ месяца – пастушка (…Согнув луну в пастушеский рожок). Как не вспомнить сказочную Сивку-Бурку!
Месяц – это и корова-кормилица, и главное богатство любой крестьянской семьи — конь.
Но, мне кажется, наиболее трогателен образ лунных «братьев наших меньших» в стихотворении « Песнь о собаке».
А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Показался месяц над хатой
Одним из её щенков.
Здесь мы видим использование образа луны – месяца как домашнего животного.
В творчестве Есенина есть и другое использование образа луны- месяца при описании уклада крестьянской жизни. К таким бытовым атрибутам можно отнести образ луны / месяца в следующих стихотворных отрывках: На рассвете он завтра промчится / Шапку – месяц пригнув под кустом. Не знаю, светит ли луна / Иль месяц обронил подкову.
И, конечно, духом крестьянской избы, тёплым, только что испеченным, душистым хлебом веет от этого образа месяца / луны: Тихо-тихо в божничном углу / Месяц месит кутью на полу.
А в другом стихотворении луна сравнивается с хлебной ковригой:
Ковригой хлебною под сводом / Надломлена твоя луна . Эти строчки напоминают загадку про месяц (Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка).
Есть у Есенина стихотворение «Колоб», посвященное созданию луны. Божья мать печет луну-колоб для забавы сына. Когда сын роняет колоб с небес, он становится ночным чудом для людей, чтобы им было не так одиноко и грустно ночью.
На земле все люди человеки,
Хоть одну им малую забаву
Таким образом, во многих стихах Есенин использует образ луны / месяца как символ крестьянского уклада жизни, близкого и понятного с детства самому автору.
Особенно часто образ луны / месяца используется для передачи психологического состояния лирического героя. Часто это состояние тревоги, одиночества: ( Какая ночь! Я не могу. / Не спится мне. Такая лунность . Или Подымайте же, лунные лапы, / Мою грусть в небеса ведром. А также Неуютная жидкая лунность …). Авторский неологизм «лунность» создает отвлеченный образ какой-то вселенской тоски. Эпитеты неуютная и жидкая помогают почувствовать это подавленное эмоциональное состояние лирического героя.
Сравнение месяца с вороном в следующем стихотворении ещё больше усиливает тревогу: ( Месяц , словно жёлтый ворон, / Кружит, вьется над землей.). Традиционно в литературе символ беды – черный ворон. Но есенинский желтый ворон-месяц гораздо тревожней. Холодом веет от таких строк:( Снежная замять дробиться и колется / Сверху озябшая светит луна …).
Часто образ луны / месяца встречаются в стихах, где Есенин размышляет о конце жизненного пути. Невеселы такие раздумья. Только месяц будет оплакивать поэта: (…Слезу обронит месяц / На мой завьялый труп.).
Необычно использование в стихотворении Есенина луны
как символа времени, отсчитывающей земные часы жизни человека: ( …И луны часы деревянные / Прохрипят мой двенадцатый час.). Возможно, здесь Есенин опирается на древнерусскую трактовку календарного месяца. В древнерусском языке слово месяц означало буквально дитя Макоши. Богиня Макошь у славян – это время. Таким образом, месяц – часть Макоши, часть времени. Часы луны в этих стихотворных строчках – земная жизнь человека, отпущенное ему на земле время.
Месяц на простом погосте
На крестах лучами метит,
Что и мы придем к ним в гости.
Месяц как символ старости человека: (Скор месяц , купаясь в снегу,\ Сядет в редкие кудри сына).
В этом образе и кабацкая разухабистость:
А когда ночью светит месяц,
Когда светит… черт знает как!
Я иду, головою свесясь,
Переулком в знакомый кабак.
И мудрое принятие всего, что выпало тебе на жизненном пути: (У осеннего месяца тоже / Свет ласкающий, тихий такой.). Осень года – здесь и осень жизни.
Есть в стихотворениях и луна – символ влюбленных:
…И луна , напрягая все силы,
Хочет так, чтобы каждый дрожал
От щемящего слова «милый».
Как много боли, одиночества, тоски по любви в эпитете щемящий!
Сочинитель бедный, это ты ли
Сочиняешь песни о луне ?
Напряженный поиск своего творческого пути, своего места в современном и таком теперь чужом мире.
А вот в этих строчках: ..ты тужишь / О том, что лунная метла \ Стихов не расплескала лужи – упоминание о том, что поэзия для Есенина- главное в жизни: «… Но только лиры милой не отдам».
…В две луны зажгу над бездной
Сложное восприятие Октябрьской революции тоже нашло свое отражение в образе луны / месяца: Нынче луну с воды /Лошади выпили. Или
Если этот месяц
Друг их черной силы, —
Мы его с лазури
Камнями в затылок.
Так, по-разному используя образ луны / месяца, Есенин
передает душевное состояние лирического героя, помогает почувствовать неопределенность и трагизм его положения. Таким образом, в данных стихах луна — символ сил темных, предрекющих несчастье.
2.3 Цветовая гамма лунного спектора.
Лунный спектр в стихах Есенина очень разнообразен и может быть разделен на две группы.
Первая: белый (белые веки луны), серебряный (серебряной уздой), жемчужный, бледный. Здесь, собственно, собраны традиционные цвета луны. Но ведь поэзия как раз там и получается, где традиционное преобразуется в необычное.
Во вторую группу, кроме желтого (желтым вороном), входят: алый, червонный, рыжий (рыжий месяц), золотой (как злат бугор), лимонный (лимонный лунный свет), янтарный, синий(месяц синим рогом).
Эта классификация, разумеется, условна; вот другая — по частоте употреблений — более любопытна.
Чаще всего луна / месяц у Есенина желтого цвета (12 употреблений). Затем идут золотой (8), белый (6), рыжий (3),серебряный, лимонный, янтарный (по 2), алый, червонный, бледный, синий — по 1 разу. Жемчужный цвет тоже встречается лишь однажды:
Не сестра месяца из темного болота
В жемчуге кокошник в небо запрокинула…
Поэт употребляет чистые, естественные краски, традиционные, в частности, для древнерусской живописи.
Красной луны у Есенина вообще нет. Может быть, только в « Поэме о 36» — Месяц широк / И ал… Цвет луны у Есенина не зловещ, не апкалиптичен. Это чистые теплые краски, одухотворяющие образ луны / месяца.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Образ луны / месяца в творчестве Сергея Есенина рассматривается как
- часть одухотворенной русской природы;
- образ домашнего животного или других атрибутов крестьянского быта;
- символ, передающий душевное состояние лирического героя.
Итак, подводя итоги своего исследования, я могу сказать, что у Есенина много стихотворений, в которых луна символизирует
силы, враждебные человеку. Но в большинстве произведений луна – символ красоты и умиротворения ночного пейзажа и образ родного крестьянского дома. Образ луны / месяца в поэзии Есенина – образ светлый.
Практическая значимость моей работы – возможность использовать данный материал в качестве дополнительного при изучении творчества Сергея Есенина в разных классах.
- Бельская Л. Л. /Поэтическое мастерство Есенина./ М.,1990.
- Есенин С.А. /Стихотворения. Поэмы. Письма./ М., 1986.
- Захаров А. Н. /Поэтика Есенина./ М., 1995.
- Марченко А. М. /Поэтический мир Есенина./ М., 1972.
Источник