Луна и море
Когда полнощный диск Луны
Над морем плыл светящим диском,
И пена плещущей волны сливалась
С лунным обелиском,
То зритель видеть ясно мог
Необычайную картину,
Луна и море, лунный смог
И все так точно, исполинно.
И все казалось, предо мной
Сюжет какой-то лунной сказки,
Сюжет какой-то неземной,
Видны насыщенные краски.
Вариант этого стихотворения в редакции Ариши Сергеевой:
Когда полночный блеск Луны
Над морем плыл светящим диском,
И пена плещущей волны сливалась
С лунным обелиском,
То зритель видеть ясно мог
Необычайную картину:
Луна и море, лунный смог —
И все так точно, исполинно.
И все казалось, предо мной
Сюжет какой-то лунной сказки —
Сюжет какой-то неземной,
В себя впитавший чудо-краски!
Вариант этого стихотворения в редакции Дины Лебедевой:
Когда однажды блеск Луны
Коснулся моря светлым диском,
И пена плещущей волны
В объятиях сомкнулась близких,
Для зрителя простерся мост —
Спустившись лунною дорожкой,
И стал доступным небосвод
Покрытый мелкой звездной крошкой.
Казалось зрителю, пред ним —
Сюжет какой-то вечной сказки,
Где лунный свет неотделим
От моря в шелковистой ласке.
Размышления на лунную тему в редакции Коста Марии:
Луна в холёности по шею утопала,
Морские волны серебрила на весу.
Полночный диск подобен белому опалу,
Что к ювелиру неизвестному несу.
Хранитель времени проснётся полновластный,
И запечатает в скрижали валунов.
Невольный отблеск подошедшей зорьки ясной,
И стает лунный диск свободный от оков.
Размышления на лирическую и морскую тему в редакции Якова Баста:
В ту ночь мерцание луны
По морю пролегло пунктиром,
И пена цвета седины
Прибоем выплеснулась миру…
А мы стояли в нимбе брызг
На покосившемся причале.
Играл нам ветер вальс-каприс
И волны шумом отвечали…
Там белый парус вдалеке.
Маяк горит. И звёзды светят…
Твоя рука лежит в руке.
Картинка об ушедшем лете…
Лунная тема в отклике Светланы Маляр:
Луна янтарною щекой
К воде застенчиво прижалась.
И море, позабыв усталость,
Взметнулось пенною волной)
Источник
Луна и море
Какие стихи вы предпочитаете?
Стихи — Луна и море
Стихи — Море
Луна над морем — божий глаз,
гуляет где-то белый кит,
бедняга,никогда не спит,
сверкают блики словно страз.
И куполом небесный свод,
как будто бы копилка душ,
или какой-то звездный душ,
ночных видений хоровод.
Пучина моря — дом родной,
всех тех кому не повезло,
кто дрался с морем всем назло,
но тут,на дне,нашел покой.
За каждым кораблем в ночи,
летают души моряков,
они свободны от оков,
нас охраняют до зари.
Над морем стелется туман,
он скроет радость и печаль,
а морю.
Стихи — Лунная дорожка
Лунная дорожка морем пролегла,
Разбросав по глади много серебра.
И луна так ярко осветила ночь,
Чувство беспокойства улетело прочь.
Мыслить не хотелось, только созерцать,
По дорожке лунной в сказку убежать.
Тарас Тимошенко
Июнь 2010 г.
Стихи — Море С тобой мне легко
Море! С тобой мне легко
Вольно дышать и петь
Оля! Ты сейчас далеко
Больше нет сил терпеть
Как совместить воедино
Три равноценных мечты
Молодости годины
Море, любовь и ты?
Как превратить шум прибоя
В шепот любимых слов
Свиданий минуты с тобою
В вечную нашу любовь
Как обрести мне покой
Как повернуть вспять года
Встретиться как с тобою
Станет любовь навсегда
Дельфина гладка спина
Чаек тревожен зов
Над Аю — Дагом луна
Всходит, как наша любовь
Буду долго глядеть
В ее.
Стихи — Море Я ждал тебя долго Шёл сквозь петли путей и дней.
Море
Я ждал тебя долго
Шёл
сквозь петли путей и дней
Разбивал на куски
На осколки
Мрамор мёртвой души своей
По холодным пескам ступая
Внемля зову чужих ветров
Видел ясно
Как жизнь пустая
Ускользает
В прорехи снов
Столько пройдено
И забыто
Шёпот слышу
Мне шепчешь ты
И волной твоей в сердце смыты
Неродных берегов следы
Если б мог я
Всю жизнь с начала
Если б мог пересилить страх
То одно мне:
Чтоб ты дышало
Вечной силою
В парусах
Стихи — Лунное затмение
Луна сравнялась с Солнцем, нынче,
закрыв его своим размером.
Ну, вот ответ для маловеров.
Она закрыла Солнца блинчик.
И что теперь? Кто здесь великий?
Не из бахвальства, не из лести.
А коль равны, то значит вместе
тропой Вселенной. Что же крики
не слышно, вновь? Достойна славы,
круженья от безмерной власти,
и пусть летят по бездне части,
хоть миг, но пьедестал по праву!
А Солнце, молча созерцало
и не грустило о величье.
Оно то знало в чем различье —
затменью дань свою отдало.
Стихи — Луна
Стихи — Море и солнце обилье олив
Море и солнце! Обилье олив!
Ник Мамаев
Море и солнце! Обилье олив!
Греция ждёт вас и манит в залив.
Вся, как ладонь человека, пиит,
Соком, вином и Природой поит.
Толпы туристов из северных стран,
Словно цыгане, обвили твой стан,
Плещутся в море, полощут мозги
Ждут избавленья от язв и тоски.
И получают веселья урок
Жить на Элладе, не зная курок,
С солнцем и с морем надёжно дружить,
Не унывать, не сдаваться, не ныть.
Помнить историю. Зла не таить.
Солнце и соки с любовью.
Стихи — Луна
Луна. Я как и ты одна,
Блуждаю по земле родной,
Я вижу всех, но пустота
В них не дает мне тот покой.
Луна. Ты разливаешь свет на землю,
Ты бродишь между ярких звезд,
Но даришь ты порой надежду,
Что встречу его нежданно вновь.
Луна. Как те приливы и отливы,
Что порождаешь в море ты,
Так разливаются мотивы,
В душе моей из глубины.
Луна. Ты так изменчива, прекрасна
Меняешь облик каждый миг,
И раскрываясь словно тайна,
Рождаешь в мыслях моих стих.
Стихи — Лунные грёзы
Луна, вздохнув воспоминаньем,
Черкнула что-то на листе
И с затуманенным сознаньем
Шепнула тихо о Христе.
Вдруг облака заполыхали,
Дождь кровью землю заливал,
Деревья стихли и не знали,
Что будет дальше: шторм иль шквал.
Природа быстро умирала,
Земля тонула в море слёз;
Представь всё то, что пострадало.
И пострадало лишь от грёз.
Источник
Луна над водой ночь
Когда уйдут твои коты
По лунной тоненькой дорожке
Ты поклянешься — никогда
Не заводить в квартире кошки.
Чтоб по утрам лоток не мыть!
Не находить катушки в койке!
…
Одну с приюта заберешь…
Второго принесешь с помойки.
Сижу летней ночью при полной луне,
не спится…
не спится…
не спиться бы мне…
Лунная легенда
Ликёр любовный льёт луна,
Лазурностью лампад лаская.
Лелеет лунный луч луга,
Легонькой ласточкой летая.
Лавирует лесами лось…
Лениво лис лукавый лает…
Ладони легкокрылых лоз
Любезный лучик лобызает…
Люцерной лакомится лань,
Любуясь ловкостью лианы…
Лоснится лужицы лохань…
Ладью луны лучат лиманы…
… показать весь текст …
Июльская ночь…
как пахнет маттиолой!
Яркие звёзды
окунулись в музыку
тончайших струн небес…
нараспашку все окна,
душа в лунном сиянии.
Шёпот моря
В золотистом сияньи луны,
Чуть заметно блестят валуны,
И тихонечко пенный прибой,
Гладит их голубою волной.
Шум морской так спокойно звучит,
И гармонию дарит в ночи.
Волны нежно целуют песок,
Тихий, тёплый шалит ветерок.
Море разные тайны хранит,
Манит дайверов словно магнит,
Ведь загадок так много на дне
Ожидает в морской глубине!
… показать весь текст …
Улечу я скоро в чужеземный край,
И окунусь в прозрачный мир воды и голубого бриза:
— Ау, Луна открой волшебной неги рай,
Небесной синевы жемчужного Эскиза.
Луна — отражение глаз. Когда двое смотрят на нее с разных концов земли, они непременно встречаются взглядами.
Эльчин Сафарли ( Сладкая соль Босфора)
Я сегодня немного повою
На бесстыже нагую луну.
Для нее лишь в душе приоткрою
Эту странную волчью струну.
Пусть она хрипловата порою,
И нечесаной шерсти клочки
Желтый взгляд от луны мой укроют,
Но разжаты для песни клыки.
Мы друг друга всегда понимаем,
И меняем свеченье на вой.
… показать весь текст …
Когда я проходил медкомиссию, ПСИХИАТР спросил у меня, чем луна отличается от солнца! Я ответил, что Луна — спутник Земли, а Солнце — звезда. На что психиатр сказал: «Ты что, дебил? СОЛНЦЕ днём светит, а ЛУНА — ночью!»
Дорога в ночь
Дорога в ночь… шагов испуг и точка,
Взгляд в пустоту и в мыслях жалкий бред.
Продажный май, как боль в последних строчках,
Напомнил, что в судьбе потерян след.
Исписан день моих воспоминаний,
От, а до я по нервам, как пилой.
Сам не пойму, как стёр поток желаний,
Блуждая в лабиринтах под луной.
Чем дальше шаг, тем ближе тьма обрыва,
Луна в объятьях пала облаков.
Ещё чуть-чуть осталось мне до срыва
И вырвусь вновь из трезвости оков.
… показать весь текст …
Есть люди — Солнце, и вроде бы излучают светло и тепло, но при этом их так много, что и до солнечного удара недалеко. А есть люди — Луна… незаметные, но всегда готовы помочь найти выход, если ты угодил в царство темноты.
Как хочется порой.
Закрыть глаза… открыв,
Увидеть то, о чем ты грезишь,
Небоскреб… Закат.
Крыша… Тишина.
Я и теплый ветер,
Чувства на пределе…
Дрожь… Счастье и полет…
Я. Ты… И наши тени…
Город спит…
И только мы на крыше.
Темнеет… звезды… облака…
И одинокая Луна…
Нам дарит свет.
… показать весь текст …
Лунная паутина
Ловушка шаль, из лунной паутины,
Заманивала звёзды в полудрёме.
Небесная обитель вся в истоме,
Сверкала бликами хрустальной призмы.
Луна спустилась посмотреть на землю,
Играла светом в фигурном окоёме.
Подмигивала хитренько, в подъёме,
На царский трон, пока все дремлют.
Путешествие осталось ей загадкой,
Ведь без луны и звёзд, темно и жалко.
Прошлась по небу властно и вальяжно,
Посматривая ярко, но с украдкой.
… показать весь текст …
Прогулка при луне
Стихотворение написано от мужского лица в форме монорима.
Придём на берег мы с тобой,
И слушая морской прибой,
Вновь залюбуемся луной
И звёзд красою неземной!
А ветер тёплый, озорной
Играет с пенною волной,
Ласкает нежно локон твой.
И от любви я сам не свой!
Ты стала для меня судьбой,
Хочу я быть всегда с тобой
И страстный поцелуй хмельной
Срываю с губ в тиши ночной!
… показать весь текст …
Луна на зорьке спустится на землю,
Ей хочется немного отдохнуть,
Чтоб ночью улыбнуться, да поярче,
Приветствуя родимый млечный путь.
Закрыв глаза, она ложится в море,
В нём, нежась, потихонечку уснёт.
Волна её, баюкая, качает
Да в море всё открытое несёт.
Ей снятся сны не о Земле, о Небе,
Где восторгает блеск созвездий-глаз,
Где руку с сердцем предлагает Солнце.
Отвергнуто! Уже который раз!
… показать весь текст …
Струится шелк по телу моему.
Струится шелк по телу моему,
Перебирает ветер струны света.
И лунный вальс роняет звук во тьму
Цветочного чарующего лета.
Изгибы тела плавны и нежны,
Открытых плеч касаешься несмело.
В мерцанье мягком сказочной луны
Так манит тебя женственное тело…
Лукавый взгляд метну из-под ресниц
И ускользну из ласковых объятий.
И рук твоих в сиянии зарниц
Коснется шелк спадающего платья…
Вчера над Волгой луна красивая висела, пытался сфотографировать, но фотик никак не мог сфокусироваться, потом выдал сообщение: «Объект слишком далеко, попробуйте подойти ближе».
Волчья луна
Среди ажурных елей тихо выплывает
Величественная, словно шар луна.
Своею красотою в дрожь бросает,
Всегда таинственна, загадочна она.
Волчица старая, подняв к луне лицо,
Запела песнь свою последнюю о воле.
В той песне всё: призывы храбрецов,
Прощание с волками и уходы в поле.
Последняя луна её с последней песней,
Так пробирает дрожь того, кто слышит.
Нет ничего страшнее воя и чудесней,
Волчицы долгий плач, покуда дышит.
Свидетельство о публикации № 121012705348
Мы все проходим в жизни через боль
И очень многие изранены судьбой.
Багаж несём по жизни, каждый свой,
Но под одним мы Солнцем и под одной Луной.
А.Ч.
Рисую Луну
— Что ты рисуешь? Чьи это земли?
— Это Луна.
— Луна?! Но на Луне не бывает деревьев !
— Бывают, когда весна.
— А это что за грибы такие?
— Это дома.
— Дома?!
— В них прячутся греться зверьки лесные,
когда приходит зима.
— А это что же — идут машины?
— Это слоны.
— Слоны?!
… показать весь текст …
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- Авиация (149)
- Астрономические явления (17)
- Атмосферные конвективные явления (13)
- Атмосферные оптические явления (30)
- Атмосферные электрические явления (13)
- Бабочки (20)
- ВАТИКАН (23)
- Владимир Джанибеков (8)
- Водолей (20)
- Вокруг Солнечной системы (80)
- Вопрос-Ответ (2333)
- Габсбурги (15)
- Гаремы (7)
- Далёкий космос (111)
- Дальние страны (1168)
- ДИНАСТИИ (39)
- Дорога — это жизнь (39)
- ДОСЬЕ (40)
- Животные (531)
- Загадки истории (445)
- ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (857)
- Замки и Дворцы (27)
- ЗАПОВЕДНИКИ (13)
- ЗДОРОВЬЕ (263)
- Земля (140)
- ЗЕРКАЛО (5)
- Искусство (672)
- Истории любви (183)
- ИСТОРИЯ (2284)
- История одного стихотворения (2035)
- История одной картины (1115)
- Книги для детей (256)
- Краса ветвей зависит от корней (29)
- КУЛЬТУРА (247)
- Легенды и мифы (167)
- ЛИТЕРАТУРА (255)
- ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (187)
- ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
- ЛИЦА РАЗВЕДКИ (159)
- ЛЮДИ (516)
- Люди-легенды (120)
- МАЯКИ (9)
- Микеланджело Буонарроти (29)
- Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (29)
- МИКРОмир (16)
- Мода (51)
- Москва (73)
- Музеи (123)
- Наполеон Бонапарт (68)
- Насекомые (105)
- НАУКА (608)
- Облака (14)
- Оружие (23)
- ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (250)
- ПАРАЗИТЫ (23)
- Первые среди равных (194)
- ПЛАНЕТАРИЙ (81)
- Поэзия (751)
- Праздники (52)
- Притчи (34)
- Проза (474)
- Прошлое и настоящее Ташкента (202)
- Психология (80)
- Птицы (213)
- Растения (119)
- Рекорды (19)
- РОЗА ВЕТРОВ (22)
- Романовы (103)
- Россия (1180)
- Сады и парки (34)
- Самарканд — столица Тамерлана (22)
- Санкт-Петербург (112)
- Символы (159)
- Скульпторы (38)
- СЛОВАРЬ (76)
- Соборы и Мечети (65)
- СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
- Судьбы человеческие (1544)
- ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (368)
- Ташкент (18)
- Узбекистан (212)
- Фарфор (8)
- ФЕНОМЕН (167)
- ФИЛАТЕЛИЯ (179)
- Фотографии (520)
- ФОТОГРАФЫ и их фотографии (187)
- Фра Беато Анджелико (13)
- ХУДОЖНИКИ (771)
- ЦВЕТЫ (48)
- ЧАЙ (24)
- ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (44)
- ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (734)
- ЭВОЛЮЦИЯ (19)
- ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (289)
- ЭПОХА СССР (403)
- ЮСУПОВЫ (21)
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Луна в живописи
Настанет Ночь моя, Ночь долгая, немая,
Тогда велит Господь, творящий чудеса,
Светилу новому взойти на небеса.
– Сияй, сияй, Луна, всё выше поднимая
Свой, Солнцем данный лик. Да будет миру весть,
Что День мой догорел, но след мой в мире – есть.
«Луна», Иван Алексеевич Бунин, 15.09.1917
Фридрих Каспар (Friedrich, Caspar David) – один из лидеров романтизма в немецком изобразительном искусстве, мастер пейзажа.
Двое, созерцающие луну. Фридрих Каспар, (1819–1820 год)
Философия перехода от затемнения к свету встречается у очень немногих художников разных поколений в работах так называемого «завещательного» характера. Для Фридриха это движение к свету было, видимо, девизом всего его творческого пути. Тайна движения человеческой души подчас делает пейзажи художника возвышенно-фантасмагорическими. «Двое, созерцающие луну» – асимметричная композиция, где в контрракурсном лунном свете предстают почти силуэтные пятна двух фигур, горных камней и сказочного дерева с вывороченными корнями. Гофмановская сказка, которая «приходит к людям только ночью», позволяет в каком-то новом образе увидеть горный склон и стоящих на нём людей.
«Единственным подлинным кладезем искусства является наше сердце. Оно говорит на языке чистой детской души. То произведение, которое не вылилось из этого источника, может быть только фокусничанием. Каждое настоящее произведение искусства замысливается художником в час просветления и затем счастливо рождается (часто совершенно бессознательно) в неудержимом сердечном порыве». (Фридрих Каспар Давид)
Ван Гог (Van Gogh) Винсент – голландский живописец.
Звёздная ночь. Ван Гог, 1889 год
Ван Гог пишет «Звёздную ночь» в июне 1889 года во время пребывания в психиатрической лечебнице Святого Павла Мавзолийского около Сен-Реми-де-Прованс. Винсент переживает тяжёлые приступы депрессии, которые сменяются моментами относительного спокойствия, и тогда он всецело отдаётся живописи. Изображение сцен в лунном свете имеет давние традиции в голландской живописи, однако до Ван Гога ни один художник не писал ночное небо с таким трепетом перед величием и непостижимостью Вселенной.
«Всякий раз, когда я вижу звёзды, я начинаю мечтать – так же непроизвольно, как я мечтаю, глядя на чёрные точки, которыми на географической карте обозначены города. Почему, спрашиваю я себя, светлые точки на небосклоне должны быть менее доступны для нас, чем чёрные точки на карте Франции? Подобно тому, как нас везёт поезд, когда мы едем в Руан или Тараскон, смерть уносит нас к звёздам. Впрочем, в этом рассуждении бесспорно лишь одно: пока мы живём, мы не можем отправиться на звезду, равно как, умерев, не можем сесть в поезд. Вполне вероятно, что холера, сифилис, чахотка, рак суть не что иное, как небесные средства передвижения, играющие ту же роль, что пароходы, омнибусы и поезда на земле. А естественная смерть от старости равнозначна пешему способу передвижения». (Ван Гог Винсент)
Земной пейзаж соединяет признаки севера и юга Франции и становится как бы обобщённым образом мирного человеческого селения. Над ним царит грозный пейзаж неба. Пока селение спит, посеребрённое лунным светом, в космическом океане длится извечный, непостижимый труд созидания миров. Звёзды, нарочито увеличенные, окружённые громадными сферическими ореолами мерцающего света, бледно-золотого, голубого и раскалённого добела создают ощущение вращения. Полумесяц пульсирует в верхнем правом углу картины, излучая столько света, что кажется больше похожим на солнце. Волна неведомого света прокатывается над горизонтом, а выше мчится, делая двойной изгиб, млечно-голубая крутая спираль, создающая стилизованный образ Галактики.
Примечателен резкий контраст между башней церкви и небесами, то есть башня выглядит довольно смешной по сравнению с Природой. Ещё боле ярок контраст между башней и огромным кипарисом, символом смерти у Ван Гога.
— Исследование математической модели «Звёздной ночи» Ван Гога показало, что картина содержит «статические отпечатки» турбулентности.
— Именно к «Звёздной ночи» Ван Гог вернулся в ночь, когда совершил самоубийство.
Айвазовский Иван Константинович – русский художник-маринист.
Такая разная Луна…
Луна, напоённая сладким летним зноем, сочная как неаполитанский апельсин…
Простывшая ночь укутывает чёрной шалью море и обнажает холодный серо-голубой агат Луны в оправе из серебряного кружева облаков…
Лунная ночь в Константинополе, 1884 год
Неаполитанский залив в лунную ночь, 1842 год
На полотне «Неаполитанский залив в лунном свете» мы видим залив, объятый ночными сумерками и словно погружённый в сон. На глади воды золотится волшебный свет лунной дорожки. Где-то вдали таинственно вырисовываются очертания Везувия. Древние башни, увитые плющом, погружены в дремоту. В одном окне чуть теплится маленький огонёк. Всё вокруг словно окутано лёгкой прозрачной дымкой.
«На картине этой вижу луну с её золотом и серебром, стоящую над морем и в нём отражающуюся… Поверхность моря, на которую лёгкий ветерок нагоняет трепетную зыбь, кажется полем искорок или множеством металлических блесток на мантии великого царя!… Прости мне, великий художник, если я ошибся (приняв картину за действительность), но работа твоя очаровала меня, и восторг овладел мною. Искусство твоё высоко и могущественно, потому что тебя вдохновлял гений!» (из записей Уильяма Тёрнера, посвящённых одному из пейзажей Айвазовского).
Башня. Кораблекрушение
Морской вид при луне, 1899 год
Лунная ночь, 1899 год
Лунная ночь, берег моря, 1885 год
Буря на море лунной ночью
«Человек, не одарённый памятью, может быть отличным копировальщиком, живым фотографическим аппаратом, но истинным художником – никогда! Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны – немыслимо с натуры. Для этого художник и должен запоминать их, и этими случайностями, равно как и эффектами света и теней, обставлять свою картину. Так я писал сорок лет тому назад, так пишу и теперь. Писать тихо, корпеть над картиною целые месяцы – я не могу». (Айвазовский Иван Константинович)
Дарьяльское ущелье в лунную ночь. Айвазовский Иван Константинович, 1868 год
По дну Дарьяльского ущелья бежит прославленный грозный Терек, вдоль него струится военно-грузинская дорога. Отвесные скалы уходят в высоту не меньше чем на километр. Контраст реки, водяных брызг, скал, за которыми сразу небо, делает ущелье неповторимым. Пейзаж полон мистической отстранённости от всего человеческого и укутан лёгкой грустью лунной ночи. Недаром Михаил Юрьевич Лермонтов именно над скалами Дарьяльского ущелья поселил своего Демона.
И над вершинами Кавказа
Изгнанник рая пролетал:
Под ним Казбек, как грань алмаза,
Снегами вечными сиял,
И, глубоко внизу чернея,
Как трещина, жилище змея,
Вился излучистый Дарьял,
И Терек, прыгая, как львица
С косматой гривой на хребте,
Ревел…
Демон. Восточная повесть
Михаил Юрьевич Лермонтов
Украинский пейзаж с чумаками при луне. Айвазовский Иван Константинович,
1869 год
Левитан Исаак Ильич – русский живописец-пейзажист.
В конце восьмидесятых в творчестве Левитана рождается так называемый пейзаж настроения, в котором состояние природы осмысляется как выражение движений человеческой души. В меланхолических, пронизанных тонкой музыкальностью образах Левитана современники находили отражение переживаний одинокой и страдающей души. Художник подчиняет изображение природы выражению своего замысла, передаче определённого её состояния.
«Он самый большой поэт… и самый большой чародей настроения, он наделён наиболее музыкальной душой и наиболее острым чутьём русских мотивов в пейзаже» (Игорь Эммануилович Грабарь – русский художник, искусствовед …об Исааке Левитане).
Этюд к картине «Сумерки. Луна». Левитан Исаак Ильич, 1899 год
Сумерки. Луна. Левитан Исаак Ильич, 1899 год
Медленно плывёт по небу луна – величественная владычица ночи. Однако она ещё не полностью вступила в свои права, не оттого ли столь неясно и зыбко её отражение в речной воде. Готовится к встрече с иной реальностью пожелтевший осенний лес. Беспокойно клонятся к воде деревья, словно пытаясь прочитать в ней свою судьбу. И, в отличие от луны, их отражения не так расплывчаты, ведь они принадлежат ещё не забытому дню. Именно дневное солнце, пусть даже по-осеннему неяркое, дарит деревьям жизнь. А луна ведает тихими шорохами, неверным светом, скользящими расплывчатыми тенями. Всё это пугает лес, заставляя его замереть в тревожном ожидании.
«Но что же делать, я не могу быть хоть немного счастлив, спокоен, ну, словом, не понимаю себя вне живописи. Я никогда ещё не любил так природу, не был так чуток к ней, никогда ещё так сильно не чувствовал я это божественное нечто, разлитое во всём, но что не всякий видит, что даже и назвать нельзя, так как оно не поддаётся разуму, анализу, а постигается любовью. Без этого чувства не может быть истинный художник. Многие не поймут, назовут, пожалуй, романтическим вздором – пускай! Они – благоразумие… Но это моё прозрение для меня источник глубоких страданий. Может ли быть что трагичнее, как чувствовать бесконечную красоту окружающего, подмечать сокровенную тайну, видеть бога во всём и не уметь, сознавая своё бессилие, выразить эти большие ощущения…» (Левитан Исаак Ильич)
Тишина. Левитан Исаак Ильич, 1898 год
«Тишина» – малоизвестная картина позднего периода творчества Левитана, для которого стало особенно характерным обращение к сумеречным, вечерним, лунным мотивам, так точно отражающим тревожное и беспокойное время конца 19-го века.
Джон Аткинсон Гримшоу (John Atkinson Grimshaw, 06.09.1836–13.10.1893) – выдающийся английский художник викторианской эпохи, известный своими изображениями ночного города и лунных пейзажей. На творчество Гримшоу огромное влияние оказали художники-прерафаэлиты. Следуя их стилю, он создавал свои полотна с величайшим вниманием к деталям, точно воспроизводя цвета и особенности освещения сцены. Рисовал улицы городов, виды доков Лондона, Лидса, Ливерпуля, Глазго в лунном свете. С величайшим мастерством прорабатывал Гримшоу свои полотна, добиваясь почти фотореалистичной чёткости.
Лунный свет. Джон Аткинсон Гримшоу, 1882 год
«Его картины как будто пропитаны тусклым светом газовых фонарей; от них веет туманом с набережных – убедительно переданы жутковато-уютное тепло городской ночи и повседневная отчуждённость улиц и набережных» (искусствовед Филлип Дж. Уоллер).
Саврасов Алексей Кондратьевич – русский художник-пейзажист, учитель Исаака Левитана.
Осенний пейзаж с заболоченной рекой при луне. Саврасов Алексей Кондратьевич,
1871 год
Картина «Осенний пейзаж с заболоченной рекой при луне» Алексея Кондратьевича Саврасова входит в масштабный цикл художника под названием «Осень». Под впечатлением личной трагедии (смерть дочери в 1871 г.) в произведениях Саврасова очень остро ощущается печаль, тревога… безмерная тоска.
Волков Ефим Ефимович (23.03.1844–17.02.1920) – русский живописец–пейзажист, член Товарищества передвижных художественных выставок, действительный член и академик Императорской Академии художеств.
При своей жизни русский пейзажист и рисовальщик, передвижник Ефим Ефимович Волков был чрезвычайно популярен. Ему принадлежит более пятисот пейзажей, около тысячи этюдов и великое множество рисунков в альбомах. Во многих крупнейших государственных художественных музеях России имеются работы его кисти.
Лунная ночь в лесу. Волков Ефим Ефимович, 1899 год
Современники называли Ефима Волкова «поэтом русской осени и русских туманов». Волков писал, в основном, пейзажи северной и средней полосы России: сюжетом своих картин он выбирал не красивые «ландшафты», а скромные уголки природы Русского Севера и в них старался подметить и передать присущие им поэзию и очарование. В лучших своих работах Волков одухотворяет пейзаж, придавая ему определённое настроение, созвучное с душевной настроенностью зрителя. Ефим Ефимович Волков избегает изображений бурного проявления стихии, и поэтому его творчеству присуще спокойное, поэтическое состояние природы – раннее утро или наступление вечера, появление луны, предзакатные сумерки. Его пейзажи притягивают тонкостью чувств и переживаний, высокой степенью одухотворённости природы. Таков, например, пейзаж «Лунная ночь в лесу», в котором художник мастерской кистью запечатлел тёплую летнюю ночь, полную чарующей неги.
ИЛЛЮЗИЯ ЛУНЫ
Кстати – о видимых размерах Луны. Если Вы станете расспрашивать своих знакомых, какой величины представляется им Луна, то получите самые разнообразные ответы. Кто-то скажет, что Луна величиной с большущую головку сыра, но будут и такие, которым она покажется величиной с яблоко или мелкую серебряную монетку. Откуда такая разница в представлениях о величине «ночного светила»?
Диск Луны, когда он находится ближе к горизонту, кажется для наблюдателя больше размером, хотя на самом деле, он меньше примерно на 1,5% по сравнению с тем, когда Луна находится в зените. Объясняется этот феномен оптической иллюзией. По теории «относительного размера», которая в данное время принята большинством учёных, визуальный размер объекта наблюдения зависит в первую очередь от размера других объектов, которые мы наблюдаем одновременно. Таким образом, когда мы наблюдаем Луну близко к горизонту, в поле нашего зрения попадают и другие объекты, на фоне которых, Луна и кажется больше, чем она есть на самом деле.
Иллюзорность этого явления подтверждают результаты измерений поперечного диаметра лунного диска при разных его положениях относительно горизонта. При отсутствии угломерных инструментов можно воспользоваться, например, спичкой, отмеряя тот её отрезок, который на расстоянии вытянутой руки точно соответствует диаметру Луны.
Дарьяльское ущелье. Лунная ночь. Куинджи Архип Иванович, 1890-1895 год
Дарьяльское ущелье проходит по границе Грузии и России. Волей судеб этот величественный пейзаж разделяет государства, но – объединяет художников в стремлении запечатлеть это чудо отвесных стен, воды и воздуха.
Вид на Неву и Адмиралтейскую набережную в лунную ночь. Беггров Александр Карлович, 1882 год
Темза при лунном свете. Генри Петер
Генри Петер (Henry Pether, 1828–1865) – английский живописец. Писал в основном пейзажи, особенно известны его пейзажи при лунном свете. Сын художника Авраама Петера, и брат Себастьяна Петера, также художника. Все трое – отец и оба сына – специализировались на пейзажах при лунном свете. Самым талантливым из них, пожалуй, был Генри.
Ночной пейзаж. Лагорио Лев Феликсович, 1886 год
Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге. Суриков Василий Иванович, 1870 год
P.S.: Луна изменчива и противоречива…
Луна возводит на пьедестал смерть («Звёздная ночь» Ван Гога, «Башня. Кораблекрушение» Айвазовского…), она свидетельница отчаянья и боли, безмерной, заболоченной тоски…, но она же покровительствует ЛЮБВИ («Двое, созерцающие луну» Фридриха Каспара, «Неаполитанский залив в лунную ночь» Айвазовского…). Луна дарует радость и надежду…
Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю
Источник