Меню

Луна поет эдит пиаф

На солнечной стороне. Как певица Мирей Матье «сказку» делала «былью»

Однажды, еще на заре своей карьеры, французская певица Мирей Матье услышала от коллеги по цеху, шансонье Мориса Шевалье пророческое напутствие: «Я не назову вас новой Эдит Пиаф, потому что между вами обеими большая разница. Малышка Пиаф шла по сумеречной стороне жизни, а вы, душа моя, пойдете по солнечной». Как показало время, его предсказание сбылось целиком и полностью.

Запретный сад

Эдит Пиаф и Мирей Матье — два символа Франции, почти такие же, как «Марсельеза» и Эйфелева башня. Поэтому нет ничего удивительного в том, что сравнивали их всегда. По крайней мере, с середины 60-х — с тех самых пор, как юная Мирей ярким метеором ворвалась на французскую эстраду, которая незадолго до этого навеки распрощалась с любимым «воробышком». Природа одарила обеих уникальными, сильными, поразительными по тембру голосами. А еще миниатюрным ростом: Пиаф была не выше 147 сантиметров, Матье ненамного превзошла свою предшественницу — «вымахала» до 153 сантиметров. Пожалуй, на этом сходство и заканчивается: в остальном обе великие певицы — совершенно разные личности. Словно солнце и луна, если воспользоваться метафорой все того же Шевалье.

Пиаф и на сцене, и за кулисами выглядела как женщина трудной судьбы. Ее жизнь сопровождалась всеми возможными невзгодами, какие только могли учинить судьба и собственный беспокойный характер: бурные романы, ужасные болезни, тяжелые утраты, пагубные зависимости. И все это быстро становилось достоянием общественности. Матье в этом смысле — полный антипод «великой парижанки»: женщина-загадка, рассудительная и сдержанная, чьи переживания остаются для публики «запретным садом».

Подарки судьбы

Впрочем, есть у них еще кое-что общее: Мирей, как и Эдит, — самородок и самоучка. Уроженка провансальского Авиньона, она тоже росла в чудовищной нищете (правда, в отличие от сироты Пиаф, в большой и дружной семье), и обучаться музицированию ей было попросту недосуг: уже в 13 лет пришлось пойти работать на фабрику — клеить конверты. В детских спектаклях девочка вечно исполняла роль Золушки, воображая себе, как в будущем из замарашки станет принцессой. Как раз в то время, по воспоминаниям Матье, она повстречала гадалку, которая — задолго до Шевалье — предсказала будущей звезде славу: «Я вижу тебя в окружении королей и королев… А еще вижу, что ты объездишь весь мир». Но если Мирей и впрямь удалось «сказку сделать былью», то лишь благодаря таланту и невероятному усердию. «Мы были настолько беспросветно бедны, что мне в жизни ничего не оставалось — только много работать», — признавалась она.

Читайте также:  Луна один его глазах

«Доброй феей» для девочки стал ее собственный отец — необразованный каменщик, который, однако, сам обладал превосходным голосом. Он обожал оперу и пел в церковном хоре, куда привел и дочь. В 1965 году 19-летняя певица победила на местном песенном конкурсе и отправилась покорять Париж. Ее выступление на телешоу для молодых талантов «Игра фортуны» с песней Jezebel из репертуара Пиаф произвело фурор: и зрители, и критики поняли, что имеют дело с новой звездой. На этом подарки судьбы не кончились: буквально на следующий день в жизни Мирей появился Джонни Старк по прозвищу Американец.

Пигмалион и Галатея

Известный продюсер Джонни Старк стал не просто бессменным импресарио Матье, но и, без сомнения, главным мужчиной в ее жизни. Он с первого взгляда распознал в начинающей артистке подлинный бриллиант — и положил все силы на то, чтобы сделать ее настоящей певицей. Прежде всего продюсер категорически запретил юной протеже петь и даже слушать композиции Пиаф, а тем более подражать ее сценическому образу и стилю исполнения. Свое решение он мотивировал так: миру нужна не очередная бледная копия «воробышка с Монмартра», а единственная и неповторимая Матье. И та подчинилась, несмотря на то что боготворила Пиаф с детства.

За огранку своего «бриллианта» Старк взялся со страстью истинного Пигмалиона. Он нанял талантливой провинциалке взвод учителей — по вокалу, танцам, иностранным языкам. Благодаря Американцу Мирей освоила нотную грамоту и этикет, научилась изящно двигаться на сцене и грациозно ходить на каблуках. А еще именно он придумал знаменитый образ Матье: строгое черное платье, коралловая помада и аккуратная прическа-«паж», которую потом пытались повторить женщины всего мира.

Читайте также:  Убывающая луна заговоры убрать соперницу

Усилия Американца не пропали даром: первый же диск Мирей на музыку знаменитого композитора Поля Мориа разошелся миллионным тиражом. Восходящая звезда была желанной гостьей во всех странах — особенно ее полюбили в СССР, где она впервые выступила летом 1967 года, а стрижка «под Матье» мгновенно стала хитом у советских женщин.

На одном из концертов Мирей представила своего импресарио так: «Мужчина, которому я принадлежу на всю жизнь». В самом деле, многие биографы певицы убеждены, что именно он был ее единственной настоящей любовью. Сама Матье по своему обыкновению хранила молчание, однако, после того как Джонни умер в 1989 году, отказалась нанимать нового продюсера и стала сама себе импресарио. О Старке же она всегда вспоминала с бесконечной нежностью: «Он жил ради меня, я же только пела. Он срывал шипы с роз, которые потом доставались мне как знак любви и признания».

Путь к счастью

Как бы то ни было, свой след в личной жизни Матье Американец и впрямь оставил. Певица вспоминала, что Старк никогда не поощрял даже самых мимолетных ее романов. «Любовь — это то, что лишает сна, еды и работы», — убеждал он Мирей: мол, природа наградила ее редким даром, и глупо приносить его в жертву сиюминутному увлечению.

Хотя нельзя сказать, что подобных попыток Матье не делала. В 1983 году певице сделал предложение известный французский бизнесмен, но за несколько дней до свадьбы они расстались: жених заявил, что ради семьи она должна будет оставить сцену. Хочет петь? Пусть поет дома! На это Матье, для которой сцена всегда была главной любовью и смыслом жизни, разумеется, пойти просто не смогла.

Читайте также:  Икс 24 ночь луна

А в середине 90-х звезду стали часто замечать в компании креативного директора косметической марки «Герлен» Оливье Эшодмезона — человека, который придавал блеск самым ярким звездам своего времени: Грейс Келли, Одри Хепберн, Софи Лорен. Ему доводилось «наводить красоту» даже на Уоллис Симпсон, женщину, ради которой британский король отказался от трона. В отличие от короля, Матье на такие жертвы не была готова. Пресса писала, что дело идет к свадьбе, что уже куплены обручальные кольца, а свадебное платье для Мирей будет шить кутюрье Кристиан Лакруа… Но и в этот раз надежды поклонников оказались обмануты.

С тех пор Матье так и не вышла замуж и, кажется, не собирается. Ей приписывали романы с Чарли Чаплиным, Аленом Делоном и Шарлем Азнавуром, но главной страстью она называет свою профессию, а самым большим счастьем — возможность жить этой страстью. А на вопрос о том, кого она любит, отвечает: «Черепах! У меня такая огромная их коллекция, что я давно со счета сбилась. У Лафонтена есть произведение, в котором он описывает соревнование между зайцем и черепахой. Заяц бежит быстро и предвкушает, что прибежит первым. Но первой приходит черепаха, потому что она ползет медленно, но уверенно. Она, объясняет французский баснописец, всегда достигает своих целей, путь черепахи — это путь к счастью».

Источник

Adblock
detector