Меню

Луна русской литературы это

Образ Луны в поэзии
статья по литературе

Предметом исследования является лунный пейзаж в произведениях русских поэтов.

Целью данной работы является определение роли лунного пейзажа в художественном произведении на материале русской поэзии XIX — XX вв. Для решения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

  • изучить имеющуюся научную литературу по данной теме;
  • определить понятие лунного пейзажа;
  • найти примеры использования лунного пейзажа в русской литературе и проанализировать их с точки зрения цели их включения в текст произведения;
  • сопоставить полученные данные и сделать вывод.

Скачать:

Вложение Размер
obraz_luny_v_poezii.docx 24.54 КБ

Предварительный просмотр:

Образ Луны в поэзии

Луна богата силою внушенья,

Вокруг нее всегда витает тайна.

Жуковский — один из самых «лунных» русских поэтов, воспевший ночное светило более чем в 10 стихотворениях и создавший в своем «Подробном отчете о луне. » (1820) своеобразнейшую стихотворную энциклопедию лунных мотивов в собственном творчестве.

Луны ущербной лик встает из-за холмов…

О тихое небес задумчивых светило,

Как зыблется твой блеск на сумраке лесов!

Как бледно брег ты озлатило!

Сижу задумавшись; в душе моей мечты;

К протекшим временам лечу воспоминаньем…

О дней моих весна, как быстро скрылась ты

С твоих блаженством и страданьем!

Одна из оригинальных черт пушкинских пейзажей, почти отсутствующая у предшественников,— пасмурное небо, закрытое тучами и облаками, низко нависшее над землей («Наполеон на Эльбе. 1815», «Бесы», 1830; «Румяный критик мой. »). Пушкин по сравнению с такими «звездочетами» русской поэзии, как Ломоносов или Жуковский, Лермонтов или Тютчев, мало внимания уделяет небу и светилам, делая исключение лишь для луны, но и она у него, как правило, глядит на землю сквозь туман, расплывается мутным пятном.

Особым образом образ Луны у Пушкина представлен в поэме «Евгений Онегин». Луна у Пушкина – женщина, враждебно-тревожная царица ночи. Он называет луну «глупой», заставляет ее сменять «тусклые фонари». В романе «Евгений Онегин» этот образ помогает читателю глубже понять героев.

В чертах у Ольги жизни нет.

Точь-в-точь в Вандиковой мадонне:

Кругла, красна лицом она,

Как эта глупая луна

На этом глупом небосклоне.

Луна меняет настроение вместе с героями. Например: «в праздной тишине при отуманенной луне. лениво почивает».

Для Лермонтова характерен пустынный пейзаж, в котором природа предстает сама по себе, без человека, во всей своей загадочности и несоизмеримости ни с чем. Природа дается обычно в самых чистых, крайних, беспримесных своих состояниях — либо «бури роковые», либо полная умиротворенность:

Все тихо — полная луна

Блестит меж ветел над прудом,

И возле берега волна

С холодным резвится лучом.

Ф. И. Тютчев — самый натурфилософский из русских поэтов: примерно пять шестых его творческого наследия (если не считать стихов на политическую злобу дня) составляют стихи, посвященные природе. Важнейшая тема, введенная поэтом в русское художественное сознание, хаос, заключенный в глубине мироздания, жуткая, непостижимая тайна, которую природа скрывает от человека: «О чем ты воешь, ветр ночной…».

Тютчевская природа — не столько пейзаж, сколько космос, в ней живут и действуют не конкретные лица (лирический герой, возлюбленная, ямщик и т. п.— как у Пушкина, Вяземского), но сверхличные силы и закономерности, которые и выступают как предмет поэтического размышления. «Светлость» осенних вечеров и «певучесть» морских волн, «огневая лазурь» неба и «вещая дремота» леса — это чистые проявления природы как таковой, выделенные из конкретности пейзажа и возведенные в ранг вечных сущностей, представшие не только взору, но и мысли.

Опять стою я над Невой,

И снова, как в былые годы,

Смотрю и я, как бы живой,

На эти дремлющие воды.

Нет искр в небесной синеве,

Все стихло в бледном обаянье,

Лишь по задумчивой Неве

Струится лунное сиянье.

Во сне ль все это снится мне,

Или гляжу я в самом деле,

На что при этой же луне

С тобой живые мы глядели?

Как и Тютчев, Фет — певец ночи, но не темного хаоса, противостоящего дню, а изнутри осветленной, гармонической ночи, дрожащей мириадами огней, обнажающей светлый строй мироздания. «Сияла ночь» — типично фетовское словосочетание, его стихи полны именно трепетных ночных сияний, лунных и звездных. По ночам и по звездам, по количеству посвященных им стихотворений Фет не имеет равных в русской поэзии (каждое шестое-седьмое в его богатом лирическом наследии); по лунным образам его опережает только С. Есенин («Тихая звездная ночь. », «Благовонная ночь, благодатная ночь. », «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали. », «Среди звезд», «Море и звезды»). Самый частый эпитет, который прилагает Фет к явлениям природы,— «трепещущий» и «дрожащий». «Трепетно светит луна», солнце «горячим светом по листам затрепетало», «хор светил дрожал», «и листья, и звезды трепещут», «все трепещет и поет поневоле» — в этом всеобщем трепете жизни, сливаясь с ним каждой жилкой, участвует и лирический герой: «я слышу биение сердца//И трепет в руках и ногах». Степень растворения человека в природе — максимальная у Фета, причем выраженная не только как пожелание и томление (cp. с Е. Баратынским, М. Лермонтовым, поэтами романтического склада), но как захватывающее и пронзительное чувство достигнутого единства, безотчетного содрогания.

Только месяц взошел

После жаркого дня, —

Цвет в груди у меня.

Что за счастье — любя,

Этот цвет охранять!

Как я рад, что тебя

Никому не видать!

Погляди, как спешу

Я в померкнувший сад —

Я цветка аромат.

Ни у какого другого поэта близость к природе не связана до такой степени с любовными переживаниями, дополняя друг друга в слитном восторге перед полнотой мироздания.

Н. Некрасов — создатель национального русского пейзажа как законченной и всесторонне развитой художественной системы. Через все творчество поэта проходит образ грустной, унылой земли: мутные краски, обесцвеченные дождями, протяжные звуки ветра, стонущего в полях, рыдающего в лесах. «Кочи, ухабины, ели бессменные! / / Каркает ворон над белой равниною. » («Пожарище», 1863); «Сентябрь шумел, земля моя родная / / Вся под дождем рыдала без конца. » («Возвращение», 1864); «Бесконечно унылы и жалки / / Эти пастбища, нивы, луга,//Эти мокрые, сонные галки,//Что сидят на вершине стога. » («Утро», 1874). Все в природе противится человеку, томит его печалью и безысходностью. Ветер сыр и порывист— трудно^ дышать. Земля склизкая, в кочках и ухабинах — трудно передвигаться.

Луне обращено его стихотворение, написанное в Стрельне в 1824 году.

Встал ветер с запада; седыми облаками
Покрыл небес потухший океан.
Сквозь тонкий видишь ли туман,
Как, увлекаемый волнами,
Челнок летает золотой?
Вот он исчез… блеснул… вот скрылся за волной,
Вот снова он и выплыл, и сияет,
И ангел светлых звезд кормилом управляет.

Брюсов — создатель городского пейзажа в принципиально иной, чем у Н. Некрасова, художественной функции: природа не чахнет и не болеет в городе, но приобретает в нем более могучего соперника и двойника, который делает ее излишней, вторичной: «электрические луны» затмевают звезды, а звезды червонцев в витринах «сияньем северным горят».

Брюсов возродил в русской поэзии интерес к космическим темам, планетным сферам, звездным катаклизмам, тот грандиозный масштаб восприятия природы, который был утрачен после М. Ломоносова и Г. Державина. Он — один из инициаторов «научной поэзии», вбирающей пафос естество испытательского подхода к природе, откликающейся на новейшие открытия физики.

Как всплывает алый щит над морем,

Издавна знакомый лунный щит, —

Юность жизни, с радостью и горем

Давних лет, над памятью стоит.

Море — змеи светов гибких жалят

И, сплетясь, уходят вглубь, на дно.

Память снова нежат и печалят

Дни и сны, изжитые давно.

Сколько ликов манят зноем ласки,

Сколько сцен, томящих вздохом грудь!

Словно взор склонен к страницам сказки,

И мечта с Синдбадом держит путь.

Жжет еще огонь былой отравы.

Мучит стыд неосторожных слов…

Улыбаюсь детской жажде славы,

Клеветам забытых мной врагов…

Но не жаль всех пережитых бредней,

Дерзких дум и гибельных страстей:

Все мечты приемлю до последней,-

Каждый стон и стих, как мать — детей.

Лучший жребий взял я в мире этом:

Тайн искать в познаньи и любви,

Быть мечтателем и быть поэтом,

Признавать один завет: «Живи!»

И, начнись все вновь, я вновь прошел бы

Те ж дороги, жизнь — за мигом миг:

Верил бы улыбкам, бросив колбы,

Рвался б из объятий к пыли книг!

Шел бы к мукам вновь, большим и малым,

Чтоб всегда лишь дрожью дорожить,

Чтоб стоять, как здесь я жду,- усталым,

Но готовым вновь — страдать и жить.

Бунин — один из самых «звездных» русских поэтов, причем звезды в его лирике — это прежде всего таинственные небесные письмена, предрешающие земные судьбы («Плеяды», 1898; «Ночь», 1901; «Звездопоклонники»,

Месяц задумчивый, полночь глубокая…

Хутор в степи одинок…

Дремлет в молчанье равнина широкая,

Тепел ночной ветерок.

Ветер повеет — и в тучку скрывается

Полного месяца круг;

Медленно в мягкую тень погружается

Ближнее поле и луг…

Весьма примечательно и другое стихотворение.

Высоко полный месяц стоит

В небесах над туманной землей,

Бледным светом луга серебрит,

Напоенные белою мглой.

Взгляд лирического героя сначала привлекает полный месяц в небесах. Потом по лунному свету опускается к стелющемуся над землей туману. Во второй строфе лирический герой уже осматривает все вокруг, замечает нарушающие линию горизонта черные штрихи камыша и плавные контуры верхушек ракит. В третьей строфе взгляд лирического героя скользит по речной глади, пытаясь рассмотреть мельницу. Герой вслушивается в тихий шум воды и констатирует, что село мирно спит. Он снова поднимает голову к небесам — последняя строчка повторяет первую.

Герой благодарит небеса за размеренный круговорот жизни и природы, за красоту и покой. В этом стихотворении нет никаких мистических намеков, связанных с полнолунием.

Нарисованная поэтом картина напоминает гравюру. Здесь только черная и белая краски в оттенках и переходах: белесость тумана, серебристый лунный свет, бледная ночь.

Серп луны под тучкой длинной
Льет полночный слабый свет.
Над безмолвною долиной —
Темной церкви силуэт.

Серп луны за тучкой тает,-
Проплывая, гаснет он.
С колокольни долетает,
Замирая, сонный звон.

Серп луны в просветы тучи
С грустью тихою глядит,
Под ветвями ив плакучих
Тускло воду золотит.

И в реке, среди глубокой
Предрассветной тишины,
Замирает одинокий
Золотой двойник луны.

Несколько по-иному раскрыт образ луны у «старшего символиста» Д. Мережковского . Луна у него выступает носителем вселенского зла. В своем стихотворении «Зимний вечер» поэт так говорит о луне: «О тусклая луна // С недобрыми очами», «Преступная луна,// Ты ужасом полна», «Луны проклятый лик // Исполнен злобной мощи». Кроме того, образ луны здесь можно также рассматривать как символ смерти, потому что под злобным взглядом ночной владычицы неба появляется образ поникшего тростника, «больного, сухого и тощего». Кроме луны символами смерти являются образы тишины и вороны:

Луны проклятый лик

Исполнен злобной мощи…

К земле поник тростник,

Больной, сухой и тощий…

Вороны хриплый крик

Из голой слышен рощи.

А в небе – тишина,

Как в оскверненном храме…

В поэзии в пейзаже главное не сама изображенная природа, а то чувство, которое хотел передать поэт. Луна чаще используется для создания настроения, для погружения читателя в мир грез, тоски, печали.

Сп исок использованной литературы

  1. Саводник В. Ф. Чувство природы в поэзии Пушкина, Лермонтова и Тютчева. М., 1911. С. 119.
  2. Холшевников В. Е. Основы стиховедения: Русское стихосложение: Учеб. пособие для студ. филол. фак. вузов. — 5-е изд. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М. Издательский центр «Академия», 2004. — 208 с.
  3. Штырлина Е. Образ луны в поэтическом творчестве К. Д. Бальмонта.  ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2017. №3(49)
  4. Эпштейн М. Н. «Природа, мир тайник вселенной…»: Система пейзажных образов в русской поэзии: Науч.-попул. — М.: Высш. шк. 1990. — 303 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НА ДАННОМ УРОКЕ УЧАЩИЕСЯ ЗНАКОМЯТСЯ С ТВОРЧЕСТВОМ ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ РОССИИ: С.В.РАХМАНИНОВЫМ И И.М.БУНИНЫМ, ОТОБРАЖЕНИЕМ КРАСОТЫ ПРИРОДЫ В ИХ ЗНАМЕНИТЫХ ТВОРЕНИЯХ.

На примере высочайших образцов поэзии И.А.Бунина и музыки С.Рахманинова показана связь двух видов искусства.

На примере поэтических и музыкальных шедевров показана неразрывная связь литературы и музыки.

На примере поэтических и музыкальных шедевров показана неразрывная связь литературы и музыки.

Литературно-художественный вечер в 10 классе.

данная форма урока-семинара способствует развитию самостоятельности учащихся, ответственности за порученное дело, развитию творческих способностей каждого ученика, осуществлению индивидуального подход.

I.Кереш.Р. Миңнуллин сүзләренә язылган җырларны җырламаган, һич тә булмаса үз алдына авыз эченнән көйләмәгән берәр татар кешесе бар микән?Иҗат кешесе өчен үз моңыңны табу бер кыен булса, аны саклап ка.

Источник

ОПИСАНИЕ ЛУНЫ В ПОЭТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
прогулка по лунной поэзии и живописи

Прежде чем окунуться в удивительный мир лунной поэзии и живописи предлагаю читателям зелёных страничек немножечко «сухой» лунной математики 😉

Луна – единственный естественный спутник Земли и самое близкое к нам крупное небесное тело. Среднее расстояние от Луны до Земли 384 000 км, что составляет 30 диаметров земного шара. Мы говорим о среднем расстоянии, потому что орбита Луны эллиптическая. Наименьшее расстояние до Земли (перигей) – 363 000 км, наибольшее (апогей) – 405 500 км. Радиус Луны равен примерно 1680 км, в четыре раза меньше радиуса Земли.
Масса Луны почти в восемьдесят раз меньше массы нашей планеты. Для «рядового» спутника Солнечной системы, Луна и великовата, и тяжеловата! Может, она вовсе не спутник? Но тогда что же такое Луна?

Итак, предлагаю читателям зелёных страничек отправиться в увлекательную прогулку по лунной поэзии и живописи. Вашему вниманию золотая классика мировой литературы и живописи: Пушкин, Есенин, Лермонтов, Байрон, Шекспир, Гёте…, Айвазовский, Орловский, Гримшоу… Подытожим прогулку вопросом, затрагивающим фундаментальные законы физики: От чего зависит цвет и размер Луны на небосводе? А также совершим небольшое путешествие в древнегреческую мифологию.

Абай Кунанбаев

*** ———
На воде, как челнок, луна
Тишина ясна, глубока.
Лишь в овраге полночь черна.
Да шумит в тишине река…
1888

Сергей Александрович Есенин

*** ———
За тёмной прядью перелесиц,
В неколебимой синеве,
Ягнёночек кудрявый – месяц
Гуляет в голубой траве.
В затихшем озере с осокой
Бодаются его рога, –
И кажется с тропы далекой –
Вода качает берега…
1915-1916
*** ———
Даль подёрнулась туманом,
Чешет тучи лунный гребень.
Красный вечер над куканом
Расстелил кудрявый бредень.
Под окном от скользких вётел
Перепельи звоны ветра.
Тихий сумрак, ангел тёплый,
Напоён нездешним светом…
1916
*** ———
…Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребёнком
Запрягался в наши сани…
1917

Айвазовский: Лунная украинская ночь

Иван Константинович Айвазовский (1817–1900) – всемирно известный русский художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат.

Анна Андреевна Ахматова

*** ———
Когда лежит луна ломтём чарджуйской дыни
На краешке окна, и духота кругом,
Когда закрыта дверь, и заколдован дом
Воздушной веткой голубых глициний…
1944
«Явление Луны»
Из перламутра и агата,
Из задымлённого стекла,
Так неожиданно покато
И так торжественно плыла, –
Как будто «Лунная соната»
Нам сразу путь пересекла…
1944

Вильям Шекспир

«Ромео и Джульетта»
– Клянусь тебе священною луной,
Что серебрит цветущие деревья…
– О, не клянись луной непостоянной,
Луной, свой вид меняющей так часто,
Чтоб и любовь твоя не изменилась…
1594-1595

Иоганн Вольфганг Гёте

«К луне»
Света первого сестра,
Образ нежности в печали,
Вкруг тебя туманы встали,
Как фата из серебра.
Поступь лёгкую твою
Слышит всё, что днём таится.
Чуть вспорхнёт ночная птица,
Грустный призрак, я встаю…
1769

Карл Людвиг Доузетте – мастер лунных пейзажей

Луис, Карл Людвиг Доузетте (Louis, Carl Ludwig Douzette, 1834-1924) – немецкий живописец, мастер лунных пейзажей.
Бодден (Bodden) – название многих береговых озёр и бухт на Балтийском море.

Александр Сергеевич Пушкин

«Сражённый рыцарь»
Последним сияньем за рощей горя,
Вечерняя тихо потухла заря,
Темнеет долина глухая;
В тумане пустынном чернеет река,
Ленивой грядою идут облака,
Меж ими луна золотая.
1815
*** ———
Ненастный день потух; ненастной ночи мгла
По небу стелется одеждою свинцовой;
Как привидение, за рощею сосновой
Луна туманная взошла
Всё мрачную тоску на душу мне наводит…
1824
*** ———
На небесах печальная луна
Встречается с весёлою зарёю
Одна горит, другая холодна
Заря блестит невестой молодою
Луна пред ней, как мёртвая, бледна
1825
«Бесы»
…Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий
;
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне…
1830

Айвазовский: Константинополь при лунном свете

Константинополь – название Стамбула до 1930 года. Византийский Константинополь, находящийся на стратегическом мосту между Золотым Рогом и Мраморным морем, на границе Европы и Азии, был столицей христианской империи – наследницы Древнего Рима и Древней Греции. На протяжении Средних веков Константинополь был самым большим и самым богатым городом Европы.

Александр Иванович Одоевский

«Луна»
Встал ветер с запада; седыми облаками
Покрыл небес потухший океан.
Сквозь тонкий видишь ли туман,
Как, увлекаемый волнами,
Челнок летает золотой?
Вот он исчез… блеснул… вот скрылся за волной,
Вот снова он и выплыл, и сияет,
И ангел светлых звёзд кормилом управляет.
1824

Джордж Ноэл Гордон Байрон

«Солнце бодрствующих»
О солнце тех, кто бодрствует в ночи!
Ты, как потоки слёз, струишь лучи.
Но не рассеять им ночных теней.
В твоём сиянье – тьма ещё темней.
Не такова ли память прежних лет?
Лишь леденит, не греет этот свет.
Минувшего лучистая тоска,
Ты так ясна, но вечно далека…
1815

Александр Александрович Блок

*** ———
Белой ночью месяц красный
Выплывает в синеве.
Бродит призрачно-прекрасный,
Отражается в Неве.
Мне провидится и снится
Исполненье тайных дум.
В вас ли доброе таится,
Красный месяц, тихий шум?
1901

Пейзажи с полной луной

Владимир Донатович Орловский (1842–1914) – украинский художник-пейзажист.
Джон Аткинсон Гримшоу (John Atkinson Grimshaw, 1836–1893) – английский художник, мастер лунных пейзажей.

§ Городские пейзажи с полной луной – улицы ночного Парижа в исполнении Константина Алексеевича Коровина на зелёной страничке «Решение логических задач табличным способом»

Михаил Юрьевич Лермонтов

*** ———
Люблю я цепи синих гор,
Когда, как южный метеор,
Ярка без света и красна
Всплывает из-за них луна,
Царица лучших дум певца

И лучший перл того венца,
Который свод небес порой
Гордится, будто царь земной.
На западе вечерний луч
Ещё горит на рёбрах туч
И уступить всё медлит он
Луне – угрюмый небосклон…
1832
«Беглец (горская легенда)»
…И скрылся день; клубясь туманы
Одели тёмные поляны
Широкой, белой пеленой,
Пахнуло холодом с востока
И над пустынею пророка
Встал тихо месяц золотой
1838
*** ———
Посреди небесных тел
Лик луны туманный,
Как он кругл, как он бел,
Точно блин с сметаной
.
Кажду ночь она в лучах
Путь проходит млечный.
Видно, там на небесах
Масленица вечно!
1840

Фёдор Иванович Тютчев

«Рим ночью»
В Ночи лазурной почивает Рим…
Взошла Луна и – овладела им,
И спящий Град, безлюдно-величавый,
Наполнила своей безмолвной славой…
Как сладко дремлет Рим в её лучах!
Как с ней сроднился Рима вечный прах.
Как будто лунный мир и град почивший –
Всё тот же мир, волшебный, но отживший.
1850

Лунная ночь в Риме

Чернецов Никанор Григорьевич (21.07.1805–11.01.1879) – русский художник-пейзажист, академик пейзажной живописи.
Карл Линдеманн-Фроммель (Karl August Lindemann-Frommel; 1819–1891) – немецкий художник-пейзажист, гравёр.
Рим – столица Италии – один из старейших городов мира, древняя столица Римской империи.
Колизей (амфитеатр Флавиев) – памятник архитектуры Древнего Рима, наиболее известное и одно из самых грандиозных сооружений древнего мира, сохранившихся до нашего времени. Находится в Риме, в ложбине между Эсквилинским, Палатинским и Целиевским холмами.
Тринита-деи-Монти, также Santissima Trinita al Monte Pincio – титулярная церковь в Риме, на вершине Испанской лестницы.
Испанская лестница (Испанские ступени) – грандиозная барочная лестница в Риме. Состоит из 138 ступеней, которые ведут с Испанской площади (Piazza di Spagna) к расположенной на вершине холма Пинчо церкви Тринита-деи-Монти.

Афанасий Афанасьевич Фет

*** ———
Как призрак дня, ты, бледное светило,
Восходишь над землёй.
И на тебя как на воспоминанье
Я обращаю взор…
Смолкает лес, бледней ручья сиянье,
Потухли выси гор;
Лишь ты одно скользишь стезёй лазурной;
Недвижно всё окрест…
Да сыплет ночь своей бездонной урной
К нам мириады звезд.
1853

Иван Алексеевич Бунин

«Октябрьский рассвет»
Ночь побледнела, и месяц садится
За реку красным серпом.
Сонный туман на лугах серебрится,
Чёрный камыш отсырел и дымится,
Ветер шуршит камышом.
1887
*** ———
Багряная печальная луна,
Висит вдали, но степь ещё темна,
Луна во тьму свой тёплый отблеск сеет
И над болотом красный сумрак реет.
Уж поздно – и какая тишина!
1902

Айвазовский: Лунная ночь в Крыму

Аю-Даг или Медведь-гора – гора на Южном берегу Крыма, расположенная на границе Большой Алушты и Большой Ялты.

Подытожим нашу с вами прогулку по лунной поэзии и живописи 😉

ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ЦВЕТ И РАЗМЕР ЛУНЫ НА НЕБОСВОДЕ?

Вопрос первый: Какого цвета Луна?
Надеюсь, вы обратили внимание, что описания Луны, в приведённых выше поэтических отрывках, довольно сильно разнятся 😉
У Ахматовой «из перламутра и агата, из задымлённого стекла» – Луна дымчатого серого цвета. У Пушкина «луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела», «меж ими луна золотая» – Луна жёлтая, золотая. У Есенина «рыжий месяц жеребёнком запрягался в наши сани» – Луна рыжая. У Блока «белой ночью месяц красный» и Лермонтова «ярка без света и красна, всплывает из-за них луна» – Луна красная. И наконец, у Лермонтова, в другом стихотворении «лик луны туманный, как он кругл, как он бел, точно блин с сметаной» – Луна ослепительно белая. Поясните, откуда в описаниях Луны возникает такая богатая палитра красок 😉 Почему Луна меняет цвет?

§ Подсказку к ответу на этот вопрос можно найти на зелёной страничке «Плавание по синему цвету». Перевод «рэлеевского рассеивания солнечного света» на русский язык.
§ Чарующая магия лунного света в интегрированном сборнике качественных задач по физике на зелёной страничке «Физика и художественная литература: Оптика (Лунный свет)» – Можно ли при свете полной луны читать книгу?
§ Информацию об изменчивости и непостоянстве цвета неба вы можете найти на зелёной страничке «Шкатулка качественных задач по физике: Световые явления (Оптика)» К некоторым задачам даны развёрнутые ответы 😉

Вопрос второй: От чего зависит видимый размер Луны на небосводе?
Обратите внимание на пейзажи Орловского и Гримшоу, на них Луна явно различается по размеру. «Украинский пейзаж» Орловского – Луна похожа на большую головку знатного козьего сыра или… на солнце, которое сбросило свою позолоту«Дорога домой» Гримшоу – Луна похожа на маленькую золотую монетку. Поясните, откуда такая разница в представлениях о видимых размерах Луны. От чего зависит видимый размер Луны на небосводе?
Ответ на этот вопрос можно найти на зелёной страничке «Луна в живописи»

Вопрос третий: КРИК ДУШИ.
Это какой такой бессовестный вредитель вычеркнул из школьной программы астрономию? Мало того, что этот предмет весьма интересен и важен сам по себе, так в нём ещё было заложено основательное повторение и закрепление курсов физики и математики! Даже в ходе нашей сегодняшней прогулки по лунной поэзии и живописи мы в итоге пришли к вопросам, затрагивающим фундаментальные законы физики!
ЧТО ТВОРИТСЯ С СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ В НАШЕЙ СТРАНЕ?
Ответ на этот вопрос слишком очевиден: БЕСПРЕДЕЛ.

преподавателям астрономии и неугомонным созерцателям 😉
Stellarium – свободный виртуальный планетарий, с открытым исходным кодом. Он отображает реалистичное небо в 3D таким, каким вы видите его невооружённым глазом, в бинокль или телескоп. Доступен в соответствии с GNU General Public License для платформ Linux, Mac OS X и Microsoft Windows.
Скачать дистрибутив программы можно на официальном сайте Stellarium
https://stellarium.org/ru/

В заключение, чтобы отвести душу…, предлагаю читателям зелёных страничек совершить небольшое путешествие в древнегреческую мифологию 😉

Для любознательных: Селенография – раздел астрономии, занимающийся изучением Луны. По мере развития новых методов исследований Луны термин «Селенография» вытесняется терминами «селенодезия», «селенология».

Селена – богиня Луны в древнегреческой мифологии

Селена (др.-греч. Σεληνη , лат. Luna) – богиня Луны в древнегреческой мифологии – дочь титана Гипериона и Тейи – богини света, сестра Гелиоса – Солнца. Коварные титаны из зависти истребили всё семейство Гипериона, но боги спасли Селену и Гелиоса и превратили их в светила. Селену в Луну, а Гелиоса в Солнце.

Каждую ночь, окрылённая Селена с золотым венцом на голове мчит по небу в колеснице, заряженной парой белоснежных коней, скрываясь по утрам в океане. Однажды заметила она на Земле прекрасного юношу – охотника Эндимиона – и полюбила его нежно и страстно. Узнав об этом, Зевс предложил юноше выбрать себе судьбу. Бессмертия и вечной юности попросил Эндимион. «Это судьба богов, а ты всего лишь смертный, – ответил Зевс, но из любви к Селене я исполню твою просьбу. Одно лишь будет отличать тебя от богов – бессмертие и юность сохранишь ты в непробудном сне!» С тех пор уже много лет спит Эндимион в укромном уголке горах Карии. Каждую ночь приближается к спящему Селена и, очарованная, молча любуется красотой юноши…
Тоскует Селена, и печален свет её, который льёт она на землю

Виктор Флоренце Поллет (Victor Florence Pollett, 1811–1882) – французский живописец.

Глиптотека (Glyptothek) – собрание античной скульптуры и глиптики. Понятие «глиптотека» ввёл в обращение библиотекарь баварского короля Людвига I, образовав слово от греческого «glyptein», что означает «резать камень» по аналогии с понятием «пинакотека», образованным от «pinax» (картина). «Glypton» по-гречески означает скульптура.

Творческое домашнее задание по астрономии:

1. Описание Луны в поэтических произведениях – совершите самостоятельное путешествие в мир лунной поэзии – подберите свой эпиграф к уроку астрономии.

2. Луна в живописи – скомпонуйте свою собственную «лунную галерею» 😉

3. Изображение Луны на государственных флагах (Алжир, Коморские острова, Мавритания, Мальдивская Республика, Малайзия, Пакистан, Сингапур, Тунис, Турция…). Серп, какого месяца изображён на флаге – молодого или старого? Ежели есть желание, можно ещё и в геральдику загулять 😉

Для любознательных: Мены – богини фаз луны в древнегреческой мифологии, дочери Селены. Немея (новая луна), Пандея (убывающая луна), Месомена (прибывающая луна), Мениск (полумесяц) и Мена (полная луна).

ГОД ЛИТЕРАТУРЫ В РОССИИ – 2015

«Год литературы» – проводимая в течение 2015 года комплексная государственная программа, направленная на развитие интереса к русской и мировой литературе, пропаганду чтения и книжной культуры во всех её проявлениях.

На логотипе «Года литературы – 2015», выполненном в цветах российского флага, изображены профили великих русских писателей Александра Сергеевича Пушкина, Николая Васильевича Гоголя и Анны Андреевны Ахматовой.

Интернет ресурс, посвящённый Году литературы:
godliteratury.ru
– комплексная информация о литературных мероприятиях и событиях регионального и общероссийского масштаба.

Рекомендуемая литература:
§ Перельман Я.И. Занимательная астрономия
Москва: «ГТТИ», 1954
§ Орлов В.Ф. 300 вопросов по астрономии
Москва: издательство «Просвещение», 1967
§ Томилин А.Н. Царица неба
Москва: издательство «Современник», 1974

Отличная страничка!
Мой скромный вклад — стихотворение Самуила Маршака:

Владеет морем полная луна,
На лоно вод набросившая сети.
И сыплет блёстки каждая волна
На длинный берег, спящий в бледном свете.
А кипарисы тёмные стоят
Над морем, не пронизаны лучами, –
Как будто от луны они таят
Неведомую ношу под плащами.

Отличная статья!
Мне очень понравилась картина «Рим, вид от церкви Тринита-деи-Монти» Карла Линдеманн-Фроммеля.
Эта ночь не похожа на ночь: это – день, утомлённый без сна.

«Белая ночь», Татьяна Львовна Щепкина-Куперник
Эта ночь не похожа на ночь:
Это – день, утомлённый без сна.
В бледно-розовом небе встаёт
Только призрак луны – не луна.
И скользит мимо полной луны
Облаков голубая гряда.
Так скользят мимолётные сны,
Исчезая вдали без следа.
Тишина. Тишина. Тишина.
Самый воздух загадочно-нем,
И как будто бы тихо дрожат
В нём слова позабытых поэм.

Красивая и весьма эмоциональная статья.
За уроки астрономии действительно очень обидно. Будем надеяться, что всё встанет на круги своя. Только как будут решать вопрос с кадрами? Надеюсь к вопросу подойдут ответственно и серьёзно.

***
Озеро дышит тёплым туманом.
Он мутен и нежен, как сладкий обман.
‎Борется небо с земным обманом:
Луна, весь до дна, прорезает туман.
‎Я, как и люди, дышу туманом.
Мне близок, мне сладок уютный обман.
‎Только душа не живёт обманом:
Она, как луна, проницает туман.
«Луна и туман», Зинаида Гиппиус, 1902 г.

§ Луна в живописи
Гофмановская сказка, которая «приходит к людям только ночью».
§ Молодой или старый месяц?
§ Галерея государственных флагов с изображением Луны
Изображение Луны на государственных флагах (Алжир, Коморские острова, Мавритания, Мальдивская Республика, Малайзия, Пакистан, Сингапур, Тунис, Турция). Серп, какого месяца изображён на флаге – молодого или старого?
§ Календарь: Времена года
Юлианский календарь, Григорианский календарь; Русский Новый год: 1 марта, 1 сентября, 1 января и… Старый Новый год: 14 января.
§ Времена года: Весна
Небольшое путешествие в мир славянской мифологии: Комоедица – двухнедельное празднование дня весеннего равноденствия – начала астрономической весны. А также… стихи о весне, восхитительные весенние пейзажи и роскошные цветочные натюрморты…
§ Времена года: Лето
День летнего солнцестояния – день астрономического начала лета.
§ Времена года: Осень
День осеннего равноденствия – день астрономического начала осени.
§ Времена года: Зима
Небольшое путешествие в мир русской мифологии: Корочун – день зимнего солнцестояния. Ночь Корочуна гораздо круче :-))) иноземного… кельтского Хэллоуина 😉
§ Созвездие Лебедя
Увлекательное путешествие по звёздному небу к созвездию Лебедя…
§ Бриллиантовое семизвездие Стожар – Плеяды
Увлекательное путешествие по звёздному небу к бриллиантовому семизвездию Стожар. Мифы и легенды древней Греции и Курской губернии о Плеядах.

Источник

Читайте также:  Лунный календарь январь 2021 года фазы луны растущая
Adblock
detector