АННА АХМАТОВА
1889—1966
Анна Андреевна Ахматова прожила долгую поэтическую жизнь и в поздние годы не любила, когда предпочтение отдавалось ее ранней лирике. Однако славу ей принести уже дореволюционные книги. Анна Андреевна Горенко (Ахматова — псевдоним) родилась в Одессе, выросла в Царском Селе, училась в Киеве. В 1910 г. она вышла замуж за Гумилева; женский образ, навеянный Ахматовой, ярче и мучительнее запечатлелся в поэзии Гумилева, чем его образ в ее стихах. Лирика молодой Ахматовой получила признание на «башне» Вяч. Иванова, печаталась в «Аполлоне». Летние месяцы Ахматова проводила в Слепневе Тверской губернии (в имении матери Гумилева); «тверская скудная земля» запечатлелась в стихах поэтессы. Но, конечно, богаче и острей всего в них представлен Петербург, «город, горькой любовью любимый». Он стал параллелью и коррелатом поэтическим судьбам — и в своем величии и в запустении. Для акмеистов невская столица не только тема, образ, но и начало стилеобразующее: его «классичность», строгость, прозрачность диктовали и определенные черты «петербургской поэтики».
В 1912 г. в Петербурге был издан первый сборник стихов Ахматовой «Вечер» с предисловием Кузмина; здесь впервые говорилось о ее способности «понимать и любить вещи. в их непонятной связи с переживаемыми минутами», причем «вещи» высвечены с точностью и обостренностью «предсмертного» видения. Второй сборник — «Чётки» (СПб., 1914) укрепил успех ахматовской поэзии.
Война 1914 г. отозвалась — прямо или косвенно (мотивы мужа-воина, битвы, разлуки) — во многих стихотворениях Ахматовой. В «Чётках» и особенно в третьем сборнике — «Белая стая» (Пг., 1917) меняется манера поэтессы. «Голос отречения крепнет все более и более в стихах Ахматовой», — писал О. Мандельштам: мотивы отрешенности, смирения, отказа от мира, «высокая», торжественно-замедленная речь, классичность, все чаще имя Господне. Подготавливается переход к поздней лирике, включенной в широкий исторический контекст.
Ахматовской поэзии присуще свойство, которого не было у других акмеистов: психологичность, интимность, «самоуглубленность», погруженность в тайны души — женской, сложной и утонченной, способной и страдать и кокетливо любоваться своим страданием. Но эта «интимность» соединяется с четкостью, «петербургской» строгостью и выверенностью, не допускающей никакою «избытка чувств», никакой распахнутости. Н. Недоброво (которого Ахматова считала лучшим своим критиком) заметил, что ее поэзия «открывает лирическую душу скорее жесткую, чем слишком мягкую, скорее жестокую, чем слезливую, и уж явно господствующую, а не угнетенную». Даже и там, где видятся отречение и смирение, религиозные мотивы, чувствуется властная гордыня, придавшая впоследствии облику и стихам поздней Ахматовой отразившееся во всех мемуарах величественное обаяние «королевы в изгнании».
Ахматова — мастер тонкой и точной детали. Предметы быта или природы служат в ее стихах выражению внутренних, психологических переживаний, несут большую лирическую нагрузку (облачко — «как беличья расстеленная шкурка», «Ива на небе пустом распластала веер сквозной», «И только красный тюльпан, / Тюльпан у тебя в петлице»), но зато они лишены собственной органической жизни. «Лаконизм и энергия выражения» (Б. Эйхенбаум), афористичность чеканных формул, особенно в концовках, сочетаются с живой, разговорной, прерывистой речью, с эмоциональными вскриками и причитаниями. Глубину и подлинность в передаче душевных состояний связывают обычно с испытанным Ахматовой воздействием русской психологической прозы. Но и акмеизм при всей своей ограниченности позволил стихам в трудные для лирики годы сохранить поэтичность и стилистическое достоинство. В поздних стихах Ахматовой
видят иногда как бы возврат к символизму, понимая, впрочем, под символизмом загадочность и недосказанность, мир зеркал, двойников и намеков.
Изд.: Ахматова А. Сочинения: В 2 т. М., 1986.
ПЕСЕНКА
Я на солнечном восходе
Про любовь пою,
На коленях в огороде
Лебеду полю.
Вырываю и бросаю —
Пусть простит меня.
Вижу, девочка босая
Плачет у плетня.
Страшно мне от звонких воплей
Голоса беды,
Всё сильнее запах теплый
Мертвой лебеды.
Будет камень вместо хлеба
Мне наградой злой.
Надо мною только небо
А со мною голос твой.
11 марта 1911. Царское Село
Он длится без конца — янтарный, тяжкий день!
Как невозможна грусть, как тщетно ожиданье!
И снова голосом серебряным олень
В зверинце говорит о северном сиянье.
И я поверила, что есть прохладный снег,
И синяя купель для тех, кто нищ и болен,
И санок маленьких такой неверный бег
Под звоны древние далеких колоколен.
Дал Ты мне молодость трудную.
Сколько печали в пути.
Как же мне душу скудную
Богатой Тебе принести?
Долгую песню, льстивая,
О славе поет судьба.
Господи! я нерадивая,
Твоя скупая раба.
Ни розою, ни былинкою
Не буду в садах Отца.
Я дрожу над каждой соринкою,
Над каждым словом глупца.
19 декабря 1912
ГОЛОС ПАМЯТИ
О. А. Глебовой-Судейкиной
Что ты видишь, тускло на стену смотря,
В час, когда на небе поздняя заря?
Чайку ли на синей скатерти воды
Или флорентийские сады?
Или парк огромный Царского Села,
Где тебе тревога путь пересекла?
Иль того ты видишь у своих колен,
Кто для белой смерти твой покинул плен?
Нет, я вижу стену только — и на ней
Отсветы небесных гаснущих огней.
18 июня 1913. Слепнево
Вечерние часы перед столом,
Непоправимо белая страница,
Мимоза пахнет Ниццей и теплом,
В луче луны летит большая птица.
И, туго косы на ночь заплетя,
Как будто завтра нужны будут косы,
В окно гляжу я, больше не грустя,
На море, на песчаные откосы.
Какую власть имеет человек,
Который даже нежности не просит!
Я не могу поднять усталых век,
Когда мое он имя произносит.
СТИХИ О ПЕТЕРБУРГЕ
2
Сердце бьется ровно, мерно.
Что мне долгие года!
Ведь под аркой на Галерной
Наши тени навсегда.
Сквозь опущенные веки
Вижу, вижу, ты со мной,
И в руке твоей навеки
Нераскрытый веер мой.
Оттого, что стали рядом
Мы в блаженный миг чудес,
В миг, когда над Летним садом
Месяц розовый воскрес, —
Мне не надо ожиданий
У постылого окна
И томительных свиданий —
Вся любовь утолена.
Ты свободен, я свободна,
Завтра лучше, чем вчера, —
Над Невою темноводной,
Под улыбкою холодной
Императора Петра.
В. С. Срезневской
Вместо мудрости — опытность, пресное,
Неутоляющее питье.
А юность была — как молитва воскресная.
Мне ли забыть ее?
Столько дорог пустынных исхожено
С тем, кто мне не был мил,
Столько поклонов в церквах положено
За того, кто меня любил.
Стала забывчивей всех забывчивых,
Тихо плывут года.
Губ нецелованных, глаз неулыбчивых
Мне не вернуть никогда.
В последний раз мы встретились тогда
На набережной, где встречались.
Была в Неве высокая вода,
И наводненья в городе боялись.
Он говорил о лете и о том,
Что быть поэтом женщине — нелепость.
Как я запомнила высокий царский дом
И Петропавловскую крепость! —
Затем, что воздух был совсем не наш,
А как подарок Божий — так чудесен.
И в этот час была мне отдана
Последняя из всех безумных песен.
Тяжела ты, любовная память!
Мне в дыму твоем петь и гореть,
А другим — это только пламя,
Чтоб остывшую душу греть.
Чтобы греть пресыщенное тело,
Им надобны слезы мои.
Для того ль я, Господи, пела,
Для того ль причастилась любви!
Дай мне выпить такой отравы,
Чтобы сделалась я немой,
И мою бесславную славу
Осиянным забвением смой.
18 июля 1914. Слепнево
Как люблю, как любила глядеть я
На закованные берега,
На балконы, куда столетья
Не ступала ничья нога.
И воистину ты, столица, —
Для безумных и светлых нас;
Но когда над Невою длится
Тот особенный, чистый час
И проносится ветер майский
Мимо всех надводных колонн,
Ты — как грешник, видящий райский
Перед смертью сладчайший сон.
ИЗ ЦИКЛА «ТРИ СТИХОТВОРЕНИЯ»
Да, я любила их, те сборища ночные, —
На маленьком столе стаканы ледяные,
Над черным кофеем пахучий, тонкий пар,
Камина красного тяжелый, зимний жар,
Веселость едкую литературной шутки
И друга первый взгляд, беспомощный и жуткий.
Ты — отступник: за остров зеленый
Отдал, отдал родную страну,
Наши песни, и наши иконы,
И над озером тихим сосну.
Для чего ты, лихой ярославец,
Коль еще не лишился ума,
Загляделся на рыжих красавиц
И на пышные эти дома?
Так теперь и кощунствуй, и чванься,
Православную душу губи,
В королевской столице останься
И свободу свою полюби.
Для чего ж ты приходишь и стонешь
Под высоким окошком моим?
Знаешь сам, ты и в море не тонешь,
И в смертельном бою невредим.
Да, не страшны ни море, ни битвы
Тем, кто сам потерял благодать.
Оттого-то во время молитвы
Попросил ты тебя поминать.
Лето 1917. Слепнево
Когда в тоске самоубийства
Народ гостей немецких ждал,
И дух суровый византийства
От русской церкви отлетал,
Когда приневская столица,
Забыв величие свое,
Как опьяненная блудница,
Не знала, кто берет ее,
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
Источник
Лермонтов. Луна Русской Поэзии
. 3 (15) октября 1814 -i- родился М. Ю. Лермонтов = Луна Русской Поэзии
. памяти борта No. 15 . про фильм «Голубая стрела» допишу чуть позже
. 17 : 24. . как на берег сойдёте — кланяйтесь нашим
к/ф «Поддубный» ТВЦ 25 июня 2016 года
. про Пореченкова и Шпицу чуть-чуть написано здесь
Первое фото которое нашёл:
Кисловодск. Гора Красное солнышко. Памятник Лермонтову.
Фотограф: Алексей Воронин, http://www.vokrugsveta.ru/photo/image/21181/
Михаил Юрьевич Лермонтов (3 октября [15 октября] 1814, Москва —
15 июля [27 июля] 1841, Пятигорск) — русский поэт, прозаик, драматург, художник.
Жизнь — вечность. Смерть лишь миг.
Михаил ЛЕРМОНТОВ. Радио ВЕРА.
1 сентября 2015 года.
Казаться улыбчивым и простым — самое сложное в мире искусство.
некоторые мои стихи =это= истории в карти-
нках понятные только моим близким друзьям
Эльвира Сергеевна Тугушева, более известная под сценическим псевдонимом (читается «Эльвира Тэ»)
(род. 14 августа 1994 года, Саратов, Россия) — российская певица, автор и исполнитель.
…прошу прощения у случайных читателей )))))
Сергей Александрович Есенин (21 сентября (3 октября) 1895, село Константиново, Рязанская губерния —
28 декабря 1925, Ленинград) — русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и лирики,
а в более позднем периоде творчества — и имажинизма.
Я оставил свою машину примерно в 700 метрах отсюда.
Рейтинг Баженова. 3 октября 2014 года.
Всё смешалось в доме Облонских.
700 чтецов со всего мира читают
знаменитый роман Л.Н. Толстого.
НТВ. 3 октября 2014 года.
— И когда эта арифметика закончится?
— Когда кто-то первым перестанет стрелять.
к/ф «Охотники за караванами» 3 октября 2014 года.
Работы у взрывотехников непочатый край.
Россия 1. 3 октября 2014 года.
. только в Шотландии ДР Лермонтова отмечают
. сейчас по НТВ++ будут показывать )))))))
. а пока девушка из Саратова ELVIRA T поёт
. STV . тупая-тупая . но красивая )))))))
. 36 часов неприрывного чтения однако
. вот оно как Михалыч Ready or Not No. 7
. Екатерина Шпица . а как Пореченкова зовут?
Катерина Анатольевна Шпица (род. 29 октября 1985 [28 лет], Пермь, РСФСР, СССР) —
российская актриса театра и кино.
Михаил Евгеньевич Пореченков родился в городе Ленинграде (ныне Санкт-Петербург),
в семье моряка Евгения Михайловича Пореченкова. До пяти лет жил с бабушкой
в Псковской области, учился в школе в своём городе, затем с родителями в
Варшаве, Польше, где учился в школе-интернате с конца 1970-х по 1986 год.
28//29 . не важно какого года . командир части полковник Пермяков )))))))
200 лет назад родился Лермонтов
Третьего октября 1814 года родился Михаил Юрьевич Лермонтов.
Поэта связывают с Новгородчиной полгода, проведённых в Гродненском гусарском полку, квартировавшем в селищенских казармах. Лермонтов был отправлен на Кавказ за дуэль с сыном французского посланника в Санкт-Петербурге. Но всего через несколько месяцев его перевели в Новгородскую губернию. В полк Михаил Юрьевич прибыл 26 февраля 1837 года. По некоторым данным, поэт исписал все стены квартиры, в которой поселился, стихами. Надписи были закрашены во время ремонта. За время службы Лермонтов написал несколько произведений. В их числе – картины из кавказской жизни «Черкес» и «Воспоминания о Кавказе».
Девятого апреля 1838 Лермонтова перевели в лейб-гвардии Гусарский полк. Впрочем, из Селищ поэт уехал не сразу. 18 апреля он подал рапорт о болезни и ещё некоторое время находился при полку.
С 1946 по 1991 год в Великом Новгороде была улица Лермонтова. 12 сентября 1991 ей вернули историческое название – Стратилатовская.
Несколько лет назад Новгородскую область посетил праправнук Михаила Юрьевича и его полный тёзка.
Кстати, 23 октября в Новгородской областной филармонии при информационной поддержке нашего издания будет показан музыкально-поэтический спектакль «…И рай открылся для любви!» по мотивам знаменитой восточной повести Лермонтова «Демон».
В роли рассказчика и Демона — мастер художественного слова, основатель нью-йоркского театра поэзии и музыки Рустем Галич (США). В роли грузинской княжны Тамары — обладательница красивого лирико-колоратурного сопрано Элина Митина (Рига). Актерам поможет камерный оркестр областной филармонии под управлением дирижера Игоря Томашевского (Санкт-Петербург).
Демон Лермонтова — один из самых загадочных персонажей в русской поэзии, вдохновивший многих художников, музыкантов, актеров и певцов на создание своей собственной интерпретации этого образа. Художник Михаил Врубель работал над образом Демона до конца жизни. Спектакль решен в жанре, о котором мечтал когда-то Михаил Врубель: театр, в котором бы сочетались поэтическое слово, драма, вокал, танец, живопись, свет.
Фото 1: Кисловодск. Гора Красное солнышко. Памятник Лермонтову. Фотограф: Алексей Воронин, http://www.vokrugsveta.ru/photo/image/21181/
личность история поэзия культура
М.Ю. Лермонтову // Луне Русской Поэзии
Податлив и нежен прибрежный песок
в нем дети прилежно играют
из камешков тоненьких
как волосок
песочные
замки
с
л
а
г
а
ю
т
к зениту
упрямое солнце
идет и сохнут высокие
стены рассыпятся замки и
жизнь промелькнет но юным нет дела до тлена
в иные года песочные тайны
постигнут и там где встречались
земля и вода заветные замки воздвигнут+
Источник