Солнце русской поэзии и Наше всё. Контексты
Есть ли человек более любимый русскими людьми, чем Пушкин? Вряд ли требуется ответ на этот вопрос. У каждого из нас свой любимый поэт, композитор, художник, певец, артист… Но Пушкин – герой иного масштаба. Он равен Космосу и бесконечен как пространство и время.
В русском языке есть как минимум два устойчивых словосочетания, рожденные еще в девятнадцатом веке и ярко свидетельствующие о том месте, которое определил Пушкину народ устами своих лучших людей.
Одно из этих словосочетаний – Солнце русской поэзии – появилось в обстоятельствах трагических, на следующий день после смерти Поэта, в «Литературных прибавлениях к Русскому инвалиду («Русский инвалид» издававшаяся в те времена с Санкт-Петербурге официальная газета Военного министерства).
Контекст, в котором возникло это выражение являл собой, в некотором смысле, извещение о смерти. Вот как оно выглядело, это извещение: «Солнце русской поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в средине своего великого поприща. Более говорить о сем не имеем силы, да и не нужно: всякое русское сердце знает всю цену этой невозвратимой потери, и всякое русское сердце будет растерзано. Пушкин! Наш поэт! Наша радость, наша народная слава. Неужели в самом деле нет уже у нас Пушкина! К этой мысли нельзя привыкнуть! 29 января 2 ч. 45 м пополудни».
Извещение не было подписано, его автором традиционно считался сам редактор «Литературных прибавлений» Андрей Александрович Краевский. Извещение вызвало гнев министра народного просвещения С. С. Уварова. Краевский был вызван к председателю Петербургского цензурного комитета, который довёл до него недовольство министра: «К чему эта публикация о Пушкине. Но что за выражения! „Солнце поэзии!“ Помилуйте, за что такая честь. »
Время всё расставило по своим местам, и Уварова мы теперь помним не столько потому что он был автором теории официальной народности – государственной идеологии Российской империи в период царствования Николая I, сколько потому что проявил недовольство выражением «солнце поэзии» и попал на острый язык многих российских пушкиноведов и в соответствующие анналы.
Второе словосочетание – Пушкин – наше всё – появилось чуть более, чем через 20 лет после первого, в 1859 году, в знаменитой в своё время работе «Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина. Статья первая. Пушкин». Автор – Аполлон Александрович Григорьев, выдающийся русский поэт, литературный и театральный критик, переводчик, мемуарист, идеолог почвенничества, автор ряда популярных песен и романсов.
Обратимся к небольшому фрагменту статьи Аполлона Григорьева.
« . Вопрос о Пушкине мало подвинулся к своему разрешению со времен «Литературных мечтаний» («Литературные мечтания», как мы помним, известная статья неистового Виссариона Григорьевича Белинского), — а без разрешения этого вопроса мы не можем уразуметь настоящего положения нашей литературы. Одни хотят видеть в Пушкине отрешенного художника, веря в какое-то отрешенное, не связанное с жизнию и не жизнию рожденное искусство, — другие заставили бы жреца «взять метлу» и служить их условным теориям. Лучшее, что было сказано о Пушкине в последнее время, сказалось в статьях Дружинина , но и Дружинин взглянул на Пушкина только как на нашего эстетического воспитателя». (Александр Васильевич Дружинин) — русский писатель, литературный критик, переводчик Байрона и Шекспира, инициатор создания Общества для пособия нуждающимся литераторам и учёным, современник Аполлона Григорьева).
И тут начинается главное. «А Пушкин — наше все: Пушкин — представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что остается нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другими мирами. Пушкин — пока единственный полный очерк нашей народной личности, самородок, принимавший в себя, при всевозможных столкновениях с другими особенностями и организмами, — все то, что принять следует, отбрасывавший все, что отбросить следует, полный и цельный, но еще не красками, а только контурами набросанный образ народной нашей сущности, — образ, который мы долго еще будем оттенять красками». Конец цитаты.
Таковы исторические контексты, в которых родились великие словосочетания, в коих доныне живет народное представление о нашем национальном гении. И будет жить вечно.
Источник
Рецензии на произведение «Лермонтов. Луна Русской Поэзии»
Здравствуйте.
Третьего октября по старому стилю, а по новому — 15-ого. А Есенин, по новому третьего. Если опустить «новое и старое» — они родились в один день.
Два ВЕЛИКИХ ПОЭТА!
С уважением и теплом, Нелли.
Полностью согласен = Два ВЕЛИКИХ ПОЭТА! . а никто ведь в этот день даже не обратил на это внимание . а Лермонтова 1 мой друг даже назвал Луной Русской Поэзии . большое Вам спасибо за тёплый отзыв )))))))
. а речь здесь как раз о том, что время вообще не имеет значения
. и некоторые мои читатели теперь это очень хорошо понимают )))))))
Вы уж меня проcтите, если что не так.
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Источник
Солнце русской поэзии и Наше всё. Контексты
В русском языке есть как минимум два устойчивых словосочетания, рожденные еще в девятнадцатом веке и ярко свидетельствующие о том месте, которое определил Пушкину народ устами своих лучших людей.
Одно из этих словосочетаний – Солнце русской поэзии – появилось в обстоятельствах трагических, на следующий день после смерти Поэта, в «Литературных прибавлениях к Русскому инвалиду («Русский инвалид» издававшаяся в те времена с Санкт-Петербурге официальная газета Военного министерства).
Контекст, в котором возникло это выражение являл собой, в некотором смысле, извещение о смерти. Вот как оно выглядело, это извещение: «Солнце русской поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в средине своего великого поприща. Более говорить о сем не имеем силы, да и не нужно: всякое русское сердце знает всю цену этой невозвратимой потери, и всякое русское сердце будет растерзано. Пушкин! Наш поэт! Наша радость, наша народная слава. Неужели в самом деле нет уже у нас Пушкина! К этой мысли нельзя привыкнуть! 29 января 2 ч. 45 м пополудни».
Извещение не было подписано, его автором традиционно считался сам редактор «Литературных прибавлений» Андрей Александрович Краевский. Извещение вызвало гнев министра народного просвещения С. С. Уварова. Краевский был вызван к председателю Петербургского цензурного комитета, который довёл до него недовольство министра: «К чему эта публикация о Пушкине. Но что за выражения! „Солнце поэзии!“ Помилуйте, за что такая честь. »
Время всё расставило по своим местам, и Уварова мы теперь помним не столько потому что он был автором теории официальной народности – государственной идеологии Российской империи в период царствования Николая I, сколько потому что проявил недовольство выражением «солнце поэзии» и попал на острый язык многих российских пушкиноведов и в соответствующие анналы.
Второе словосочетание – Пушкин – наше всё – появилось чуть более, чем через 20 лет после первого, в 1859 году, в знаменитой в своё время работе «Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина. Статья первая. Пушкин». Автор – Аполлон Александрович Григорьев, выдающийся русский поэт, литературный и театральный критик, переводчик, мемуарист, идеолог почвенничества, автор ряда популярных песен и романсов.
Обратимся к небольшому фрагменту статьи Аполлона Григорьева.
« . Вопрос о Пушкине мало подвинулся к своему разрешению со времен «Литературных мечтаний» («Литературные мечтания», как мы помним, известная статья неистового Виссариона Григорьевича Белинского), — а без разрешения этого вопроса мы не можем уразуметь настоящего положения нашей литературы. Одни хотят видеть в Пушкине отрешенного художника, веря в какое-то отрешенное, не связанное с жизнию и не жизнию рожденное искусство, — другие заставили бы жреца «взять метлу» и служить их условным теориям. Лучшее, что было сказано о Пушкине в последнее время, сказалось в статьях Дружинина , но и Дружинин взглянул на Пушкина только как на нашего эстетического воспитателя». (Александр Васильевич Дружинин — русский писатель, литературный критик, переводчик Байрона и Шекспира, инициатор создания Общества для пособия нуждающимся литераторам и учёным, современник Аполлона Григорьева).
И тут начинается главное. «А Пушкин — наше все: Пушкин — представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что остается нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другими мирами. Пушкин — пока единственный полный очерк нашей народной личности, самородок, принимавший в себя, при всевозможных столкновениях с другими особенностями и организмами, — все то, что принять следует, отбрасывавший все, что отбросить следует, полный и цельный, но еще не красками, а только контурами набросанный образ народной нашей сущности, — образ, который мы долго еще будем оттенять красками». Конец цитаты.
Таковы исторические контексты, в которых родились великие словосочетания, в коих доныне живет народное представление о нашем национальном гении.
Источник
Лермонтов. Луна Русской Поэзии
. 3 (15) октября 1814 -i- родился М. Ю. Лермонтов = Луна Русской Поэзии
. памяти борта No. 15 . про фильм «Голубая стрела» допишу чуть позже
. 17 : 24. . как на берег сойдёте — кланяйтесь нашим
к/ф «Поддубный» ТВЦ 25 июня 2016 года
. про Пореченкова и Шпицу чуть-чуть написано здесь
Первое фото которое нашёл:
Кисловодск. Гора Красное солнышко. Памятник Лермонтову.
Фотограф: Алексей Воронин, http://www.vokrugsveta.ru/photo/image/21181/
Михаил Юрьевич Лермонтов (3 октября [15 октября] 1814, Москва —
15 июля [27 июля] 1841, Пятигорск) — русский поэт, прозаик, драматург, художник.
Жизнь — вечность. Смерть лишь миг.
Михаил ЛЕРМОНТОВ. Радио ВЕРА.
1 сентября 2015 года.
Казаться улыбчивым и простым — самое сложное в мире искусство.
некоторые мои стихи =это= истории в карти-
нках понятные только моим близким друзьям
Эльвира Сергеевна Тугушева, более известная под сценическим псевдонимом (читается «Эльвира Тэ»)
(род. 14 августа 1994 года, Саратов, Россия) — российская певица, автор и исполнитель.
…прошу прощения у случайных читателей )))))
Сергей Александрович Есенин (21 сентября (3 октября) 1895, село Константиново, Рязанская губерния —
28 декабря 1925, Ленинград) — русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и лирики,
а в более позднем периоде творчества — и имажинизма.
Я оставил свою машину примерно в 700 метрах отсюда.
Рейтинг Баженова. 3 октября 2014 года.
Всё смешалось в доме Облонских.
700 чтецов со всего мира читают
знаменитый роман Л.Н. Толстого.
НТВ. 3 октября 2014 года.
— И когда эта арифметика закончится?
— Когда кто-то первым перестанет стрелять.
к/ф «Охотники за караванами» 3 октября 2014 года.
Работы у взрывотехников непочатый край.
Россия 1. 3 октября 2014 года.
. только в Шотландии ДР Лермонтова отмечают
. сейчас по НТВ++ будут показывать )))))))
. а пока девушка из Саратова ELVIRA T поёт
. STV . тупая-тупая . но красивая )))))))
. 36 часов неприрывного чтения однако
. вот оно как Михалыч Ready or Not No. 7
. Екатерина Шпица . а как Пореченкова зовут?
Катерина Анатольевна Шпица (род. 29 октября 1985 [28 лет], Пермь, РСФСР, СССР) —
российская актриса театра и кино.
Михаил Евгеньевич Пореченков родился в городе Ленинграде (ныне Санкт-Петербург),
в семье моряка Евгения Михайловича Пореченкова. До пяти лет жил с бабушкой
в Псковской области, учился в школе в своём городе, затем с родителями в
Варшаве, Польше, где учился в школе-интернате с конца 1970-х по 1986 год.
28//29 . не важно какого года . командир части полковник Пермяков )))))))
200 лет назад родился Лермонтов
Третьего октября 1814 года родился Михаил Юрьевич Лермонтов.
Поэта связывают с Новгородчиной полгода, проведённых в Гродненском гусарском полку, квартировавшем в селищенских казармах. Лермонтов был отправлен на Кавказ за дуэль с сыном французского посланника в Санкт-Петербурге. Но всего через несколько месяцев его перевели в Новгородскую губернию. В полк Михаил Юрьевич прибыл 26 февраля 1837 года. По некоторым данным, поэт исписал все стены квартиры, в которой поселился, стихами. Надписи были закрашены во время ремонта. За время службы Лермонтов написал несколько произведений. В их числе – картины из кавказской жизни «Черкес» и «Воспоминания о Кавказе».
Девятого апреля 1838 Лермонтова перевели в лейб-гвардии Гусарский полк. Впрочем, из Селищ поэт уехал не сразу. 18 апреля он подал рапорт о болезни и ещё некоторое время находился при полку.
С 1946 по 1991 год в Великом Новгороде была улица Лермонтова. 12 сентября 1991 ей вернули историческое название – Стратилатовская.
Несколько лет назад Новгородскую область посетил праправнук Михаила Юрьевича и его полный тёзка.
Кстати, 23 октября в Новгородской областной филармонии при информационной поддержке нашего издания будет показан музыкально-поэтический спектакль «…И рай открылся для любви!» по мотивам знаменитой восточной повести Лермонтова «Демон».
В роли рассказчика и Демона — мастер художественного слова, основатель нью-йоркского театра поэзии и музыки Рустем Галич (США). В роли грузинской княжны Тамары — обладательница красивого лирико-колоратурного сопрано Элина Митина (Рига). Актерам поможет камерный оркестр областной филармонии под управлением дирижера Игоря Томашевского (Санкт-Петербург).
Демон Лермонтова — один из самых загадочных персонажей в русской поэзии, вдохновивший многих художников, музыкантов, актеров и певцов на создание своей собственной интерпретации этого образа. Художник Михаил Врубель работал над образом Демона до конца жизни. Спектакль решен в жанре, о котором мечтал когда-то Михаил Врубель: театр, в котором бы сочетались поэтическое слово, драма, вокал, танец, живопись, свет.
Фото 1: Кисловодск. Гора Красное солнышко. Памятник Лермонтову. Фотограф: Алексей Воронин, http://www.vokrugsveta.ru/photo/image/21181/
личность история поэзия культура
М.Ю. Лермонтову // Луне Русской Поэзии
Податлив и нежен прибрежный песок
в нем дети прилежно играют
из камешков тоненьких
как волосок
песочные
замки
с
л
а
г
а
ю
т
к зениту
упрямое солнце
идет и сохнут высокие
стены рассыпятся замки и
жизнь промелькнет но юным нет дела до тлена
в иные года песочные тайны
постигнут и там где встречались
земля и вода заветные замки воздвигнут+
Источник