Селена (греч. Σελήνη ) — одно из божеств греческой мифологии [1] , известное также под именем Мена (Мене). «Титанида», дочь Гипериона и Тейи [2] , сестра Гелиоса и Эос. Богиня луны [3] . Согласно аркадянам, они родились ранее луны [4] .
В небесах возлюбленным Селены был сам Зевс; от него она родила Пандию, которую чествовали в Афинах также около весеннего равноденствия; в горной Аркадии другом Селены был Пан. По рассказу, Пан полюбил луну, превратился в белого барана и увлек ее в рощу [5] .
В Олимпии изображена Селена, едущая верхом, о чем был некий рассказ [6] . О почитании Селены у кавказских албанцев упоминает Страбон [7]
Также словом селена обозначают луну (Гр.)
Поэты то называют её сверкающим глазом ночи (Пиндар, Эсхил), то изображают в виде прелестной женщины на небе, с факелом в руках, ведущей за собой звезды, когда она выступает в серебристом блеске в пору полнолуния (Сапфо). Селена — дочь Гипериона, или Гелиоса, то есть Солнца; она имеет крылья и на голове золотой венец, от которого мягкий свет разливается по небу и земле; она чествуется жертвоприношениями в дни полнолуния; ей посвящен день весеннего равноденствия, когда она, совершив долгий путь и омывшись в волнах океана, надевает на себя сверкающие одежды и впрягает в свою колесницу блестящих коней [8] .
Наиболее прославленным любимцем Селены был юноша (либо царь) Эндимион [9] , рассказы о котором приурочены к карийской горе Латму и к Элиде. История Селены очень печальна. Она влюблена в Эндимиона, который являлся малоизвестным божеством. Каждую ночь, как только Селена пробуждалась, Эндимион засыпал. Ей не оставалась ничего, кроме как наблюдать за спящим возлюбленным. История любви, достойная веков, до сих пор затрагивает души.
Некогда юный охотник или пастух, Эндимион покоится вечным сном в пещере Латма; когда Зевс предложил юноше на выбор род жизни, Эндимион пожелал бессмертия и вечной юности, хотя бы и в непробудном сне. Каждую ночь приближается к спящему Селена и, очарованная, молча любуется красотой юноши. В Эндимионе, то есть погружающемся в волны океана, М. Мюллер видит образ Солнца, которое под конец ночи встречается с Луной. По мнению Преллера, это — гений глубокого ночного сна или самой смерти. В Элиде, древнейшее население которой, возможно, было родственно жителям Карии, Эндимион почитался сыном царя Эфлия и счастливым любимцем Селены, которая имела от него 50 детей (50 лунных месяцев олимпийского цикла).
Согласно эвгемерической версии, Селена — дочь людей Гипериона и Басилеи, после гибели брата она бросилась с крыши дома [10] .
Ей посвящены XXXII гимн Гомера и IX орфический гимн.
Благодаря тому, что оба имени богини, особенно первое из них, сохраняли в греческом языке своё нарицательное значение Луны, месяца, подлинный смысл эпитетов и атрибутов Селены и мифологических рассказов о ней довольно прозрачен. Образ Селены как бы стоит на пороге мифотворческого процесса, который задерживается в своём развитии реальным представлением о небесном светиле, носящем то же самое имя. Если бы Луна с раннего времени получила у греков другое название, и первоначальное, реальное значение имени selene было совершенно забыто, то богиня Селены наверное явилась бы героиней мифических рассказов и более многочисленных, и более сложных, и пространных, и, наконец, более отдаленных по содержанию от известного цикла небесных явлений, как это случилось с именем Артемиды.
Мена (микен. me-no [11] ) — имя Селены у смертных [12] . Именуется «трехтелой» [13] . В Афинах чтили Мену (Селену), как мать прорицателя и поэта Мусея [14] , Селена родила Мусея от Антифема [15] .
Мены — богини фаз луны, дочери Селены и Эндимиона. Их имена: Немея (новая луна), Пандея (убывающая луна), Месомена (прибывающая луна), Мениск (Полумесяц) и Мена (Полная Луна).
Источник
Селена
Селе́на (др.-греч. Σελήνη ) — одно из божеств греческой мифологии [1] , известное также под именем Мена (Мене). «Титанида», дочь Гипериона и Тейи [2] , сестра Гелиоса и Эос. Богиня луны [3] . Согласно аркадянам, они родились ранее Луны [4] .
В небесах возлюбленным Селены был сам Зевс; от него она родила Пандию, которую чествовали в Афинах также около весеннего равноденствия; в горной Аркадии другом Селены был Пан. По рассказу, Пан полюбил Луну, превратился в белого барана и увлек её в рощу [5] .
В Олимпии изображена Селена, едущая верхом, о чём был некий рассказ [6] . О почитании Селены у кавказских албанцев упоминает Страбон [7] .
Поэты то называют её «сверкающим глазом ночи» (Пиндар, Эсхил), то изображают в виде прелестной женщины на небе, с факелом в руках, ведущей за собой звёзды, когда она выступает в серебристом блеске в пору полнолуния (Сапфо). Селена — дочь Гипериона, или Гелиоса, то есть Солнца; она имеет крылья и на голове золотой венец, от которого мягкий свет разливается по небу и земле; она чествуется жертвоприношениями в дни полнолуния; ей посвящён день весеннего равноденствия, когда она, совершив долгий путь и омывшись в волнах океана, надевает на себя сверкающие одежды и впрягает в свою колесницу блестящих коней [8] .
Наиболее прославленным любимцем Селены был юноша (либо царь) Эндимион [9] , рассказы о котором приурочены к карийской горе Латму и к Элиде.
Некогда юный охотник или пастух, Эндимион покоится вечным сном в пещере Латма; когда Зевс предложил юноше на выбор род жизни, Эндимион пожелал бессмертия и вечной юности, хотя бы и в непробудном сне. Каждую ночь приближается к спящему Селена и, очарованная, молча любуется красотой юноши. В Эндимионе, то есть погружающемся в волны океана, М. Мюллер видит образ Солнца, которое под конец ночи встречается с Луной. По мнению Преллера, это — гений глубокого ночного сна или самой смерти. В Элиде, древнейшее население которой, возможно, было родственно жителям Карии, Эндимион почитался сыном царя Эфлия и счастливым любимцем Селены, которая имела от него 50 детей (50 лунных месяцев олимпийского цикла).
Согласно эвгемерической версии, Селена — дочь людей Гипериона и Басилеи, после гибели брата она бросилась с крыши дома [10] .
Ей посвящены XXXII гимн Гомера и IX орфический гимн.
Благодаря тому, что оба имени богини, особенно первое из них, сохраняли в греческом языке своё нарицательное значение Луны, месяца, подлинный смысл эпитетов и атрибутов Селены и мифологических рассказов о ней довольно прозрачен. Образ Селены как бы стоит на пороге мифотворческого процесса, который задерживается в своём развитии реальным представлением о небесном светиле, носящем то же самое имя. Если бы Луна с раннего времени получила у греков другое название, и первоначальное, реальное значение имени selene было совершенно забыто, то богиня Селены наверное явилась бы героиней мифических рассказов и более многочисленных, и более сложных, и пространных, и, наконец, более отдаленных по содержанию от известного цикла небесных явлений, как это случилось с именем Артемиды.
В честь Селены назван астероид (580) Селена (англ.) русск. , открытый в 1905 году.
Мена (микен. me-no [11] ) — имя Селены у смертных [12] . Именуется «трёхтелой» [13] . В Афинах чтили Мену (Селену), как мать прорицателя и поэта Мусея [14] , Селена родила Мусея от Антифема [15] .
Мены — богини фаз луны, дочери Селены и Эндимиона. Вероятно, в их число входили Немея (новая луна), Пандея (убывающая луна), Месомена (прибывающая луна), Мениск (полумесяц) и Мена (полная луна).
Источник
Селена луна
Почему луну называют селеной
Совсем недавно слово Селена как синоним существительного Луна можно было встретить разве только в поэтической речи первой половины XIX в. Например, у В. А. Жуковского в стихотворении „К Батюшкову» мы находим такие строки: Среди прозрачной пены Летучих облаков Мелькает рог Селены. В наши „космические» дни слово Селена в значении „Луна» начинает проникать и свободно употребляться в газетном языке и научно-популярных статьях.
Так, в „Правде» от 19 ноября 1970 . была опубликована статья акад. С. Вернова и Н. Контора, которая называлась „Служба Солнца» на Селене, в газете „Вечерняя Москва» от 9 января 1971 г. в статье „Лунными тропами» А. Санфирова можно было прочитать: Как не прекращают люди изучать планету, на которой они живут, так неуемны будут и их стремления подоскональней узнать Селену.
B качестве синонимических слова Селена Луна выступают сейчас и как корневые части производных слов лунография и селенология: Урок лунографии с картой в руках („Комсомольская правда» от 18 ноября 1970 г.); На счету у советской селенологии большие достижения („Правда» от 19 ноября 1970 г.). Заметим, что первое сло во нами впервые было отмечено в „Комсомольской правде» от 27 октября 1959 г. (см. нашу „Лексикологию современного русского языка». М., 1964, c.160).
Как видим, смысловое родство слов Луна и Селена налицо. Однако они близки не только своей синонимичностью. Эти слова объединяет также и одинаковость их „признак новой модели». Несмотря на различную этимологию и историю, оба именуют естественный спутник Земли по одному признаку — его блеску, сиянию, свету.
Если буквально „перевести слова Луна и Селена, то и то и другое значит „блестящая, сияющая, светящая». Но о каждом по порядку.
Слово Луна у нас исконное. Оно очень древнее, известно во всех славянских языках и даже за его пределами. Это общеславянское слово, имеющее точные соответствия в некоторых других индоевропейских языках (ср. др.- прусск. lauxnos мн. число „звезды», авест. rаохsnа „блеск, свет», др.-греч. lychnos „светильник»). Последние позволяют восстановить его праславянскую исходную форму louksna и ясно представить его дальнейшие родственные связи и способ образования.
Слово луна образовано с помощью суффикса —sna от той же основы (louk), что и луч (буквально „свет»), лоск, лысый, лат. lux „свет», греч. leukos „светлый, блестящий» и т. д. Такой же суффикс имеют слова борона, стена, струна и др. В русских диалектах и некоторых славянских языках слово луна и сейчас имеет значения, близкие к исходному (диал. луна „зарево, зарница, отблеск», укр. луна — тж., чешек, luna „зарево» и др.).
Иная биография у слова Селена. Оно пришло в русскую стихотворную речь в конце XVIII в. из древнегреческой мифологии, где Селена — богиня луны. В древнегречес ком языке Selene „богиня луны» „луна» представляет собой суффиксальное производное от той же основы, что и selas „свет, сияние; блеск, сверкание; молния» и др.
Почему луну назвали месяцем
Из заметки „Луна и Селена» вам теперь известно, почему луна называется луной. Но у слова луна, как все знают, есть и еще один синоним (значительно более народный). Это существительное месяц, по своему употреблению разговорное и нетерминологическое. Вспомните, как прекрасно использовал эти свойства слова месяц в сравнении со словом луна И. А. Гончаров в романе „Обломов»: „Бог знает, удовольствовался ли бы поэт или мечтатель природой мирного уголка. Эти господа, как известно, любят засматриваться на луну да слушать щелканье соловьев. Любят они луну-кокетку, которая бы наряжалась в палевые облака да сквозила таинственно через ветви дерев или сыпала снопы серебряных лучей в глаза своим поклонни кам. А в этом краю никто и не знал, что за луна такая, все называли ее месяцем. Она как-то добродушно, во все глаза смотрела на деревни и поле и очень походила на медный вычищенный таз».
Почему же луну называют еще и месяцем? Ответить на этот вопрос совершенно точно пока нельзя, но наиболее правдоподобное объяснение дать можно. Среди многих ученых-этимологов существует мнение, что слово, из которого получилось современное месяц, обязано своим появлением регулярному времени обращения луны вокруг Земли, позволившему сделать последнее определенной мерой времени ( 1 /12 года). Отсюда и родилось слово, которое дало наше месяц . Оно также сначала имело только значение „промежуток времени в 1 /12 года», а затем получило и значение „предмет, который на это время указывает», как, скажем, слово часы, имевшие вначале лишь временное значение (счастливые часов не наблюдают), потом приобрело и предметное значение (золотые часы). Но разберем слово месяц по порядку и начнем „с конца». Сознательно (чтобы не усложнять изложение) избежим подробностей. Не выходя за пределы современного русского языка, невооруженным глазом можно установись, что —яц в слове месяц является бывшим суффиксом. Достаточно вспомнить диал. месик „месяц» (уже с суффиксом —ик) и подобной структуры слово заяц (с родственными зайчик, зайка, зайчонок, позволяющими выделять суффикс —яц в существительном заяц даже в пределах литературного языка).
Скорее всего суффикс -яц( в нашем слове был уменьшительно-ласкательным, таким же, как суффиксы -ец, -ица, -це в словах морозец, дельце, землица и т. д.
Тогда слово месяц исконно представляет собой „форму» субъективной оценки исчезнувшего в славянских языках слова с основой мес. Так смело о существовании этого утраченного слова позволяют говорить его родичи в других индоевропейских языках: латыш, menesis „месяц, луна», др.-прусск. теnins — тж., лат. mensis „месяц», др.-инд. mas- „месяц, луна», арм. amis „месяц», готск. mena „луна» и др. А все эти слова возводят к индоевроп. корню me „мерить», тому же, который наблюдается в слове мера (исходно с суффиксом р ср. существительное вера с тем же — сейчас уже „незримым» суффиксом).