Таблица по русскому языку «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (БСП)
Чем заменить знак в БСП
Луна сияла, июльская ночь была тиха.
Все сугробы да овраги; поминутно сани опрокидывались, поминутно он их подымал.
Вдруг потемнело: набежала на солнце туча.
Утро было чудесным: умытый лес улыбался, пели птицы.
Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
Лето припасает – зима поедает.
Кончил дело — гуляй смело.
Посеешь ветер – пожнешь бурю.
Дети стали большими – им надо серьезно учиться.
Быстрая смена событий
Раздался выстрел – зверь упал.
как, словно, будто
Скажет слово – соловей запоет.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (БСП)
Чем заменить знак в БСП
Луна сияла, июльская ночь была тиха.
Все сугробы да овраги; поминутно сани опрокидывались, поминутно он их подымал.
Вдруг потемнело: набежала на солнце туча.
Утро было чудесным: умытый лес улыбался, пели птицы.
Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
Лето припасает – зима поедает.
Кончил дело — гуляй смело.
Посеешь ветер – пожнешь бурю.
Дети стали большими – им надо серьезно учиться.
Быстрая смена событий
Раздался выстрел – зверь упал.
как, словно, будто
Скажет слово – соловей запоет.
Номер материала: 487494
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
На ПМЭФ-2021 презентовали программу стратегического академического лидерства вузов страны
Время чтения: 2 минуты
В Рособрнадзоре рассказали о предварительных результатах ЕГЭ-2021
Время чтения: 3 минуты
В педагогических вузах появятся межфакультетские технопарки
Время чтения: 3 минуты
Подборка курсов по арт-терапии
Время чтения: 6 минут
Минпросвещения планирует организовать форум Учителей года
Время чтения: 1 минута
Госдума приняла закон, упрощающий выезд детей за рубеж
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Луна сияла июльская ночь была тиха знаки препинания
Расставьте пропущенные запятые, отметьте количество простых частей в составе сложного предложения. Составьте схемы предложений 7, 10.
1. Играют волны ветер свищет и мачта гнется и скрипит. 2. Около полудня небо насупилось надвигалась темная туча и под веселые раскаты грома зашумел ливень. 3. Едва Владимир выехал за околицу в поле как поднялся ветер и сделалась такая метель что он ничего не видел. 4. Под навесом перед саклей послышались шаги дверь скрипнула и вошел хозяин. 5. Он на допрос не отвечал и с каждым днем приметно вял и близок стал его конец. 6. Надо войти в круг переживаний поэта чтобы полно воспринимать их; надо вчитаться в его стихи чтобы вполне оценить их оригинальность. 7. Луна сияла июльская ночь была тиха изредка поднимался ветерок и легкий шорох пробегал по всему саду. 8. Идет по деревьям шагает трещит по замерзлой воде и яркое солнце играет в косматой его бороде. 9. Отсырела земля запотели листья кое-где стали раздаваться звуки голоса и жидкий ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею. 10. Меня могила не страшит там говорят страданье спит в холодной вечной тишине но с жизнью жаль расстаться мне. 11. Дул жестокий ветер мутные валы ходили по всему пруду мутное небо отражалось в них камыши высохли пожелтели волны и ветер трепали их со всех сторон и они грустно и глухо шумели. 12. Искусство обладает одним замечательным свойством то душевное состояние в котором находился художник передается впоследствии читателю хотя бы ничего об этом состоянии не было сказано.
Источник
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях — БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цели: дать понятие о бессоюзном сложном предложении (БСП); познакомить с основными признаками этих конструкций и знаками препинания в них; сопоставить БСП с синонимичными сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями; формировать умение правильно ставить необходимые знаки препинания между частями бессоюзного сложного предложения.
Планируемые результаты: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; знать признаки бессоюзного сложного предложения; уметь разбираться в смысловых отношениях между частями бессоюзного сложного предложения; владеть навыками выразительного чтения; уметь объяснять языковые явления и процессы.
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Чтение и обсуждение сочинений по заданию упр. 184.)
III. Анализ контрольной работы
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
(Обсуждение теоретических сведений и материала для самостоятельных наблюдений (§ 31, 32, с. 123, 124—127).)
2. Слово учителя
Бессоюзные сложные предложения отличаются особой выразительностью: отсутствие союзов компенсируется интонацией, которая выражает смысловые отношения между частями предложения. Интонация же на письме обозначается разнообразными знаками: запятой, точкой с запятой, двоеточием, тире. Конечно, знаки не могут соответствовать интонационному богатству живой речи, но они помогают понять общий смысл фразы.
Части бессоюзного сложного предложения формально независимы, самостоятельны, поэтому схематично их можно изобразить квадратными скобками. Однако на самом деле части бессоюзных сложных предложений неравноправны по смыслу. Уловив логическую связь между ними, почувствовав верную интонацию, нетрудно справиться со знаками препинания.
Представим все возможные варианты постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях (БСП) в виде таблицы, а затем подробнее остановимся на конкретных вопросах и примерах.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Источник
Луна сияла июльская ночь была тиха знаки препинания
Расставьте пропущенные запятые, отметьте количество простых частей в составе сложного предложения. Составьте схемы предложений 7, 10.
1. Играют волны ветер свищет и мачта гнется и скрипит. 2. Около полудня небо насупилось надвигалась темная туча и под веселые раскаты грома зашумел ливень. 3. Едва Владимир выехал за околицу в поле как поднялся ветер и сделалась такая метель что он ничего не видел. 4. Под навесом перед саклей послышались шаги дверь скрипнула и вошел хозяин. 5. Он на допрос не отвечал и с каждым днем приметно вял и близок стал его конец. 6. Надо войти в круг переживаний поэта чтобы полно воспринимать их; надо вчитаться в его стихи чтобы вполне оценить их оригинальность. 7. Луна сияла июльская ночь была тиха изредка поднимался ветерок и легкий шорох пробегал по всему саду. 8. Идет по деревьям шагает трещит по замерзлой воде и яркое солнце играет в косматой его бороде. 9. Отсырела земля запотели листья кое-где стали раздаваться звуки голоса и жидкий ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею. 10. Меня могила не страшит там говорят страданье спит в холодной вечной тишине но с жизнью жаль расстаться мне. 11. Дул жестокий ветер мутные валы ходили по всему пруду мутное небо отражалось в них камыши высохли пожелтели волны и ветер трепали их со всех сторон и они грустно и глухо шумели. 12. Искусство обладает одним замечательным свойством то душевное состояние в котором находился художник передается впоследствии читателю хотя бы ничего об этом состоянии не было сказано.
Источник
Готовимся к ЕГЭ задание 21 пунктуационный анализ текста «Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях»
Код для использования на сайте:
Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт
Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Подписи к слайдам:
21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)Стало свежо и сыро — мы плотнее закутались в плащи.(2)Дремота начала одолевать нас, но слух оставался по — прежнему чутким.(3) Шевелился кто — нибудь из товарищей, гребцы сдержанным шепотом перекидывались словами — глаза тотчас же открывались, как будто сами собой. (4) С час мы плыли таким образом, как вдруг были выведены из полусонного состояния новым сильным ревом.(5)Олень стоял на этот раз шагов за сто от нас, на самом берегу. (6)Мы замерли — он тяжело бухнулся в воду. (7)—Гребите, ребята! — шепнул Степан, и длинное весло его с силой погрузилось в воду, направляя лодку к правому берегу, куда должен был выйти олень.
Бессоюзное сложное предложение — это сложное предложение, в котором между простыми установлена только смысловая и интонационная связь. [Его глаза никогда не смотрят просто]:[ они все высматривают да подсматривают]. Запятая, точка с запятой в БСП
[Луна сияла] , [ июльская ночь была тиха]. 2. Перечисление фактов, но одно простое содержит свои запятые [Всё сугробы да овраги]; [поминутно наши сани наклонялись набок, опрокидывались]. 1. [ ] : [ причина того, о чём говорится в первом] [Вдруг потемнело] : [на солнце набежала туча]. — Ср: [Вдруг потемнело] , ( потому что на солнце набежала туча). 2.[ ] : [пояснение, распространение того, о чём говорится в первом] [Утро было чудесным]: [умытый лес улыбался], [пели птицы]. – Ср.: [Утро было чудесным, а именно]: [умытый лес улыбался], [пели птицы]. 3. [ ] : [дополнение, изъяснение того, о чём говорится в первом ] [Я знаю]: [в Вашем сердце есть и гордость, и прямая честь]. – Ср.: [Я знаю], (что в Вашем сердце есть и гордость, и прямая честь). |
21. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. Всю ночь шел теплый дождь. (2) Он начался как — то очень тихо: дождь был без ветра, без грозы, без наползающих черных туч. (3) Простое небо слегка потускнело, а после захода солнца звездочки не зажглись. (4) Потянуло лесом: сыростью, запахом еловой смолки. (5) По ветвям деревьев застучали крупные редкие капли. (6) Так всегда начинается ничем не приметный, обыкновенный дождь. (7) Однако все: тихий, убаюкивающий стук падающих на землю капель, мягкий шелест травы, окружавшей палатку, — казалось недобрым. (По С.Сартакову) Тире
Перепишите, расставляя знаки препинания (1) Осенний день как свеча тле..т – тле..т тусклым огнем и угасн..т.(2)На лес наваливают?ся сум..рки дороги совсем (не) видно.(3) Жу?ко и страшно в темноте Марина совсем одна. (4) Идти дальше рискова(н,нн)о осенью северные леса страшны волками. (5)Марина забирает?ся на дерево реша..т переждать дли(н,нн)ую ночь в лесу.(6)Мокрый снег напоил влагой пальто. (7)Холодно ноют обмороже(н,нн)ые ноги. (8) Наконец в промозглом рассвете неожида(н,нн)о закричали петухи. (9) Деревня оказывается была совсем рядом. (По Л. Фролову) Проверьте. Сделайте пунктуационный разбор текста (1) Осенний день как свеча: тлеет — тлеет тусклым огнем и угаснет.(2)На лес наваливаются сумерки, дороги совсем не видно.(3)Жутко и страшно в темноте, Марина совсем одна. (4)Идти дальше рискованно: осенью северные леса страшны волками. (5)Марина забирается на дерево, решает переждать длинную ночь в лесу.(6)Мокрый снег напоил влагой пальто. (7)Холодно, ноют обмороженные ноги. (8) Наконец в промозглом рассвете неожиданно закричали петухи. (9) Деревня, оказывается, была совсем рядом. (По Л. Фролову Домашнее задание:
- Выучить записи урока
- Упр. 369 (1 часть)
Готовимся к ЕГЭ задание 21: пунктуационный анализ текста Знаки препинания в сложных предложениях
Реализация домашнего задания:
- Ответ по теме «БСП. Знаки препинания в БСП»
- Упр. 369 (пунктуационный анализ текста упражнения)
Сложносочиненные предложения
Группы сочинительных союзов
Сложносочинённые предложения (1)Вспоминается мне ранняя погожая осень.(2)Воздух так чист, точно его совсем нет.(3) В поредевшем саду далеко видна к большому шалашу дорога, усыпанная соломой.(4) Около шалаша вечером греется самовар, и по саду между деревьями расстилается длинной полосой голубоватый дым.(5)Темнеет, но в саду горит костёр, и крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев. (6)Пылает багровое пламя, окружённое мраком, и чьи-то чёрные, точно вырезанные из чёрного дерева, силуэты двигаются вокруг костра, а гигантские тени от них ходят по яблоням. (7)То по всему дереву ляжет чёрная рука в несколько аршин, то чётко нарисуются две ноги. (8) Вдруг всё это скользнёт с яблони, и тень упадёт по всей аллее. (9)Поздней ночью, шурша по сухой листве, как слепой, доберёшься до шалаша.(10) Там, на поляне, немного светлее, а над головой белеет Млечный Путь. (11)Долго глядишь в тёмно — синюю глубину неба, переполненную созвездиями. (12) Потом встрепенёшься и, пряча руки в рукава, быстро побежишь по аллее к дому.
Найдите и запишите номера предложений, в которых запятая ставится
1) между частями ССП, соединёнными противительным союзом
2) между частями ССП, соединёнными разделительным союзом
3) между частями ССП, соединёнными соединительным союзом
Основные виды придаточных в СПП
Сложноподчинённое предложение (1)Ни у одного народа нет к своему поэту такой любви, какая есть у нас, у русских, к Пушкину. (2)Англия разумно гордится Шекспиром, но душою не любит его.(3) Немцы высоко ценят Гёте, но в народное сердце он не вошёл.(4) Французский народ мало любит своих поэтов, хотя и отдаёт им должное. (5)Но песен о них не поёт. (6)А мы Пушкина любим.(7) Знаете ли вы, что существует особый закон, определяющий эстетический уровень человека? (8)Если он покоряется этому закону, то должен любить музыку.(9) Если даже на самом деле он с восторгом подбирает одним пальцем «Чижика», он всё — таки будет говорить, что любит музыку.(10) Так он будет говорить, потому что каждый знает, что музыку надо любить.(11) И ещё каждый знает, что надо любить море.(12) За всю мою жизнь я ни разу не встретила человека, который сказал бы, что не любит море. (13)И эти два закона всемирны. (14) Но у нас, у русских, есть ещё один закон: любить Пушкина, и мы его любим.(По Н. Тэффи)
Найдите и запишите номера предложений, в которых запятая ставится
2) при СПП с 2 придаточными
3) при СПП с изъяснительным придаточным
4) при СПП с определительным придаточным
1) 14789 10 11 12
Сложные предложения с разными видами связи Прочитайте текст. Сформулируйте его проблему: (1)Часто смотрю вокруг и думаю: как изменились люди!(2) Зачастую мы проходим мимо, мы ни на что не обращем внимания.(3) Посмотрите вокруг: мусорные контейнеры наполнены хлебом, а мальчишки играют хлебом в футбол.(4) Как больно это видеть! (5)Задумайтесь, каков путь хлеба с поля к нам на стол?(6) Сколько людей вложили в него свою любовь и теплоту своего сердца?(7) И ради чего?!(8) Чтобы он, кувыркаясь, летел в ворота?!(9)Мы относимся к хлебу, как к чему — то привычному.(10) А ведь это неправильно. Нет на свете ничего дороже краюхи хлеба. (11)Ведь хлеб — это имя существительное!(12) И не потому, что слово относится к этой части речи.(13) Мы знаем: хлеб — самое существенное для нас, это сущность нашей жизни, смысл нашего существования. (14) Уважать хлеб, беречь труд простого сельского человека — нам всем этому нужно заново учиться. (15)Надо просто действовать, тогда теплее и добрее станет наш мир, потому что мы будем знать, что нас всех объединяет краюшка хлеба, связывающая нас с прошлым и прокладывающая дорогу в будущее. (И.Давыдова)
1.Найдитепредложения, в которых двоеточие ставится
1) в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью,
2) в сложном бессоюзном предложении
2. Найдите предложения, в которых тире ставится
1) между подлежащим и сказуемым
2) в простом предложении при однородных членах
3. Найдите предложения, в которых запятая ставится
1) в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью,
2) в сложном бессоюзном предложении
Работа над ошибками:
- Упр.384 (по заданию)
Домашнее задание:
- Упр. 369 (часть 2)
Источник