Меню

Луна твердая подпись с п

Луна твёрдая. Королёв

— слова знаменитого конструктора Королёва Сергея Павловича (1906 – 1966) на совещании по поводу отправки на Луну автоматической станции «Луна-9».

В 1966 году в СССР подготовили автоматическую станцию «Луна-9», которая должна была впервые в мире совершить мягкую посадку на поверхность Луны.

Среди учёных в то время господствовала гипотеза астронома Томаса Голда, согласно которой лунная поверхность покрыта толстым слоем пыли из-за микрометеоритной бомбардировки. Королёв же придерживался гипотезы советского вулканолога Генриха Штейнберга о том, что поверхность Луны — твёрдая.

Посадку «Луны-9» на поверхность Луны готовили исходя из того, что Луна твердая — при посадке использовались два резиновых шара, которые в нужный момент заполняет газ из специального баллона. На совещении перед запуском один из ученых высказал свои сомнения, заявив, что если окажется, что поверхность Луны покрыта слоем пыли, то экспедицию ждет провал.

На это Королев взял блокнот и написал: «ЛУНА — ТВЁРДАЯ», после чего подписался: «С. КОРОЛЁВ».

3 февраля 1966 года автоматическая станция «Луна-9» впервые в мировой истории освоения космоса совершила мягкую посадку на поверхность Луны в районе Океана Бурь и передала на Землю первую лунную фотопанораму. Королёв оказался прав.

Слова Сергей Королёва «Луна твёрдая» часто приводят как пример решительности и ответственности, которую должен взять на себя руководитель, в трудной ситуации.

Источник

«Луна — твердая. С. Королев»

Триумфальное шествие отечественной космонавтики к середине 60-х годов прошлого века стало давать все больше сбоев, аварий, катастроф. Усложнялись программы полетов, перед людьми и техникой возникали все более непростые задачи, требовавшие иных, отличных от предыдущих подходов и методов и, как всегда, поджимали сроки. Точнее, боязнь на каком-то этапе проиграть космическую гонку американцам. А те, вроде бы засидевшись, как говорят спортсмены, на старте, с 1961-го последовательно и настойчиво, не считаясь с затратами, двигались к намеченной цели — достичь Луны раньше русских. Эту национальную программу сформулировал президент Дж. Кеннеди, обещавший своему народу до конца шестидесятых годов доставить американцев на Луну.

Так и случилось 21 июля 1969 года, когда космический корабль «Аполлон-11» достиг поверхности естественного спутника Земли, а астронавты Н. Армстронг и Э. Олдрин вышли из лунного модуля. Этот исторический момент в прямом эфире глобального телевидения наблюдал 1 миллиард человек, но ни единого кадра не увидели жители Советского Союза — на показ успехов американцев был наложен строжайший запрет.

Однако люди, причастные к проблемам нашей космонавтики, знали, что уже несколько лет, примерно с 1960 года, в конструкторском бюро общего машиностроения (КБОМ) под руководством В. Бармина, главного строителя Байконура, ведется разработка ДЛП — долговременного лунного поселения — абсолютно автономного жилого и исследовательско-энергетического комплекса, обеспечивающего многомесячное пребывание дюжины людей в относительно комфортных условиях. Идею создания ДЛП выдвинул С. Королев, а за образец приняли модули, используемые при устройстве станций в Антарктиде.

Сам главный конструктор в это время занимался созданием Н-1, мощной ракеты-носителя, несколько последовательных запусков которой в сочетании с полетами ракеты «Протон» обеспечивали бы заброску на Луну людей и около 80 тонн грузов, необходимых для возведения ДЛП. Наш первый лунный экипаж должен был возглавить Ю. Гагарин. Раз замышлялось такое масштабное строительство, естественно, возник вопрос о свойствах лунной поверхности и характеристиках покрывающего ее вещества (дело было задолго до первых «лунников» и «лунохода»).

Часть специалистов-планетологов предполагала, что естественный спутник Земли за время своего существования покрылся зыбучим слоем пыли, в которой просто-напросто утонет любой «прилунившийся» аппарат, а тем более постройка. Бесконечным и бесплодным спорам на этот счет положил конец сам Королев в свойственной ему решительной манере. На одном из совещаний он пододвинул блокнот и категорично написал: «Луна — твердая. С. Королев». И, поставив дату, расписался, вручив листок с «резолюцией» своему оппоненту.

К сожалению, распри и конфликты, возникшие в Совете главных конструкторов ракетно-космической техники на почве личных амбиций, разногласий и ссор, послужили поводом к необъективной оценке своих разработок, борьбе престижей, что привело к провалу отечественной лунной программы. В частности, разработанная и построенная в королевском ОКБ ракета-носитель Н1 не оправдала возлагавшихся на нее надежд — четыре пуска закончились неудачей. Последовавшая 14 января 1966 года смерть С. Королева поставила точку в нашем амбициозном проекте освоения Луны.

В. Беликов, «космический» репортер «Известий» 1961—1968 гг.

Источник

“Луна-твердая” – так решил Сергей Королев

О том, что находится на Луне, знали еще в СССР, но тщательно скрывали

  • 31 марта 1966 года с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель “Молния-М” с аппаратом “Луна-10” – первым в истории добравшимся до своей цели искусственным спутником нашего ночного светила. Обозреватель Алексей Байков рассказывает о том, как это было, и почему космическая гонка между сверхдержавами в наши дни не нужна.
Читайте также:  Что сейчас луна или солнце

Мода на космические достижения была как раз в самом разгаре и миллионам советских граждан у телевизоров и радиоприемников, как и множеству людей во всем остальном мире было очевидно, что СССР в очередной раз обогнал американцев, и что первый след на Луне будет от ботинка советского скафандра. Лишь несколько человек в тех кабинетах, куда доступ посторонним был строжайше запрещен, знали правду – советская лунная программа отстала от американской минимум на три года, а скорее всего, придется пересматривать и эти сроки.

“Бомбардировка” спутника Земли автоматическими аппаратами началась еще за три года до полета Гагарина. Первые три “Луны” были утеряны из-за аварии ракеты-носителя. Четвертый аппарат, впоследствии официально получивший имя “Луна-1” смог пролететь на расстоянии 6000 километров, сделать пару снимков и кое-какие замеры, после чего превратился в спутник Солнца. Шестая (официально – 2-я) “Луна” удачно упала на поверхность, седьмая (официально – 3-я) сделала снимки обратной стороны планеты…

Теория твердой Луны

Первый в истории человечества межпланетный полет был буквально нашпигован возможными опасностями. И даже небольшая ошибка в предварительных расчетах могла бы стать причиной гибели экипажа на старте, в космосе или при посадке. К примеру, до полетов девятой и десятой “Лун” большинство ученых в мире, исходили из гипотезы астронома Томаса Голда о том, что наш спутник покрыт чуть ли не метровым слоем пыли из-за постоянной бомбардировки микрометеоритами. И спускаемый модуль для лунной экспедиции собирались конструировать в расчете на то, что садиться придется на толстую пылевую “подушку”. Только руководитель советской космической программы Сергей Королев настаивал на обратном:

– Но, Сергей Павлович, – возразил кто-то. – А если там пыль? Ведь все эти ученые мужи высказывают только общие соображения – не более того! Никто из них не берет на себя смелость написать – на Луне, мол, такой-то грунт… и подписаться под этим!

Королев сказал:

– Ах, вот чего вам не хватает…

Взял блокнот, крупным почерком написал на его листке: “Луна-твердая”. И подписался: “С. Королев”.

По крайней мере, так гласит легенда, распространенная в околокосмических кругах. На самом деле в той знаменитой записке было куда больше слов:

Но факт остается фактом – именно волюнтаристское решение Королева, поперек всех научных прогнозов, и спасло “Луну-9” и “Луну-10” от горькой участи предшественниц. А сам он умер 14 января 1966 года, не дожив до успешного подтверждения гипотезы “твердой Луны” буквально два месяца.

Программа по исследованию Луны автоматическими аппаратами к тому моменту уже несколько лет как была полностью передана Машиностроительному заводу имени Лавочкина. Главная задача заключалась в том, чтобы получить более детальные фотографии обратной стороны спутника, чем те, что были сделаны во время полета “Луны-3”, а также данные о химическом составе и радиоактивности пород на поверхности, а также проверить гипотезы ученых о неравномерном характере гравитационного поля Луны. Все эти сведения как раз и относились к тому бесконечному списку “тысячи мелочей”, из которых складывался успех будущей высадки.

Стартовав, “Луна-10” прошла все стадии взлета и выхода на орбиту в штатном порядке. 1 апреля была проведена незначительная коррекция траектории, после чего полет пошел без отклонений. При подлете к Луне станция вышла на “вертикальную” траекторию и задействовала тормозной двигатель. Спустя 1 минуту и 17 секунд, на высоте в 1016 километров, от станции отделился конический контейнер с аппаратурой, который и стал первым в истории искусственным спутником Луны. Проработав 56 суток, он совершил за это время 460 оборотов вокруг Луны, 219 раз вышел на связь, а затем упал на поверхность планеты.

Полет “Луны-10” совпал с началом работы XXIII Съезда КПСС. Фон для демонстрации последних достижений советской космонавтики получался великолепный, поэтому было принято решение передать сигнал со спутника прямо в зал заседаний.

“И вот, во время заседания в Кремлевском дворце съездов, вдруг объявили, что со спутника Луны сейчас будет передано сообщение, и все услышали “Интернационал”. Зал встал, и все устроили овацию”

– вспоминал один из разработчиков “Луны-10” Самуил Крупикин.

Но эта акция скорее относилась к области идеологии, как в общем-то и поставленные “Луной-10” космические рекорды – самая большая масса, доставленная на лунную орбиту в классе “С” и максимальная продолжительность активного существования автоматической станции на лунной орбите. Куда важнее были полученные научные данные: сведения о химическом составе пород на поверхности планеты, данные о том, что уровень гамма-излучения там лишь ненамного превышает земной, информация о том, что на лунной орбите плотность метеорных потоков выше, чем в межпланетном пространстве, отсутствие у Луны радиационных поясов и многое другое, чего нам-профанам не понять.

Все эти сведения могли бы пригодиться на практике, если бы наследникам Королева удалось вовремя довести до ума ракету Н-1 и перестать ругаться по каждому поводу с группой Челомея, и если бы финансирование было достаточным, а не в 5 раз меньшим чем у NASA… Но вышло то, что вышло. Первым на Луне оказался американский астронавт, а информация собранная бесчисленными советскими “Лунами” так и осталась достоянием чистой науки.

Читайте также:  Сирано де бержерак иной свет или государство луны

Означает ли это, что все было зря, и что советские ученые на протяжении почти 20 лет только даром жгли ракеты-носители и швырялись в соседнюю планету дорогостоящей аппаратурой? Разумеется, нет. “Большая лунная гонка”, как и любая битва за престиж и водружение своего флага, подстегивала обе стороны к развитию космических технологий. Но с завершением программы “Аполлон” этот ресурс себя, по большому счету, исчерпал.

Космос не “их” и не “наш”

Окончание Холодной войны не придало дополнительный стимул сугубо мирным штурмам пыльных тропинок далеких планет, а наоборот повлекло за собой пропорциональное сокращение расходов NASA и низвержение с пьедестала космической программы СССР. Космонавтика 90-х и “нулевых” свелась к бесконечным запускам коммерческих и военных спутников и к бесконечным же экспериментам на борту МКС.

И лишь в “десятых” старые и новые космические державы вновь начали задумываться о полетах к другим планетам. На сей раз в качестве цели выбран Марс, но пока что вся информация о подготовке производит скорее впечатление фантастического романа. В реальности же, еще недавно, при Джордже Буше, американцам так и не удалось ни возобновить программу пилотируемых лунных полетов, ни основать там станцию. Хотя казалось бы, после шести “Апполонов” США должны были чувствовать себя на Луне как дома, но…

Оставим специалистам разбираться в вопросе о том, чего именно на сей раз не хватило NASA – ресурсов или технологий. Важно, что на сегодня освоение дальнего космоса невозможно без объединения научных комплексов, техники и материальных средств всех космических сверхдержав. Эпоха погони за первенством и престижем должна уйти в прошлое, а на ее место должно прийти понимание того, что любые действия в своем углу превратятся в дорогостоящее изобретение одного и того же “велосипеда” по десять раз на дню. С соответствующим перерасходованием ресурсов и заранее неопределенным результатом, как водится.

Космос не “их” и не “наш” – он может принадлежать только всему человечеству. И научная информация собранная “Лунами”, “Рейнжерами”, “Сейверами” и “Аполлонами” должна лечь в общую копилку знаний. Тогда может быть еще при нашей жизни по телевизору покажут церемонию открытия той самой базы на Луне, о которой мы пока только читаем в фантастических романах. А наши внуки будут летать туда по программе школьных экскурсий – как знать?

Источник

Луна твердая подпись с п

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

«Луна твердая. Королев» – 55 лет со дня первой в мире посадки автоматической станции на Луну

В том, что Луна твердая и на нее можно совершить мягкую посадку, был уверен гениальный конструктор Сергей Павлович Королев. Когда автоматическую станцию «Луна-9» готовили к полету, между сотрудниками на совещании были споры – а вдруг на Луне огромный слой пыли и станция просто утонет? Что если Луна мягкая как сыр? Никто тогда не знал наверняка. С. П. Королев был ознакомлен с работами вулканолога Генриха Штейнберга и верил, что у Луны твердый грунт. Будучи главным конструктором, С. П. Королев взял всю ответственность за возможную неудачу на себя.

Научное предвидение не подвело Королева. Первая мягкая посадка на Луну была осуществлена 3 февраля 1966 года. Масса станции в момент ее выхода на траекторию полета к Луне составляла 1583 кг. Стартовала она с орбиты искусственного спутника Земли и кроме научной аппаратуры имела специальную двигательную установку для коррекции траектории полета и торможения при полете к Луне, а также отсек управления. «Луна-9» провела семь сеансов радиосвязи с Землей и по телеканалам передавала изображение панорамы лунной поверхности. Семьдесят пять часов на поверхности Луны работали системы советской автоматической станции.

Луна-9. Советская кинохроника, 03.02.1966 г.

Луна – самое близкое к Земле небесное тело Солнечной системы. Она является естественным спутником Земли. Среднее расстояние от Земли до Луны равно 384400 км. Вес всякого предмета на Луне в шесть раз меньше, чем на Земле. Луна все время обращена к Земле одной и той же стороной. Это объясняется тем, что она вращается вокруг своей оси с таким же периодом, с каким обращается вокруг Земли. Для полета на Луну требуется значительно меньше времени, чем для полета к более удаленным планетам. Всего несколько дней нужно для того, чтобы совершить полет к Луне, в то время как для любого другого межпланетного перелета потребуются месяцы и годы.

Читайте также:  Эффект обратной стороны луны

Землю и Луну часто рассматривают как единую динамическую систему. Общий центр масс этой системы, барицентр, располагается на линии, соединяющей центры обоих тел, и отстоит от центра Земли примерно на 5000 км. В отличие от Земли Луна почти лишена атмосферы. Следовательно, при посадке на Луну нет возможности погасить кинетическую энергию корабля путем превращения ее в тепло, как это делается при движении в атмосфере. Поэтому на корабле необходимо иметь специальное устройство для торможения и амортизации удара в момент посадки.

Новую эпоху в изучении Луны открыл полет советской космической станции «Луна-1», начавшийся 2 января 1959 года. 4 января станция пролетела вблизи Луны на расстоянии 5000-6000 км от ее поверхности и стала первой в мире искусственной планетой Солнечной системы. Она и сегодня летает в космосе между орбитами Земли и Марса, делая один оборот вокруг Солнца за 450 суток. Вторая лунная станция – «Луна-2» стартовала 12 сентября 1959 года. На ней находились вымпелы с изображением Государственного герба Советского Союза. 14 сентября станция осуществила жесткую посадку на поверхность Луны. Впервые тело, покинувшее Землю, опустилось на Луну.

Полет станции «Луна-9» доказал возможность осуществления мягкой посадки космических аппаратов на лунную поверхность. Исследования, проведенные ею, имели важное значение для понимания процессов, протекающих на Луне.

Подробнее о покорении Луны здесь:

Баженов, Владимир Иванович. Посадка космических аппаратов на планеты / В. И. Баженов, М. И. Осин. – Москва : Машиностроение, 1978. – 157, [2] с.
В книге рассмотрены вопросы, с которыми встречаются разработчики посадочных и спускаемых космических аппаратов при исследовании их структуры и режима движения. Изложены методы параметрических расчетов спускаемых аппаратов различных типов, сформулирована задача поиска их оптимальных параметров и описаны методы физического моделирования. В книге описаны аналитические методы исследования динамики спуска и мягкой посадки космических аппаратов на планеты.

Ефанов В. Автоматические космические аппараты на службе науки / Владимир Ефанов, Максим Мартынов, Константин Пичхадзе // Наука в России. – 2012. – № 5. – С. 66-71
Статья посвящена 75-летию Ордена Ленина и двух орденов Трудового Красного Знамени Научно-производственному объединению им. С. А. Лавочкина – ведущему предприятию (с 1965 г.) ракетно-космической отрасли России по созданию автоматических космических аппаратов для фундаментальных научных исследований.

Маленков, Михаил Иванович. «Прошло 40 лет, а результаты «Лунохода-1″ так никто и не превзошел» / [интервью провел] Павел Шаров // Новости космонавтики. – 2011. – Т. 21, № 1 . – С. 56-59
Непосредственный участник советской лунной программы Михаил Маленков рассказал корреспонденту журнала об истории ее развития, об участии С. П. Королева, секретного института ВНИИ-100 и многих десятков неизвестных нам инженеров-конструкторов в ее реализации. Вся эта команда добилась немалых успехов в создании оригинального аппарата Луноход-1.

Пономарев, Александр Николаевич. Годы космической эры / А. Н. Пономарев. – Москва : Воениздат, 1974. – 290, [1] с.
Автор – известный авиационный специалист, доктор технических наук, опубликовал ряд трудов по авиации и космической технике, в том числе «Пилотируемые космические корабли», «Авиация на пороге в космос», в которых в научно-популярной форме говорилось об освоении космоса человеком. Космическая техника бурно развивается, человек осуществил посадку на лунную поверхность. В книге Александра Николаевича Пономарева описываются космические корабли типа «Союз», летающие орбитальные станции «Салют», а также космические аппараты «Аполлон», с помощью которых осуществлена посадка человека на Луну, их устройство, двигательные ракетные установки, обеспечение жизнедеятельности в кабинах космических кораблей.

Системы обеспечения посадки на Луну и планеты солнечной системы / В. Верба [и др. ] // Радио. – 2011. – № 8.- 2-я с. обл., с. 8-9
В статье рассказывается о разработке и создании радиолокационных систем для обеспечения мягкой посадки космических аппаратов на поверхность Луны и планет солнечной системы.

Шубин, Павел Сергеевич. Луна. История, люди, техника: история изучения естественного спутника Земли. – Москва : АСТ, 2019 – . – 24 см. – (Наука Рунета). Т. 1 : 1953-1965 годы. – 2019. – 383 с.
За несколько десятилетий написано немало об истории изучения Луны, о межпланетных станциях и ракетах-носителях, о «лунной гонке», о самых разных проектах и достижениях. Однако книгу «Луна. История, люди, техника» можно по праву считать самым полным, самым детализированным и хронологически упорядоченным изданием, включающим в себя никогда не публиковавшиеся материалы, а также отчеты, документы и фотографии, которые еще вчера проходили под грифом «Секретно». Какими темпами двигалось человечество к небесной соседке, какие этапы, трудности и открытия были на этом пути, читателям рассказывает Павел Шубин – математик, автор научно-популярных книг и статей об истории освоения космоса, специалист по межпланетным станциям и научным аппаратам.

Источник

Adblock
detector