Конспект занятия «Луна-спутник Земли»
Татьяна Туева
Конспект занятия «Луна-спутник Земли»
Цель. Уточнить и закрепить представления детей о расположении планет в Солнечной системе. Формировать представления о луне, как спутнике Земли. Воспитывать познавательный интерес.
Материал к занятию: шарик пластиковый на нитке, слайды с изображением луны в разных фазах.
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций, на которых изображены космонавты в безвоздушном пространстве. Наблюдения на прогулках за Луной в состоянии разных фаз.
Ход занятия. У нашей планеты Земля, есть спутник, который все вы хорошо знаете, и сами его назовете, если отгадаете загадку.
Ночью по небу гуляю,
Тускло землю освещаю.
Скучно, скучно мне одной,
А зовут меня. (Луной).
Как можно изобразить Луну в рисунке? (кружком). А как мы изображаем солнце? (тоже кружком). Чем еще похожи луна и солнце? (желтого цвета, гуляют по небу, видны с земли). Чем же они отличается? (солнце светит днем, луна – ночью; солнце греет, луна светит холодным светом).
На небе Солнце и Луна кажутся одинаковой величины. Но мы с вами уже знаем, что все зависит от расстояния. Большой самолет, пролетающий вдали, кажется нам таким же маленьким, как птичка, сидящая близко. Солнце от нас гораздо дальше, чем Луна. Зато оно гораздо больше Луны.
В астрономии спутником называется тело, которое вращается вокруг другого тела, большего по размеру. Зная это, мы можем определить размеры Луны по сравнению с планетой Земля. Какова же Луна по размеру, по сравнению с Землей? (Луна меньше Земли).
У всех планет есть свои друзья – спутники. Почти все планеты имеют по несколько таких спутников, как Луна. А у планеты Земля, Луна – единственный спутник, очень большой и близкий. Ярче всех звезд сияет на небе красавица Луна. Только почему-то она не всегда круглая. Какой же бывает Луна?
Еще в глубокой древности мудрецы – звездочеты заметили, как изменчиво ведет себя Луна: вот появится на ночном небе большим кругом, а пройдет две недели, и останется от нее узкий серпик – месяц. Еще через две недели опять светит на небе полная луна. А знаете ли вы, почему с Луной происходят такие превращения? (предположения детей).
Дело в том, что Луна сама не светится, она только отражает свет Солнца. Луна движется вокруг Земли, и Солнце освещает ее по-разному.
Эксперимент (показ модели движения луны вокруг земли). Включим лампу. Возьмем в руку мячик и поднимем его на уровень лампы. Мячик будет Луной, лампа – Солнцем, а я Землей. Смотрите внимательно: Когда Луна расположена справа от Земли, то с земли виден только краешек освещенного полушария луны, похожий на узкий серпик. С каждым днем серп становится все толще: Луна «растет». Если мысленно провести рядом с серпиком прямую линию, то получится буква «Р», это говорит о том, что Луна «растет». А Луна продолжает движение вокруг Земли, и все больше освещается солнцем. И вот уже мы видим Луну похожую на круглый диск. Но недолго мы наблюдаем полную Луну, ведь она продолжает движение вокруг земли. И теперь находится уже с другой стороны нашей планеты, и освещается солнцем по-другому, и снова похожа на серп. С каждым днем он становится все уже: Луна убывает.
Теперь серпик похож на букву «С» — стареющая Луна. Продолжая движение, Луна занимает положение между Солнцем и Землей, теперь мы не можем видеть освещенную часть Луны. Нам кажется, что Луна исчезает.
Примерно за 30 дней совершается чудесное превращение – от тонкого Месяца – до круглой Луны и обратно. Так месяц в древности стал служить людям исправными часами. Появлялся на небе молодой Месяц, и давали звездочеты знак трубачам: «Громче трубите! Пусть все знают: кончился старый месяц, пошел счет новому!». С тех пор и вошло в наш земной календарь название – месяц. Появились в календаре 12 месяцев? Как они называются?
Работа в тетрадях. Попробуйте нарисовать молодую, старую и полную Луну.
Люди всегда мечтали побывать на Луне. Из людей первыми на Луне побывали американские астронавты. 21 июля 1969 года на поверхность Луны ступил первый человек – американский астронавт Нил Армстронг. Вместе с Эдвином Олдрином они ходили по Луне более 2х часов, и все это время велась телевизионная передача на Землю. Полет совершался на космическом корабле Аполон 11. Они рассказали, что на Луне всегда полная тишина. Сколько не кричи, никто не услышит. На Земле звук передается через воздух. А на Луне воздуха нет. Можно под самым вашим ухом ударить в колокол – и вы ровно ничего не услышите. Точно ударили по ватному одеялу. Переговариваться здесь можно только по радио или делая друг другу всякие знаки руками.
А вокруг ни деревьев, ни травы, куда ни глянь – пустыня. Грунт неровный. Всюду колдобины и ямы, если не глядеть под ноги можно споткнуться. Ямы похожи на воронки, как на войне от снарядов, их называют кратерами.
На прошлом занятии мы с вами узнали, что планета Земля является огромным магнитом. Она притягивает не только предметы, но и удерживает свой спутник. Как он называется?
А почему же Луна не падает на Землю? (предположения детей).
Проведем опыт. Вот Луна (небольшой шарик, привязанный к нитке). Нитка — это видимая часть силы притяжения. Я буду Землей. Я тяну к себе Луну, но она сопротивляется (крутит шарик на нитке вокруг себя). Падает Луна на меня? Почему? (Предположения детей). Перестану кружить шарик, что с ним произойдет? (он «падает»). Так и Луна. Если она перестанет лететь по своей орбите вокруг Земли, Земля притянет ее к себе силой притяжения, и Луна упадет. Сегодня мы с вами еще раз убедились, весь секрет в движении!
Как вы думаете, у кого сила притяжения больше: у Солнца или Земли? (Ответы детей) Да, Солнце больше и сила притяжения у него больше, поэтому Земля и вращается вокруг Солнца. Кроме нее Солнце держит за невидимую ниточку восемь больших планет Солнечной системы и много маленьких, и не дает им «сбежать». Не падают планеты на Солнце потому, что безостановочно летят — каждый по своей орбите.
Игра – моделирование «Солнечная система». Вокруг Земли, одновременно со всеми планетами, вращается Луна (ребёнок, ее изображающий, двигается одновременно вокруг Земли и вместе с ней вокруг Солнца). По сигналу воспитателя начинается движение «Солнечной системы», дети-астрономы наблюдают за ней, рассматривают в игрушечные бинокли. Воспитатель помогает «планетам», «Луне» правильно двигаться по своим орбитам, поясняет «астрономам», какое сложное движение звезд и планет происходит в Космосе.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Золотой и верный спутник Солнца» Задачи: -Формировать интерес у детей к золотому подсолнуху; — Дать детям представление о подсолнухе, как символе солнца и подсолнечнике,.
Конспект НОД ко Дню земли в средней группе «Международный день Земли» Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе Тема: «Международный день Земли». Автор: воспитатель средней группы.
Конспект НОД по физической культуре в подготовительной группе «Наш помощник — это мяч, он нам спутник для удач» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №200 «Волшебный башмачок» Конспект открытой непосредственно.
Конспект по ознакомлению с окружающим миром: «Луна — спутник Земли» Старший дошкольный возраст (6–7 лет) Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе на тему: «Луна-спутник земли»Конспект интегрированной ООД по Ознакомлению.
Конспект занятия «Растения Земли» Цель. Дать детям представления о растениях Земли, их взаимосвязи с окружающей средой и между собой, показать этажность леса. Познакомить.
Конспект занятия «Животные Земли» Цель. Формировать представление о том, что к неприятным на вид животным нельзя относиться негативно, а тем более проявлять это отношение.
Консультация для педагогов «Игра — естественный спутник жизни ребенка» Современный этап модернизации отечественного образования предполагает повышение его качества во всех типах образовательных учреждений, в.
Конспект занятия «Международный день Земли — праздник чистой воды, земли и воздуха» Цель: — Развивать экологическую грамотность — Воспитывать бережное отношение к природе. — Познакомить с Символом Дня Земли и Флагом Земли.
Конспект организации ННОД детей в старшей группе «Первый спутник Земли» Конспект открытого ННОД с детьми старшего дошкольного возраста по художественно — эстетическому развитию на тему: «Первый спутник Земли».
Проект «Игра-спутник детства» Проект «Игра — спутник детства» «ИГРА – спутник детства» (сюжетно-ролевые игры в первой младшей группе) «Игра – это огромное светлое.
Источник
Конспект НОД по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы «Путешествие на Луну»
Жанна Балашова
Конспект НОД по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы «Путешествие на Луну»
Цель: ознакомление детей подготовительной группы с Луной.
Задачи:
1) образовательная: формирование у детей первичных представлений о естественном спутнике Земли;
2) развивающая: развивать любознательность, интерес к объектам Солнечной системы;
3) воспитательная: воспитывать гуманное отношение к окружающему.
Материалы: проектор, экран, «звездные очки», костюм Незнайки (взрослый, Звездочки (детский, музыкальный центр, аудиозаписи «Космическая музыка» и «Сигнал тревоги», видеозапись «Звездочка рассказывает о Луне», испеченное печенье в виде звездочек и полумесяца.
Оформление «звездной» комнаты: перед «звездной» комнатой ширма «Ракета», на потолок наклеены звезды из фольги золотистого цвета, под потолком подвешены макеты планет солнечной системы, в центре потолка – изображение Солнца. У одной из стен – экран, у противоположной стены – проектор.
Ход занятия:
Воспитатель в коридоре загадывает загадку и начинает вести разговор. Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
У бабушки над избушкой
Висит хлеба краюшка.
А достать не могут. (Луна)
Воспитатель: Правильно, ребята, это Луна. А вы знаете загадки о Луне? (Дети загадывают загадки)
Ребенок 1: Рогатый, а не бодается. (Месяц)
Ребенок 2: В голубой станице —
Ночью ей не спится:
В зеркало глядится. (Луна)
Воспитатель: Люди издавна интересовались Луной, слагали про нее стихи, загадки. Послушайте одно из стихотворений.
Если очень постараться,
Если очень захотеть,
Можно на небо подняться
И до Солнца долететь.
И всерьез, не понарошку,
Познакомиться с Луной,
Погулять по ней немножко
И вернуться вновь домой.
Воспитатель: Вы хотите познакомиться с Луной, узнать что-нибудь интересное о ней? (Ответы детей)
Тогда я вам предлагаю отправиться в космическое путешествие на Луну. На чем м ы с вами полетим? (На ракете) Вот и ракета! (Показывает на ширму «Ракета». Дети входят в «звездную» комнату, присаживаются на стулья.)
(Слышится крик за дверью: «Подождите! Подождите не улетайте, возьмите меня!»)
Воспитатель: Ребята, кажется мы с вами кого-то забыли. Да вроде все здесь. Давайте посмотрим, кто же это. (Входит Незнайка)
Незнайка: Ох, еле успел!
Воспитатель: Незнайка, ты откуда?
Незнайка: Я узнал, что вы собираетесь в полет на Луну, и мне очень захотелось полететь с вами.
Воспитатель: Ребята, возьмем с собой Незнайку в космическое путешествие? (Ответы детей)
Тогда, Незнайка, занимай место. (Двери в «звездную» комнату закрываются плотной шторой.) Экипаж, слушай мою команду. Всем пристегнуть ремни, надеть звездные очки, приготовиться к полету. Экипаж к полету готов? (Да)
Воспитатель: Три, два, один, пуск! (Звучит «космическая» музыка. На экране слайд «Леса, горы, облака: вид из самолета».) Наша ракета стремительно понеслась ввысь, под нами остались реки, моря, горы, леса, облака. Вот мы с вами в космическом пространстве. (Слайд «Космос. Звезды.») Посмотрите, ребята, как много звезд, как красиво! А сейчас посмотрите, какая маленькая наша планета. (Слайд «Планета Земля: вид из космоса») Скоро мы будем на Луне. Ребята, а вот и Луна. (Слайд «Луна»)
Незнайка: Нет, это не Луна, я был на Луне, там цветут цветы, порхают бабочки.
Воспитатель: Ты не прав, Незнайка, ты был на сказочной Луне, а мы сейчас на настоящей.
Воспитатель: Вы, наверное, устали во время полета. Я предлагаю вам поиграть в игру «Знаки Зодиака». Будьте внимательны!
Описание игры: воспитатель раскладывает на полу картинки с изображениями знаков Зодиака. После слов «Раз, два, три» называет знак Зодиака, дети встают вокруг подходящей картинки.
После игры дети занимают свои места, раздается резкий сигнал «Тревога».
Воспитатель: Ребята, кто-то вызывает нас на связь! (На экране видеозапись девочки в костюме Звездочки.)
Незнайка: Ой, да это же Звездочка! Привет, Звездочка!
Воспитатель: Ребята, давайте послушаем, что же нам хочет сказать Звездочка.
Звездочка: Здравствуйте, ребята и взрослые! Привет, Незнайка! Меня действительно зовут Звездочка. Я узнала, что вы захотели прогуляться по Луне, и решила вам рассказать про нее, чтобы с вами ничего плохого там не случилось.
Луна – не звезда и не планета, а спутник планеты Земля. Луна – это большой каменный шар, который в несколько раз меньше Земли. Луна — самое близкое к Земле небесное тело. Она движется вокруг Земли и делает вокруг нее 1 виток за месяц. Луна привлекала внимание людей с древности. Древние индейцы начали изучать ее. (Слайд «Древние вавилоняне») В 17 веке итальянский ученый Галилео Галилей сделал телескоп и продолжил изучать Луну. (Слайд с фотографией ученого) Если посмотреть на Луну в бинокль, на ней можно увидеть светлые и темные пятна. Темные пятна – лунные моря.
Незнайка: Ура! Значит, мы сможем покупаться!
Звездочка: Не торопись, Незнайка, на самом деле в этих морях нет ни капли воды. Раньше люди этого не знали, поэтому и называли их морями. В наше время Луну изучают с помощью спутников, которые делают фотографии Луны (Слайд «Спутники, изучающие Луну»), и специального оборудования, которое изучает поверхность Луны, погоду на ней (Слайд «Луноход»). Благодаря таким исследованиям стало известно, что на Луне нет ни воды, ни воздуха. Там не бывает осадков. На Луне нельзя жить. Днем на ней очень жарко – 130 градусов, а ночью – мороз – 170. Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем пыли. На Луне есть горы и «моря» — это кратеры, углубления от ударов метеоритов. Это все, что я хотела вам рассказать о Луне, надеюсь вам понравился мой рассказ.
Воспитатель: Спасибо тебе, Звездочка!
Звездочка: До свидания, ребята! Меня ждут подружки.
Воспитатель: До свидания, Звездочка! Незнайка, ты хорошо запомнил, какая Луна на самом деле?
Незнайка: Да, теперь-то я знаю, что такое настоящая Луна.
Воспитатель: А вы, ребята, всё запомнили, что рассказала Звездочка? Хотите, поиграем в игру «Правда — неправда»? Если я буду говорить о Луне правду, вы хлопаете, если – неправду – топаете. Слушайте внимательно!
1) Луна – это планета.
2) Луна состоит из камня.
3) Луна – это спутник Земли.
4) Луна делает оборот вокруг Земли за месяц.
5) На Луне есть моря.
6) В этих морях можно купаться.
7) Лунные «моря» — это углубления в поверхности Луны, не заполненные водой.
8) На Луне можно жить как на Земле.
9) На Луне есть воздух и вода.
10) На Луне днем жарко, а ночью холодно.
Воспитатель: Молодцы, ребята и Незнайка! Все запомнили о Луне. Ну, а нам пора возвращаться домой на родную планету. Приготовьтесь к полету. Все готовы? (Ответы детей)
Воспитатель: Три, два, один, Пуск! (Звучит «космическая музыка») Мы снова в космическом пространстве. (Слайд «Космос. Звезды.») Перед нами планеты Солнечной системы. (Слайд «Планеты», дети называют знакомые) Ребята, скоро мы будем дома. Вот она наша родная планета – Земля. (Слайд «Планета Земля: вид из космоса») Ребята, наш полет завершен, мы на Земле. Прошу отстегнуть ремни, снять очки. Скажите, понравилось вам наше путешествие? (Ответы детей) Напоследок я хочу угостить вас печеньем. (Угощает детей испеченным печеньем в виде звездочек и луны)
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы Цель: создание условий для развития познавательных способностей, всестороннего интеллектуального и эстетического развития детей через интеграцию.
НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы «Путешествие в Страну Здоровья» Цель: применение здоровьесберегающих технологий и игровых приемов в воспитательно-образовательном процессе. Задачи: • формировать устойчивую.
Конспект НОД по познавательному развитию детей подготовительной к школе группы «Пасха пришла, нам радость принесла» Цель: Ознакомление детей дошкольного возраста в традициями русского народа. Задачи: «Социально коммуникативное развитие» 1. Воспитывать.
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие по России» Программные задачи: • Обобщить и систематизировать знание детей о России. • Формировать уважительное отношение к государственным символам.
Конспект НОД в подготовительной к школе группе по познавательному развитию (ФЭМП) «Путешествие по островам» Задачи: закреплять представление о днях недели; упражнять в порядковом и количественном счёте; продолжать учить решать арифметические задачи.
Конспект занятия по познавательному развитию «Воздух. Как его обнаружить» для подготовительной к школе группы Программное содержание. Продолжить знакомить детей со свойствами воздуха, дать представление о том, что воздух – это газообразное вещество.
Конспект занятия с использованием развивающих игр «Путешествие на Луну» в подготовительной к школе группе Цель : Формирование интеллектуальных способностей детей через развивающие игры. Задачи: 1. Воспитательные: -воспитывать самостоятельность.
Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы по познавательному развитию «Уроки Айболита» НОД для детей подготовительной к школе группы по познавательному развитию. Тема: Уроки Айболита. Интеграция областей: познавательное развитие,.
НОД по познавательному развитию «Путешествие на Луну» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида 2 категории детский сад №5 Конспект по познавательному.
Конспект НООД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну цифр» Конспект НООД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну цифр» Воспитатель – Ершова Е. Г. Цель:.
Источник