Меню

Луна земля солнце колумб

Всё о «кровавой Луне» или как Колумб украл ночное светило у индейцев

В преддверии Международной «Ночи наблюдателей Луны», которая пройдёт 26 сентября, в редакции МИА «Исток» подготовили подборку малоизвестных, но любопытных фактов о спутнике Земли.

Спутник нашей планеты в этот день будет находиться в стадии растущей луны. На десятые лунные сутки, 26 сентября, Луна взойдёт в 17.03 и зайдёт в 3.00. Находясь в этой фазе, молодой растущий месяц уже показывает свои «рожки». Издавна считали, что в период растущей луны происходит обновление природы и человека, растут силы и активность всего живого на Земле.

Человек настолько привык к Царице ночи, что редко задумывается о самой Луне. Казалось бы, что такого необычного можно найти в ночном светиле, о котором издавна слагают песни и стихи поэты? Но если задуматься – в тёмном ночном небе по орбите вокруг Земли вращается огромный каменный шар. Разве это не удивительно?

Происхождение

Наука и сегодня не даёт однозначного ответа и не утверждает, как у Земли появился этот спутник. Существует несколько гипотез и у каждой есть сторонники и противники. В лидерах остаются три теории из так называемой большой тройки. В неё входят предположения о центробежном отделении Луны от нашей планеты, гипотеза захвата Луны Землёй, а также существует теория их совместного появления.

Любопытно, что в эпосе разных народов существуют рассказы о появлении нового светила. Такие истории убеждают тех, кто в них верит, что в давние времена Луны ещё не было. Эти древние предания, по сути, говорят в пользу гипотезы захвата Луны Землёй. В то же время, эпос древних народов подпитывает некоторые «теории заговора», сторонники которых убеждены, что Луну создали искусственно представители инопланетного разума.

Лунная пыль

Астронавты, побывавшие на Луне, рассказали, что столкнулись с крайне неприятной проблемой. Лунная пыль проникала практически повсюду и повреждала скафандры, портила оборудование. Она даже вызывала «лунную лихорадку» у членов экипажа. В диаметре лунная пыль меньше человеческого волоса в 50 раз, но при таких маленьких размерах у этих пылинок очень острые края, из-за отсутствия на Луне дождей или ветров, которые бы могли сгладить края пыльных частиц. Пыль может глубоко проникать в лёгкие человека. Астронавты рассказывали, что по запаху лунная пыль напоминает порох.

Лунные деревья

На борту космического корабля одной из миссий «Аполлон» на Луну доставили 500 семян обычных земных деревьев. Суть эксперимента состояла в том, чтобы проследить, повлияет ли путешествие на Луну и обратно на семена, и какие из них потом вырастут растения. После космической прогулки около 450 саженцев успешно прижились и выросли. Никаких особенных «лунных» свойств у этих деревьев нет.

Кровавая Луна

Издавна кровавый оттенок ночного светила наводил на жителей Земли ужас. Лунный диск красного цвета породил многие мистические предрассудки, мифы и легенды. В такие дни Луне приписывали самые небывалые свойства. На самом же деле кроваво-красный оттенок Луна приобретает всего лишь в двух случаях: если воздух сильно задымлён (например во время лесных пожаров), и если полное лунное затмение совпадает с фазой полнолуния. Во время затмения спутник попадает в тень от Земли. Но земная атмосфера всё равно преломляет солнечный свет и лучи красной части спектра окрасят поверхность Луны в кровавый оттенок.

Как Колумб отобрал у индейцев Луну

В 1503 году, во время своей четвёртой экспедиции, команда Христофора Колумба потерпела крушение у берегов Ямайки. Почти год они ждали помощи и только в ноябре 1504 года Колумб вернулся в Испанию. Пока команда жила на Ямайке, их кормили местные жители. Со временем туземцы стали приносить всё меньше провианта, и команда могла попросту умереть от голода. Тогда Колумб пошёл на хитрость. Зная о предстоящем полном лунном затмении он сообщил местным жителям, что его боги недовольны и заберут у туземцев ночное светило. Когда 1 марта 1504 года, во время затмения, Луна действительно «пропала», индейцы бросились к Колумбу и стали молить о прощении. С того момента и до самого отъезда в Испанию у команды Христофора Колумба больше не было проблем с питанием.

© miaistok.su
Фото из свободных источников

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Олимпиада по окружающему миру во 2 классе. (с ответами)

Олимпиада по окружающему миру.

Фамилия, имя __________ _____________ Класс ____________

1. Прочитай предложения-утверждения. Если ты согласен с утверждением

– напиши «да», если думаешь по-другому – напиши «нет».

· Мы живём на звезде под названием Земля. ___________________

· Земля больше Солнца. _____________________________________

· Солнце – это звезда. ______________________________________

· У Земли есть ось. _________________________________________

· Эта ось воображаемая. ____________________________________

· Земля вращается вокруг своей оси. __________________________

· Ночь наступает на той стороне Земли, которая повёрнута к Солнцу.

· Полярная звезда указывает на юг. ___________________________

· Один оборот вокруг своей оси Земля делает за 365 дней. ________

· Наша страна называется Россия. ____________________________

· Россия расположена в южном полушарии Земли. ______________

· Наша страна находится на материке Евразия. __________________

· Столица нашей Родины – Москва. ___________________________

· Главный закон страны называется Конституция. _______________

2. В каждой группе названий зачеркни «лишнее» понятие.

Читайте также:  Ночь снег луна звезды

· Ухо, язык, нога, глаз, нос.

· Термометр, ножницы, флюгер, микроскоп.

· Сосна, пихта, ольха, лиственница.

· Луна, Земля, Солнце, Колумб.

· Россия, Франция, Санкт-Петербург, Германия.

· Лучина, телевизор, лапти, карета.

· Пингвин, кит, страус, аист.

· Гейзер, компас, барометр, термометр.

· Осина, ольха, лиственница, берёза.

· Метель, роса, снеговик, сугроб.

3. Отгадай, от чьего лица идёт речь?

А) В старину меня прозвали ворон-ягода. Из моего сока готовили фиолетовые чернила. Меня можно встретить в лесах от Подмосковья до тундры. В моей мякоти много витаминов, железа. Я улучшаю зрение. ________________________________________________________________________

Б) Меня в народе называют «медвежьей ягодой». Но не только медведь любит мною лакомиться. Собирают меня и сушат про запас на зиму люди. Знают люди, что не обойтись им без меня во время простуды. ________________________________________________________________________

4 . Определи, чьё это меню: муравьи, трава, ягоды, мёд, жёлуди, орехи, лось, кабан, рыба.

5. А) Птенец выпал из гнезда. Как ты поступишь? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) Нашёл мальчик один боровик, разрыл вокруг весь мох и подстилку, выискивая мелкие грибочки. Что ты можешь сказать о действиях мальчика?

6 Разгадай, какое животное зашифровано.

КАБЕЛ _______________________
ДЕВЬДЕМ_____________________
БАОБЧАК______________________
ШКАУГЯЛ ______________________

7. О каких символах идёт речь:

· Прикреплённое к древку полотно_______________________

· Эмблема государства, города. рода._________________________

8. Напиши пословицу. Прочитай её змейкой, начиная с буквы О, заканчивая буквой У.

______________________

Источник

Как лунное затмение спасло Колумба

Христофор Колумб, легендарный испанский путешественник, был человеком смелым, целеустремлённым, любознательным и умным. Без этих качеств Колумб вряд ли смог бы преодолеть океан и положить начало колонизации Америки.

Смекалка часто спасала Колумбу и его команде жизнь, ведь форс-мажорные ситуации в путешествиях случались постоянно. Одна из них произошла во время четвёртой экспедиции испанца.

Три похода Колумба

Как известно, главной целью экспедиций Колумба было открытие западного морского пути в Индию и другие страны Восточной Азии, которые, славились своими богатствами (пряностями и золотом). Кроме того, новые пути в Ост-Индию были необходимы после падения Византийской империи и захвата Константинополя османами.

Первый поход состоялся в 1492 и продолжался около года. Три корабля, «Санта-Мария», «Пинта» и «Нинья», отплыли из Испании и, через Атлантический океан, направились на запад.

Наткнувшись на один из Багамских островов, мореплаватели решили, что достигли Китая, однако никаких несметных сокровищ не нашли, а только лишь встретили на острове туземцев. У тех, правда, были золотые украшения. Золото и нескольких «индийцев» Колумб забрал с собой.

Убедившись, что заокеанские земли представляют интерес, монарх Испании одобрил вторую экспедицию, которая началась в 1493 году. Для освоения новых земель снарядили 17 судов. Были открыты ещё несколько крупных островов, началось порабощение туземцев, однако ожидаемых сверхдоходов ни испанской казне, ни самому Колумбу это не принесло.

Целью третьей экспедиции был поиск земель, богатых золотом. И снова ожидания не оправдались. Колонисты подняли мятеж, сам Колумб тяжело заболел, к тому же Васко да Гама открыл настоящий путь в Индию. Мореплавателя объявили мошенником и в кандалах отправили на родину. По прибытии в Испанию Колумба освободили, сняв все обвинения.

Четвёртая экспедиция

Понимая, что открытые земли были совсем не Индия, Япония или Китай, Колумб не сдавался. Путешественник верил — существует морской путь из новых колоний в Восточную Азию. Он снова отправился в экспедицию. На этот раз Колумб открыл Мартинику, Никарагуа и Коста-Рику.

От местных индейцев мореплаватель узнал, что другой европеец, Родриго де Бастидас, уже был в тех местах, но никакого пути в Тихий океан не нашёл. Колумб решил прекратить поиски и развернул корабли в Испанию, однако у берегов Ямайки те сели на мель. Именно на этом острове и случилась удивительная история с затмением.

Колумб — повелитель луны

На Ямайке Колумб и его команда провели почти год. Провиантом их снабжали местные индейцы, но делали это очень неохотно. В конце концов поставки еды почти прекратились и мореплавателям грозила голодная смерть. Тут в голову Колумба и пришла идея, как заставить простодушных аборигенов обильно кормить мореплавателей.

Благодаря астрономическим таблицам Колумб знал, что 29 февраля 1504 произойдет затмение — луна скроется за тенью Земли. Путешественник сообщил местным вождям, что боги недовольны поведением индейцев и поэтому отнимут у них луну.

Затмение действительно началось. Туземцы перепугались, стали молить о пощаде и пообещали бесперебойно снабжать путешественников пищей. Колумб «переговорив» с богами, «вернул» индейцам луну. Голод больше не угрожал колонизаторам.

Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал , чтобы не пропустить самое интересное!

Источник

Христофор Колумб и лунное затмение, или заметка о пользе астрономии.

В связи с попытками отменить преподавания астрономии в школе и учитывая годы полнейшего упадка российской научной и просветительской деятельности, в обществе стали забывать — а собственно для чего нужна астрономия? Эта наука которые изучает несуществующие волоса у черных дыр (https://www.nkj.ru/news/28971/ )? Какая практическая польза от нее? В связи с этим хочу напомнить одну очень поучительную историю, случившуюся 514 лет назад с великим мореплавателем и первооткрывателем Нового Света — Христофором Колумбом.

Искусство мореплавания во времена Колумба еще не было точной наукой. Деревянные парусные суда строились при помощи технологий, передаваемых мастерами ученикам в виде «цеховых секретов». Судовой набор судна, толщины элементов корпуса, технология заготовки древесины — все это определялось эмпирически.

Читайте также:  Как сделать нарисовать луна нарисовать

Но если собственно с технологией постройки парусников все обстояло более менее хорошо (технология гнутия деревянных балок освоены, профили сечения основных элементов конструкции определены, критерии остойчивости и мореходности в общих чертах понятны), то с навигационным обеспечением все обстояло крайне плохо.

Действительно, отправляясь в неизведанные земли, мореплаватели зачастую не имели в своем составе карт. Нет, карты были, но они содержали сплошные «белые пятна». Собственно экспедиции снаряжались для того, чтобы эти пятна убрать.

Самым основным навигационным прибором был магнитный компас, который позволял измерить магнитный азимут, т.е. угол между осью компаса и направлением на магнитный меридиан.

Но магнитный компас мог дать направление магнитного курса судна. Истинный меридиан отличается от магнитного меридиана. Кроме того, всегда существуют погрешности, обусловленные локальными вариациями магнитного поля — аномалиями, которые могут зачастую давать существенные погрешности в измерении курса судна.

Чтобы определить местоположение судна, необходимо кроме курса знать его скорость, для чего в парусном флоте использовался специальный прибор — лаг. Он представлял собой доску, привязанную к веревке (линю), которую сбрасывали за борт во время движения судна. Вдоль линя на равных промежутках были завязаны узлы. Измерение скорости сводилось к подсчету количества узлов линя, который вытравится из бухты за время, отмеренное часами (песочными или водяными). Потому то скорость судна и измеряется в узлах.

Итак, зная направление движения судна и его скорость, а также зная координаты точки отправления можно приблизительно определить текущие координаты судна. Это называется «счислением пути». Но у этого способа огромная погрешность — ведь скорость ручным лагом измеряется не непрерывно, а периодически и при том весьма неточно. Кроме того, боковым ветром и течением судно сносит и магнитный компас в этом случае будет показывать магнитный курс судна относительно подвижной морской поверхности, а не относительно дна, что требует учета дрейфа судна под ветер и в сторону действия течения.

Следующий неприятный момент счисления — это накопление погрешности, когда с ростом расстояния от предыдущей точной обсервации (т.е. определения текущего местоположения по береговым ориентирам) эта погрешность растет. И, таким образом, каравеллы Колумба физически не могли определить свое местоположение только по компасу и по лагу. Единственный способ это сделать — астрономические наблюдения.

Из курса астрономии (а если кто не знает как и почему, так рекомендую прочитать литературу, например вот эту https://www.ozon.ru/context/detail/id/87711/ ) известно, что для определения широты места необходимо измерение угловой высоты Полярной Звезды над горизонтом. Для этого нужны специальные угломерные инструменты и долгое время в качестве такового выступала астролябия.

Разновидностями этого инструмента были квадрант (1/4 часть от круга), секстант (1/8 часть от круга) и октант (1/8 часть от круга).

А как быть, если Полярной Звезды не видно, или измерения должны выполняться днем или по Луне? В этом случае в арсенала судоводителя должны быть специальные астрономические таблицы и звездные карты. Астрономические таблицы должны содержать координаты всех значимых навигационных светил (Солнца, Луны, планет вплоть до Сатурна а позднее и до спутников Сатурна и Юпитера, ярчайших звезд). Это позволит по угловым наблюдением к примеру Луны в полночь вычислить широту места, если знать ее координаты на звездном небе для этого времени. Для навигации точное знание координат светил критически важна. Но если для неподвижных звезд достаточно построить звездные таблицы с помощью наземных угловых измерений на гигантских квадрантах, то для планет требуется знать точный закон их движений. И именно благодаря нуждам морской навигации получили развитие сперва гелиоцентрическая система мира Коперника, а потом теория эллиптических орбит Кеплера. Ведь только эти две теории позволяют, не прибегая к наблюдениям, вычислить координаты местоположения подвижных светил на небе на сотни лет назад и вперед с точностью до секунд по времени и угловой секунде по координате.

Вообще же, задача составления астрономических таблиц в то время была основной задачей астрономии вплоть до изобретения телескопа Галилеем. И все важнейшие ее вехи так или иначе были связаны с применением все более и более совершенных инструментов.

Крупнейшие астрономические книги того времени содержали таблицы. «Системы мира» (гео- и гелиоцентрическая, эпициклы и пр) так или иначе представляли собой таблицы. «Альмагест» — главное сочинение античного ученого Птолимея, утвердившего геоцентрическую систему мира, состояла в основном из таблиц. Долгое время это сочинение было неприрекаемым авторитетнейшим изданием, сомневаться в котором было значит назначить встречу со Святой Инквизицией. Но погрешности таблиц из-за принятой гелиоцентрической системы мира была такова, что в конце концов много астрономов стали выпускать свои таблицы и строить свои системы мира (как например Николай Коперник и Тихо Браге).

Один из известнейших астрономов того времени был Региомонтан (это псевдоним настоящее имя Иоганн Мюллер — ведь не хорошо «мюллеру» — «мельнику» быть астрономом).

Региомонтан составил множество таблиц — прежде всего тригонометрических — синусов и тангенсов с очень высокой точностью, перевел птолемеевский «Альмагест» (а он состоит из 13-ти томов) и выпустил сочинение «Эфемериды» — классическое и первое в Европе астрономическое издание, содержащие таблицы координат навигационных звезд (ярчайших, видимых невооруженным глазом), Солнца, Луны и планет. Также таблицы содержали сведения о важнейших астрономических моментах — затмениях, противостояниях, соединениях, приведенных на каждый день с 1475 по 1506 года и тригонометрические таблицы. «Эфемериды» стали синонимом астрономических таблиц (сейчас даже есть отдельный раздел астрономии — эфемеридная астрономия) и широко использовались большинством мореплавателей того времени — Васко да Гама, Барталамеу Диаш, Христофор Колумб и многие другие.

Читайте также:  Селена луна с какого

Важнейшим элементом таких астрономических явлений как затмения для целей навигации является то, что зная местное время их наступления и время, указанное по таблице, рассчитанное для известного меридиана (позже таким меридианом станет Гринвичский), можно определить свою долготу. Именно таким способом и пользовались мореплаватели до изобретения хронометра Гюйгенса.

. Шел 1503-й года. Четвертое плавание Коммандора проходило среди островов Карибского моря. Он все еще одержим достижения Индии — доказана шарообразность Земли, и следовательно возможен путь на Восток через Запад, нужно только его найти. Позади открытые в этой экспедиции остров Мартиника, открытие Гондурасского залива, плавание вдоль карибских берегов Гондураса, Никарагуа, Коста-Рики и Панамы до залива Ураба.

Индейцы-карибы крайне враждебно настроены — стычки, стрелы, воинственные крики — все это сопровождает высадки на островах. Череда бурь 1503 года и месяцы бесплодной борьбы с встречными течениями и ветрами не принесли более новых открытий изрядно потрепала флотилию Командора. Некоторые корабли ее дали течь, крепления ослабли, один корабль и вовсе был потерян. Эскадре отчаянно нужно было пристать к гостеприимным берегам, подлататься и добыть провиант.

25 июня 1503 г. Колумб нашел на северном берегу Ямайки удобную гавань и посадил на мель свои корабли. У него просто не было выхода — расшатанная обшивка многострадальных кораблей тотчас стала пропускать воду, которая заполнила трюмы. На палубах были сооружены жилые помещения для команды а для защиты от воинственных индейцев вдоль бортов были поставлены ограждения.

Сход матросов на берег был строго ограничен. Коммандор опасался провокаций и неверных поступков команды, которые могут спровоцировать нападения индейцев. Благодаря этому в общем-то процветал обмен провианта на безделушки — бусы, кольца, зеркала.

В июле Колумб направил одного из своих офицеров с несколькими индейцами на пироге на остров Эспаньола (нынешняя Гаити) и передал письмо Эспаньолы, губернатору Николасу де Овандо с просьбой прислать корабль для вызволения команды эскадры из Ямайки. Еще одно письмо было адресовано испанской короне, с описанием золотых богатств, открытым им. Как указано в http://discover-history.com/chapter_208.htm Это письмо — очень важный психологический документ. Составлено оно, видимо, в спешке истомленным, больным, не владеющим собой человеком. Мистический бред переплетается с гимном золоту, с подчеркнутыми указаниями, что только он знает путь к «золотой стране», и с недвусмысленными упреками в неблагодарности королей. В письме Колумб, между прочим, писал: «. в Верагуа я увидел в первые два дня больше признаков золота, чем за четыре года на Эспаньоле. Отсюда будут вывозить золото. Золото — это совершенство. и тот, кто владеет им, может совершить все, что пожелает, и способен даже вводить человеческие души в рай. » .

Впоследствии, так и произошло — конкистодоры завоевали Перу. Между тем, положение эскадры стремительно ухудшалось. Здоровые матросы разбредались по острову. Некоторые из них грабили селения, убивали и насиловали женщин и лишь небольшая часть, оставшаяся с Коммандором на судах, севших на мель, старалась поддерживать мирную торговлю. Но безобразия, творимые отдельными матросами сделали свое дурное дело — репутация испанцев среди индейцев была испорчена. Да и безделушки подходили к концу. Нервозность и агрессия индейцев нарастала, продовольствие заканчивалось, а спасительного корабля с Эспаньолы все не было.

И тогда Колумб решил прибегнуть к хитрости. В астрономических таблицах Регимонтана, что он вез с собой, была указана дата лунного затмения — в ночь с 29 февраля по 1 марта 1504 года. И на очередной встрече с индейскими вождями («кациками») Коммандор объявил — его богам не нравится, как индейцы обращаются с командой Колумба, а потому индейцы будет наказаны — у них будет отобрана Луна.

Но вожди лишь посмеялись над слабым и больным Колумбом и отказали ему в помощи. И когда в оговоренное время Луна покраснела, индейские вожди в ужасе прибежали к Колумбу и стали умолять его вернуть им светило. Он же, как и подобает Коммандору чинно удалился в свою каюту и, выждав окончания затмения, вышел из нее и картинно провозгласил «так и быть, мои боги вас прощают». Заодно, по затмению Колумб уточнил долготу места Ямайки, что было одним из научных достижений 4-й экспедиции.

…Экспедицию выручил адмирал, прибегнув к старинному средству, способному смутить простодушных индейцев. По календарям он знал, что 1 марта 1504 года будет лунное затмение, о чём объявил индейским кацикам как о знамении небес, недовольных плохим снабжением испанцев. Когда затмение началось, поражённым индейцам сообщили, что Колумб молится об их спасении, которое будет даровано, если они возобновят поставки продовольствия. Кацики на все соглашались, и впредь продовольственных проблем у испанцев не было.

Только в конце июня 1504 г., когда Колумб, по его словам, потерял всякую надежду выбраться живым с Ямайки, туда прибыл спасительный корабль. Но только лишь находчивось Коммандора и сведения из астрономических таблицы Регимонтана спасли остатки экспедиции.

Источник

Adblock
detector