Меню

Луна желтела это метафора или нет

Художественные средства выразительности в «Зимнее утро» Пушкина

В стихотворении Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро» используются различные художественные средства и литературные приемы выразительности.

Тропы

1. Метафоры

  • навстречу северной Авроры — навстречу зимнему утру
  • звездою севера — так автор называет свою подругу самой прекрасной девушкой
  • снег лежит коврами — снег все покрыл
  • берег милый для меня — любимое место

2. Метонимия

  • звездою севера — самой прекрасной девушкой (звездой) этих мест
  • лес чернеет — темнеют деревья леса вдалеке
  • речка блестит — блестит лед на реке, а не сама река
  • трещит затопленная печь — трещат дрова в печи, а не сама печь
  • скользя по снегу — скользя не буквально, а в санях по заснеженной дороге

3. Эпитеты

  • чудесный день
  • прелестный друг
  • северной Авроры
  • на мутном небе
  • тучи мрачные
  • ты печальная
  • голубыми небесами
  • великолепными коврами
  • прозрачный лес
  • янтарным блеском
  • веселым треском
  • утреннему снегу
  • нетерпеливого коня
  • поля пустые
  • леса густые
  • берег милый

4. Гипербола

  • звездою севера — он называет «красавицу», своего «друга» звездой, превозносит ее красоту относительно всего остального пейзажа.

5. Олицетворения

6. Сравнения

  • звездою севера — автор сравнивает свою возлюбленную со звездой, то есть самой яркой и красивой из всех.
  • луна, как бледное пятно

Фигуры

1. Риторическое обращение

  • друг прелестный
  • красавица
  • друг милый

2. Анафора

  • «…И ель сквозь иней зеленеет,
    И речка подо льдом блестит…»

3. Лексический повтор

  • повторяются однокоренные слова: «блестя на солнце», «речка подо льдом блестит», «янтарным блеском».

4. Антитеза

  • «Мороз и солнце» — противопоставление холодного и горячего
  • «Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица, проснись«
  • «Открой сомкнуты» — открыть закрытые
  • «мутное небо» и «голубые небеса» — противопоставление мрачного и ясного пейзажа

Кроме того, в стихотворении используется противопоставление ясного зимнего утра и мрачной вечерней зимней бури — это тоже антитеза.

5. Инверсия

  • день чудесный — обычный порядок слов «чудесный день»
  • друг прелестный — обычный порядок слов «прелестный друг»
  • сквозь тучи мрачные желтела — обычный порядок слов «желтела сквозь мрачные тучи»
  • вся комната янтарным блеском озарена — обычный порядок слов «вся комната озарена янтарным блеском»
  • не велеть ли в санки кобылку бурую запречь — обычный порядок слов «не велеть ли запречь бурую кобылку в санки»

Звукопись

1. Повтор фонетически близких звуков «з», «с» и «ц» чтобы создать ощущение снежной и морозной зимы:

«Мороз и солнце; день чудесный. »

2. Такой же прием с повторением близких по звучанию звуков «с» и «ц» используется в строке:

«…Блестя на солнце, снег лежит;..»

3. Аллитерация, повторение согласной буквы «т»:

«… Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь…»

Это помогает передать треск горящих в печи дров.

4. Ассонанс, повторение гласной буквы «е» и «ё«, чтобы усилить настроение растянутости, расслабленности, неторопливости:

«…Ещё ты дремлешь, друг прелестный…»

Читайте также:  Свет луны очерченный облаками грин ти

5. Ассонанс: повторение буквы «о«, чтобы усилить настроение:

«…Открой сомкнуты негой взоры…»

6. Ассонанс, частое повторение гласной буквы «е», чтобы передать настроение расслабленности и спокойствия:

«… Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит…»

7. Ассонанс, заключающийся в повторении гласной «е» при описании комнаты:

«… Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь…»

Источник

Полный анализ стихотворения «Зимнее утро» (А.С. Пушкин)

Полный анализ стихотворения «Зимнее утро», которое написал Александр Сергеевич Пушкин, позволяет насладиться жизнерадостной и простой манерой написания. Благодаря легкому слогу автора, стихотворение читается на одном дыхании. Но при всей своей легкости и невесомости, оно способно растопить лед даже самых холодных сердец. Лирика Пушкина – это возможность насладиться прекрасными строками, которые способны покорить любого. Команда Литеровед.ру подготовила полный анализ данного стихотворения.

История создания

Это прекраснейшее стихотворение вышло из-под пера поэта 3 ноября 1829 года. Находясь в данный период времени в гостях, гений пишет стихотворение «Зимнее утро». Кому оно посвящено – так и остается загадкой, предлагая лишь догадываться об истинной музе автора, вдохновившей его на написание этого шедевра.

По утверждению одних – его вдохновила на написание текста юная дочь помещика, встреча с которой произошла в Павловском. Мария Васильевна Борисова сумела зацепить поэта, чем и могла натолкнуть его на создание произведения.

По мнению же других людей – то стихотворение «Зимнее утро» Александр Сергеевич Пушкин посвятил своей супруге Наталье Гончаровой, а так же своей няне Ирине Родионовне. Он никогда не скрывал того, что они являются его главными и любимыми женщинами в жизни.

Жанр, размер

Стихотворение «Зимнее утро» — лирическое произведение. Это пейзажная лирика. Автор использует четырехстопный ямб, рифма смешанная, что создает радостное настроение при прочтении. Читается текст очень легко и приятно.

Благодаря манере Александра Сергеевича излагать свои мысли, стихотворение сумело покорить большое количество читателей и навсегда остаться в их сердцах.

Композиция

Автор использует линейную композицию. Данное произведение делится на пять шестистиший.

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

В первом шестистишие Александр Сергеевич знакомит нас с лирической героиней, предлагая ей проснуться. А так же описывает морозное зимнее утро. Уже в первых словах видно его восхищение природой и прекрасное настроение от увиденного.

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:

Во втором шестистишие он вспоминает прошедший вечер, когда погода явно не располагала к прогулкам. Именно благодаря этому контрасту ещё лучше видна прелесть зимнего утра.

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

В третьем шестистишие поэт с любовью описывает все прелести русской зимы, которые ему повезло увидеть. Каждым своим словом автор подчеркивает уникальность и красоту окружающего его пейзажа.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Здесь мы видим описание семейного очага, тепла и уюта. Все слова излучают комфорт и мягкость. Но так же в последних строчках автор добавляет каплю задора, предлагая промчаться на санках по заснеженным дорожкам.

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

В заключительном шестистишии Александр Сергеевич отправляет нас в путешествие по заснеженным полям, рассматривая окружающие пейзажи.

Читайте также:  Веранда для наблюдения за луной

Образы и символы стихотворения

В произведении автор использует на первый взгляд достаточно простые, но очень емкие образы, которые помогают читателю как можно лучше представить картину происходящего. В образе луны поэт показывает одиночество. Образом растопленной печи символизируется домашний уют и тепло. Бег коня показывает желание жить, яркость впечатлений и ожидание исполнения желаний.

Показывая природу, автор переплетает её с обликом девушки, тем самым передает нам зеркальное настроение. Даже просыпаются они вместе. Утро, когда природа только отходит ото сна, вместе с ней готовится открыть глаза и лирическая героиня произведения.

Лирический герой одинаково восхищается и красотой природы и девушки. Он находится под большим впечатлением от их облика, восторгаясь им.

В образе же лирического героя мы видим влюбленного молодого человека. Причем влюблен он не только в прекрасные черты молодой избранницы. С одинаковым упоением он восхищается и красотой окружающего его пейзажа. Он не может разделить их. Для него они одинаково прекрасны. Он преклоняется перед всем прекрасным, что включает в себя окружающий мир. Будь то природа или же прекрасная дама сердца.

Темы и проблемы произведения

В самом названии заключается основная мысль и тема произведения. Описание прекрасного утреннего пейзажа одновременно встречается с описанием красавицы. Он восхищается прекрасным утренним пейзажем, заснеженными и сияющими просторами, от которых невозможно отвести глаз.

Основной темой произведения «Зимнее утро» является неописуемая красота природы. Одновременно с описанием красоты природного явления, автор рассказывает о пробудившихся чувствах лирического героя к прекрасной красавице. Он призывает девушку, так же как и он, обратить внимание на то, в каком чудесном мире они живут. Ведь ничего не может быть прекраснее того, что сумела сотворить сама матушка-природа.

Любовная тема тесно переплетается с темой природы в стихотворении «Зимнее утро». Они сплетаются как единое целое. Они одинаково благотворно влияют на душу лирического героя, тем самым давая ему надежду на скорое счастье. В его душе чувствуется волнение и предвкушение перемен в лучшую сторону.

Используя антитезу, автор ещё больше подчеркивает красоту зимнего утра, вспоминая мрачность вчерашнего вечера.

Средства выразительности

Как и характерно для лирики Пушкина, данное стихотворение очень богато эпитетами, метафорами и олицетворениями. Благодаря им, поэту удается передать всю волшебность и хрупкость зимнего утра, тем самым создав сказочную атмосферу.

Смысл произведения

Прочитав стихотворение «Зимнее утро», у читателя может сложиться впечатление того, что он сам только что побывал в заснеженном лесу и прокатился на санях. Весь текст читается очень легко и свободно. Поэт рассказывает нам историю о том, что еще вчера лирической героине было грустно. Но, с наступлением морозного и солнечного утра её настроение так же меняется в лучшую сторону. Ничто плохое не может длиться вечно, и следом обязательно придёт счастье.

Читайте также:  Как стоять лес луной

Именно эту мысль и попытался донести до нас творец. Никогда не стоит отчаиваться, если сегодня что-то не ладится. Завтра будет новый день, который обязательно будет намного лучше вчерашнего.

Источник

«Зимнее утро» (Пушкин): метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения

В стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро» нашли отражение и настроение поэта, и описание чудной зимней картины природы, и вскользь показана буря, разгулявшаяся накануне. Стихотворная картина получилась столь замечательной благодаря средствам художественной выразительности, о которых разговор пойдет ниже.

Эти художественные элементы помогают литераторам передавать душевное состояние свое или героев произведения, создавать живые описания окружающей действительности. Они присутствуют как в поэтическом, так и в прозаическом творчестве. В русской литературе насчитывается более 25 таких средств, которые делятся на три группы: синтаксические, лексические и фонетические. Лексические средства называют тропами.

Давайте рассмотрим средства выразительности, использованные Пушкиным в стихотворении «Зимнее утро»: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и некоторые другие.

Эпитеты

Это как правило прилагательные. В литературном произведении они служат для описания объектов, мест, людей. В стихотворении использованы следующие эпитеты.

  • чудесный (день),
  • прелестный друг,
  • мутном (небе),
  • голубыми (небесами),
  • бурую (кобылку),
  • нетерпеливого коня,
  • пустые (поля),
  • милый берег.

Олицетворения

Олицетворения иногда называют персонификациями. Это

  • Носилась (мгла).
  • Желтела (луна).
  • Чернеет лес.
  • Трещит печь (фактически, в печи потрескивают дрова).

Метафоры

Если эпитеты – это определения, выраженные в прямом значении, то метафоры – это определения, высказанные в переносном смысле;

  • Веселым треском. Иначе говоря, потрескивание дров веселит автора.
  • Прозрачный лес. То есть деревья с облетевшей листвой становятся прозрачными.
  • Янтарным блеском. Солнце заливает комнату теплым желтоватым светом, напоминающим цвет янтаря.
  • Великолепными коврами. Снежный покров часто сравнивают с коврами. А тут еще и великолепные.
  • Утреннему снегу, то есть по снегу, выпавшему утром, и еще нетронутому людьми и скотом.

Сравнения

Луна как бледное пятно. В густом тумане или снежном вихре луна виднелась бледным пятном. По другому ее воспринимать было трудно.

Архаизмы

В стихотворении использованы старославянизмы с элементами древнеримской мифологии:

сомкнуты негой взоры – фраза, полностью построенная в старославянском стиле. Нега – это наслаждение, удовольствие. Аврора – богиня утренней зари у дохристианских римлян. Поэты нередко отождествляли языческих богов с природными явлениями, представителями которых боги являлись. Вечор, тоже архаичная форма слова «вечер».

Стилистические средства выразительности

В стихотворении поэт применил антитезу. Противопоставление имеется в содержании картин: буря накануне вечером и солнечное утро:

  • печальная – веселым;
  • мутным – прозрачный;
  • мрачный – янтарным блеском, блестит.

В последней строфе наблюдается антитеза: леса густые, поля пустые.

Эмоционально-оценочная лексика выражена словами: красавица, друг прелестный. Здесь же присутствует обращение к подруге. Обращения тоже являются одной из форм стилистической выразительности.

Потрескивание дров выражено аллитерацией повторением звуков -ск-. -ст-: сквозь, блестя, блестит, треском.

Источник

Adblock
detector