Как известно, Солнце очень почиталось древними славянами. Меньше мы знаем об их отношении к Луне. Луна – это тоже светило, только ночное. Она не греет, как солнце. Раньше люди думали, что Луна появляется на небосклоне, когда кругом царит беспокойство и страхи. Вообще ее связывали с темными сторонами жизни. Луна в славянской традиции ассоциировалась всегда с чем-то мистическим, таинственным. Полная Луна, однако, появляется реже, чем месяц. Кстати два этих небесных тела символизируют соответственно женское и мужское начала.
Славянский символ Луны – это находка намного более редкая, чем символы того же Солнца. Ведь она скрыта под покровом ночи и тьмы. Кстати, если знаки Солнца называются солярными, то знаки Луны – лунарными. Лунарные символы изображались на украшениях, на вышивках.
Какие символы Луны существовали в славянской культуре?
Был у славян символ с простым названием Луна. Он изображался в виде квадрата, у которого нет одного угла, то есть получается ломаная незамкнутая линия.
Лунный крест – это языческий символ Луны. Он символизирует смену лунных фаз, движение Луны. Также символ привлекает плодородие, удачу в делах. Выглядит он как четыре соединенных между собой предыдущих символа. Наверное, почему именно четыре, объяснять не имеет смысла.
Лунница
По данным археологических раскопок, древние славянки в десятом-одиннадцатом веках носили украшения, которые назывались лунницами. Однако по форме они больше напоминали месяц. Изготавливали эти украшения из серебра, бронзы, меди. Лунницы использовались не только для красоты, но и для защиты. То есть одновременно они были и оберегами.
Лунница была изначально символом богини Мары – покровительницы плодородия, колдовства, справедливости. Поэтому в центре украшения часто можно было встретить треугольник с вершиной, направленно вниз, — знак этой богини. А слева и справа располагались знаки соответственно молодого и старого месяца в виде углов. Между углами и треугольником были линии (всего 28, по 14 с каждой стороны), символизировавшие дни.
В этом украшении, таким образом, скрыт глубокий смысл: лунный цикл, который состоит из 28 дней. Он включает в себя четыре периода:
Новолуние.
Половина Луны – рост.
Полнолуние.
Половина Луны – убывание.
Лунница считалась сильным женским оберегом, спасающим от злых сил и несчастья, болезней и дурного глаза. Защищала она и от духов, которые просыпались при лунном свете. Кроме того, Лунница дарила своей владелице умение открывать что-то неизведанное, раскрывать свою интуицию. Ее носили как серьги, как подвеску, как украшение для головного убора (височные кольца) или пояса.
Таким образом, славянские символы Луны (лунарные) не были широко распространены в культуре и жизни. Лишь украшение лунница стало тем атрибутом, который олицетворял загадочное небесное светило во всех красках, во всех ее фазах. Это наверняка связано с тем, что Луна не оказывала большого влияния на жизнь, урожай древних славян. Однако, лунный календарь все же нашел свое признание.
Источник
Лунные знаки у восточных славян.
Оглавление
Небесные светила.
Иллюстрация Дэна Морриса.
Солнце и Луна. Оба эти светила освещают землю. Солнце днем, Луна ночью. В языческой мифологии скандинавов, в Младшей Эдде ( подробнее см. Младшая Эдда 11,12) Солнце и Луна это прекрасные сестра и брат, помещенные богами на небо. Они скачут каждый в своей повозке, спасаясь от преследующих их волков. Похожие мифы существовали и у других древних народов. Представление луны и солнца как мчащихся по небу повозок, управляемых богами, характерно для язычества. У славян Солнце везли по небу кони или большие птицы, например гуси..
Солнце дневное светило, дарящее земле тепло и свет. Луна — светило ночное, освещает но не греет. Луна восходит на небе в беспокойную ночную пору, в ту пору когда все людские страхи выходят наружу и бродят по земле, в ту пору когда начинает твориться темная, скрытая волшба. Несмотря на свет, который дает полная луна ночью, ее обычно связывают с темными сторонами жизни. День-дневной для светлых, ясных, добрых дел, а темень ночная для тайных и скрытых дел.
Интересно, что помимо Луны самостоятельно существует ее ипостась Месяц. Причем если Луна женского рода, то Месяц обычно мужского. Месяц присутствует на ночном небе большую часть времени, чем полная Луна.
Лунарные символы.
Изображение фаз Луны.
Луна не постоянна. Все время в динамике. Динамика эта строго периодична. Считается что раньше люди жили именно по лунному календарю – быстрая периодичность смены циклов, позволяла легче следить за временем. 4х7= месяц. Но видимо именно эта периодичность и смена фаз создавала трудности в графическом изображении Луны.
В соответствии со своими особенностями луна имеет некие «интернациональные» варианты изображения. Например Луна в «динамике».
Куда подевались лунные знаки?
Предполагая огромную важность для древнего человека символов небесных светил мы легко находим символы Солнца. В статье «Солярные знаки восточных славян. Их обереговое применение» описано как при помощи солярных символов славяне выстраивали обереговую защиту.
С лунарными символами все обстоит гораздо сложнее. Мы не встречаем не то что бы какого либо изобилия лунарных символов в орнаменталистике или народном искусстве славян и древнерусских людей, мы вообще редко встречаем символы которые можем интерпретировать однозначно как изображения Луны – Месяца. Судя по всему, то что Луна светит ночью, ее связь с темными силами ночной поры и ее постоянная изменчивость наложили свой отпечаток на попытки и желание ее изображать.
Некоторые ученые, например Бадер О. Н. в статье « Элементы культа светил в палеолите», в книге «Древняя Русь и славяне», задается вопросом почему все что круглое, с радиальными лучами или отверстиями мы автоматически причисляем с солярным символам? Ведь четыре отверстия на круглом диске могут соответствовать не только положениям солнца – Рассвет, Полуденное, Закат и Полуночное, но и четырем фазам Луны – Новолуние, Половина Луны рост, Полнолуние, Половина Луны убывание. Есть диски, орнаментальный рисунок на которых можно соотносить с числами 7 и 4. Т. е. возможно, не все изображения, которые традиционно считаются солярными надо соотносить с Солнцем, возможно некоторые из них нужно соотносить с Луной. На сколько верна эта точка зрения нам остается только гадать.
Лунницы.
Лунницы. Гнездово. X в..
Несмотря на меньшее распространение лунных знаков по сравнению с солярными, историки имеют вещественные археологические находки, которые напрямую связывают с изображением Луны. Это женские украшения, так называемые лунницы. Они, несмотря на свое название, имеют вид месяца, рога которого ( что совершенно не характерно для широт на которых жили славяне) направлены вниз.
Лунниц на местах проживания восточных славянских племен найдено большое количество. Это одно из самых распространенных женских украшений в X-XIII вв.. И, что важно для нас, ученые напрямую связывают форму лунниц с изображением месяца.
Найденные лунницы поражают большим разнообразием. Попытку их классификация предприняла Гольмстен Вера Владимировна (Гольмстен В.В. Лунницы Императорского Российского Исторического Музея. – Отчет Исторического Музея за1913 год). Она классифицировала лунницы исходя из внешних признаков, материалов и техники изготовления. Этой классификацией и продолжают пользоваться по сей день. Но, создав классификацию, Гольмстейн практически не коснулась семантики этих украшений.
Краткую и интересную попытку компиляции мнений ученых по лунницам и их классификации предприняла Наталья Хамайко в своей работе «ДРЕВНЕРУССКИЕ ЛУННИЦЫ XI-XIII ВВ.: ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ И СЕМАНТИКИ». Всем кто интересуется лунницами настоятельно рекомендую к прочтению.
Итак, можно сказать, что мнения ученых о лунницах сходятся в следующем:
Лунницы (талисман, женское украшение) попадают в восточнославянскую культуры извне. Считается что это произошло в первой половине X в. Откуда именно? Тут мнения расходятся (Восток, Византия).
Форма лунниц определенно соотносится с ночным светилом – Месяцем. Рога направленные вниз говорят о том что возможно данное украшение попало на Древнюю Русь с далекого Юга.
Лунница несомненно является чисто женским украшением. Часто обязательной частью женского головного убора или в качестве подвески на ожерелье.
Большинство ученых склоняется к той версии что лунница является языческим амулетом. Споры возникают при попытках смыслового наполнения.
Время существования лунниц на Древней Руси с X по XIII вв.
Вот в этой, скажем так вещественной части, у ученых особых расхождений нет. Расхождения начинаются при поиске смысла и попытках объяснения семантики лунниц. Были ли лунницы модным женским украшением с далекого юга или представляли собой языческий амулет, связанный с Луной и женским началом? С этим вопросом вроде бы все ясно, хотя можно подвергать сомнению существование такого языческого амулета в христианское время, скажем в XII веке и позднее на Руси. Возможно, в это время лунницы становятся не более чем просто женским украшением. Наверное к этому времени существования лунниц относятся попытки соединить языческое с православным. Именно при такой попытке русские мастера создают крестовключенные лунницы. Читайте об этом в статье «Вещественные артефакты двоеверия».
Академик Рыбаков Б. А. придерживаясь своей теории видел в орнаменте лунниц изображение небосвода со светилами, знаки земли и дождя. С другой стороны он говорил о несомненной связи лунниц с луной и полагал лунницы амулетом девушек и молодых женщин.
Даркевич В. П. то же предполагал несомненную связь лунниц с Луной, возможным семантическим наполнением считал связь с аграрной магией – ростом растений. Крестовключенные лунницы Даркевич полагал принадлежностью замужних женщин.
Предпринимались попытки прочесть тем или иным способом орнаментальный узор на лунницах, попытки свзязать орнамент с лунными циклами. В итоге можно сказать – что лунницы это наиболее часто встречающийся символ Луны в славянской и древнерусской культуре.
Что же еще?
Где еще мы можем увидеть изображения Луны – Месяца? На самом деле мало где. Как луна ведет скрытую, ночную жизнь, так и лунные знаки не спешат показываться нам на глаза. При неком допущении можно рассмотреть наличие лунарных символов на предметах связанных с созданием ткани. Например на вальках, прялках.
Височные кольца.Верхний ряд, слева-направо : семилучевое, семилопастное, семилопастное. Нижний ряд — лунничные височные кольца.
Но, особый интерес представляют в плане изображения лунарных знаков представляют для нас все те же женские украшения. Это лунницеобразные (лунничные) височные кольца и, особенно, интересные семилучевые (у Радимичей) и семилопастные (у Вятичей) височные кольца.
В лунницеобразных ( это уже ясно из названия) височных кольцах можно увидеть излображение лунницы, только перевернутой вверх рогами. Являлись ли эти кольца изображением Луны не известно, но следуя логике рассуждений – форма и принадлежность к женскому головному убору – такое вполне можно предположить. Лунничные височные кольца принадлежали культуре Смоленско-Полоцких длинных курганов и датируются VIII – X вв.
Более запутанный случай представляют из себя семилучевые и семилопастные височные кольца. Рыбаков Б. А. напрямую соотносит эти кольца с солярным культом, говоря об этих височных кольцах, как о солнечных знаках. В качестве обоснования он говорит о наличии «лучей» и круглой форме. Не дело любителю спорить с академиком, но давайте подумаем вот над чем – Луна у славян традиционно связана с женским естеством ( женские месячные циклы например), поэтому легко предположить что в украшении головного убора могут уча в стовать как солярные так и лунарные символы. У Луны как и Месяца могут быть лучи, пусть и не такие яркие как у Солнца. Плюс ко всему не надо очень внимательно рассматривать эти височные кольца что бы легко вычленить изображение Месяца, повернутого рогами вверх. Да и число лучей – 7 легко коррелируется с продолжительностью лунных фаз. Так что не будет ничего странного в версии о том что семилучевые и семилопастные височные кольца являют собой лунарные знаки.
Луна и Месяц в устной народной традиции.
В различных народных заговорах иногда Месяц упоминается вместе с Солнцем, звездами, зорями и входит в стандартную устную форму в которой призывают в свидетели и помощники небесные силы. В заговоре ночное светило может присутствовать одновременно и в двух своих ипостасях и как Месяц, и как Луна.
Заговор от колдунов, злых людей и порчи
Говор(и) в ыванскую пят(ницу) поутру на замок.
Господи, благослови, отче. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Се яз, раб имярек, стану благословя(сь), пойду перекрестяс(ь), оболоку на себя красное солнце, опояшус(ь) светлой зорей, поттычюс(ь) частыми звездами, возму в руке млад светел месяць, и пойду в чистое поле, и стречю своего аггела хранителя и Пречистую матерь Богородицу; и молюс(ь) и плачюс(ь): Покрой меня кровом своим и крылома своима и огради меня ризою своею от колдуна и от колдуниц(ы), от ведуна и от вещ(ицы), и от всякого злаго человека, и от всякой злой притчи на воды и на земли.
Источник
Влияние луны на жизнь славян
Луна, Месяц — небесное светило, устойчиво ассоциирующееся в народных представлениях с загробным миром, с областью смерти и противопоставленное солнцу как божеству дневного света, тепла и жизни. По болгарским верованиям, солнце и луна движутся в разных направлениях: луна — справа налево. В фольклоре, однако, эти два светила связываются отношением родства (то это родные братья, то брат и сестра, то муж и жена); их культы имеют много общих мотивов и ритуальных форм (при виде как восходящего солнца, так и нарождающегося месяца было принято снимать шапку, креститься и читать молитву; затмение луны, как и затмение солнца, объясняется пожиранием светила волком, псом, чертом или мифическим чудовищем и т.п.).
Лунный свет считался у всех славян опасным и вредным, особенно для беременных женщин и новорожденных, отсюда запреты выходить и выносить ребенка из дома ночью когда светит луна, и даже класть его в доме так, чтобы на него падал лунный свет. Поляки верили, что если луна “перейдет” через спящего ребенка, то ребенок заболеет; в таком случае ребенка спасали тем, что ставили на окно сосуд с водой в котором луна должна была “утопиться”. У белорусов некоторые детские болезни объяснялись тем, что “месяц засветил ребенка”; их лечили следующим образом: брали валек для белья, пеленали его в детскую пеленку и на всю ночь выкидывали на двор, чтобы на него светил месяц,— тогда дитя поправится.
Сербы и македонцы считали, что луна “пьет” жизнь человека.
У славян, как и у многих других народов, известно верование, что умершие души отправляются на месяц. Сербы по месяцу узнавали, жив или погиб кто-то из близких, кто ушел на войну или вообще находится вдали от дома. Для этого нужно было взять человеческий череп, трижды окунуть ею в ключевую воду и в полночь во время полнолуния посмотреть сквозь него на месяц. Так гадали жены о своих мужьях; считалось. что если муж жив, то жена увидит его перед собой, если же он погиб, она увидит его на месяце.
По другим представлениям, во время безлуния, т.е. во время новолуния, месяц освещает загробный мир. Мотив посещения месяцем “того света” отражен в широко распространенных заговорах от зубной боли, произносимых “на молодой месяц”. Заговаривающий спрашивает у месяца, был ли он на “том свете” и видел ли он мертвых. Далее следует вопрос, болят ли у мертвых зубы, после чего лекарь заключает: “Как у мертвецов зубы не болят, так пусть не болят и у имярек”.
В Белоруссии молитвы, читавшиеся при виде молодого месяца, посвящались душам, которые “не дождались нового месяца”, т.е. недавно умершим. Католики Боснии в этом случае читали за спасение душ тех, кто попал в ад и кого некому помянуть.
Сербы считают, что при свете луны из воды выходят души утопленников и сидят на вербах. У южных славян широко распространено поверье о том, что колдуньи могут своей ворожбой сбрасывать месяц на землю. Македонцы называют их “месечарки” и считают, что у них есть хвост и что своим колдовством они могут извести и погубить человека. В восточной Сербии существует легенда о том, что некая баба Санда сбросила месяц с неба в мельничный желоб. Там месяц пролежал два дня, и люди его видели. Он был похож на пегую корову. В других местах рассказывали, что колдунья сбросила месяц и доила его, как корову.
У всех славян в прошлом, а во многих регионах и до последнего времени сохраняется лунное время — традиционная система счета времени по фазам Луны, хотя одна и та же фаза может оцениваться то как благоприятная, то как неблагоприятная или опасная для того или иного предприятия. Время молодого, растущего месяца обычно трактуется как благоприятное для начала любых работ, особенно для роста, для всего растущего, развивающегося. С полнолунием связано представление о добром времени для земледельческих работ, ибо полнота месяца сулит богатый урожай. Время безлуния, предшествующее нарождению нового месяца, повсеместно считается крайне неблагоприятным и опасным, как всякая пространственная или временная граница (порог, межа; полночь, полдень и т.п.). Человек или животное, зачатые в такие дни, по представлениям болгар, не будут жить, рано умрут. У всех славян известно верование, что ребенок, родившийся в «гнилые» дни, «на межах», «на перемене», останется бесплодным, бездетным. В Полесье остерегаются начинать какое-либо дело в «пустые» дни: не сеют и не сажают, не водят на случку скот, не покупают скот, не заготавливают урожай, не отправляются в дальнюю дорогу. Все эти представления об опасности безлуния связаны с верованиями, согласно которым месяц в это время освещает потусторонний мир — мир мертвых.
Полнолуние у славян Полнолуние – самый магический день в месяце. Полнолуние – это сила. Энергия Луны в Полнолуние достигает своей максимальной мощности. В это время Луна становится как бы мощным проводником, через который её энергия изливается в Мир.
Ритуалы и практики в полнолуние. Полнолуние является самым благоприятным периодом для проведения ритуалов очищения от негатива – это касается как ритуалов на очищение пространства, так и ритуалов для очищения, снятия порчи, избавления от всего ненужного.
Известно, что целители-травники собирают многие растения для своих практик исключительно в полнолуние, поскольку в этот период травы обладают наибольшей целебной силой.
Затмение солнца или луны в народной традиции Затмение солнца или луны — природное явление, которому в народной традиции приписывается отрицательное воздействие на людей; объясняется преимущественно злокозненными действиями демонов; нередко воспринимается как Божья кара за грехи людей или как предвестие бедствий (войн, голода, мора и т.п.), ср. Землетрясение.
Представления о столкновении Солнца с Месяцем как причине Затмения известны украинцам и полякам: считается, что Месяц «влезает» на Солнце; ночное светило «дерется» с дневным; послужив некоторое время, солнце и луна «меняются», при этой «смене» они могут столкнуться и упасть на землю, отчего произойдет светопреставление.
Всем славянам известны поверья о Затмении как результате нападения вредоносных демонов на небесные светила. Мифические существа якобы пожирают месяц или солнце. Эти действия приписываются, например, волколаку, что засвидетельствовано еще в сербском Номоканоне по списку 1262 г.: «Влькодлаци лоуноу изедоше или слнце»; змееподобным летающим демонам, драконам; животным — волку, псу, в том числе мифическим: например, шестипалым волку, вепрю, быку (восточная Сербия); нечистой силе, «злым духам». По поверьям украинцев Закарпатья, Затмение. происходит, когда солнце поедает летающий змей шаркань или «его хтять крилатиi вовкулаки зъiсти». Связь змеи с Затмением отмечается в польских поверьях: убитые и оставленные на солнцепеке уж, змея или другое пресмыкающееся вызывают Затмение (Галиция); греющиеся на солнце змея или уж вызывают «болезнь» солнца, отчего происходит Затмение.
Нередко считается, что Затмение происходит оттого, что мифологические персонажи закрывают, заслоняют собой небесные светила. По польскому поверью, Затмение возникает тогда, когда летающий змей прикрывает собой солнце. Мотив змея-дракона, готового заслонить (или поглотить) солнце встречается в изобразительном искусстве — на болгарских церковных фресках и др.
Затмение может быть результатом кражи солнца или месяца, приписываемой ведьмам, колдунам-чернокнижникам, дьяволу. Черногорцы полагали, что Затмение вызывают дьяволы, захватывая в плен небесные светила. У западных и восточных славян считается, что ведьмы и колдуны с помощью магических действий могут вредить небесным светилам, вызывая их Затмение. По карпатским и южнославянским представлениям, светила похищают с неба ведьмы,Затмение отчего происходит Затмение. Преимущественно в Болгарии распространены поверья о том, как ведьмы «сваливают» месяц (реже — солнце) на землю и «выдаивают» его как корову.
При угрозе Затмения предпринимались защитные действия с целью отгона от светил опасных демонических персонажей, в основном, создание шума — стрельба из ружей, громкие крики, стук и звон посудой и металлическими предметами. Например, в Шумадии (Сербия) при Затмении солнца или месяца говорят, что нужно разогнать крылатых драконов — хал, для чего стреляют из ружей в направлении светила, звонят в колокола, колокольчики для скота, стучат кастрюлями и т.п.
По украинским народно-православным представлениям, Бог допускает Затмение для покаяния и исправления людей, давая им возможность почувствовать тяжесть («тьму») их грехов. Представляя солнце в образе мужчины, а луну — женщины, жители Подольской губ. считали, что светила закрывают свои лица руками, чтобы не видеть людских грехов.
Затмение луны и солнца — это знамение конца света, предвестник войны, эпидемии, болезней, мора, голода, неурожая, пожара, наводнения, гибели державы или царства и других крупных потрясений. Нередко эти природные явления привязываются к конкретным историческим событиям. Так, у южных славян Затмение солнца считалось предвестием поражения сербов и болгар от турок, гибели христианства, в то время как Затмение месяца сулило гибель туркам. В «Слове о полку Игореве» Затмение солнца оказывается в ряду символических знамений несчастного конца похода.
Источник Во время Затмения крестьяне Владимирской губ. для того чтобы избежать беды, надевали чистое белье, зажигали пасхальные свечи и окуривали себя ладаном. На Витебщине полагали, что если солнечное Затмение застанет человека или животное в открытом поле, то мало кто из них проживет больше года. По верованиям западных славян и словенцев, Затмение вредно для здоровья людей и скота, поскольку в это время с неба падает некая пыль, заражающая воздух. При Затмении, как полагают поляки, следует спрятаться под крышу, загнать в помещения скот, закрыть колодцы, чтобы «затмение» на них не попало и не отравило бы все вокруг. (Плотникова А.А. Славянская мифология)
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов