Меню

Луну он полюбил пушкина

«Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звезды, и луну…»

Он рощи полюбил густые,
Уединенье, тишину,
И ночь, и звезды, и луну,
Луну, небесную лампаду,
Которой посвящали мы
Прогулки средь вечерней тьмы,
И слезы, тайных мук отраду…

Эти строки Пушкина из «Евгения Онегина» (2 глава) посвящены Ленскому, влюбленному молодому поэту. Пушкин видит во Владимире себя. Эти строки созвучны со стихотворением, написанным в 1818 году, когда Пушкину шел девятнадцатый год:

«…В сени пленительных дубрав,
Я был свидетель умиленный
Ее младенческих забав.»

Пушкин самозабвенно любил русскую природу, посвятил ей немало замечательных строк. Он умел сливаться с природой, растворившись в ней слушать ее чарующие звуки. Даже в ночной тишине леса можно слышать стрекотание сверчков, удаленное уханье совы, треск веток, шум листвы от набежавшего ветра.

Пушкин признается, что в юности Луна была для него и его сверстников небесною лампадой. А спустя годы он стал видеть в ней замену тусклых фонарей.

Правда, у Ленского не было причин лить слезы, в отличие от Пушкина. В имении Лариных его принимали радушно, сама Ольга была и ним весела и нежна. Ей Ленский посвящал свои элегии, над которыми Онегин мог в глубине души иронизировать, но, не говоря ничего Ленскому, чтобы не обижать друга лишний раз своим скепсисом.

Она поэту подарила
Младых восторгов первый сон,
И мысль об ней одушевила
Его цевницы первый стон.
Простите, игры золотые!
Он рощи полюбил густые,
Уединенье, тишину,
И ночь, и звезды, и луну,
Луну, небесную лампаду,
Которой посвящали мы
Прогулки средь вечерней тьмы,
И слезы, тайных мук отраду…
Но нынче видим только в ней
Замену тусклых фонарей.

Источник

Он рощи полюбил густые,
Уединение, тишину,
И ночь, и звезды, и луну,
Луну, небесную лампаду,
Которой посвящали мы
Прогулки средь вечерней тьмы,
И слезы, тайных мук отраду
Но нынче видим только в ней
Замену тусклых фонарей.

— Евгений Онегин (Александр Сергеевич Пушкин), 58 цитат

ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ

ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ

Многие учения схожи с оконным стеклом. Мы видим истину сквозь него, но оно же и отделяет нас от истины.

Уйди в тишину, и ты увидишь, кому ты нужен…

Мы становимся слепыми к тому, что видим каждый день. Но каждый день разный, и каждый день является чудом. Вопрос только в том, чтобы обратить внимание на это чудо.

В этой жизни я могу найти замену любой вещи, но я никогда не найду замену своей жене и детям.

Благодарить мужчину нужно только в двух случаях. Если Он уходит из твоей жизни раз и навсегда. Или если остается в ней раз и навсегда.

О чем ты думаешь… когда ты смотришь на луну?
Я? — «О тебе… и чуточку о вечном…»
Что в этом мире мы, — не бесконечны,
Но каждый хочет, отыскать свою звезду.

Где бы ни был каждый из нас, мы всегда будем видеть одну луну.

Бог полюбил птиц и создал деревья. Человек полюбил птиц и создал клетки.

Никогда не игнорируй человека, который заботится больше всего о тебе. Потому что в один прекрасный день, ты можешь проснуться и понять, что потерял луну, считая звёзды.

Источник

Луну он полюбил пушкина

Здравствуйте уважаемые.
Продолжаем с Вами разбор «Евгения Онегина». В предыдущий раз мы с Вами остановились вот тут:http://id77.livejournal.com/1113526.html
Итак.

Чуть отрок, Ольгою плененный,
Сердечных мук еще не знав,
Он был свидетель умиленный
Ее младенческих забав;
В тени хранительной дубравы
Он разделял ее забавы,
И детям прочили венцы
Друзья соседы, их отцы.
В глуши, под сению смиренной,
Невинной прелести полна,
В глазах родителей, она
Цвела как ландыш потаенный,
Не знаемый в траве глухой
Ни мотыльками, ни пчелой.

Тут у нас появляевяется впервые представитель семейства Лариных — младшая Ольга, в которую с детства влюблен Ленский, и коим прочили брак. Благо, соседи

Она поэту подарила
Младых восторгов первый сон,
И мысль об ней одушевила
Его цевницы первый стон.
Простите, игры золотые!
Он рощи полюбил густые,
Уединенье, тишину,
И Ночь, и Звезды, и Луну,
Луну, небесную лампаду,
Которой посвящали мы
Прогулки средь вечерней тьмы,
И слезы, тайных мук отраду.
Но нынче видим только в ней
Замену тусклых фонарей.

В общем, страдал парень. Вздыхал в одиночестве при Луне. Идилия и романтизм 🙂 Это еще глубже подчеркивает упоминание цевницы. Это не то, о чем Вы подумали в первую секунду — это такой старинный духовой инструмент, а в данном конкретно случае этакий символ идиллической поэзии. А вот «младых восторгов первый сон» — это именно то — наверняка поллюции :-))

Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила,
Глаза как небо голубые;
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан,
Всё в Ольге. но любой роман
Возьмите и найдете верно
Ее портрет: он очень мил,
Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно.
Позвольте мне, читатель мой,
Заняться старшею сестрой.

Читайте также:  Сколько дней полета до луны

Ольга и Владимир
Не очень так автор хорошо отзывается об Ольге. Этакая миленькая блондинка, приятная во всех отношениях, но пустая, а значит скучная. Думаю, мало кто из девушек был бы обрадован, прочитав столь уничижительную характеристику. Впрочем, оговаривается Пушкин, что прежде он сам подобными барышнями увлекался, но они ему уже очень наскучили. Но все равно, как то даже немного обидно за Ольгу 🙂

Ее сестра звалась Татьяна.
Впервые именем таким
Страницы нежные романа
Мы своевольно освятим.
И что ж? оно приятно, звучно;
Но с ним, я знаю, неразлучно
Воспоминанье старины
Иль девичьей! Мы все должны
Признаться: вкусу очень мало
У нас и в наших именах
(Не говорим уж о стихах);
Нам просвещенье не пристало
И нам досталось от него
Жеманство, — больше ничего.

ТАДАМ! Появляется второй главный персонаж этого замечательного романа в стихах — старшая сестра Татьяна Ларина. Она была на год старше Ольги и ей должно быть около 18 лет. Пушкин отмечает. что это старинное, а значит не очень популярное в то время имя. Им редко называли дворянских девочек. Интересно, что после опубликования романа ситуация изменилась на противоположную :-)) Имя означает устроительница, учредительница, повелительница, устанавливающая, поставленная, назначенная.

Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела
И часто целый день одна
Сидела молча у окна.

Опять-таки странная вещь. Вот автор вроде бы считает, что Татьяна менее внешне привлекательна, да и вовсе «дика» чем Ольга (а кому из девушек это может понравится), но вот с первых строчек видно, что она более симпатична ему. Более интересна, более глубока, в ней есть тайна, бушующие внутри страсти.

Задумчивость, ее подруга
От самых колыбельных дней,
Теченье сельского досуга
Мечтами украшала ей.
Ее изнеженные пальцы
Не знали игл; склонясь на пяльцы,
Узором шелковым она
Не оживляла полотна.
Охоты властвовать примета,
С послушной куклою дитя
Приготовляется шутя
К приличию, закону света,
И важно повторяет ей
Уроки маминьки своей.

Но куклы даже в эти годы
Татьяна в руки не брала;
Про вести города, про моды
Беседы с нею не вела.
И были детские проказы
Ей чужды; страшные рассказы
Зимою в темноте ночей
Пленяли больше сердце ей.
Когда же няня собирала
Для Ольги на широкий луг
Всех маленьких ее подруг,
Она в горелки не играла,
Ей скучен был и звонкий смех,
И шум их ветреных утех.

Ни вышивание, ни игры, ни игрушки, а рассказы (тем более страшилки) ей более интересны. Она одиночка. Любит размышлять и следить за жизнью со стороны.

Елизавета Ксаверьевна Воронцова — один из возможных прототипов Татьяны Лариной.

Она любила на балконе
Предупреждать зари восход,
Когда на бледном небосклоне
Звезд исчезает хоровод,
И тихо край земли светлеет,
И, вестник утра, ветер веет,
И всходит постепенно день.
Зимой, когда ночная тень
Полмиром доле обладает,
И доле в праздной тишине,
При отуманенной луне,
Восток ленивый почивает,
В привычный час пробуждена
Вставала при свечах она.

Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо.
Отец ее был добрый малый,
В прошедшем веке запоздалый;
Но в книгах не видал вреда;
Он, не читая никогда,
Их почитал пустой игрушкой
И не заботился о том,
Какой у дочки тайный том
Дремал до утра под подушкой.
Жена ж его была сама
От Ричардсона без ума.

Рано начала читать, благо папенька не запрещал, а маман на некоторые книги вообще смотрела благосклонно. Не знаю, правда, зачем молодой девушке Руссо, но вот с Самюэлем Ричардсоном все понятно 🙂 Как-никак родоначальник «чувствительной» литературы XVIII и начала XIX вв. Думаю, самым популярным дамским романом того времени была его «Кларисса, или История молодой леди»
Она любила Ричардсона
Не потому, чтобы прочла,
Не потому, чтоб Грандисона
Она Ловласу предпочла;
Но в старину княжна Алина,
Ее московская кузина,
Твердила часто ей об них.
В то время был еще жених
Ее супруг, но по неволе;
Она вздыхала о другом,
Который сердцем и умом
Ей нравился гораздо боле:
Сей Грандисон был славный франт,
Игрок и гвардии сержант.


Сэр Чарльз Градинсон
Правда тут же идет пояснение, почему именно Татьяна любила Ричардсона. Обычные женские штучки, внушенные более старшей и опытной кузиной. Московская кузина Алина, которая еще промелькнет на страницах романа впоследствии. Вообще, Московская кузина — это устойчивая сатирическая маска, соединение провинциального щегольства и манерности того времени. Но речь не о том. Алина благосклонно принимала ухаживания своего будущего мужа, но мечтала о другом — франте и гвардейце. Пусть Вас не смущает звание — в гвардии служили дворяне, просто герой ее был еще молод.
Ну и наконец, надо упомянуть, строчки «что Не потому, чтоб Грандисона / Она Ловласу предпочла» Первый — герой безукоризненной добродетели, второй — коварного, но обаятельного зла. Имена их сделались нарицательными и взяты из романов Ричардсона.
Продолжение следует.
Приятного времени суток.

Читайте также:  Открытки ночь луна цветы

Источник

Пушкин и Анна Оленина

Стихотворение из цикла «Музы Пушкина»

Оленина. Её глаза —
Глаза смешного оленёнка!
У этой девушки душа
Не взрослого, ещё ребёнка.

В ней много резвости девчонки,
НежнА в пожатии рука.
Порой — задумчива слегка,
Порою — ласковей котёнка.

То страшно дерзка и резкА,
То так по-детски молчалива.
Романса звонкая строка
Звенит в устах её красиво.

Поэт влюблён, наверняка.

Стучат задумчиво в тиши
По крыше капли дождевые.
И ночи чёрные зрачки
Следят, усталые, больные.

Тоска. Ужасная тоска.

Он полюбил. Аннет резвА,
Улыбчива и очень нежна.
И Пушкин верит, что, наверно,
Она ему судьбой дана.

Так сердцу чуткому милА

Но нет! Отвергнут был поэт.
Он сватался. Её родные
То предложение отклонили.
Ведь он в опале. Дан ответ.

Увы! Надежды больше нет.

Её заплаканны глаза.
Как смотрит грустно и смиренно!
Да, счастье в нашей жизни бренно.
Он полюбил так откровенно,

Её прославив на века.

Милая очаровательная Лёля, Анечка, Аннет! Пушкин знал её подростком, маленькой девочкой. И вот вернувшись в Петербург из ссылки в Михайловское, он встречает её уже обворожительной девятнадцатилетней девушкой, признанной красавицей и покорительницей мужских сердец. Оленина обладала прекрасным голосом, она пела и даже сама писала музыку и стихи для романсов, пробовала она себя не только в музыке и стихах, но и в прозе. Обладала грацией, ловко держалась в седле, изящно танцевала.
В семнадцать лет она была пожалована во фрейлины к Императрицам Марии Федоровне и Елизавете Алексеевне, она считалась одной из самых блестящих красавиц николаевской эпохи.
Была она небольшого роста, миниатюрна, с золотисто-русыми кудрями и необыкновенно живыми глазами.
Анна Алексеевна Оленина дочь известного мецената и ученого, устроителя и директора Императорской публичной библиотеки, а позднее — Президента Академии художеств и члена государственного совета — Алексея Николаевича Оленина. Любимая дочь! Он много старания вложил в ее воспитание, образование.
Дом Олениных всегда был гостеприимным и хлебосольным, здесь собиралось изысканное литературное общество.
Мать Анны Олениной — Елизавета Марковна Оленина, урожденная Полторацкая, «была исполнена доброжелательства ко всём. Ей всегда хотелось, чтобы все у нее были веселы и довольны. Ни в каких гостях нельзя было найти столько образованной приветливости! В их доме так искусно сочетались приятности европейской жизни с простыми обычаями русской старины». Так современники описывали дом Олениных.
Анне Олениной посвящали стихи Гнедич и Козлов, она была знакома с Грибоедовым, Батюшковым, Кипренским, Брюлловым, Вяземским, Гагариным, Алябьевым. Одним из самых близких приятелей её отца был Иван Андреевич Крылов.
Остроумный Вяземский называл Лёлю Оленину «бойкой штучкой» и говорил, что она «мала и резва, как мышь». Пушкин вторил своему другу, называя ее «драгунчиком». Увлечение Пушкина оказалось не шуточным, хоть в нем и было много игры и шутливого флирта.
В 1828 году весной он почти ежедневно встречался с ней в Летнем саду, куда ходил гулять вместе с Вяземским и Плетневым. Именно к этому периоду относится стихотворение Пушкина » Её глаза», где Пушкин посвящает Лёле такие строки:

Глаза Олениной моей!
Какой задумчивый в них гений,
И сколько детской простоты,
И сколько томных выражений,
И сколько неги и мечты.
Потупит их с улыбкой Лёля —
В них скромных граций торжество;
Поднимет — ангел Рафаэля
Так созерцает божество.

Юной придворной красавице, конечно, льстили ухаживания знаменитого поэта. В своём дневнике она называет Пушкина «самым интересным человеком своего времени».
Девятнадцатилетняя Аннет так оценила его душевные качества и внешность:»Бог, даровав ему гений единственный, не наградил его привлекательной наружностью. Лицо его было выразительно, конечно, но некоторая злоба и насмешливость затмевали тот ум, который виден был в голубых, или, лучше сказать, стеклянных, глазах его.
Арапский профиль, заимствованный от поколения матери, не украшал лица его. Да и прибавьте к тому ужасные бакенбарды, растрепанные волосы, ногти, как когти, маленький рост, жеманство в манерах, дерзкий взор на женщин, которых он отличал своей любовью. Итак, все, что Анна могла сказать после короткого знакомства, есть то, что он умен, иногда любезен, очень ревнив, несносно самолюбив и неделикатен.» Короче, юная Лёля не была влюблена в Пушкина. Она не сумела разглядеть в Пушкине душевной теплоты и желания ей понравиться.
Лёля Оленина восторженно восхищалась его увлекательной поэзией. Она кокетничала с поэтом, выбирала его для танцев. И сияла от радости, когда поэт приглашал на танец её потому, что это была честь, которой многие девушки завидовали.
Пушкин ей посвящает слова прекрасного романса, которые он пишет на музыку М. И. Глинки.
М. И. Глинка как-то наиграл на фортепиано грузинскую мелодию. Сказав, что её ему сообщил Грибоедов. Кто-то из присутствующих заметил, что хорошо бы сделать из этой мелодии романс для пения. Пушкин вызвался написать слова.

Читайте также:  Виноград кишмиш капли луны

Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной:
Напоминают мне оне
Другую жизнь и берег дальный.
Увы, напоминают мне
Твои жестокие напевы
И степь, и ночь, и при луне
Черты далекой, бедной девы.
Я призрак милый, роковой,
Тебя увидев, забываю;
Но ты поешь — и предо мной
Его я вновь воображаю.
Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной:
Напоминают мне оне
Другую жизнь и берег дальный.

В мае 1828 года Пушкин с Вяземским и Мицкевичем были приглашены в имение Олениных под Петербургом Приютино. Здесь между Пушкиным и Лёлей Олениной было много и игры, и шутливого флирта, но поэт, подумывавший в это время о женитьбе, в своих рукописях легким росчерком нарисовал ее профиль, а под ним сделал запись по-французски: «Аннет Оленина» — «Аннет Пушкина», потом густо зачеркнул ее.
Пушкин шутит, дурачится, строит планы. А Лёля не замечает, что внутренне он вполне серьезен и нежен к ней, относится даже как-то по-отечески. Все вокруг говорят о его желании жениться на ней, все так иронично, и, как всегда, вокруг Пушкина зависть и интриги.
Камер-юнкер Штерич, страшный болтун и сплетник, говорит ей: «Вам передавали, не правда ли, что Пушкин сказал: «Мне бы только с родными сладить, а с девчонкой уж я слажу сам». Пушкин не произносил этой фразы!
Позже она будет вспоминать: «Я была в ярости от речей, которые Пушкин держал на мой счет. Опять он считает меня девчонкой!»
Пушкин посватался к Олениной в 1829 году, но родители её были к нему неблагосклонны. Александр получил решительный отказ от Олениных. Родители не хотели, чтобы их дочь вышла замуж за «гуляку праздного»- пусть и признанного поэта, который был под надзором полиции. Анна не противилась родителям и быстро согласилась с их решением. Свадьба не состоялась. И этому было несколько причин.
Особенно настойчиво хотела отказать поэту мать Анны. Видимо, ей были известны прежние увлечения поэта, ее родной племянницей была А.П. Керн, и для Елизаветы Марковны не было секретом, кому посвятил поэт свое «Я помню чудное мгновенье. »
На именинах Елизаветы Марковны, после отказа, Пушкин был грустен. Аннет записала: «Прощаясь, Пушкин мне сказал, что он должен уехать в свое имение, если, впрочем, у него хватит духу, — прибавил он с чувством».
Пушкин при расставании написал в альбом девушки стихотворение, в котором так прекрасно воплотилась его нежность и страсть к Аннет:

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.

Анне Олениной были посвящены такие стихотворения, как: «Её глаза», «Пустое Вы сердечным ты…», «Не пой красавица при мне», «Я вас любил».

Иллюстрация — Художник Г.Г. Гагарин портрет Анны Алексеевны Олениной — 1833г, бумага, графитный карандаш. Государственный музей им. А.С.Пушкина, Санкт-Петербург.
Князь Григорий Григорьевич Гагарин — русский художник-любитель, исследователь искусства, архитектор, обер-гофмейстер двора Его Императорского Величества, вице-президент Императорской Академии художеств. Познакомился с Пушкиным в 1832 году и вскоре начал иллюстрировать его произведения. Известны рисунки Гагарина к «Руслану и Людмиле», «Сказке о царе Салтане», «Пиковой даме». Стихи Пушкина, обращенные к Олениной, были напечатаны в альманахах «Северные цветы» и «Северная звезда».
Гагарин запечатлел образ девушки, вдохновившей поэта. Он сам бывал гостем в семье Олениных. Хорошо знал Лёлю Оленину.
Это один из лучших женских портретов художника.

Источник

Adblock
detector