Люди могут достигнуть луны
В последние годы опубликовано много отчетов о полетах космических кораблей, управляемых автоматами или человеком. Сюда относятся полеты росийских и американских орбитальных станций, вокруг Земли и запуски управляемых ракет к Венере, Марсу и другим планетам. Конечно, самыми примечательными из этих космических полетов являются полеты «Аполло» на Луну. В этом разделе мы посмотрим, что говорил Шрила Прабхупада об этих полетах. Для начала обсудим ведическую концепцию космического полета.
Ведическая литература многократно обращается к идее путешествий к планете на планету через космическое пространство. Некоторые существа, такие, как великие йоги и полубоги, могут переноситься из одной части Вселенной в другую, используя мистический сиддхи. Наделенные этой мистической мощью существа неподвластны действию обычных пространства и времени и не нуждаются в каких-либо аппаратах для таких перемещений. Однако, как говорилось в главе 5, различные аппараты также используются для межпланетных путешествий и те же существа, способные преодолевать пространство по своей воле, обычно пользовались такими машинами.
Эти аппараты, обычно называемые вимонами, можно разделить на две категории; собственно космические корабли (ка-ната-вайю) и аппараты, управляемые психической энергией (акама-патака). (SB 4.12.27р). В S.В.4.6.27р. упоминаются миманы, движимые силой мантр и гимнов, в ССАL 5.22р имеются замечания, что летательные аппараты Сатьялоки управляются не грубой механической силой (янтра), а психической энергией (мантра).
Такие аппараты используются для передвижения в многократных областях пространства высших планетных систем. Интересно отметить, что лебедь Брахмы, похоже, является не живым существом, а именно летательным аппаратом такого типа. (SB 3.24.20р) Кроме того, хотя йоги и обладают способностью перемещаться в пространстве по своей воле, мы читаем в Бхагаватам, что во время уничтожения материального творения йоги и обитатели Махалоки используют летательные аппараты для полета на Сатьялоку, чтобы уйти от огня Ананты. (SB 2.2.26) В SB 2.2.23р Шрила Прабхупада утверждает, что при использовании материальной энергии, независимо от того, грубой или тонкой, неевозможно подняться в вертикальное измерение выше Сваргалоки или Джаналоки. Это предполагает, что в небесных мирах, летающих ниже Тапалоки или Сатьялоки существует множество тонких машин, которые не способны достичь этих миров.
Многократно упоминаются виманы полубогов, которые, похоже, использовались как личные космические корабли. Действие этих машин, как и самих полубогов, лежит за пределами наших обычных грубых ощущений. Имеются, однако, сведения о более мощных кораблях, упоминаемых, например, в предании о летающем городе Кардамы Муни. (SВ 3.33.15р) и, конечно, в описаниях трансцедентальных виман, аналогичных той, что доставила Дхруву Махараджу на Вайкунтху (SB 4.12.34р).
Вплоть до времени Махараджи Парикшита виманы полубогов регулярно посещали Землю (SB 1.19.18р), и некоторые земляне, вроде Шалвы, могли познакомиться с ними поближе, относясь к полубогам с уважением и оказывая им какие-либо услуги. Похоже, что в те времена даже материалистически настроенные люди были хорошо осведомлены о существовании высших существ и вместо попыток развития собственной техники люди, естественно, обращались к полубогам для удовлетворения творения своих материальных нужд. Однако, с наступлением Кали-юги Земля (или, по крайней мере, доступная нам ее часть) попали под своего рода небесный карантин, и сообщение с высшими планетами существенно сократилось. (SB 2.6.29р)
Однако, весьма вероятно, что полеты на другие планеты иногда бывают возможны для разумных существ и во время Кали-юги. В SB 2.7.37 мы читаем: «Когда атеисты, овладев ведической наукой, уничтожают обитателей многих планет, летая невидимыми по небу в ракетах, искуссно сконструированных великим ученым Майей, Господь помрачит их умы, приняв притягательный облик Будды и будет проповедовать субрелигиозные (моральные) принципы». Согласно Шрила Дживе Госвами, в этом примечательном стихе имеются в виду не нынешняя Кали-юга, а другая.
Можно заключить, что в этот век атеистически настроенные люди Земли создали технику, позволяющую в какой-то степени перемещения в областях высших измерений, и были способны поколебать авторитет полубогов.
6.с.1 Полет на Луну.
Шрила Прабхупада часто говорил, что астронавты в действительности ни-
когда не были на Луне. Так как это очень спорная тема, мы будем рассматривать его замечания более подробно. Как мы увидим, их можно разделить на две категории: 1) полубоги никогда не допустят людей на высшие планеты, так как люди недостойны этого; 2) астронавты не обнаружили несметных богатств, которые в действительности есть на Луне, и следовательно, не может быть, чтобы они там побывали.
В SB 1.5.18р Шрила Прабхупада говорит следующее: «Некоторые пытаются достичь Луны или других планет с помощью механических средств. Но этого никогда не будет. По законам Всевышнего, разумные существа разных видов должны жить в разных местах, соответственно образу своей деятельности.» По его словам Луна, Венера и Солнце недоступны «неразумным ученым», поскольку они являются высшими планетами, доступными только существам, действующим в гуне благости (SB 2.8.14р). Он сказал также, что попытки ученых достичь Луны так-же демоничны как нападение Раху (SB 5.8.14), и что такое путешествие будет прервано Индрой, который обычно препятствует посещению небесных планет недостойными людьми (SB 8.11.5р). Таким образом, одной из причин, по которой астронавты не могут достичь Луны, является «иммиграционная политика» полубогов.
Шрила Прабхупада часто ссылался на тот факт, что астронавты увидели Луну не такой, как она описана в Бхагаватам, как на доказательство того, что они на ней не были. Так, он замечает, что астронавты никого не встретили на Луне, не говоря уже о встрече с лунным божеством.» (SB 4.22.54р) По его словам (SB 6.4.6р и 8.5.34р), так как бог Луны является покровителем растительности, то она должна быть на Луне, хотя ученые и утверждают, что Луна — это голая пустыня. В SB 2.3.11р, 8.2.14р и 8.22.32р содержатся замечания о том, что недостаток знания о жизни на высших планетах служит доказательством того, что полет на Луну закончился неудачей. А в SB 10.3.27р говорится, что, поскольку достигший Луны должен жить 10 000 лет, то ясно, что астронавты там не были.
Шрила Прабхупада высказал также несколько замечаний относительно многомерного характера путешествия на Луну. Так в SB 1.9.45р он скептически отзывается о возможностях механических транспортных средств и необходимости более тонких методов. Комментарий SB 3.32.3р говорит нам, что «невозможно достичь луны с помощью материального аппарата, как, например, спутник», хотя вполне возможно перебросить грубый материальный объект в пространстве на тысячи и даже миллионы миль. Наконец, Шрила Прабхупада напоминает, что для того, чтобы достичь орбиты Луны, необходимо сначала пересечь озеро Манаса и гору Шумеру (LB, стр.49). Как мы уже говорили, любой путь к Луне проходит через эти объекты.
Как мы полагаем, утверждения Шрилы Парбхупады о том, что астронавты не достигли Луны, имеет в виду путешествие в связанный с Луной мир высших измерений. С ведической точки зрения естественно понимать «путешествия на Луну» именно в этом смысле. В конце концов, если с Луной действительно связан один из высших миров, то не найдя в путешествии ничего, кроме скал и пыли, нельзя считать, что побывал на Луне.
В интервью, данном журналистам в 1968 году Шрила Прабхупада подчеркивал, что человеческое тело не приспособлено к жизни на Луне. Когда его спросили, не могут ли космические костюми решить эту проблему, он сказал, что существуют научные методы, позволяющие изменить природу наших тел, сделав их пригодными к жизни на Луне. Но до того еще очень далеко, а космические скафандры делу не помогут.
На вопрос репортера о возможности увидеть обитателей Луны, Шрила Прабхупада ответил, что они «почти невидимы» и имеют тонкие материальные тела. (CN, стр.179) Это означает, что мир полубогов, включая их жилища, пищу, транспорт и т.д., также невидимы для нас. Согласно нашему определению такой мир относится к высшим измерениям; он невидим для нас, но не для населяющих его существ. Чтобы войти в него, необходимо нечто большее, чем просто скафандр: нам понадобится также «невидимое» тело, которое может взаимодействовать с миром лунных полубогов.
Это оставляет открытым вопрос, действительно ли астронавты совершили путешествие в трехмерном пространстве на ту Луну, которую мы наблюдаем на небосклоне. Как мы уже говорили, любой мир многомерного пространства может иметь проекцию в нашем трехмерном пространстве, точно также, как адрес офиса в Нью-Йорк-Сити, имеющий три координаты (авеню, стрит и этаж) содержит двумерную проекцию (авеню и стрит). Астронавты могут добраться до этой проекции лунного мира, не совершая выхода в высшие измерения, необходимого, чтобы действительно достичь царства Чандры.
Это можно сравнить с посещением земного Вриндавана, не имея достаточно сенсорных способностей, чтобы ощущать духовный мир, связанный с этим местом.
Такой ход событий, определенно, возможен, хотя мы не можем точно знать, так ли это. Другая возможность состоит в том, что астронавты на каком-то этапе полета были введены в заблуждение полубогами, и, возможно, никогда не достигли видимой нами Луны. Так, например, Шрила Прабхупада полагает, что их «посадили на планету Раху.» (SB 4.29.69р) Возможно также, что отчет о полете на Луну представлен нам в намеренно искаженном виде. Шрила Прабхупада неоднократно выражал сомнение в частности исследователей Луны, и в частных разговорах и в Бхагаватам. S. 17.4р
Мы приходим к мысли, не является ли путешествие на Луну фальшивкой?
Очевидно, это очень больной вопрос, и мы не можем с опрделенностью разрешить его в ту или иную сторону. Здесь мы приведем только один факт, на наш взгляд, говорящий о том, что опубликованные отчеты о полете, возможно, содержат подтасовки. На рисунке 18 приведена опубликовання в официальной прессе фотография лунного модуля «Аполло» на поверхности Луны. (МSF, стр.397)
Рис. 18. Официальная фотография НАСА, изображающая лунный модуль на поверхности Луны. Почему на ней не видно никаких следов, оставленных при спуске тяжелого аппарата с реактивным двигателем на легкую поверхность Луны?
Ясно видимые отпечатки стоп подтверждают сообщения астронавтов, что лунная поверхность покрыта мягкой пылью. Под модулем, в футе от лунной поверхности виден ракетный двигатель лунного модуля.
Во время спуска на поверхность Луны этот двигатель должен был работать продолжительное время, чтобы погасить инерцию и осуществить легкую посадку. Учитывая, что величина поля тяготения Луны в 6 раз меньше земного, вес модуля на Луне без учета топлива, предназначенного для посадки составляет 1300 кг.
(МSF, стр.298) Возникает вопрос, почему при посадке с работающими двигателями не осталось заметных следов в мягком грунте под лунной кабиной? Согласно программе полета, двигатель включается на высоте всего лишь 1,52 метра над лунной поверхностью (MSF, стр.300) При этом реактивная струя должна оставить в мягком грунте заметный кратер. Однако, ни на этом снимке, ни на других подобных незаметно вообще никаких следов посадки.
В итоге можно сказать, что Шрила Прабхупада отвергал сообщения о посещении людьми Луны на том основании, что люди по общему уровню своего сознания не могут быть допущены на высшие планеты. Это, по его мнению, подтверждается и описанием этого путешествия, сделанным самими астронавтами. Он отметил также, что методы, основанные на использовании грубой материальной энергии не годятся для достижения высших планет. Кроме этих жестких утверждений он высказал ряд предположений, чем же в действительности мог оказаться этот полет, и выразил сомнения в откровенности людей, занятых космическими исследованиями. Эта область предоставляет больше возможности для мистификации и обмана, и мы видим некоторые примеры такой мистификации. Однако, получить убедительные данные о широкомасштабной мистификации в этой области — дело весьма трудное, и, возможно, опасное.
Согласно Бхагаватам, наша Вселенная содержит внутреннюю сферу диаметром 4 миллиарда лишь окруженную семью оболочками. В этом разделе мы рассмотрим сведения из Бхагаватам о природе и размерах этих оболочек и сравним их с данными современной космологии об отдаленных областях Вселенной.
Современная западная космология считает, что природа Вселнной одинакова во всех ее частях. Все пространство описывается при этом в рамках одной и той же геометрии. Предполагается, что материя существует в пространстве, и что физические законы, открытые в земных лабораториях, управляют движением материи во всех частях Вселенной. Таким образом, считается, что различные физические условия в различных областях Вселенной обусловлены различной организацией материи, временно сложившейся в этих областях.
В качестве геометрической основы Вселенной исторически была выбрана трехмерная геометрия Эвклида. В соответствии с этим, Вселенная считается простирающейся бесконечно одинаково по всем направлениям (изотронной). В последние годы, однако, Энштейн ввел четырехмерную неэвклидову геометрию, в котором пространство может иметь кривизну и даже замыкаться само на себя, аналогично поверхности сферы. Это позволило создавать модерн, в которых Вселенная является по-прежнему одномерной, но конечной, хотя и не имеющей границ. Ведическая космология не считает материальный мир изотронным, и не рассматривает пространство как некое абсолютное вместилище происходящих материальных явлений. Материальное пространство (космос), или эфир, создается на определенной фазе процесса творения в определенных ограниченных областях, называемых брахмандами. Шрила Прабхупада называл эти области вселенными, дав таким образом, новое значение этому слову.
Как мы говорили в главе II, ведическая литература рассматривает Верховную Личность Бога как причину всех проявлений и считает, что вселенные создаются трансформацией внешней энергии Бога. В процессе творения поочередно создаются следующие материальные элементы: махат-таттва, ложное эго, разум, ум (интелект), звук, эфир, осязание, воздух, форма, огонь, вкус, вода, обоняние, земля. (SB 3.26.23-44)
Здесь понятие махат-таттвы обозначает проявленную форму материальной энергии Кришны, которая возникает из прадханы, непроявленной или на дифференцированной формы этой энергии (SB 3.26.10 и 17-20).
Махат-таттва является источником ложного эго, материальной энергии, которая служит для сокрытия истинного самоосознания воплощенных живых существ. Ложное эго длится в трех различных образах (называемых обычно санскритским словом «гуна», прим. переводчика), известных как благость (саттва), страсть (раджас) и невежество (тамас), порождая соответственно разум, интелект и тонкий звук. Здесь слово «звук» (шабда-танматра) обозначает не вибрации грубой материи, а вид тонкой энергии, порождающей грубые материальные элементы и вырабатываемой ложным эго в гуне тамаса. Первым элементом, вырабатываемым ложным эго, является эфир, который в свою очередь, служит источником для остальных перечисленных выше элементов.
При упоминании ведического эфира некоторые могут возразить, что идея эфира была отвергнута теорией относительности Энштейна. Однако, это относится к классическому «светоносному эфиру», который оказался неподвижным относительно Земли, как показал эксперимент Майкельсона Морли. (см. раздел 6.а). Такая концепция эфира была в самом деле отвергнута Энштейном, однако, он просто заменил ее другой. Вот что он сказал по этому поводу. Согласно общей теории относительности, нельзя представить себе пространство без эфира, так как в таком пространстве не будет не только света, но и отсчета времени и пространства.» (СН, стр.53-54) (не только не будет света, но и не будет возможности существования стандартов времени и пространства)
Согласно третей песне Шримад-Бхагаватам, эфир представляет собой основу материального космоса, так как элементы воздуха, огня, воды и земли являются производными эфира, эти грубые материальные элементы можно рассматривать как результат преобразования пространства. Интересно заметить, что такие же идеи рассматриваются сейчас современной физикой. Например, теория геометродинамики, предложенная физиком Джоном Уилером, представляет собой попытку определить всю материю как результат изменения структуры пространства. А ученые, работающие над квантовым механическим расширением общей теорией относительности, пытаются показать изменения структуры пространства могут стать результатом некоего волнового процесса (или квантовой волновой функции). Это может соответствовать ведической идее генерации эфира из тонкого звука.
Интересно также отметить, что с развертыванием ведического процесса творения из эфира последовательно создаются не только различные виды грубой материи, но и различные виды чувственных ощущений (танматры). Таким образом, согласно ведической концепции, свойства материи неразрывно связаны с процессами чувственного восприятия ее сознающим живым существом. Этот аспект материи совершенно не затрагивается современной физикой, хотя есть мнение видных теоретиков, как например, Ю.Вигнер, что полная теория материи должна учитывать присутствие сознающего наблюдателя. (WG)
Так как темой этой книги является структура Вселенной, мы не будем рассматривать процесс материального творения более подробно. Повторим кратко существенные для нас его черты: на первом этапе «часть материальной природы, вдохновленная Богом, образует махат-таттву» (SB 2.2.28р). Образование ложного эго происходит в ограниченной части этой махат-таттвы. В пределах части ложного эго проявляется тонкий звук. Точно так же каждый последующий элемент проявляется в пределах небольшой части предыдущего. Так описывает этот процесс Шрила Шридхара Свами, которого цитирует Шрила Прабхупада в Шримад-Бхагаватам (2.2.28р).
В результате все поле материальной энергии оказывается заполненным бесчисленными сферическими образованиями из махат-таттвы и ложного эго. Каждое такое образование представляет собой очередную вселенную, или брахманду, и содержит концентрические сферические оболочки, в которых последовательно проявляются все более грубые материальные элементы. В центральной области каждого из таких сферических образований находится пустое пространство, содержащее обитаемые планетные системы этой вселенной.
Часть вселенной, в которой присутствует в проявленном состоянии только один из материальных элементов, называется оболочкой вселенной, состоящей из этого элемента. Обычно считается, что внутренняя полость Вселенной покрыта семью оболочками, причем толщина каждой следующей в 10 раз превышает толщину предыдущей. (SB 3.11.41) В комментариях Бхагаватам Шрила Прабхупада несколько раз перечисляет эти оболочки. Так как эти сведения разноречивы, мы приводим их все в таблице 13
ТАБЛИЦА 13
Источник