Человек пришел на Луну
16 июля 1969 года три американских астронавта: Нил Армстронг (командир корабля), Майкл Коллинз (пилот основного блока) и Эдвин Олдрип (пилот лунного отсека) — заняли свои места в космическом корабле «Аполлон-11». Перед ними была поставлена главная задача: совершить посадку на Луну и возвратиться па Землю.
И вот наступил долгожданный момент. В 16 часов 32 минуты (все события указаны но московскому времени, которое впереди вашингтонского времени ровно на 7 часов) гигантская ракета-носитель «Сатурн-5» (ее длина 111 м, а стартовая масса около 3000 т), объятая клубами дыма и пламени, оторвалась от пусковой платформы и стала стремительно удаляться, унося с собой трех землян. Им предстояло совершить труднейший полет, равного которому еще не бывало. Еще бы! Цель полета — высадка па Луну!
Через 12 минут после старта «Аполлон» вместе с последней, третьей ступенью ракеты-носителя (масса этого комплекса около 130 т) вышел на околоземную орбиту. Третья ступень «Сатурна» выполняла роль разгонного ракетного блока, С ее помощью скорость «Аполлона» была доведена почти до 11 км/с (38 945 км/ч), и космический корабль направился к Луне. По мере удаления от Земли скорость «Аполлона» уменьшалась: движение тормозило притяжение нашей планеты. И когда «Аполлон» пролетал около Луны, сто скорость была немногим больше 2,5 км/с.
Но, как известно, вторая космическая скорость вблизи нашего спутника составляет около 2,4 км/с. Поэтому для выхода па орбиту ИСЛ астронавтам пришлось притормозить свой корабль. После окончания работы тормозного двигателя его скорость относительно Луны составляла 1,6 км/с. А это как раз то, что л требовалось, первая космическая скорость вблизи Луны. Теперь силой лунного притяжения КК надежно удерживался на селеноцентрической орбите со средней высотой около 110 км.
Как же устроен космический корабль «Аполлон»?
Корабль, предназначенный для полетов людей на Лупу, состоит из двух самостоятельных состыкованных космических аппаратов — основного блока и лунной кабины. Сам КК, точнее, его основной блок представлен командным отсеком, или отсеком экипажа, и двигательным отсеком. Эти два отсека составляют единое целое от начала полета и почти до его конца. Только при возвращении на Землю перед входом в атмосферу отсек экипажа с астронавтами отделяется от двигатель нот отсека и завершает полет самостоятельно. Лунная кабина представляет собой пилотируемый космический аппарат, приспособленный для полетов в окололунном пространстве, лишенном атмосферы. Ома состоит из посадочной ступени с тормозным ракетным двигателем и взлетной ступени с кабиной для двух астронавтов. Посадочная ступень обеспечивает посадку аппарата на Луну, а взлетная — взлет с ее поверхности и доставку людей обратно на корабль, движущийся вокруг Луны. Общий вес «Аполлона» вместе с лунной кабиной и запасом ракетного топлива достигает 47 т, а длина — 17,7 м.
После того как Нил Армстронг и Эдвин Олдрин перешли из отсека экипажа в лунную кабину (вес лунной кабины 14,7 т, включая топливо; высота — 7 м), последняя была расстыкована с основным блоком. Затем был включен двигатель посадочной ступени и кабина стала приближаться к Луне. А третий член экипажа, Майкл Коллинз, в основном блоке «Аполлона» нес бессменную вахту на окололунной орбите. Он должен был дождаться своих коллег и принять их на корабль, когда те возвратятся с Луны.
Конструкция лунной кабины допускала возможность прилунения в автоматическом режиме. Однако Армстронг еще на Земле решил: когда до Луны останутся последние метры, он перейдет на полуавтоматический режим спуска. Ведь автоматика не знает, как выбирать посадочные площадки, а если к моменту прилунения не будет полностью погашена горизонтальная скорость, то лунная кабина может еще за что-нибудь зацепиться па Луне и опрокинуться. И Армстронг па последнем участке спуска (с высоты 150 м) стал управлять лунной кабиной вручную.
Автоматическая посадка вела кабину прямо в кратер с камнями диаметром до 3 м. По Армстронг решил не рисковать — тянуть дальше. В это время Хьюстон передал: «Шестьдесят секунд!» Это означало, что горючего у тормозного двигателя «Орла» (позывной лунной кабины) осталось ровно на одну минуту работы. Предельный минимум запаса — 20 секунд. Дойдя до этого предела, Армстронг был обязан прекратить дальнейший спуск (отказаться от посадки па Луну!), запустить стартовый двигатель взлетной ступени и идти на соединение с основным блоком.
Прошло еще секунд десять, а командир почему-то медлил с посадкой. В Центре управления полетом (в Хьюстоне) не знали, что перед Армстронгом встало новое препятствие: струя газов, вытекавшая из сопла работающего двигателя, подняла облако пыли, и Нил не видел решительно ничего! Его пульс достиг 156 ударов в минуту! И когда до критической черты осталось каких-то 10 последних секунд, «Орел» коснулся лунного грунта.
«Есть лунный контакт! — закричал Олдрип. — Выключить двигатель». Но Армстронг, находясь в состоянии сильного нервного напряжения, забыл выключить двигатель. И вот раздался взволнованный голос Армстронга: «Хьюстон, говорит База Спокойствия. „Орел» прилунился!»
Это событие произошло 20 июля 1969 года в 23 часа 18 минут (в 16 часов 18 минут по вашингтонскому времени). Прилунение состоялось на юго-западной окраине Моря Спокойствия.
В заботах о посадке все забыли про Коллинза, который в основном блоке продолжал делать витки вокруг Лупы. Не без волнения он стал вызывать на связь Хьюстон:
«Хьюстон, вы слышите Колумбию?» («Колумбия» — позывной основного блока.)
«Мы слышим тебя, Колумбия. Он сел па Базе Спокойствия. „Орел» на Базе Спокойствия».
Коллинз: «Эх, я слышу такую вещь. фантастика!»
После посадки астронавты в течение 3 минут находились в полной готовности совершить аварийный старт с Луны. А так как этого не потребовалось, Армстронг и Олдрин получили разрешение продолжать выполнение программы.
Прежде чем выйти из лунной кабины, астронавты помогли друг другу облачиться в скафандры, проверили их герметичность и работу системы жизнеобеспечения. И только примерно через 6,5 часов после прилунения Армстронг открыл люк лунного отсека и осторожно спустился по трапу. Став на Луну сперва правой, а затем левой ногой, он произнес свою знаменитую фразу:
«Этот маленький шаг одного человека означает гигантский скачок для человечества».
Итак, 21 июля 1969 года в 5 часов 56 минут 20 секунд по московскому времени, или 20 июля 1969 года в 22 часа 56 минут 20 секунд по вашингтонскому времени, человек впервые ступил па Луну. Астронавт был в специальном защитном скафандре. За спиной — ранец с системой жизнеобеспечения и рация для связи. Подобное снаряжение весит около 80 кг. Но это в условиях земной силы тяжести, а на Луне все предметы в 6 раз легче. Поэтому даже с таким снаряжением астронавт весил неполных 25 кг и во всем теле ощущал удивительную легкость.
Через 19 минут к Армстронгу присоединился Эдвин Олдрин. «Пустынное великолепие!» — такими словами охарактеризовал он лунный пейзаж.
Время прилунения было выбрано так, чтобы Солнце находилось невысоко над горизонтом и температура не так сильно отличалась бы от земной. Сперва астронавты определяли, насколько прочен лунный грунт, и осваивались с непривычной обстановкой, а затем стали ходить удивительно большими шагами. Ослабленная тяжесть заметно облегчала передвижение. Оказалось, что в лунном мире удобнее всего передвигаться «по способу лягушки» — прыжками. Высота прыжков достигала 2 м. Плавные полеты астронавтов напоминали движения, заснятые замедленной киносъемкой.
Астронавты заметили, что па Луне можно гораздо сильнее наклоняться, чем на Земле, в любую сторону без потерн равновесия. Во время сбора лунных минералов им было легко опускаться на колени, а затем снова вставать. Они не почувствовали никакой усталости, пи разу не споткнулись и не упали, хотя лунная поверхность была почти везде изрыта метеоритной бомбардировкой.
И все же, несмотря на небольшую силу тяжести, ранец, находившийся за спиной, тянул назад. Чтобы уравновесить это действие, приходилось немного наклоняться вперед — принимать позу «усталой обезьяны».
Сверху поверхность Луны была покрыта каким-то мелкозернистым порошкообразным веществом черного цвета, похожим на измельченный уголь. И поэтому везде, где только ступали астронавты, на лунной поверхности оставались отпечатки четких следов. Толщина рыхлого пылевого слоя не превышала нескольких сантиметров и только на склонах некоторых кратеров была больше. Как заметил Олдрин, в лунном мире по внешнему виду «трудно определить прочность грунта, пока не ступишь на него ногой и не почувствуешь его твердости. Вот почему па Луис нужно ходить очень осторожно».
Отсутствие на Луне атмосферы придавало лунному ландшафту необычную контрастность. Когда астронавт переходил в не освещенную Солнцем сторону лунного отсека, то, находясь в кромешной темноте, он становился «невидимкой». При этом в скафандре с водяным охлаждением хорошо чувствовалось резкое понижение температуры снаружи.
Первая «прогулка» по Лупе продолжалась 2,5 часа. Она оказалась менее утомительной, чем предполагали. Астронавты проверили способность передвижения человека по лунной поверхности, собрали 21 кг образцов лунных пород, установили на Луне научные приборы — сейсмометр и лазерный отражатель.
Первые лунопроходцы укрепили на лунной поверхности национальный флаг США и оставили медали с изображением людей, отдавших свою жизнь делу изучения Вселенной: советских — Юрия Гагарина и Владимира Комарова и американских — Вирджила Грнесома, Роджера Чаффи и Эдуарда Уайта. Кроме того, на Луну были доставлены миниатюрные флажки 136 государств мира, в том числе флажок Советского Союза и металлическая пластинка с выгравированными на ней словами: «Здесь люди с планеты Земля впервые ступили ногой на Луну. Июль, год 1969 от Рождества Христова. Мы пришли с миром от всего человечества».
«Находясь на поверхности Лупы, — рассказывал Эдвин Олдрии, — мы не ощущали никаких запахов ни в скафандрах, ни в гермошлемах. Вернувшись в кабину и сняв шлемы, мы почувствовали какой-то запах. я уловил отчетливый запах лунного грунта, едкий, как запах пороха. Мы занесли в кабину довольно много лунной пыли на скафандрах, башмаках. Запах ее мы почувствовали сразу».
Первая экспедиция пробыла на Луне около 22 часов. 22 июля в 3 часа 54 минуты был включен двигатель взлетной ступени лунной кабины (ее масса 4,8 т вместе с топливом), и она направилась на встречу с основным блоком. По если бы «Орел» по какой-то причине не смог взлететь с Лупы, гибель двух астронавтов была бы неизбежной. Это был риск, и, как говорили сами астронавты, риск немалый.
Старт с Луны наблюдал с орбиты третий член экипажа — Майкл Коллинз: «Для меня самым приятным было видеть, как „Орел» поднимается с поверхности Луны. Это привело меня в сильное возбуждение, так как впервые стало ясно, что мои товарищи справились с задачей. Они сели па Луну и снова взлетели. То был прекрасный лунный день, если только можно говорить о лунных днях».
Операция по сближению и стыковке длилась 3,5 часа. После ее завершения лунные путешественники перешли в командный отсек «Аполлона», а взлетная ступень за ненадобностью была оставлена па орбите. Посадочная ступень лунной кабины, выполнившая роль стартовой площадки, осталась на Луне. 22 июля, находясь по другую сторону Лупы (в самом начале седьмого дня пребывания в космосе), астронавты включили маршевый двигатель командного отсека, п корабль «лег на курс» к Земле.
С каждой минутой увеличивая скорость, «Аполлон-11» приближался к месту завершения своего полета. 23 июля в 22 часа 58 минут КК миновал среднюю точку возвратного пути. А в Тихом океане стоял начеку авианосец «Хорпет», готовый в любое время подобрать путешественников и драгоценный груз лунных пород. Но метеостанции предупредили о сильном шторме в районе приводнения. Поэтому руководители полета решили опустить «Аполлон-11» в другом месте. И авианосец полным ходом устремился к новому месту приводнения.
В четверг, 24 июля «Аполлон-11» со второй космической скоростью подлетел к Земле, обогнул Австралию. Командный отсек корабля отделился от отсека обслуживания. На высоте 130 км командный отсек с экипажем пронесся над островами Гильберта и стал входить в атмосферу, оставляя за собой огненный след, подобный следу болида. Минут через пятнадцать после этого раскрылись три огромных парашюта и отсек со скоростью около 9 м/с опустился на воды Тихого океана в 1530 км к юго-западу от Гавайских островов — в 4,3 км от расчетной точки приводнения и в 22 км от спешившего к нему авианосца. Так 24 июля 1969 года в 19 часов 50 минут (в 12 часов 50 минут но вашингтонскому времени) завершилась первая лунная экспедиция.
Очутившись в воде, отсек с астронавтами повернулся вверх дном и выровнялся лишь после того, как под водой были надуты прикрепленные к нему резиновые мешки. Затем спасательная команда приступила к вылавливанию кабины из воды. Па все это ушло 3 часа и 3 минуты.
С помощью вертолета экипаж был доставлен на палубу авианосца. Заиграл военно-морской оркестр, и астронавты, помахав руками, один за другим быстро прошли в блестящий карантинный фургон. В нем люди, их вещи и образцы лунных пород были доставлены в Хьюстон, в лунную приемную лабораторию, где первые покорители Луны в обязательном порядке должны были пройти 18-дневный карантин. Ведь тогда еще всерьез обсуждался вопрос о лунных микроорганизмах. Поэтому были приняты самые строгие меры, чтобы не занести с Луны на Землю какую-нибудь опасную инфекцию. Но все обошлось благополучно. «Лунной болезнью» не заболел никто.
Источник
Неразгаданная тайна Луны: Что увидели астронавты и почему свернули проект колонизации
Со спутником Земли Луной связано множество удивительных вещей, о которых долго умалчивалось.
Селена, Феба, Диана – единственный спутник нашей планеты – всегда волновала ученых. Одно время популярностью пользовалась теория о том, что Луна вовсе не естественное космическое тело, а искусственный спутник, запущенный неким космическим разумом. Впрочем, подтверждения эта гипотеза не нашла.
Ученые пришли к выводу, что скорее наоборот, Луна во многом похожа на живой организм. А своим существованием она поддерживает хрупкую гармонию природных условий на нашей планете, позволяющих человечеству выжить.
Луна вращается на орбите на расстоянии 385 000 километров от нашей планеты. Долететь от Земли до Луны можно всего за трое с половиной суток. Это самая близкая к нам планета. Именно поэтому ее гравитационное поле постоянно притягивает Землю. Притяжение Луны настолько сильное, что под его воздействием воды Мирового океана как бы выгибаются ей навстречу, на Земле возникают приливы и отливы. Когда Луна, двигаясь по своей орбите, приближается к нашей планете – наступает прилив, а когда отдаляется — наступает отлив. Из-за приливов и отливов между поверхностью Земли и водами Мирового океана возникает сила трения. Это приводит к тому, что скорость вращения нашей планеты вокруг своей оси, постоянно замедляется, а значит, земные сутки становятся длиннее.
«Само вращение земли изменяется. Уменьшается все время. Увеличивается день. День все время будет увеличиваться, год так и остается, а часов (в сутках) будет больше, календарь придется переделывать. У нас сутки будут 50 часов», — говорит Валентин Есипов, астроном, ведущий научный сотрудник ГАИШ МГУ.
«Торможение» нашей планеты под действием Луны происходит постоянно. Это продолжается уже 4,5 миллиарда лет. С тех пор, как на Земле сформировались океаны. 3 миллиарда лет назад земные сутки составляли всего 9 часов. Когда 530 миллионов лет назад на нашей планете обитали доисторические животные, сутки длились 21 час. А вот для динозавров, живших 100 миллионов лет назад, сутки длились 23 часа. Сейчас сутки растянулись до 24 часов.
Таким образом, если торможение будет продолжаться, то это приведет не только к изменению продолжительности суток, но и климата. Ученые уже давно стали задаваться вопросом, будет ли пригодна для жизни наша планета в будущем. Мало кто знает, но в СССР, на случай глобальной катастрофы, был даже разработан план по колонизации Луны.
В 1960-е годы в КБ общего машиностроения был создан макет лунного города. Ученые работали над ним больше года. В итоге были разработаны цилиндрические постройки, которые планировали закопать в лунный грунт. По расчетам ученых, это должно было спасти лунных жителей от солнечной радиации. Сделать эти лунные дома нужно было из металла, и снабдить их теплоизоляцией, чтобы жители Луны не страдали от резких перепадов температуры. Ведь буквально за одни сутки температура на Луне меняется в пределах 300 градусов.
Перевозить эти конструкции на Луну советские ученые предлагали с помощью ракет. В их головном отсеке можно было поместить один лунный домик. Поэтому нужно было совершить не меньше 50 рейсов, чтобы доставить все необходимое для города и его будущих жителей.
Первыми лунными жителями должны были стать биолог Андрей Божко, врач Герман Мановцев, техник Борис Улыбышев. Их очень серьезно готовили к полету на Луну. И пока конструкторы разрабатывали ракету, они жили в экспериментальном комплексе — боксе небольшого размера, в котором были созданы условия, точно повторяющие предполагаемые условия жизни на Луне.
Подобные проекты разрабатывались и в США. Но ни СССР, ни Америка, их так и не реализовали.
В июле 1969 года американские астронавты впервые совершили высадку на Луну. А спустя 7 лет этот факт оспорили в том же США. На полках книжных магазинов в 1976 году появилась книга под названием «Мы никогда не были на Луне». Ее автор – американский писатель Билл Кейссинг. Он утверждал: полеты американских астронавтов на Луну – мистификация, созданная по заказу американского правительства. А переговоры астронавтов с центром управления полетами, видеозапись прилунения и многочисленные фотографии, сделанные на спутнике Земли – всего лишь подделка. И создали ее режиссеры Голливуда. В съемочных павильонах «фабрики грез» они построили необходимые декорации и попросту сымитировали лунную экспедицию, засняв все это на пленку.
После выхода книги Билла Кейссинга в мире появилось множество сторонников так называемого «лунного заговора». В качестве одного из главных доказательств, сторонники лунного заговора привели секретный приказ НАСА, согласно которому в 1968 году, всего за полгода до миссии «Аполлон» из агентства в один день были уволены почти 700 человек. И все они — конструкторы, занимавшиеся разработками ракеты, которая должна была доставить астронавтов на Луну.
Еще одним доказательством «лунного заговора» сторонники этой теории считают фотографии и видео, снятые во время экспедиции на луну. К примеру, на знаменитых кадрах, когда Нил Армстронг водружает на лунной поверхности американский флаг, флаг развевается на ветру. Сторонники теории заговора уверены, что это подделка, поскольку на Луне не может быть ветра.
Впрочем, аргументы сторонников теории «лунного заговора» бессильны перед фактами. Ведь за американской лунной миссией во всем мире, в том числе и в Советском Союзе тщательно следили сотни специалистов. Мало того, сигналы от «Аполлона-11», запущенного на Луну, фиксировали десятки радиолокационных станций.
Высадка на Луну транслировалась в прямом эфире на весь мир. Больше миллиарда человек видели, как американский астронавт Нил Армрстронг выходит из модуля и делает первые шаги по лунной поверхности.
А через несколько минут трансляция внезапно прерывалась. Вместо изображения зрители видели только помехи. Эти неполадки длились почти 2 минуты, после чего сеанс связи восстановился, и на экранах снова появилась лунная картинка.
Лишь в 1999 году, спустя 30 лет после этой исторической миссии, легендарный американский астронавт Эдвин Олдрин — второй член экипажа миссии «Аполлон-11» — сделал сенсационное заявление. Оказывается, двухминутные помехи в эфире – не случайность. Радиосигнал был искусственно искажен в самом центре управления полетами. Все потому, что с астронавтами на Луне в эти две минуты начало происходить то, что не поддавалось никакому разумному объяснению. Транслировать это на весь мир американское аэрокосмическое агентство НАСА просто не решились.
Лишь недавно эту запись с переговорами астронавтов обнаружили в секретных архивах НАСА.
АСТРОНАВТЫ HЭЙЛ АРМСТРОНГ И БАЗЗ ОЛДРИН ПЕРЕДАЛИ С ЛУНЫ: «Это гигантские шары. Они приближаются. Hет, нет. Это не оптическая иллюзия. В этом не может быть сомнения!»
УПРАВЛЕHИЕ ПОЛЕТОМ: «Аполлон-11″, что у вас происходит? Опишите, что вы видите?»
АСТРОHАВТЫ: «Они здесь, рядом с нами, слишком яркий свет, ничего не видно».
УПРАВЛЕHИЕ ПОЛЕТОМ: «Что там? (Связь прерывалась) Центр управления вызывает «Аполлон-11″…
На пленке отчетливо слышно, что экипаж космического корабля столкнулся с чем-то необъяснимым. Очень скоро эта пленка исчезла, а в НАСА заявили, что более 700 коробок с видеоматериалами и аудиозаписями космических экспедиций буквально растворились в воздухе. Украли сотни бесценных материалов, но самое невероятное в том, что исчезла уникальная видеозапись полета на Луну, о котором никто и ничего не знал.
Много лет космонавт, бывший тогда в составе экипажа, Эдвин Олдрин пытался доказать: то, что они видели на Луне — не выдумка и не галлюцинация. Но ему не верили. Ведь кроме астронавтов, побывавших на Луне, подтвердить это не мог никто: ни один прибор не зафиксировал наличие посторонних объектов. Многие считали, что Эдвин Олдрин просто фантазирует. Только сегодня можно предположить: все, что он видел — не выдумка и не фантазия.
Можно было бы подумать, что все эти истории – не больше, чем галлюцинации, вызванные нехваткой кислорода или стрессами… Но оказывается, нечто подобное наблюдали и советские космонавты.
Владислав Волков слышал в полете лай собаки и странный голос, словно с ним говорила сама Вселенная. Александр Серебров без бинокля видел с орбиты все улицы Кейптауна. Виталий Севастьянов слышал шум дождя, Юрий Гагарин рассказывал, что в течение всего полета его преследовала неизвестная мелодия, которую он никогда не слышал раньше, очень сложная и очень красивая. Виталий Севастьянов пролетая над родным Сочи, отчетливо видел собственный двухэтажный дом. Астронавт Гордон Купер, пролетая над США, невооруженным взглядом разглядел не только большие дома и окружающие постройки, но и ползущий по рельсам паровоз. Только после полета выяснилось, что в том самом поезде в этот день ехала его жена.
Как бы то ни было, планы о колонизации Луны разрабатывались. И разрабатывались всерьез. Достаточно вспомнить загадочный проект Киев-17, который начали возводить рядом с Чернобылем. В него входил большой аэродром для транспортной авиации, 8 заводов и главная стартовая ракетная установка.
После смерти Сталина, лунную эстафету подхватил новый генсек — Никита Хрущев. На освоение космоса были брошены все силы страны. В 1957 году Советский Союз отправил на земную орбиту первый искусственный спутник. Его запуск ошеломил весь мир. В том же году еще одним ударом для Соединенных штатов стал запуск «спутника-2», на котором в космос отправилась собака по кличке «Лайка». Отправить первого человека в космос стало для Вашингтона делом чести.
Осенью 1958 года в США создали национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства — НАСА. Америка начала наступать на пятки Советскому Союзу. СССР бросил все силы, чтобы добраться до Луны первыми. В декабре 1959 года советская станция «Луна-1» передала на землю первые снимки поверхности спутника нашей планеты. А через год весь мир с содроганием наблюдал за полетом Белки и Стрелки. Собаки сделали 17 витков вокруг Земли и благополучно приземлились. Вскоре Стрелка родила здоровых щенят, одного из них Никита Хрущев распорядился подарить супруге президента США Жаклин Кеннеди. Окончательной пощечиной стал полет в космос Юрия Гагарина в апреле 1961 года. В ответ Кеннеди поставил задачу: до конца десятилетия отправить на Луну человека.
Так началась «Лунная гонка». В СССР Сергею Королеву поручили разработку сверхмощной ракеты, которая сможет достичь поверхности Луны. 23 июня 1960 Хрущев расписался на постановлении правительства «О создании мощных ракет-носителей, спутников, космических кораблей и освоении космического пространства». Так было положено начало созданию комплекса «Н1-Л3». В него входило три элемента: разгонный блок Д, который служил для торможения всего комплекса возле Луны и потом для торможения перед посадкой, собственно лунный корабль и лунно-орбитальный корабль.
Разные варианты лунного корабля разрабатывались в ведущих конструкторских бюро страны — Королевым, Янгелем, Челомеем. Колоссальные потоки денег тратились на любые разработки, только чтобы советский человек первым полетел на Луну. Суммарные затраты составили порядка 12 миллиард рублей. Если считать по тому курсу – это 18 миллиардов долларов.
Проект Н1—Л3 повторял американский проект «Аполлон», который стартовал на три года раньше советской программы. В течение нескольких лет сверхбыстрыми темпами строились корабли для высадки человека на Луну. Но 20 июля 1969 года как гром среди ясного неба прозвучала информация о высадке первого человека на Луну. Американца.
После того, как Нил Армстронг побывал на Луне, космическая гонка между США и СССР была почти свернута. Поспешное завершение лунной программы насторожило даже несведущих людей. Что могли обнаружить американские космонавты на Луне, и что их так напугало?
Поначалу НАСА опубликовало большой меморандум, согласно которому на Луне планировали чуть ли не в ближайшие 5-6 лет строить первый лунный город. Но после этого прошло шесть лунных полетов, а остальные шесть были свернуты. Причем три из отмененных полетов даже была оплачены. Ракеты были готовы, экипажи подготовлены, все оснащение было закуплено.
Почему так произошло? Сегодня дать точный ответ на этот вопрос не может никто. Однако, возможно, совсем скоро многие космические загадки будут разгаданы. Ведь уже сделаны первые шаги на пути к освоению Солнечной системы.
Сегодня Россия, США и Европа борются за право стать первой страной, которая осуществит пилотируемый полет на Марс. Уже в 2018 году должен отправиться на Марс европейский марсоход Exomars Rover. Планируется, что он возьмет пробы грунта и составит подробную карту местности. Даже Индия запустила на Марс свой космический зонд «Мангальян» в ноябре 2013-го. Он нужен для отработки технологий космических полетов на Красную планету. Китай тоже заявил о своих планах по освоению Марса, после успешного запуска автоматической межпланетной станции «Чанъэ-3» для изучения Луны. НАСА проводит испытания «летающей тарелки», предназначенной для мягкой посадки космического корабля в разряженной атмосфере Красной планеты.
В конце июля ученые сделали сенсационное заявление о том, что создан уникальный космический двигатель, благодаря которому до Луны можно будет добраться всего за четыре часа полета, а до Марса – за два с половиной месяца. Его еще 15 лет назад разработал британский инженер Роджер Шоер. Долгое время, несмотря на многочисленные тесты, двигатель довести до ума так и не удавалось. Многие ученые даже прозвали его «невозможным». Однако, сегодня наконец исследователи НАСА подтвердили, что двигатель испытания прошел. А значит, возможно, совсем скоро, космические путешествия на Луну и Марс станут простой обыденностью.
Источник