Меню

М пришвин биография сказки быль кладовая солнца

«Кладовая солнца», анализ сказки Пришвина

История создания

Повесть-сказка «Кладовая солнца» была написана примерно за месяц и закончена в начале июня 1945 г. Пришвин принял участие в конкурсе на лучшую книгу для детей, объявленную Министерством просвещения РСФСР. Пришвин на конкурсе победил, и произведение напечатали в журнале «Октябрь» №7 за 1945 г.

С 1941 по 1945 гг. Пришвин был эвакуирован в деревню Усолье Ярославской области, где протестовал против вырубки леса торфоразработчиками. Там он наблюдал жизнь детей-сирот, десятилетней Сони и одиннадцатилетнего Бори, которые успешно справлялись с хозяйством. Они стали прототипами 12-летней Насти и 10-летнего Митраши.

Пришвин не имел четкого замысла, первоначально собираясь описать, как в лесу дети поссорились и пошли собирать клюкву разными тропами. Дальнейший сюжет сложился сам собой в процессе написания.

Пришвин долго размышлял над названием. То он хотел назвать повесть по прозвищам главных героев («Золотая Курочка и Мужичок в мешочке»), по их отношениям («Друзья»), то по месту действия («Тропа испытаний», «Блудово болото»), то по проблематике («Правда Антипыча», «Друг человека»). Метафора «Кладовая солнца» придумана вовсе не Пришвиным. Это точное выражение он нашёл в исследовании о болотах, где они назывались так, потому что хранили солнечные огонь и тепло, заключенные в растениях.

Литературное направление и жанр

Пришвин дал жанровое определение «Кладовой солнца» сам, назвав её сказкой-былью. Это не соединение в жанровом определении двух антонимов. Реалист Пришвин считал, что его «вещицы» больше сказок, потому что «превращают действительность в сказку». Таким образом, пишется «сказка, заключенная в категории пространства и времени», «сказка без Ивана-царевича и Бабы Яги», «новая сказка, которая жила бы в реальной жизни».

Вечные ценности, которые воспеваются в сказках, побеждают и в современной сказке-были. Себя же Пришвин считал современным сказителем.

Тема, основная мысль и композиция

Эта повесть о связи человека и природы, об истинной человечности, которая и делает человека царем природы, покровительствующим всему живому на земле, другом всему живому. Основная мысль – прославление дружбы и коллективизма. Конечно же, идея связана с победой в войне, которая в момент действия повести, в 1942 г., была только надеждой. Пришвин вводит образ друга и врага, это собака, «вернейший друг человека», и волк, «злейший враг его, самой злобой своей обречённый на гибель». Это образ фашистов, хотя ни о них, ни о военных действиях в повести не упоминается.

Кажется, что название не связано ни с темой, ни с основной мыслью, а просто обозначает место действия. Но это не так, ведь солнце – друг и божество всего живого, его кладовая – лежащие близко друг с другом умершие травы – символ товарищества и даже братства.

Повесть состоит из 12 частей. Первая часть играет роль экспозиции, в ней рассказывается о хорошей трудовой жизни осиротевших детей. Вторая часть – это завязка. В ней рассказано о том, как весной дети собирались за перезимовавшей под снегом полезной клюквой. Митраша во всём подражает отцу. Он берёт с собой компас, манки, чтобы приманивать птиц, двустволку. Настя, как мать, берёт полотенце для тяжёлой корзины, вчерашнюю картошку, хлеб и молоко.

Митраша мечтает найти кроваво-красную палестинку, то есть нетронутую полянку, где полно клюквы. Отец рассказывал ему, что она находится возле Слепой елани – коварного болота.

В третьей части дети приходят в борину (сосновый бор посреди болота) Звонкую. Они выбирают путь малозаметной тропой на север. В четвёртой части напряжение нарастает. У Лежачего камня, где отдыхают дети, происходит сразу несколько конфликтов между деревьями, токующими тетеревами, тетеревом и вороном. Они будто провоцируют ссору детей, которые спорят о пути и расходятся, при этом все запасы еды остаются у Насти.

Пятая часть – ретроспективный эпизод о собаке Травке, живущей в картофельной яме возле сторожки Антипыча, умершего два года назад.

Шестая глава тоже ретроспективна и посвящена борьбе с волками на Сухой речке, «волчьей крепости». Всех волков перестреляли, оградив место охоты флажками, так что они утратили «волчий смысл». И только Серый помещик перемахнул через флажки и делал так еще пять раз. Тех пор он порезал овец больше, чем вся волчья стая. В начале весны Серый помещик был злой и голодный. Он услышал вой Травки.

В седьмой главе первоначальный сюжет возобновляется. Травка по следу зайца дошла до Лежачего камня и решила сперва пойти по следу детей, унюхав, что именно у Насти была еда. Так она однажды верхним нюхом нашла в лесу Антипыча.

Восьмая глава кульминационная. Митраша по едва заметной тропе дошёл до Слепой елани и решил сократить путь, ведь человеческая тропа уходила влево от стрелки компаса. «Маленький человечек» увяз по грудь в болоте и позвал сестру, услышав её крик. Но ветер был со стороны девочки, и она не услышала брата. Только сороки и вороны предвкушали его скорую гибель.

В девятой главе сходятся сюжетные линии Насти и Митраши, как должны были сойтись их тропы на полной ягод палестинке. В Насте проснулась жадность к кислой клюкве, и она набрала полную корзину, забыв о еде и о брате.

Потерявшая человеческий облик, забывшаяся Настя очнулась, только столкнувшись со змеёй. Потянувшись за хлебом для пришедшей Травки, Настя осознала, как много времени прошло, и в отчаянье позвала брата. Это тот самый крик, который слышал Митраша в главе 8.

В десятой главе Травка, завывшая по Настиному горю, услышала, как лиса гонит зайца, и решила из-под лисицы поймать его, потом сама погнала на Слепую елань.

В одиннадцатой главе ещё одна кульминационная точка: в погоне за зайцем травка оказывается рядом с Митрашей, который называет её по имени, узнаёт в нём Антипыча и подползает к мальчику, невольно помогая вылезти ему из болота.

В двенадцатой главе наступает счастливая развязка. Митраша готовится убить зайца, но сначала убивает Серого помещика, с которым столкнулся в кустах. Брат и сестра встречаются. Утром односельчане выходят на их поиски, но дети возвращаются навстречу с добычей. Соседи не сразу поверили, что Митраша убил волка. Он превращается в героя, а через два года становится высоким красавцем. А Настя отдала всю свою клюкву сиротам из Ленинграда, мучаясь от своей жадности. В конце рассказчик открывает свою личность разведчика болотных богатств.

Герои повести

Настя и Митраша – сироты, которых опекает всё село. Насте 12 лет, она похожа на Золотую Курочку на высоких ножках, её волосы отливают золотом, веснушки частые и крупные, как золотые монетки, а носик чистенький и торчит вверх. Митраша на 2 года младше, упрямый и сильный. Он коротенький, но очень плотный, лобастый, с широким затылком. За такую внешность он получил прозвище «Мужичок в мешочке». У него тоже был торчащий вверх носик и веснушки.

От родителей детям досталось большое хозяйство (корова, тёлочка, коза, овечки, куры, поросёнок), и они с ним прекрасно справлялись. Рассказчик их характеризует как детишек умных, дружных, готовых помогать на общественных работах, так необходимых во время войны. Рассказчик очень тепло относится к детям, как и остальные жители села, называет их нашими любимцами.

Дети работали не покладая рук, как взрослые. Настя вставала до рассвета и хлопотала по хозяйству до ночи, выполняя все женские обязанности. Митраша делал деревянную посуду, выполнял мужские обязанности и принимал участие в общественных делах.

Читайте также:  Защитный крем от солнца для лица для чувствительной кожи

Митраша строптив, его любимая присказка «вот ещё». Но он упорен, решает идти по компасу на север во что бы то ни стало.

Мальчик умён, но у него мало жизненного опыта. Именно поэтому он попадает в болотную западню, но выживает не только благодаря Травке, но и своей смекалке.
Настя вспыльчива, как и брат, хотя она старше. Но ей только 12 лет, и она не всегда может отвечать лаской на упрямство брата. Рассердившись, она краснеет, как кумач, плюет в сторону брата и забывает о нём на целый день. Девочка увлекается сбором клюквы и за день набирает огромную корзину. Настя от жадности к клюкве теряет свой милый облик. Она ползает мокрая и грязная, «бывшая Золотая Курочка». Когда Настя очнулась, она раскаялась в своей жадности. А передача клюквы сиротам из Ленинграда была искуплением за её проступок, хотя никто, кроме рассказчика, её и не осуждал.

Собака Травка – полноценный герой повести. Она наделена человеческой душой. У неё случилось горе, ужасное несчастье – смерть хозяина. Травка – рыжая гончая собака с черным ремешком по спине и с чёрными полосками под глазами с загибом вроде очков.

Травка, по словам Антипыча, понимает всё лучше людей. Смысл жизни Травки в том, чтобы работать на хозяина, для него она ловила зайцев. И после его смерти собака часто забывалась и приносила зайцев к разрушенной сторожке Антипыча.

Для Травки всё человечество было Антипычем, только с разными лицами. Своим воем Травка призывала к себе Антипыча, это была мольба о человеке. И брат, и сестра неправильно произносят её имя. Настя по ассоциации называет её Муравкой, а Митраша называет её настоящее имя Затравка, от которого отпало начало. Травка откликается на любое из имён, как в каждом человеке видит Антипыча или его врага. Она обретает своего хозяина, молодого Антипыча – Митрашу.

Антипыч подобен волшебному мудрецу. Его возраст никому не известен (больше 80 лет и меньше 100). Рассказчику казалось, что Антипыч никогда не умрёт. Антипыч – хранитель правды. Эту тайну у него пытается выведать рассказчик. Но Антипыч не говорит, где правда, а обещает шепнуть на ушко травке перед смертью. В 11 главе Пришвин догадывается, что это правда вековечной борьбы людей за любовь.

Повесть написана от первого лица множественного числа (мы). Это редкая форма повествования, связанная с идеей превосходства коллективного над личным.

Художественное своеобразие

Пришвин – певец русской природы, так что описательная часть в его рассказах часто преобладает над повествовательной. Сюжет оказывается на втором плане. В повести «Кладовая солнца» тоже очень важны описания природы и объяснения природных явлений. Митраша вспоминает, почему цветочки называются волчьим лыком, где живёт волк Серый помещик, порезавший перед войной деревенское стадо.

Прекрасно сказочное описание того, почему поют птицы. Они все пытаются выговорить слово «Здравствуйте». Таким образом, вся природа очеловечена, обращена к человеку и стремится к нему.

При этом природа божественна, вся она поклоняется солнцу. Она сравнивается с храмом, а освещённые восходящими лучами сосны – с зажжёнными свечами. Пение птиц в этом храме посвящено солнцу.

Для создания напряжения автор использует психологический параллелизм. Ещё до возникновения опасности и психологического напряжения читателя возникает образ двух соперничающих деревьев, растущих из одной точки возле Лежачего камня, сосны и ели. Они 200 лет борются за питание, воздух и свет, впиваются сучьями друг в друга, рычат, стонут и воют (метафоры), как звери. В этом природном образе скрыты отношения между людьми и между людьми и другими животными. Если волк воет от ненависти к человеку, то собака – от тоски по человеку. Да и сами люди могут поступить, как эти два разных дерева, родственные друг другу. В образе воюющих деревьев скрыта ещё не случившаяся ссора брата и сестры, а ещё – конфликты между людьми вообще и даже длящаяся война.

Источник

Соколова И. Г.: Усолье в жизни и произведениях М. Пришвина. Прототипы «Кладовой солнца»

УСОЛЬЕ В ЖИЗНИ И ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М. ПРИШВИНА.

ПРОТОТИПЫ «КЛАДОВОЙ СОЛНЦА»

Имя Михаила Михайловича Пришвина с детства знакомо каждому, особенно жителям Переславского края, потому что у нас он создал одни из лучших своих творений. Мы его знаем как любителя природы, тонкого ценителя красоты именно нашего Залесья, где были написаны замечательные произведения, воспевающие этот удивительный край: «Родники Берендея», «Кащеева цепь», «Повесть нашего времени», «Рассказы о прекрасной маме», «Кладовая солнца» и многие другие. Все эти произведения М. М. Пришвин написал в древнем селе Усолье, которое сыграло в судьбе писателя важную роль.

Впервые побывав в Усолье в 1925-ом году, Пришвин был пленён его первозданной красотой. «В Усолье приплываешь, как будто не в село, а в какое-то жительство лесных существ, не нарушающих общий пейзаж: так всё вокруг лесисто, болотно, так много природы». Эта запись впервые появилась в его дневнике 14 мая 1925 г., когда он приезжал в Усолье к лодочнику Кошкину, смастерившему по заказу писателя лодку «Ботик».

В мае 1925-ого года Михаил Михайлович в составе научной экспедиции Переславского краеведческого музея совершил увлекательное путешествие по реке Вёксе и побывал на неолитической стоянке «Польцо». Зорко и точно этот опытный наблюдатель и странствователь перекинул мостик из настоящего в прошлое, описав в «Родниках Берендея» свои впечатления от раскопок стоянки древних людей.

Эта книга была написана под вековыми соснами на знаменитых кручах реки Вёксы. «Знатные люди нашей страны (назову Веру Николаевну Фигнер), прочитав мою книгу, ездили смотреть и озеро, и реку Вёксу, и кручи», – пишет Пришвин в статье «Переславские кручи». А поводом для её написания послужила печальная история соснового бора в селе Усолье. В 1935-ом году писатель приехал в наши края, чтобы подготовить материал о работе усольского лесхоза. Устроился он в конце села среди высоких сосен. Перед домом находилась вышка для наблюдения за лесными пожарами. Каково же было его удивление, когда он увидел, что сосны на кручах срубили. Остались пни и голый песок. «Когда плыли на лодке по Вёксе, то видели гнетущую картину: корень великолепной сосны с кручи нависал над рекой, все кручи голые, весь правый берег покрыт штабелями того самого леса, который и речку защищал, и служил источником здоровья множества людей».

Михаил Михайлович Пришвин здесь же, в обезображенном лесу, стал писать в газету «Известия» статью «Переславские кручи». «Стоном моим, как пулей, стрельнуло статьёй и попало в самое сердце. Понаехали комиссии и стали искать виновников, возможно, и не найдут, провели постановление: «Ввести всю чащу от самого озера Плещеева до Усолья в неприкосновенный фонд». Я спас сосны левого берега Вёксы». Благодарные жители села этот бор стали называть пришвинским.

Страшная весть о войне застала писателя в Подмосковье, под городом Рузой, где Пришвин жил с весны до начала лета 1941-ого года. Михаил Михайлович был уже пожилым человеком (ему исполнилось 68 лет). В числе других старейших деятелей культуры ему было предложено эвакуироваться в Нальчик, но он не хотел уезжать далеко от Москвы. Писатель выбрал давно известные места под Переславль-Залесским и в октябре 1941-го года вместе с семьёй прибыл в Усолье. В течение трёх военных лет Пришвин жил в глухих местах вместе с «лесным народом», в тылу, где, по его словам, накопил огромный материал для будущих книг. Валерия Дмитриевна (жена писателя) вспоминает: «Мы устроились на окраине леса в небольшом бревенчатом частном доме, сняв половину с двумя комнатами. Их объединяла голландская печь, в которой я готовила еду и даже ухитрялась печь хлеб».

Читайте также:  Как определить женщина солнце или луна

В 27-ой главе «Повести нашего времени» описана обстановка комнаты Михаила Михайловича: «Занавески из марли, окрашенные акрихином в солнечный цвет. Две тахты, сделанные из ящиков».

За домом сразу же начинался огромный хвойный лес с болотами и сосновыми сухими гривами… С другой стороны протекала неширокая тенистая рыбная речка Вёкса… От крыльца дома ногами неутомимого ходока была протоптана тропа, которая уходила вглубь леса. Она не зарастала ни летом, ни зимой. «Для утренней пустынной прогулки по лесу я пробил своими ногами тропу к зимней дороге по Блудову болоту», – записал Пришвин в дневнике.

Усольские места продолжали оставаться для писателя Берендеевым царством. Именно здесь расцвёл талант писателя – мастера поэтической миниатюры. В адрес Пришвина раздавались упрёки в аполитичности, в «несвоевременном обращении к цветкам и листкам». А он считал, что только тесная связь с природой может излечить человека от зла. «Я пишу не для войны, а для мира», – отвечал Михаил Михайлович.

Пришвин признался, что он «во всех своих книгах оставался автором записок о непосредственных своих переживаниях».

В усольском дневнике Пришвина записаны беседы с соседом по деревне Иваном Кузьмичом (фамилия его не указана). Удалось установить, что это Иван Кузьмич Александров, счетовод леспромхоза, усольский старожил и крепкий хозяин. В борьбе и противоречиях ведутся беседы между ним и писателем о том, что у каждого человека должно быть призвание к чему-то, «своя полоса». В этом смысл жизни. Иван Кузьмич стал прототипом Мануйлы, главного героя «Корабельной чащи», который в борьбе со своим соседом идёт к Калинину в Кремль за правдой (в основе этого эпизода лежат впечатления от встречи самого М. М. Пришвина с Калининым в 1944-ом году).

Большое значение для Пришвина в годы войны имела дорога Усолье – Переславль, которая надолго для него стала артерией, которая соединяла его с реальным миром. В самые тяжёлые дни войны, когда враг подступал к Москве, когда по дороге через Усолье днём и ночью шли беженцы, гнали скот, двигались войска, Пришвин нередко целые дни и ночи проводил у костров, слушая рассказы беженцев. Так родились многие рассказы писателя, навеянные усольской жизнью. Один из них – «Большая дорога», в котором мы находим описание усольской дороги, так много значащей для Михаила Михайловича: «Нам навстречу двигались войска. А туда ехали на телегах, шли пешком массы людские. Кто продавать, кто менять, кто покупать что-нибудь на базаре». О судьбах людей, шедших по этой дороге, писал Пришвин в дневниках и произведениях.

И конечно, особое значение для жителей Усолья имеет сказка-быль «Кладовая солнца». В 1945-ом году Министерством просвещения РФ был объявлен конкурс на лучшую книгу для детей. Пришвин принимает участие в конкурсе и победу в Великой Отечественной войне встречает новой повестью «Кладовая солнца», которая была написана за месяц. Краткие дневниковые записи того времени свидетельствуют о том, на каком подъёме работал Пришвин в эти дни. «9 мая. День Победы и всеобщего ликования… Пишу свой рассказ для детей». «17 мая. Пишу во весь дух книгу для детей». «24 мая… через неделю закончу». «4 июня. Закончил и выправил сказку…

5 июня. Итак, работа закончена… Понял, что вещь написана настоящая… Эта «сказка» будет мне поводырём сквозь литературное безвременье».

Повесть получила первую премию на конкурсе и была напечатана в июльском номере журнала «Октябрь». Она была признана лучшим произведением писателя для детей и до сих пор включается во все школьные программы.

Название «Кладовая солнца» было найдено писателем не сразу. Дневниковые записи позволяют увидеть, как тщательно Пришвин подбирал название своему произведению: «Сладкая клюква», «Дружные ребята», «Друзья», «Друг человека», «Тропа испытаний», «Тропа Антипыча», «Блудово болото». А в записи от 6-ого июня читаем: «Заключил договор с «Дружными» на «Кладовую солнца».

Происхождение названия «Кладовая солнца» Пришвин объясняет в предисловии к сборнику «Весна света»: «Однажды я встретил, как находку, в одном учёном исследовании уподобление торфяных болот, хранящих в себе огонь и тепло кладовой солнца».

Это произведение дорого жителям села Усолье потому, что повесть насыщена впечатлениями от усольской природы и жизни писателя среди неё, а главными героями произведения являются усольские дети – сироты Соня и Боря Александровы. «Соне лет 10, Боре – 11. Два года назад у них умерла мать, а вскоре затем и отец. Всё нехитрое хозяйство – изба, огород и мелкие домашние животные остались на детей» (дневник от 7 апреля 1943 года).

От этих детей был взят внешний сюжет – их сиротство, забота о них колхозников. Характер же отношений между детьми дан Пришвиным по личным переживаниям своей жизни: «Отношения Зины и Васи списать с моих и подруги моей. Разобрать нас самих в образе этих детей».

В окончательной редакции повести главным героям Пришвин дал имена Коршуновых из деревни Хмельники Переславского района Ярославской области.

Насколько достоверно изобразил Пришвин жизнь детей-сирот в «Кладовой солнца»? Как на самом деле жили они в годы войны? Как часто общались с Пришвиным и его семьёй? С этими вопросами мы обратились к Софье Павловне Карягиной (Насте в повести). Она-то и поведала историю своей жизни и брата Бориса.

Их родители Варвара Александровна (1892 года рождения) и Павел Васильевич (1891 года рождения) Александровы в 1925-ом году построили себе в Усолье дом (Софья Павловна живёт в нём и сейчас). В их семье было трое детей: Александр (1925 г. р.), Борис (1927 г. р.), Софья (1930 г. р.). Семья была дружной, трудолюбивой. Отец работал кузнецом сначала в лесничестве, затем – на торфопредприятии. Мама была домохозяйкой. Дети учились в начальной школе в селе Усолье.

В апреле 1942-ого года семья осиротела: умерла Варвара Александровна.

Началась война, отца на фронт не взяли, так как он был уже в возрасте. В декабре 1942-ого года семью вновь посетило горе: ушёл из жизни отец, и трое детей остались сиротами. Не успели похоронить отца, в январе 1943 его года призвали в армию старшего брата Александра. Соня двенадцати лет и пятнадцатилетний Борис остались одни. Пришлось рано стать самостоятельными, так как надо было вести домашнее хозяйство: ухаживать за скотиной (корова, куры да собака Дымка), выполнять работу по дому, обихаживать земельный участок. Борис был ловким хозяином: топил печку, пёк хлеб, варил еду, доил корову. Кроме того, от отца детям досталась лодка, и Борис с удовольствием ловил рыбу, помогал односельчанам перевозить груз на противоположный берег реки, а женщины за это давали ему одежду погибших мужей. Соня занималась уборкой дома и стиркой.

Читайте также:  За окошком солнце за окошком май ноты для фортепиано

Вскоре Бориса пригласили работать на торфопредприятие, и его домашние заботы легли на плечи Сони. Зато Борис стал приносить в дом деньги и удвоенный паёк хлеба. У ребят в Усолье жила бабушка (по линии матери), которая помогала внукам. Жители села тоже не оставляли детей без внимания: помогали в трудную сенокосную пору.

Михаил Михайлович узнал о сиротах Соне и Боре от детей своего шофёра Кононова Сергея Ивановича, который вместе с женой Верой Павловной и дочерьми Люсей и Майей поселились в соседнем с писателем доме. Пришвин брал детей за грибами и ягодами, когда они дружной компанией ездили на дальние делянки. Жена писателя Валерия Дмитриевна и его тёща Наталья Аркадьевна покупали у детей молоко.

Пришвин «промышлял» в Усолье фотографией. Сфотографировал писатель однажды и Соню с Борей с их собакой Дымкой. Никакой платы, конечно, не взял. Дети подписали фотографию и отослали брату на фронт. И вдруг однажды они получают солидный пакет, в котором находились все фотографии, когда-то присланные Александру. Он писал о том, что идут жаркие бои, неизвестно, как сложится его фронтовая судьба, и фотографии могут пропасть. И, действительно, вскоре пришла похоронка, в которой сообщалось, что Александр Павлович Александров погиб на станции Олонец.

А жизнь продолжалась. В 1944-ом году призвали в армию Бориса, но на фронт он не попал: сначала проходил учебку в Горьковской области, после учёбы перевели в Лефортово. После службы остался в Москве, работал таксистом. Но родное село не забывал, часто приезжал к сестре Софье Павловне. В октябре 2001 года Борис Павлович ушёл из жизни.

Софья Павловна после войны закончила семилетку, получила паспорт. Началась трудовая жизнь: работала в детских яслях поваром, в лесничестве – сторожем, в ОРСе – продавцом. Софья Павловна – радушная хозяйка, гостеприимно встречает краеведов, рассказывает о своей жизни в годы войны, о жизни села и, конечно же, о писателе М. М. Пришвине, который в «Кладовой солнца» рассказал историю детей-сирот.

Помимо детей, ключевым образом произведения является старик Антипыч. Но немногие знают, что прототипом этого героя был старый лесник Антипыч, живший недалеко от Усолья. Валерия Дмитриевна Пришвина вспоминала: «Во время последней войны мы уже не застали лесника в живых. Но через несколько лет он появился у Пришвина в “Кладовой солнца”, опоэтизированный до неузнаваемости». В уста Антипыча автор вкладывает своё кредо: «Правда есть вековечная суровая борьба за любовь».

У Антипыча есть преданный и верный друг – собака Травка, которая приходит на помощь тонущему Митраше. Правда, эпизод со спасением мальчика из болота – это случай, бывший с самим Пришвиным в 1920-х годах на охоте. Его спасла таким же образом охотничья собака.

С главными героями повести «Кладовая солнца» мы встречаемся и в других произведениях Михаила Михайловича. Так, Соня и Боря Александровы стали прототипами героев «Корабельной чащи», а лесник Антипыч под именем Антоныч является героем очерка «Берендеева чаща».

М. М. Пришвин запечатлел жителей села Усолье не только в дневниках и произведениях, но и на фотографиях. Это были годы, когда фотография помогала писателю зарабатывать кусок хлеба. Писатель «за хлеб и картошку» снимал детей и женщин в селе Усолье. Глядя на себя-фотографа со стороны, он записывает: «Мне нравится этот простой старый человек, к которому все приходят запросто… говорят «ты».

Не обходилось и без курьёзов. Валерия Дмитриевна вспоминает: «Пришли к нам в Усолье сниматься мальчики. У одного на груди висели ордена. В комнате нашей стена не позволяла настолько отодвинуть аппарат, чтобы эти ордена вышли на фотографии.

«Что делать? – спросил Михаил Михайлович. – Если снимать ордена, отрежется верх головы, а если снимать голову, отрежутся ордена». «Режь голову! – ответил мальчик без колебания. «Готовые воины!» – восхищённо записывает в дневнике о подобных своих клиентах-мальчиках Пришвин-фотограф.

В военные годы трудно было сфотографироваться, а хотелось запечатлеть на память уходивших на фронт. Вот и шли к Пришвину люди. И никому писатель не отказывал. Фотографирование для семьи писателя было также хорошим подспорьем. Об этом можно судить по воспоминаниям Валерии Дмитриевны: «Конец зимы, весна и лето 1943-го года прошли у нас в походах на Ботик и в работе над «ленинградскими детьми». Работа захватила Михаила Михайловича и не позволяла тратить время на кормившую нас фотографию».

Старожилы села Усолье вспоминают, что Пришвин был неутомимым охотником, но охотником особого склада: он никогда не гонялся за обилием дичи. Охота для него была лишь незаменимым способом общения с природой. Ещё в середине 1930-х годов Пришвин любил охотиться в переславских лесах. Из воспоминаний одного охотника: «Как-то в середине 1930-х годов я охотился в переславских лесах. Стояла чудесная августовская пора, охота была отменной, но когда по-летнему ещё жаркое солнце осушило росу и собаке стало трудно «работать», я направился на привал к озеру Сомино. Здесь и состоялось моё знакомство с М. М. Пришвиным. Писатель сидел у костра. С ним был кто-то из знакомых местных охотников. В котелке над огнём закипала вода для чая. На Пришвине была широкополая шляпа. Борода чёрная, с проседью, глаза тёмные, выразительные. Одет он был в поношенную куртку, на ногах – высокие кожаные с отворотом сапоги. Михаил Михайлович улыбнулся, протянул мне руку и приветливо сказал: «Милости прошу к нашему шалашу! Гостям всегда рад!» Сбросив ружьё и рюкзак, я устроился рядом с хозяином. За чаем разговорились, и чем дальше продолжалась наша беседа, тем всё больше и больше писатель вызывал уважение к себе. Просторы Ярославской области он с любовью называл «краем Некрасова», писал, что именно здесь «нашёл своё место, свой образ жизни». За Михаилом Михайловичем пришёл легковой «газик». Писатель сердечно распрощался, взяв с меня слово на обратном пути навестить его в Усолье».

Со многими переславцами охотился Пришвин, а потом о своих впечатлениях от охоты писал в рассказах. Он их так и назвал – «Охотничьи рассказы».

Трудная, но интересная жизнь была у Пришвина в Усолье, были и радостные события: «В конце зимы 1943-го года 5 февраля Михаилу Михайловичу исполнилось 70 лет. Рано утром, как только рассвело, к нам пришёл неизвестный мальчик с запиской от тоже неизвестного нам монтёра с соседнего торфопредприятия. Монтёр узнал случайно на почте, что там лежит нам телеграмма, из которой явствует, что Михаил Михайлович награждён орденом Трудового Красного знамени. Монтёру не терпелось нам об этом сообщить», — вспоминает В. Д. Пришвина.

«Осенью 1943 года мы простились с Усольем и переехали в свою московскую квартиру», — записал писатель в своём дневнике.

Пришвин уехал, но жители села свято хранят всё, что связано с именем этого замечательного человека и с гордостью всем приезжим показывают домик, на котором висит мемориальная доска с надписью: «В этом доме с 1941 по 1943 гг. жил и творил певец родной природы Михаил Михайлович Пришвин».

Источник

Adblock
detector