Меню

Макро космос это вселенная

Макрокосм и микрокосм

Макроко́см и микроко́см

1) боль­шой мир (от греч. μακρός — боль­шой, долгий; и κόσμος — космос, все­лен­ная, мир) и малый мир (от греч. μικρός — малый, незна­чи­тель­ный; и κόσμος — космос, все­лен­ная, мир);

2) пара поня­тий, упо­треб­ля­е­мая в фило­со­фии и бого­сло­вии при сопо­став­ле­нии чело­века с окру­жа­ю­щим миром; исполь­зу­ется в рамках раз­де­лов учений, опре­де­ля­ю­щих и рас­кры­ва­ю­щих место чело­века во все­лен­ной, как одной из важ­ней­ших её частей.

Почему тогда как фило­со­фия пред­став­ляет чело­века малым миром в боль­шом, свя­то­оте­че­ское бого­сло­вие допус­кает обрат­ное?

Разные направ­ле­ния фило­со­фии, под­ходя к этому вопросу, обра­щали вни­ма­ние на гран­ди­оз­ность все­лен­ной, пора­жа­ю­щую чело­ве­че­ский разум и чув­ства кра­со­той и мас­шта­бами, тай­нами, чёткой урав­но­ве­шен­но­стью, сла­жен­ным, гар­мо­нич­ным вза­и­мо­дей­ствием одних частей с дру­гими. Чело­век же нередко рас­смат­ри­вался фило­со­фией, как мель­чай­шая частичка этого мира, цели­ком зави­ся­щая от него. Физи­че­ская жизнь чело­века в срав­не­нии с жизнью все­лен­ной почи­та­лась прак­ти­че­ски за ничто. Дохо­дило до обо­го­тво­ре­ния тех или иных частей кос­моса, физи­че­ских явле­ний, сил, пред­ме­тов, стихий (см.: Идо­ло­по­клон­ство).

Пра­во­слав­ные бого­словы смот­рели на чело­века прежде всего как на образ и подо­бие Творца, не забы­вая, что изна­чально чело­век хотя и зави­сел от усло­вий среды своего оби­та­ния, но всё же, при этом был постав­лен царём види­мого мира, при­зван вла­деть и управ­лять им в той мере, в кото­рой было угодно Богу ( Быт.1:28 ). Утрата власти над при­ро­дой про­изо­шла лишь вслед­ствие гре­хо­па­де­ния ( Быт.3:17 ).

К тому же, после Соше­ствия в мир Сына Божия и совер­ше­ния Им дела Искуп­ле­ния чело­век не только стал срод­ни­ком Самому Гос­поду Иисусу Христу (по чело­ве­че­скому есте­ству), но и был при­зван стать богом по бла­го­дати ( 2Пет.1:4 ). Это осу­ще­ствимо через бого­об­ще­ние и обо́жение, в лоне Церкви. В данном отно­ше­нии чело­век пре­вос­хо­дит любые объ­екты миро­зда­ния и всю все­лен­ную в целом.

Чело­век – малый мир. Он сосре­до­та­чи­вает в себе все твар­ные силы.
свт. Феофан Затвор­ник

Про­из­ведя из ничто­же­ства мир духов­ный и затем мир веще­ствен­ный, Гос­подь Бог, в заклю­че­ние тво­ре­ния, про­из­вел чело­века, кото­рый равно при­над­ле­жит и к миру духов­ному по своей душе, и к миру веще­ствен­ному по своему телу, а потому есть как бы сокра­ще­ние двух миров, и спра­вед­ливо назы­ва­ется малым миром.
митр. Мака­рий (Бул­га­ков)

Чело­век же есть малый мир. Ибо он обла­дает душою и телом и стоит посреди ума и веще­ства – потому он есть свя­зу­ю­щее звено между види­мым и неви­ди­мым, то есть чув­ствен­ным и умо­по­сти­га­е­мым тво­ре­нием.
прп. Иоанн Дамас­кин

Мир умо­по­сти­га­е­мый нахо­дится в чув­ствен­ном, как душа в теле, а чув­ствен­ный мир соеди­нен с умо­по­сти­га­е­мым, как тело соеди­нено с душой. И един мир, состо­я­щий из них обоих, как один чело­век, состо­я­щий из души и тела. Каждый из этих миров, сра­щен­ных в еди­не­нии, не отвер­гает и не отри­цает дру­гого, по закону Творца, соеди­нив­шего их.
прп. Максим Испо­вед­ник

Чело­век был сотво­рен, чтобы (быть) вели­ким миром в малом мире, види­мом, и поме­щен Богом на землю.
прп. Никита Стифат

Источник

МИКРОКО́СМОС И МАКРОКО́СМОС

  • В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 265-266

    Скопировать библиографическую ссылку:

    МИКРОКО́СМОС И МАКРОКО́СМОС (греч. μιϰρόϰοσμος – ма­лый мир и μαϰρόϰοσμος – боль­шой мир), че­ло­век и Все­лен­ная, уче­ние о па­рал­ле­лиз­ме ко­то­рых яв­ля­ет­ся од­ной из древ­ней­ших на­тур­фи­ло­соф­ских кон­цеп­ций. Та­ко­ва кос­мо­го­нич. ми­фо­ло­ге­ма «все­лен­ско­го пра­че­ло­ве­ка» (инд. Пу­ру­ша в Ве­дах, сканд. Имир в «Эд­де», кит. Пань-гу ; ср. евр. Адам Кад­мон), из пло­ти ко­то­ро­го воз­ник­ла зем­ля, из кос­тей – кам­ни, из кро­ви – ре­ки, из во­лос – де­ре­вья, из ды­ха­ния – ве­тер и т. д. В де­мифо­ло­ги­зи­ро­ван­ном ви­де ана­ло­гия М. и м. при­сут­ству­ет в на­тур­фи­ло­со­фии до­со­кра­ти­ков , осо­бен­но в тра­ди­ции кос­мо­ло­гич. био­мор­физ­ма (Анак­си­мен, Ге­рак­лит, Дио­ген Апол­ло­ний­ский), а так­же у Де­мок­ри­та, у ко­то­ро­го впер­вые встре­ча­ет­ся со­че­та­ние μιϰρ ò ς ϰόσμος («че­ло­век – это малый мир»), за­тем в «Ти­мее» Пла­то­на и с осо­бен­ной по­сле­до­ва­тель­но­стью (вплоть до пред­став­ле­ния о ми­ро­вом «се­ме­ни») – в сто­ич. кон­цеп­ции кос­мо­са как жи­во­го ор­га­низ­ма. Один из са­мых яр­ких об­раз­цов па­рал­ле­лиз­ма М. и м. – псев­до­гип­по­кра­тов­ский трак­тат «О сед­ми­цах» (гл. 1–12), об­на­ру­жи­ваю­щий в этом от­но­ше­нии ра­зи­тель­ное сход­ст­во с пех­ле­вий­ским кос­мо­го­нич. трак­та­том «Бун­да­хишн» (9 в., ос­но­ван на ут­ра­чен­ной час­ти «Аве­сты»).

    Читайте также:  Научные исследования космоса 2020 год

    Источник

    МАКРОКОСМОС И МИКРОКОСМОС

    Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

    Смотреть что такое «МАКРОКОСМОС И МИКРОКОСМОС» в других словарях:

    МАКРОКОСМОС — см. Микрокосмос и макрокосмос. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. МАКРОКОСМОС … Философская энциклопедия

    МИКРОКОСМОС И МАКРОКОСМОС — (греч. малый мир и большой мир), иначе человек и Вселенная; учение о параллелизме М. и М. одна из древнейших натурфилос. концепций, выраженная уже в космогонич. мифологеме «вселенского прачеловека» (инд. пуруша в Ведах, сканд. Имир в… … Философская энциклопедия

    МИКРОКОСМОС — (от греч. mikrцs малый и k6smos – Вселенная) составные части мира. Со времени поздней античной философии (напр., у Боэция) этим понятием обозначаются также человек как отражение, зеркало, символ, центр силы и разума мира, творения (космоса),… … Философская энциклопедия

    Макрокосмос — (греч. большой мир). Вселенная, которая, согласно натурфилософии ионич. традиции, подчинена действию тех же законов, что и микрокосмос, представляющий собой воспроизведение М … Словарь античности

    ДОСОКРАТИКИ — в узком смысле слова все др. греч. философы, начиная с Фалеса (надо бы с Лина), в широком смысле и профилософы, начиная с Гомера (далее Гесиод, орфики, Ферекид, Лин) и до Сократа. Если что и есть между Д. в узком смысле общего, так это только то … Философская энциклопедия

    ЧЕЛОВЕК — главная тема философии, центральная проблема всех филос. школ и направлений, неисчерпаемая в силу своей бесконечной сложности, дающая пищу для самых разнообразных интерпретаций и толкований. Ч., по мнению Б. Паскаля, это химера, невидаль,… … Философская энциклопедия

    мир — 1) Покой; перемирие. заключить ми.. Прот. ссора. См. дружба, согласие, спокойствие, тишина 2) Свет, вселенная, космос, земля, шар земной; подлунная, подсолнечная, поднебесная; юдоль (= долина) земная, юдоль печали и плача. Что там на белом свете… … Словарь синонимов

    ФЛОРЕНТИЙСКИЙ ПЛАТОНИЗМ — направление философской мысли эпохи Ренессанса, связанное с возрождением интереса к философии Платона и ориентированное в этом контексте против схоластики и особенно схоластизированного Аристотеля. Временной период развертывания: 1459 1521.… … История Философии: Энциклопедия

    ФЛОРЕНТИЙСКИЙ ПЛАТОНИЗМ — направление философской мысли эпохи Ренессанса, связанное с возрождением интереса к философии Платона и ориентированное в этом контексте против схоластики и особенно схоластизированного Аристотеля. Временной период развертывания: 1459 1521.… … Новейший философский словарь

    НАУКА — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с др. видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим … Философская энциклопедия

    Читайте также:  Творец космоса у платона

    Источник

    Макро космос это вселенная

    МАКРОКОСМОС И МИКРОКОСМОС

    МАКРОКОСМОС И МИКРОКОСМОС – большой мир и малый мир, под большим миром понимается вся Вселенная, под малым – организованное существо, животное или же человек как живая, мыслящая, обладающая душой ее часть. Сочетание этих двух понятий, употребление их вместе привносит определенный новый смысл в каждое из них. Предполагается, что мир в целом одухотворен, что он организован так же, как и живое существо, а человек, в свою очередь, содержит в себе, в своей душе, в своем уме весь мир, который можно познать, познав самого себя.

    Аналогия между макрокосмосом и микрокосмосом встречается уже у древнегреческих мыслителей начиная с Анаксимена, пифагорейцев, Гераклита, Эмпедокла и кончая стоиками и неоплатониками. Платон в «Тимее», рассуждая о происхождении и строении Вселенной, говорит о том, что «наш космос есть живое существо, наделенное душой и умом» (Соч. в 3-х т., М., 1971, т. 3, ч. 1, с. 471). Платон задается вопросом, что же это за живое существо, по образцу которого Бог устроил космос. Дело здесь идет не о каком-то существе частного вида, но о таком живом существе, которое объемлет все остальное живое как свои части, оно-то и было тем образцом, которому больше всего уподобляется космос. Тело, с которым соединена мировая душа, обладает совершенной сферической формой и лишено каких бы то ни было органов чувств. Существует, однако, определенного рода сродство между процессами, происходящими в космосе, и теми, которые происходят в душе и теле человека. Поэтому изучение космических ритмов в макрокосмосе помогает понимать и процессы, происходящие в человеке как микрокосмосе. О малом и большом космосе говорит Аристотель, рассуждая о возникновении движения. Неодушевленные тела всегда приводит в движение что-нибудь внешнее, а живое существо может само себя двигать. Если живое тело находится какое-то время в полном покое, то движение возникает от него самого, а не от внешней причины. «Если же это возможно для живого существа, – задается вопросом Аристотель в «Физике», – почему это не может происходить и со всей Вселенной? Ведь если это имеет место в маленьком космосе, значит, и в большом. » (Соч. в 4-х т., т. 3. М., 1981, с. 226). В целом, однако, физика Аристотеля избегает взгляда на космос как на одушевленный или живой. Движение звезд объясняется не наличием в них какой-то жизни, но гл. о. в терминах кругового движения, присущего эфиру, из которого они состоят. У стоиков вновь появляется в качестве доминирующей идея космоса как одушевленного сферического тела, разумного существа, все части которого образуют целесообразно устроенное целое. У Плотина, как и у стоиков, мир – это единичное существо, живущее в каждой из своих частей.

    Представление о человеке как о микрокосмосе в западной философии всегда играло как рациональную, так и мистическую роль. Это представление в той или иной форме всегда присутствовало в орфических, гностических, герметических текстах, а также в трудах по мистическому пантеизму и оккультизму. Вера в то, что происходящие во Вселенной процессы не случайны и не хаотичны, что они упорядочены согласно единому духовному принципу, порождала стремление достичь прямого мистического единения с душой космоса и тем самым даже повлиять через ее посредство на окружающий мир.

    Читайте также:  Долетит ли самолет до космоса

    В восточной философии организмические концепции, в которых устанавливается связь между строением живого организма и космосом, распространены достаточно широко. В конфуцианстве соединились этико-политические идеи с учением о космических силах инь и ян. В конфуцианских трудах этого периода интерпретации индивидуального и космического существования разработаны до мельчайших деталей. Дун Чжуншу пишет, что круглая форма человеческой головы воспроизводит форму неба, дыхание человека он соотносит с ветром, открывание и закрывание глаз соответствует следованию дня и ночи; зима и лето отражают периоды слабости и силы у человека, а смена печали и радости объясняется вращением двойных космических ситу инь и ян.

    В средние века человек определяется у Боэция, Григория из Ниссы, Дунса Скота как микрокосм. Николай Кузанский считает, что постижение любого конкретного достигается обращением его к божественному началу. Во всем «просвечивает» начало, оно всему предшествует, поэтому недостижимо. «Интеллигенцией», собирающим смыслом мир определяется в качестве единого. Каждая вещь пребывает в каждой через принадлежность к универсуму. Бог заранее уже есть все, что только может быть. Идеи Николая Кузанского наряду с неоплатонизмом оказали большое влияние на философию Дж. Бруно. Ему свойственны представления о едином начале и мировой душе как движущем принципе вселенной. Основной единицей бытия является монада как единство телесного и духовного. Высшая субстанция – монада монад, или Бог, – проявляется во всем единичном как целое. Агриппа, Парацельс, Пикоделла Мирандола, Кардано, Кампанелла рассматривали человека как микрокосм, в котором проявляются силы макрокосма. В учении Лейбница о монадах предустановленная гармония обеспечивает возможность для любой монады воспринимать все и выступать постоянным живым зеркалом вселенной.

    Доминирующим в новое время является представление о противостоянии субстанции мыслящей и субстанции протяженной, познающего субъекта и природы как предмета познания. Космос существует независимо от человека, от его духовного мира и подчиняется объективным законам развития. Такая установка отодвигает на периферию проблему макрокосмоса и микрокосмоса, но и она обнаруживается у Гердера, Гете, Шопенгауэра, Шеллинга, Лотце. Центральное место понятия макрокосмоса и микрокосмоса занимает в философских системах с мистическим уклоном. Н.Бердяев сделал идею макрокосмоса и микрокосмоса одной из главных в своей религиозной философии именно потому, что он противопоставлял ее рационалистической критической философии нового времени. Познать Вселенную, согласно Бердяеву, может лишь тот, кто сам есть вселенная, кто способен включить ее в себя. Человек космичен по своей природе, он – центр бытия, микрокосм, который содержит в себе все элементы вселенной, все ее свойства и качества. Религиозная философия и есть внутреннее познание мира через человека, в то время как наука есть внешнее познание мира вне человека.

    В 20 в. кризис наукоучения вновь приводит к постановке вопроса о родстве духовного мира человека и мира природы, космоса, что одновременно свидетельствует о кризисе рациональности нового времени. Развитие философии в 20 в. (экзистенциализм, герменевтика, постпозитивизм), а также фундаментальные изменения в области естествознания ставят под вопрос правомерность противопоставления субъекта и объекта, человеческой духовности и космоса, но намечающиеся решения этой проблемы обходятся без понятий макрокосмоса и микрокосмоса.

    1. Лотце Р. Микрокозм, ч. 1–3. М., 1866–1867;
    2. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989;
    3. Mayer А. Wesen und Geschichte der Theorie von Mikrokosmos und Makrokosmos, 1900.

    Источник

    Adblock
    detector